Дивеево история монастыря кратко

Согласно православному преданию, четыре духовных обители на Земле Божья Матерь взяла под своё особое покровительство. Известны её земные уделы — Иверская земля в Грузии, греческая гора Афон, Киевская Лавра и Дивеево, на которые Царица Небесная изливает свои божьи милости, бывая Сама лично по три часа в день в каждом из этих мест.

Содержание:

Краткая история и описание

История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом.

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря кратко

Монастырь с высоты птичьего полёта

Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете.

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря кратко

Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны реки Вичкинза

Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божьей Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами. Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно (то есть 24 раза в сутки) вставая на молитву.

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря кратко

Собор Спаса Преображения

Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами. В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию. В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде. В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал медведям и другим диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия.

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря кратко

Собор Троицы Живоначальной

Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России потянулись к нему за советом.

Однажды келью Серафима посетил помещик Михаил Васильевич Мантуров в сопровождении слуг. Михаил страдал от тяжёлой болезни ног. Лучшие врачи из Москвы и Петербурга не могли остановить раздробление костей. После того, как старец помазал Михаилу Васильевичу ноги елеем, страждущий неожиданно почувствовал, что впервые за многие годы может стоять.

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря кратко

В благодарность за исцеление помещик обрёк себя на добровольную нищету, продал своё имение и стал преданным учеником Серафима. При содействии Мантурова была основана Мельничная община, возглавляемая сестрой помещика — Еленой Васильевной Мантуровой. В 1842 году, через 9 лет после смерти преподобного Серафима две общины объединились в одну, а в 1861 году обитель получила статус монастыря. В 1903 году в Дивеево приезжал император Николай II и беседовал с блаженной Пашей Саровской, предсказавшей ему рождение наследника, царевича Алексия, революцию 1917 года и крах династии Романовых.

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря кратко

Главная дивеевская святыня — Святая Канавка — вырыта вдоль тропы, по которой ступала сама Богородица, явившаяся преподобному Серафиму. Эту канавку, окружавшую Мельничную общину, сёстры вырыли своими руками, обнесли валом и обсадили крыжовником. По преданию, когда Антихрист придёт на Землю, Святая канавка будет высока до небес и преградит ему путь. Серафим говорил, что паломник, идя по канавке, должен прочесть 150 раз молитву «Богородице Дева радуйся!». Также посетителям разрешается прихватить с собой горсть целебной земли с канавки.

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря кратко

Церковь Казанской иконы Божией Матери

У конца канавки есть часовня имени отца Серафима, где паломникам раздают «лечебные» сухарики, окроплённые святой водой и освящённые молитвой — это придаёт им благословение. В монастырь едут, чтобы поклониться чудодейственным мощам Серафима Саровского, совершить омовение в купальнях с целебной водой. Но даже неверующему человеку всё-таки стоит сюда приехать. Дивеевская обитель потрясает великолепием храмов, особенно красивы Троицкий и Преображенский соборы. В Троицком соборе, за ракой с мощами установлены витрины, где хранятся личные вещи батюшки Серафима: кожаные рукавицы, богослужебное облачение, нательный железный крест.

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря кратко

Слева направо: церковь Александра Невского, колокольня, собор Троицы Живоначальной, собор Спаса Преображения

Территория монастыря утопает в цветущих розах, а обходя Святую Канавку, за оградкой можно увидеть огромную лиственницу. Это дерево сёстры посадили в 1904 году в память о рождении царевича Алексея, о чём свидетельствуют иконы царской семьи, подвешенные на стволе и оградке.

Источник

История Серафимо-Дивеевской обители

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь связан с жизнью и трудами преподобного Серафима Саровского самым непосредственным образом. Можно сказать, что он стал духовным детищем святого.

Свою историю знаменитая обитель начала в 1767 году, когда вдова полковника Мельгунова Агафия Семеновна (в монашестве — Александра, насельница Киево-Флоровского монастыря) организовала при Казанской церкви села Дивеева женскую общину. С этого момента монахиня Александра управляла ею под руководством старца Саровской обители Пахомия. Вначале Казанская община была достаточно скромной — помимо самой монахини Александры всего пять насельниц. В основу жизни общины был положен устав Саровской обители, которая располагалась неподалеку, в 12 верстах.

Незадолго до своей смерти старец Пахомий завещал духовное окормление обители преподобному Серафиму. Приняв общину в 1789 году, тот полностью посвятил себя ее благоустройству, благоукрашению и духовному окормлению насельниц. Благодаря трудам святого старца из бедной и маленькой общины вырос известный на весь мир монастырь — одна из жемчужин русской земли.

Стоит заметить, что святой Серафим дал обет не посещать монастырь лично, так что со своими вопросами и проблемами сестры ходили к нему сами. Вероятно, это было связано с тем, что и само повеление основать новую общину в Дивеево (Мельничную) и все правила жизни, управления и обустройства монастыря преподобный Серафим получил от Самой Пресвятой Богородицы. Он все делал по Ее непосредственному наставлению. Все возможные средства, которые получал Серафим Саровский от тех, кому он помогал, он направлял на развитие и строительство монастыря. Это было связано, в частности, с тем, что изначально Дивеевская обитель была достаточно бедна, средств на ее расширение или благоукрашение попросту не было.

В середине XIX века одним из попечителей монастыря был Николай Александрович Мотовилов, известный биограф и собеседник преподобного Серафима. Таким образом, по благословению старца все те, кто мог оказать какую-либо помощь обители, имели возможность внести посильную лепту в дело ее укрепления. В то же время, оказывая такую помощь, люди делали определенный вклад и в дело спасения своей собственной души.

В 1828–1829 годах при общине была построена церковь Рождества Христова. Это стало первым крупным строительством в годы окормления общины преподобным Серафимом.

В 1842 году Казанская община была объединена с соседней — Мельничной — в одну единую Серафимо-Дивеевскую. Мельничная община была создана чуть раньше по благословению преподобного Серафима Саровского. Преподобный считал неуместным совместное проживание вдов и девиц и поэтому и организовал девичью общину при ветряной мельнице. Таким образом, до этого объединения в Дивеево было две общины: Казанская — для вдовствующих монахинь и Мельничная — для девиц.

Через 19 лет, в 1861 году, произошло значимое событие — объединенная община была преобразована в Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь. Так повелось, что Верховной Игуменьей (то есть Настоятельницей) монастыря почиталась Сама Пречистая Богородица, поэтому все настоятельницы считали себя только ее наместницами. Первой наместницей монастыря стала игуменья Мария (в миру Елисавета Алексеевна Ушакова).

Дальнейшая история монастыря связана в первую очередь со строительством в нем все новых и новых храмов. Всего в обители было возведено пять храмов: церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Тихвинская церковь, церковь во имя Преображения Господня при кладбище, а также домовый храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», которая находилась при богадельне. Особенно стоит отметить Троицкий собор, построенный по проекту архитектора А. И. Резанова (архитектор храма Христа Спасителя), в котором были приделы во имя иконы Божией Матери «Умиление» и в честь преподобного Серафима Саровского. Собор был заложен в 1848 году и строился 27 лет. Освящен он был в 1875 году. Строился при монастыре и еще один собор, расписанный самими насельницами монастыря под руководством художника Парилова. К сожалению, его участь была печальной. В феврале 1917 года планировалось его освящение, но наступившая революционная смута все прервала.

В Троицком соборе хранилась одна из святынь монастыря — икона Божией Матери «Умиление», которую обители передал сам преподобный Серафим. Эта икона известна тем, что преподобный постоянно молился перед ней и даже отошел ко Господу, творя перед ней ночную молитву. В годы советской власти икона сохранялась монахинями и была передана обители вновь после восстановления монастыря.

Помимо образа Богородицы до революции в обители находился камень-валун, на котором совершал свой подвиг столпничества преподобный Серафим. К 1917 году обитель достигла своего наивысшего расцвета. Достаточно сказать, что число монахинь составляло около 300 человек, а также в ней проживало примерно 1500 послушниц. В 1919 году обитель была переименована в трудовую артель, но все-таки продолжила свою деятельность. Однако избежать закрытия монастырю не удалось.

В 1927 году Серафимо-Дивеевский женский монастырь был закрыт. Множество святынь было уничтожено, разграблено или вывезено. В частности, уже упоминавшийся камень-валун был разбит.
Возрождение монастыря началось только в 90-е годы ХХ века. В 1990 году были сделаны первые шаги в деле восстановления обители, а спустя год, в июле 1991 года, сюда перенесли мощи ее духовного покровителя — преподобного Серафима Саровского.

Стоит отметить, что и в годы, когда монастырь окормлял преподобный Серафим, и в годы после его кончины, и уже после восстановления обители в наши дни сюда в больших количествах постоянно приезжали и приезжают паломники, как из России, так и из других стран. В первую очередь, конечно же, для поклонения мощам преподобного Серафима Саровского, с молитвой к нему и за его духовной помощь.

Источник

Женский монастырь Дивеево – четвертый удел Богородицы

Всемирно известную славу небольшому селу в Нижегородской области принес Серафимо–Дивеевский монастырь. Сюда со всех концов земли стекаются православные христиане, чтобы хоть раз посетить это святое место. И каждый из них душой чувствует, что Дивеево – место особенное. Сама Матерь Божия взяла эту землю под Свой Покров после Иверии, Афона и Киева.

Серафимо-Дивеевский монастырь создавался по особому благословению, и история его создания описана св. Серафимом Чичаговым в книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

Главный монастырский комплекс состоит из нескольких соборов и колокольни. И в селе, где самые высокие здания ограничиваются 3 и – крайне редко – 4 этажами, вид центральной соборной площади впечатляет. Он живописен, и не зря фотографии и картины с видами монастыря так популярны в народе.

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря кратко

В главном Троицком соборе покоятся мощи преподобного Серафима Саровского. Также в специальных столиках под стеклом оберегаются его вещи, сохранившиеся до наших дней. В Троицком и Преображенском храмах (еще один великолепный собор) проходят ежедневные церковные службы.

В храме Рождества Богородицы находятся мощи преподобной матери Александры, первоосновательницы Дивеевской обители; инокини Елены и схимонахини Марфы. А в Казанской церкви покоятся святые останки Дивеевских блаженных – блж. Пелагеи, блж. Парасковьи, блж. Марии и новомучениц дивеевских.

С колокольни открывается величественный вид на окрестности села и звучит благовест. Колокольный звон разносится далеко и напоминает о молитве.

Канавка в Дивеево

Духовнику обители, святому Серафиму Саровскому, было видение, как Богородица проходит с молитвой в Дивееве по особому пути, и тогда же он получил указание вырыть на этом месте канаву с валом. Святые говорили, что каждую ночь Матерь Божия молится на Канавке. Именно поэтому по святой Канавке не просто ходят, а идут с молитвой «Богородице, Дево, радуйся». Прочесть эту молитву нужно 150 раз, и многие во время этого пути ощущают мир и покой.

За свою историю Канавка пережила строительство, разрушение и восстановление.

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря кратко

На данный момент это сооружение представляет собой канаву, имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Сам вал Канавки, по которому ходят, вымощен брусчаткой и огорожен изгородью

Святые источники

Дивеево богато и святыми источниками. Они находятся не только в самом селе, но и в его окрестностях. У каждого источника своя история возникновения. Вода в них не только чистая и вкусная, но и целебная. Люди окунаются в источниках с молитвой, набирают ее в емкости и увозят с собой. Есть множество записанных свидетельств исцеления от разных болезней.

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря кратко

Игуменский корпус

Слева от колокольни расположен игуменский корпус. Место для игуменского корпуса было указано преподобным Серафимом по указаниям Пресвятой Девы.

По сути это административное здание, совмещенное с библиотекой. В нем также были расположены архиерейские и игуменские покои, кельи должностных лиц женского монастыря. Батюшка называл его «начальнический корпус».

Это довольно большое старинное двухэтажное здание в виде буквы «П». Два его крыла окружают внутренний двор. У построенного корпуса было 7 деревянных крылечек, 190 окон, и 48 печей. Была своя домовая церковь по имя Марии Магдалины. Такие вот масштабы!

Игуменский корпус интересен и в архитектурном отношении. Это замечательный дом в псевдорусском стиле. Особую выразительность фасаду придает необычное крыльцо. Оно вписано в двухэтажный эркер (выступающую часть здания), который завершается кокетливыми «кокошниками».

При советской власти корпус был разорен. В недавнее время проведены большие реставрационные работы.

Сегодня корпус выглядит очень домашним и уютным. Украшен в лучших традициях русских деревянных построек.

Двухэтажное здание голубого цвета чрезвычайно нарядно. По наличникам – белое резное деревянное кружево. Очень выразительны белые переплеты окон. Отреставрированный эркер выглядит просто как в сказке.

Храм также восстановлен и заново освящен. Но посторонних на службы не допускают.

Интересную историю церкви во имя святой равноапостольной Марии Магдалины мы позже тоже расскажем.

Культурная жизнь монастыря

Наверное, странно касаться этой темы в рассказе о духовной обители. Но, тем не менее, здесь есть что сказать.

В Серафимо-Дивеевском монастыре есть своя типография, где печатают книги духовного содержания и журнал. Есть музей Паши Саровской – дивеевской блаженной. В холе игуменского корпуса выставлена экспозиция фотолетописи монастыря. При монастыре вот уже несколько десятилетий действует православная гимназия.

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря кратко

Существует и культурно-просветительский центр, и своя библиотека. Есть свои гостиницы для паломников.

Монастырские скиты

Не все вновь прибывшие в Серафимо-Дивеевский монастырь в курсе, что этот женский монастырь является одним из самых крупных в России. И его комплекс не ограничивается соборной площадью с великолепными храмами.

На самом деле у монастыря много земель или, как принято говорить, угодий. И это не роскошь, а необходимость. Надо кормить сестер монастыря и всех паломников, приезжающих в это святое место. Поэтому обширное монастырское хозяйство с полями, огородами, пасеками и скотными дворами располагается в основном в скитах.

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря кратко

Скит – это своеобразный маленький мирок. Как правило, там есть храм или церковь, небольшие жилые постройки и хозяйство. Туда тоже можно приехать в паломничество, и многие опытные православные именно так и поступают. С одной стороны там много физической работы, и можно потрудиться на благо обители, с другой – там нет суеты и многолюдья, как в Дивеево. Тишина, покой, молитвенный настрой.

Дивеево живет своей особенной жизнью, где почти все связано с монастырем и тем духовным стержнем, который он дает. Ежедневные церковные службы, обилие святынь, щедро дарованных Богом этому месту, настраивают совершенно на другой лад. И те, кто живет в Дивеево постоянно, и те, кто сюда приезжают, одинаково ощущают этот дух. Здесь Небо близко, и молитва к Богу идет быстрее.

Отменить ответ

Анна ( 3 года назад )

Дивеево – место, куда хочется возвращаться. О поездке в это благодатное место я и моя семья очень долго мечтали. И по Божьей милости три года назад нам посчастливилось ощутить на себе ту энергетику, которой пропитаны Дивеевские места. На территории монастыря ухоженно, чисто, разбиты яркие цветочные клумбы, аромат которых разносится по всей округе. Соборы поражают своей удивительной красотой. Было чувство, что мы в другом мире.
Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря кратко
При входе много прилавков с сувенирами и со всем необходимым для посещения монастыря и святого источника. Когда мы приехали, было солнечно, но в один миг все небо затянуло черными тучами, резко поднялся ветер и полил дождь. Переждали дождь буквально 10 минут, как сразу же выглянуло солнце и всё вокруг задышало новой жизнью. Вот и вправду – чудеса.

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря кратко
После отправились в Троицкий собор с мощам Серафима Саровского. Чтоб прикоснуться к святыне, пришлось отстоять длинную, нескончаемую очередь, но это того стоит.
Далее мы направились к Святой Канавке. Люди по ней идут медленно, погруженные в себя и свои мысли. На протяжении всего пути по Канавке нужно читать молитву: «Богородице Дева, радуйся».

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря кратко
В монастыре имеются места, где можно пообедать. Мы выбрали блинную. Вкус тех блинов помнится до сих пор. Пообедав, мы направились на святой источник Серафима Саровского. Там все очень хорошо оборудовано: есть специальные купели, куда можно зайти переодеться и прямо там окунуться, установлены даже детские горки. Собираясь на источник, я и не думала, что вода в нем ледяная до такой степени, что сводит ноги, но после купания чувствуешь облегчение не только физическое, но и духовное.
Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря кратко
Обязательно возьмите с собой емкости для святой воды.
В общем уехали мы со святых мест отдохнувшие, одухотворенные и счастливые! Я советую всем посетить чудное Дивеево, о поездке в которое, уверяю вас, вы никогда не пожалеете. Ну, а моя семья хочет вернуться туда вновь!
Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря кратко

Арина ( 3 года назад )

Я из Украины, несколько лет назад рискнула в составе паломнической группы побывать в Дивеево. Надо объяснить, почему мне с таким огромным трудом далось это решение. Еще в давние советские времена, будучи совсем маленькой, я переболела полиомиелитом и с тех пор передвигаюсь только на костылях. И действительно, физически перенести эту поездку мне было очень тяжело. Подняться по огромной лестнице храма, отстоять всю службу, или окунуться самостоятельно в Святой источник, пройтись по мостику над Канавкой Царицы Небесной – абсолютно все давалось с огромным напряжением всех моих сил и только благодаря помощи добрых людей. Бытовые условия для паломников были ужасны. В огромном полевом лагере мы две ночи спали просто на деревянных нарах даже без тоненького матраса на нем. Хотя кормили хорошо.
Но все это ничто по сравнению с той огромной живительной силой, исходящей из этого поистине волшебного места: огромный сад с яблоками, цветы вокруг, неописуемой красоты храмы – Троицкий с мощами преподобного Серафима, и Спасо-Преображенский, почти точное подобие храма Христа Спасителя, где я молилась в Москве.
К сожалению, чуда не произошло, я не бросила костыли и не пустилась в пляс, наподобие персонажа Ильинского в старом кинофильме «Праздник святого Иоргена». По-видимому, судьбой мне уготован пройти иной путь на этой земле. Но святая сила этого воистину сказочного места осталась со мной до сих пор.

Источник

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Основание монастыря

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря краткоОколо 1758 года в Киево-Флоровский Вознесенский женский монастырь прибыла богатая помещица Ярославской, Владимирской и Рязанской губерний, вдова подпоручика Агафия Семеновна Мельгунова со своей трехлетней дочерью и приняла здесь монашество с именем Александры. Однажды ей было видение Божией Матери, в котором Царица Небесная повелела: «Это – Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои – да будут с тобою!» Посоветовавшись с богодухновенными отцами Киево-Печерской лавры, преподобная Александра безбоязненно пустилась в путь, указанный ей Богоматерью.

По дороге в Саровскую пустынь матушка Александра остановилась на отдых в селе Дивееве. Усталая, она сидя уснула. И снова ей было видение Божией Матери, указавшей, что это место и есть то самое, которое Она повелела искать. Царица Небесная сказала: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

После этого мать Александра в великой радости пошла в Саровскую пустынь и просила вразумления у старцев, которые посоветовали ей исполнить все указанное ей Царицею Небесною и благословили поселиться в двух верстах от села Дивеева в деревне Осиновке. Здесь вскоре заболела и скончалась ее девятилетняя дочь. После этого матушка отправилась в свои поместья, чтобы окончательно распорядиться имуществом и имениями. По завершении дел около 1767 года она вернулась и поселилась в селе Дивееве у приходского священника Василия Дертева. Она выстроила себе келью на его дворе и прожила в ней двадцать лет. В 1773 году мать Александра приступила к постройке каменного храма в селе Дивееве во имя иконы Казанской Божией Матери на том самом месте, где явилась ей Царица Небесная. Строительство храма было закончено в 1779 году.

Начало Казанской общины

В 1788 году местная помещица госпожа Жданова, услышав об обители, обетованной свыше матери Александре, пожертвовала 1300 кв. саженей своей усадебной земли возле Казанской церкви для устройства общины. Преподобная Александра построила здесь три келии и оградила строения деревянной оградой. Одну келию заняла сама с послушницей, в другой пригласила жить еще трех послушниц, а третью предоставила паломникам, идущим в Саров. Жила община по строгому саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы. Сестры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.

Провидя свою кончину, мать Александра просила отца Пахомия не оставлять послушниц Казанской общины и позаботиться о будущей обители, обетованной ей Царицей Небесной. Отец Пахомий ответил: «Послужить по силе моей и по твоему завещанию Царице Небесной и попечением о твоих послушницах не отрекаюсь…, но как же и браться за то, не зная, доживу ли до этого времени. А вот иеродиакон Серафим, духовность его тебе известна, и он молод, доживет до этого, ему и поручи это великое дело». Мать Александра повторила свою просьбу отцу Серафиму. За неделю до своей кончины она приняла великий ангельский образ. В день кончины матушка приобщилась Святых Тайн и блаженно отошла ко Господу 13 июня 1789 года.

После смерти первоначальницы Дивеевской общинки матери Александры осталось три послушницы. Выбирая между собою старшую, они поставили начальницей Анастасию Кирилловну, которая в продолжении семи лет собрала в общину до 52 сестер. Управление ее ничем особенным не отличалось, но прошло прекрасно, тихо, с соблюдением установлений матери Александры. Во всем она благословлялась у духовника отца Пахомия, который до последнего дня своей жизни продолжал отечески заботиться о послушницах Дивеевской общины.

С кончиной отца Пахомия в 1794 году община потеряла своего заботливого отца. Батюшка Серафим в то время начал свою затворническую жизнь и не мог заниматься делами общины. В 1796 году скончалась Анастасия Кирилловна, и начальницей общины по выбору сестер была поставлена Ксения Михайловна Кочеулова. Чрезмерно суровая строгость Ксении Михайловны настолько не понравилась сестрам, что из 52 выбыли в первый год ее управления 40 человек, но затем стали прибывать новые, так что в 1825 году в общине снова собралось до 50 сестер. Начиная с 1822 года они стали обращаться за духовными советами к батюшке Серафиму, который не вышел тогда еще из затвора, но начал уже принимать посетителей.

Создание Мельничной общины

Батюшка Серафим желал научить сестер простоте жизни и легчайшему приобретению благодати Духа Святого именно тем способом, какому и сам научился из многолетней собственной опытности, и хотел смягчить строгость устава Казанской общины, но Ксения Михайловна не согласилась, говоря, что им уже дан устав саровским строителем Пахомием. Тогда батюшка Серафим оставил их, успокоенный, что заповеданное ему великой старицей матерью Александрой более не лежит на его совести.

25 ноября 1825 года ему явилась в саровском лесу Царица Небесная и сказала: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафии – монахини Александры? Ксению с сестрами ее – оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить, ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве, и на нем устрой эту обетованную Мной обитель Мою. А в память обетования ей, данного Мною, возьми с места кончины ее из общины Ксении восемь сестер». И сказала ему по именам, кого именно взять, а место указала на востоке, против алтаря Казанской церкви. И указала, как обнести это место канавой и валом, и повелела, чтобы это было сделано трудами самих сестер. И приказала сначала из саровского леса срубить двухпоставную ветряную мельницу и первые келии, а потом, по времени, соорудить в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного двухпрестольную церковь для сей обители, приложив ее к паперти церкви Казанского явления Своего. И Сама дала ему для сей обители устав новый, нигде до того времени ни в какой обители еще не существовавший. И за непременное правило поставила заповедь, чтобы в сию обитель не дерзала быть принимаема ни одна вдовица, а всегда принимались бы лишь одни девицы, на прием которых Сама Она изъявит Свое благоволение, и обещалась Сама быть всегдашней Игуменией сей обители Своей, изливая на нее все милости Свои и всех благодатей Божиих благословения со всех Своих прежних Жребиев: Иверии, Афона и Киева.

9 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преподобному Серафиму Царицей Небесной. «В зачатие праведной Анны и я хочу зачать обитель!» – торжественно объявил в этот день старец. Новая община стала называться Мельничной. Не имея еще келий, сестры до глубокой осени жили на самой мельнице и занимались работами. В конце октября построили келию, и в ней все поместились. Через некоторое время отец Серафим приобрел для них житницу и благословил им строить другие келии для вновь приходящих сестер.

Жизнь в Мельничной общине походила на апостольские времена единством духа любви ко Христу, Царице Небесной и батюшке Серафиму, взаимной любовью между сестрами, хотя жили бедно и питались скудно.

Две отдельные общины

В 1833 году в Мельничной общине было 19 келий, в которых жили 73 сестры. Обе женские общины, хотя и разнохарактерные, нисколько не мешая друг другу, жили в мире и согласии. Говоря о двух общинах преподобный Серафим всегда подчеркивал их раздельность, полную друг от друга независимость и всецелую самостоятельность. После смерти батюшки в мирную жизнь сестер двух общин − Мельничной и Казанской – самовольно стал вмешиваться саровский послушник Иван Тихонович Толстошеев (иеромонах Иоасаф). Батюшка Серафим при жизни запрещал ему это, но честолюбивый послушник в мечтах видел себя попечителем и духовником обители. В 1842 году Иван Толстошеев выхлопотал указ об объединении двух общин. Он старался обратить к себе сестер, отвлечь их от исполнения заветов великого старца. Двадцать девять лет продолжалась смута, результатом которой стали нищета и долги: в обители нечем было даже замесить хлеба, а главное − разладилась духовная жизнь. Смута завершилась после личного вмешательства Государя и Святейшего Синода в 1862 году. Тогда община была возведена в монастырь и игуменьей ее стала монахиня Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).

Справедливость в четвертом уделе Божией Матери была восстановлена, благодаря участию таких благодатных угодников Божиих, как святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, святитель Феофан (Говоров), затворник Вышенский, преподобный Антоний (Медведев), наместник Троице-Сергиевой лавры, архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий) и других.

Преобразование общины в монастырь

Указом Святейшего Синода от 10 февраля 1861 года объявлено было о возведении состоящей в Ардатовском уезде Дивеевской женской общины на степень третьеклассного общежительного монастыря.

В начале 1862 года митрополит Московский Филарет писал об этом событии наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Молитвы отца Серафима победили. Святейший Синод определил Дивеевскую настоятельницу Елисавету постричь и произвести в игуменью». Так сбылись пророческие слова отца Серафима, сказанные им одной из Дивеевских сестер: «Запомни, матушка, у вас на двенадцатой начальнице устроится монастырь». Елизавета Алексеевна Ушакова была посвящена в сан игуменьи 17 ноября 1862 года с наречением имени Марии. Устав в монастыре был взят Мельничной Серафимовой Дивеевской общинки, поэтому весь монастырь стал называться Серафимо-Дивеевским. Сестры с благоговением соблюдали заповеди батюшки Серафима.

За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) с 1862 по 1904 годы обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом св. равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм во имя св. благоверного. князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (1902 г.) и около тридцати корпусов для послушаний и жилья сестер.

Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплетным делом. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное послушания (манатея — тонкая домотканая шерсть). В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающей потребным количеством воды весь монастырь и две бани.

В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжелобольных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.

Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом.

К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. «Это не монастырь, а целая область, раскинувшаяся на три версты», – так отозвался о нем Нижегородский епископ Иоанникий.

Приезжавшие в те годы в Дивеево паломники видели и слышали, что сестры жили и дышали батюшкой Серафимом. «Батюшка сказал!» – поминутно слышалось в их разговорах. С.А. Нилус так писал об обители в 1900 году: «Святыня – это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьет ключом из каждого уголка этого удивительного места, из каждой келии, из каждого ласкового слова как самой игумении, так и всех виденных мной сестер».

После кончины игумении Марии в 1904 году по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до ее закрытия. В 1917 году в монастыре проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы, а численность населения села Дивеево была всего 520 человек. В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Земли, хозяйства, хутора – все было изъято. Сестрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паек. Но несмотря на трудности жизни, обитель до разгона в 1927 году оставалась паломническим центром и принимала тысячи людей, тянувшихся в эти трудные годы к святыням Дивеева.

Монастырь от разгона до возрождения

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря краткоБатюшка Серафим говорил: «Придет время – и мои сиротки в Рождественские ворота посыпятся как горох». Недоумевали сестры: «Какие же это ворота будут?» В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон обители. В проповеди на литургии в этот день епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) сказал сестрам: «Монастырь закрывается, но монашества с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена Чаша, и кто как ее выпьет, насколько достойно? До сих пор вы горели одной общей свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь».

Так сбылось предсказание батюшки Серафима. В недельный срок монастырь закрыли. В те дни, когда разгоняли монастырь, лил дождь. Казалось, плакала вся природа. Дождь очень затруднял сестрам переезд, особенно старым и больным, жившим в богадельне. После последней службы на Воздвижение Креста Господня многие больше никогда не увиделись и не вернулись в Дивеево. Большинство сестер рассеялось по округе, некоторые уехали домой. Монастырь оказался за стенами обители.

Игумения Александра с близкими сестрами поселилась в Муроме. Там она сохраняла часть дивеевских святынь и главную святыню − икону Божией Матери «Умиление», принадлежавшую преподобному Серафиму.

Молитвенная монашеская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. Многих арестовывали и ссылали в лагеря, были среди дивеевских сестер и расстрелянные. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сестры снова постепенно собирались вокруг обители. Во время хрущевских гонений службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками. По благословению Святейшего Патриарха Пимена дивеевские сестры принимали монашеские постриги.

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря краткоВозрождение в селе Дивеево церковной жизни началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года деревянную церковь освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, вновь был освящен Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря. С 1 января 1991 года все уставные богослужения в нем совершаются ежедневно.

21 июля 1991 года было объявлено в печати решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 30 июля того же года в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в Музее истории религии, который размещался в Казанском соборе.

17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) при большом стечении народа посвятил в сан игумении Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

Второе обретение мощей

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря краткоИз воспоминаний архиепископа Истринского Арсения:

Чтобы все было понятным, расскажу предысторию событий. В вопросе обретения мощей преподобного Серафима Саровского очень помог покойный ныне архиепископ Тамбовский Евгений (Ждан). Именно с его назначением в 1987 году на Тамбовскую кафедру стали предприниматься большие усилия по возрождению духовной жизни на Тамбовщине. Попутно Владыка изучил массу документов и случайно наткнулся на те, которые содержали описание вскрытия сотрудниками НКВД раки мощей преподобного Серафима Саровского. Конечно, это жуткая бумага − в отношении святого угодника Божия было проявлено мародерство, но она ценна буквальным, детальным описанием каждой косточки, каждого позвонка, обнаруженного в раке преподобного.

В 1990 году состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором митрополит Ленинградский Алексий был избран на Патриарший престол. А в конце года мне позвонил директор Музея истории религии Ленинграда Станислав Алексеевич Кучинский: «Владыка, я не могу утверждать точно, но нами обнаружены мощи какого-то угодника Божия. Мощи скелетного состава, никаких покровов. Сохранилась только одна рукавичка на мощах, на которой − такая надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» По описи эти мощи у нас не проходят, нашли мы их случайно, завернутыми в один из гобеленов…»

Конечно, я сразу же поставил в известность Святейшего Патриарха. Святейший переговорил со Станиславом Алексеевичем, и тогда же, в декабре, под председательством Владыки Евгения была создана специальная комиссия. Я тоже входил в нее, а также и некоторые священнослужители Санкт-Петербургской епархии.

И вот мы приехали в Петербург (тогда еще Ленинград) и в присутствии директора, его заместителей и сотрудников музея поднялись в ту комнату, где лежала «находка». Разумеется, мы привыкли всегда доверять только документам − здесь же никаких документов не было. Но я уже говорил вначале, что еще в 1988 году Владыке Евгению удалось обнаружить акт вскрытия мощей преподобного Серафима Саровского с подробным описанием (собственно, поэтому Владыка Евгений и стал председателем комиссии). По этому-то акту мы и стали сличать найденные мощи с описанием. Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского! Даже такой факт: помните из жития преподобного, как его до полусмерти избили разбойники, искавшие у него деньги? И вот даже это сходится: у найденных мощей заметна довольно сильная вмятина на грудной кости!

Что меня тогда поразило больше всего? Голова преподобного Серафима была в скуфейке с круглым отверстием на лбу. По-видимому, на это отверстие раньше была наклеена какая-то круглая металлическая пластинка, чтобы люди к ней прикладывались. Так вот, кости черепа преподобного − темного цвета, а это место − светлое-светлое, настолько оно зацеловано. От этого возникло какое-то радостное чувство…

После освидетельствования мощей Святейший Патриарх дал распоряжение директору Софринского завода изготовить раку для преподобного Серафима. Потом вызвал митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая и сообщил ему об обретении мощей преподобного Серафима.

Церковный народ узнал об этом событии немного позже. На Рождественском Патриаршем поздравлении в Богоявленском Елоховском соборе Святейший Патриарх в ответ на приветствие митрополита Ювеналия, обращаясь к молящимся, сказал: «А еще хочу, дорогие мои, сообщить об одном необычном явлении, которое Господь даровал нам в эти дни: обретены мощи преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца!» Меня поразило, как весь собор буквально вздохнул: настолько это глубинное переживание было в людях!

В середине января 1991 года Святейший Патриарх отбыл в Петербург (тогда еще Ленинград), там мощи Преподобного с торжественным пением были вынесены из хранилища в Казанский собор (он еще не был передан Церкви), где было совершено краткое молитвословие. Затем мощи перенесли в Александро-Невскую Лавру, в святых воротах которой дорогую святыню встречали клир и паства Ленинградской епархии.

Несколько недель мощи преподобного Серафима находились на поклонении в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В праздник блаженной Ксении Петербургской Святейший опять посетил Северную столицу, а вечером 6 февраля мощи преподобного Серафима при пении множества собравшегося на улицах народа – «Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас!», «Величаем тя, преподобне отче наш Серафиме!» − крестным ходом были перенесены из Александро-Невской лавры на Московский вокзал. Проходя по Старо-Невскому, по другим улицам, которые были определены для крестного хода, как было умилительно видеть множество народа со свечами, слышать это тихое молитвенное пение! Не было ни крика, ни гомона, ни какого-то ажиотажа… Не было той сумятицы, какая сопутствует обычно митингам, собраниям… Все пронизывало особенное, духовное радование!

Для доставки мощей преподобного в Москву был выделен специальный вагон поезда. Когда процессия с крестным ходом подошла на вокзал, мы увидели, что все перроны и подходы к зданию вокзала были сплошь заняты народом! В этот момент, мне кажется, работа вокзала вообще была парализована…

Когда отъезжали, такое было чувство, без слез не передашь! Вагон с мощами преподобного Серафима был в поезде последним, в нем также находился Святейший Патриарх. Когда поезд тронулся, все люди, стоявшие на перронах или у входа в вокзал, опустились на колени. Этот момент − поклон жителей Петербурга, прощавшихся с преподобным, − настолько запечатлелся в памяти, что его трудно забыть. Это был единый душевный порыв…

По пути в Москву духовенством всю ночь читались акафисты, служились молебны. Утром прибыли на Ленинградский вокзал столицы. Наш приезд никак не был афиширован, но все равно: когда наш поезд подъехал, нас было намного меньше, чем встречавших мощи на перроне! Такая всех охватила радость, когда каким-то образом разнеслась весть о прибытии мощей, что люди прибыли и без объявления.

От Ленинградского вокзала к Богоявленскому кафедральному собору состоялся большой крестный ход с мощами преподобного Серафима. Помню, это случилось на праздник иконы Божией Матери «Утоли моя печали»: морозный день, поземка, но погода никак не сказывалась на настроении собравшихся, радость переполняла всех!

Когда мощи преподобного внесли в Богоявленский собор, сразу спонтанно начался благодарственный молебен: ни книг, ни последования − все наизусть, по вдохновению, такое воодушевление было!

В этот же вечер у мощей преподобного Серафима состоялось наречение во епископа Саранского Владыки Варсонофия, а на следующий день, 8 февраля, совершилась его епископская хиротония. И ведь это, я думаю, тоже не случайно: Саранск − это в Мордовии, а Мордовия входила раньше в Тамбовскую Епархию, где подвизался преподобный Серафим!

С февраля до июля 1991 года мощи преподобного пребывали в Богоявленском кафедральном соборе. Летом состоялся грандиозный крестный ход − уже на автомобилях − во главе со Святейшим Патриархом, иерархами и священнослужителями Русской Православной Церкви для переноса мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево, во вновь открытую Дивеевскую женскую обитель.

Этот крестный ход прошел буквально по всей России: по городам и Московской, и Владимирской, и Нижегородской областей, и дальше − через Арзамас − в Дивеево. Конечно, запомнилось многое: множество людей разного звания и положения, стремившихся приобщиться к святыне. Повсюду крестный ход сопровождала масса людей, особенно поразили меня встречающие в Лакинске. Поскольку в этом городе не было предусмотрено остановки, а кроме того, уже на подъезде к Лакинску начался ливень, мы хотели ехать, не останавливаясь. Но что мы увидели? На дорогу вышло много людей − с хоругвями, крестами, цветами и иконами. Они вышли поприветствовать преподобного Серафима! А тут − ливень! И вдруг, увидев наш кортеж, все эти люди, несмотря на потоки воды, становятся на колени! Трудно передать, какие тобой овладевают чувства, когда видишь такое благоговение перед святыней!

И так было по всему пути следования: повсюду люди выходили на обочину, встречали мощи преподобного, каждый по-своему выражал радость от встречи со святыней.

Въезжаем во Владимир… Владыка Владимирский, архиепископ Евлогий, со множеством клира вышел навстречу мощам к Золотым воротам города. И тут − такая поразительная картина: мощи стоят по центру, Владыка Евлогий − во вратах, клир около него, а вокруг все заполнено народом! Огромнейшая площадь, вниз от собора, сплошь занята людьми, которые пришли поклониться преподобному Серафиму.

На следующий день маршрут продолжился далее. И повсюду, на каждой остановке, совершались службы, пелись молитвы. Заезжали и в Вязники, и в Гороховец…

Потом приехали в Нижний Новгород: большой ярмарочный собор, масса людей… Собор стоит на открытой площади, тени нет, жара… Пришлось выносить мощи на паперть южного придела, чтобы люди могли приложиться: народ шел нескончаемым потоком. Далее − в Арзамас, там в соборе была совершена епископская хиротония Владыки Иерофея, ныне почившего. Далее крестный ход с мощами преподобного проследовал в Дивеево.

По дороге в Дивеево находится несколько сел и деревень, оттуда тоже выходили люди − с крестами и иконами, вставали по обочине… Пришлось, конечно, и здесь останавливаться.

Так прошел этот удивительный крестный ход − с большими и малыми остановками. Сейчас я хочу поблагодарить всех, кто принял в нем участие: кто помощью, кто молитвой, кто еще чем-то… Скажу спасибо всем, потому что без нашей общей солидарности невозможно было бы организовать такое значительное мероприятие, которое целиком захватило все наше общество.

А затем уже Господь сподобил нас обрести мощи и других угодников Божиих, преподобный Серафим Саровский был первым…

Встреча мощей прп. Серафима в Дивеевской обители

Сам преподобный Серафим незадолго до своей кончины в беседах с Н.А. Мотовиловым говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. После кончины и последовавшего в 1903 году прославления мощи батюшки оставались в Саровской пустыни. И только сейчас сбывается это пророчество старца.

28 июля 1991 года повесили колокола на первый ярус дивеевской колокольни. И встретили мощи преподобного Серафима колокольным звоном. 30 июля в Дивеево пришел крестный ход со святыми мощами. Процессию возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Стали понятны предсказания святого старца о том, что плотью он будет лежать в Дивееве. Саров к тому времени был закрытым городом, а в Дивеевском монастыре вновь затеплились лампады и началась монашеская жизнь.

В Троицком соборе раку с мощами поставили в центре, где обычно стоит праздничная икона. Открыли окошечко, и духовенство прикладывалось к открытым мощам. Потом раку перенесли под сень. Всю ночь шли богослужения перед ракой. Утром в 9 часов служили литургию. Вечером 31 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил малую вечерню с акафистом в Троицком соборе. Пели три хора − Дивеевский, Нижегородский и Арзамасский. В полночь, уже 1 августа, началась Божественная литургия.

На запричастном стихе пели стихиры Пасхи. В три часа ночи и в 6 утра служили вторую и третью литургии в приделах преподобного Серафима и иконы Божией Матери «Умиление». На площади перед собором приготовили помост для Патриаршего богослужения. Был освящен временный престол. Раку с мощами архиереи вынесли из собора и поставили на помосте перед праздничной иконой. Литургия совершалась Святейшим Патриархом при огромном стечении народа. Многие тысячи паломников сподобились в этот день принять Святые и Животворящие Тайны Христовы. Ликовала земная и небесная Церковь, прославляя великого заступника перед Богом за Землю русскую.

«Исполнилось пророчество великого старца, − обратился Святейший Патриарх к богомольцам. − Мы видели, с какой духовной радостью встречали православные верующие в городах и весях драгоценную святыню нашей Церкви − святые мощи преподобного. Действительно, Пасхальной радостью исполнялись наши сердца, и мы пели Пасхальные песнопения, вспоминая его слова, что среди лета будут петь Пасху. Начинается новая страница истории Дивеевской обители. Она будет иметь огромную притягательную силу для паломников, которые придут сюда почерпнуть духовное утешение и силы у преподобного Серафима».

После литургии и крестного хода мощи преподобного вновь были перенесены в собор. В тот день в Дивеевском монастыре, который только-только начал восстанавливаться, собралось около 10 тысяч паломников.

100-летие прославления прп. Серафима

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря краткоПраздник 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых начался 31 июля в 16 часов вечерней с акафистом Угоднику Божию. После Малой вечерни в торжественной тишине все ожидали приезда из Сарова Святейшего Патриарха Алексия II. Раздался радостный трезвон во все колокола. Матушка игумения Сергия с сестрами хлебом-солью встретили Первосвятителя Русской Православной Церкви. Началось торжественное Всенощное бдение.

Сто лет назад торжества совершались в Саровской пустыни. Но еще при жизни преподобный Серафим предсказывал, что плотию своею он будет почивать в Дивееве. Многим это предсказание было тогда непонятно, и только теперь, когда с 1991 года святые мощи угодника Божия находятся в Троицком соборе в Дивееве, мы являемся свидетелями совершившегося пророчества.

Наступило время литии. При пении стихиры «Приидите инок множества, днесь Преподобнаго благочестно восхвалим…» духовенство медленно вышло в притвор собора. В литийных прошениях призывалось милосердие Божие по молитвенному предстательству всех святых и великого заступника и ходатая у Престола Божия преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Перед самым шестопсалмием возникла небольшая остановка в ожидании приход в собор Святейшего Патриарха, и вот − по устланной живыми цветами дорожке под колокольный звон и пение сестер Патриарх Алексий II вступил в собор.

После чтения шестопсалмия наступил самый торжественный момент богослужения. В 1903 году дивеевская игумения Мария (Ушакова) говорила о том, что батюшка Серафим предсказал: «Вот будет диво так диво, когда крестный ход пойдет из Сарова в Дивеево». Во исполнение этих слов в год 100-летия прославления преподобного Серафима из Сарова, куда для совершения торжественного богослужения временно были перенесены его мощи, действительно пришел крестный ход с дорогой для каждого православного святыней. С воодушевлением священнослужители, а затем сестры запели величание преподобному: «Ублажаем тя, преподобие отче Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов». Принесенный из Сарова ковчег со святыми мощами вложили во вновь изготовленную серебряную раку. И вспомнились слова одного из участников Саровских торжеств 1903 года, сказанные 100 лет назад: «Пой же Русь, греми ему хвалу высоко, громко, все выше и громче до самого Престола, где он дерзновенно предстоит перед Сущим, откликаясь на всякий вздох, доносящийся к нему с измученной земли. Пой, пой ему громче, Русская земля, радуясь, что ты, твой дух его создал, что тебя он выражал в своей жизни, в своих стремлениях, пой ему громче: «Ублажаем, ублажаем, тя. » Евангелие было прочитано Святейшим Патриархом Алексием II. Всенощное бдение закончилось поздно, около одиннадцати часов вечера. Но настроение у всех было праздничное, усталости не чувствовалось.

Молитва в течение этой ночи не прекращалась. В полночь в Троицком соборе начался молебен с водосвятием, а затем Божественная литургия. Ночная служба была и в Преображенском соборе. В час ночи началась литургия в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Ранним утром, в 4 часа, была совершена Божественная литургия в приделе иконы Божией Матери «Умиление» Троицкого собора. В 7 часов ковчег со святыми мощами перенесли на площадь перед Преображенским собором, где был устроен временный алтарь.

В 9 часов раздался праздничный колокольный звон. Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий и игумения Сергия с сестрами встретили у Патриарших покоев Святейшего Патриарха Алексия II и проводили его к месту совершения Божественной литургии, которую Первосвятитель Русской Православной Церкви совершил в сослужении иерархов Поместных Православных Церквей и епархий Русской Православной Церкви.

Заполнивший монастырскую площадь народ благоговейно молился. Лазурное, безоблачное небо казалось огромным куполом. Устроенный на площади алтарь не вмещал собравшихся иерархов. Слаженное пение дивеевских сестер побуждало к молитве. При пении Херувимской песни духовенство стройной линией вышло на Великий вход. Во время исполнения песнопений «Милость мира», «Тебе поем…» люди, затаив дыхание, внимали совершаемому таинству. За литургией было огромное число причастников Святых Тела и Крови Христовых. Для причастия было приготовлено 30 потиров.

По окончании литургии Святейший Патриарх Алексий поздравил собравшихся с праздником и вручил награды Русской Православной Церкви. Его Святейшество сказал: «Что же пожелать всем вам, дорогие братья и сестры, когда каждый из вас вернется в свой дом к своим близким и своим родным? Я от души желаю, чтобы каждый из вас унес благодать Господню в свой дом в своем сердце. Я желаю, чтобы та особая любовь, которая была присуща преподобному Серафиму Саровскому, коснулась бы и наших сердец. Мы помним, что преподобный Серафим Саровский встречал приходящих к нему словами: «Радость моя, Христос воскресе!». Он был носителем пасхальной радости, радости о Воскресшем Господе, Спасителе нашем. Я хочу напомнить вам еще раз, как и вчера вечером, что в одном из предсказаний Преподобного говорится, что среди лета запоют Пасху. Разве не Пасха сегодня у нас, когда мы вместе прославляем память и отмечаем 100-летие с момента прославления преподобного Серафима Саровского? Я приветствую всех вас, собравшихся на торжества в Троицкую Серафимовскую обитель словами вечно живого пасхального приветствия, которое так радует сердце каждого православного человека: «Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!» Пусть каждый из вас унесет эту пасхальную радость от общения с преподобным Серафимом Саровским. Пусть каждый из вас через нас смиренных услышит от него радостное пасхальное приветствие и слова «Радость моя! Христос воскресе!» Я желаю, чтобы молитвы преподобного Серафима Саровского укрепляли бы, давали бы силы, мужество, давали бы внутренний духовный мир каждому из вас на вашем жизненном пути». С Пасхальной радостью и воодушевлением, в один голос откликнулась площадь на приветствие Святейшего Патриарха: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»

Его Святейшество передал Серафимо-Дивеевскому монастырю копию Почаевской иконы Божией Матери со словами: «Меня просили это сделать люди, давшие обет, что эта святыня вернется в Свято-Троицкий Дивеевский монастырь».

Современная жизнь монастыря

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря краткоВ годы настоятельства игумении Сергии Дивеевская обитель, разоренная за годы советской власти, преобразилась. Теперь все церкви отреставрированы, монастырские здания капитально отремонтированы, построен заповеданный преподобным Серафимом Благовещенский собор, выкопана святая Канавка, создано два десятка скитов и подворий. Обретены мощи преподобных и блаженных жен Дивеевских. Стены Троицкого, Преображенского и Казанского соборов расписаны. Построены новые здания. Самоотверженно служит игумения Сергия Царице Небесной, украшая Ее земной удел.

Дивеевский монастырь – это большая семья: более пятисот сестер подвизается здесь. Глядя на них, матушка игумения вспоминает свою детскую скорбь о том, что их семья была маленькой: всего четыре человека. Вот и дал ей Господь по желанию сердца большую семью!

Когда совершаются иноческие и монашеские постриги, матушка игумения становится восприемницей новопостриженных, их духовной матерью. «А мать должна нести все немощи своих духовных детей, – так считает игумения Сергия. – Обязательно сама должна исполнять устав монастыря. Ведь если поучать других идти на правило, на трапезу, а самой все игнорировать, то это будут пустые слова. Исполнением устава монастыря отсекается своя воля, и Господь дает за это святую радость».

В монастыре свой особенный ритм жизни. Подъем в пять утра. В половине шестого все собираются на утреннее правило, во время которого читаются утренние молитвы, полунощница, двенадцать псалмов с поклонами, служится молебен с акафистом батюшке Серафиму, потом сразу начинается Божественная литургия. В будние дни около восьми утра сестры идут на послушание. Вечернее богослужение начинается в пять часов, заканчивается в половине девятого. Потом ужин. После ужина все идут на Канавку, и затем в храме читается вечернее правило.

Дивеево история монастыря кратко. Смотреть фото Дивеево история монастыря кратко. Смотреть картинку Дивеево история монастыря кратко. Картинка про Дивеево история монастыря кратко. Фото Дивеево история монастыря краткоМатушка игумения убеждена: «Настоящая послушница – та, которая может все это понести ради Христа. Почувствовав любовь Божию, она хочет в ответ на нее дать немножко своей жертвенной любви Богу, а через Него и окружающим. Монастырь, хоть и закрытое учреждение, но сюда многие приходят за духовной помощью, приступают здесь к таинствам. Мы все – служки Царицы Небесной и батюшки Серафима. Если только вдуматься в эти слова и на каждом шагу их себе напоминать, то очень многое в нашей жизни само определится. Если ты – служка Царицы Небесной и батюшки Серафима, можешь ли отпустить человека неутешенным, неправильно поступить с ним? Не можешь, не должна. И тогда, если ты – служка, то проси Царицу Небесную и батюшку Серафима, чтобы они управили, помогли, наставили, вразумили».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *