Дивеево монастырь что привезти
Что привезти из Дивеево в подарок: советы паломникам
При кажущейся простоте тема сувениров и подарков в паломнических поездках приобретает славу спорной. Действительно, если мы едем за духовным опытом, нужны ли материальные доказательства? Не будут ли они очередным суетным способом отвлечь внимание от главного? Давайте разбираться вместе.
Приобретение духовного опыта
Испокон веков главной целью всех паломничеств, в которые когда-либо отправлялись люди, было поклонение святыням и приобретение навыка молитвы. В былые времена такие путешествия растягивались на дни, недели и даже месяцы.
Времена изменились, появление транспорта сократило расстояния, а современный мир предъявляет к человечеству иные требования. И мы стоим на развилке, когда с одной стороны можно легко купить билет и доехать почти до любого места в кратчайшие сроки и с комфортом, с другой – отрешится полностью от суеты в месте назначения, порой бывает очень сложно. А если еще и время пребывания ограничено, то уставший мозг лихорадочно начинает задавать вопросы: куда сходить? Что купить? Что увезти с собой?
Но сколько бы у вас не было времени помните, паломническая поездка отличается от экскурсионной самой целью. Если вы едите в монастырь, или на источник, вы, прежде всего, должны сосредоточиться на молитве, поклониться местным святыням, прочувствовать духовую радость. Мир и покой.
Дивеево поистине святая земля, Четвертый удел Богородицы. И поклонившись мощам святого преподобного Серафима Саровского, вы можете увезти с собой масло, освященное на его мощах. Когда пройдете с молитвой Канавку, не забудьте взять домой немного землицы (землю с Канавки можно брать в определенном месте). На святых источниках налейте в бутылочку целебную водичку. Возьмите сухарики, освященные в чугунке батюшки серафима.
Что купить в подарок?
Если вы хотите сделать подарок тем, кто давно старается вести серьезную духовную жизнь, от сувениров лучше воздержаться.
Выберите в подарок хорошую духовную книгу, икону или поделитесь святынями. Можно также подарить подсвечник для возжжения свечей на домашней молитве, ладан; четки для молитвы, сплетенные сестрами монастыря; женщинам – головной платок.
Если же вы не знаете, насколько человек серьезно относится к православной вере, или у вас среди друзей существует традиция – привозить друг другу из поездок сувениры – то выбор ваш будет не прост.
В Серафимо-Дивеевском монастыре большой ассортимент сувенирной продукции. Но надо помнить, что в отличие от светских сувениров, отношение к вещам, где есть изображение икон, храма и креста должно быть особенным. Именно поэтому не утихают споры в среде православных. Сувенир не икона, но изображение святых образов на нем ставит его как бы в особый ряд. Так из посуды, на которой есть образы святых или евангельские надписи нельзя есть. Но если кружку, можно использовать хотя бы для святой воды (исключительно для нее), то с сувенирными тарелками все сложнее: есть из них нельзя. И все что остается, так это поставить такую тарелку на полочку на кухне или в гостиной.
То же самое можно сказать о вазочках, сувенирных монетах, значках и магнитах. Они могут быть украшением вашего дома и напоминать о поездке к святым местам, но их не всегда можно будет использовать как обычные сувениры. Даже выкинуть разбившуюся вещицу с изображением иконы или креста – нельзя. Ибо тогда будет грех поругания образа Божия. Сломанные сувениры с церковной символикой и старые церковные календари с изображением икон, надо будет отдавать в церковь с просьбой позаботиться о достойном «уничтожении» пришедших в негодность вещей. В храмах есть особые печи, где сжигаются бумажные и деревянные обломки икон, старые календари и журналы. Пепел после сжигания тоже хоронится по-особому.
Вспоминайте об этом каждый раз, когда у вас будет искушение приобрести красивую, но бесполезную вещицу из сувенирной продукции.
Камушки, с изображенным на них образом батюшки Серафима
Как ни странно, но традиция изображать на камушках образ молящегося на камне батюшки Серафима, или (но реже) икону Богородицы «Умиление», имеет под собой исторические корни.
В 1854 году ученик и почитатель преподобного Серафима Саровского Н.А.Мотовилов передал в дар императору Николаю I копию иконы Божией Матери «Умиление» и сколки камня, на котором молился святой Серафим Саровский. На сколках был изображен сам старец, молящийся на камне.
В Дивеевском монастыре также хранился один из осколков того знаменитого камня, и на нем тоже была маленькая живописная картина на эту же тему.
Неудивительно, что традиция возродилась в наши дни, и в частных сувенирных лавках вы можете встретить такие разрисованные камушки. Но надо помнить о двух вещах.
В заключение хочется сказать, что если в паломнической поездке вы будете помнить о главном – о поклонении святым местам и молиться, то и ум ваш метаться не будет. И Божие вразумление придет неожиданно, и вы с легкостью приобретете те подарки и сувениры, которые необходимы именно вам.
Вышла замуж после поездки в Дивеево – чудесная история помощи в замужестве
Поделитесь с родными и друзьями:
При кажущейся простоте тема сувениров и подарков в паломнических поездках приобретает славу спорной. Действительно, если мы едем за духовным опытом, нужны ли материальные доказательства? Не будут ли они очередным суетным способом отвлечь внимание от главного? Давайте разбираться вместе.
В первую очередь рекомендуем ознакомиться с обзором эксклюзивной Дивеевской игрушки из натуральной глины
Посланные скорби за мирские грехи
Все хорошо, но с появлением дочери, в мужа будто что-то вселилось!
Мало того, что он мне не помогал, но он даже не брал на руки нашу дочь, а всем своим видом показывал “фи”. У меня складывалось такое ощущение, будто я “нагуляла” ребенка и уговорила его на себе жениться. Я порхала как бабочка, окрыленная появлением дочери, мужа старалась не обижать – все для двух своих любимых человечков, а в ответ только злоба, равнодушие и постоянные придирки. Смешно сказать, но Игорь даже работу нашел официальную с командировками – только чтобы быть от нас подальше.
Обида поглощала меня с каждым днем, я его стала тихо ненавидеть. Он со своей стороны начал курить и употреблять алкоголь, кидая постоянные упреки, началось вранье.
Я уехала к свекрови, потому что мои родители в другой стране. Тогда мне казалось, что все еще изменится, и что это временно, что он вернется и попросит прощения, заберет нас в нашу квартиру. Порой мне казалось, что он даже не заметил нашего отсутствия. Его родители пытались нас помирить, но попытки были тщетны.
Вера свекрови
Моя свекровь, мама мужа – глубоко верующий человек, и мои слезы она пыталась осушить верой и молитвой.
Не скажу, что я сразу окунулась в веру – наоборот, мне казалось, что это не мое, и она меня своими молитвами и уговорами причастить дочь еще больше раздражала. Я пошла в церковь только чтобы она от меня отстала.
Не знаю почему, но тогда я просто подошла к иконе Богородицы, стала с ней разговаривать и рассказывать о своей некогда счастливой жизни, что дочь стала причиной разрыва с мужем, которого я так любила. Не знаю, сколько я простояла у иконы, сколько пролила слез, но я даже свечи забыла поставить, а мне стало легко на душе. Так я начала ходить в церковь со своей второй мамой.
Она же помогала мне с малышкой; как-то свекровь усадила за стол и приготовилась к серьезному разговору. Помню, как рассказала мне про своего сына, моего мужа, который привел в наш дом другую женщину – об этом знали все, кроме меня, помню, когда сказала, что всегда поймет и поддержит, что, несмотря на сына, я – ее дочь, а моя дочь – ее внучка, что мы можем здесь жить сколько нам нужно.
Я тогда как каменная сидела, и мне казалось, что все это сон, ведь мы так любили друг друга, и если бы не Арина, у нас все было бы хорошо. Когда начала причитать, свекровь изменилась в лице и сказала, что сетовать на жизнь нельзя, а уж тем более – так говорить о ребенке. Бог даровал мне счастье быть матерью, Бог послал мне испытания, и если я вынесу их, Богородица мне пошлет женское счастье, просто нужно верить и молиться.
Приобретение духовного опыта
Испокон веков главной целью всех паломничеств, в которые когда-либо отправлялись люди, было поклонение святыням и приобретение навыка молитвы. В былые времена такие путешествия растягивались на дни, недели и даже месяцы.
Обратите внимание на наш обзор гостевых домов в Дивеево вблизи монастырского комплекса
Времена изменились, появление транспорта сократило расстояния, а современный мир предъявляет к человечеству иные требования. И мы стоим на развилке, когда с одной стороны можно легко купить билет и доехать почти до любого места в кратчайшие сроки и с комфортом, с другой – отрешится полностью от суеты в месте назначения, порой бывает очень сложно. А если еще и время пребывания ограничено, то уставший мозг лихорадочно начинает задавать вопросы: куда сходить? Что купить? Что увезти с собой?
Но сколько бы у вас не было времени помните, паломническая поездка отличается от экскурсионной самой целью. Если вы едите в монастырь, или на источник, вы, прежде всего, должны сосредоточиться на молитве, поклониться местным святыням, прочувствовать духовую радость. Мир и покой.
Дивеево поистине святая земля, Четвертый удел Богородицы. И поклонившись мощам святого преподобного Серафима Саровского, вы можете увезти с собой масло, освященное на его мощах. Когда пройдете с молитвой Канавку, не забудьте взять домой немного землицы (землю с Канавки можно брать в определенном месте). На святых источниках налейте в бутылочку целебную водичку. Возьмите сухарики, освященные в чугунке батюшки серафима.
Паломническая поездка в Дивеево
А я перестала верить, перестала молиться, я больше не вслушивалась в церковное пение, я никому не доверяла.
Я жила по-инерции “дом- сад-работа-сад” года три, пока свекровь не снарядила меня в паломническую поездку в Дивеево.
Как мы добирались в Серафимо-Дивеевский монастырь
Кто-то охал и ахал, узнав, сколько нам ехать автобусом, кто-то пел молитвы, а я просто спала и мне было все равно. Хотя по дороге несколько раз ломался автобус, было мало воды и в пути еда оказалось дорогой.
Голодные и уставшие мы приехали в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, и нас даже не разместили при монастыре, а отправили в поселок, где постоянно прибывали паломники.
Мое восприятие паломничества
В тот момент мне казалось, что сейчас потоп, и мы все желаем влезть в Ноев Ковчег, а мест нет.
Я вообще не понимала, зачем меня сюда отправили, и что я буду здесь делать, тем более, чем этот монастырь отличается от тех, где я бывала вместе со свекровью.
Дивеево
Большинство знаменательных мест села Дивеево расположены в его центре. Поэтому, если вы не хотите утруждать себя прогулками по незнакомой местности, нужно селиться ближе к центру. Если же вы не прочь пройтись пешком или прокатиться на велосипеде, выбирайте постой на окраинах села. Благо, вариантов для размещения туристов в Дивеево предостаточно. Мы рассмотрим только некоторые из них.
Находится эта гостиница в 500 метрах от Казанской церкви села Дивеево. Гостиницы тут имеют весьма различную стоимость, но если брать именно гостиницу «Светоч», то стоимость проживания на одного человека здесь составит от 1300 рублей. Это уютный гостевой домик с бесплатной парковкой, WI-FI во всех номерах, возможностью взять в аренду велосипед, поиграть в бильярд и поучаствовать в других развлечениях или просто спокойно отдохнуть. На территории гостевого домика работает ресторан с блюдами русской кухни.
Эта гостиница расположена неподалеку от Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Стоимость проживания здесь составит от 2500 рублей на одного человека. Также к услугам постояльцев ресторан и доступ в интернет. Каждый номер оборудован собственным санузлом. В качестве услуги за отдельную плату сотрудники гостиницы организуют трансфер до аэропорта или железнодорожного вокзала, встретят вас там и привезут в гостиницу.
Это очень колоритное место для проживания. Оно расположено в 15 минутах ходьбы до Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Комплекс состоит из нескольких деревянных построек, стилизованных под старинные терема. В каждом домике есть телевизор, холодильник, телефон и другие блага цивилизации. Также к услугами гостей Дивеевской слободы охраняемая автомобильная парковка, ресторан и два бара. Стоимость проживания на одного человека составит от 3500 рублей.
Сравнить цены на отели Дивеево от разных сайтов можно тут, забронировать заранее — на букинге.
Так как Дивеево — это все-таки туристическое село, многие местные жители давно догадались, что паломникам и путешественникам можно немного облегчить жизнь. Конечно, не в ущерб себе. Дело в том, что многие жители Дивеево сдают посуточно жилье разного уровня гостям своего родного села. В зависимости от того, что вы выберете, стоимость аренды комнаты на человека составит 400-500 рублей, с предложениями можно знакомиться вот тут. Это вполне бюджетный вариант, который вам позволит сэкономить и даже в большей степени проникнуться атмосферой Дивеево.
Как изменилась моя жизнь после обретения Веры и поездки в монастырь
Я вернулась домой окрыленной, с верой в новую счастливую жизнь! Я иногда в качестве послушания помогаю прибираться в нашем храме, и там я встретила свою вторую половину. И несмотря на то, что Дима не может иметь деток, мою дочку он принял как свою. Я счастлива и благодарна свекрови, что она меня наставила на путь истинный, что поездка в Дивеевский монастырь помогла обрести Счастье и изменить жизнь.
У нас еще будут совместные детки, мы верим в Чудеса батюшки Серафима и Богородицы.
Мой муж – верующий, и мне гораздо проще с ним жить, я знаю, что теперь у меня не две мамы, а целых три! И что моя первая свекровь меня всегда поймет и поддержит!
Она же и говорит, вы обязательно поезжайте в Дивеево и попросите о пополнении и Господь даст!
И мы в это верим! Дай Бог всем нам благодати Божьей!
Как мы съездили в Дивеево и много чего интересного…
Ну вот, мои хорошие, любимые ББшечки. Я к вам поделиться впечатлениями от поездки в Дивеево и чуть-чуть о нашей поездке в Суздаль. Далее много фото… Муж мой приехал с работы, мы в один день сделали все дела, собрали вещи и на следующий день отправились в путешествие на святые места. От нас до Дивеево 700 км и мы приехали туда только вечером. В планах было найти жильё где переночевать и на утро уже на святые места. Это по дороге в Дивеево
Каким-то чудесным образом, просмотрев много вариантов, к нам подошла бабушка и предложила жильё — за двоих у нас получилось дешевле чем в гостевых домах за одного. А вот несколько фото нашего номера: это ванна:
это кухня:
это наша комната (за дверью ещё 3-я кровать):
Номер очень комфортный, есть всё:постель, полотенца, в душе массажная кабина, на кухне есть и чай, и всё к чаю, плита, чтобы приготовить еду… Номер находится в доме, мы жили на втором этаже. Машину ставили во двор. Всё очень уютно, душевно, чисто. Если кому нужен телефон и подробная инфа, пишите в личку)) На следующее утро отправились в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь на Св.Канавку Богородицы. «Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Купили мне юбку длинную, крестик серебряный, чётки для молитвы и отправились на Канавку:
Это её начало. На самом деле она длинная и пока я шла и читала молитву «Богородице Дево радуйся…», такая благодать на душе. Ванёк конечно бесился, но что делать, такой у нас сейчас возраст))) В конце канавки стоит часовенька, с которой можно набрать сухариков с мощей Серафима Саровского и земелька с Канавки. Эту земельку нужно прикладывать к больным местам и желательно читать молитву. Девочки, от этой земли идёт тааааааааакая мощь. Потом отправились в монастыри. Я приложилась к мощам монахинь, приравненых к лику святых (не запомнила я к кому именно). Везде ставила свечи за здравие всей нашей семьи, за зачатие и благополучные роды, за прибавление в нашей семье и за вас конечно, мои любимые, чтобы все вы, кто так желает и ждём своих малышей поскорее ощутили радость материнства. В Троицком соборе приложились к мощам Св.Серафима Саровского, поставили свечи. Муж тоже прикладывался и молился, чего от него не ожидала. И вообще он был так рад исполнить моё желание и привезти меня туда, куда так давно хотела))
В Спасо-Преображенском соборе взяли святое маслице с мощей Серафимушки. Проверено на себе очень помогает в болезнях и просто для ежедневного помазания.
Мы ещё погуляли по территории монастыря, пообедали в монастырской трапезной и поехали на Св. источник Серафима Саровского. Хочу сказать, что в самом Дивеево и в монастыре в частности очень чисто, красиво, всё ухожено руками сестер и все очень приветливы. Там столько душевной теплоты, радости. Я там молилась и о ребёночке, и о здравии для всех нас.
Вода очень холодная, но прозрачная как слеза:
Мы с мужем, Ванюшка нас фотал:
Вот такая удивительная и чудесная поездка была у нас в Дивеево. И дорога и пока мы там находились, чувствовалось, что сама Богородица Царица небесная поддерживает и оберегает нас. Я уже не переживаю и не травлю себе душу по поводу зачатия и малышика. Просто где-то очень глубоко тихо верю и жду. И ВНИМАНИЕ. БОНУС. С Дивеево мы поехали не домой, а к родственикам мужа в г. Собинку, во Владимирскую область. Пока там гостили, на один день ездили в Суздаль! Это что-то. Как-будто окунулись в средневековье, с его самобытностью и русским духом.
Это действующий монастырь и собор. Когда мы туда вошли, то там вообще никого не было из верующих, только монахиня в церковной лавке. Я купила свечи, помолилась у старинных икон и просила, просила, просила… Это незабываемое ощущение, там царит такая мощь, такое намоленное место…ух… Я благодарю все высшие силы, которые помогли нам благополучно съездить на эти святые места и вернуться домой. Некоторым своим подружкам привезла подарочки, а самое главное веру и уверенность, что мы все совсем скоро станем мамами.
Что привозят паломники из дивеева. Отзыв: Что надо привезти из дивеево
В ней, на самом деле, много хорошего. И прежде всего – человек она увлеченный. Правда, уж если увлекается, то со всей силой и энергией своей души. Увлекается так, что ничего почти не остается на остальную жизнь и на другие предметы бытия, которыми она увлекалась раньше. Увлечений она переменила достаточно, но последние годы, кажется, смогла остановиться, став новоначальной православной.
В православии, опять же, нашла она столько предметов для увлечения, что ее новая любовь держится много дольше обычных поветрий.
Начав регулярно ходить в храм, она быстро взбежала по карьерной лестнице нашей общины до почетной должности смотрительницы подсвечника слева от алтаря.
Ей очень быстро удалось разобраться в последовательности и правильном порядке поведения в храме во время богослужений.
Когда я оказываюсь рядом с ней, то слышу, как она шепотом раздает указания другим прихожанам:
– Сейчас надо встать! Евангелие же!
Нравятся ей и всякие чудесные предметы, которые время от времени появляются в церковной лавке. Как-то встретив меня на проселочной дороге у нашего дома (мы с ней соседи), она воскликнула:
– Сухарики! Тебе нужны сухарики!
– Сухарики, освященные на мощах! Нам привезли! Помогают от всего желудочного! У тебя ж желудочное.
– Да, – киваю я. – Желудочное у меня.
– Вот перед едой один-два съедаешь. Главное, с молитвой.
– Понял, – говорю, – а сами сухарики, без молитвы, не помогут?
– Нет! Без молитвы ничего не поможет!
– Понятно. А молитва без сухариков?
Она смотрит на меня.
– Я тебе говорю… сухарики освящены на мощах… – она называет почитаемого святого. – Чего тут непонятного?
Я опять киваю. Все понятно. И главное, логично.
Она еще очень по-женски интересная. В ее сорок с небольшим лет ей даже краситься особо не надо. Ну, она и не красится. Знакомы мы с ней и ее мужем давно, живем рядом. А последние годы посещаем один и тот же храм. Иногда я из вежливости интересуюсь их делами. Но ей, видимо, не хочется рассказывать про мужа, а про дочку я и так все знаю. Она всегда при ней.
Зато любит сообщать мне важные духовные открытия:
– Есть в Дивеево канавка Пресвятой Богородицы, по ней надо ходить и читать «Богородице Дево, радуйся» сто пятьдесят раз!
– И что тогда случится?
– Благодать же! Всякие чудеса бывают!
– Надо бы поехать, да где уж. С нашими-то заработками.
– Ничего, – говорю, – вы попробуйте дома Богородицу призвать так же. Может, Она и без канавки вас посетит благодатью?
– Эх! Вот же кому-то счастье – жить рядом с Дивеево!
На наше с ней добрососедское общение никакие споры не влияют. Она считает меня недостаточно ревностным христианином, и я с ней каждый раз соглашаюсь. Я же не всегда удерживаюсь от неудобных для нее вопросов. Вот так недавно, где-то с месяц назад, после Литургии я слышу, как она рассказывает другим прихожанкам:
– …И вот нашли могилку-то, матушки игуменьи Агафьи Суворовой. Внучка полководца! А прожила она сто пятьдесят лет! Вот чудо-то!
Бабульки вторят ей:
– Игуменьи, они ведь святой жизни. Вот и ссудил Господь долголетием!
Я не выдерживаю и подхожу-таки к ним. Всегда потом жалею, что ввязался.
– Тоже видел это чудо в интернете, – говорю, – но не понял, почему в родословной, которая вполне доступна, у Александра Суворова нет такой внучки? Может, забыли или пропустили.
Она смотрит на меня с недоверием и досадой.
– Хорошо, – продолжаю я, хотя понимаю, что не надо бы, – хорошо, пусть так. И хотя фото с крестом выглядит как фейк…
– Что? – спрашивает меня бабуля, поправляя платок.
– Как подделка, – поясняю я, – но пусть будет так, пусть это настоящее.
– Да. Так скажите, в чем тут чудо? Ну, прожила некая игуменья сто пятьдесят лет. Ну, не спешили ее забрать на тот свет. Может, исполняла она важную миссию, а может, ждал Господь и долго терпел. В чем здесь чудо?
– А сто пятьдесят лет – не чудо ли?!
– Земной жизни Спасителя было тридцать три года. А он наш Бог. Святые Вера, Надежда, Любовь были совсем детьми… и почему мне восхищаться от ста пятидесяти лет какой-то игуменьи?
И вдруг меня поддерживает высокий солидный мужчина, регент Василий. Он подошел незаметно и, видимо, слушал наш спор.
– Да. А настоящее чудо произошло только что в храме, – говорит он басом.
Бабульки и моя соседка, язвительно посмотрев на меня, не верящего в чудеса, устремляют все внимание к нему.
– Литургия! – отвечает наш регент. – Только что, при вас, вино и хлеб превратились в Плоть и Кровь Христову. Вот чудо, свидетелями которого мы с вами были! А вы все про бабульку какую-то из интернета! Нужна она вам?
И все-таки мы дружим с моей соседкой. Она жалуется мне на мужа, когда мы бредем домой из храма. Жалуется, что он всегда злой и невоцерковленный. Что не понимает ничего, даже самого элементарного, в ее тонком православном устройстве.
– Может, вы с ним поговорите, как мужчина с мужчиной?
Я обещаю поговорить. Кроме всего прочего, мне это выгодно. Ее муж – отличный непьющий сантехник. Что само по себе в нашем поселке редкость. И в понедельник он как раз должен прийти ко мне, посмотреть текущую раковину. Починив раковину и перед тем, как приступить к подключению посудомоечной машины, он делает перекур, выйдя и присев на пороге моего дома. Я сажусь рядом.
– Как дела, как супруга?
– Это хорошо. Хорошо, когда супруга верующая. В храм ходит, – пытаюсь свернуть я на нужную тему. – Вот у меня жена тоже верующая…
– И как? Все нормально?
– Да, – отвечаю я, точно так же, как он, и чувствую, что моя попытка спровоцировать разговор проваливается. Не болтуны мы с ним. – Все нормально.
Но он сам приходит мне на помощь.
– Чего тут хорошего. Когда только о вере? – он спотыкается на этом вопросе, потому что наслышан, что мы с супругой ходим в храм. – Ну, в смысле, хорошо, конечно. Православная жена гулять не будет… но…
Он явно преодолевает смущение.
– Им ведь ничего нельзя.
– Ну, вот сейчас пост. Я тоже пощусь. Но ведь и это нельзя…
– Ну, – он подбирает слова. – Близость нельзя. И не только в пост нельзя. В среду нельзя, в пятницу нельзя, в субботу с воскресеньем тоже. Только и думаешь, как правильный день поймать, и чтобы она не сильно в этот день устала…
– Пост – важная вещь, – говорю я, понимая, что мне сейчас придется вспоминать все, что я знаю о телесном и духовном посте, и что-то мямлить по этому поводу.
– Да я знаю! – вдруг говорит он. – Я и сам пощусь!
– Как? Почему? Вы же в храм не ходите, вроде супруга говорила, что не верите.
– Ну, я верю в душе. А пощусь из любви, – он смущается. – Ну, они не едят, и я. Жена с тещей. И я из любви к ней не ем. Чего мясом-то их мучить.
Он постится из-за любви. Какой прекрасный пример.
– Что ж, – говорю я, – в душе верить и любить ближних очень хорошо. Но ведь надо и жизнь исправить. Знаете, я уверен, что Бог вам поможет в ваших проблемах. Если вы тоже обратитесь к Нему. Сходите на исповедь. И расскажите священнику нашему о проблемах заодно.
– Да вот так. Дома есть книжки, как подготовиться к исповеди?
– Вот уж чего полно. Книжек у нас о вере много. Я посмотрю.
– Ну и хорошо. Только вот я вам одну вещь посоветую. Вы батюшке, как будете исповедоваться, расскажите, что в пост приходится подолгу воздерживаться, и что у вас возникают блудные помыслы.
– Ну, когда долго ничего с супругой нет, и других женщин видите…
– А, это… – он опять смущается. – Ну да. Бывает. Хочется из штанов выпрыгнуть.
– Вот это и расскажите. Но не так, а скажите – блудные помыслы.
– Хорошо, – он молчит. – Знаете, я попробую.
Я уже знаю, что да, он попробует. И даже знаю приблизительно, что будет дальше. И что скажет наш батюшка…
Через неделю он опять у меня, теперь меняет проржавевшую трубу во дворе. Смотрит на меня радостно.
– Что? Труба нам очень нужна. Жена цветы посадила. Полив необходим.
– Да это понятно! Я про исповедь! Получилось! Все подействовало. Батюшка мне сказал, что нужно по согласию! И что супруги не должны отказывать друг другу.
– Вы уж не отказывайте!
– Исповедь и Причастие – настоящие чудеса. Вы приходите, – говорю, и по его взгляду чувствую: придет.
Действительно, на следующей неделе встречаемся в храме. Он один, без жены.
После службы спрашиваю:
– Немножко приболела. Ничего. Простуда. Привет вам передавала. Очень рада, что мы подружились.
– И ей передавайте. Я тоже рад.
Он вдруг лезет в карман. Достает пакетик. В нем сухарики.
– Велела вам отдать. Помогает от всего желудочного.
Я благодарю и убираю сухарики в карман. В этой женщине, его жене, на самом деле, много хорошего.
В начале прошлого века Дивеево было маленьким селом, стоявшим на пересечении дорог. Здесь ночевали паломники, которые направлялись в Саровскую обитель. В 1758 году в Дивеево остановилась Агафья Мельгунова — обеспеченная, но рано овдовевшая и принявшая монашеский постриг помещица. В полночном сне явилась к ней Богородица и приказала построить монастырь на этом самом месте. Сестра Александра осталась в Дивееве, возвела первые кельи, собрала вокруг себя послушниц и отшельниц, построила Казанский собор. Перед смертью игуменья обратилась к отцу Серафиму — в то время молодому дьякону — с просьбой позаботиться о монастыре. Через некоторое время батюшка основал поблизости еще одну общину, предназначенную исключительно для непорочных девиц.
Фото: Игорь Стомахин/сайт
Стараниями отца Серафима рядом с Казанским собором появились церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы. В 1875 году в обители был освящен огромный Троицкий собор, расписанный живописными полотнами на ветхозаветные сюжеты. В наши дни реставраторы восстановили интерьер: обновили покрытый золотом иконостас, отлили новые кружевные ограждения, почистили уходящие ввысь стены. В Троицком соборе хранятся мощи батюшки Серафима. Рядом с ракой можно увидеть вещи, принадлежавшие старцу: мантию, нательный крест, кожаные рукавички, башмаки, мотыжку. Мощи были обретены в нетленном виде, они обладают чудотворной силой. Множество случаев излечения наблюдалось у тех, кто прикладывался к мощам с верой в их целительные свойства.
Пустынька праведника
Рядом с монастырскими воротами в небольшом бело-зеленом домике находится музей блаженной Параскевы Ивановны, известной под именем Паша Саровская. Удивительная женщина, прожившая 120 лет, умела предсказывать будущее и учила бороться с грехами. Молва о ней разошлась по всей России. В своей комнате Паша принимала до сотни гостей в день. В 1903 году ее посетил царь Николай II с царицей Александрой. Параскева Ивановна приняла их как обычных посетителей, предложив сесть на пол. Блаженная предсказала все то, что произошло позже — гибель династии, разгром Церкви и море крови. Она протянула царице кусок кумача со словами: «Возьми твоему сынишке на штанишки, и, когда он родится, поверишь всему, что я сказала». Через год в царской семье появился на свет наследник — цесаревич Алексей.
Из подлинных вещей, принадлежавших блаженной, сохранился синий сарафан, икона Иоанна Предтечи и масляная лампадка. На кровати разложены куклы, которых она кормила, укладывала спать и использовала для гадания. На стене висит качественный и четкий фотопортрет Паши Саровской. Скорее всего, его сделала одна из насельниц монастыря. Помимо нотной грамоты, иконописи и литографии монахини осваивали приемы фотографического искусства. Камеру на треноге привезла из Санкт-Петербурга игуменья Елизавета Ушакова — энергичная и хозяйственная настоятельница, при которой обитель достигла наибольшего расцвета. На столике под стеклом лежат личные вещи, у стены стоит фисгармония, на которой любила играть матушка Елизавета.
Медведь на березе
В Серафимо-Дивеевский женский монастырь едут паломники со всей России, чтобы поклониться святым мощам, постоять у икон, искупаться в целебных источниках. Родников и ключей в этом краю много — есть даже путеводитель по святым источникам Дивеевского района. Но и без путеводителя всем известно, что главный источник находится на реке Сатис недалеко от деревни Цыгановка. Несколько ручьев сливаются в одном месте, образуя небольшое озеро. Где-то здесь, в дремучем лесу, жил в келье батюшка Серафим. Ему посвящена нарядная часовня, построенная на берегу.
Вдоль берега стоят нарядные бревенчатые избушки для тех, кто хочет погружаться втайне от лишних глаз. Температура воды в источнике Серафима Саровского даже в самые жаркие дни не превышает 4°С. Окунуться в святую воду три раза с головой — значит совершить подвиг во имя веры и прогнать нечистых духов. Это не просто купание, а целый ритуал. Женщина в знак чистоты и покорности должна заходить в воду в простой сорочке, с косынкой на голове. На рубашке не может быть легкомысленных рюшечек, бантиков, тесемочек — за них, как утверждают знающие люди, могут зацепиться бесы. Некоторые паломники погружают в святую воду детскую одежду. Говорят, что на ребенка, который будет носить эти вещи, непременно сойдет Божья благодать.
В советское время по Дивееву прошел слух о том, что местные власти будто бы решили засыпать источник. К воде подогнали трактор, но мотор сразу заглох. Перед трактористом воочию предстал сгорбленный седой старичок. Он попросил не зарывать чудодейственный водоем. Рабочий послушался и не стал это делать. Вскоре свершилось чудо — тракторист выиграл в лотерею автомобиль «Лада». А партийного деятеля, приказавшего уничтожить родник, через некоторое время выгнали с работы.
В Дивееве постоянно случаются какие-то чудеса. То на ночном небе проявятся силуэты соборов и очертания куполов, то на стенах неотреставрированной церкви проступят древние фрески, то на березе возникнет нарост в виде медвежьей морды — точь-в-точь такого же косолапого мишки, какого кормил с руки батюшка Серафим!
Святая Канавка
Обычные бытовые проблемы, которые еще недавно казались важными, в Дивееве отступают на второй план и куда-то улетучиваются. Наверное, сказывается пасторальный сельский пейзаж с палисадниками у деревянных домов, яблоневыми садами и тихой речушкой, поросшей камышом. Здесь спокойно, тихо и несуетно. Местные жители катятся на велосипедах, крестясь на ходу и приветствуя знакомых кивком головы. С любой точки райцентра просматриваются купола и колокольни монастырских соборов, облепленных тучами галдящих галок и ворон. В дивеевской атмосфере растворена жизнь монастыря с его праздниками, крестными ходами, звоном колоколов, видимыми повсюду насельницами, трудницами, послушницами.
По вечерам, выстроившись парами и держа в руках свечи, сестры обходят Святую Канавку. Верующие считают, что по дорожке, выложенной плиткой, в Дивеево ежедневно является Богородица. К шествию могут присоединиться все желающие. По следам Царицы Небесной надо двигаться не спеша, многократно повторяя молитву «Богородице Дево». У того, кто соблюдет эти правила, сбудутся все пожелания, обращенные к детям, родственникам и близким.
Канавка появилась в Дивееве не случайно. Однажды во время праздника Сретения на этом самом месте батюшка Серафим встретил Пресвятую Деву. Испытав чувство катарсиса, праведник попросил монахинь выкопать на территории монастыря глубокий кольцеобразный ров. Первый аршин святой вырыл собственноручно. В годы гонений на церковь Канавку решили уничтожить — проложили по дну канализационную трубу, а сверху навалили мусор. Но тополя, посаженные некогда вдоль Канавки, сохранились. По этим деревьям в конце 1990-х годов был восстановлен ров, проложенный много лет назад. Сегодня Канавка выглядит так, как при жизни старца. Двухметровый вал из земли, заросшей травой, тянется вдоль глубокого и узкого оврага, стенки которого подперты деревянными колышками. Канавка считается главной святыней Серафимо-Дивеевского монастыря — она играет роль «духовной стены». По мнению многих верующих, через эту преграду не сможет пробраться Антихрист, который пытается подчинить своему влиянию Россию.
Сухарики от батюшки
Сестры Серафимо-Дивеевского монастыря носят закрытые черные одежды — мантию, клобук, параман. Их лица и тела открыты только для вечности. В общении монахини довольно приветливы, но немногословны, да и нет у них времени на разговоры. В обители царит строгая дисциплина, все расписано по часам — ранний подъем, время молитв и трудничества. О рационе насельниц можно судить по обеду, которым кормят паломников в трапезной. В обычный, не постный день, он состоит из порции щей без мяса, каши без масла и чая без сахара. Кашу каждый день готовят разную — гречневую, овсяную, перловую. Впрочем, сестры питаются лучше паломников: в скоромные дни их подкармливают фруктами, салатами, рыбой, молочными продуктами. Для них готовят аппетитную кашу по монастырскому рецепту из пропаренного риса с тыквой и медом.
Батюшка Серафим говорил, что самый страшный грех — это уныние. Чтобы не впадать в этот грех, надо хорошо питаться и не экономить на хлебе. В алтаре Преображенского собора хранится чугунок, в котором Преподобный сушил сухарики для многочисленных гостей. По завету старца, сухарики в монастыре делают и сейчас. Каждый день с восьми утра освященные в котелке батюшки Серафима сухарики бесплатно насыпают паломникам и туристам. Взять можно только один ковшик в день. Тот, кто подходит за сухариками второй раз, будет считаться греховником.
В многочисленных церковных лавках продаются дивеевские сувениры — цепочки и крестики, колокольчики и подсвечники. Бойкая торговля идет за стеной монастыря. На лотках разложены иконы из дерева и пластиковые бутылочки для святой воды, мешочки для земли с Канавки и четки из кедра, сорочки для купания в источниках и кружки с надписью «Дивеево». Церковь не одобряет сувениры в виде камушков с изображением Серафима Саровского. Возле официального церковного магазина можно увидеть объявление с текстом, называющим покупателей камушков «поклонниками языческого обычая».
За монастырской оградой, где стоит памятник Ленину и тянутся торговые ряды, чувство духовного подъема немного ослабевает. Банальная земная суета вновь обступает со всех сторон. Но где-то в глубине души остается теплое чувство причастности к чудесам, которые творятся в Дивееве.
Святая канавка в Дивеевской обители является единственным в России уделом Святой Богородицы. Всего таких мест на земле, находящихся под ее особым покровительством, четыре. Святая канавка в Дивеево уже много лет является местом паломничества. Среди приезжих есть не только те, кто стремится духовно очиститься, но и те, кто страстно жаждет исполнения своего самого заветного желания. Канавка Пресвятой Богородицы каждому позволяет обрести то, что он ищет.
Со смертью Серафима Саровского для обители наступил период первых испытаний. За канавкой Божьей Матери перестали ухаживать. По ней стали ходить, не оказывая уважения, ездить на экипажах. Некоторые строения снесли, а новые постройки монастыря предпочитали возводить за пределами Канавки.
С 1850 года сестры начали ежедневно ходить по Канавке и читать 150 раз молитву Богородице Дево, радуйся. Все мосты были убраны, а сама канавка расчищена. По валу шла аккуратная дорожка, вокруг которой росли кустарники и цветы. За ними также тщательно ухаживали. Слава о целебной земле и растениях с Канавки Божьей Матери к началу 20 века облетела всю Россию. Тысячи людей начали приезжать за исцелением в Преображенскую церковь и к Канавке Царицы Небесной.
В 1927 Дивеевская канавка и монастырь новой властью были официально закрыты. Сестер выслали на поселения, а несогласных отправили в лагеря. Постройки монастыря использовались, как квартиры и административные учреждения. Ремонт строений в период советской власти не проводился, поэтому многие постройки были уничтожены. Однако, многие верующие даже в годы гонений на Церковь продолжали приходить к святому месту и читать молитву, рискуя быть отправленными в лагеря. На территории монастыря были устроены пивные ларьки, но даже завсегдатаи опасались задерживаться после появления трех благообразных старушек на одной из лавочек. Многие были уверены, что это три блаженные, на могилах которых новая власть поставила питейные заведения.
80-е годы 20-го века принесли Дивеевской обители возрождение. После длительного перерыва истинные верующие собрались в обители, чтобы торжественно отметить тысячелетие Крещения Руси. Уже в 1989 году церкви вернули Свято-Троицкий храм, а через 2 года Серафима Саровского были перенесены в монастырь. Сама канавка была полностью восстановлена к 2000 году.
Паломничество
Огромная площадь Серафимо-Дивеевского монастыря часто оказывается переполнена паломниками, приезжающими с самых разных уголков страны. Именно поэтому монастырская ограда имеет сразу несколько входов с улицы, но знающие люди стараются пройти через Колокольню. Так, они после прохода под аркой колокольни получают возможность увидеть собор во всем его великолепии вместо того, чтобы просто оказаться на территории.
Приезжают к храму и туристы. Троицкий собор в салатовых цветах с его большой мощенной площади в обрамлении ажурных чугунных ворот является завораживающим и одновременно впечатляющим зрелищем. Преображенский собор, укутанный яркими цветниками, притягивает своими округлыми формами. Купола на соборе ослепительно сияют даже в непогоду.
Специально для гостей на территории монастыря работают трапезные, чтобы многочисленных гостей и туристов ничто не отвлекало от истинной цели приезда. Для тех, кто планирует задержаться в Дивеево, несколько гостиниц, расположенных рядом с монастырем, готовы предоставить номера за небольшую плату.
Что привезти домой из Дивеева
Истинные верующие и даже туристы привозят из :
Святая канавка в Девеево
Рядом с нательными крестами, свечами и литературой увидел небольшой пакетик с сухарями. Цена 32 рубля.
Сухари в церкви, как-то странно, подумал я и купил.
Этот продукт сделан в Серафимо-Дивеевском монастыре. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь находится в Нижегородской области, в селе Дивеево. Хотя на вид это обычные сухари, упакованные в обычный пакет с зип замком, без указания даты производства и сроков годности, а также информации о составе, но на самом деле это не простые сухарики, а освящённые, сухариками из чугунка батюшки Серафима Саровского.
Сухарики я приобрёл и попробовал. Вкусные, никаких нареканий нет.
И всё-таки, мне стало непонятно, как сухарики могут быть освящены сухариками?
Вот, что мне удалось выяснить по этому поводу.
К преподомному Серафиму в его келью, расположенную в лесу, люди приходили издалека, многие успевали проголодаться. Заботясь о них, Серафим сушил в котелке сухарики из приносимого ему хлеба и раздавал приходящим.
Котелок сохранился. Сейчас в нём так же сушат сухарики и раздают для подкрепления. Естественно, что в чугунке батюшки Серафима сушится только часть сухариков, над которыми читается молитва, которые затем смешиваются с остальными (по принципу «капля святой воды освящает море»).