Дивеево монастырь история монастыря
История Серафимо-Дивеевской обители
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь связан с жизнью и трудами преподобного Серафима Саровского самым непосредственным образом. Можно сказать, что он стал духовным детищем святого.
Свою историю знаменитая обитель начала в 1767 году, когда вдова полковника Мельгунова Агафия Семеновна (в монашестве — Александра, насельница Киево-Флоровского монастыря) организовала при Казанской церкви села Дивеева женскую общину. С этого момента монахиня Александра управляла ею под руководством старца Саровской обители Пахомия. Вначале Казанская община была достаточно скромной — помимо самой монахини Александры всего пять насельниц. В основу жизни общины был положен устав Саровской обители, которая располагалась неподалеку, в 12 верстах.
Незадолго до своей смерти старец Пахомий завещал духовное окормление обители преподобному Серафиму. Приняв общину в 1789 году, тот полностью посвятил себя ее благоустройству, благоукрашению и духовному окормлению насельниц. Благодаря трудам святого старца из бедной и маленькой общины вырос известный на весь мир монастырь — одна из жемчужин русской земли.
Стоит заметить, что святой Серафим дал обет не посещать монастырь лично, так что со своими вопросами и проблемами сестры ходили к нему сами. Вероятно, это было связано с тем, что и само повеление основать новую общину в Дивеево (Мельничную) и все правила жизни, управления и обустройства монастыря преподобный Серафим получил от Самой Пресвятой Богородицы. Он все делал по Ее непосредственному наставлению. Все возможные средства, которые получал Серафим Саровский от тех, кому он помогал, он направлял на развитие и строительство монастыря. Это было связано, в частности, с тем, что изначально Дивеевская обитель была достаточно бедна, средств на ее расширение или благоукрашение попросту не было.
В середине XIX века одним из попечителей монастыря был Николай Александрович Мотовилов, известный биограф и собеседник преподобного Серафима. Таким образом, по благословению старца все те, кто мог оказать какую-либо помощь обители, имели возможность внести посильную лепту в дело ее укрепления. В то же время, оказывая такую помощь, люди делали определенный вклад и в дело спасения своей собственной души.
В 1828–1829 годах при общине была построена церковь Рождества Христова. Это стало первым крупным строительством в годы окормления общины преподобным Серафимом.
В 1842 году Казанская община была объединена с соседней — Мельничной — в одну единую Серафимо-Дивеевскую. Мельничная община была создана чуть раньше по благословению преподобного Серафима Саровского. Преподобный считал неуместным совместное проживание вдов и девиц и поэтому и организовал девичью общину при ветряной мельнице. Таким образом, до этого объединения в Дивеево было две общины: Казанская — для вдовствующих монахинь и Мельничная — для девиц.
Через 19 лет, в 1861 году, произошло значимое событие — объединенная община была преобразована в Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь. Так повелось, что Верховной Игуменьей (то есть Настоятельницей) монастыря почиталась Сама Пречистая Богородица, поэтому все настоятельницы считали себя только ее наместницами. Первой наместницей монастыря стала игуменья Мария (в миру Елисавета Алексеевна Ушакова).
Дальнейшая история монастыря связана в первую очередь со строительством в нем все новых и новых храмов. Всего в обители было возведено пять храмов: церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Тихвинская церковь, церковь во имя Преображения Господня при кладбище, а также домовый храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», которая находилась при богадельне. Особенно стоит отметить Троицкий собор, построенный по проекту архитектора А. И. Резанова (архитектор храма Христа Спасителя), в котором были приделы во имя иконы Божией Матери «Умиление» и в честь преподобного Серафима Саровского. Собор был заложен в 1848 году и строился 27 лет. Освящен он был в 1875 году. Строился при монастыре и еще один собор, расписанный самими насельницами монастыря под руководством художника Парилова. К сожалению, его участь была печальной. В феврале 1917 года планировалось его освящение, но наступившая революционная смута все прервала.
В Троицком соборе хранилась одна из святынь монастыря — икона Божией Матери «Умиление», которую обители передал сам преподобный Серафим. Эта икона известна тем, что преподобный постоянно молился перед ней и даже отошел ко Господу, творя перед ней ночную молитву. В годы советской власти икона сохранялась монахинями и была передана обители вновь после восстановления монастыря.
Помимо образа Богородицы до революции в обители находился камень-валун, на котором совершал свой подвиг столпничества преподобный Серафим. К 1917 году обитель достигла своего наивысшего расцвета. Достаточно сказать, что число монахинь составляло около 300 человек, а также в ней проживало примерно 1500 послушниц. В 1919 году обитель была переименована в трудовую артель, но все-таки продолжила свою деятельность. Однако избежать закрытия монастырю не удалось.
В 1927 году Серафимо-Дивеевский женский монастырь был закрыт. Множество святынь было уничтожено, разграблено или вывезено. В частности, уже упоминавшийся камень-валун был разбит.
Возрождение монастыря началось только в 90-е годы ХХ века. В 1990 году были сделаны первые шаги в деле восстановления обители, а спустя год, в июле 1991 года, сюда перенесли мощи ее духовного покровителя — преподобного Серафима Саровского.
Стоит отметить, что и в годы, когда монастырь окормлял преподобный Серафим, и в годы после его кончины, и уже после восстановления обители в наши дни сюда в больших количествах постоянно приезжали и приезжают паломники, как из России, так и из других стран. В первую очередь, конечно же, для поклонения мощам преподобного Серафима Саровского, с молитвой к нему и за его духовной помощь.
СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь |
Серафимо-Дивеевский женский монастырь во имя Всесвятой Троицы Нижегородской епархии
Становление общины
После преставления преподобного Серафима заботы о Дивеевской общине принял на себя наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный Антоний (Медведев). В 1842 году Мельничная община была присоединена к Казанской.
Расцвет монастыря
10 февраля 1861 года указом Святейшего Синода Дивеевская женская община была возведена на степень третьеклассного общежительного монастыря. Устав монастыря был взят у Мельничной общинки, отчего и монастырь стал называться Серафимо-Дивеевским. За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранявшийся и на начало XXI века. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (1902 г.) и около 30 корпусов для послушаний и жилья сестёр.
Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплётным делом. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное [2] послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающей потребным количеством воды весь монастырь и две бани.
В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжелобольных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители. Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом.
К началу XX века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. 2 августа 1903 года, в ходе Саровских торжеств по поводу прославления преподобного Серафима, обитель принимала страстотерпцев императора Николая II с императрицей Александрой Феодоровной и членами царской фамилии. В следующем году, после кончины игумении Марии, по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до её закрытия.
Закрытие и разорение
В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель. Богослужения в храмах ещё продолжались, но земли, хозяйства и хутора были изъяты. Сёстрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паёк. Закрытие Серафимо-Дивеевского монастыря последовало 27 сентября 1927 года.
В годы советской власти многие монастырские здания были разрушены, Святая Канавка была засыпана землей и мусором.
Возрождение
Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года деревянную церковь освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, был вновь освящён Троицкий собор. С 1 января 1991 года в нём стали ежедневно совершаться все уставные богослужения.
18 июля 1991 года было принято решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря [3]. 30 июля того же года в Дивеево торжественно прибыли вновь обретённые святые мощи преподобного Серафима Саровского.
Статистика
Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря |
Храмы, архитектура
Храмы и часовни
Святая Канавка в Дивеевском монастыре |
Святая канавка
Святая канавка, выкопанная по приказанию Пресвятой Богородицы, повторяет путь, которым Она прошла, беря в Свой удел девичью обитель. Начало Канавке положил преподобный Серафим Саровский накануне Дня Святой Троицы в 1829 году, и затем четыре года продолжалось ее обустройство.
Святая канавка в советское время |
В советское время строения и монастырское кладбище внутри Канавки были уничтожены, вал срезан, а сама Канавка засыпана, но верующие продолжали молиться на святой тропе.
С ноября 1991 года сестры во главе с игуменьей ежедневно вечером стали проходить по Канавке. 10 августа 1993 года, по дивеевской традиции, на праздник иконы Божией Матери «Умиление» состоялся крестный ход по Святой канавке, и с тех пор в большие праздники и всю Светлую седмицу после поздней литургии крестный ход проходит по этому святому месту.
Святыни в Доме-музее блаженной Параскевы Дивеевской |
Музеи
Летом 2004 года на территории монастыря был открыт дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья блаженной, в остальных комнатах размещался паломнический центр. Когда реконструкция пустыньки была полностью завершена, здесь была создана большая экспозиция, отражающая историю монастыря вплоть до 1927 года.
В 2014 году по благословению игумении Сергии (Конковой) началось также создание музея истории Дивеевской обители в XX веке. Музей вырос из небольшого выставочного зала, размещавшегося прежде в игуменском корпусе монастыря. Экспозиция, посвящённая судьбам дивеевских монахинь и блаженных стариц, архиереев и священников, включает святыни, документы священства и насельниц обители, архивные сведения.
Архангельский скит Дивеевского монастыря |
Скиты и подворья
Монастыри-скиты
Скиты
Подворья
Начальницы, игумении
Святые и святыни
Важнейшие святыни
Источники
Православный монастырь в Дивеево – четвертый удел Пресвятой Богородицы
Монастырь в Дивеево
Дивеевский монастырь удивителен и привлекателен для историков. Полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь. Православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви расположен в селе Дивеево Нижегородской области, в 180 км от Нижнего Новгорода, почитается как четвертый «земной удел Пресвятой Богородицы на Земле» после Иверии, Афона и Киева.
История возникновения монастыря
Обитель возникла во второй половине XVIII века. Основательница монастыря – дворянка Агафья Семеновна Мельгунова. Рано овдовевшая Агафья Семеновна поселилась с трехлетней дочерью в Киеве во Флоренском монастыре. Схоронив единственную дочь, приняла монашество под именем Александры.
Однажды монахиня Александра в видении получила благословение Царицы Небесной на странствия в поисках места для основания обители, «равной которой не было, нет и не будет никогда на всем свете». Так началась история Серафимо-Дивеевского монастыря.
В селе Дивеево, где остановилась странница, Божья Матерь указывает, что место найдено. В 1767 году матушка Александра на собственные средства воздвигает на дивеевской земле каменную церковь во имя Казанской Божьей Матери взамен обветшавшего храма во имя Николая Чудотворца. Позднее здесь устраивают женскую общину. Матушка Александра построила рядом с церковью дом с надворными постройками, где поселилась с четырьмя послушницами. Община называлась Казанской, сестры жили по строгому уставу.
13 июня 1779 года после кончины основательницы обители попечение об общине принял Серафим Саровский, молодой иеродиакон. Мудрый и заботливый отец дивеевским сестрам отец Серафим совершил монашеский подвиг пустынножительства, молчальничества, стояния на камне, затвора. Он получил от Господа благодатные дары исцеления и прозорливости, придя «в меру мужа совершенна».
Царица Небесная благословила отца Серафима основать к востоку от Казанской церкви новую девичью общину, построить мельницу-питательницу и возвести два храма – в честь Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. Вокруг обители Богородица приказала ископать канавку и насыпать вал.
Так возникла девичья Мельничная община. Через преподобного Серафима Саровского в общину был дан устав, до того времени ни в одном монастыре несуществующий.
Через 9 лет после преставления преподобного Серафима в 1842 году обе общины объединились с наименованием Серафимо-Дивеевской. Казанская церковь с приделами начала существовать отдельно от новой общины. В 1861 году община получила статус монастыря. К началу XX века здесь проживало 270 монахинь и 1474 послушницы.
21 сентября 1927 года монастырь закрыли, а в 1937 году запретили службы в Казанской церкви. Даже в это время на праздник иконы Казанской Божьей Матери съезжались прихожане с окрестных сел и деревень и шли крестным ходом с иконой, заходя в дома местных жителей. В 1950-е годы у Казанской церкви разрушили верхние ярусы.
Возрождение обители
Возрождение монастыря началось в 1988 году с регистрации церковного прихода. В 2000 году Дивеевский монастырь Серафима Саровского начинает действовать, умножая силу Православия. 31 июля 2004 года в монастыре прошли торжества, посвященные 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского.
6 ноября 2011 года в монастырь доставили Пояс Пресвятой Богородицы. Крестным ходом святыню пронесли по Канавке, после чего ковчег установили под сенью в Преображенском соборе. К святыне приложились десятки тысяч человек.
30 июля 1991 года в Троицком соборе установили раку с мощами Серафима Саровского, здесь же хранятся личные вещи преподобного. В Троицком соборе – икона Божьей Матери «Умиление», перед которой скончался отец Серафим.
Дивеево сегодня потрясает красотой, воодушевляет историей, присутствием благодати Святого Духа. Настоятельница монастыря игуменья Сергия отмечает, что здесь в духовном плане восстановлено все, как в старое время.
Отреставрированы церкви, отремонтированы монастырские здания, восстановлена Святая Канавка. Стараниями монахинь иконописной мастерской расписаны стены соборов. Построены новые здания церковные лавки, трапезные, корпуса для паломников.
Отец Серафим почитал земляные работы. Гектары монастырской земли украшены цветниками, фруктовыми деревьями, ягодными кустарниками. На огородах и в парниках – овощи на любой вкус.
Храмы и святыни
Центр духовной жизни Дивеево-Троицкий собор с главной святыней – святыми мощами преподобного Серафима Саровского, чудотворца. Сейчас в Серафимо-Дивеевском монастыре и на 19 его скитах и подворьях действует 36 храмов с 82 престолами, проживает 500 насельниц.
Все храмы:
Святыни монастыря:
Святые источники Дивеево:
Пять святых источников – на территории монастыря, шестой, преподобного Серафима Саровского, на берегу реки Сатис, с несколькими купелями, в 12 км от Дивеево. На берегу – раздевалки, каменные лестницы, ведущие с берега в воду. Перед источником – небольшая часовня.
Температура воды в источнике круглый год – +3+5 градусов. Паломники окунаются в воду по 3 раза в 3 подхода, погружаясь в воду с головой. Купание бодрит и поднимает настроение. В маленькой желтой часовенке во имя преподобного Серафима можно бесплатно взять такие сухарики, какие ел батюшка Серафим в дни отшельничества.
Канавка Божьей Матери
Пресвятая Богородица, явившись преподобному Серафиму с повелением создать Мельничную общину, указала обнести место канавой в 3 аршина (2 м 15 см) глубиной и валом такой же высоты. Копать канавку должны были только сестры общины, а миряне могли лишь насыпать вал.
Сестры медлили с исполнением, пока однажды ночью не увидели, как преподобный Серафим в белом балахоне сам начал копать Канавку. Выбежали сестры и упали к нему в ноги, а когда подняли взор, батюшки уже не было.
Именно это место, где батюшка выкопал аршин земли, считается началом Канавки. Серафим Саровский говорил: «Канавка – это стопочки Божьей Матери. Тут ее обошла сама Царица Небесная. Как антихрист придет, то везде пройдет, а Канавки этой не перескочит».
Работы по устройству Канавки завершились после смерти преподобного Серафима. У начала святой Канавки – Поклонный Крест. Во многих местах глубина Канавки достигала всего 1-2 аршина. Всего сестры прошли 777 м общей длины Канавки и сделали 6 из 7 сторон многоугольника, поэтому он оказался незамкнутым. Со временем уход за Канавкой прекратили, вал срыли, сделали переходы и провели коммуникации, запретив здесь молиться.
С 1 января 1992 года возобновлена традиция, по которой сестры после вечернего богослужения обходят Канавку с молитвой: «Богородице Дево, радуйся!» По рассказам сестер, Канавку надо обойти 3 раза с молитвой, произнесенной 150 раз. Пятнадцать десятков молитв символизируют 15 ступеней, по которым Богородица Мария взошла во Святая Святых во время введения ее в храм. Внизу Канавки – садик из цветов и переплетенных дорожек.
Обитель – место паломничества, приезжать туда лучше в будни, когда нет церковных праздников. Поездки из Нижнего Новгорода в монастырь организуются 3 раза в неделю. Для священников гостиница на территории монастыря, для паломников – в соседнем поселке Северный на 460 мест.
Видео: дивное Дивеево
Женский монастырь Дивеево – четвертый удел Богородицы
Всемирно известную славу небольшому селу в Нижегородской области принес Серафимо–Дивеевский монастырь. Сюда со всех концов земли стекаются православные христиане, чтобы хоть раз посетить это святое место. И каждый из них душой чувствует, что Дивеево – место особенное. Сама Матерь Божия взяла эту землю под Свой Покров после Иверии, Афона и Киева.
Серафимо-Дивеевский монастырь создавался по особому благословению, и история его создания описана св. Серафимом Чичаговым в книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».
Главный монастырский комплекс состоит из нескольких соборов и колокольни. И в селе, где самые высокие здания ограничиваются 3 и – крайне редко – 4 этажами, вид центральной соборной площади впечатляет. Он живописен, и не зря фотографии и картины с видами монастыря так популярны в народе.
В главном Троицком соборе покоятся мощи преподобного Серафима Саровского. Также в специальных столиках под стеклом оберегаются его вещи, сохранившиеся до наших дней. В Троицком и Преображенском храмах (еще один великолепный собор) проходят ежедневные церковные службы.
В храме Рождества Богородицы находятся мощи преподобной матери Александры, первоосновательницы Дивеевской обители; инокини Елены и схимонахини Марфы. А в Казанской церкви покоятся святые останки Дивеевских блаженных – блж. Пелагеи, блж. Парасковьи, блж. Марии и новомучениц дивеевских.
С колокольни открывается величественный вид на окрестности села и звучит благовест. Колокольный звон разносится далеко и напоминает о молитве.
Канавка в Дивеево
Духовнику обители, святому Серафиму Саровскому, было видение, как Богородица проходит с молитвой в Дивееве по особому пути, и тогда же он получил указание вырыть на этом месте канаву с валом. Святые говорили, что каждую ночь Матерь Божия молится на Канавке. Именно поэтому по святой Канавке не просто ходят, а идут с молитвой «Богородице, Дево, радуйся». Прочесть эту молитву нужно 150 раз, и многие во время этого пути ощущают мир и покой.
За свою историю Канавка пережила строительство, разрушение и восстановление.
На данный момент это сооружение представляет собой канаву, имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Сам вал Канавки, по которому ходят, вымощен брусчаткой и огорожен изгородью
Святые источники
Дивеево богато и святыми источниками. Они находятся не только в самом селе, но и в его окрестностях. У каждого источника своя история возникновения. Вода в них не только чистая и вкусная, но и целебная. Люди окунаются в источниках с молитвой, набирают ее в емкости и увозят с собой. Есть множество записанных свидетельств исцеления от разных болезней.
Игуменский корпус
Слева от колокольни расположен игуменский корпус. Место для игуменского корпуса было указано преподобным Серафимом по указаниям Пресвятой Девы.
По сути это административное здание, совмещенное с библиотекой. В нем также были расположены архиерейские и игуменские покои, кельи должностных лиц женского монастыря. Батюшка называл его «начальнический корпус».
Это довольно большое старинное двухэтажное здание в виде буквы «П». Два его крыла окружают внутренний двор. У построенного корпуса было 7 деревянных крылечек, 190 окон, и 48 печей. Была своя домовая церковь по имя Марии Магдалины. Такие вот масштабы!
Игуменский корпус интересен и в архитектурном отношении. Это замечательный дом в псевдорусском стиле. Особую выразительность фасаду придает необычное крыльцо. Оно вписано в двухэтажный эркер (выступающую часть здания), который завершается кокетливыми «кокошниками».
При советской власти корпус был разорен. В недавнее время проведены большие реставрационные работы.
Сегодня корпус выглядит очень домашним и уютным. Украшен в лучших традициях русских деревянных построек.
Двухэтажное здание голубого цвета чрезвычайно нарядно. По наличникам – белое резное деревянное кружево. Очень выразительны белые переплеты окон. Отреставрированный эркер выглядит просто как в сказке.
Храм также восстановлен и заново освящен. Но посторонних на службы не допускают.
Интересную историю церкви во имя святой равноапостольной Марии Магдалины мы позже тоже расскажем.
Культурная жизнь монастыря
Наверное, странно касаться этой темы в рассказе о духовной обители. Но, тем не менее, здесь есть что сказать.
В Серафимо-Дивеевском монастыре есть своя типография, где печатают книги духовного содержания и журнал. Есть музей Паши Саровской – дивеевской блаженной. В холе игуменского корпуса выставлена экспозиция фотолетописи монастыря. При монастыре вот уже несколько десятилетий действует православная гимназия.
Существует и культурно-просветительский центр, и своя библиотека. Есть свои гостиницы для паломников.
Монастырские скиты
Не все вновь прибывшие в Серафимо-Дивеевский монастырь в курсе, что этот женский монастырь является одним из самых крупных в России. И его комплекс не ограничивается соборной площадью с великолепными храмами.
На самом деле у монастыря много земель или, как принято говорить, угодий. И это не роскошь, а необходимость. Надо кормить сестер монастыря и всех паломников, приезжающих в это святое место. Поэтому обширное монастырское хозяйство с полями, огородами, пасеками и скотными дворами располагается в основном в скитах.
Скит – это своеобразный маленький мирок. Как правило, там есть храм или церковь, небольшие жилые постройки и хозяйство. Туда тоже можно приехать в паломничество, и многие опытные православные именно так и поступают. С одной стороны там много физической работы, и можно потрудиться на благо обители, с другой – там нет суеты и многолюдья, как в Дивеево. Тишина, покой, молитвенный настрой.
Дивеево живет своей особенной жизнью, где почти все связано с монастырем и тем духовным стержнем, который он дает. Ежедневные церковные службы, обилие святынь, щедро дарованных Богом этому месту, настраивают совершенно на другой лад. И те, кто живет в Дивеево постоянно, и те, кто сюда приезжают, одинаково ощущают этот дух. Здесь Небо близко, и молитва к Богу идет быстрее.
Отменить ответ
Анна ( 3 года назад )
Дивеево – место, куда хочется возвращаться. О поездке в это благодатное место я и моя семья очень долго мечтали. И по Божьей милости три года назад нам посчастливилось ощутить на себе ту энергетику, которой пропитаны Дивеевские места. На территории монастыря ухоженно, чисто, разбиты яркие цветочные клумбы, аромат которых разносится по всей округе. Соборы поражают своей удивительной красотой. Было чувство, что мы в другом мире.
При входе много прилавков с сувенирами и со всем необходимым для посещения монастыря и святого источника. Когда мы приехали, было солнечно, но в один миг все небо затянуло черными тучами, резко поднялся ветер и полил дождь. Переждали дождь буквально 10 минут, как сразу же выглянуло солнце и всё вокруг задышало новой жизнью. Вот и вправду – чудеса.
После отправились в Троицкий собор с мощам Серафима Саровского. Чтоб прикоснуться к святыне, пришлось отстоять длинную, нескончаемую очередь, но это того стоит.
Далее мы направились к Святой Канавке. Люди по ней идут медленно, погруженные в себя и свои мысли. На протяжении всего пути по Канавке нужно читать молитву: «Богородице Дева, радуйся».
В монастыре имеются места, где можно пообедать. Мы выбрали блинную. Вкус тех блинов помнится до сих пор. Пообедав, мы направились на святой источник Серафима Саровского. Там все очень хорошо оборудовано: есть специальные купели, куда можно зайти переодеться и прямо там окунуться, установлены даже детские горки. Собираясь на источник, я и не думала, что вода в нем ледяная до такой степени, что сводит ноги, но после купания чувствуешь облегчение не только физическое, но и духовное.
Обязательно возьмите с собой емкости для святой воды.
В общем уехали мы со святых мест отдохнувшие, одухотворенные и счастливые! Я советую всем посетить чудное Дивеево, о поездке в которое, уверяю вас, вы никогда не пожалеете. Ну, а моя семья хочет вернуться туда вновь!
Арина ( 3 года назад )
Я из Украины, несколько лет назад рискнула в составе паломнической группы побывать в Дивеево. Надо объяснить, почему мне с таким огромным трудом далось это решение. Еще в давние советские времена, будучи совсем маленькой, я переболела полиомиелитом и с тех пор передвигаюсь только на костылях. И действительно, физически перенести эту поездку мне было очень тяжело. Подняться по огромной лестнице храма, отстоять всю службу, или окунуться самостоятельно в Святой источник, пройтись по мостику над Канавкой Царицы Небесной – абсолютно все давалось с огромным напряжением всех моих сил и только благодаря помощи добрых людей. Бытовые условия для паломников были ужасны. В огромном полевом лагере мы две ночи спали просто на деревянных нарах даже без тоненького матраса на нем. Хотя кормили хорошо.
Но все это ничто по сравнению с той огромной живительной силой, исходящей из этого поистине волшебного места: огромный сад с яблоками, цветы вокруг, неописуемой красоты храмы – Троицкий с мощами преподобного Серафима, и Спасо-Преображенский, почти точное подобие храма Христа Спасителя, где я молилась в Москве.
К сожалению, чуда не произошло, я не бросила костыли и не пустилась в пляс, наподобие персонажа Ильинского в старом кинофильме «Праздник святого Иоргена». По-видимому, судьбой мне уготован пройти иной путь на этой земле. Но святая сила этого воистину сказочного места осталась со мной до сих пор.