Для чего нужно принимать крещение

Для чего мы крестим детей?

Записки катехизатора

Для чего нужно принимать крещение. Смотреть фото Для чего нужно принимать крещение. Смотреть картинку Для чего нужно принимать крещение. Картинка про Для чего нужно принимать крещение. Фото Для чего нужно принимать крещение Крестины. Художник: Петр Коровин

Мы не любим богословия

С сожалением нужно признать, что современный человек не любит богословия, а зачастую считает его не имеющим никакого влияния на жизнь и поэтому излишним. Споры о единосущии Отца и Сына, захватившие широкие народные массы в Римской империи IV века, кажутся нам просто фантастическими. В наши дни разговоры на рынке, в бане, в транспорте, к примеру, о пенсии, зарплатах, ценах на продукты и бензин обязательно найдут сочувствие и поддержку окружающих. Но разговор в той же среде о догматах трудно даже представить. Догмат в представлении современного человека – это такая архаика, о которой сегодня странно и упоминать.

Печально, что равнодушие к богословским вопросам во многом свойственно и людям церковным. Как-то мне пришлось подменять на катехизаторских курсах преподавателя по истории Русской Церкви. Одна из учащихся впоследствии сетовала «в кулуарах»: «Андрей Александрович везде догматику найдет!» Конечно, причиной недовольства здесь послужила и моя недостаточная подготовка по исторической дисциплине. Но и факт недовольства самим наличием богословских вопросов в этом случае показателен.

Как ни странно, подобную незаинтересованность в догматике можно заметить и на более высоких уровнях. Два с лишним года назад в Москве Отдел религиозного образования и катехизации провел 25 различных секций в рамках Рождественских чтений. Из них 24 были посвящены преподаванию основ православной культуры в школе и лишь одна – катехизации. Интересно и то, что на самих собраниях катехизаторов со всей России почти все внимание падает на методики катехизации. Подразумевается, что содержание огласительных и просветительских бесед является для всех общим местом, что на самом деле не всегда соответствует реальности.

При всем этом даже если какие-либо богословские дискуссии, что называется, паче чаяния разрывают узор идущих почти сплошняком докладов, то они не получают поддержку участников и особенно – ведущих мероприятия (регламент!).

Если же говорить о простом народе, то в его среде невосприимчивость даже к элементарным вопросам веры доходит порой до какого-то запредельного уровня.

Для чего мы крестим детей?

В один из выходных было много крестин. Родители и крестные десяти или пятнадцати младенцев заполнили помещение воскресной школы. Кто-то сидит, кто-то за недостатком места слушает стоя. Задаю обычный вопрос:

– Скажите, пожалуйста, для чего мы крестим детей?

– Хорошо. Давайте я вам помогу, а вы дополните, если я что-то забуду: «потому что наши предки были православными», «чтобы у ребенка был Ангел-Хранитель», «чтобы Бог его защищал от всех бед», «от сглаза и от порчи», «чтобы он не болел», «чтобы можно было помянуть о здравии», ну и, коротко говоря, «чтобы у него все в жизни было хорошо».

Окидываю взглядом слушающих. Всеобщее одобрение! Кто-то улыбается, кто-то радостно кивает. Осторожно интересуюсь:

– Может быть, я что-то забыл? Может, кто-то хочет дополнить?

На лицах – тревога и недоумение. После небольшой паузы стоящая по правую руку от меня женщина твердо заявляет:

– Да нет, вы все перечислили.

«Попы на “гелендвагенах”»

Сколько бы мы ни говорили, что человек в Церкви должен искать не человека, а Бога, человек, даже когда он ищет Бога, приходит к Нему чаще всего через человека. Но здесь ситуации бывают самые разнообразные, и если кто-то соблазняется служителями Церкви, то причина этого соблазна может быть реальной, а может – вполне надуманной, основанной лишь на желании человека соблазниться. Одна из любимых тем для соблазна – священнические автомобили. Сам я, переболев подобными темами в свое время, давно к ней равнодушен. Если священник деятельный, любящий свое служение и людей, искренне стремящийся послужить Церкви, то, по мне, пусть он хоть на вертолете летает. Но многие мыслят иначе.

На одной из огласительных бесед крестный очень живо отзывался на мою речь, но при этом, не в силах удержаться от комментариев, периодически прерывал говорящего, явно стараясь показать себя осведомленным в церковных вопросах. Но комментарии его имели по большей части негативный характер. То ли он не так давно вернулся из поездки в Санкт-Петербург, то ли жил там, но говорил почему-то исключительно о питерских храмах:

– Вот раньше: зайдешь в храм и чувствуешь что-то особенное, что это действительно святое место. Сейчас в храмах такого нет. Зашел я в Казанский – и как будто где-то в магазине или на вокзале.

Пытаюсь воздействовать на собеседника наводящими вопросами:

– А вы уверены, что в вашем ощущении виноваты храмы? А может быть, причина в том, что изменилось что-то в вашей душе?

Мой собеседник несгибаем:

– Да нет, что там изменилось?! Конечно, что-то с храмами. Благодать уходит.

Мой собеседник несгибаем: «В душе у меня что-то изменилось?! Да нет! Это с храмами что-то не так…»

Ссылаюсь на святых отцов, вспоминаю кусочек зеркала, попавший Каю в глаз. Никакого эффекта.

Продолжаю беседу. Наш крестный внезапно от храмов перекидывается на духовенство:

– Священники уже совсем стыд потеряли. Вот в Исаакиевском соборе батюшка прямо на глазах у всех выходит из храма, садится в «Гелендваген» и уезжает.

К автомобилям я равнодушен с юности, поэтому переспрашиваю:

– А что такое «Гелендваген»?

Мой собеседник растерян. Он не мог представить, что существуют мужчины, которые не знают ответа на такой простой вопрос.

– «Мерседес»… – пожав плечами, отвечает он.

Столь однобокий разговор о храмах и священниках меня начинает утомлять. Поэтому решаюсь прибегнуть к рассуждению «от противного»:

– А вы считаете, что если бы батюшка ездил на телеге, то все прямо побежали бы в храм?

Мама ребеночка от неожиданности расхохоталась, а мой оппонент смутился и насупился, но больше беседу не прерывал.

В этом споре я остался вроде как победителем, но все же проблема существует. Для многих дорогие автомобили священников остаются соблазном. Не случайно ведь, к примеру, владыка Пантелеимон (Шатов) до недавнего времени ездил на «Волге». А покойный наместник монастыря Оптина Пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков) большую часть своего наместничества проездил на трехдверной «Ниве». Думаю, что он-то как раз при желании мог позволить себе и вертолет. Но при этом не приобрел для своих поездок даже иномарку. «Народ соблазняется», – был его основной аргумент. Лишь в последние годы наместник Оптиной пересел на другую «Ниву», но только «Шевроле».

Такое заботливое отношение к пастве вызывает уважение, но для меня остаются вопросы: насколько важна марка автомобиля, на котором передвигается священник, и правда ли, что дорогие авто батюшек являются серьезной преградой для приходящих в храм? Из своего опыта я сделал вывод, что в большинстве случаев тема иномарок – это лишь повод для самооправдания тех, кто просто не желает жить церковной жизнью.

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»

Один знакомый священник рассказал мне следующую историю. Пришли к нему как-то раз на катехизаторскую беседу две взрослые женщины. То, что они по-разному воспринимали слова батюшки, можно было увидеть невооруженным глазом. Одна была вся слух, вся внимание. Казалось, не только ум, но и сердце ее влагались в речь говорящего, как в слова самой искренней молитвы. Слушательница не сводила с него глаз, смотрела в рот, мимикой, жестами, киванием главы, всем своим видом показывала самое живое сочувствие христианским истинам веры и жизни. Чувство радости разрасталось в душе проповедника. Семя благовестия явно ложилось в самую благоприятную почву.

Противоположную картину являл собой вид другой слушательницы. С каким-то несколько смущенным, но в большей степени равнодушным видом слушала она православного пастыря. Смотрела больше по сторонам или в пол. Казалось, что единственное ее желание в настоящий момент – дождаться окончания беседы и вернуться к привычным делам и разговорам.

Закончил батюшка, как обычно, подробным рассказом о необходимости Исповеди и Причастия, а также – о подготовке к этим Таинствам.

Каково же было удивление священника, когда в скором времени его равнодушная слушательница пришла к нему с дополнительными вопросами, после чего подготовилась и приступила к таинствам Исповеди и Причастия. Впоследствии она стала постоянной прихожанкой храма. Удивление иерея усугубилось тем, что другую – восторженную – слушательницу он больше так и не увидел.

Источник

Крещение: для чего оно нужно человеку?

Что такое Крещение?

В Православной Церкви существует семь таинств, одним из которых и является Крещение.

Именуется оно Таинством потому, что представляет собой не просто внешний обряд, давно существующий в русских традициях, а именно священное действие, суть которого человек в полной мере осознать не может, но оно имеет очень глубокое значение в жизни человека. Крестясь с верой в Господа Иисуса Христа, каясь в своих грехах, человек получает Божественную благодать, которая способствует невидимо совершающемуся преображению души человеческой, глубокому изменению сознания, освобождению от оков первородного греха, а так же получению прощения в прежде совершённых грехах.

Зачем человеку Креститься?

К сожалению, многие люди, уже крестившиеся или только собирающиеся принять Святое Крещение, не смогут ответить в полной мере на этот вопрос. Причиной к этому послужила длительное богоборчество советской власти, которая приложила все усилия к тому, чтобы в душах людей нашей страны крепко утвердилось атеистическое мировоззрение. Многие идут на Крещение, не понимая грандиозность и важность происходящего события, и руководствуются порой такими побуждениями, которые не должны присутствовать в человеческой душе.

Часто от родителей, собирающихся окрестить ребёнка, можно услышать доводы о том, что они русские и крестить ребенка принято по традиции наших предков. Таким образом, Таинство Крещение всё чаще воспринимается как старая добрая традиция, присущая русской культуре.

Как подготовиться к Крещению взрослому человеку?

Подготовка к Крещению взрослого человека должна идти в двух направлениях: внешнем и внутреннем, духовном. Главным условием для Крещение взрослого человека является его вера во Христа и решимость в последующем жить в соответствие с христианскими заповедями, богоугодно, церковной жизнью. Способствует приобретению такого настроя молитва, присутствие на богослужениях в храме, чтение Евангелия и житий святых угодников Божиих.

Возможно, перед Крещением священник пригласит на исповедальную беседу, где человек должен будет рассказать о совершенных им грехах.

Также необходимо будет ознакомиться с основными молитвами каждого православного христианина: «Отче наш» и «Символом веры».

Внешняя подготовка проходит намного проще и заключается в решение некоторых бытовых вопросах. Необходимо будет сходить в храм и договориться о дате предполагаемого Крещения. Также нужно выбрать и приобрести нательный крестик. Он может быть как золотым, так и серебряным. Освященный серебряный крестик можно купить в церковной лавке при храме. На само Крещение взять нужно будет полотенце и сланцы. Женщине также понадобится крестильная рубашка.

Крёстные взрослому человеку необязательны, а вот для крещения ребёнка они необходимы. При выборе крёстных родителей для ребёнка необходимо помнить, что перед крестными будет лежать огромная ответственность, так как в их обязанности входит духовное воспитание своего крестника.

После Крещения все свои душевные силы необходимо направлять на преумножение Божественной благодати. Без веры в Бога это сделать невозможно. Для приобретения крепкой веры необходимо читать Священное Писание, поучение пастырей Святой Церкви, регулярно посещать храмовые Богослужения и принимать участие в церковных таинствах, особенно в таинстве Причастия. И всю свою жизнь нужно стараться проводить в соответствии с Христовыми заповедями.

Источник

Как христиане объясняют необходимость крещения?

Приблизительное время чтения: 13 мин.

Крещение – первое из церковных таинств, с которым встречается человек, уверовавший во Христа. Крестившись, он становится членом Церкви, получает возможность непосредственно общаться с Богом, принимать Его благодатную помощь. Но почему все это возможно только при условии крещения? Давайте разбираться.

Почему христиане убеждены, что человек не может спастись, если не примет крещения?

Христиане – это те, кто верует Господу Иисусу Христу. И в утверждении, что некрещеный человек не может наследовать Царствие Небесное, они опираются на слова Самого Христа.

Во-первых – Его наставление ученикам в конце Евангелия от Марка: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16: 16). Во-вторых, в Евангелии от Иоанна Христос объясняет Своему последователю из числа фарисеев, Никодиму: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин 3: 5,6). В-третьих, Евангелие от Матфея завершается знаменательным призывом Господа к ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф 28: 19, 20). Здесь хотя и не говорится напрямую о спасительности крещения, но поручение крестить людей звучит как прямая и неотменяемая заповедь Спасителя.

Спасение от чего обещано тем, кто будет веровать и креститься?

Во-первых – от рабства греху, когда, говоря словами апостола Павла, не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим 7: 15). Во-вторых – от рабства сатане, который обманом и клеветой на Бога спровоцировал грехопадение Адама и его жены. В-третьих – от смерти, которая подчинила себе весь мир в результате грехопадения человека.

Для чего нужно принимать крещение. Смотреть фото Для чего нужно принимать крещение. Смотреть картинку Для чего нужно принимать крещение. Картинка про Для чего нужно принимать крещение. Фото Для чего нужно принимать крещение

Но спасением в православном христианстве называется не только освобождение от этих трех видов рабства. Спасение – это предельное сближение и вступление в сыновние отношения с Богом, достижение единства с Богом, обретение того Царства небесного, где будет Бог все во всем (1 Кор 15: 28). Сам Христос называет спасение жизнью вечной, о которой мы пока мало что можем сказать, кроме того, что она будет непредставимо прекрасной, радостной и, говоря словами митрополита Сурожского Антония, переливающейся через край от избытка полноты. Как писал об этом апостол Павел, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2: 9).

«Кто будет веровать и креститься»… А как связаны друг с другом крещение и вера?

Крещение – это исполнение, практическое выражение веры во Христа. Конкретный шаг, совершая который, человек не просто декларирует свое согласие с евангельскими истинами, но заключает личный завет со Христом, вступает с Ним в союз.

Что делают девушка и юноша, если любят друг друга и хотят всю жизнь провести вместе? Вступают в брак, приносят взаимные обещания любви и верности друг другу, так? Вот и отношения христианина с Богом чем-то напоминают такой брачный союз. И даже много чем. Недаром Сам Господь в Священном Писании уподобляет Свои отношения с верующими браку. В книгах Ветхого Завета Он неоднократно сравнивает израильский народ, уклонившийся от Него в язычество, с распутной женой (например, в книге пророка Осии). А Новый Завет часто рисует Христа в образе Жениха, вступающего в брак с Церковью.

В чинопоследовании крещения есть момент, когда священник спрашивает человека, над которым совершается таинство: «Сочетаваешися ли Христу?» («Сочетаешься ли со Христом?»), – совсем как на церемонии бракосочетания. И тот должен ответить: «Сочетаваюся» («Сочетаюсь»), – и «Верую Ему, яко Царю и Богу». Вера человека во Христа как Царя и Бога и, что еще важнее, его вера Христу – вот что свидетельствуется фактом крещения. Как писал живший за границей известный русский священник и богослов Александр Шмеман (1921-1983), слово «вера» в его греческом варианте – πίστις (а Евангелие изначально написано по-гречески) – означает не столько «согласие разума с набором правил и предписаний», сколько – и прежде всего – «доверие, безусловную преданность, полную отдачу себя тому, кому дóлжно повиноваться и за кем дóлжно следовать, что бы ни случилось».

Вот такая вера как беззаветная преданность Христу и «запечатлевается крещением», говоря словами святителя Филарета Московского. Поэтому невозможно представить себе человека, который искренне верует во Христа, но по каким-то причинам избегает крещения.

Но ведь в словах Христа о «рождении от воды и Духа» не упоминается непосредственно о крещении?

Буквально – нет, но по сути именно о крещении там и говорится.

Ведь это только в славянских языках «крещение» созвучно со словом «крест», а в греческом (опять же, оригинальном языке Евангелия) крещение – βάπτισμα – значит «погружение в воду». В беседе с Никодимом Господь Иисус Христос излагает самый смысл крещения: это рождение свыше. Когда Никодим не понимает и переспрашивает: Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? – Христос отвечает теми словами, которые мы уже привели: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3: 3-7).

Но, чтобы родиться заново, нужно сначала умереть… Разве нет?

Конечно, в крещальной купели человек не умирает и не воскресает телесно – речь идет не о биологической смерти и не о физической реанимации. Но речь не идет и о каких-то условных, символических вещах или художественных метафорах. Все, что происходит в таинстве, происходит реально, но касается в первую очередь духовной стороны личности. Из крещальных вод человек выходит возрожденным духовно: он готов заново начать свой духовный жизненный путь, происходит что-то вроде духовной «перезагрузки».

В любом таинстве – и в крещении первом из них – человек встречается с действием Бога, которое христиане называют благодатью, благим даром. В крещении это благодатное действие Божие заключается в том, что человек освобождается от рабства греховным наклонностям, от «дурной наследственности», полученной от Адама. Теперь он в силах сопротивляться греховным привычкам и влечениям, ведь отныне у него новое родство – уже не с ветхим Адамом, а с новым, с Богочеловеком Иисусом Христом. Крещеный человек становится членом Церкви – сообщества верующих во Христа, которое апостол Павел называет телом Христовым. Таким образом он соединяется со Христом – Сыном Человеческим, а поскольку Христос одновременно Сын Божий, то и крестившийся человек усыновляется Богу Отцу и становится способным жить единой с Ним жизнью – той самой, вечной и радостной жизнью Царствия Небесного. Отныне он уже не просто творение Божие, а Его родной сын или родная дочь – и потому все, что есть у Отца, принадлежит и ему, и ей.

Апостол Павел пишет об этом так: Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 6: 11). Умирает, говоря словами апостола Павла, ветхий человек. А рождается человек новый, наделенный, как писал протопресвитер Александр Шмеман, даром жить жизнью Самого Христа, верить Его верой, желать того, чего желает Он.

Подкрепляемый благодатным даром, полученным в крещении, человек способен на деле двигаться к Царству Небесному, что на практике означает – исполнять заповеди Христовы: превозмогать собственный эгоизм, переступать через требования своего «Я» и на первое место ставить Бога и ближнего. Крещеный человек способен жить поперек правил, ставших со времени грехопадения «естественными» для мира сего. И он может по-настоящему захотеть той жизни – жизни не для себя, а для Бога, которую предлагает ему Христос и продолжением которой является Царствие Божие. А вот человек некрещеный сил для всего этого не имеет. Им просто неоткуда взяться.

То есть крещеный человек становится святым?

Разговор о святости – долгий и совсем не простой. Святость – свойство Самого Бога, Который до конца непознаваем, поэтому что такое святость, определить не так легко. Можно уверенно сказать одно: человек, принявший крещение, призван к святости, но достигает ее далеко не сразу и не всегда. Крещение не лишает человека свободы воли и не превращает его в бесплотного ангела. Он так же подвергается разным соблазнам и искушениям, так же может оступиться и согрешить. Просто ему, в отличие от некрещеного, доступна благодатная помощь Божия, чтобы справляться со всем этим. И, даже если он оступится и упадет, то сможет подняться, покаяться и продолжить путь.

Для чего нужно принимать крещение. Смотреть фото Для чего нужно принимать крещение. Смотреть картинку Для чего нужно принимать крещение. Картинка про Для чего нужно принимать крещение. Фото Для чего нужно принимать крещение

«Крещеный и помазанный [Духом Святым в таинстве Миропомазания. – Прим. ред.] имеет в себе, в возможности, все Божественные дарования, которые открываются в нем в то или иное время, смотря по тому, насколько он очищает себя и становится достойным действования в нем даров Божиих», – писал святитель Симеон Солунский (конец XIV – XV век). Так что крещение – абсолютно необходимое, хотя и не единственное условие спасения человека от греха.

Но ведь в крещении прощаются все грехи?

Да, после крещения человек начинает жизнь «с чистого листа», все его прошлые грехи изглажены и забыты. Но то грехи – конкретные поступки, слова или мысли, нарушающие заповеди Божии. Иначе обстоит дело со страстями – «искривлениями» человеческой души, внутренними предрасположенностями к дурным поступкам. Внешне они могут быть незаметными и до поры никак не проявляться, но именно они и подводят человека к совершению конкретных грехов. Может быть, человек ни разу ничего не украл, но очень неравнодушен к деньгам, сребролюбив. И в какой-то критической ситуации эта его страсть может «выстрелить», привести к совершению греха. То же и с другими страстями.

Страсти, к сожалению, остаются с человеком и после крещения. Но с благодатной помощью Божией теперь он может с ними бороться и даже мало-помалу их преодолевать. В этом помогают церковные таинства – прежде всего Покаяние (исповедь) и Причащение Святых Христовых Таин – Его Тела и Крови. Но возможность прибегать к этим таинствам открывается для человека только после того, как он принял таинство Крещения. Все таинства совершаются исключительно в Церкви, ведь она – тело Христово, пространство, где Бог может действовать в согласии с людьми (а не «поверх» их воли). А членами Церкви мы становимся как раз в крещении.

Обязательно ли перед крещением проходить подготовительную беседу? Тем более, что крестят сейчас в основном малышей, которые все равно не могут в такой беседе участвовать

Многое зависит от конкретной ситуации. Если крестить ребенка хотят родители, которые сами постоянно ходят в храм, причащаются и живут активной церковной жизнью, то священник, может быть, и не станет настаивать, чтобы они непременно пришли на огласительную беседу. Но в большинстве случаев требуется, чтобы священники, диаконы или миряне-катехизаторы готовили людей к крещению – проводили беседы с теми, кто желает креститься, или с родителями и крестными готовящихся к этому таинству детей. Это нужно как раз потому, что крещение – не самодостаточный акт, который совершил – и дело с концом. Крещение – только начало пути, следуя которым, человек преобразовывает свою жизнь в согласии с Евангелием и только тогда начинает по-настоящему искать Царствия Небесного, встречи с Богом. Очень часто люди представляют себе крещение как угодно, но только не в этих категориях. И, если не рассказать им, что такое крещение на самом деле, для чего оно нужно, то может получиться, что они так и не начнут двигаться по этой дороге и не достигнут цели. Недаром в древней Церкви процесс оглашения мог занимать сорок дней (а иногда и еще больше).

Маленькие дети, конечно, не могут осознанно участвовать в огласительных беседах. Но и крестят их не по их собственной вере, а по вере их родителей и восприемников – крестных папы или мамы. Ответственность за то, чтобы ребенок, когда вырастет, узнал о смысле крещения и вошел в жизнь Церкви, берут на себя взрослые. Точно так же, как они берут на себя ответственность за ребенка и во всем остальном, начиная с заботы о его пропитании и заканчивая его воспитанием.

А некрещеный человек? Он не попадет в Царство Небесное ни при каких обстоятельствах?

Как бы хотелось иногда ответить: ну, конечно, и некрещеный человек тоже может спастись, если будет верить в Бога и потрудится над собой! Но Христос сказал очень ясно: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3: 5), – и эти слова трудно перетолковать в каком-то ином смысле.

В древней Церкви, правда, было представление о «крещении кровью»: мученики, уверовавшие во Христа перед самой смертью и не успевшие принять крещение, не просто считались христианами, но даже прославлялись как святые. Такое «крещение кровью» принял, скажем, один из римских воинов, которые охраняли Севастийских мучеников: видя стойкость и мужество христиан, раздетых и загнанных в ледяное озеро, он сам уверовал во Христа, встал в их ряды и был прославлен как один из них. Но мученики, пусть даже не успевшие креститься, страдали не просто так – они сознательно участвовали в страданиях Христовых, шествовали на свою Голгофу по примеру Господа.

В этой жизни мы все страдаем, но далеко не любое страдание может быть «приравнено» к крещению, а только такое, которое человек осмысленно «посвящает» Христу, переживает как свое личное соучастие в Его Крестной Жертве. Такие страдания называют «страданием за Христа».

Да ведь и само крещение – вовсе не способ избежать страдания. Это посвящение всей своей жизни, всего, чем она наполнена, – и радости, и горя, – Христу. Это приобщение к Его жизни и Его смерти, добровольное вхождение в них. Если же этого нет, если, страдая, человек не стремится подставить плечо под Крест Христов, тогда он страдает впустую, является просто бессмысленной жертвой зла, в котором после грехопадения лежит весь мир (ср. 1 Ин 5: 19). И даже нельзя сказать, что жертвой безвинной: ведь у всякого найдется за душой что-нибудь такое, что действительно заслуживает наказания…

Страдания могут отрезвить человека и привести его в Церковь, это случается сплошь и рядом. Но сами по себе они не могут заменить собой крещение.

А если человек жил праведно и делом исполнял заповеди – может, даже не зная, что они христианские?

О таких людях Церковь не выносит суждения, предоставляя их на суд Божий. Притча о Страшном суде, которую рассказал Господь ученикам незадолго до Своей смерти, оставляет надежду на спасение для тех, кто не знал Самого Христа, но делом исполнял Его заповеди: кормил голодных, посещал больных, одевал убогих, – словом, отдавал себя ближним. На Страшном суде эти праведники спрашивают у Христа: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25: 37-40). Конечно, это не означает, что эти люди спасутся вне Церкви. Просто Господь Иисус Христос – Глава Церкви, Он может ввести в свою Церковь любого человека одному Ему известным образом, а не только через таинство крещения.

Не принимали крещения и жившие до Христа ветхозаветные праведники – Ной, Авраам, Моисей, Давид, – тем не менее, Церковь почитает их в лике святых. Однако с людей, живущих в христианскую эпоху, когда любому доступно Евангелие, спрос, очевидно, уже совсем иной. Потому вряд ли имеет смысл тратить много времени и сил на рассуждения об участи некрещеных праведников – так, будто с нашей собственной участью полная ясность. Повторим еще раз: факт крещения сам по себе не делает человека ангелоподобным существом, человеку предстоит еще долго и мучительно бороться с грехом, падать и вновь подниматься, выстраивая свою жизнь в согласии с Евангелием. Поэтому актуальным для нас остается совет апостола Павла: Каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (Рим 14: 12,13).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *