Для чего в языке служат словосочетания 6 класс ладыженская
Урок по русскому языку для 6 класса на тему «Словосочетание» (повторение в начале учебного года)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок по русскому языку в 6 классе на тему «Словосочетание» (повторение в начале учебного года).
(§ 5, учебник под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. М., «Просвещение», 2010).
Цель урока – повторить и закрепить тему «Словосочетание», изученную в 5 классе.
I . Теоретическая часть.
1). Оно состоит из главного слова и зависимого.
2). От главного слова к зависимому задается вопрос.
Красный фломастер (фломастер «какой?» красный).
3). Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически.
4). Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) словосочетанием не являются.
II . Практическая часть:
Задание № 1: выделите из предложений словосочетания типа «глагол + существительное»:
1). Дом стоял посреди огромного парка. 2). Парк окружали огромные каналы. 3). Над каналами висели черные железные мосты. 4). Мосты охраняла стража. 5). Ваня не шел, а бежал по дороге.
(1) Стоял посреди парка; (2) парк окружали; (3) над каналами висели; (4) мосты охраняла; (5) бежал по дороге.
Задание № 2 (диктовка учителя): прослушайте словосочетания и запишите только его схему (частеречная принадлежность слов, главное и зависимое слово, вопрос от главного слова к зависимому).
1) Помогать старушке, 2) крылечко избы, 3) красивая брошь, 4) смотреть ласково, 5) отплыть от причала, 6) учебник сестры, 7) чудное мгновение, 8) сшить аккуратно.
1) Помогать старушке (гл. + сущ.), 2) крылечко избы (сущ. + сущ.), 3) красивая брошь (прил. + сущ.), 4) смотреть ласково (гл. + нар.), 5) отплыть от причала (гл. + сущ. с предлогом), 6) учебник сестры (сущ. + сущ.), 7) чудное мгновение (прил. + сущ.), 8) сшить аккуратно (гл. + нар).
Задание № 3: выделить в предложении грамматическую основу, выписать словосочетания и составить их схему:
Бурый медведь с удовольствием рвал ягоды и совсем не смотрел на нас.
1) Бурый медведь (прил. + сущ.), 2) рвал с удовольствием (гл. + сущ. с предлогом), 3) рвал ягоды (гл. + сущ.), 4) не смотрел совсем (гл. + нар.), 5) не смотрел на нас (гл. + мест. с предлогом).
Задание № 4: из данных сочетаний слов выпишите только словосочетания, укажите вопрос, на который отвечает зависимое слово:
(1) Прекрасное утро, (2) города и села, (3) папа работает, (4) подбежать к дому, (5) после занятий, (6) любимый сад, (7) выбрать профессию, (8) аккуратно и красиво, (9) хорошо учиться, (10) стакан сока, (11) урок кончился, (12) благодаря поддержке, (13) распорядок дня, (14) явилось солнце, (15) в сонной тишине, (16) скрылось за рекою, (17) лес шумит, (18) укрыться от мороза.
(1) Прекрасное утро, (4) подбежать к дому, (6) любимый сад, (7) выбрать профессию, (9) хорошо учиться, (10) стакан сока, (13) распорядок дня, (15) в сонной тишине, (16) скрылось за рекою, (18) укрыться от мороза.
Задание № 5: из данных слов составьте словосочетания, употребляя нужные предлоги:
(1) Бежать, дорога; (2) забыть, рассеянность; (3) возвратиться, театр; (4) скучать, друг; (5) приехать, отпуск; (6) прибыть, Урал; (7) схватить, рука; (8) убежать, преследователь.
(1) Бежать по дороге; (2) забыть из-за рассеянности; (3) возвратиться из театра; (4) скучать по другу; (5) приехать в отпуск; (6) прибыть на Урал; (7) схватить за руку; (8) убежать от преследователя.
Задание № 6: составьте и запишите ряды словосочетаний, доказывая многозначность выделенных слов:
Образец : лист железа – лист березы, лист бумаги.
(1) Варить сталь: варить обед.
(2) крыло самолета: крыло курицы.
(3) кисть винограда: кисть руки, малярная кисть.
(4) накопить опыт: накопить денег.
(5) иглы сосны: швейные иглы, иглы ежа.
(6) нос лодки: нос человека.
(7) хвост поезда: хвост лисы, нахватать «хвостов» (двоек).
(8) птичья клетка : тетрадь в клетку, грудная клетка.
(9) звезда экрана: небесная звезда.
(10) ручка ребенка: шариковая ручка, ручка двери.
Домашнее задание: упражнение № 28.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Описание материала:
Урок по русскому языку в 6 классе на тему «Словосочетание» направлен на повторение и закрепление понятия «Словосочетание» в начале учебного года.
Конспект содержит два раздела:
«Выдержка из материала:
Урок по русскому языку в 6 классе на тему «Словосочетание» (повторение в начале учебного года).(§ 5, учебник под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. М., «Просвещение», 2010).
Цель урока – повторить и закрепить тему «Словосочетание», изученную в 5 классе.
I. Теоретическая часть.
II. Практическая часть:
«Задание № 1 : выделите из предложений словосочетания типа «глагол + существительное»:
«Задание № 2 (диктовка учителя): прослушайте словосочетания и запишите только его схему (частеречная принадлежность слов, главное и зависимое слово, вопрос от главного слова к зависимому).1) Помогать старушке, 2) крылечко избы, 3) красивая брошь, 4) смотреть ласково, 5) отплыть от причала, 6) учебник сестры, 7) чудное мгновение, 8) сшить аккуратно.Ключ:1) Помогать старушке (гл. + сущ.), 2) крылечко избы (сущ. + сущ.), 3) красивая брошь (прил. + сущ.), 4) смотреть ласково (гл. + нар.), 5) отплыть от причала (гл. + сущ. с предлогом), 6) учебник сестры (сущ. + сущ.), 7) чудное мгновение (прил. + сущ.), 8) сшить аккуратно (гл. + нар).
«Задание № 3 : выделить в предложении грамматическую основу, выписать словосочетания и составить их схему:Бурый медведь с удовольствием рвал ягоды и совсем не смотрел на нас.Ключ:1) Бурый медведь (прил. + сущ.), 2) рвал с удовольствием (гл. + сущ. с предлогом), 3) рвал ягоды (гл. + сущ.), 4) не смотрел совсем (гл. + нар.), 5) не смотрел на нас (гл. + мест. с предлогом).
«Задание № 6 : составьте и запишите ряды словосочетаний, доказывая многозначность выделенных слов:Образец: лист железа – лист березы, лист бумаги.(1) Варить сталь, (2) крыло самолета, (3) кисть винограда, (4) накопить опыт, (5) иглы сосны, (6) нос лодки, (7) хвост поезда, (8) птичья клетка, (9) звезда экрана, (10) ручка ребенка.Ключ:(1) Варить сталь: варить обед.(2) крыло самолета: крыло курицы.(3) кисть винограда: кисть руки, малярная кисть.(4) накопить опыт: накопить денег.(5) иглы сосны: швейные иглы, иглы ежа.(6) нос лодки: нос человека.(7) хвост поезда: хвост лисы, нахватать «хвостов» (двоек).(8) птичья клетка: тетрадь в клетку, грудная клетка.(9) звезда экрана: небесная звезда.(10) ручка ребенка: шариковая ручка, ручка двери.
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Словосочетание. Простое предложение
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Повторение знаний о словосочетаниях.
2. Повторение знаний о простом предложении.
3. Повторение правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.
4. Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.
Словосочетание – единица синтаксиса, сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Предложение – одна из основных единиц языка, единица синтаксиса, наименьшая единица общения; слово или несколько слов, в которых заключается вопрос, сообщение, побуждение (просьба, приказ, совет).
Пунктуация – это 1) система знаков препинания; 2) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила употребления их на письме.
Пунктуационное правило – это инструкция, указывающая на условие выбора знака препинания, который либо ставится в предложении, либо не ставится.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с.24 – 28; 191 с.
1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 138 – 143; 159 с.
2. Баранов М. Т., Русский язык: справ. материалы // Баранов М. Т., Костяева Т. А., Пруднкова А. В. – М.: Просвещение, 2006. – с. 158 – 166; 285 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вы знаете, что предложение – это слово или несколько слов, в которых заключается вопрос, сообщение, побуждение (просьба, приказ, совет). Эти слова должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически.
«Лучик солнца разбудил Дашу» – предложение. Однако «солнца разбудил» – не предложение, так как нет законченности. Законченность на письме передают знаки препинания в конце предложения, так называемые знаки завершения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.
Что значит грамматическая связь? Например, иностранец скажет: «Дети играл в мяч». Непонятно, сколько человек играли в мяч. Поправим иностранца: «Дети играли в мяч» или «Ребёнок играл в мяч». Подлежащее диктует требования к сказуемому: например, если подлежащее в единственном числе, то и сказуемое должно быть в единственном; если подлежащее во множественном числе, то и сказуемое тоже во множественном.
В словосочетании и предложении слова связаны между собой по смыслу и грамматически. Смысловая связь в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому: играли (во что?) в мяч; разбудили (кого?) Дашу. Грамматическая связь устанавливается с помощью предлога и окончания: дорог[ому] другу (главное слово – существительное мужского рода в дательном падеже, зависимое слово – прилагательное в мужском роде, в дательном падеже); приближается (к чему) к скамейк[е] (главное слово – глагол, зависимое – существительное в дательном падеже с предлогом).
Существует три типа словосочетаний:
Словосочетания отличаются от предложений. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, его действия и признаки. Например, море и Чёрное море; жить и жить дружно; холодный и очень холодный.
Предложение имеет грамматическую основу (помним, что грамматическая основа не является словосочетанием), которая может состоять из двух главных членов или только из одного. После дождя выглянула радуга. Основа предложения: подлежащее радуга и сказуемое выглянула. Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную… (А. Прокофьев.) – основа предложения: сказуемое люблю.
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две и более грамматические основы).
С утра мы снова пришли на пасеку и любовались на своих пчёл. (Н. Носов.) Предложение простое: одна грамматическая основа мы пришли и любовались. Вверху над нами чернело небо, а на нём сверкали яркие звёздочки. (Н. Носов.). Это предложение сложное, в нём две грамматические основы: чернело небо, сверкали звёздочки.
Предложение может быть осложнено. Например, однородными членами предложения.
Вспомним, что запятая между однородными членами предложения не ставится, если между ними одиночный союз и, или, да (в значении и): Дни стояли морозные и светлые. Купите, пожалуйста, чай или сок. В огороде тут лягушка да мышь-норушка.
Запятая между однородными членами предложения ставится:
– когда нет союзов: Хорошо, весело, легко было на сердце!
– если стоит союз а или но, да (в значении но): Решать задачи на уроках трудно, но интересно. Погода сегодня не солнечная, а пасмурная. Мал золотник, да дорог. (Пословица.)
– если есть группы однородных членов, соединённых союзами-парами: На праздничном столе лежали конфеты и печенье, фрукты и пирожные.
Вы знаете, что между подлежащим и сказуемым ставится тире, если они выражены одной и той же частью речи: существительным, неопределённой формой глагола: Россия – это самая большая страна в мире. Жить – Родине служить. (Пословица.) Чтение – вот лучшее учение. (Пословица.)
Повторим синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Пришёл в школу. В этом словосочетании главное слово – пришёл; пришёл (куда?) в школу. (В) школу – зависимое слово. Главное слово выражено глаголом. Зависимое слово выражено именем существительным. Связано с главным при помощи предлога и окончания.
В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки. (В. Бианки.)
Это предложение повествовательное, невосклицательное, основа предложения – паутинки (подлежащее), летят, серебрятся (сказуемые). В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Паутинки (какие?) длинные – определение. Летят, серебрятся (где?) в воздухе – обстоятельство. В воздухе (каком?) спокойном – определение. Паутинки (что делают?) летят, серебрятся – однородные сказуемые, произносятся с интонацией перечисления.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
В каком ряду нет словосочетаний?
А) солнце зашло, в лесу, нёс сумку;
Б) возле дома, на дереве, я отдыхаю;
В) сел на землю, сыпучие продукты, гуляю на улице;
Г) взял самокат, свет от окна, ем суп.
Разбор задания: вспомним, что словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Рассмотрим предложенные варианты.
А) солнце зашло (основа), в лесу (сущ. с предлогом – не словосочетание), нёс сумку (нёс что? сумку – словосочетание);
Б) возле дома (сущ. с предлогом – не словосочетание), на дереве (сущ. с предлогом – не словосочетание), я отдыхаю (основа),
В) сел на что? на землю – словосочетание; продукты какие? сыпучие – словосочетание; гуляю где? на улице – словосочетание;
Г) взял что? самокат – словосочетание; свет от чего? от окна – словосочетание, ем что? суп – словосочетание.
Ответ: Б) возле дома, на дереве, я отдыхаю.
Подстановка элементов в пропуски в тексте
Вставьте слова на месте пропусков.
Существует три типа словосочетаний:
– _____________: проложить маршрут;
– _____________: первое сентября, рисунок сестры;
– ____________: совершенно необходимо.
Варианты ответов: глагольные, именные, простые, составные, наречные
Существует три типа словосочетаний:
– глагольные: проложить маршрут;
– именные: первое сентября, рисунок сестры;
Что такое словосочетание?
Словосочетание — это слова, связанные между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.
Узнаем, что такое словосочетание в русском языке, какие слова можно назвать словосочетанием, чем словосочетание отличается от предложения.
Понятие о словосочетании
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главным является то слово, от которого ставится вопрос к зависимому:
Уточним, что такое словосочетание в русском языке.
Словосочетание называет предметы, явления, действия и их признаки более точно, детально, конкретно, чем одно слово.
Сравним:
Словосочетание и предложение
Словосочетание в отличие от предложения не выражает законченной мысли и поэтому не имеет интонации сообщения. Основной единицей общения людей является предложение. Предложение — это более крупная единица речи. Она имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого.
Это словосочетания, в которых одно слово зависит от другого и только. Словосочетание не может передать сообщение о чем-либо, выразить просьбу или оформить вопрос о чём-то, как предложение.
Словосочетания, объединяясь по смыслу и грамматически, являются строительным материалом для предложения.
Белые облака плывут по синему небу.
В предложении содержится законченная мысль, развивается действие, которое выполняет предмет речи (облака плывут).
Слова в словосочетании связываются по смыслу и грамматически с помощью окончания, окончания и предлога, например:
Только по смыслу связаны слова в словосочетаниях:
В этих словосочетаниях зависимое слово является неизменяемым:
Оно присоединяется к главному слову только по смыслу.
Посмотрите видео, в котором рассказывается, что такое словосочетание:
Виды словосочетаний
Словосочетание по своему строению и значению бывает разным. Оно может быть построено из существительного (главное слово) и прилагательного (зависимое слово) и обозначает предмет и его признак:
От глагола зависит наречие в этих словосочетаниях:
Видеоурок «Словосочетание. Его роль в языке. Главное и зависимое слово»
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:Словосочетание
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель: закреплять умения правильно выделять и строить словосочетания, отличать словосочетания от слов и предложений.
Планируемые результаты: умения выделять словосочетание в предложении, разбираться в структуре словосочетания, устанавливать связь между словами в словосочетании, объяснять языковые явления; развитие мотивации к исследовательской к-ятельности.
Анализ тестовой работы
(Задание 10 из рабочей тетради — взаимопроверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
Составьте и запишите пять словосочетаний со словом урок. При необходимости можно менять окончание слова и использовать предлоги.
Обозначьте главное слово в каждом словосочетании крестиком. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 24).) Дополнительные вопросы
Как зависимое слово связывается с главным? (По смыслу и грамматически.)
Как грамматически выражается связь слов в словосочетании? (С помощью окончания или с помощью окончания и предлога. В словосочетаниях с наречиями — неизменяемыми словами — грамматически связь не выражается, связь только смысловая.)
Является ли словосочетанием грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа — это сочетание главных членов предложения, а не словосочетание. То же относится к однородный членам, сочетаниям предлогов с существительными и местоимениями.)
Какие словосочетания называются именными, а какие — глагольными?
2. Практическое задание
— Составьте из слов словосочетания и запишите их. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
— Найдите словосочетание, в котором слово употреблено в переносном значении. <Белая Олимпиада.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 42 — самостоятельное выполнение.
2. Выполнение задания в рабочей тетради
VII. Подведение итогов урока
Что называется словосочетанием?
Как строится словосочетание?
Как определить главное слово в словосочетании?
Словосочетание_по учебнику Т.А.Ладыженской_6 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1. Проверка д/з. Сбор тетрадей.
2. Подведение к теме.
Пос..дить, чу..ствительный, пор..жать, (в) т.плице, сер..це, вс..гда.
– Прочитайте написанные слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары запишите.
– Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили
(Первая пара слов – посадить в теплице. (Безуд.гласная в корне слова).
– Какие слова еще можно объединить?
– Назовите третью пару слов.
3. Формулирование учащимися темы и цели урока.
– Посадить в теплице, чувствительное сердце, поражать всегда – Как называется такое явление языка? это словосочетания.
тема урока – “Словосочетание”.
Повторить все, что мы знаем о словосочетании.
Развивать умения отличать словосочетания от предложений.
– Скажите, из скольких и каких частей состоит словосочетание? (из двух, из главного и зависимого слова)
– Как определить главную и зависимую часть в словосочетании? (от главного слова можно поставить вопрос к зависимому, зависимое слово подчиняется главному)
– Как связывается зависимое слово с главным? (по смыслу и грамматически)
– С помощью чего устанавливается смысловая связь? (с помощью вопроса)
– С помощью чего выражается грамматическая связь? (с помощью окончания или с помощью предлога и окончания)
-Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание (соединение двух слов, связанных по смыслу и грамматически)
– Найдите главное и зависимое слова в наших словосочетаниях. Определите, с помощью чего в них выражается грамматическая связь?
2. Объяснение нового материала.
В словосочетании выделяют три вида связи:
С – согласование (зависимое слово отвечает на вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? Согласуется с главным в роде, числе и падеже)
У – управление (зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей)
П – примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи: инфинитив, наречие, деепричастие, притяжательное местоимение : её, его, их)
3. Упр.39/40, стр. 24 (устно) – определить главное и зависимое слово, потренироваться определять вид связи.
IV .Закрепление изученного материала
Домашнее задание: доделать упр. 42 (3-е предложение) так, как делали в классе, упр. 43 (обязательно отметить главное и зависимое слово, вопрос, указать вид связи: согласование, управление, примыкание). Можно воспользоваться доп.материалом, прикрепленным в файле.