Для обеспечения выполнения плана охраны судна судовые учения drills должны проводиться
Глава 4
Обеспечение живучести судна
286. Безопасность судна обеспечивается его живучестью, то есть способностью противостоять аварийным повреждениям, восстанавливая и поддерживая при этом в возможной степени свою способность использования по предназначению.
287. Элементами живучести судна являются:
живучесть технических средств.
288. Живучесть судна обеспечивается:
конструктивными мероприятиями при его проектировании, строительстве, модернизации и переоборудовании;
организационно-техническими мероприятиями, выполняемыми при эксплуатации судна;
действиями членов экипажа по борьбе за живучесть поврежденного судна.
289. Организация борьбы за живучесть судна предусматривает четкое распределение обязанностей и наиболее рациональное использование всего личного состава, технических средств и аварийно-спасательного имущества при получении судном аварийных повреждений.
В основу организации борьбы за живучесть судна должен быть положен принцип максимальной централизации руководства, сочетающийся с инициативными, оперативными и решительными действиями личного состава.
290. Организация обеспечения живучести судна, способы борьбы с пожарами, поступлением забортной воды, ликвидации повреждений технических средств, а также порядок проведения предупредительных мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций на судне определяются нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, руководствами (наставлениями) Военно-Морского Флота, обязательными для исполнения экипажами всех судов, независимо от их предназначения (класса).
При отсутствии на судне капитана или старшего помощника капитана борьбу за живучесть судна возглавляет вахтенный помощник капитана (сменный помощник капитана).
292. Основными судовыми документами по организации борьбы за живучесть судна являются расписания по судовым тревогам, которые определяют обязанности и порядок действий каждого члена экипажа.
Для ликвидации пожаров, герметизации корпуса судна при поступлении забортной воды на судах предусмотрено формирование аварийных партий (групп) из числа специалистов палубной и машинной команд. Командирами аварийных партий (групп), как правило, должны назначаться второй помощник капитана и один из механиков (электромехаников) судна.
293. Капитан вправе включить в состав аварийных партий (групп) любого члена экипажа, за исключением лиц медицинского персонала, а также привлечь к борьбе за живучесть судна лиц, не входящих в состав экипажа, но находящихся на судне.
Количество аварийных партий (групп) и состав специалистов в них устанавливает капитан в зависимости от численности экипажа, конструктивных особенностей и технической оснащенности судна.
Выучка и натренированность экипажа по борьбе за живучесть судна должны обеспечивать уверенное и точное выполнение всех действий по борьбе за живучесть судна с учетом максимально сложных условий аварийной обстановки.
295. При аварийных повреждениях технических средств немедленному восстановлению подлежат освещение и средства внутрисудовой связи, управления и сигнализации.
В первую очередь должны быть восстановлены механизмы, устройства и системы, от которых зависит живучесть судна, а при невозможности их восстановления силами экипажа капитан обязан доложить руководителю (командиру) вышестоящего органа военного управления о необходимости принятия срочных мер для поддержания готовности судна к действиям в случае возникновения на нем пожара или иной аварийной ситуации.
296. При повреждениях работающих механизмов, систем и устройств обслуживающие их члены экипажа должны, не ожидая приказания, остановить их работу (отключить), изменить режим работы или включить резервные (дублирующие) средства для обеспечения движения и управляемости судна с немедленным докладом вахтенному помощнику капитана.
Самостоятельное отключение технических средств, обеспечивающих движение и управляемость судна, недопустимо, даже если им угрожает полный выход из строя. Остановка главных двигателей и отключение указанных технических средств допускается только с разрешения вахтенного помощника капитана.
297. В исключительных случаях капитан может принять решение о продолжении использования поврежденных (неисправных) технических средств, обеспечивающих движение, управление и борьбу за живучесть судна при возникновении угрозы гибели судна, жизни и здоровью людей.
298. При авариях, связанных с затоплением помещений электростанций или пожаром в них, подача электроэнергии не должна прекращаться до тех пор, пока это возможно.
Напряжение с распределительных щитов следует снимать лишь тогда, когда затопление или пожар могут вызвать короткое замыкание и послужить причиной более тяжелой аварии.
299. При стоянке судна у причала или на рейде и предоставлении членам экипажа отдыха на берегу на нем должна оставаться часть экипажа (без выполнения основных работ), способная обеспечить контроль за его состоянием и безопасностью, а также борьбу за живучесть судна при возникновении аварийной ситуации.
300. При уходе с судна капитан должен оставить старшему (вахтенному) помощнику капитана распоряжение о соблюдении в его отсутствие необходимых мер, обеспечивающих безопасность стоянки судна, а также сообщить место своего пребывания на берегу и время возвращения на судно.
Обеспечение пожаровзрывобезопасности судна
301. Организация обеспечения пожаровзрывобезопасности на судах осуществляется в соответствии с положениями Руководства по борьбе за живучесть надводного корабля, которое является основным документом, определяющим перечень и порядок проведения организационно-технических, предупредительных и учебно-тренировочных мероприятий на кораблях и судах, а также подготовку и практические действия их экипажей.
302. Организация обеспечения пожаровзрывобезопасности судна должна предусматривать:
проведение конструктивных мер при его проектировании, строительстве, модернизации, переоборудовании и оснащении необходимыми техническими средствами и аварийно-спасательным имуществом;
поддержание уровня технической готовности оборудования, механизмов и работоспособности систем, обеспечивающих пожаровзрывобезопасность судна при его эксплуатации, проведении ремонтов и стоянке;
303. Основой обеспечения пожаровзрывобезопасности на судах являются соответствующие инструкции дежурно-вахтенной службы и расписания по судовым тревогам и готовностям, определяющие обязанности членов экипажа, разработанные для каждого подкласса судна и утвержденные капитаном. Составление судовых расписаний и своевременная их корректировка возлагаются на старшего помощника капитана.
304. Все члены экипажей судов обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, владеть практическими навыками борьбы с пожарами, а в случае возникновения пожара действовать согласно судовому расписанию по тревогам.
305. Капитан, сообразуясь со сложившейся обстановкой, организует борьбу за пожаровзрывобезопасность судна и руководит действиями экипажа.
Непосредственное руководство по локализации районов возгорания и распространения огня возлагается на старшего помощника капитана. В случае отсутствия на судне капитана и старшего помощника борьбу за живучесть возглавляет вахтенный помощник капитана.
306. Для борьбы с пожарами на судне формируются аварийные партии (группы) из числа палубной и машинных команд, подготовленные к использованию систем пожаротушения, разборки завалов и ведению разведки пожара. Количество аварийных партий и состав специалистов в них устанавливает капитан в зависимости от численности экипажа, конструктивных особенностей и технической оснащенности судна. Командирами аварийных партий, как правило, должны назначаться второй помощник капитана и один из механиков (электромехаников) судна.
307. В целях оперативного принятия и повышения эффективности мер по обнаружению, локализации и ликвидации пожара на ходовом мостике должны быть сосредоточены схемы систем обнаружения пожара, размещения средств пожаротушения, путей доступа к различным помещениям и системам их вентиляции. В отдельной папке должны быть собраны инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок тушения и локализации пожара.
308. При оборудовании судна автоматическими (автоматизированными) системами обнаружения и сигнализации о возгорании, а также тушения пожаров в служебных, технических и жилых помещениях индикаторы (извещатели) указанных систем и соответствующие пульты дистанционного управления должны быть сосредоточены на ходовом мостике или другом посту управления, имеющем прямую связь с ходовым мостиком.
309. Для сведения к минимуму риска возникновения пожара на судах запрещается:
хранить пропитанный маслом, керосином, бензином или другими горючими веществами обтирочный материал (паклю, ветошь);
хранить краски, лаки, растворители и другие легковоспламеняющиеся жидкости в открытой таре и в не предназначенных для этого помещениях, а также вместе с обтирочным материалом;
оставлять без наблюдения помещения с включенными электронагревательными и бытовыми электроприборами, телевизорами и радиоприемниками, а также аккумуляторами, стоящими под зарядкой;
устанавливать в электрических цепях нештатные предохранители, оставлять при перерывах в работе включенными или находящимися под напряжением электроинструменты;
пользоваться нештатной электропроводкой, нештатными электронагревательными приборами, применять бытовые электронагревательные приборы без несгораемых подставок.
310. Проведение работ с открытым огнем на судне (приборами электросварки, газовой сварки, резки металла и т.п.) осуществляется только с разрешения старшего механика с записью в журнал огнеопасных работ времени, места, исполнителя работ, проведения инструктажа и выставления специальной вахты. Помещения (места), в которых выполнялись работы с применением открытого огня, а также смежные с ними помещения должны быть осмотрены и проверены на их пожарную безопасность до и после выполнения работ.
311. Не допускается размещение и использование приборов электрогазосварки и других источников открытого огня вблизи шахт и грибков судовой вентиляции. Рабочее место, где проводятся подобные работы, должно быть огорожено, обеспечено вытяжной вентиляцией и противопожарными средствами.
312. Для судов, предназначенных для перевозки горючего и смазочных материалов (танкеров), разрабатываются специальные инструкции и руководства, предусматривающие неукоснительное выполнение существующих норм и правил пожарной безопасности, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными конвенциями.
313. При приеме или передаче на корабли топлива должно быть обеспечено:
запрещение выполнения каких-либо работ с открытым огнем вблизи открытых горловин грузовых танков, топливных цистерн, а также их вентиляционных систем и мест разборки топливных трубопроводов;
непрерывная работа системы вентиляции помещения грузовых насосов;
своевременный сбор в специальные емкости топлива, попадающего в льяла или трюмы.
314. Котлы, трубы, дымоходы, выхлопные коллекторы и искрогасители должны регулярно очищаться от сажи. При вскрытии котла или снятии его арматуры необходимо обращать особое внимание на то, чтобы вблизи не проводились работы с использованием открытого огня до тех пор, пока котел не будет охлажден и хорошо провентилирован. Эти же правила должны соблюдаться при работах с частями систем и агрегатов, находящихся в прямом сообщении с котлами. Аналогичные меры должны быть приняты при работе с двигателями внутреннего сгорания и турбинами.
316. Учения и тренировки судовых аварийных партий с имитацией пожаров (разведением фактического огня) и поступлениями воды проводятся исключительно в условиях учебно-тренировочных комплексов с обеспечением всех необходимых мер предосторожности для предупреждения травматизма и несчастных случаев с людьми.
Проведение учений и тренировок с имитацией пожаров и разведением открытого огня на судах, загруженных ГСМ и опасными грузами, категорически запрещается.
Обеспечение непотопляемости судна
317. Основным конструктивным элементом судна, обеспечивающим его непотопляемость, является корпус, состояние которого определяет его способность оставаться на плаву, не опрокидываясь, с установленным запасом плавучести и остойчивости при получении боевых или аварийных повреждений.
318. Для поддержания запаса плавучести неповрежденного судна необходимо в процессе эксплуатации соблюдать допустимые пределы весовой нагрузки на палубы, в трюмы (грузовые танки) и другие корпусные конструкции при приеме и перевозке грузов, десанта и военной техники.
К основным предупредительным мероприятиям, обеспечивающим запас плавучести судна, относятся:
периодический контроль состояния корпуса, в том числе водонепроницаемых дверей, люков, горловин и относящихся к ним автоматических или ручных приводов управления и индикаторов, проводимый постоянной судовой комиссией и специальными комиссиями вышестоящего органа военного управления в сроки, установленные нормативными документами;
систематический контроль весовой нагрузки на палубы, трюмы (грузовые танки) по маркам осадок и положению ватерлинии;
соблюдение порядка открытия (закрытия) дверей, люков и горловин, ведущих в водонепроницаемые отсеки (помещения), палубы, трюмы, грузовые танки или цистерны;
соблюдение требований безопасности при выполнении работ, связанных с забортными отверстиями и арматурой;
поддержание в исправном состоянии и постоянной готовности к действию стационарных и переносных водоотливных средств, а также креновой, дифферентной и балластной систем.
319. В целях предупреждения распространения забортной воды внутрь корпуса судна горловины, ведущие в междудонные и бортовые отсеки, кингстонные и эжекторные выгородки, цистерны, коридоры, форпик и ахтерпик, должны быть всегда закрыты (задраены), а горловины кингстонных выгородок, кроме того, опломбированы и закрыты на замок.
Вскрытие указанных горловин для осмотра отсеков (помещений), выгородок и цистерн и выполнения в них ремонтных работ должно проводиться с разрешения старшего механика или лица, его замещающего, а время их вскрытия и закрытия, кроме того, записано в машинный журнал с докладом вахтенному помощнику капитана.
320. Водонепроницаемые двери, люки и горловины, находящиеся над ватерлинией, а также иллюминаторы судна задраиваются во время судовой тревоги или в иных случаях по приказанию вахтенного помощника капитана (при плавании в сложных условиях, опасных районах и т.п.).
В целях обеспечения нормальных условий отдыха экипажа часть указанных дверей, люков и горловин может быть отдраена лицами вахтенной службы. Перечень таких дверей, люков и горловин должен устанавливаться старшим механиком и объявляться приказом капитана.
321. Перепускные (спускные) клинкеты и клапаны, установленные на водонепроницаемых переборках, втором дне, платформах и палубах, клапаны управляемых и неуправляемых переточных каналов, а также клапаны балластной и осушительной систем должны быть всегда закрыты, за исключением случаев, регламентированных документацией по непотопляемости судна.
322. Корпусные работы с забортными устройствами (отверстиями) должны проводиться с разрешения старшего механика, при этом исполнители указанных работ обязаны:
обеспечить место работы необходимым материалом на случай срочной заделки отверстия;
подготовить к использованию и держать в немедленной готовности к использованию водоотливные средства, расположенные в отсеке (помещении), где проводятся работы;
предусмотреть герметизацию отсека (помещения) в случае его аварийного затопления;
323. При стоянке судна в доке необходимо принять меры, препятствующие поступлению воды внутрь корпуса при аварийном затоплении дока:
ежедневно после окончания работ проверять места, где проводились работы специалистами ремонтного предприятия, убедиться, что на открытые забортные отверстия поставлены заглушки;
участки корпуса судна, на которых нарушена непроницаемость наружной обшивки, постоянно держать под наблюдением лиц вахтенной службы;
перед заполнением сухого дока или погружением плавучего дока задраить все иллюминаторы, люки, горловины и двери непроницаемых переборок, закрыть запорные устройства на трубопроводах приема забортной воды.
После выхода судна из дока в течение суток установить наблюдение за отсеками (помещениями), в которых выполнялись доковые работы.
324. Для обеспечения водонепроницаемости корпуса судна запрещается делать какие-либо отверстия в водонепроницаемых переборках, палубах, платформах и во втором дне. Эти отверстия могут быть сделаны только в аварийных случаях для обеспечения борьбы за живучесть судна или спасения людей.
325. Контроль и поддержание в установленных пределах остойчивости неповрежденного судна должны предусматривать:
систематический учет и правильное размещение переменных грузов (топлива, масла, воды, продовольствия и снабжения), а для транспортных судов, кроме того, перевозимого вооружения и военной техники;
компенсацию потерь остойчивости, вызванных приемом переменных грузов или обледенением корпуса при плавании в штормовых условиях, за счет более рационального размещения грузов или удаления их с судна;
устранение крена и дифферента, превышающего установленные пределы, путём балластировки забортной водой пустых емкостей или перекачкой топлива (воды) в грузовые танки и цистерны противоположного борта.
326. Для повышения остойчивости судна при расходовании грузовых запасов должна проводиться его балластировка путем приема водяного балласта в грузовые танки и цистерны, имеющие специальные системы для их заполнения и осушения.
Перекачка жидкого груза или перемещение сухого груза, которые могут привести к изменению остойчивости (крена или дифферента) судна, допускаются только с разрешения капитана и с ведома старшего механика.
После приема груза и балластировки капитан должен иметь исчерпывающие данные об остойчивости судна, обеспечивающей безопасное плавание при расходовании запасов или передаче груза на корабли в море.
327. Удаление груза за борт для повышения остойчивости, спрямления или увеличения запаса плавучести аварийного судна может проводиться только в исключительных случаях, когда принятие других мер не сможет предотвратить его гибель от опрокидывания или потери запаса плавучести.
328. При приемке судна от завода-строителя капитану должна быть передана документация, позволяющая простыми способами определить точные данные о плавучести и остойчивости судна в различных условиях эксплуатации и принять меры для борьбы за непотопляемость в случаях его повреждения.
Обеспечение живучести технических средств
329. Все механизмы, устройства, системы и технические средства судна должны использоваться на режимах, соответствующих правилам их эксплуатации и инструкциям завода-изготовителя.
Решение об использовании главных и вспомогательных механизмов с нарушением правил их эксплуатации может быть принято только капитаном или старшим механиком в экстремальной ситуации.
В повседневных условиях использование неисправных систем, механизмов или иных технических средств судна запрещено.
330. Комплект запасных частей и принадлежностей, предназначенный для устранения неисправностей и замены вышедших из строя деталей и механизмов судна, должен быть полностью укомплектован и размещен в специально установленных для этого местах.
331. При плавании судна с креном (дифферентом) необходимо организовать тщательное наблюдение за работой технических средств и в целях предотвращения аварии этих средств обеспечить выполнение основных предупредительных мероприятий:
контроль уровня воды в работающих котлах, не допуская оголения трубок и поступления воды в паровые магистрали;
наблюдение за работающими насосами забортной воды, приемники которых расположены близко к ватерлинии;
разобщение магистралей, расположенных по разным бортам и в разных отсеках (помещениях) и сообщающих грузовые танки или цистерны друг с другом;
расходование жидких грузов только из грузовых танков или цистерн накрененного борта;
контроль уровня жидкости в грузовых танках или цистернах, не допуская его снижения, приводящего к оголению приемников воды, топлива, масла.
332. При ликвидации последствий аварии технические средства судна могут использоваться на максимально возможных режимах работы в целях обеспечения непотопляемости судна и сохранения его мореходных качеств, прежде всего управляемости и допустимой для создавшейся ситуации скорости хода.
333. Для отработки действий экипажа по устранению неисправностей технических средств судно должно быть укомплектовано документацией завода-изготовителя на все механизмы, приборы и устройства, а также перечнями типовых неисправностей технических средств и способов их устранения.
Для обеспечения выполнения плана охраны судна судовые учения drills должны проводиться
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства транспорта РФ от 4 июня 2018 г. № 224 «Об утверждении Устава службы на морских судах»
В соответствии с пунктом 3 статьи 57 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2207; 2001, № 22, ст. 2125; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 15, ст. 1519, № 45, ст. 4377; 2005, № 52, ст. 5581; 2006, № 50, ст. 5279; 2007, № 46, ст. 5557, № 50, ст. 6246; 2008, № 29, ст. 3418, № 30, ст. 3616, № 49, ст. 5748; 2009, № 1, ст. 30, № 29, ст. 3625; 2010, № 27, ст. 3425, № 48, ст. 6246; 2011, № 23, ст. 3253, № 25, ст. 3534, № 30, ст. 4590, 4596, № 45, ст. 6335, № 48, ст. 6728; 2012, № 18, ст. 2128, № 25, ст. 3268, № 31, ст. 4321; 2013, № 30, ст. 4058; 2014, № 6, ст. 566, № 42, ст. 5615, № 48, ст. 6659; 2015, № 1, ст. 89, № 13, ст. 1810, № 29, ст. 4339, 4356; 2016, № 27, ст. 4186, 4215; 2017, № 7, ст. 1029, № 27, ст. 3945, № 52, ст. 7923; 2018, № 1, ст. 44) приказываю:
Утвердить прилагаемый Устав службы на морских судах.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2018 г.
Регистрационный № 51937
Утвержден
приказом Минтранса России
от 04.06.2018 № 224
Устав службы на морских судах
I. Общие положения
1.3. Настоящий Устав не распространяется на суда рыбопромыслового флота, маломерные, не осуществляющие коммерческую деятельность, спортивные парусные и прогулочные суда.
1.4. Требования настоящего Устава распространяются на членов экипажа судна, а также на лиц, временно пребывающих и выполняющих служебные обязанности и работы на судне.
1.5. Каждый член экипажа судна обязан знать и точно выполнять требования настоящего Устава.
1.7. Все члены экипажа судна назначаются на судно с согласия капитана судна.
II. Государственный флаг Российской Федерации, флаги и вымпелы, приветствия, встречи и торжества
2.1. Поднятый на судне Государственный флаг Российской Федерации указывает на принадлежность судна Российской Федерации.
2.3. День первого подъема флага считается судовым праздником и отмечается ежегодно.
2.4. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на судне во время стоянки на кормовом флагштоке, на ходу на гафеле или кормовом флагштоке. Маломерным судам на стоянке и на ходу разрешается нести флаг на гафеле.
2.5. Государственный флаг Российской Федерации на ходу и на стоянке поднимается ежедневно в 8 часов и спускается с заходом солнца.
2.7. Государственный флаг Российской Федерации поднимается ранее установленного времени (до 8 часов), а также не спускается после захода солнца при входе судна в порт и выходе из него.
2.8. При входе судна в порт и выходе из него, а также при стоянке в порту, кроме Государственного флага Российской Федерации, на носовой (сигнальной) мачте может подниматься флаг (вымпел) судовладельца.
На судах, не имеющих мачт, флаг (вымпел) судовладельца поднимается на носовом флагштоке.
2.9. Подъем и спуск Государственного флага Российской Федерации, а также вымпелов и других флагов осуществляется по приказу вахтенного помощника капитана.
2.10. При нахождении на судне в качестве официальных лиц Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также дипломатических представителей Российской Федерации (послы, посланники и поверенные в делах), кроме Государственного флага Российской Федерации, поднимаемого на кормовом флагштоке или гафеле, Государственный флаг Российской Федерации поднимается на носовой (сигнальной) мачте.
2.11. При нахождении на судне Министра транспорта Российской Федерации на носовой (сигнальной) мачте поднимается вымпел Министерства транспорта Российской Федерации. 7
2.13. В дни государственных праздников Российской Федерации, а также в случаях специального указания Правительства Российской Федерации при стоянке судна в порту осуществляется торжественный подъем Государственного флага Российской Федерации. Капитан, командный состав судна при этом должны находиться в форменной одежде.
2.14. Во время стоянки судна в иностранном порту, а также при осуществлении лоцманской проводки судна по внутренним водным путям, каналам и подходным фарватерам одновременно с Государственным флагом Российской Федерации, поднятым на кормовом флагштоке, поднимается флаг страны порта на носовой (сигнальной) мачте.
В случаях, когда согласно пункту 2.10 настоящего Устава на носовой (сигнальной) мачте должен быть поднят Государственный флаг Российской Федерации, флаг страны порта поднимается на ноке реи носовой (сигнальной) мачты.
2.15. Во время стоянки в порту Российской Федерации, при нахождении на судне в качестве официального лица главы иностранного государства или главы правительства иностранного государства, на носовой (сигнальной) мачте поднимается флаг государства официального лица.
2.16. В дни национального праздника страны порта стоянки судна по согласованию с консулом Российской Федерации судно может быть расцвечено флагами Международного свода сигналов.
2.17. Подъем Государственного флага Российской Федерации в случаях, предусмотренных в пункте 2.10 настоящего Устава, а также подъем иностранных государственных флагов в случаях, предусмотренных пунктом 2.15 настоящего Устава, осуществляется по указанию капитана судна.
2.18. В траурные дни Государственный флаг Российской Федерации держится приспущенным на 1/3 длины фала.
В траурные дни в российских портах Государственный флаг Российской Федерации приспускается по распоряжению капитана морского порта, а в иностранных портах по согласованию с консулом Российской Федерации и капитаном морского порта.
2.19. При встрече с военным кораблем Российской Федерации судно обязано первым приветствовать его однократным приспусканием Государственного флага Российской Федерации на 1/3 длины фала.
При встрече с военным кораблем Российской Федерации судно, на котором находится одно из лиц, указанных в пункте 2.10 настоящего Устава, на приветствие военного корабля отвечает однократным приспусканием Государственного флага Российской Федерации на 1/3 длины фала.
При встрече в море все суда под флагом Российской Федерации при расхождении приветствуют друг друга однократным приспусканием Государственного флага Российской Федерации на 1/3 длины фала.
2.20. При встрече в море с военным кораблем государства, состоящего в дипломатических отношениях с Российской Федерацией или при прохождении мимо такого военного корабля, стоящего на якоре либо на швартовых, судно первым приветствует его однократным приспусканием Государственного флага Российской Федерации.
При встрече с военным кораблем государства, не состоящего в дипломатических отношениях с Российской Федерацией, приветствие Государственным флагом Российской Федерации производится только в территориальном море и внутренних морских водах этого государства.
При плавании в сложных условиях (швартовые операции, прохождение каналов и узких мест, вход в порт и выход из порта, маневрирование, плавание судна во льдах, на мелководье, во время шторма) взаимное приветствие не является обязательным.
2.21. При посещении судна лицами, указанными в пункте 2.10 настоящего Устава, а также Министром транспорта Российской Федерации, его заместителями, руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта, его заместителями, судовладельцем капитан судна лично встречает их у трапа и отдает рапорт. В рапорте указывается наименование судна, краткое сообщение о рейсе, экипаже судна и сообщается фамилия капитана судна.
При посещении судна официальными лицами иностранных государств, о встрече которых имеется указание посольства или консульства Российской Федерации, капитан судна встречает их и сообщает свою фамилию.
Капитан судна, командный состав должны при этом находиться в форменной одежде.
III. Общие обязанности экипажа судна
3.2. Задачи выполняются экипажами судов на основании:
1) международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по безопасности мореплавания;
3.3. Экипаж судна состоит из капитана судна, других лиц командного состава судна и судовой команды. Все члены экипажа судна должны иметь дипломы и квалификационные свидетельства, предусмотренные международными конвенциями и нормативными правовыми актами Российской Федерации, удостоверяющими их квалификацию и медицинскую пригодность к морской службе.
Оригиналы дипломов и квалификационных свидетельств хранятся на судне, а их копии у судовладельца.
Экипаж судна должен знать и исполнять свои должностные обязанности, правила и нормы безопасности согласно действующей СУБ, нормы транспортной безопасности, общее устройство судна, расположение судовых помещений, всех входов и выходов, в том числе запасных, и безошибочно ориентироваться в любых условиях эксплуатации, включая аварийные.
IV. Организация службы на судне
4.1. Основу организации службы на судне составляют:
1) судовое заведование, устанавливающее ответственность экипажа судна за состояние и готовность к эксплуатации судовых конструкций и технических средств;
2) судовая вахтенная служба, обеспечивающая эксплуатацию судна на ходу и стоянке;
4) судовая организация обеспечения живучести судна, определяющая действия экипажа судна в аварийных ситуациях.
Руководство судовыми службами осуществляется лицами командного состава. Состав судовых служб определяется в соответствии со штатным расписанием судовладельца.
V. Судовое заведование
5.1. Все судовые конструкции и технические средства (или функции) распределяются в заведование членам экипажа судна.
5.2. Распределение по заведованиям определяется СУБ с соблюдением международных конвенций и законодательства Российской Федерации по безопасности мореплавания и транспортной безопасности.
5.3. Члены экипажа судна, ответственные за заведования, обязаны знать принцип действия, устройство, технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные элементы и особенности закрепленных за ними судовых конструкций и технических средств.
5.4. Члены экипажа судна, ответственные за заведования, обязаны обеспечить:
1) проверку состояния и готовность к эксплуатации судовых конструкций и технических средств;
2) техническое обслуживание и снабжение запасными частями, материалами и инструментом судовых конструкций и технических средств;
3) контроль сроков действия судовых документов и их возобновление (продление);
4) составление ремонтных ведомостей и подготовку к ремонту судовых конструкций и технических средств;
5) ведение технической документации, учета и отчетности.
VI. Судовая вахтенная служба
Организация судовой вахтенной службы
6.1. Судовая вахтенная служба является основным видом выполнения экипажем судна служебных обязанностей, требующих непрерывного присутствия на посту или на обусловленном рабочем месте.
6.2. Судовая вахтенная служба осуществляется круглосуточно. Расписание по вахтам по представлению старшего помощника капитана и старшего механика утверждает капитан судна. В представлении определяется структура и состав вахтенной службы с указанием вахтенных постов и вахтенных смен.
6.3. Судовая вахтенная служба должна обеспечивать управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль за посещением судна посторонними лицами.
6.4. Распределение экипажа судна по вахтам осуществляют старший помощник капитана и старший механик с учетом квалификации и профессиональной подготовки членов экипажа судна.
6.6. Вахтенная смена должна явиться к месту несения вахты за 15 минут до вступления на вахту и ознакомиться с условиями плавания, режимом работы судна и основных судовых технических средств, замечаниями сдающего вахту и распоряжениями капитана судна и старшего механика. Вахтенный помощник капитана и вахтенный механик не в праве оставлять свой пост или передавать исполнение своих обязанностей, кроме как по приказу или разрешению вышестоящего начальника (вахтенный помощник капитана по приказу или разрешению капитана судна, а вахтенный механик по приказу или разрешению старшего механика).
6.7. Вахтенный помощник капитана и вахтенный механик не должны передавать вахту сменяющим их лицам, если имеются основания полагать, что сменяющие лица не способны выполнять свои обязанности, о чем немедленно уведомляется капитан судна или старший механик.
6.8. Вахтенный помощник капитана и вахтенный механик осуществляют записи в судовом и машинном журналах согласно инструкциям по их ведению.
6.9. Судовая вахтенная служба подразделяется на вахтенную службу в порту (стояночная вахта) и вахтенную службу в море (ходовая вахта). Капитан судна, исходя из обстоятельств, назначает вид вахты.
6.10. При стоянке в порту, в зависимости от условий стоянки устанавливаются две степени готовности судна: постоянная и к определенному сроку. Степень готовности судна устанавливает капитан судна.
6.12. При длительной стоянке в порту может назначаться суточная стояночная вахта. Список персонального состава стояночной вахты вывешивается у трапа судна.
Вахтенная служба в порту (стояночная вахта)
6.13. Вахтенная служба в порту обеспечивает:
1) безопасность судна;
2) экологическую безопасность судна в порту (предотвращение эксплуатационных и аварийных загрязнений окружающей среды при погрузке, выгрузке грузов, в том числе опасных, классифицированных согласно правилу VII/2 СОЛАС 74, и бункеровке судна);
3) жизнедеятельность судна, безопасные условия труда, быта и отдыха экипажа судна с учетом проведения грузовых операций и технического обслуживания;
4) конструктивно-техническую безопасность судна (прочность, остойчивость, осадку, крен, посадку) в связи с меняющейся загрузкой при погрузке-выгрузке грузов, бункеровке судна, приеме продовольствия, воды и материально-технического снабжения;
5) постоянную готовность к борьбе за живучесть судна в условиях стоянки в порту;
6) техническое обслуживание судна согласно распоряжениям старшего механика;
7) радиотелефонную связь с судовладельцем и иными береговыми организациями;
8) подготовку судна к предстоящему рейсу согласно распоряжениям капитана судна.
Обязанности вахтенного помощника капитана на стояночной вахте в порту
6.14. При заступлении на стояночную вахту в порту вахтенный помощник капитана обязан получить от сдающего вахту информацию:
1) о глубине у причала, осадке судна, уровне и времени полной и малой воды;
2) о состоянии швартовов, положении якорей и количестве вытравленной якорной цепи;
3) о состоянии главных двигателей и возможности их использования;
4) о сигналах и огнях, выставленных на судне;
5) о работах, осуществляющихся на борту судна, характере, количестве и размещении груза, погруженного или оставшегося на судне;
6) об уровнях воды в льялах и балластных танках;
7) о наличии членов экипажа судна на борту судна и присутствии других лиц;
8) о состоянии противопожарных средств;
9) о постоянно действующих и специальных распоряжениях капитана судна;
10) о линиях связи между судном и судовладельцем или капитаном морского порта при возникновении аварийной обстановки или необходимости оказания помощи;
11) о других обстоятельствах, необходимых для безопасности судна и предотвращения загрязнения окружающей среды.
6.15. Заступающий на стояночную вахту в порту вахтенный помощник капитана обязан убедиться, что швартовы и якорные цепи закреплены, необходимые сигналы и огни подняты и выставлены, нет внешних условий или обстоятельств, угрожающих судну, и судно не создает угрозы для других судов.
6.16. В процессе несения стояночной вахты в порту вахтенный помощник капитана обязан:
1) совершать обход внутренних помещений судна и главной палубы, проверяя крепления швартовных тросов, правильность установки противокрысиных щитков и щитков на сливных отверстиях, подъем необходимых флагов и сигналов, состояние трапа, ход производства грузовых операций;
2) контролировать несение вахты подчиненным вахтенным составом и инструктировать заступающих на вахту матросов об обстановке в морском порту;
3) обеспечивать наличие необходимых данных на информационной доске вахтенного у трапа;
4) следить за осадкой судна, состоянием кранцевой защиты;
5) контролировать допуск на судно посторонних лиц;
6) контролировать погрузку грузов в соответствии с утвержденным грузовым планом, правильность использования судовой грузовой системы, не допускать чрезмерного крена судна;
7) обеспечивать соблюдение правил пожарной безопасности при производстве ремонтных работ на палубе и во внутренних помещениях и своевременную подготовку судна к перешвартовкам и перетяжкам;
8) контролировать выполнение судовых работ, связанных с подготовкой судна к выходу в рейс;
9) объявлять судовую тревогу при возникновении опасности на судне, на берегу или на судах, стоящих рядом;
10) возглавлять борьбу за живучесть судна в отсутствие капитана судна и старшего помощника капитана.
6.17. При стоянке судна на швартовых и при отсутствии грузовых операций и работ на палубе по техническому обслуживанию и ремонту, в ночное время, если вахта суточная, вахтенный помощник капитана имеет право отдыхать в своей каюте одетым.
Обязанности вахтенного механика на стояночной вахте в порту
6.18. При стоянке в порту вахтенный механик несет ответственность за контроль и управление судовыми техническими средствами. Вахтенный механик не вправе покидать вахту без разрешения старшего механика или лица, его заменяющего.
6.19. При смене вахты сдающий вахту вахтенный механик обязан проинформировать заступающего на вахту о:
1) распоряжениях и инструкциях, касающихся эксплуатации судна, технического обслуживания и ремонта судовых технических средств;
2) выполняемых на судне ремонтных работах механизмов и систем;
3) членах экипажа судна и береговых организациях, назначенных для проведения ремонтных работ, местах работы и необходимости принятия мер по обеспечению техники безопасности и пожарной безопасности;
4) специальных указаниях по перекачке балластных вод, а также жидкостей из других танков и цистерн;
5) состоянии и степени готовности стационарных и переносных средств пожаротушения и систем обнаружения пожара;
6) правилах сливов с судов, а также требованиях по борьбе с пожаром и готовности судна;
7) линиях связи между судном и судовладельцем, включая капитана морского порта в случае возникновения аварийной ситуации или необходимости получения помощи;
8) порядке извещения капитана морского порта о загрязнении окружающей среды в результате выполнения судовых работ;
9) других обстоятельствах, являющихся существенными для безопасности судна, экипажа судна, груза и охраны окружающей среды от загрязнения.
6.20. Вахтенный механик, принимающий стояночную вахту в порту, обязан обойти машинные помещения и осмотреть работающие технические средства, проверить состав подчиненной ему вахты и принять доклады о состоянии технических средств.
В течение несения стояночной вахты вахтенный механик обязан осуществлять контроль за:
1) обеспечением и соблюдением правил охраны труда и пожарной безопасности при выполнении работ, связанных с техническим использованием, обслуживанием и ремонтом технических средств;
2) соблюдением методов, приемов и процедур по предотвращению загрязнения окружающей среды, предписываемых капитаном морского порта;
3) состоянием находящихся в работе судовых технических средств;
4) уровнем воды в льялах машинных помещений.
6.21. В процессе несения стояночной вахты в порту вахтенный механик обязан:
1) принимать меры по обеспечению живучести судна, его пожарной безопасности и исправной работы судовых технических средств;
2) обеспечивать подачу электроэнергии, пара и воды для производственных и хозяйственно-бытовых нужд, а также при получении электроэнергии и пара с берега (другого судна);
3) обеспечивать работу грузового оборудования, а также перекачку балласта и других жидкостей внутри корпуса судна по указанию вахтенного помощника капитана;
4) совершать обходы судна для выявления возможных неисправностей оборудования и принимать меры по их устранению в случае создания угрозы безопасности судна, груза, порта или окружающей среды;
5) обеспечивать несение вахты вахтенных из числа судовой машинной команды;
6) присутствовать при смене вахты судовой машинной команды и проводить необходимый инструктаж;
7) принимать в аварийной ситуации все возможные меры для предотвращения нанесения ущерба судну, грузу и людям на борту;
8) осуществлять записи в машинный журнал о событиях, связанных с работой, техническим обслуживанием и ремонтом судовых технических средств.
6.22. При стоянке судна на швартовах и при отсутствии в машинных помещениях работ по техническому обслуживанию и ремонту в ночное время, если вахта суточная, вахтенный механик имеет право в ночное время отдыхать у себя в каюте одетым.
Вахтенная служба в море (ходовая вахта)
6.23. Вахтенная служба в море должна обеспечивать:
1) постоянное наблюдение за окружающей обстановкой, оценку ситуации и безопасное плавание судна по проложенному пути;
2) экологическую безопасность судна в море (предотвращение эксплуатационных и аварийных загрязнений окружающей среды при сбросе балластных и льяльных вод, отходов, разливах нефти и опасных грузов);
3) жизнедеятельность судна, безопасные условия труда, быта и отдыха экипажа судна и культурно-бытовые условия пассажиров;
4) конструктивно-техническую безопасность судна (прочность, остойчивость, осадку, крен, дифферент) в связи с меняющейся эксплуатационной загрузкой судна в рейсе;
5) подготовку судна и экипажа судна к плаванию в штормовых условиях (если они предвидятся);
6) постоянную готовность к борьбе за живучесть судна в условиях рейса;
7) оперативную радиосвязь с судовладельцем, аварийно-спасательной службой, наблюдение за сигналами тревоги, бедствия и безопасности.
Обязанности вахтенного помощника капитана на вахте в море (ходовой вахте)
6.24. В процессе несения ходовой вахты вахтенный помощник капитана обязан:
1) постоянно вести наблюдение за окружающей обстановкой с помощью технических средств, применительно к обстоятельствам и условиям плавания;
3) проверять работу ходовых и сигнальных огней;
4) проверять правильность выдерживания курса, как при ручном, так и при автоматическом управлении; при автоматическом управлении осуществлять проверку перехода управления с автоматического на ручное не реже одного раза за вахту;
5) сличать показания магнитного компаса с гирокомпасом каждый час и после каждого изменения курса судна и следить за точным удержанием судна на заданном курсе;
6) проверять местоположение судна путем обсервации различными способами, особенно, вблизи навигационных опасностей;
7) проверять глубину эхолотом, особенно, если она менее 200 м;
8) следить за погодными условиями, при изменениях сообщать об этом капитану судна и в машинное отделение;
9) перекачивать балласт, груз и бункерное топливо только с разрешения капитана судна;
10) обеспечивать измерение уровня жидкости во всех судовых помещениях, оборудованных устройствами измерения уровня жидкости не реже одного раза за вахту;
11) соблюдать инструкции СУБ по несению вахты.
6.25. Вахтенный помощник капитана должен извещать капитана судна:
1) об ухудшении видимости;
2) об изменении условий судоходства или перемещениях отдельных судов, вызывающих опасения;
3) о затруднениях в сохранении заданного курса;
4) об отсутствии берега, навигационного знака или ожидаемых глубин в рассчитанное время;
5) о неожиданном открытии берега, навигационного знака или изменения глубин;
6) о поломке главного двигателя, рулевого устройства или какого-либо навигационного оборудования;
7) о возможном штормовом повреждении судна и судовых конструкций в штормовую погоду;
8) о встрече на пути судна опасностей для плавания: льда, обломков судов;
9) об аварийном случае или обстановке, вызывающей сомнения.
6.26. Вахтенный помощник капитана должен предпринимать действия для обеспечения безопасности судна, если требуют обстоятельства, несмотря на извещение капитана.
6.27. При стоянке судна на якоре осуществляется несение ходовой вахты. Вахтенный помощник капитана должен:
1) контролировать перемещение других судов, двигающихся или стоящих на якоре вблизи судна;
2) контролировать положение судна и состояние якорной цепи;
3) нести радиовахту;
4) следить за изменением погоды.
Обязанности вахтенного механика на вахте в море (ходовой вахте)
6.28. При приеме ходовой вахты вахтенный механик должен проверить:
1) состояние всех работающих технических средств механической установки, включая рулевую машину и рефрижераторную установку, оборудования, связанного с эксплуатацией паровых котлов;
2) уровень топлива и масла в расходных, отстойных, сливных и резервных цистернах;
3) рабочие параметры главных и вспомогательных механизмов механической установки;
4) наличие средств борьбы с пожаром;
5) способ управления главными двигателями (ручной или автоматический);
6) состояние работ по техническому обслуживанию и ремонту механического оборудования и систем по всему судну и получить сведения о членах машинной команды, выполняющих эти работы;
7) наличие распоряжений и инструкций старшего механика и вахтенного помощника капитана, касающихся эксплуатации судовых систем и механизмов;
8) наличие распоряжений, касающихся сброса загрязненной воды;
9) наличие сведений о неисправных технических средствах, ввод в действие которых до устранения неисправности не допускается;
10) наличие сведений об остатках воды в балластных, сливных, сточных танках и цистернах, а также о специальных указаниях по использованию или удалению их содержимого;
11) наличие сведений о специальных режимах использования технических средств, связанных с неисправностями оборудования или неблагоприятными условиями плавания;
12) записи в машинном журнале и их соответствие собственным наблюдениям и полученным сведениям.
6.29. При несении ходовой вахты вахтенный механик обязан:
1) соблюдать назначенный старшим механиком режим работы главной механической установки;
2) осуществлять осмотр машинных помещений, контролируя:
а) исправное функционирование главных и вспомогательных механизмов механической установки, отсутствие посторонних шумов и вибрации, нахождение в норме значений рабочих параметров;
б) исправность рулевого устройства и связанного с ним оборудования;
в) уровень воды в котлах и теплообменных аппаратах;
г) уровень воды в льялах машинных помещений и степень ее загрязнения;
д) протечки в системах и трубопроводах, включая системы управления, (особому контролю подлежат трубопроводы с нефтепродуктами под давлением);
е) исполнение подчиненным составом машинной вахты своих обязанностей;
3) репетовать и исполнять команды с ходового мостика при управлении механической установкой из машинного помещения; если выполнение команды связано с угрозой аварии или опасностью для людей в машинных помещениях, доложить об этом на ходовой мостик и старшему механику; при повторном приказе с ходового мостика выполнить последнюю команду и осуществить запись в машинном журнале;
4) остановить главный двигатель или другой механизм при непосредственной угрозе аварии или опасности для людей, и доложить об этом вахтенному помощнику капитана и старшему механику. Если остановка главных двигателей или других механизмов создает угрозу аварии судна, капитан судна (вахтенный помощник капитана) может потребовать продолжения работы главного двигателя и механизмов, принимая ответственность за последствия на себя;
5) сообщить об обнаружении пожара или поступлении внутрь корпуса забортной воды вахтенному помощнику капитана и организовать тушение пожара или борьбу с водой;
6) производить откачку льяльных вод только с разрешения вахтенного помощника капитана, не допуская загрязнения морских вод нефтепродуктами; следить за тем, чтобы загрязненная вода и мусор не удалялись за борт в запрещенных местах;
7) производить прием, откачку и перекачку балласта, откачку воды из трюмных льял, а также перекачку бункерного топлива только по указанию или с разрешения вахтенного помощника капитана;
8) обеспечить необходимый резерв мощности судовой электростанции при получении предупреждения с мостика о входе в район интенсивного судоходства, об ухудшении видимости и других изменениях условий плавания, которые могут привести к необходимости быстрого маневра судна;
9) проверить готовность рулевого устройства и вспомогательных механизмов, потребность в которых может возникнуть при маневрировании;
10) обеспечить постоянное давление воздуха или пара для подачи звуковых сигналов.
6.30. Вахтенным механикам запрещается выполнение обязанностей, отвлекающих от обслуживания главной двигательной установки и вспомогательного оборудования. Вахтенные механики должны осуществлять постоянное наблюдение за работой главной двигательной установки и вспомогательных систем до момента смены с вахты и проводить осмотры механизмов, за которые они несут ответственность.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту технических средств в машинных помещениях должны производиться с уведомлением вахтенного механика. При этом вахтенный механик обязан:
1) производить отключение оборудования, на котором будут осуществляться работы, с целью обеспечения безопасности выполнения работ и предотвращения возникновения аварийной ситуации;
2) обеспечивать проверку и ввод при необходимости в действие отремонтированных механизмов и оборудования;
3) вносить записи в машинный журнал о выполненных работах, о членах экипажа, их выполнявших, и о специальных мерах предосторожности, если они производились.
6.31. Вахтенный механик должен извещать старшего механика о нарушениях в работе и в аварийных ситуациях.
6.32. Вахтенный механик обязан осуществить действия для обеспечения безопасности судна, если требуют обстоятельства, несмотря на извещение старшего механика.
Обязанности вахтенного помощника капитана и вахтенного механика при подходе к морскому порту и входе в морской порт
6.33. При подходе к морскому порту вахтенный помощник капитана обязан знать:
2) рекомендованные курсы при подходе к морскому порту;
3) сводку прогноза погоды;
4) информацию о приливах и течениях на акватории морского порта и на подходах к нему;
5) минимальную и максимальную глубины на подходе к морскому порту;
6) ограничения в части осадки и дифферента судна, скорости, времени захода в морской порт;
7) последнюю навигационную информацию о районе плавания.
6.34. На морской навигационной карте капитаном судна должен быть проложен маршрут с указанием точек изменения курса, снижения скорости или остановки двигателя. При необходимости должна быть произведена перекачка балласта или груза.
6.35. Вахтенный помощник капитана должен:
1) известить капитана судна о подходе к назначенному месту;
2) известить вахтенного механика за час до подхода к морскому порту и предстоящих маневрах;
3) обеспечить подготовку и проверку якорного и швартовного устройств и средств для приема лоцмана;
4) проверить радиостанцию в диапазоне очень высокой частоты (ОВЧ диапазоне);
5) проверить возможность отработки заднего хода после длительного перехода;
6) контролировать местоположение судна с нанесением на морскую навигационную карту времени прохода отдельных ориентиров и вести наблюдение за окружающей обстановкой при лоцманской проводке судна, следующего в морской порт. В случае присутствия лоцмана на борту судна капитан судна и вахтенный помощник капитана также несут ответственность за навигационную безопасность судна.
7) поддерживать постоянно связь с оператором СУДС, при наличии в порту СУДС, и выполнять указания оператора СУДС в случае, если они не противоречат безопасности судна.
6.36. Вахтенный механик, получив извещение вахтенного помощника капитана о подходе к порту, должен:
1) сообщить старшему механику и электромеханику о времени подхода к порту;
2) подготовить машинную установку к работе в маневровом режиме и обеспечить резерв мощности электростанции для работы якорного и швартовного устройств;
3) проверить средства связи, рулевую машину и включить в работу по согласованию с вахтенным помощником капитана вторую рулевую машину, если совместная работа двух машин технически возможна;
4) выполнить действия по продувке дымовых и выхлопных труб;
5) находиться у пульта управления главными двигателями, повторять и выполнять все команды, передаваемые с ходового мостика при входе в порт и на маневрах. В случае управления главным двигателем с ходового мостика, быть готовым при необходимости или по команде с ходового мостика принять управление на себя.
VII. Судовые службы
Судовая служба эксплуатации (палубная команда)
7.1. Руководство судовой службой эксплуатации (палубной командой) осуществляется старшим помощником капитана.
Судовая служба эксплуатации (палубная команда):
1) обеспечивает безопасное судовождение, производственную деятельность судна (кроме пассажирских судов), грузовые работы;
2) несет ответственность за правильное техническое использование корпуса, палуб, надстроек, судовых помещений, люковых закрытий и горловин водяных отсеков, общесудовых систем, рангоута и такелажа, рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств, спасательных средств, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб, трапов, штормтрапов и кранцевой защиты в соответствии с положениями СОЛАС 74, ПДНВ и СУБ.
7.2. Подготовка судна к операциям с грузом (погрузка/выгрузка) осуществляется палубной командой под руководством старшего помощника капитана.
Служба технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций (машинная команда)
7.3. Руководство службой технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций (машинная команда) осуществляется старшим механиком.
7.4. Машинная команда несет ответственность за обеспечение судна топливом и маслами (бункеровочные операции), при этом бункеровочные операции производятся в соответствии с судовой инструкцией по проведению бункеровочных операций.
Судовая служба связи
Функции связи по ГМССБ 14 :
1) передача оповещений о бедствии в направлении судно-берег;
2) прием оповещений о бедствии в направлении берег-судно;
3) передача и прием оповещений в направлении судно-судно;
4) передача и прием сообщений для координации поиска и спасания;
5) передача и прием сообщений на месте бедствия;
6) прием сигналов для определения местоположения;
7) передача и прием информации по безопасности на море;
8) передача и прием радиосообщений общего назначения на или от береговых систем радиосвязи;
9) передача и прием сообщений «мостик-мостик».
Медико-санитарная служба
7.8. Медицинское обеспечение экипажа на борту судна осуществляется судовым врачом, находящимся в подчинении старшего помощника капитана. На судах, не имеющих на борту судового врача, ответственность за медицинское обеспечение экипажа судна и выдачу лекарств возлагается на старшего помощника капитана или другого члена экипажа судна, успешно завершивших курс по медицинскому уходу, в соответствии с требованиями ПДНВ.
7.9. Капитан судна и старший помощник капитана (или судовой врач) могут при необходимости получать медицинские консультации по радио, в том числе с помощью средств спутниковой связи. В соответствии с Конвенцией 2006 года о труде в морском судоходстве 17 консультации оказываются круглосуточно судам в море. Список береговых наземных станций, через которые можно получить медицинские консультации, должен находиться на судне.
Учебная служба на учебных и учебно-производственных судах.
Помощник капитана по учебной части
7.10. Помощник капитана по учебной части подчиняется непосредственно капитану судна и является руководителем учебной службы на учебных и учебно-производственных судах.
Помощник капитана по учебной части осуществляет организацию и проведение на судне учебного процесса, организацию быта и отдыха практикантов, их воспитание.
7.11. Помощник капитана по учебной части обязан:
1) организовать прием на судно, размещение и списание с судна практикантов;
2) разрабатывать совместно с руководителями практики календарные планы проведения практики по специальностям и обеспечивать их выполнение, составлять расписания учебных занятий и работ практикантов, осуществлять организацию учебно-методической работы на судне;
3) обеспечивать наличие учебного оборудования, приборов, инструментов, необходимой учебно-методической документации, учебников и учебных пособий;
4) участвовать в распределении практикантов по вахтам и сменам, по судовым расписаниям, рабочим местам и участкам практики;
5) обеспечивать выполнение распорядка дня и несения дежурств практикантами, выполнение требований техники безопасности при проведении практического обучения;
6) осуществлять контроль за успеваемостью и состоянием дисциплины практикантов;
7) осуществлять организацию проведения зачетов по практике.
7.12. В подчинении помощника капитана по учебной части находятся руководители практики и другие лица учебной службы, а также практиканты.
7.13. Помощник капитана по учебной части при наличии у него квалификационного документа на право занятия должности командного состава может быть привлечен к несению вахты как на ходу судна, так и на стоянке.
Руководитель практики
Руководитель практики входит в состав экипажа судна.
Руководитель практики является руководителем практикантов и несет ответственность за выполнение программы практики, за воспитание и дисциплину практикантов.
Практикант
7.15. Практикант, прибывший на судно для прохождения учебной или производственной плавательной практики, входит в состав экипажа и на него распространяются требования настоящего Устава.
Во время прохождения практики практикант должен работать над выполнением программы практики, овладевать практическими навыками по своей специальности, приобретать опыт морской службы, проявлять дисциплинированность, участвовать в общественных и спортивно-массовых мероприятиях.
7.16. Условия прохождения практики на судне определяются положениями СУБ, инструкциями и программами плавательных практик.
VIII. Судовая организация обеспечения живучести судна
Основные задачи
8.1. Судовая организация обеспечения живучести судна представляет собой деятельность экипажей судов, определяемую судовым расписанием по тревогам, наставлением по борьбе за живучесть судна и планами проведения общесудовых учений. 18
Экипаж судна должен обеспечить непотопляемость, пожарную безопасность, ходкость и управляемость судна в аварийных ситуациях. Организация обеспечения живучести судна должна осуществляться в соответствии с настоящим Уставом и:
1) судовым планом действий в аварийных ситуациях;
2) судовым планом чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью;
3) руководством по обучению и тренировкам.
8.2. Общее руководство деятельностью экипажа по борьбе за живучесть судна осуществляет капитан судна, а непосредственное руководство возлагается на старшего помощника капитана.
8.3. При отсутствии на судне капитана и старшего помощника капитана руководство деятельностью по борьбе за живучесть судна осуществляет вахтенный помощник капитана.
8.4. Старший механик должен осуществлять руководство подготовкой судовых механиков и электромехаников, ходовой вахты в машинном помещении к борьбе за живучесть судна и действиям по всем видам тревог, а также осуществлять руководство действиями аварийной партии (группы) и вахты по борьбе за живучесть машинных помещений.
8.5. Подготовка к борьбе за живучесть судна предусматривает:
1) составление и корректировку судовых расписаний по тревогам;
2) проведение учебных занятий и тренировок экипажа судна в аварийных ситуациях;
3) поддержание аварийных и спасательных средств и имущества в постоянной готовности путем регулярных осмотров, проверок, технического обслуживания и ремонта;
4) обеспечение судна информационными материалами по борьбе за живучесть (схемами, планами, инструкциями).
Судовое расписание по тревогам
8.6. В судовом расписании по тревогам должны содержаться описания сигналов тревоги, действий каждого члена экипажа судна по сигналам тревоги и место сбора в случае тревоги.
8.7. В судовом расписании по тревогам должны быть определены командиры и их заместители аварийных партий (групп), коллективных спасательных средств и указаны обязанности членов экипажа судна по отношению к пассажирам (если есть на борту) в случае аварии. В расписании по тревогам должна предусматриваться взаимозаменяемость членов экипажа судна.
8.8. Судовое расписание по тревогам составляется старшим помощником капитана и утверждается капитаном судна до выхода судна в море. Если после составления судового расписания по тревогам происходят изменения в составе экипажа судна, требующие внесения изменений в судовое расписание по тревогам, то судовое расписание по тревогам должно быть откорректировано или составлено заново. Судовые расписания по тревогам должны быть вывешены на ходовом мостике, в машинном отделении и жилых помещениях экипажа судна.
8.9. При стоянке судна в порту составляется стояночное расписание аварийной партии (группы), утверждаемое капитаном судна. Расписание аварийной партии (группы) ежедневно корректируется старшим помощником капитана с учетом наличия членов экипажа судна на борту судна и состава вахты и вывешивается у трапа. Члены экипажа судна, включенные в расписание аварийной партии (группы), должны быть ознакомлены с их обязанностями в случае тревоги.
8.10. На судне устанавливаются следующие виды и сигналы тревог:
Сигналы тревог дублируются голосом по трансляции с указанием вида тревоги. На пассажирских судах при наличии иностранных пассажиров сигналы тревог дублируются на соответствующих иностранных языках. В случае пробоины, утечки газа или пожара указывается их место (по возможности).
При выходе из строя звонка громкого боя сигналы подаются паровым свистком, тифоном или сиреной.
Отбой тревог объявляется голосом по трансляции.
Учеба и тренировки судового экипажа
8.11. На судне должна регулярно проводиться подготовка экипажа судна к действиям в аварийных ситуациях путем индивидуального инструктажа, учебы, планируемой старшим помощником капитана и старшим механиком по заведованиям, а также проведения учебных сборов и учений. Учеба и тренировки экипажа судна должны выполняться в соответствии с СУБ.
8.12. Индивидуальный инструктаж и обучение по использованию судовых спасательных средств и их снабжения, судовых средств пожаротушения должны проводиться в течение трех суток после прибытия нового члена экипажа на судно.
8.13. Инструктаж должен включать решение вопросов о приведении в действие и использовании судовых надувных спасательных плотов, о проблемах гипотермии, первой помощи при гипотермии и в других случаях, о приведении в действие и использовании судовых средств пожаротушения, об использовании судовых спасательных средств, в тяжелых погодных и морских условиях.
8.14. Индивидуальный инструктаж вновь прибывших членов экипажа судна обеспечивают старший помощник капитана и старший механик.
8.15. Занятия и тренировки с экипажем судна по борьбе за живучесть судна проводятся по плану командным составом по подчиненности, а также командирами аварийных партий (групп) под руководством старшего помощника капитана и старшего механика.
8.16. На занятиях изучаются конструктивные особенности судна, инструкции по эксплуатации судовых систем, устройств, механизмов, предупредительные мероприятия по обеспечению водонепроницаемости корпуса, остойчивости и плавучести судна, предотвращению взрывов и пожаров, конструктивные особенности спасательных средств и методы их использования. На тренировках отрабатываются практические навыки использования аварийных средств.
8.17. Тренировки должны проводиться в местах расположения оборудования или технических средств и сопровождаться практическими действиями по использованию оборудования, технических средств, устройств и имущества, если это не связано с риском повреждения оборудования, ограничением возможности его дальнейшего использования или другим риском.
8.18. Старший помощник капитана и старший механик должны вести учет проведенных занятий и тренировок в специальных журналах. Общий контроль за проведением занятий и тренировок осуществляет капитан судна.
8.19. Учения (учебные тревоги) осуществляются с целью подготовки и проверки готовности к действиям членов экипажа судна (и пассажиров, если есть на борту) в аварийных ситуациях в соответствии с СУБ. Учения проводятся по соответствующему сигналу тревоги с обязательным объявлением о том, что тревога является учебной. Каждый член экипажа судна должен ежемесячно принять участие в одном учении по оставлению судна и в одном учении по борьбе с пожаром. Если в порту отхода более 25% членов экипажа судна было заменено, то учения экипажа судна должны быть проведены в течение 24 часов после выхода судна из порта.
8.20. На каждое общесудовое учение должен оформляется план-отчет, установленный судовладельцем и утверждаемый капитаном судна. Капитан судна дает указание об объявлении учебной тревоги, руководит учением и его разбором. Проведение учебного сбора и учебных тревог с их описанием должны быть зарегистрированы в судовом журнале. Если учебный сбор или учение не были проведены в полном объеме в надлежащее время, то в судовом журнале должна быть сделана запись, поясняющая обстоятельства и объем проведенного учебного сбора или учения.
Проверка и техническое обслуживание аварийных и спасательных средств
8.21. Перед выходом судна из порта, а также в течение всего рейса аварийные и спасательные средства должны быть всегда готовы к немедленному использованию для борьбы за живучесть судна и спасения людей. Израсходованные или пришедшие в негодность аварийные и спасательные средства должны быть пополнены до нормы по приходу в порт, а поврежденные или неисправные средства отремонтированы на судне или в первом порту захода. При невозможности ремонта они должны быть заменены.
Информационные материалы
8.22. Над койкой в каюте каждого члена экипажа судна должна быть прикреплена карточка-выписка из судового расписания по тревогам, в которой указываются значения сигналов тревог, обязанности и место сбора по тревогам, номер и местонахождение спасательной шлюпки, за которой закреплен член экипажа судна по шлюпочной тревоге.
8.23. На ходовом мостике судна должны находиться документы и информация для руководства по борьбе за живучесть судна:
1) об аварийной посадке и остойчивости судна;
2) о конструкции судна (общий вид судна с указанием водонепроницаемых переборок, клинкетных дверей, опасных отверстий; схемы грузовой, балластной, осушительной, перепускной систем, систем вентиляции, пожарной сигнализации, пожаротушения, эвакуации людей при пожаре);
3) судовое расписание по тревогам;
4) оперативные планы по борьбе с водой и пожаром;
5) план-схема расположения и опись аварийного и противопожарного снабжения;
6) схема противопожарной защиты судна и инструкции по использованию всех судовых средств и устройств тушения и локализации пожара;
7) грузовой план и сведения о грузе.
IX. Повседневная служба
Распорядок дня
9.1. На судне устанавливается типовой распорядок дня:
Распорядок дня | На ходу | На стоянке |
---|---|---|
Подъем | 7.00 | 7.00 |
Завтрак | 7.30-8.30 | 7.30-8.30 |
Судовые работы | 8.00-12.00 | 8.00-12.00 |
Обед | 11.30-12.30 | 12.00-13.00 |
Судовые работы | 13.00-17.00 | 13.00-17.00 |
Вечерний чай | 17.00-17.30 | 20.00-20.30 |
Ужин | 19.30-20.30 | 17.00-18.00 |
Культурно-массовые мероприятия, отдых | 18.00-22.00 | 18.00-22.00 |
Отбой | 23.00 | 23.00 |
Для лиц, не несущих вахт и работающих в службе (группе) технического обслуживания, отводится время для приема пищи на ходу судна: завтрак с 7.30 до 8.00, обед с 12.00 до 12.30, вечерний чай с 17.00 до 17.30.
Капитаном судна в необходимых случаях, по согласованию с судовым профсоюзным комитетом, применительно к конкретным условиям работы судна может быть изменен указанный распорядок дня.
График работы повара, буфетчика и дневального утверждается капитаном судна.
Пользование судовыми шлюпками
9.2. На каждой судовой шлюпке, отходящей от борта, должен быть командир, назначенный из лиц командного состава, и моторист на моторных шлюпках.
Все лица, находящиеся на шлюпке, должны иметь при себе индивидуальные спасательные средства.
Спуск шлюпок на воду и их использование допускаются только по разрешению капитана судна или лица, его заменяющего.
9.3. Командир шлюпки несет ответственность за:
1) укомплектование шлюпки предметами снабжения;
2) соблюдение норм грузоподъемности шлюпки;
3) соблюдение порядка лицами, находящимися в шлюпке, и наличие в ней индивидуальных спасательных средств;
4) соблюдение правил МППСС.
9.4. Командир шлюпки отходит от борта судна только с разрешения вахтенного помощника капитана и обязан по возвращении шлюпки доложить ему о прибытии.
9.5. Судовая шлюпка должна нести Государственный флаг Российской Федерации.
Судовые помещения
9.6. Настоящим Уставом судовые помещения подразделяются на служебные, жилые и общего пользования.
К служебным относятся помещения, предназначенные для размещения и обслуживания технических средств, медицинского обслуживания, хранения грузов и судовых запасов, выполнения судовых и ремонтных работ, помещения пищеблока, а также пассажирские помещения.
К жилым помещениям относятся помещения, в которых размещается экипаж судна.
К помещениям общего пользования относятся помещения, предназначенные для приема пищи, отдыха и санитарно-гигиенические.
9.7. Экипаж судна размещается в жилых помещениях согласно расписанию, установленному для каждого типа судна.
9.8. Для поддержания порядка и соблюдения условий гигиены старший помощник капитана осуществляет осмотр жилых помещений экипажа судна и помещений общего пользования.
9.9. Запрещается хранение в жилых помещениях взрывчатых, легковоспламеняющихся, ядовитых и опасных веществ и материалов, а также пользование электронагревательными приборами.
При выходе из жилых помещений члены экипажа судна обязаны выключать освещение и вентиляторы.
9.10. Ключи от кают хранятся у лиц, занимающих каюты; второй комплект ключей с номером каюты на бирке должен храниться в месте, определенном старшим помощником капитана. Доступ во все запираемые помещения судна должен быть обеспечен в любое время суток.
9.11. Во время тревог, осмотров и проверок каюты и другие жилые помещения должны быть закрыты, но не на замок.
9.12. Кают-компания на судне является помещением для коллективного отдыха, занятий, совещаний и приема пищи лицами командного состава.
9.13. С разрешения капитана судна или старшего помощника капитана в кают-компанию могут быть приглашены в качестве гостей лица, не являющиеся членами экипажа судна.
Для приглашений, имеющих официальный характер, должно быть получено разрешение капитана судна.
9.14. В кают-компании и в столовых, а также в клубе и в других помещениях общего пользования развлечения, игры, демонстрация фильмов, музыка и танцы должны быть прекращены не позднее 23 часов, за исключением случаев, когда по разрешению капитана судна установлено иное время.
Обеспечение санитарного состояния судна
9.15. Экипаж судна должен выполнять санитарные правила в части содержания в чистоте судовых помещений, личной гигиены, содержания коек, белья, одежды и обуви.
9.16. Порядок уборки помещений и палуб определяется старшим помощником капитана. Уборка производится экипажем судна в соответствии с обязанностями, установленными должностными инструкциями.
9.17. Ежедневные уборки в кают-компании и в столовых должны заканчиваться до завтрака.
На пассажирских судах уборка пассажирских палуб должна быть закончена до завтрака. Помещения классных кают, салоны, проходы, внутренние трапы, умывальники и гальюны убираются командой пассажирской службы под общим наблюдением помощника капитана по пассажирской части.
9.18. Смена постельного белья членов экипажа судна должна осуществляться один раз в неделю.
Порядок приема пищи
9.19. Прием пищи членами экипажа судна осуществляется в установленное распорядком дня время.
9.20. Для приема пищи командным составом на судне оборудуется кают-компания, а в случаях ее отсутствия отводятся столы для командного состава в общей столовой экипажа судна или в пассажирском обеденном салоне.
Для судовой команды оборудуются столовые.
9.21. Экипаж судна должен являться в кают-компанию или столовую для приема пищи в установленное распорядком дня время в чистой одежде.
В часы, не отведенные распорядком дня, прием пищи разрешается лицам, находившимся на вахте или исполнявшим срочные судовые работы или служебные поручения.
9.22. Лица садятся за стол для приема пищи с разрешения капитана судна. Окончившие прием пищи встают из-за стола с разрешения капитана судна.
9.24. Старшим лицом, отвечающим за порядок в столовой, назначается боцман.
Судовые правила
9.25. На судне запрещается:
1) курить в не отведенных для этого местах, а также во время тревог и учений;
2) выносить вещи с судна без разрешения вахтенного помощника капитана;
3) перевозить на судне без разрешения капитана судна посторонних лиц, их груз и багаж, а также груз, принадлежащий членам экипажа судна;
4) отвлекать лиц, несущих вахту;
5) устанавливать на источниках света, видимых снаружи, цветные абажуры либо закрывать источник света цветными шторами в темное время суток;
6) выбрасывать за борт мусор, пищевые отходы;
7) играть в азартные игры;
1 Постановление Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. № 975 «О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (Бюллетень международных договоров, Приложение №1, 2011).
2 Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. № 871 «О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года» (Официальный интернет-портал правовой информации, http://www.pravo.gov.ru, 2016, № 0001201607200014).
3 Глава IX СОЛАС 74, Бюллетень международных договоров, Приложение № 1, 2011.
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3, 2018, № 7, ст. 968.
5 Приказ Минтранса России от 20 сентября 2016 г. № 268 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания» (зарегистрирован Минюстом России 7 октября 2016 г., регистрационный № 43967).
6 Статья 3 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 52, ст. 5020).
7 Приказ Минтранса России от 4 октября 2017 г. № 406 «Об учреждении вымпела Министерства транспорта Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 26 октября 2017 г., регистрационный № 48695).
8 Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 г. № 796 «Об учреждении эмблемы и флага Федерального агентства морского и речного транспорта и вымпела руководителя Агентства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 44, ст. 5098).
9 Бюллетень международных договоров, 2011, приложение № 1, часть 4.
10 Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2016, № 0001201611240015).
11 Пункт 25 приказа Минтранса России от 26 октября 2017 г. № 463 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним» (зарегистрирован Минюстом России 23 марта 2018 г., регистрационный № 50497).
12 Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 34, ст. 4475).
13 Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 1997 г. № 813 «О создании и функционировании глобальной морской системы связи при бедствии для обеспечения безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 27, ст. 3247; 1999, № 39, ст. 4645).
14 Правило 4 глава 4 СОЛАС 74.
15 Приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» (зарегистрирован Минюстом России 4 июня 2012 г., регистрационный № 24456) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 13 мая 2015 г. № 167 (зарегистрирован Минюстом России 25 ноября 2015 г, регистрационный № 39849).
16 Приказ Минтранса России, Минсвязи России, Госкомрыболовства России от 4 ноября 2000 г. № 137/190/291 «Об утверждении Правил радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2000 г., регистрационный № 2503).
17 Федеральный закон от 5 июня 2012 г. № 56-ФЗ «О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве», Стандарт А 4.1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 24, ст. 3073).
Обзор документа
Утвержден Устав службы на морских судах. Он не распространяется на суда рыбопромыслового флота, маломерные, не осуществляющие коммерческую деятельность, спортивные парусные и прогулочные суда.
Урегулированы права и обязанности членов экипажей морских судов различных форм собственности с учетом системы управления безопасностью судовладельца.
Поднятый на судне Государственный флаг РФ указывает на принадлежность России. День первого подъема флага считается судовым праздником и отмечается ежегодно.
Все члены экипажа должны иметь дипломы и квалификационные свидетельства, предусмотренные международными конвенциями и российскими актами.
Регламентирован порядок организации службы на судне.