Для проведения занятий по учебной практике применяют методы
Проведение занятий учебной практики с использованием разнообразных форм и методов обучения
Проведение занятий учебной практики с использованием разнообразных форм и методов обучения
Целью статьи является совершенствование процесса обучения на занятиях учебной практики по профессии 11.01.08 «оператор связи».
Новые социально-экономические условия в России требуют значительного повышения качества профессионального образования работников, в том числе выпускников организаций профессионального образования. Рыночные отношения предъявляют высокие требования не только к качеству выполнения трудовых функций, культуре труда и межличностным коммуникациям современного работника, но и предусматривают его умение инициативно решать профессиональные проблемы.
Реализуемый в профессиональном образовании принцип вариативности дает возможность применения различных вариантов дифференцированной работы студентов, с дополнением, насыщением коллективных форм обучения элементами самостоятельной преобразующей деятельности.
Практическое обучение – компонент педагогического процесса (в организациях профессионального образования), основной целью которого является формирование основ профессионального мастерства студентов в определенной области деятельности, развития профессиональных компетенций. Понятие «профессиональная компетенция» рассматривается как категория, выходящая за рамки профессиональной квалификации. Она включает в себя способность мобильно действовать в определенной ситуации, применяя свой профессиональный опыт самостоятельного решения возникших задач.
Для того, чтобы после получения образования в ГБОО ПОО» Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко» из его стен выпускались настоящие специалисты, профессионалы своего дела, на занятиях учебной практики используются разнообразные формы и методы обучения. Само название «учебная практика» пришло на смену производственного обучения, если рассмотреть современный перечень профессий, в котором содержаться как профессии рабочих имеющих прямое отношение к производству, так и профессии служащих, имеющих отношение к обслуживанию населения, то есть производству услуг, а не какой-то продукции, то становиться понятным и употребление термина «учебная практика». Учебная практика понятие более широкое по смыслу, которое, в том числе, может все также включать в себя непосредственное «производственное обучение». Данное обстоятельство может позволять нам употреблять и то, и другое понятие, однако в нормативно-правовых документах в последнее время употребляется все чаще лишь – учебная практика.
Учебная практика направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по профессии.
Форму практического обучения можно определить как способ, характер взаимодействия мастера производственного обучения и студента между собой и с учебным материалом. Наряду с методами и средствами обучения форма организации практического обучения непосредственно влияет на его продуктивность. Развитие форм обучения – это постепенное их обновление, насыщение элементами самостоятельной познавательной и преобразующей учебной деятельности. Формы практического обучения предусматривают развитие индивидуальных способностей и творческой активности.
Высокая производительность и качество труда всегда были главными критериями при оценке соответствия рабочего на производстве.
Понятно, что обучение мастерству – процесс постепенный. Но с первых же занятий, после того как сформированы начальные навыки, учащиеся должны быть ориентированы на выполнение работ в установленное время, в объемах, называемых производственным термином «норма выработки».
Педагогическое значение нормирования учебно-производственных работ заключается в том, что оно побуждает учащихся к овладению профессией на должном уровне, воспитывает настойчивость и целеустремленность в достижении цели, способствует поиску более производительных приемов труда. Вместе с тем существует ряд условий, которые должны выдерживаться мастерами при проведении производственного обучения.
Нормирование учебно-производственных работ не производится, когда учащиеся обучаются правильному выполнению отдельных движений и приемов, составляющих изучаемую трудовую операцию. Если в этот период обучения сообщить учащимся норму времени, которая установлена на данную операцию, или норму выработки, которая должна соответствовать работе умелого исполнителя, результат может оказаться отрицательным. Подстегиваемые желанием самоутвердиться, ученики будут больше внимания уделять количеству оформленных бланков, а не ее качеству.
Методическое правило периода обучения правильному выполнению – отработка качественных показателей, развитие координации движений, выработка привычки выполнять каждый прием «как надо», с соблюдением строгой технологической последовательности. От занятия к занятию выполнение операций будет происходить успешнее и быстрее.
Совсем иначе обстоит дело при выполнении комплексных работ. При выполнении студентами не только приема, но и оформления например заказного письма происходит совершенствование и закрепление уже сформированных навыков. Учебно-производственные работы комплексного характера, выполняемые студентами в учебных мастерских, а также при обучении в условиях производства и повседневной практики, обязательно нормируются с сообщением установленных норм времени студентами.
Виды уроков учебной практики
В зависимости от целей обучения выделяют следующие типы уроков учебной практики (производственного обучения):
урок по изучению трудовых приемов и операций;
урок по выполнению комплексных работ;
совмещенный урок учебной практики.
На уроке по изучению трудовых приемов и операций достигаются цели формирования у обучаемых системы производственно-технических знаний и достижения первоначального уровня сформированности навыков и умений по выполнению изучаемых трудовых приемов и операций.
Контрольно-проверочный урок проводится с целью выявления уровня сформированности практических умений и навыков у обучаемых.
В зависимости от степени самостоятельности выполнения учебно-производственной деятельности выделяют следующие виды уроков производственного обучения:
видам уроков производственного обучения. комбинированный урок включает в себя структурные элементы, свойственные всем
Занятия учебной практики в учебных мастерских
Для проведения занятий учебной практики мастером используются учебно-производственные мастерские на базе колледжа.
Главной задачей является сформировать у студентов интерес к выбранной профессии. Для этого на первом курсе проводятся разнообразные экскурсии в отделения почтовой связи, которые являются нашими социальными партнерами.
Происходит знакомство с местами их дальнейшей профессиональной деятельности. Многие из студентов начинают понимать и представлять свою профессию. Исходя из этого, они ставят перед собой цель получения как можно больше знаний, умений и приобрести практический опыт.
На базе учебно-производственной мастерской колледжа студенты второго курса отрабатывают первичные умения по выполнения практических операций, приобретают навыки работ, которые в дальнейшем будут использоваться на объектах почтовой связи.
В ходе текущего инструктажа мастер акцентирует внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания студентам и т.д. Успех деятельности мастера во многом зависит от умения организовать целенаправленное, дифференцированное наблюдение за работой всей группы и каждого студента. Активизация группы достигается введением элементов соревнования, игровых моментов, поэтапной оценки выполнения отдельных операций, результатов труда в целом к познанию профессии и желания добиться высоких результатов.
На первых этапах у студентов нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. При этом мастер наглядно показывает приемы выполнения операций и сопровождает четким объяснением. Самостоятельная работа, выполненная студентами после показа приемов работы мастером, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности полностью, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности.
Учитывая требования работодателей, мастером разработана структура организации занятий на основе инновационных форм практического обучения: урок-конкурс, урок-конкуренция.
Это форма обучения, при которой работа выполняется без непосредственного участия мастера, но по его заданию. Студенты работают в группе, но все получают одинаковые индивидуальные задания.
Примером могут служить занятия:
Заполнение извещения Ф.22.
Проверка описи вложения посылки.
Оформление адресного ярлыка..
На этих занятиях каждый студент перед собой ставит конкретную задачу: добиться высоких результатов, выполнить задание быстрее и качественнее, проявить большую внимательность. Появляется процесс соревнования между всеми участниками. Студентам становится интересно выполнять любую работу. Причем они знают, что важным критерием оценки является в первую очередь качество, а затем количество выполненной работы.
По ходу текущего инструктажа мастер комментирует работу студентов. При этом степень самостоятельности студентов при выполнении задания повышается. В заключительном инструктаже дается объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда в группе. Выявляются студенты-передовики с обязательным словесным их поощрением. Указываются допущенные ошибки и индивидуальные просчеты в выполнении тех или иных трудовых операциях, пути их устранения.
Такие занятия – конкуренции имеют большое воспитательное воздействие на студентов, способствуя формированию таких качеств будущего рабочего, как ответственность за результаты своего труда, коллективизм, чувство удовлетворения от выполненной работы, эстетическое отношение к труду. Они готовят студентов к самостоятельной работе на базовых предприятиях.
Когда студенты имеют цель – приобрести знания, умения, приобрести практический опыт и прилагают усилия к достижению этой цели, из них получается настоящий специалист.
Список использованной литературы
2. Методика воспитательной работы: учеб. Пособие под ред. В. А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
4. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие.-Ростов н\Д:МарТ, 2002.
Реализация наглядных и практических методов обучения на занятиях учебной практики
Методические рекомендации содержат основной информационный материал, в методических рекомендациях отражены современные образовательные технологии используемые мастером производственного обучения в практической профессиональной деятельности.
Для учащихся учреждений среднего профессионального образования.
Рецензенты: Верхола И.П. мастер производственного обучения Верхола И.П.
МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ПРОИЗВОДСТВЕННОГО) ОБУЧЕНИЯ
Организация и методика производственного обучения как отрасль педагогических знаний развивается на основе глубокого анализа и обобщения передового педагогического опыта лучших мастеров производственного обучения профессиональных учебных заведений. В научном плане методика производственного обучения является частной дидактикой и опирается на профессиональную педагогику, педагогическую психологию и физиологию, раскрывающих закономерности усвоения знаний, формирования умений и навыков.
Производственное обучение – самостоятельная часть общего педагогического процесса со своим специфическим целеполаганием, содержанием, логикой, со своими принципами, специфическими формами, методами, педагогическими средствами осуществления.
В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности педагога (мастера производственного обучения) и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками, на их воспитание и развитие.
Существует и другое толкование методов обучения. Под методом обучения понимается не способ совместной деятельности педагога и обучающихся, а подход к процессу обучения. Как пример, может служить производственное обучение, т. е. формирование профессиональных знаний, умений и навыков учащихся в специально созданных для этого условиях (учебных заведениях) и производственное обучение молодых будущих квалифицированных рабочих путем ученичества непосредственно на производстве. Однако и в теории, и на практике осуществления учебного процесса методом обучения в основном считается «способ» совместной деятельности педагога и обучающегося.
Существует определенная система, отражаемая в определенной классификации.
Наибольшее применение в педагогической практике получили методы, классифицируемые по источникам информации, к которым относится слово, чувственный образ и практическая деятельность. В большинстве случаев эти источники используются в том или ином сочетании. По данному основанию выделяют три их группы: словесные, наглядно-демонстрационные и практические.
В учебном процессе наиболее важным является не отнесение методов к той или иной классификации, а глубокое знание педагогом, мастером производственного обучения их дидактической сущности, условий эффективного применения, владения умениями пользоваться ими для руководства познавательной и учебно-производственной деятельностью студентов.
Различные методы требуют включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объяснение, беседа). Зрения (демонстрация средств наглядности, показ трудовых приемов, работа с печатным и графическим текстом), осязания и мускульных ощущений (упражнения, лабораторно-практические работы). По-разному влияют методы обучения на развитие внимания, самостоятельности, способностей к анализу, синтезу, переносу умений и навыков. Все это еще раз указывает на необходимость комплексного, целостного подхода к оптимальному выбору методов обучения.
При выборе методов обучения необходимо соотносить их с реальными учебными возможностями студентов. Вместе с тем учет возможностей группы не должен обозначать любого приспособления к нему. Задача педагога состоит в том, чтобы развивать эти возможности. Выбор методов обучения необходимо соотносить со своими возможностями по их использованию, опираясь на те стороны собственного педагогического мастерства, которые дают максимальный учебно-воспитательный эффект.
Основная задача производственного обучения – формирование у студентов профессиональных умений и навыков. Речевое обращение выполняет в процессе производственного обучения две основные функции: сообщения и побуждения. Мастер и студенты в ходе процесса обучения сообщают друг другу свои мысли, высказывают желания, чувства, руководя процессом обучения, мастер советует, убеждает, инструктирует. Речь необходима для того, чтобы восстановить в памяти студентов и научить применять на практике по специальным и другим предметам, необходимые для сознательного выполнения учебно-производственных заданий.
Живым словом мастер пользуется, применяя любой метод обучения. Им сопровождается показ трудовых действий, демонстрация наглядных пособий, упражнения. Он необходим для того, чтобы обеспечить активность и сознательность обучения, предупредить ошибки, помочь студентам в затруднительных случаях.
Рассказ-объяснение на уроках производственного обучения не должен повторять соответствующий материал специальных предметов; решая практическую задачу, мастеру следует объяснять студентам, как надо выполнять трудовые действия, вооружая их конкретными прикладными знаниями.
Объяснение всегда сопровождается демонстрацией наглядных пособий, разбором технической документации, имеющихся в наличии документов письменного инструктирования – инструкционных и технологических карт, показом трудовых действий. Педагогу необходимо владеть техникой речи. Из основных требований к речи мастера следует выделить следующие:
-Литературная и техническая грамотность;
-Эмоциональность по форме и содержанию;
-Четкость, ясность произношения, «чистота речи»;
-Умелое владение голосом – тембр, интонация, высота;
-Оптимальная громкость и скорость;
-Умелое использование пауз и смысловых акцентов.
Применение наглядно-демонстрационных методов в производственном обучении определяется общедидактическим принципом обучения – наглядностью в обучении. Данный принцип предполагает изучение учебного материала на основе живого и непосредственного восприятия студентами изучаемых явлений, процессов, способов действий или их изображений.
Наглядность повышает интерес и внимание студентов, содействует глубокому пониманию, основательному осмыслению и прочному усвоению изучаемого материала.
Полный и точный образ трудового действия в сознании студента возникает не мгновенно. Сначала он запечатлевается в общем виде, а затем постепенно уточняется в деталях. Поэтому мастер должен выполнить показываемые трудовые действия, отдельные составляющие его движения в замедленном темпе, расчленяя прием или целостное действие на отдельные изолированные части, делая паузы между ними. Не все осмысливается и запоминается в трудовом процессе с одинаковой легкостью и быстротой.
Труднее воспринимается выполнение различных действий одновременно разными рабочими органами (например, двумя руками, несколькими пальцами), а также моменты перехода от одного трудового движения, приема, действия к последующему, если в обычных условиях нормальной работы между ними нет перерыва. Необходимо специально выделить и показать эти моменты в ещё более замедленном темпе несколько раз. По совмещенным элементам действия показ производится как в составе целостного трудового процесса, так и расчленено, с обращением внимания студентов на вычлененные элементы. Необходимо выделять и промежуточные характерные элементы в трудовом действии, особенно если оно выполняется одновременно двумя руками. Например, при демонстрации способов перемещения напильника по заготовке или детали по притиру внимание студентов следует фиксировать не только на конечных, но и на промежуточных точках координированного движения рук. Поэтому показ приемов, действий, процессов должен завершаться рабочим темпом и ритмом. Следует широко практиковать попутный контроль восприятия студентами показываемого, повторный показ трудных для восприятия приёмов, побуждать студентов задавать вопросы мастеру, если им что-либо непонятно. Для повышения эффективности большое значение имеет правильное сочетание демонстрации и слова мастера. Показ всегда должен сопровождаться пояснениями.
Планируя использование средств наглядности на уроке, мастеру необходимо прежде всего четко представлять, какую функцию эти средства выполняют в учебном процессе, для чего их применять, какую роль они могут и должны сыграть в решении учебных задач. Нельзя использовать наглядные пособия лишь для того, чтобы насытить уроки наглядностью.
Все средства наглядности, используемые в процессе производственного обучения, условно можно разделить на натуральные (плакаты, приборы, детали, узлы оборудования, образцы материалов, изделий и т.д.) и изобразительные (плакаты, макеты, схемы, диаграммы и т.п.).
Для того, чтобы средства наглядности давали наибольший эффект. При их изготовлении, выборе и подготовке к использованию необходимо соблюдать определенные требования. Натуральные объекты в качестве наглядных пособий следует подготовить или обработать: сделать разрезы, произвести специальную окраску отдельных деталей, вырезать смотровые окна в кожухах, крышках, корпусах, подсветить внутренние полости, установить лампочки-сигнализаторы и т.п. При изготовлении изобразительных наглядных пособий необходимо, чтобы изображения и надписи на них были достаточно крупными, четкими, хорошо наблюдаемыми с любого места в учебной мастерской; наиболее важные изображения и их детали следует выделять специальным окрашиванием. Наглядные пособия не следует перегружать большим количеством изображений и текста, изображаемые на пособии объекты должны быть в естественных положениях с соблюдением масштабных соотношений и пропорций существенных деталей.
Используя наглядные пособия на уроке, следует помнить, что их демонстрация – не цель, а средство достижения цели. Чтобы добиться от студентов полного и точного восприятия наглядных пособий, создания наглядного образа демонстрируемого предмета, явления, процесса, необходимо обучать их умению рассматривать. Путем словесных пояснений и указаний надо помочь студентам выделить в наблюдаемом главное, основное, отвлечься от второстепенного, сравнить, сопоставить, сделать вывод, направить их внимание на наиболее существенные детали объекта наблюдения, объединить их в целостный образ. По возможности следует дать возможность студентам самостоятельно поработать с пособием: включить, выключить, разобрать, собрать, отрегулировать, опробовать в работе, снять показания, сделать замеры, выписать данные и т. п.
Демонстрация наглядных пособий должна органически сочетаться с показом трудовых приемов, разбором технических требований, технологии выполнения работы и т.п.
Наглядное пособие следует демонстрировать тогда, когда в этом наступила необходимость по времени и по содержанию изучаемого материала;
Не следует перегружать урок демонстрацией наглядных пособий и других средств наглядности;
В процесс восприятия демонстрируемого объекта вовлекать возможно большее количество анализаторов: зрение, слух, осязание.
Следует обеспечивать условия хорошей видимости демонстрируемого наглядного пособия: место расположения, видимость, четкость изображения;
Действующие динамические пособия необходимо показывать и использовать в действии;
Для демонстрации образцов работ, инструментов, приспособлений и др. целесообразно комплектовать их на специальных тематических щитах, что создает условия для сравнения и обобщения;
Натуральные объекты средних размеров и массы (инструменты, детали, приборы и т.д.) следует использовать как «раздаточный » материал.
При объяснении технологии обработки, сборки, монтажа и т. п. следует широко использовать образцы обработанные (собранные, смонтированные) в последовательности технологических переходов.
Упражнения как метод производственного обучения должны удовлетворять следующим основным требованиям.
-Каждое упражнение должно иметь четкую цель: учебную – чему научиться, что освоить, отработать, закрепить, усовершенствовать, развить, чего достигнуть и т. д. и производственную – чего, как и сколько сделать в процессе упражнений. Цели должны сочетаться, причем доведены до студентов и осознаны ими.
-Упражнения выполняются под руководством мастера производственного обучения. Корректировка деятельности студентов в процессе упражнений должна производиться прежде всего с позиций реализации учебной цели.
-Выполняя упражнения, студент должен иметь прочную сознательную ориентировочную основу своих действий, четко знать, что, как и почему именно так надо выполнять учебно-производственные работы.
-Высокая эффективность упражнений обеспечивается наличием интереса и позитивной мотивацией учебно-производственной деятельности студентов.
-В процессе выполнения упражнений студенты должны иметь четкие ориентиры для контроля и самоконтроля хода и результатов своих действий (зрительный образ действия, рабочий чертеж, эталон, технические требования, сигнал тренажера и т.д.).
-На каждом этапе выполнения упражнения студент должен четко представлять, каких результатов он добился.
Для того чтобы студент овладел профессиональной работой так, как ею владеет квалифицированный рабочий, специалист, необходимо не только вооружить его различными умениями и навыками, но и обогатить и конкретизировать его знания, научить применять их на практике, развить ряд профессионально важных психофизиологических качеств: глазомер, скорость, координированность, быстроту мышления, чувство времени и т. п.
При помощи упражнений решаются разнообразные по своему характеру и степени сложности задачи, причем в зависимости от места темы в программе и ее содержания одни задачи выступают на первый план, другие приобретают вспомогательное значение, а некоторые могут и вовсе отсутствовать.
Классификация упражнений на основе их содержания и с учетом времени выполнения подтверждает дидактическое утверждение о том, что упражнения являются основным методом производственного обучения. Весь процесс производственного обучения – это последовательная цепь постепенно и постоянно усложняющихся упражнений.
Успешность выполнения упражнений в решающей степени зависит от руководства ими со стороны мастера производственного обучения. Применительно к упражнениям по освоению трудовых операций и видов работ цели такого руководства можно сформулировать так:
Добиваться, чтобы студенты выполняли трудовые действия с наименьшим количеством ошибок;
Добиваться, чтобы ошибки и недостатки студентов устранялись настойчиво и до конца, нельзя допускать, чтобы неправильные действия закрепились;
Обеспечить такой процесс проведения упражнений, чтобы студенты постоянно продвигались вперед из урока в урок в освоении профессии – это один из основных признаков упражнений, как метода обучения.
Очень трудно, а порой невозможно наверстывать упущенное впоследствии, когда перед мастером встанут новые задачи технико-технологического характера, вольно или невольно отвлекающие его отрешения задач собственно производственного обучения. Именно на этапе освоения студентами основ профессии должно проявляться истинно педагогическое мастерство мастера производственного обучения.
Педагог, мастер производственного обучения, вооружая студентов знаниями, умениями, навыками, должен последовательно подводить их к все более усложняющимся задачам, регулировать ход учебного процесса таким образом, чтобы трудность познавательных в учебно-производственных задач в каждый момент соответствовала возможностям студента. Очень важно чтобы познавательные и учебно-производственные трудности процесса обучения были содержательными, осознавались студентами, а преодоление их было реальной необходимостью.
Успеха в производственном обучении добиваются те мастера производственного обучения, которые понимают трудности в работе студентов и главную задачу видят не столько в исправлении допущенных ошибок, сколько в их предупреждении. Важно учитывать не только результат, но и сам процесс работы студентов. Это дает возможность своевременно выявить затруднения студентов. Определить, верным ли путем идет студент к усвоению, своевременно помочь ему, а то и просто ободрить и подбодрить его. Осуществлять контроль следует так, чтобы он постепенно и неуклонно приучал студентов к регулярному и эффективному самоконтролю как процесса, так и конечных результатов труда. В процессе контроля нужно как можно чаще ставить студентов в условия, требующие самостоятельного применения знаний и умений в новых условиях, самостоятельного решения новых учебно-производственных задач. Чем более способен студент, тем больше его способности, тем строже с него можно и нужно спрашивать. Никогда не следует зачислять студента в разряд «неспособных» и «безнадежных»
Содержание и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой. Мастерство мастера производственного обучения состоит в умении правильно оценивать эти взаимосвязи и находить рациональные варианты взаимодействия, обеспечивающие успешность подготовки специалистов. Использование разных методов значительно повышает степень усвоения студентами профессиональных знаний и навыков, так как профессиональное обучение готовит специалистов к труду в заранее избранной им сфере деятельности.
Методы производственного обучения
Не довольствуйтесь достигнутым,
ищите новые пути и способы
обучения и воспитания – такова формула
Методом производственного обучения принято называть способ совместной деятельности мастера производственного обучения и студентов, в результате которой достигается усвоение ими определенных знаний, профессиональных умений и навыков и формируется мировоззрение студентов.
В период учебной практики применяются различные методы обучения,
которые по источникам знаний и умений разделяются на
— словесные (объяснение, беседа, письменное инструктирование и т.п.);
-наглядные (показ трудовых приемов и действий, демонстрация наглядных пособий, применение экранных средств, наблюдения учащихся и т.п.);
Словесные методы используются, как правило, при проведении вводного инструктажа, а также при текущем инструктировании студентов в процессе их работы.
Наглядные методы также наиболее характерны для вводного инструктажа. Среди них следует особо выделить показ трудовых приемов, применяя который мастер формирует в сознании студентов образец трудовых действий (приемов, способов, процессов), которые должны освоить. Особое значение этот метод имеет в период изучения приемов и операций.
Важнейшим для производственного обучения является практический метод – прежде всего упражнения.
Под упражнениями понимаются многократные повторения определенных действий для их сознательного совершенствования.
Весь процесс практического обучения нужно рассматривать как процесс последовательно усложняющихся упражнений с целью формирования у студентов основ профессионального мастерства. В этой связи упражнения является основным методом практического обучения и должны удовлетворять следующим требованиям:
Цели должны сочетаться, причем достижение производственной цели является средством достижения учебной цели. Цели должны быть четко доведены до студентов и осознаны ими;
4) выполняя упражнения, студент должен иметь прочную сознательную ориентировочную основу своих действий, четко знать, что, как и почему именно так надо выполнять учебно- производственные задания;
5) высокая эффективность упражнений обеспечивается наличием интереса и позитивной мотивацией учебно-производственной деятельности студентов ;
6) в процессе выполнения упражнений студенты должны иметь четкие ориентиры для контроля и самоконтроля хода и результатов своих действий (зрительный образ действия, рабочий чертеж, эталон, технические требования, сигнал тренажера и т. п.);
7) на каждом этапе выполнения упражнения студент должен четко представлять, каких результатов он добился.
В начальном периоде обучения выполняются упражнения по изучению трудовых приемов. Мастер показывает приемы, студенты наблюдают их, осмысливают и воспроизводят эти приемы. Мастер проверяет правильность выполнения приемов и при необходимости дает дополнительные объяснения. Перед выполнением этих упражнений может появляться необходимость в выполнении подготовительных упражнений для выработки правильной рабочей позы, умения держать инструмент, координации движений. Мастер, наблюдая за работой студентов, своевременно оказывает учащимся помощь. Упражнения выполняются с соблюдением последовательности от простых приемов к более сложным.
Упражнения в выполнении трудовых операций необходимы для освоения студентами определенной законченной части трудового процесса. В зависимости от особенностей выполнения трудовых операций могут быть использованы разнообразные приемы. Технические требования к детали, свойства обрабатываемых материалов, конструкции станков и инструментов влияют на последовательность выполнения этих упражнений. Упражнения выполняются в таком темпе, который давал бы ребятам возможность постепенно овладевать скоростными навыками. Устанавливаются определенные нормы времени для их выполнения.
Упражнения в выполнении учебно-производственных работ состоят в формировании сложных навыков, необходимых для выполнения работ по определенной профессии. Мастера производственного обучения ориентируют студентов на умение сочетать различные операции при изготовлении сложных изделий.
Применение практических методов на занятиях учебной практики
Главной задачей является сформировать у студентов интерес к выбранной профессии. Для этого на первом курсе проводятся разнообразные экскурсии на предприятия.
Происходит знакомство с местами их дальнейшей профессиональной деятельности. Многие из студентов начинают понимать и представлять свою профессию. Исходя из этого, они ставят перед собой цель получения как можно больше знаний, умений и приобрести практический опыт.
На базе учебно-производственной мастерской студенты отрабатывают первичные умения по выполнению практических операций, приобретают навыки работ, которые в дальнейшем будут использоваться на производстве.
Для проведения занятия учебной практики группа делится на две подгруппы с целью улучшения усвоения умений и приобретения практического опыта.
На организационном этапе я проверяю явку студентов на занятие, внешний вид, готовность к работе.
— целостный показ в рабочем темпе;
— замедленный показ с объяснением;
— показ отдельных движений;
— повтор целостного показа в рабочем темпе.
При показе следует обратить внимание:
а) как держать инструмент;
в) на координацию движения с инструментом.
Эффективность показа зависит от:
— осознания студентами практической значимости и важности изучаемых трудовых действий;
— необходимости правильного применения приемов в процессе работы;
— умения мастера заинтересовать студента.
Рассказываю о самоконтроле и его приёмах, рациональной организации рабочего места, инструктирую о технике безопасности. Особое внимание приходится уделять предупреждению брака, с этой целью показываю типичные ошибки. Далее с помощью вопросов, проверяю усвоение студентами нового материала.
Инструктирование в процессе работы студентов методически нужно строить так, чтобы учить их самостоятельно определять правильность хода работы, выявлять допущенные или намечающиеся ошибки или отклонения от нормы, определять их причины, намечать способы устранения и предупреждения.
На заключительном инструктаже в беседе со студентами я разбираю особенности выполненных ими работ, обращаю внимание на то, к каким последствиям привели отступления от установленного технологического режима и технических требований. Беседу веду таким образом, чтобы как можно более полно использовать знания и накопленный студентами опыт, подвести их к самостоятельным выводам, научить анализировать результаты выполнения заданий и находить способы устранения возникающих в процессе работы неполадок. Также на этапе заключительного инструктажа подвожу итоги занятия, выставляя оценку за качество выполненной работы, анализирую наиболее характерные недочеты и способы их устранения, рассказываю о успехах и недостатках каждого студента.
Особое внимание должно уделяться ведению студентами дневников производственного обучения. Каждый студент ежедневно записывает в дневник, какие работы он выполнял, сколько времени затратил на каждую из них.
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении. Книга для учителя.- М.: ВИТА –ПРЕСС, 2008.
2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельного метода.- Москва, 2006г.
4. Методика воспитательной работы: учеб. Пособие под ред. В. А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
6. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие.-Ростов н\Д:МарТ, 2002.