Для становления экологического образования дошкольников в россии огромное значение имеет учение к д
Роль экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста
Ирина Гранцова
Роль экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста
«Человек-дитя природы и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек иногда забывает об этом, иногда позволяет себе относиться к матери без должного уважения. Как и любая мать, природа многое прощала и прощает ему, но ведь не беспредельно. И чем раньше человек поймёт это, чем раньше осознает свою кровную связь с землёй, тем крепче, здоровее, счастливее он будет. «
Цели и задачи экологического воспитания дошкольников
За время пребывания в детском саду,дети должны:
* получить определенные знания о живой и неживой природе, а также о самых простых природных явлениях (дождь, снег, роса);
* развивать эстетические чувства и умение любоваться природой;
* научиться гуманно относиться к природе;
* осознавать себя как часть природы;
* овладеть навыками безопасного поведения в повседневной жизни;
* уметь применять знания на практике (вырастить цветок и уметь ухаживать за ним).
Самой главной задачей экологического воспитания в детском саду является развитие у малышей чувства гуманности, но это невозможно достичь, без достижения и других целей, поставленных перед воспитателями д/с.
Для решения задач экологического воспитаниямы опираемся на следующие программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой в которых освящены все стороны ознакомления с миром природы пошагово, от простого к сложному.
Одним из видов деятельности и форм работы является исследовательская, экспериментальная деятельность. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте дети раскрывают причины наблюдаемого явления, подходят к самостоятельным умозаключениям. Уточняют знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
В представленном ролике мы показали работу детей подготовительной к школе группе. Занятие «Вода-волшебница» воспитатели Савченко Г. Н. и Семкина Е. В.
Обучающий блок «Вода»состоит из серии занятий включающий в себя следующие темы:
-Эта волшебница вода;
— Ходит капелька по кругу;
— Почему воду нужно беречь;
— Праздник волшебной воды.
Все эти темы хорошо описаны в программе Н. А. Рыжовой.
Обучающим компонентом является ВОДА в природе: водоемы, осадки. Как образуются реки. Основные свойства воды, различные её состояния. Роль воды в жизни живых организмов. Использование воды человеком и т. д.
Воспитывающимкомпонентом является: осознанное, бережное отношение в воде как важному природному ресурсу. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоема. Эстетическая оценка воды в природе и т. д.
В ДОУ работал педагог дополнительного образования по экологии. В д/с регулярно приходили ученики старших классов и проводили с детьми практические занятия, опыты, организовывали экскурсии, наблюдения и т. д.
Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры.
«Порядок на планете». Программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Содержание программы «Порядок на планете»: 1. Актуальность 2. Задачи программы 3. Экологическое образование в ДОУ и экологическая культура.
Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста «Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста» МОУ «Фоминская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение.
Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста» Свешникова Лира Сергеевна, воспитатель первой категории, МБДОУ ЦРР детский сад.
Роль экспериментирования и исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё.
Консультация для родителей «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» Подвижные игры в ДОУ «Игра – это огромное светлое окно, через который в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.
Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного.
Проектная технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Мы должны как можно полнее использовать.
Роль игры в развитии памяти детей дошкольного возраста Важнейшее значение психического развития дошкольника принадлежит игре – ведущей деятельности этого возрастного периода. А. Эйнштейн в свое.
Сезонные наблюдения на прогулке как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости: воспитания молодого.
Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и пути решения
Современная неблагополучная экологическая ситуация обусловлена сложившимся веками потребительским отношением человека к природе. Деятельность человека приводит к нарушению баланса природных сил, способности природы к естественному воспроизводству, что не только отражается на здоровье человека, но и ставит угрозу существование человечества в целом.
Объектом внимания многих ученых, психологов и педагогов, является проблема отношения человека к природе в свете экологического воспитания и образования. Они указывают на необходимость экологизации общественного сознания, которая способствовала бы формированию экологически обоснованного поведения разумных потребностей, экологической ответственности, т. е. формирование экологической культуры.
Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольного детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Таким образом, рассуждение об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры на данном этапе развития общества и его взаимодействия с природой имеют непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания.
Экологическое воспитание людей является глобальной задачей социального значения.
Проблема экологического воспитания человека обусловлена целым рядом объективных причин, порождённых, в свою очередь, изучением взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере человеческого отношения к природе, о том, каким оно должно быть и чем оборачивается и для человека, и для природы, является вопросом о настоящем и будущем человечества. Острота этого вопроса приобретает всё более угрожающий характер масштабы, нарастая от сложной экологической ситуации до экологической катастрофы.
Результатом экологического воспитания должна являться экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у человека (и ребёнка в том числе) экологических знаний и умений, которыми он будет руководствоваться в реальной практике поведения, реализуя требование бережного отношения к ней. Сопоставление выделенных содержательных характеристик даёт основания для определения общих задач экологического воспитания дошкольников:
— способствовать формированию у детей дошкольного возраста элементы экологического сознания;
— способствовать формированию практических навыков и умений разнообразной деятельности в природе, имеющей природоохранительный характер;
— воспитывать гуманное отношение детей к природе;
— воспитывать экологическую культуру поведения и деятельности у дошкольников.
Решение проблемы формирования элементов экологического сознания детей дошкольного возраста опирается на известное методологическое положение, выделенное К. Марксом. Он утверждал, что способ, каким существует сознание, есть знания. Такие знания имеют ряд особенностей, определённых в исследованиях Э. В. Гирусова, А. В. Кацура, А. Н. Кочергина и др. Природа в них представлена как система иерархически взаимосвязанных компонентов. При этом каждый компонент отражён в их многообразии. Подчёркивается также нормативный и прогностический характер знания. Эти требования должны быть реализованы при разработке единой программы природоведческих знаний, представляющих собой систему знаний о природе для дошкольников. В нее в качестве подсистем,могут быть включены:
— система знаний о живом организме как носите жизни, его существенных признаках (целостности, системе потребностей и приспособлений к среде и др.);
— система элементарных знаний о человеке как о живом существе, живущем в условиях природной среды;
— система знаний о значении природы в жизни людей, раскрывающая ребёнку многообразие ценностей природы – не только материальных, но и познавательных, эстетических;
— система элементарных знаний о взаимодействии людей и природы, включающая как содержательный, так и нормативный аспект этого взаимодействия.
Освоение систем экологических знаний тесно связано с формированием у детей целой системы познавательных умений.Среди них:
— умение видеть живой объект в разнообразии его признаков (свойств, качеств и др.);
— умение оценивать состояние природных объектов (живых организмов и среды);
— умение устанавливать связи причинно-следственного характера, структурно-функциональные связи, определяющие целостность различных природных объектов, специфику их взаимодействия;
— умение видеть объект с разных точек зрения, включать его в различные системы;
— умения прогностического характера, дозволяющие предвидеть результаты воздействия на живой объект и среду.
Важнейшим блоком содержания экологического воспитания в детском саду, вероятно, должна стать практическая деятельность детей в природе,имеющая природоохранительную направленность: игровая, трудовая, учебная, познавательная.
В этот блок необходимо включить систему практических умений разнообразного содержания: умение создавать условия для жизнедеятельности живого существа; умение выращивать растения, некоторых животных, ухаживая за ними; умение оказать конкретную помощь живому существу (на доступном содержании и уровне, а также умение поправить последствия негативных воздействий на живой объект или среду; умение правильно вести себя в природе, осознанно решать возникающие проблемные ситуации и правильно выбирать норму поведения по отношению к живым объектам и среде.
Экологическое воспитание дошкольников сегодня — это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.
Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Осень. Занятие 1. Беседа о лете. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Опыт «Вода нужна всем». Художественное творчество детей.
План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.
Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Из опыта работы по реализации и достижению целей Проекта, мы отметили, что наши воспитанники проявляют большой интерес к произведениям.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.
Экологическое воспитание. Работа с детьми дошкольного возраста Период дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования экологического воспитания ребёнка. Следовательно, экологическое воспитание.
Учение Константина Дмитриевича Ушинского о роли природы в первоначальном обучении и воспитании детей
Для становления экологического образования дошкольников в России огромное значение имеет учение К. Д. Ушинского (1824–1870), демократа-просветителя, великого русского педагога о роли природы в первоначальном обучении. Распространение в стране теоретических воззрений передовых общественных деятелей содействовало разработке содержания первоначального обучения и воспитания детей. Создатели оригинальной теории дошкольного воспитания (К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова, Е. И. Тихеева, А. С. Симонович и другие) рекомендовали знакомить дошкольников с предметами и явлениями окружающей природы и общественной среды.
Педагогическая система К. Д. Ушинского оказывала огромное влияние именно на школьную практику. В своих произведениях он не говорил непосредственно о воспитании детей дошкольного возраста. Но все положения, которые он предлагал для воспитания школьников, можно с большим успехом применять в дошкольном деле.
К. Д. Ушинский изучал труды представителей мировой педагогики: Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Спенсера и других. На основе анализа их трудов и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных своих наблюдений и педагогического опыта К. Д. Ушинский создает капитальный труд, психолого-педагогический трактат «Человек как предмет воспитания» (1 ч. – 1867 г., 2 ч. – 1869 г.)
В 1840–1850 гг. в России стало развиваться так называемое биологическое направление. Ярким его представителем был профессор К. Рулье, когда там учился К. Д. Ушинский. Он основал научно-популярный журнал «Вестник естественных наук», и в журнале, и на лекциях пропагандировал идеи эволюционизма в природе. В частности, основной идеей, которую он развил, была идея, что «в природе нет ничего от начала существующего. Все образуется путем медленного развития». Основную причину эволюции К. Рулье видел во влиянии внешних условий на организм. Он горячо выступал против идей о неизменности природы. Передовые идеи додарвиновского эволюционизма отразились в практическом естественнонаучном материале К. Д. Ушинского, представленном в «Детском мире» и «Родном слове». К. Д. Ушинский был знаком и с учением Ч. Дарвина об эволюции органического мира, считал, что оно «придает живой смысл всему естествознанию и может сделать его самым могучим «образовательным предметом для детства и юношества». К. Д. Ушинский ратовал за использование в воспитании детей естествознания, оплодотворенного могучими идеями Дарвина, считал, что мысль Ч. Дарвина «придает смысл и жизнь той части наук, которая известна под именем описательной ботаники и описательной зоологии». Указывал, что учение Дарвина может принести практическую пользу в области воспитания. Однако в оценке учения Ч. Дарвина он проявлял непоследовательность. Принимая и разделяя его идеи об естественном отборе, о борьбе за существование как движущей силе этого отбора, К. Д. Ушинский пытался «осмыслить и уточнить» основные положения учения. Эта попытка привела Ушинского к идеалистическим выводам о том, что причиной вечного процесса творчества и совершенствования природы является «неведомая, но чувствуемая нами причина, перед которой и самый гордый ум склоняется с благоговением». Некоторые ошибки в толковании природных явлений, которые встречаются в «Родном слове» и «Детском мире» связаны именно с этой непоследовательностью в естественнонаучных взглядах К. Д. Ушинского.
Ученый комитет не допустил книгу «Детский мир» для преподавания в школах – обилие в книге статей по естествознанию могло развить в детях материализм и прочие дурные качества, антирелигиозные настроения.
К. Д. Ушинский большое значение придавал освоению многообразных знаний о природе. Его книги «Родное слово» и «Детский мир» дают яркое представление о том, как высоко ценил он роль естествознания в общей системе воспитания, он разработал целостную программу знакомства детей с природой. Пламенно и горячо ратовал К. Д. Ушинский за приближение первоначального обучения детей к природе. «Если мы взглянем на самые наклонности детского возраста, то увидим, что предметы естественных наук начинают занимать детский ум прежде всего» [60]. Особое место К. Д. Ушинский отводил изучению природы, называл ее одним из «великих наставников человечества», прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств.
В пособии «Родное слово» дети знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями растительного и животного мира, используя стихи, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Вот как К. Д. Ушинский рассказывает о пауке: «Паука нельзя назвать красивым животным, многие к нему чувствуют отвращение и дети его боятся: такой у него разбойный вид. Но не забудем, что ядовитые змеи бывают иногда очень красивы… паук же не только безвреден, но даже очень полезен, истребляя множество наших крылатых мучителей – комаров и мух».
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (часть 1)
Елена Горбатова
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (часть 1)
Введение
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. В последние годы значительно возросло внимание ученых к исследованию данной проблемы. Особый интерес представляют работы И. Д. Зверева, С. Н. Николаевой, А. П. Мамонтовой, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования детей в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания дошкольников.
• пониманию самоценности природы;
• осознанию ребенком себя как части природы;
• воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
• формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
• пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
• пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
• формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
• усвоению азов экологической безопасности;
• усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;
• формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Детям старшего дошкольного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.
Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническая деятельность, просмотр видеофильмов, телепередач, экологическая тропа и экологические праздники. Информация, которую получают дети, должна быть научно достоверной и в то же время доступной для их понимания. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые для ознакомления дошкольников с природой условия: в групповой комнате — уголок природы, на территории детского сада — небольшой огород, цветник, уголок леса, поля и сада. Целесообразно организовать экологическую тропу, где можно познакомить детей с различными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами, провести наблюдения, организовать игру и т. д.
В научно-методической литературе чаще встречается такое определение, как экологическое воспитание и экологическая культура. Термин «экологическое образование» начал встречаться в литературе по дошкольной педагогике сравнительно недавно. В России существует множество программ по экологическому воспитанию, образованию, в нашей республике, где проблема экологического образования стоит так же остро, данная проблема до сих пор является актуальной.
1. Понятие «экологическое воспитание» и «экологическое образование».
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособляемости к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания не сама цель в экологическом воспитании, но они не обходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей то труд, но еще и потому, что затраченные материалы, взятые из природы.
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Экологическое воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его
ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.
Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети старшего дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Большое значение для развития и совершенствования методики ознакомления дошкольников с миром природы имели исследования С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, И. Д. Зверева, М. В. Лунич и др.
Ценность для развития методики экологического образования детей дошкольного возраста имеет исследование Н. Н. Кондратьевой, которое посвящено разработке содержания и структуры программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста. Ссылаясь на многочисленные философско-педагогические исследования, автор определила компоненты системы знаний о живом для дошкольников. Это представления, отражающие:
• целостность живого, являющуюся следствием взаимодействия структуры и функций и важнейшим условием существования живого организма;
• системные свойства целостного живого организма: специфический обмен веществ живого со средой обитания, проявляющийся в питании, дыхании, движении и т. д. ; способность к развитию как самовозобновлению и самовоспроизводству, представленных в росте, развитии и размножении живых существ; приспособленность живого к условиям существования (среде, как к относительно постоянным, так и изменяющимся;
• детерминированность живого неживым, их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность; живое при этом должно рассматриваться как открытая система, существующая и функционирующая только в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой;
• системную организованность живого: живое любого уровня организации должно быть рассмотрено как система, представляющая собой морфологическое и функциональное единство составляющих ее компонентов, и как элемент системы следующего уровня организации, в которую он включается в процессе жизнедеятельности.
• особое значение в развитии экологического образования дошкольников имеют работы С. Н. Николаевой, Н. Фокиной, Н. А. Рыжовой.
Образование – это созидание человека как человека. Оно предполагает, во-первых, усвоение систематизированных знаний, выработку простейших умений и навыков – необходимого условия подготовки человека к жизни в обществе, во-вторых, неотделимое от процесса формирования образа, духовного образа человека, его мировоззренческих – нравственных установок, ценностных ориентаций, т. е. идет рядом и совпадает с процессом воспитания. Экологическое образование также заключает познавательную составляющую. Успешное формирование экологической культуры возможно лишь как следствие единого – познавательно-воспитательного процесса экологического образования. Экологическое образование дошкольника способно выполнить эту, свою ведущую роль лишь в том случае, если оно будет содержательно и организационно адекватно оформленным, если оно будет непрерывным и охватит собой (непосредственно и опосредованно) все стороны жизни ребенка.
Компонентами процесса экологического образования являются:
1. Цели, принципы, задачи
3. Методы, формы, средства
Формулировка цели, задач во многом определяет содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И. Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование детей, родителей, педагогов).
Г. А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных, для своей популяции и всего биоразнообразия в целом, вопросов». Он подчеркивает, что экологическое образование — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей.
Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников. Е. Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».
От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т. В. Потаповой. Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы; элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Экологическое образование и воспитание осуществляются в неразрывной связи с умственным воспитанием, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности, эстетическим – развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранительную деятельность учащихся, нравственным – формирующим чувство ответственности по отношению к природе и людям. Основными показателями экологической воспитанности являются понимание детьми современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранительная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.
На основе анализа методической литературы были выделены задачи экологического образования детей дошкольного возраста:
• формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
• развитие познавательного интереса к миру природы;
• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
• воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
• формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
• формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
• освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
• формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
• формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Таким образом, можно сказать о том, что экологическое образование дошкольников является целенаправленно организованным, планомерно и систематически осуществляемым процессом овладения экологическими зун, имеет определенные цели и задачи, направленные на формирование у дошкольников осознанно правильного отношения к природе.
2. Задачи экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста.
А. А. Вербицкий утверждает, что под экологическим образованием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности. Под непрерывным экологическим образованием понимается обогащение экологической культуры личности на протяжении всей жизни.
В. А. Ситаров отмечает, что экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения.
Б. Т. Лихачев определяет экологическое воспитание как целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы.
В сущности экологического воспитания две стороны: экологическое сознание, экологическое поведение.
Формирование основ экологического сознания, как уже отмечалось, происходит в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, экологическое поведение же формируется с годами, и не столько на занятиях, сколько в нерегламентированной деятельности экологической направленности.
Исследователи выделяют следующие особенности процесса экологического воспитания:
1) ступенчатый характер:
формирование экологических представлений,
развитие экологического сознания и чувств,
формирование убеждений в необходимости экологической деятельности,
выработка навыков и привычек поведения в природе;
Огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли.
В системе экологического образования большое значение имеет первое звено — детский сад. Дети очень восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, в этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, эмоций, развитие способностей.
Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе.
Цель дошкольного экологического образования заключена в воспитании начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Данная цель конкретизируется следующими задачами:
экологическое воспитание дошкольников как предпосылка развития экологической культуры ребенка;
обеспечение непрерывности развития экологического сознания детей на основе преемственности эколого-образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
В своих работах И. Д. Зверев, анализируя содержание экологического воспитания дошкольников, говорит о наличии следующих элементов:
система знаний о взаимодействии общества и природы;
ценностные экологические ориентации;
система норм и правил отношения к природе;
умения и навыки по ее изучению, охране, как условии формирования экологической культуры.
Необходимым условием экологического образования выступает организация взаимосвязанной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности дошкольников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Задачи экологического образования в ДОУ — это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления основ экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:
создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
осуществление систематической работы с детьми в рамках той или иной технологии, постоянное ее совершенствование;
выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы) В настоящее время, анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученый пришли к выводу о том, что в современных.
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,.
Консультация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Экологическое воспитание детей прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди.
План по самообразованию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62 ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Экологическое воспитание детей.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Печаталась в сборнике Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, где представлены материалы научных исследований.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Кудряшова Людмила Владимировна,старший воспитатель МБДОУ № 62 и №119 город Дзержинск,.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы) Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы) Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с ОНР СОДОКЛАД Слайд 1 Уважаемые коллеги, я Островская Надежда Юрьевна, воспитатель 1-йквалификационной категории Д/С№3 г. Благовещенска «Надежда».
Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание- это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный,.