Дневник по ознакомительной практике психолога
НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Межшкольный учебный комбинат).
дата
Содержание деятельности
Психологический анализ деятельности
примечания
Составление индивидуального плана на основе рабочего плана психолога.
Составила индивидуальный план своей практики и обсудила его с директором и психологом.
Данное учебное заведение является хорошей базой для прохождения практики.
Ознакомление с документацией – нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность педагога- психолога.
Выбор направлений, по которым будут проводится занятия в 10 классе.
дата
Содержание деятельности
Психологический анализ деятельности
примечания
Подбор материала для проведения психодиагностических исследований, поиск литературы для проведения занятий.
Собирала материал для проведения исследований. Изучала инструкции к проведению тестов. Готовилась к проведению психодиагностических исследований «Социометрия» и методика «Фидлера» и просматривала литературу при подготовке к написанию планов- конспектов занятий по возрастной психологии.
Подготовка к проведению психологических исследований в 10 классе. Распечатка бланков, просмотр литературы по теме.
Готовилась к проведению психологических исследований. Распечатала бланки для школьников, просматривала литературу по теме.
Знакомство с учениками 10 класса, где будут проходить занятия и исследования. Проведение ознакомительной беседы с учениками. Проведение методик «Социометрия» и «Фидлера».
Выбор тем лекционных и практических занятий в 10 классе. Обсуждение с психологом деталей проведения первого занятия в 10 классе.
Выбрали с педагогом – психологом темы лекционных и практических занятий по детской психологии, согласно программе, и в соответствии с перспективным планом. Обсудили структуру проведения урока, основные моменты, на которые надо обратить внимание.
Посещение урока психологии в 11 классе с целью ознакомления с педагогическим мастерством педагога – психолога и изучения методики преподавания психологии.
На уроке психологии знакомилась с мастерством педагога – психолога, изучала методику преподавания предмета «Основы общей психология». Наблюдала за взаимоотношениями «учитель- ученик», «ученик- ученик», полученная информация мне пригодится для проведения занятия, а также при написании психолого- педагогической характеристики на группу.
Писала план – конспекты уроков «Индивидуальные особенности дошкольника» (практическое занятие) и «Особенности развития и воспитания детей раннего м дошкольного возраста» в 10 классе по предметам «Детская психология» и «Психология дошкольника». При написании конспектов опиралась на предложенную преподавателем литературу. Руководитель практики утвердила мой план- конспект, акцентировав внимания на недочеты, которые я исправила.
Провела теоретическое и практическое занятия (план- конспекты прилагаются) по предметам «Дошкольная педагогика» и «Основы детской психологии» по темам «Особенности развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста», «Индивидуальные особенности дошкольника». Занятия прошли хорошо, уже в процессе теоретического занятия ребята задавали вопросы, отвечали на вопросы по предыдущей теме, активно включались в диалог. На практическом занятии, в процессе обсуждения задач высказывались противоположные точки зрения, была высокая активность. Посетила аналогичные занятия, которые проводила студентка нашей группы в 10 классе.
Обработка результатов психодиагностических исследований, направленных на выявление социального статуса учащихся и атмосферы класса.
Посещение урока психологии в 11 классе с целью ознакомления с педагогическим мастерством педагога – психолога и изучения методики преподавания психологии. Наблюдение за взаимоотношениями «учитель – ученик», «ученик – ученик».
Обработала психодиагностические исследования, которые проводились в 10 классе ранее, подсчитала результаты, сделала выводы, составила протоколы.
Посетила урок «Основы общей психологии» в 11 классе с целью ознакомления с мастерством педагога. Наблюдала за поведением учащихся, их культурным и интеллектуальным уровнем.
Работа с литературой и составление планов – конспектов теоретического и практического занятий по предмету «Основы общей педагогики» по теме: «Основы педагогического общения».
Опираясь, на предложенные педагогом- психологом источники по педагогике, составила 2 плана – конспекта теоретического и практического занятий по «Основам общей педагогики», тема «Основы педагогического общения».
Обсуждение с психологом деталей проведения занятия по теме «Основы педагогического общения». Утверждение психологом конспектов по теме.
Обсуждали с педагогом – психологом детали проведения занятия по теме «Основы педагогического общения». Получила ценные рекомендации, направленные на улучшение качества работы при проведение занятия. Планы – конспекты были утверждены педагог – психологом.
Составление психолого- педагогического анализа одного практического и одного теоретического занятий, проведенных студенткой 5 курса.
Составила психолого-педагогический анализ двух занятий по дошкольной педагогике, проведенных студенткой 5 курса. При написании анализа опиралась на стандартизованный план анализа урока в соответствии с программой университета.
ДНЕВНИК прохождения психолого-педагогической практики в ДОУ.
Жерновой Анастасии Николаевны
курсов профессиональной переподготовки ООО
«Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации»,
в период с 27 сентября 2018г. по 2 октября 2018г.
Руководитель практики: Волковая В.В (педагог-психолог)
Руководитель УО: Т атарко Татьяна Владимировна
МП / __________/ /____________________/
Знакомство с базой практики. Беседа с администрацией учреждения. Знакомство с сотрудниками.
Перспективное планирование работы.
Ознакомление с нормативными документами, изучение документации ДОУ. Анализ примерно-основной общеобразовательной программы дошкольного образования, применяющейся в ДОУ.
Посещение занятий, проводимых воспитателям ДОУ в старшей группе.
Посещение занятий педагога-психолога ДОУ.
Посещение и наблюдение во время НОД развитие речи.
Тема: «В гостях у сказки»
Тема: Этюд «Котенок принюхивается»
Методика лонгитюдного цветотестирования
Методика «Оценка психологического климата».
Занятие: «Волшебный мешок»
Методика разработана Дж.Морено.
Занятие. Развитие творческого воображения.
Диагностика мотивационной и интеллектуальной готовности к школе.
Диагностическая игра «Помощники доброго волшебника»
Методика «Мотивы учения» М.Р.Гинзбурга.
Составление отчета о проделанной работе. Заполнение дневника. Печати и подписи.
1.Краткая характеристика ОУ, на базе которого проходит стажировка.
Педагогическая практика проходила на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №22 «Солнышко».
ДОУ открыт в 1985году. За 30-летнюю историю в детском саду произошло много изменений:
В 1994 году детский сад реорганизован в школу-сад;
В 1998 году школа-сад реорганизован в начальную школу;
В 2007 году начальная школа была присоединена к СОШ№29.
Затем несколько лет шел длительный ремонт. МБДОУ д/с №22 открылся 21 февраля 2013 года. В настоящее время в детском саду функционирует 10 групп разноразвивающей направленности.
МБДОУ д/с №22 реализует основную образовательную программу дошкольного образования, составленную на основе ФГОС дошкольного образования с учетом:
Примерной основной образовательной программы дошкольного образования,
Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста от 1 до 3 лет «Первые шаги»;
Примерной основной образовательной программы дошкольного образования « На крыльях детсва» для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет;
«Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет.
В детском саду работает «Консультационный пункт» для оказания методической, психологической и логопедической помощи по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, а так же различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целью практики является рефлексивное закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения, а также личностно-ориентированная профессиональная подготовка, включающая формирование профессиональной мотивации, освоение разнообразных паттернов поведения для самовыражения личности в профессиональной деятельности.
Задачи:
1. Освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе.
2. Формирование навыка решения практических задач.
3. Освоение специфики деятельности психолога в учреждениях различного профиля.
4. Формирование профессиональной позиции психолога, освоение профессиональной этики.
База практики: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22 «Солнышко» ст. Петровская Славянский муниципальный район.
Основные направления работы педагога-психолога: консультационная работа и развивающая деятельность.
Практика проводилась в период с 27 сентября по 2 октября 2018 года. За это время я:
Ознакомилась с нормативными документами
Ознакомилась с рабочим местом педагога-психолога
Ознакомилась с коллективом детского сада «Солнышко»
Посетила мероприятия, которое проводила педагог-психолог
Посетила занятия разных групп развития
Анализировала результаты методик
I. Цель работы педагога-психолога:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Заботиться о сохранении психологического здоровья, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка, обеспечивать психологическую поддержку.
Создать в группах атмосферу гуманных и доброжелательных отношений в учреждении, что позволит растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
Создание в учреждении условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты.
Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение через игровую деятельность (предметно-манипулятивная ).
Развитие речи ребенка, обогащение его активного и пассивного словарного запаса, с использованием сказок, логоритмических упражнений и попевок.
Основные направления психолога в системе образования осуществляется по следующим направлениям:
Психологическое просвещение – приобщение родителей к психологическим знаниям;
Психопрофилактика – психолог проводит постоянную работу с родителями по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей;
Психодиагностика – дает необходимую информацию по возможной коррекции или развитии ребенка;
Коррекционно-развивающая работа – повышение уровня умственного развития детей, овладение знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации, музыкально-ритмических упражнений.
Знакомство с учреждением.
Знакомство с руководителем организации и с коллективом детского сада «Солнышко». Планирование работы на период практики.
Изучение оснащения кабинета педагога-психолога, изучение документации психолога (функциональные обязанности, нормативные документы, планирование).
Знакомство с документацией психолога.
количественные данные о проведенной в течение года работе
основные проблемы, по которым обращались к психологу или в соответствующее подразделение психологической службы
научно-методические средства, применявшиеся в работе
качественную характеристику проведенной работы.
Перечень документации
1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
2. Журнал учета проведенной работы.
3. График работы на неделю.
4. Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.
5. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
Тема занятия: Ощущение.
Цель: раскрыть понятия «ощущение», «восприятие»; указать существенные признаки; способствовать формированию убеждения о значении настроения в психическом здоровье человека.
Дети: 5-6 лет
Ход занятия:
Упражнение на сенсорный опыт
Сенсорное развитие ребенка
Рефлексия. Упражнение «Вверх по радуге»
Наблюдение во время НОД развитие речи.
Тема: «В гостях у осени».
Цели:
расширять представления детей об окружающей природе;
закреплять впечатления от наблюдений осенних явлений в природе: желтеющая листва, листопад, сбор грибов;
продолжаем развивать зрительное восприятие и внимание;
закреплять знание цветов (красный, желтый);
формировать умение работать в коллективе.
устойчивое внимание детей во время работы;
дети владеют знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями программы;
дети ведут себя активно;
считаю, что педагог успешно справилась с поставленными задачами.
Психогимнастика. Этюд «Котенок принюхивается».
Предложить детям показать котенка, который почувствовал запах молока (встать на колени, прогнуть спинку, вытянуть мордочку вперед, слегка сморщить и подвигать носиком.)
Цель: проведение тренинга на развитие выразительности сценического движения, мимики и жеста, на развитие коммуникативных способностей.
Дети: 5-6 лет.
Ход занятия:
Введение понятия «синий цвет»
Сенсорное развитие ребенка
Оборудование: ноутбук для просмотра фильма, карточки с заданиями, звезды, фломастеры.
Приветствие, представление: 1) жестом, в позе выразить свое имя « Я – Лена, я – такая…»; 2) настроение – выразить жестом; 3) все повторяем имя и жест каждого.
Превращение предмета:
Карандаш – превращаем в другой предмет действием (задание на карточках).
Дарю подарок воображаемый, угадай что?
По кругу передаем предмет воображаемый, стоп – скажи что?
Задание на оправдание жеста «взмах рукой» – кто, где, зачем?
Задание на память физических действий – покажи воображаемый предмет действием (одеть шапку, шарф, съесть конфету, бутерброд, зажечь спичку).
«Я – предмет», действие – задание на карточках.
Заключительная часть. Сегодня мы стремились овладеть искусством пантомимы и стали не просто мастерами, а еще и звездами этого вида театрального искусства. Поэтому каждый получает в награду – звезду, пишем на ней свое имя и получаем оценки от участников.
Социометрия Дж. Морено
Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:
где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых. Например, социометрический статус Иванова С. будет равен 4 : 9 = 0,44
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп (см. таблицу 1).
Таблица 1
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле: Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле: На основе заполненной социометрической матрицы строится социограмма. Она позволяет визуализировать результаты, наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе. Можно строить индивидуальные и групповые социограммы. На практике индивидуальные социограммы используются редко (ее есть смысл построить разве что для сравнения руководителей разных групп одного уровня), так как групповая социограмма полностью отображает всю картину групповых взаимоотношений. Наиболее распространенный вид социограммы — «мишень». Она представляет собой набор концентрических окружностей, число которых соответствует наибольшему количеству выборов для одного члена группы
Анализирую результаты данной методики при исследовании данной группы, мы можем сделать вывод о том, что в данной группе из 24 детей 6 детей имеют статус «звезды», 18 человек – «предпочитаемые», «отвергнутые» и «игнорируемые» дети были не выявлены.
ИИ, т.е процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории.
Обследовано 24 ребенка – 100%
в IV статусной категории детей не выявлено, ИИ составляет 0%.
Методика лонгитюдного цветотестирования «Цветопись»
1 2 3 4 5
1. ***** з к з з ж
4. ******з з з ж з
5. ***** к з к к з
6. ****** ж ж ж з з
7. ******з з к к з
8. ******к з з ж к
Анализ данных таблицы настроения можно проводился ежедневно. Ежедневный анализ данных таблицы соотносится с реальными жизненными событиями испытуемого. Такой анализ помогает исследователю-учителю разобраться в причинах переживания ребенка и по-возможности помочь ему, а также является хорошим средством эмоционального самоконтроля ребенка. При этом важно установить степень адекватности эмоционального реагирования ребенка в зависимости от событий его жизни.
Общая оценка эмоционального состояния соответствует преобладающему настроению за весь период времени исследования, каким может оказаться неделя, месяц и т.п. Такая оценка предусматривает возможность отклонений от нормы в переживаниях, эмоциональном состоянии ребенка.
Итак, подведем итог. Оценивая настроение и состояние коллектива, причины колебания настроения каждого учащегося, мы сможем сделать первый шаг к управлению своими чувствами и начнем глубже познавать существующие взаимоотношения в коллективе.
В зависимости от задач исследования, «Климатический круг» отражает эмоциональное состояние 1) в начале дня и 2) в конце дня. Анализ изменения состояния членов коллектива в течение дня может помочь выявлению факторов, воздействующих на настроение детей. Руководителю класса исследования помогают увидеть настроение коллектива, оценить психологическую атмосферу класса, проследить за развитием настроения каждого ребенка.
Замеры настроения детей в начале и в конце учебного дня показали, что методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении. Потребность выговориться, поделиться тем, что на душе.
Методика «Оценка психологического климата».
Методика применяется для оценки сложившейся к моменту обследования специфики межличностных отношений в коллективе и их динамики, выявляемой в периодически повторяющихся обследованиях, а также для анализа индивидуальных оценок основных вопросов и проблем совместной деятельности.
В опросном бланке приводятся 13 оснований для диагностики различных сторон функционирования деловых и социально-психологических явлений в коллективах. В методике используется 7-бальная оценочная шкала.
Инструкция: Оцените, пожалуйста, психологический климат в Вашем коллективе. Вам необходимо выбрать правое или левое утверждение. Для этого следует прочесть сначала предложение слева, затем – справа и после этого вычеркнуть ту оценку, которая наиболее соответствует истине:
3 – свойство, указанное слева проявляется в коллективе всегда;
2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
1 – свойство проявляется достаточно часто;
0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойство не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;
– 1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
– 2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
– 3 – свойство проявляется всегда.
На каждой строчке должно быть только одно зачеркивание. Анкета анонимна. Данные будут обрабатываться в общем виде.
1. Оценки, отмеченные опрошенными, необходимо перекодировать следующим образом:
2. Для каждого опрошенного вычисляется коэффициент субъективной оценки социально-психологического климата ( К ): складываются баллы по всем 13 пунктам анкеты и полученная сумма делится на количество этих пунктов, то есть на 13.
3. Вычисляется средний коэффициент субъективных оценок социально-психологического климата ( К ср ): складываются коэффициенты субъективных оценок всех членов группы, полученная сумма делится на количество опрошенных. Полученный К ср может изменяться от 1,0 до 7,0. Чем выше коэффициент, тем благоприятнее оценка психологического климата (ОПК).
4. Для получения вывода о наиболее проблемных точках коллектива, трудностях его становления необходимо вычислить средние коэффициенты субъективных оценок для каждого из 13 пунктов ОПК: К ср 1, К ср 2, К ср 3
1. Средний коэффициент субъективных оценок ОПК позволяет охарактеризовать климат коллектива следующим образом:
От 5,5 до 7,0 – благоприятный, здоровый;
От 4,7 до 5,4 – неустойчивый, но достаточно благоприятный;
От 3,9 до 4,6 – средне благоприятный;
От 1,0 до 3,8 – неблагоприятный.
2. Чем ниже оценивается коллективом тот или иной пункт ОПК, тем больше неудовлетворенность сотрудников этой стороной взаимоотношений.
Тема занятия: «Волшебный мешок»
Цель: Осознание своего эмоционального состояния и освобождения от негативных эмоций.
Ход занятия:
Сенсорное развитие ребенка
Дети: 5-6 лет.
Перед этой игрой необходимо обсудить с ребёнком, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого – то и т.п. Затем ребёнку предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т.п. Этот мешок со всем плохим, что в нём есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его самому ребёнку. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешок свои отрицательные эмоции.
Можно использовать ещё один «волшебный» мешок, из которого ребёнок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет.
Мои наблюдения: дети с радостью и любопытством выполняли все действия. Некоторые дети пытались подсказать кому какую эмоцию надо закинуть в мешочек.
29.09.2018г.
Тема занятия: Развитие творческого воображения. Аутотренинг.
Цель. Коррекция эмоционально-личностной сферы психики. Закрепление приемов саморасслабления.
Дети: 5-6 лет.
Ход проведения: Дети ложатся на пол, на ковер, руки немного согнуты в локтях, лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги немного разведены в стороны. Ведущий обращается к детям: «Сейчас, когда я начну читать стихи и заиграет спокойная музыка, вы закроете глаза и начнется игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему и будете все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно, отдыхайте, закрыв глаза «Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу «Открыть глаза! Встать! » Внимание. Наступает «Волшебный сон». В конце дети высказывали свои эмоции и ощущения.
Цель: диагностика мотивационной и интеллектуальной готовности к школе.
Тест Равена позволяет получить представление о том, умеет ли ребёнок мыслить самостоятельно.
Таблица 3. Сравнительная таблица результатов обследования визуального (линейного и структурного) мышления тестом Равена.