Дневник практики педагога дополнительного образования

Дневник практики на время прохождения стажировки в учебном учреждении

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

Сингаевской Натальи Валерьевны

курсов профессиональной переподготовки

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых,

проходившего педагогическую практику в МКОУ ДОД Центре внешкольной работы муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края

в период с 3 сентября 2018 г. по 14 сентября 2018 г.

Васькова Анна Владимировна,

директор МКОУ ДОД Центра внешкольной работы

Руководитель УО МП / __________/ /____________________/

1. Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы района имени Полины Осипенко Хабаровского края.

2. Цель стажировки : овладение профессиональными компетенциями осуществления педагогического процесса в образовательной организации, реализующей дополнительные образовательные программы.

Ознакомление с Уставом, Лицензией МКОУ ДОД ЦВР, с должностной инструкцией, образовательной программой ОУ, направлениями деятельности МКОУ ДОД Центра внешкольной работы муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края.

ОУ реализует 6 направлений (техническое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное, художественное, турист c ко-краеведческое, социально-педагогическое.

Работа с документацией педагога дополнительного образования. Составление плана работы на год.

Журнал, инструктаж по технике безопасности.

Набор детей. Комплектование групп. Разработка программ художественного направления.

Программа вокального кружка.

Разработка программ художественного направления («Художественное слово», «Сольное пение»). Набор детей.

Программа «Художественное слово»

Занятия с детьми по вокалу. «День знакомства». Инструктажи по технике безопасности.

Занятия с учащимися (вокал, «Художественное слово»). Вводные занятия. Инструктажи по технике безопасности.

3 группы по вокалу, 1 группа по «Художественному слову»

Занятия. Экскурсия в осенний парк, на берег реки «Мелодии осени». Час творчества.

Музыкальное занятие «Осень». Участие в выставке цветов. Оформление выставки с учащимися.

Разработка викторины «Волшебный мир музыки». Приготовление раздаточного материала, медалей, грамот. Занятия с учащимися.

Занятия с детьми. Проведение проведения мероприятия для учащихся 1- 5 классов «Волшебный мир музыки»

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект внеклассного мероприятия (викторины)

в творческом вокально-хоровом объединении «Радуга» МКОУ ДОД Центр внешкольной работы

на тему « Волшебный мир музыки»

Сингаевская Наталья Валерьевна

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых»

Васькова Анна Владимировна

Село имени Полины Осипенко 2018

Дата проведения – 14.09.18.

Состав учебной группы – 16 человек (8-10 лет), 4 мальчика, 8 девочек.

Цель мероприятия: закрепить знания учащихся о музыке.

— расширять кругозор детей;

— развивать активность, творческое мышление, сообразительность;

— заинтересовать учащихся в изучении предмета;

— развивать коммуникативные способности.

Форма учебного занятия – викторина.

Фома организации работы – групповая, индивидуальная.

Образовательные технологии: игровая технология, проблемное обучение.

Материально-техническое оснащение занятия: компьютер, мультимедийный проектор, экран, усилитель (колонки).

Демонстрационный материал – презентация. Раздаточный материал: карточки с названием нот.

Викторина состоит из 4 туров.

1) Музыкальная викторина (продолжительность – 10 минут).

2) Конкурс «Сказочные исполнители» (продолжительность – 5 минут).

3) Музыкальная дуэль (продолжительность – 10 минут).

4) Игра «Угадай мелодию» (продолжительность – 10 минут).

5) Рефлексия (5минут).

Подведение итогов. Награждение учащихся. Исполнение песен (по желанию).

В викторине участвуют две команды детей. Каждая придумывает себе название (например, «Весёлые нотки» и «Колокольчики»). Вопросы задаются поочерёдно каждой команде. За каждый правильный ответ ребёнку выдаётся жетон. В конце виктрины количество жетонов у каждой команды подсчитывается. Побеждает та команда, которая наберёт наибольшее количество жетонов. Также можно выбрать победителей отдельно (учащихся, больше всех набравших количество жетонов). Викторина немного шуточного характера. Наряду с серьёзными вопросами детям предлагаются и шуточные. На обдумывание каждого вопроса даётся 30 секунд. Викторина состоит из 4 туров: «Музыкальная викторина», конкурс «Сказочные исполнители», «Музыкальная дуэль», «Угадай мелодию».

1-тур. Музыкальная викторина.

1. Как называют пять линеек, на которых расположены ноты? (Нотный стан).

2. Какое произведение мамы исполняют своим детям перед сном? (Колыбельная).

3. Какие ноты растут на грядках? (Фа-соль, по-ми-до-р).

4. Без какой ноты не может обойтись повар? (Без ноты «Соль»).

5. Как называют музыканта, в совершенстве владеющего инструментом? (Виртуоз).

6. На каком инструменте играл былинный герой Садко? (На гуслях).

7. Что является музыкальным символом России? (Гимн России).

8. Назовите известного педагога, общественного деятеля, писателя и композитора, посвятившего своё творчество детям? (Дмитрий Борисович Кабалевский).

9. Кто автор балета «Щелкунчик»? (П.И. Чайковский).

10. Что Д.Б. Кабалевский называл «тремя китами»? (Песню, танец, марш).

11. Как называется музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют? (Балет).

12. Кто написал фортепианный цикл «Времена года»? (П. Чайковский, А. Вивальди).

13. Назовите самый музыкальный цветок. (Колокольчик).

14. Назовите хоть одно кулинарное блюдо с музыкальным названием. (Солянка).

15. Кто написал оперу «Иван Сусанин»? (М.И. Глинка).

16. Как называют музыканта, который руководит хором? (Дирижёр).

17. Назовите самый большой музыкальный инструмент. (Орган).

18. Какую песню исполняют стоя? (Гимн).

19. Как называется музыкальная погремушка? (Маракас).

20. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? (Треугольник).

21. Как называется известный балет П.И. Чайковского, посвящённый прекрасным птицам? («Лебединое озеро»).

22. Из какого города «Бременские музыканты»? (Из Бремена).

23. Как называется музыкальный коллектив из четырёх исполнителей? (Квартет).

24. Сколько струн у балалайки? (Три).

25. Какими ключами нельзя открыть входную дверь? (Скрипичным и басовым ключом).

26. Какими нотами можно измерить музыку? (Ми-ля-ми).

2-тур. Конкурс «Сказочные исполнители».

На каких инструментах играли известные сказочные музыканты-исполнители?

2. Папа Карло. (На шарманке).

4. Кот Матроскин. (На гитаре).

3-й тур. «Музыкальная дуэль».

(Примерные ответы: подорожник, дорога, домра, подосиновик, доктор, дом); ремень, рельсы, серебро, река, ремесло, религия; мимоза, минута, мир, миф, помидор, мидия; факс, фагот, фары, фанфары, фанера, фанат; фасоль, посольство; лягушка, поляна, слякоть, колядки, клякса, коляска; сито, сироп, сила, синева, косилка, сирень).

4-тур. «Угадай мелодию».

Конкурсантам необходимо угадать мелодии известных песен. Каждая команда отвечает по очереди. (Примерный перечень песен предложен ниже).

1. «Солнечный круг» (музыка А. Островского, слова Л. Ошанина).

2. «Прекрасное далёко» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина).

3. «Улыбка» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского).

4. «Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского).

5. «Кабы не было зимы» (музыка Е. Крылатова, слова Э. Успенского).

6. «Волшебный цветок» (музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского)

7. «Дорога добра» (музыка М. Минкова, слова ю. Энтина).

8. «Про Красную Шапочку» (музыка А. Рыбникова, слова ю. Энтина).

Как вы считаете, насколько хорошо справились вы с заданиями, проблемными ситуациями. Узнали ли вы что-то новое для себя? Понравилась ли вам викторина? Чем понравилась? Какой тур понравился больше всех?

Подведение итогов викторины.

В конце мероприятия учащимся предлагается исполнить по желанию эти песни. Победители конкурса награждаются призами (по возможности).

Список используемой литературы:

Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека / авт.-сост. Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 205 с.: ил. ISBN 978-5-7057-1860-3

Введение. Объяснение учащимся правил.

создание ситуации успеха, игровой, создание проблемной ситуации, поисковый, наглядно-иллюстративный, словесный, диалог.

Педагог объясняет тему, правила.

Слушают, задают вопросы.

Педагог задаёт вопросы командам поочерёдно

Вопросы викторины (3-7 слайды презентации)

Учащиеся отвечают на вопросы

Конкурс «Сказочные исполнители»

Педагог задаёт вопросы командам поочерёдно (Угадать сказочных исполнителей)

Учащиеся отвечают на вопросы.

3. «Музыкальная дуэль»

Создание проблемной ситуации, диалог

Педагог задаёт вопросы капитанам команд поочерёдно.

Капитаны команд отвечают на вопросы

Игра «Угадай мелодию»

Педагог включает запись мелодий песен поочерёдно каждой команде.

Команды угадывают мелодии, названия песен поочерёдно.

Педагог задаёт вопросы

1. Цель мероприятия: закреплять и расширять знания о музыке (музыкальной грамоте, музыкальных инструментах, композиторах и их произведениях).

2. Учащиеся приобретают новые знания о музыке, русских композиторах, углубляют знания в названиях песен, инструментов, музыкальных произведениях русских композиторов; совершенствуют навыки быстрых и точных ответов, вокального исполнения, совместной работы в группе (коммуникативные навыки).

3. В мероприятии использованы технические средства, средства наглядности (карточки), демонстрационный материал (презентация).

4. Осуществляются межпредметные связи музыки и русского языка, литературы.

5. Мероприятие способствует формированию интереса к занятиям музыки (вокала, хорового пения). Воспитывает чувства патриотизма, коллективизма; развивает познавательную активность, способствует нравственно-эстетическому развитию.

6. Учащиеся проявили активность в подготовке мероприятия и непосредственно на самом мероприятии.

7. Ребята проявили интерес, активность, хорошую дисциплинированность, культуру поведения, грамотность речи.

8. В ходе мероприятия намеченный план был полностью реализован.

9. Данное мероприятие способствует повышению качества знаний, благодаря интересной её форме проведения (игровой). Мероприятие способствует формированию положительных качеств личности; таких, как доброта, дружелюбие, ответственность, чувство любви к своей Родине, уважение культуры и традиций своего народа.

10. Командное (групповое) участие носит характер соревновательности, что способствует заинтересованности учащихся к стремлению победы (достижения лучших результатов).

Источник

Дневник педагогической практики по теме: «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых»

ООО «Столичный учебный центр»

Пановой Людмилы Александровны,

курсов профессиональной переподготовки

«Педагогика дополнительного образования детей и взрослых»,

проходившего педагогическую практику в МБУДО «Асбестовская детская художественная школа», Свердловская обл. г. Асбест

в период с 12 марта 2018 г. по 23 марта 2018 г.

Руководитель практики : Крашенинникова А.С., заместитель директора по учебной части.

Руководитель УО МП / __________/ Попова В.С.

1.Краткая характеристика ОУ на базе которого проходит стажировка.

Место проведения практики:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Асбестовская детская художественная школа»

Адрес школы: 624260, Свердловская область, г. Асбест, ул. Ленинградская,4.

Тел/факс (34365) 7-72-24

Директор школы: Попова Виктория Сергеевна.

-овладение профессиональными компетенциями осуществления образовательного процесса с учетом специфики преподаваемого предмета.

-формирование и закрепление на практике профессиональных знаний и умений, самостоятельное приобретение навыков для выполнения профессиональных обязанностей.

-освоение педагогических форм взаимодействия с учениками, выбор эффективных методов обучения и воспитания, развития в конкретных ситуациях.

-ведение научно-методической работы, опытно-экспериментальных форм педагогической деятельности.

-использование методик критического мышления и проблемного диалога.

-овладение методами дифференцированного подхода.

— углубление и закрепление теоретических знаний, и применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;

-формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса по программе «Основы изобразительной грамоты и рисование»;

-проведение учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и с применением здоровье сберегающих технологий;

-самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности по программе «Основы изобразительной грамоты и рисование»;

-развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве педагога дополнительного образования и классного руководителя;

-овладение современными педагогическими технологиями в преподавании основ изобразительной грамоты и рисования;

-отработка приемов владения аудиторией, формирования мотивации учащихся;

-освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении основ изобразительной грамоты и рисования;

-развитие умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;

-овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, наблюдение, анализ и обобщение передового педагогического опыта.

Посещение урока изо в 3 классе с целью обмена педагогическим опытом. Предметно-методический и психолого-педагогический анализ урока. Урок проводила педагог изо первой категории, заместитель директора по учебной части Крашенинникова А.С.

Педагогическое наблюдение за учащимися.

Проведение 3 уроков рисунка в 6 классе по теме: «Натюрморт из крупных предметов быта».

Разработка тематических планов уроков, выбор типов уроков,

разнообразных форм их проведения. Проектирование уроков, разработка дидактических материалов к ним, оформление планов-конспектов.

На уроке изо в 3 классе

пройденный материал. Крашенинникова А.С. познакомила детей с живописными контрастами. Ученики самостоятельно выполняли задания, смотрели и обсуждали презентацию. На уроке присутствовали различные формы работы. Педагогом в течение урока поддерживался положительный эмоциональный тон, для чего были использованы следующие приемы: подбадривание, ориентация на успех, эмоциональность и образность заданий, поощрение самостоятельности и творчества.

Помощь в организации и проведении молодежного проекта «Эскиз» «Вместе решаем каким будет родной город».

Беседа с классными руководителями о психолого-педагогических особенностях учащихся. Проведение 2 уроков в 3 классе на тему: «Цветовой нюанс. Цветовой контраст». Проведение 4 уроков рисунка в 08 группе на тему: «Рисование гипсовой плиты». Приобретение дополнительных профессиональных компетенций.

Оформление зала, организация дежурства по школе во время мероприятия.

Отбор дидактического материала, чтение педагогической литературы, составление заданий по предмету разного уровня сложности

Посещение урока изо в 2 классе с целью обмена педагогическим опытом. Предметно-методический и психолого-педагогический анализ урока. Урок проводила педагог изо высшей категории Карманова Н.Ф.

Проведение 3 уроков живописи в 6 классе по теме: «Этюд с фигуры человека».

Проведение 3 уроков живописи в 08 группе по теме: «Натюрморт в ограниченной цветовой гамме».

Разработка тематических планов уроков, выбор типов уроков, разнообразных форм их проведения. Проектирование уроков, разработка дидактических материалов к ним, оформление планов-конспектов.

Разработка внеклассного мероприятия для 3 класса «Психология цвета».

Карманова Н.Ф. провела урок в виде презентации, выполненной в PowerPoint, что позволяет представить все этапы урока наглядно и ярко. Урок состоял из следующих этапов:

орг. момент (объявление темы и целей урока); проверка домашнего задания;

формулировка темы урока;

итоговая часть. Значительное повышение интереса к предмету и мотивации дальнейшего изучения изо.

Посещение урока изо в 1 классе с целью обмена педагогическим опытом. Предметно-методический и психолого-педагогический анализ урока. Урок проводила педагог изо первой квалификационной категории заместитель директора по учебной части Крашенинникова А.С.

Разработка тематических планов уроков, выбор типов уроков, разнообразных форм их проведения. Проектирование уроков, разработка дидактических материалов к ним, оформление планов-конспектов. Проведение 3 уроков по композиции в 08 группе.

Анализ и работа над ошибками по итогам контрольной работы по композиции по теме: «Декоративная стилизация».

Проведение внеклассного мероприятия для 6 класса «Генераторы идей».

Заполнение классных журналов (выставление итоговых оценок, подведение количества пропусков учащихся).

Тема урока в 1 классе: «Техника по- сырому»

Цель: формирование навыков и умений в работе с акварелью.
Задачи: ознакомление учащихся с новой живописной техникой.

Урок проходил в умеренном темпе, без пауз. Внимание детей было повышенным на протяжении всего урока.
Педагог очень вежливо и заботливо общался с детьми, направлял на верный путь, если ребёнок затруднялся. Речь педагога

выразительная, интонации четкие и разнообразные.
На уроке использовалась презентация.

Проведение 3 уроков по изо у 3 класса на тему: «Живописные техники работы гуашью: пуантель, направленный мазок и т. п.» Работа с натуры и по воображению.

Проведение 3 уроков по композиции у 6 класса на тему: «Сюжетная композиция по литературному произведению».

Посещение открытого классного часа в 5 классе «Правила дорожного движения».

Проведение классного часа в 6 классе «Правила поведения на весенних каникулах».

Дети заинтересовались сразу. Поэтапно создавая работу, они

выполняют все основные мыслительные операции: анализ, синтез, систематизация. На занятии создана ситуация успеха, развиваются творческие способности, опыт взаимодействия и сотрудничества в доброжелательной атмосфере, а также удовлетворение от проделанной работы.

Цель классного часа: развитие умений ориентации на проезжей части.

Задачи: побудить детей к вниманию;

способствовать осмыслению, что такое правила дорожного движения.

Проведение 3 уроков по рисунку в 6 классе на тему: «Натюрморт из крупных бытовых предметов». Завершение работы, подведение итогов.

Приобретение дополнительных профессиональных компетенций.

На уроке в 6 классе учащиеся повторяли построение конструкции простых геометрических форм, а затем в них вписывали более сложные предметы.

Урок прошел в творческой атмосфере, работы создавались согласно методике поэтапного построения рисунка.

Посещение урока изо в 1 классе с целью обмена педагогическим опытом. Предметно-методический и психолого-педагогический анализ урока. Урок проводила педагог изо первой категории, заместитель директора по учебной части Крашенинникова А.С.

Педагогическое наблюдение за учащимися.

Проведение 2 уроков изо в 3 классе по теме: «Психология цвета. Композиционные упражнения на ассоциации цвета».

Проведение итоговой контрольной работы по рисунку в 08 группе «Академический натюрморт».

На уроке изо в 1 классе учащиеся повторяли основные понятия, изученные за курс. Крашенинникова А.С. познакомила детей с понятием силуэт.

На уроке изо в 3классе учащиеся знакомились с методами живописного

воздействия. Ученики самостоятельно выполняли задания, смотрели и обсуждали презентацию. На уроке присутствовали различные формы работы. Педагогом в течение урока поддерживался положительный эмоциональный тон, ориентация на успех и креативность.

Участие в педагогическом совете ДХШ.

Работа с нормативными, технологическими документами ОУ.

Помощь в оформлении выставочного зала для открытия выставки младшего звена.

Проведение классного конкурса по академической живописи «Акварельный натюрморт» в 6 классе.

Подведение итогов конкурса.

Проведение 3 уроков живописи в 08 группе по теме: «Применение разнообразных технических приемов в работе с акварелью».

Проведение родительского собрания у 6 класса по теме: «Подведение итогов 2 триместра».

успеха в организации воспитательной работы.

Анализ воспитательной работы в классных коллективах школы.

Организация конкурсной и выставочной деятельности учащихся.

Подготовка аудитории для проведения мероприятия.

Учащиеся выполнили задания, провели коллективный просмотр, обсуждения, выбрали победителей.

Проведение 3 уроков композиции в 08 группе «Сюжетная композиция на тему: Балет».

Разработка тематических планов уроков, выбор типов уроков, разнообразных форм их проведения. Проектирование уроков, разработка дидактических материалов к ним, оформление планов-конспектов. Проведение родительского собрания в 08 группе на тему: «Итоги 2 триместра».

самостоятельно выполняли задания, смотрели и обсуждали презентацию. На уроке присутствовали различные формы работы. Педагогом в течение урока поддерживалась позитивная атмосфера, для чего были использованы следующие приемы: эмоциональность и образность заданий, поощрение креативности и творчества.

Посещение урока по изо в 1 классе с целью обмена педагогическим опытом.

Предметно-методический и психолого-педагогический анализ урока. Урок проводила педагог изо первой категории заместитель директора по учебной части Крашенинникова А.С.

Педагогическое наблюдение за учащимися.

Проведение 3 уроков изо в 3 классе по теме: «Графическая композиция. Статика. Динамика». Проведение 3 уроков композиции в 6 классе на тему «Сюжетная композиция по литературному произведению». Завершение работы, подведение итогов. Проведение родительского собрания в 3 классе на тему: «Итоги 2 триместра».

На уроке изо в 1 классе учащиеся знакомились с яркой цветовой гаммой. Крашенинникова А.С. познакомила детей с разными вариантами выполнения работы. Ученики самостоятельно выполняли задания. На уроке присутствовали различные формы работы.

Источник

Дневник педагогической практики «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых»

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

Фроловой Лилии Геннадиевны,

курсов профессиональной переподготовки

«Педагогика дополнительного образования детей и взрослых»,

проходившего педагогическую практику в

ГКУСО МО «Реутовский РЦДП «Родничок»

в период с 23 апреля 2018 г. по 06 мая 2018 г.

Руководитель практики: Михайлова О.В., заведующий ОДП

Руководитель УО МП / __________/ /____ Сергеева В.И. ___/

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Реутовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родничок».

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти в сфере социальной защиты населения Московской области.

Целью деятельности Учреждения является оказание детям в трудной жизненной ситуации, детям-инвалидам и детям, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии, а также семьям, в которых эти дети воспитываются квалифицированной социально-бытовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической, социально-правовой помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

Структурными подразделениями Учреждения являются:

отделение медико-социальной реабилитации;

отделение психолого-педагогической помощи;

отделение дневного пребывания ;

Отделение медико-социальной реабилитации предназначено для разработки на основании типовых базовых программ индивидуальной программы социальной реабилитации детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для реализации этих программ, а также для организации и проведение мероприятий по предупреждению инвалидности в части социально-медицинских и медико-консультативных мероприятий.

Отделение психолого-педагогической помощи предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в части социально-психологических и социально-педагогических мероприятий.

Отделение дневного пребывания предназначено для разработки на основании типовых базовых программ индивидуальной программы социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также для реализации этих программ каждый день в течение рабочей недели дневное время в условиях Учреждения, в период, установленный индивидуальной программой реабилитации

2. Цель стажировки : овладение профессиональными компетенциями осуществления педагогического процесса в образовательной организации, реализующей дополнительные образовательные программы.

Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в образовательной организации, реализующей дополнительные образовательные программы.

Личностные компетенции, способность средствами педагогики, психологии и методики профессионального образования формировать базовые гуманистические ценностные ориентации у обучающихся с учетом их индивидуальных физиологических и психологических особенностей.

1. Краткая характеристика ОУ на базе которого проходит стажировка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *