Добукварный период обучения грамоте это
Добукварный период обучения грамоте это
Для уроков письма и чтения м выбрана программа «Обучение грамоте и развитие речи» В.Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, которая осуществляет обучение первоначальному чтению на основе современного варианта аналитико-синтетическго метода, который учитывает новые данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. В период обучения грамоте ведётся работа по развитию фонематического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению их словаря и развитию речи.
Особо нужно отметить то, что в учебник «Русская азбука», подготовленный специально для использования его в условиях массового обучения, введены тексты, предназначенные для учеников, умеющих читать или знающих все буквы алфавита, а такие ученики есть в данном наборе. Иллюстрации, которые дополняют тексты, многообразно отражают окружающую действительность, служат богатым источникам познания детьми жизни.
В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный и послебукварный. Программа В.Г. Горецкого предполагает примерно 22 учебных недели, 200 уроков (4 часа в неделю – чтение, 5 часов – письмо), поэтому подготовительный этап – 4 недели (16 ч. чтения + 20ч. письма =36 ч.), букварный этап – 15 недель (61 ч. чтения + 75 ч. письма = 136 ч.) и послебукварный – 3 недели (12 ч. чтения + 15 ч. письма =27). Последние три недели идет повторение и закрепление изученного материала. Для занятий внеклассным чтением, которые проводятся один раз в неделю, отводится 15-20 минут во второй половине урока.
Уроки чтения и письма проводятся интегрировано.. Это очень важно по нескольким причинам. Одна из них чисто техническая – детская рука в этот период ещё недостаточно окрепла, чтобы плодотворно заниматься письмом на протяжении всего урока. Поэтому графические упражнения следует разделить по времени. Кроме того, графические упражнения являются естественным продолжением устной работы по проведению анализа слова, предложения или текста из «Русской азбуки». К тому же интеграция позволяет избавиться от монотонности урока письма, которая ведёт к переутомлению учеников.
Основная цель обучения письму в добукварный период – выработка плавных и быстрых ритмических колебательных движений руки, связанных со спецификой написания каждой отдельной буквы. Эта цель достигается при решении следующих задач:
формирование правильной посадки за столом, умения правильно держать ручку, расположить тетрадь;
обучение ориентироваться на странице прописей и тетради;
выполнение графических упражнений, направленных на тренировку мелких мышц кисти руки;
В букварный период решаются следующие задачи:
ознакомление с начертанием букв, их воспроизведение;
обучению письму слогов, слияний, слов и коротких предложений с соблюдением наклона, высоты, пропорций букв;
обучению безотрывному, ритмическому и быстрому письму;
предупреждение искажения при написании букв;
обучение письму под диктовку и списыванию текста, проверке написанного.
Тематический план учебного курса
22 недели, 200 уроков (4 часа в неделю – чтение, 5 часов в неделю – письмо).
В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный (основной) и послебукварный.
Подготовительный период (4 недели).
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предло жения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и тонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерн ым признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный (основной) период (15 недель).
(Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначе ния твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки слон (после предва рительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение сознательному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, ни основе правильного и относительно быстрого узнавания Пуки, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения и нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимании к туковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой намят и речево го аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыха нию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков род ного языка, верное употребление сходных звуков. Исправление не достатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклоне ниями в речевом развитии детей.
Составление по картинке или серии картинок определенного ко личества предложений, объединенных общей темой, или небольшо го рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использова нием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. До полнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, пред шествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотво рений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюде нием интонации, диктуемой содержанием.
Послебукварный период (3 недели).
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и на выков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
Развитие устной речи
Речь и ее значение в жизни. Знакомство с текстом и его значение. Наблюдения за особенностями устной речи. Сопоставление текста и отдельных предложений. Озаглавливание небольшого текста.
Составление предложений на определенную тему (о маме, о шко ле, о детях и т. п.) по картине; устных небольших рассказов по сю жетным картинкам, по личным наблюдениям детей (по вопросам учителей).
Речевая этика. Культура общения. Слова, используемые при при ветствии и прощании. Речевые ситуации с включением слов, упот ребляемых при приветствии, прощании, при выражении извинения и благодарности.
Обучение в добуквенный период
Обучение чтению в добуквенный период
Большинство педагогов полагают, что для ребенка будет лучше если он придет в школу, умея читать, поскольку в 4-5 лет учиться читать легче, чем в 7-8.
Но чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Показывая малышу букву, следует соблюдать определенные правила и принципы, которые разработал замечательный детский психолог Д.Б. Эльконин и которые выдержали уже 30-летнюю практическую проверку. О своем методе Эльконин подробно написал в статье «Как научить детей читать».
Общая ориентация в фонемном составе языка, различение в словах категорий фонем по их дифференциальным признакам – обязательные предпосылки обучения чтению. Существует механизм воссоздания звуковой формы при чтении:
— выяснение порядка следования фонем в слове;
— установление различительной функции фонемы;
— выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных русскому языку.
По системе Эльконина фонемный анализ включает в себя следующие стадии: – интонационное выделение последовательности фонем и общий анализ слова, при котором создается модель такой последовательности;
— дифференциация гласных и согласных фонем и установление места ударения в слове, в результате чего появляется более конкретная модель фонемного состава слова;
— дифференциация твёрдости-мягкости и звонкости-глухости согласных фонем и моделирование основных фонематических отношений в слове.
При этом используются следующие приемы:
— сопоставление моделей фонемного состава слов между собой и установление их сходства и различия;
— придумывание по заданной модели слов, имеющих одинаковую фонемную структуру.
Для материализации звуков на первом этапе используются фишки одного, а затем двух и трех цветов.
На втором этапе Эльконин предлагает вводить буквы, обозначающие гласные фонемы, соблюдая при этом определенные правила:
— знакомить детей с буквами, как знаками фонем, не допуская смешения букв и фонем;
— формировать опережающую ориентацию на гласные буквы и фонемы.
Необходимо помнить, что буквы, обозначающие гласные фонемы, имеют двоякую функцию: кроме собственного образа они ещё указывают на мягкость или твердость предшествующих согласных фонем. Еще К.Д. Ушинский предлагал знакомить детей сразу со всеми гласными буквами, вводя их парами: «а-я», «о-ё», «э-е», «у-ю», «ы-и». То же предлагает система Эльконина.
Заполнение схемы слов вначале фишками трех цветов, а затем буквами фиксирует знаковую функцию буквы и помогает объяснить детям, что данные буквы обозначают одну и ту же фонему, но ставятся после согласных, различающихся по твердости-мягкости.
На этапе «словоизменения» у детей формируется ориентация на гласные буквы и фонемы для получения нового слова при замене одной только гласной. Эльконин предлагал использовать полоску из картона, на которой написаны все гласные буквы. Ее можно прикладывать к схеме слова на картинках, заменяя одну гласную другой. Подобный способ поможет сформировать у детей основной механизм чтения: упреждающую ориентацию на гласную букву и фонему.
Похожий принцип Эльконин предлагает соблюдать и при ознакомлении с буквами, обозначающими согласные фонемы:
— дети проводят фонемный анализ, заполняя схему слова фишками трех цветов;
— ставят на места знакомые гласные;
— определяют согласные фонемы, стоящие перед гласными.
Дополнительно предлагается использовать окошечки и полоски с гласными и согласными буквами.
Эльконин считал, что целесообразно знакомить детей одновременно с двумя согласными звуками – звонким и соответствующим ему глухим. Главной целью его системы обучения можно назвать чтение полных слов с четкой постановкой ударения, поскольку именно оно создает единый звуковой образ слова, стягивает произносительные единицы в целое.
Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман в своих книгах («Чтение без принуждения», «Учимся читать и писать», «Школьные трудности благополучных детей») предлагают оригинальную игровую аранжировку системы Эльконина.
Для детей главная трудность звуковых игр состоит в том, что они склонны смешивать трудноуловимые звуки с другими свойствами слова, с его значением, долго путают звук – минимальную единицу членения слова и слог – более естественную артикуляционную единицу.
Дети, обучавшиеся чтению по системе Эльконина, практически избавлены от наиболее распространенных ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, грубых искажений букв. Они не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами. У них формируется интерес к языку и его законам. И наконец, самое важное, – занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка.
I период обучения (подготовительный)
На этом этапе должно быть уделено внимание:
— формированию фонемного анализа слов и общей ориентации в фонемной системе языка;
— освоению системы гласных фонем и формированию ориентации на гласные фонемы;
— освоению системы согласных фонем.
В сентябре мы играем с неречевыми звуками и обучаем детей фонетической ритмике по системе А.Я. Мухиной, что очень важно для развития тонкой моторики, речевого дыхания, артикуляционных движений. В занятиях активно участвуют братцы-гласные, придуманные Бугрименко и Цукерман.
Усвоив правильное произношение гласных и незаметно для себя запомнив их графические изображения, дети начинают знакомиться с артикуляцией отдельных согласных звуков. Здесь используются такие игры, как «Машины» (для выделения звука [в]), «Комары» (звук [з]) и т.п. Постепенно выполняя задания Доктора Звукова, дети обучаются интонационно выделять в коротких простых словах поочередно с первого по четвертый звук.
Во время индивидуальных занятий, выполняя упражнения для артикуляционного аппарата и усваивая произношение отдельных согласных звуков, дети ощущают, что здесь взаимодействуют губы, зубы, язык. Они быстро начинают видеть и слышать разницу между гласными и согласными, опираясь прежде всего на языковое чутье и интуицию. Именно тогда, создав подходящую игровую ситуацию, легко ввести и закрепить термины: «гласные», «согласные».
На первом занятии мы приглашаем детей в наш Дом звуков. Их портреты (буквы) дети находят в специальных домиках разного цвета. Мы рассказываем детям сказку о звуках и стараемся ответить в доступной и интересной форме на все вопросы. Здесь нам помогают карта города Звукоречье, братцы-гласные, Том и Тим.
Братцы-гласные сразу начинают учить детей слышать и выделять их звуки в слогах и словах. Игры «Построй братцев по порядку»; «Поймай и выпусти звуки»; «Позови звуки домой» и др. обучают слышать и соблюдать порядок в построении звуков. Дети с восторгом читают за братцами-гласными свои первые слова: «ау», «уа», «иа» и даже придумывают с ними сказки, которые мы под их диктовку записываем в специальную тетрадь.
Понять, что пары гласных звуков ставятся после согласных, различающихся по твердости-мягкости, помогают прогулки по улице Гласной на карте города Звукоречье, где йотированные гласные звуки живут напротив основных гласных звуков, а на балкончиках их домиков обитает звук [й]. Приходят на подмогу и Том с Тимом, которые приносят на занятие согласные буквы, раскрашенные с одной стороны в синий цвет, а с другой – в зеленый. Кроме того, они раздают детям синие и зеленые фишки для их индивидуальных звуковых домиков, пока с пустыми окошками.
Том и Тим незаметно вовлекают детей в свой вечный спор: «Чей это звук?»; «Чье это слово?» Детям нравится мирить спорщиков, изменяя звучание звуков, слогов и слов.
Продолжают спорить и братцы-гласные: «Кто главный?»; «Кто громче кричит (в данном слове)?»; «Чей это гость?» и т.д.
«Ударяя голосом» поочередно все гласные звуки в слове, дети находят его правильное звучание и соответственно выделяют ударный (главный) звук.
На каждом занятии кто-то из братцев-гласных или Том с Тимом приносят и раздают детям фишки красного, синего, зеленого цвета, в зависимости от качественной характеристики изучаемого звука. Букву того же цвета дети сами ставят в нужное окошко нашего звукового домика, еще раз уточняя качественные признаки звука.
С помощью фишек трех цветов дети учатся строить звуковые домики для своих первых слов: «ау», «иа», «уа»; «оп», «ап», «па», «пи», «ты», «та», «то», «те», «ку-ку», «ко-ко», «ха-ха», «хи-хи», имена братцев-гласных – «Ах», «Ох», «Ух», «Эх», «Ых», «Их» и т.д. Эти слова стараются сразу как-то обыграть с гостями-игрушками, наполняя их смыслом, вставляют в свои сказки, используя их звуковые и буквенные модели.
Те же слова «строят», играя в «Живые звуки (буквы)».
Дети берут на себя роль одного из звуков и поэтому лучше запоминают последовательность звуков в слове, а также слогообразующую функцию гласных звуков. Здесь особенно помогает вариант игры: «Звуки, стройтесь в слоги». Постепенно у детей формируется ориентация на гласные фонемы.
Вскоре дети понимают, что, добавляя к маленькому слову из двух звуков еще один или соединяя два таких коротких слова, можно получить новые слова: «ко+т», «та+к», «то+п», «пи+к»; «па+па», «ма+ма», «му+ка» и т.д. Слова не только строятся, но и перестраиваются: «топ – пот», «кот – ток – кто». Дети постепенно учатся трансформировать слова, каждый раз искренне удивляясь, когда из одних и тех же звуков получается что-то новое.
Особенно нравится детям строить «звуковые домики» для слов не из фишек, а из кубиков трех цветов. Если в каждом кубике сделать окошки для букв, играть со звуками станет еще интереснее.
Помогают нам и звуковые домики с тремя окошками и шторками трех цветов на каждом окне. С ними можно играть бесконечно, придумывая все новые варианты: «Позови звуки домой; открой окошко нужного цвета первому звуку»; «Открой окошки для своего гостя (слова)»; «Открой окошки в своем домике так, чтобы мы догадались, кого ты пригласил в гости»; «Покажи, в каком окошке живет звук» и т.д.
II период обучения
На этом этапе уделяется внимание:
— трансформации слова путем замены одной из фонем;
— формированию основного механизма чтения: упреждающей ориентации на гласную фонему и букву;
— качественной характеристике звуков.
На индивидуальных занятиях, закрепляя правильную артикуляцию звуков, необходимо уточнять их качественные признаки.
Так как большинство детей учились произносить и дифференцировать звуки: [л-ль], [й], [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], мы включаем их в свои игры и заселяем в наш Дом звуков, поместив в нужном окошке их «портреты» (буквы). Из-за данных звуков возобновляется спор у Тома и Тима: «У кого больше звуков?» Оказывается, что звуки [ш], [ж], [ц] дружат только с Томом. Зато звуки [ч], [щ], [й] с Томом дружить не хотят и строят слова только с Тимом. Остальные согласные могут прочитать и Том и Тим, но у каждого из них они звучат по-разному. Вставляя в звуковые схемы слов такие согласные (с одной стороны они раскрашены в синий цвет, а с другой – в зеленый), мы уточняем, какая гласная стоит после данной согласной в слове. Требуется интересно и доходчиво объяснить детям, что одна и та же гласная фонема в словах Тома и Тима будет обозначаться разными гласными буквами. Для этого мы много раз «проходим» по улице Гласной на карте города Звукоречье и обнаруживаем, что в домиках, на которых висят таблички «я», «ё», «е», «ю», живет и звук [й] (его портрет видно на балкончиках), а так как это любимый звук Тима, то буквы «я», «ё», «е», «ю» стоят в словах Тима после мягкого согласного звука.
При обозначении звуков соответствующими буквами мы стараемся соблюдать правила, введенные Элькониным: знакомим детей с буквами как знаками (портретами) фонем, не допуская смешения букв и фонем; уделяем постоянное внимание формированию опережающей ориентации на гласные буквы и фонемы.
В окошках наших звуковых домиков (звуковых схем) все больше окошек заполняется портретами звуков, – все больше фишек мы заменяем буквами того же цвета. В домиках появляется четвертое окошко, а затем пятое, шестое… Этому способствует игра «Какие слова смогут жить в этом звуковом домике?» Часто дети сами предлагают добавить окошки для звуков, которые не поместились в готовую звуковую схему. Остается только уточнить цвет нового окошка и соответственно качественную характеристику звука.
На очередном занятии Том и Тим раздают детям «колокольчики» из желтого картона и учат различать их звуки по участию голоса, фиксируя для этого ладонь на гортани. Здесь снова помогает карта города Звукоречье. Оказывается, что на улице Согласной многие звуки живут парами в двухэтажных домиках, и у одного из них висит над окошком колокольчик.
Для закрепления качественной характеристики звуков детям нужно рисовать и раскрашивать их портреты в нужный цвет. После введения терминов: «глухой», «звонкий» мы просим рисовать и обводить звонкие согласные звуки толстой линией, а глухие – тонкой. Затем дети вырезают готовые буквы и составляют из них знакомые слова. А в конце занятия раскладывают самодельные буквы в разные коробочки (синюю, зеленую, сине-зеленую – со звоночком; синюю, зеленую, сине-зелёную – без звоночка), объясняя свои действия.
С самодельными буквами дети продолжают играть и вне занятий: «Найди место в звуковом домике для своей буквы»; «Перестрой буквы по-другому и прочитай: что получилось?»; «Какой буквы не хватает?»; «Разложи буквы на картинки (игрушки, предметы), в названиях которых они есть» и т.д.
Постепенно мы переходим к раскрашиванию целых слов, написанных на карточках печатными буквами простым карандашом. Иногда там было по два слова: «лук – люк», «мыл – мил», «ток – тёк» и т.д. Дети раскрашивают каждую букву в нужный цвет, объясняя свои действия.
Вне занятий воспитатели предлагают детям игры на трансформацию слов путем замены одной из фонем: «Замени звук … звуком … Какое новое слово получится?»; «Произнеси первый (последний) звук мягко (твердо)»; «Поменяй звуки (слоги) местами»; «Прочитай слово задом наперед» и т.д. Речевой материал мы брали из книги И. Лопухиной «550 занимательных упражнений для развития речи».
III период обучения
На этом этапе уделяется внимание:
— переходу от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию;
— преобразованию буквенной модели слова в другую буквенную модель.
В сюжетно-ролевой игре «Магазин» дети вначале раскладывают «товары» («продукты», школьные принадлежности, игрушки) на двух витринах: синей – у Тома или зеленой – у Тима в зависимости от того, есть ли в их названии мягкие согласные звуки. Потом задание усложняется: детям нужно уточнить, в какой части слова слышен мягкий согласный звук. «Товары» можно было разложить и на витринах братцев-гласных, опираясь на ударные гласные звуки в названии предметов.
Поделив «товары», дети расставляют их на ступеньках вы-
бранной витрины в зависимости от количества слогов в названии предмета. Затем готовятся «этикетки»: трехцветные звуковые схемы слов или, позже, их буквенные модели. Те же «этикетки» могут потом стать «чеками», ориентируясь на которые, дети выбирают покупку, придерживаясь определенной последовательности: вначале уточняют, нет ли в звуковой схеме зеленой фишки (т.е. мягкого согласного звука) и подходят к витрине Тома или Тима; затем выясняют, сколько частей в слове (сколько гласных звуков, т.е. красных фишек в схеме); и только после этого пытаются подобрать к готовой звуковой схеме подходящие слова – названия предметов, которые представлены на данной ступеньке данной витрины.
Подбирать слова к готовым звуковым схемам мы учим детей, играя с ними в сюжетно-ролевые игры: «Стройка», «Зоопарк», «Школа» и др.
Постепенно дети переходят от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию.
Перед игрой «Звуковое лото» (у детей на индивидуальных таблицах по пять-шесть предметных картинок, у логопеда – отдельные звуковые схемы слов) нужно уточнить, у кого в словах (названиях картинок) есть твердые согласные, мягкие согласные, в каком слове первый (последний) звук – гласный (согласный), два согласных звука стоят рядом и т.д.
Играя в игры «Кого я позвала издалека (слышно только голосовые звуки!)»; «Позови издалека одного из гостей, а мы угадаем: кого» и др., дети начинают понимать слогообразующую функцию гласных звуков, все реже путают звуки и слоги.
Строя звуковые домики для гостей, мы просим детей ставить в окошки сначала гласные буквы, а затем уточняем, какие согласные звуки живут с данным гласным звуком в первом, втором слогах, какой гласный звук и, следовательно, его слог – ударный в слове.
В игре «Живые звуки (буквы)» мы составляем слова. Затем в игре «Прошагай слово» мы делим более сложные слова на слоги. И наконец, дети придумывают с этими словами разные предложения, которые мы записываем в тетрадь. После физкультурной паузы мы уточняем, сколько слов в каждом из предложений, какие слова состоят из одного, двух, трех слогов, какое слово самое короткое, сколько в нем звуков. Самые простые слова из предложений мы составляем из букв, а затем дети преобразовывают готовую буквенную модель в другую.
Надежность метода обучения звуковому анализу и слитному чтению проявляется в работе с разными детьми: как с фонетико-фонематическим недоразвитием, так и с общим недоразвитием речи.
Этапы работы и игры
Выделение данного звука
эти и подобные транспортные средства перевозят пассажиров только с данным звуком в имени.
4. «Звуковой домик» – в окошке звук (буква) зовет гостей: «Т-т-т», «К-к-к».
5. «Собираем звуки» – потребуются предметы с данным звуком в названии; у детей корзинки с «портретом» звука.
6. «Доктор Звуков» – прописывает «лекарство» – 10 слов со звуком [..].
7. «Проглоти звук [..]» – повторить слово без звука [..].
8. «Умная стрелка» – находится на «часах» с предметными картинками вместо цифр.
9. «Выбери картинки» – из серии предметных картинок, на таблице с предметными картинками.
10. «Звуковое домино» – по двум предметным картинкам, в названии которых есть один из двух дифференцируемых звуков: [р], [л], [с], [ш], [з], [ж], [ц], [ч].
и последнего звука в словах
1. «Начни говорить слово, а я догадаюсь».
2. «Магазин» – заплатить первым (последним) звуком в названии покупки.
3. «Умная машина» – сигналит пешеходам первым звуком в их имени.
4. «Поймай слово за хвост!»
5. «Я начну, а ты закончи».
6. «Угадай, что я прошу» – выбрать один из трех-пяти предметов.
7. «Подели предметы» – на коробочках наклеены «портреты» звуков.
а) на каждой фишке выделены первый и последний звуки (буквы). Дети должны закрыть на своей табличке одну из картинок, названию которой соответствует схема;
б) логопед достает букву (звук), дети закрывают на своей табличке картинку, в названии которой данный звук – первый (последний).
9. «Кто в домике живет?» – с данным звуком в начале.
10. «Вагончики» – в первом или последнем поедет [..]? Где слышно данный звук в данном слове?
11. «Звуковые цепочки» – по два-три слова и более.
последовательности фонем в слове
1. «Превращение в [..] жуков, змей, и т.п.» – разговаривать, выделяя нужный звук.
2. «Заколдованный (ударный гласный) звук» – звучит дольше и громче в слове.
3. «Клавиши» – ударить первый, второй, третий звуки в слове. (Предметные картинки – слово из трех-четырех звуков и три-четыре клавиши фишки).
4. «Сочиняем сказку «Приключения звука [..]».
5. «Диктант» – дети медленно диктуют слова, последовательно выделяя звуки, логопед записывает.
а) «Позови звуки домой» – по очереди;
б) «Звук потерялся» – первый, второй, третий;
в) «Звуки открывают свои окошечки друг за другом» – дети их сразу узнают и называют.
7. «Учим говорить Незнайку» – он пропускает звуки в словах.
8. «Письмо Незнайки» – пропущены звуки (буквы). Какие?
Знакомство с гласными звуками. Деление слов на части
1. «Братцы гласные здороваются» – произносить свой звук долго-громко.
2. «Братцы-гласные стучат своими молоточками» – каждый раз, когда в слове встречается его звук (односложные слова).
4. «Братцы-гласные делят слово на две-три части»:
а) какой гласный живет в первой, второй части слова (в первой, во второй комнатке звукового домика)?;
б) кто из братцев-гласных кричит громче?
5. «Прошагай слово» – пропрыгать, прохлопать и т.п.
6. «Кто в домике живет?» – на каком этаже живет кот, ли-са, со-ба-ка?
7. «Кто в каком вагончике поедет?» – сколько в нем окошечек (на сколько частей делится слово)?
8. «Разложи картинки» («Подели игрушки») – одно-, двухсложные слова.
9. «”Пишем”» слова» – (части слова – полоски) под диктовку («жук», «ли-са» и т.д.):
а) раскладывать гласные звуки (красные фишки – по одной на каждую полоску);
б) положить портрет того братца-гласного, который кричит громко-долго, в нужную часть слова.
10. «Чье слово длиннее?»
11. «Строим (рисуем, выкладываем) звуковые домики» – одно-, двух-, трехкомнатные. Сколько гласных звуков в слове? (Сколько раз мы открыли рот?)
12 «Кто в каком домике живет?» – игрушки с одно-, двух-, трехсложными названиями.
и безударных гласных звуков
1. «Без ошибок повтори: “оуа”, “оуа”, “оуа” и т.п.» – ударяем голосом один из трех гласных звуков.
2. «Братцы-гласные спорят»:
а) К кому идут гости?
б) Для кого это угощение?
3. «Подели картинки (предметы)» – всем братцам-гласным по одной-две.
4. «Кто главный?» – для кого из братцев найдут больше слов, в которых данный гласный звук ударяют голосом?
5. «Звуковые домики» – кто живет у братца – Аха, Охо и др.?
6. «В чьем вагончике поедет [..]?»
7. Братцы-гласные собираются идти…»:
а) …в школу – кто что берет с собой?;
б) …в поход – выбрать один из трех-пяти предметов (слов);
8. «Приключения братцев-гласных» – кто что увидел? и т.п.
9. «Кто из братцев кричит в этом слове громко, а кто – тихо?» – два сложных слова: «ли-са», «бел-ка» и т.д.
10. «Расставь портреты братцев-гласных (гласные буквы)» – на каждую полоску (слог) – по одной гласной.
11. «Я позову вас издалека» – согласных звуков не слышно; кого это зовут?
12. «Позови издалека кого-то из гостей, выделяя ударный гласный звук, а я угадаю кто это».
13. «Зоопарк» (таблица):
а) кого зовет братец Ах, Ох, Их и др.?;
б) кто за кем будет ухаживать?
Различение гласных и согласных звуков
1. «Называю звук – поднимаете фишку» – красную, если звук гласный, синюю – если согласный.
2. «Братцы-гласные дружат с согласными звуками» – «оп», «ат», «ук», «им», «ыв». Назвать второй звук после гласного.
3. «Какой второй звук в именах братцев-гласных Ах, Ох и т.д.»?
4. «Первый, второй» – определять гласные/согласные – «ат – та», «оп – по», «ук – ку»… и т.д.
5. «Покажи фишку» (красную-синюю) – выделение гласных/согласных из потока звуков: [а], [т], [о], [у], [п], [к], [э], [и], [ы], [м], [н].
6. «Что мешает петь согласному звуку?» – губы: [п], [б], [м]; язык и зубы: [н], [т], [д].
7. «Живые звуки (буквы)».
8. «Звуки, стройтесь в слоге!»
9. «Ловим звуки: левой рукой гласный, правой – согласный» (можно наоборот) – [а-а-а-т],
10. «У кого из гостей в именах первый звук гласный, а у кого – согласный?»
11. «Кто из гостей произносит последним гласный/согласный звук?» – «гав», «мяу», «му», «кукареку» и т.д.
12. «Какой первый звук в твоем имени?»
Дифференцирование согласных звуков по твердости-мягкости.
Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками
1. «Тим изменяет согласный звук, второй произносит Том».
2. «Том и Тим по-разному читают» (называют буквы) – [п/п], [т/т], [х/х] и т.д.
3. «Тим изменяет слова Тома» – «лук – люк», «пол – пал» и т.д.
4. «Тим и Том ссорятся» – делят картинку, игрушки, сладости, школьные предметы, в названии которых есть мягкие согласные звуки или нет ни одного.
5. «Том и Тим собираются…» – на прогулку, в школу, в поход. Назвать, кто что возьмет с собой, наденет, обует; выбрать из двух-трех слов.
6. «Тим и Том готовят обед» – посуда, продукты.
7. «Тим и Том в зоопарке» – в лесу, на рыбалке, в саду, на огороде и т.д.
8. «Звуковое лото» – картинки, схемы слов.
9. «В каком окошке кто живет?» – в каком окошке чей звук?
10. «Магазин» – продавцы Тим и Том, чеки – схемы слов.
11. «Зоопарк» – за кем из животных будут ухаживать Тим и Том?
12. «Тим и Том помирились» – Том говорит первую часть слова, а Тим – вторую (и наоборот): картинки: «по-ле», «ли-са», «са-ни», «ло-си», «ко-ни» и т.д.
13. «Кто говорит первую часть слова, а кто вторую – Тим или Том?»
Звуковой анализ простых слов
1. «Пропоем в слове каждый звук» – [жжжуууккк].
2. «Звуковые домики» – три окошка + шторки трех цветов:
а) позвать домой первый, второй, третий звуки;
4. «Кто в каком домике живет?» – готовые звуковые домики из кубиков трех цветов: «оса (к-с-к)», «жук (к-с-к)», «пес (з-к-с)», «лось (с-к-з)», «ель (з-к-с)», «Аня (к-з-к)».
5. «Кто больше гостей пригласит в свой домик?» – готовая схема слов.
6. «Позови домой звук» – третий, первый, второй в разной последовательности.
7. «Кто из гостей (игрушки) “написал” свое слово?»
8. «Напиши слово своего гостя».
9. «Угадай, кто у тебя в гостях?» – ребенок сам выкладывает схему первого из трех-четырех знакомых слов: «гав», «пик», «ква», «мяу».
10. «Ловим и выпускаем звуки по порядку».
11. «Покажи картинку» – в названии которой первый звук [..], второй [..], третий [..].
12. «Магазин» – на «чеках» находятся звуковые схемы простых слов: «кот», «лань», «кит», «жук», «лев», «лис», «оса», «пес», «Оля-кукла», «чай», «соль», «рис» и т.д.
13. «Звуковое лото: Чья картинка?» – кому подходит эта схема (звуковой домик)?
Выделение качественных признаков согласных звуков
1. «Домики звуков» – в которых находятся их портреты (буквы):
— красный для гласных;
— зеленый со звоночком: [й];
— зеленый без звоночка: [ч], [щ];
— синий со звоночком: [ж];
— синий без звоночка: [ш], [ц];
— сине-зеленый со звоночком: [з], [б], [д], [в + м], [н], [л], [р];
— сине-зеленый без звоночка: [с], [п], [т], [к], [ф].
а) «Где живет звук [..]?» – объяснить почему?;
б) «Какие звуки живут в этом домике?»;
в) «Нарисуем портрет знакомых звуков (букв) и разложим их в домики»;
г) «Нарисуем буквы» – рисовать ручками трех цветов, тонкой линией (глухие согласные) или толстой (звонкие).
2. «Раскрасим слово, написанное простым карандашом» – «лис»:
[л] – зеленая толстая линия (звонкий мягкий согласный звук);
[и] – красная толстая линия (гласный звук);
[с] – синяя тонкая линия (глухой твердый звук).
3. «Цветной диктант» – схема слов (пустые квадратики, количество которых соответствует количеству звуков в слове). Закрашивать «окошки» в нужный цвет.
4. «Кто первый?» – назвать гласный звук, звонкий согласный, глухой согласный, всегда мягкий звонкий [й], всегда мягкий глухой [ч], [щ] и т.д.
5. «Покажи картинку», в названии которой есть звонкий мягкий согласный звук, глухой твердый согласный и т.д.
6. «Магазин» – дети «платят» за игрушку, выделяя первый звук в ее названии и давая ему качественную характеристику.
Формирование основного механизма чтения: упреждающие ориентации
на гласную букву и фонему
1. «Какой согласный звук стоит впереди и после гласного звука [..]?»
2. «Какие согласные звуки живут в слоге (комнате) с ударным гласным звуком, с безударным гласным звуком [..]?»
3. «Прочитай слово без согласных звуков» – таблица «Животные», названия которых выложены красными фишками: одна из них большая (ударный гласный звук) и одна-три маленькие (безударные гласные звуки).
4. «Звукоедик» – «съел» согласные звуки.
5. «Зовем издалека» («Эхо») – согласных звуков не слышно, громче всех «кричит» ударный гласный звук, тише – безударные гласные.
а) «Кого я зову издалека?»;
б) «Ты позови кого-нибудь, а мы догадаемся».
6. «Живые буквы (звуки)».
а) «Звуки, стройтесь в слоги!»;
б) «Слоги, стройтесь в слова!»;
в) «Слоги, поменяйтесь местами!»;
г) «Поменяем гласный звук» – «стол – стул – стал – стыл» и т.п.
Обучение трансформации слова
путем замены одной из фонем
1. «Живые звуки (буквы)».
а) «Звуки, стройтесь в слова!»;
б) «Звук [..], поменяйся местами со звуком [..]»;
в) «Звук [..], замени в слове звук [..]».
2. «Какой звук заменили?» (по очередности в слове) – «сыч – сын – сыр – сан – сон – сор – сом – сок – сук – суп – суд – сад – сам» и т.д.
3. «Какое слово получится, если звук [..] заменить звуком [..]?» – «слог – слон – стон – стол – стыл – стал – стул – стук – сток – стык» и т.д.
4. «Звуковой домик» – готовая звуковая схема слова:
а) меняем один из согласных звуков: «каска – маска – ласка – лапка – лапта»;
б) меняем один из гласных звуков: «Оля – Уля – Эля – Аля»; «Иры – Ира – ура – эра – эру – ору»; «куры – кура – кора – кору»;
в) «Сделай первый согласный звук мягким» – какое слово получилось? Тим поправляет Тома: «лук – люк», «мал – мял» и т.д.
Звуковой анализ двухсложных слов
1. «Назови только первую (вторую) часть слова».
2. «Позовем звуки домой» – по порядку в первую, во вторую части слова (комнаты).
3. «В каком окошке живет звук [..]?»
4. «В какой “комнате” (часть слова), в каком окошке должна гореть лампочка?» – где кричит ударный звук? «Ли – са», «ку – ры», «ут – ка», «па – ук».
5. «Вставь портрет звука (знакомую букву) в нужное окошко».
6. «Нарисуй в окошке портреты звуков (знакомые буквы)».
7. «Позови домой только гласные звуки – тихо или громко?»
8. «Позови домой только согласные звуки».
9. «Какой гласный звук кричит в первой, второй (третьей) части слова?»
10. «В какой части слова гласный звук [..]?»
11. «Какая часть слова звучит громче?» – ударный гласный звук, ударный слог.
12. «Звуковые домики» – двухкомнатные из кубиков трех цветов: один-два кубика («о-са»), два-два («ли-са»), три-два («бел-ка»), три-три («зай-чик»).
а) «Кто в этом домике живет?» – сколько звуков – в первой части, во второй?;
б) «Кто больше?» – подобрать слова для своего «звукового домика»;
в) «Я назову слово (картинку), а вы покажите нужный «звуковой домик».
13. «Назови второй звук во второй части слова или другие звуки».
14. «Строим звуковые домики для гостей (игрушек) из кубиков трех цветов». – В начале дети берут кубики нужного цвета и нужного количества. – Логопед задает вопросы: Какие звуки есть в твоем слове?; Сколько в твоем слове твердых согласных звуков, мягких согласных звуков?; Сколько в твоем слове гласных звуков? и т.д.
Переход от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию
1. «Звуковой домик» (схема слов):
а) «Кто в каком домике живет?»;
б) «Кому еще подходит этот домик?»;
в) «Кто больше слов придумает для своего звукового домика?»
2. «Часть слова» (слоги) – буквы, фишки:
а) «Подбери две части слова» (схема);
б) «Подбери одну часть слова» (схема).
3. «Звуки – буквы» (картинки с готовыми схемами слов + буквы):
а) «В каком окошке живет звук [..]?»;
б) «Вставь в нужное окошко букву [..]»;
в) «Вставь в нужное окошко портрет звуков»:
4. «Раскрасим слова, написанные простым карандашом, печатными буквами» – обвести ручкой (фломастером) нужного цвета:
а) все гласные звуки – красной толстой линией;
б) глухие согласные – тонкой линией синего или зеленого цвета (звучат твердо или мягко);
в) звонкие согласные – толстой линией синего или зеленого цвета.
5. «Цветной диктант» – рисовать знакомые буквы («портрет звуков») ручками трех цветов (толстой/тонкой линией).
Строители в городе «Звукоречье»
Конспект итогового занятия
с детьми с ФФНР в старшей
На занятии уточняются качественные характеристики звуков; дети упражняются в звуковом анализе слов.
Для работы потребуется: Том, Тим, братцы-гласные, гости-игрушки с простыми названиями, кубики трех цветов с прозрачными окошками, буквы трех цветов в красной, синей и зеленой коробочках без колокольчиков, синей и зеленой с колокольчиками, колокольчики на четырех столах.
1. Логопед приветствует детей в городе «Звукоречье».
2. Дети садятся за отдельные столики и знакомятся со своими гостями, четко произнося имя каждого и выделяя с первого по пятый звуки.
3. Логопед предлагает построить звуковые домики для гостей из кубиков трех цветов, уточняя, какие звуки следует обозначать красными кубиками (гласные), синими (твердые согласные) и зелеными (мягкие согласные).
4. Дети считают, сколько гласных, твердых согласных, мягких согласных звуков в именах гостей.
5. Дети берут кубики нужного цвета и в нужном количестве: у Тома (синие), у Тима (зеленые) и у братцев-гласных (красные) и строят звуковые домики (схемы) для своих гостей.
6. Логопед вместе с детьми проверяет: всем ли звукам хватает места (окошек) в их звуковых домиках, соответствует ли цвет окошка качественной характеристике звука. («Какого цвета первый кубик в твоем домике?»; «Какой первый звук в имени гостя?»)
7. Физкультурная пауза. На четырех из восьми столов прикреплены звоночки, обозначающие звонкие согласные звуки. Логопед уточняет, кто из детей будет выделять глухие согласные звуки, а кто – твердые (у кого на столах звоночки?). Дети прячутся за стульчики. Логопед четко и медленно произносит согласные звуки, а дети встают и высоко поднимают руки, услышав свой звук.
8. Логопед предлагает детям вставить портреты звуков (знакомые буквы) в окошки звуковых домиков. Необходимо уточнить, какая коробочка содержит портреты звуков:
— синяя (твердые глухие согласные);
— синяя с колокольчиком (твердые звонкие согласные);
— зеленая (мягкие глухие согласные);
— зеленая с колокольчиком (мягкие звонкие согласные).
9. Логопед предлагает детям взять нужные буквы из коробочек и назвать, какой именно звук обозначает данная буква.
10. Дети вкладывают знакомые буквы в окошки своих домиков и читают полученное слово, проверяя, правильно ли составлены имена их гостей.
11. Логопед оценивает труд детей и благодарит их за звуковые домики от имени гостей.