Доходный дом богоявленского монастыря
Архнадзор
Очередная жертва капремонта
Лев Журавлев
С 25 октября на Никольской улице 6/2, стр. 1 идет демонтаж керамической облицовочной плитки на бывшем доходном доме Богоявленского монастыря. Мосгорнаследие сознательно тянет с ответом на наше обращение в электронную приемную, чтобы не вмешиваться.
Тем не менее в своих соцсетях ДКН вводит горожан в заблуждение.
Кроме того, в постановлении правительства Москвы №149-ПП от 16 февраля 2021 г. подробно приведены требования градостроительного регламента для рассматриваемого объекта, среди которых «сохранение архитектурно-художественного решения и восстановление утраченных элементов декора северо-западного и северо-восточного фасадов», из чего следует, что замена подлинной плитки является нарушением требований регламента. Сложно представить, что орган охраны мог согласовать подобный проект. Или это заказчик отступил от заявленных в проекте работ?
Доходный дом Богоявленского монастыря проектировал архитектор Николай Николаевич Благовещениский (1867-1926), в Москве им построен целый ряд подобных объектов, среди них кондитерская фабрика Ивановых на Ордынке (Рот-Фронт), первое специализированное здание для показа кинофильмов – кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (перестроен Ф.О. Шехтелем в 1912 году) и др.
В том же квартале, в той же охранной зоне расположен объект культурного наследия федерального значения «Торговый дом Московского купеческого общества», построенный в 1909 г. Ф.О. Шехтелем (Малый Черкасский пер., дом 2), который по своему архитектурному решению несколько напоминает доходный дом на Никольской. В частности, оба они облицованы керамической плиткой (кабанчиком). Однако плитка объекта культурного наследия федерального значения защищена предметом охраны, согласно которому она не подлежит замене, только реставрации. В чем же ценность этой плитки, которую можно увидеть на множестве европейских зданий на протяжении более ста лет?
В начале ХХ века существовало много фабрик, производивших керамическую плитку, как облицовочную, так и напольную. Плитка, использованная в облицовке в доме на Никольской, была произведена одним из лучших заводов Villeroy & Boch в городе Метлах.
Компания Villeroy & Boch образовалась в 1748 году, когда Франсуа Бох вместе с тремя своими сыновьями начал производство керамической посуды. В середине XIX века археологи обнаружили пол времен римской империи в окрестностях Метлаха, Ойгену фон Боху доверили ее реставрацию. Вдохновленные этой археологической находкой специалисты начинают экспериментировать с материалом для производства плитки. Они разрабатывают производственный процесс, сочетающий невероятную износостойкость с потрясающе красивым внешним видом. Эта плитка, производимая в Метлахе с 1852 года, пользовалась большим успехом во всем мире под названием Mettlacher Platten. Спрос был настолько велик, что в 1869 году была построена фабрика по производству плитки – Mosaik Fabrik/Мозаичная фабрика. В 1879 году Villeroy & Boch приобрел новый завод в Мерциге.
Материал плитки – это результат запекания твердой плавящейся глины при температуре 1200 градусов Цельсия. Благодаря такому технологическому процессу плитка становится прочной, морозостойкой и даже кислотостойкой, что делает ее пригодной как для внешнего, так и для внутреннего оформления. Плитка Mettlach по своим свойствам схожа с керамогранитом и натуральным камнем. В интерьерах она может создать кафельный «ковер». Что касается экстерьера, то плитку Mettlach используют для облицовки подвалов, украшения фасадов домов, террас или укладки садовых дорожек. Помимо высокой прочности, плитка может похвастаться абсолютной экологичностью.
Сегодня в мире всего несколько заводов, производящих эту плитку. Но ее подлинники до сих пор можно найти во многих странах, в частности, в Кельнском соборе, на станциях московского метро и в Большом театре. Цвет плитки остаётся таким же насыщенным, как и сотню лет назад, а ее прочность неизменна. Бело-голубая метлахская плитка украшала кабину поезда Николая II и роскошные интерьеры Титаника.
Дом же на Никольской улице, кроме объединенной охранной зоны, попадает также в буферную зону московского Кремля, установленную ЮНЕСКО. Целями разработки границ охранной (буферной) зоны объекта всемирного наследия (согласно рекомендациям ЮНЕСКО по разработке буферной зоны объекта всемирного наследия) являются охрана, сохранение, развитие, целостность, подлинность, стабильность аутентичных ландшафтов и окружающих территорий объектов культурного наследия, как следует из проекта охранных зон объекта всемирного наследия.
К сожалению, в Москве городские власти и органы охраны памятников не придают значения ценности метлахской плитки и в целом сохранению аутентичной исторической среды, которая чудом пережила и революцию, и советский период, но не может пережить безжалостного капремонта, охватившего многострадальный исторический центр.
В Мосгорнаследии объяснили демонтаж исторической плитки здания на Никольской
10:59 Ноя. 13, 2021 3755
0
По данным департамента, фасад бывшего доходного дома Богоявленского монастыря был в аварийном состоянии.
Ранее ремонтные работы привлекли внимание градозащитников. По их словам, рабочие портят первозданный облик объекта культурного наследия ЮНЕСКО.
В пресс-службе Мосгорнаследия рассказали радиостанции «Говорит Москва», что облицовка постройки была повреждена и нуждалась в ремонте.
«Здание по адресу: ул. Никольская, д. 6/2, стр. 1 не является объектом культурного наследия. Работы по капитальному ремонту были необходимы из-за аварийного состояния связующего раствора плитки со стенами здания, частичного её выпадения, наличия сколов, следов замазывания плитки краской и отсутствия некоторых элементов.
Специалисты-реставраторы, которые выехали на объект, установили, что глазурованная плитка значительно повреждена. Частично в советское время плитку заменили на современную, а некоторые образцы имели следы закрашивания масляной краской».
По мнению жителей Москвы, выступивших против демонтажа, с объекта сбивают историческую немецкую плитку начала XX века «Villeroy & Boch», произведённую в городе Метлах. В департаменте культурного наследия Москвы опровергли это утверждение. При этом в Мосгорнаследии пообещали сохранить ценностные характеристики плитки.
«Важно подчеркнуть, что данная плитка не является «метлахской», для которой характерно изготовление из керамики с проникновением цвета на всю толщину изделия, высокотемпературный обжиг без применения глазури по поверхности. В то же время завод изготовителя данной плитки, «Виллерой и Бох», действительно располагался в городе Метлах (Германия). Однако терминологически в данном случае более важен технологический способ изготовления.
Мы настаиваем и будем настаивать на том, чтобы вновь укладываемая плитка была аналогичной по размеру, материалу и цвету с оригинальной. Заказчику работ направлено письмо о предоставлении в департамент образцов демонтируемой плитки с фасадов и плитки, которую планируется укладывать».
В пресс-службе подчеркнули, что все цельные элементы плитки будут сохранены. Их максимально бережно демонтируют и в дальнейшем будут использовать в интерьерах, добавили там. Постройка не относится к объектам культурного наследия, уточнили в Мосгорнаследии.
Доходный дом Богоявленского монастыря был построен в 1905 году по проекту архитектора Николая Благовещенского. По утверждению москвоведов, здание имеет историческую градоформирующую ценность и входит в охранную зону объекта всемирного наследия Московского Кремля, установленную ЮНЕСКО.
Москвич
В доме на Никольской из-за капремонта уничтожают историческую плитку
Облик дома не спасает даже то, что он находится в охранной зоне ЮНЕСКО. Речь идет о доходном доме Богоявленского монастыря на Никольской, 6/2, стр. 1, построенном в 1905 году архитектором Николаем Благовещенским. 25 октября с его фасада, как сообщает «Архнадзор», начали варварски сбивать облицовочную плитку.
Плитка эта отнюдь не простая — она произведена в начале XX века одной из лучших фабрик того времени Villeroy & Boch в городе Метлах. Она изготовлена из твердой глины при температуре 1200 °С, а потому не выцветает и является крайне прочной, не боится мороза и даже кислоты, благодаря чему ее любили использовать для внешней отделки.
И вот эта самая уникальная плитка, которую прозвали вечной, способная выдержать кислоту, не выдержала равнодушия чиновников и инструментов рабочих. Создатель проекта Hidden Places of Moscow Эрик Шахназарян рассказал, что работы идут со всеми возможными нарушениями — отсутствием инфощита, в темное время суток и во время локдауна. Кроме того, здание является исторически ценным градоформирующим объектом, расположенным в охранной зоне (утвержденной Постановлением Правительства Москвы № 881 от 16.12.1997 г.), а потому любые работы в нем надо согласовывать с Мосгорнаследием. Однако в Мосгорнаследии заявили, что раз здание не является объектом культурного наследия, то они умывают руки.
Эрик Шахназарян также напоминает, что дом находится в буферной зоне Московского Кремля, находящейся под защитой ЮНЕСКО. А потому он предлагает такой способ спасения облика здания (раз власти на диалог не идут): написать в ЮНЕСКО коллективное письмо с множеством подписей. Хочется верить, что до того момента, как его составят, подпишут, отправят, прочтут и отреагируют, еще будет что спасать.
Демонтаж метлахской плитки на Никольской спровоцировал крупный городской скандал
Градозащитники недоумевают: кому помешал знаменитый «кабанчик», который «живет» дольше самих домов?
В ходе ремонта бывшего доходного дома Богоявленского монастыря на углу Никольской улицы и Богоявленского переулка рабочие сбивают с дома так называемый «кабанчик» — облицовочную плитку начала ХХ века. На фоне того, что в Москве ежегодно случаются сносы исторических зданий, а к реставрации сохраняющихся бывает немало вопросов, сбиваемая плитка — вроде бы мелочь. Но эта мелочь стала предметом разгорающегося градостроительного скандала. Почему — разбирался «МК».
Тривиальная в общем-то ситуация: идет ремонт старого дома, и заказчик, стараясь сделать «всё как новенькое», сбивает облицовочный слой «до материка». В том числе — сохранившуюся очень характерную для начала ХХ века плитку-«кабанчик». Такая плитка называется еще метлахской — по городу Метлах в Германии, где ее изготавливали множество производителей. Фабрика Виллеруа и Боха, поставившая плитку на стройку доходного дома Богоявленского монастыря, была из лучших, и облицовка не выглядела требующей замены.
Надо сказать, «кабанчик» почти никогда ее не требует — «умирает» последним, когда крыша и стены уже никуда не годятся. Очень прочный материал, уничтожить его естественным образом практически невозможно. Когда-то со множества домов метлахскую плитку посбивали, поскольку она вышла из моды. Но сейчас «кабанчик» признан классикой, так что «модный» аргумент неактуален.
Похоже, что заказчик (а дом, который уже много десятилетий нежилой, занимает Федеральная служба охраны) просто хочет обновить здание, не особенно заботясь о сохранении «кабанчика».
Согласования на эти работы получены и от самой ФСО, и от Департамента культурного наследия (ДКН) Москвы еще в 2017 году. Стало быть, ремонт идет как положено. Значит, и говорить не о чем?
Но новость о сбиваемой плитке — первая по теме охраны наследия за несколько месяцев, что активно распространяется в СМИ. О «кабанчике» на Никольской вышел даже телесюжет на федеральном канале — при том, что телевидение далеко не всегда обращает внимание даже на снос зданий.
Одной из причин, возможно, является возникшая вокруг дома юридическая коллизия. «Дом, по данным 2019 года, является исторически ценным градоформирующим объектом, — рассказывает активист движения «Архнадзор» Мария Коробова. — Предполагаю, что облицовка плиткой фасадов является охраняемыми особенностями этого дома». Коробова и другие градозащитники составили письменные обращения в ДКН с просьбой проверить правомерность работ и остановить их, если они не санкционированы.
Департамент на данный момент прокомментировал ситуацию лишь в социальных сетях. «Здание не является объектом культурного наследия, — отметили представители ведомства. — Поэтому проведение каких-либо работ или их остановка не входит в компетенцию нашего ведомства».
Вопрос о слишком вольном поведении застройщиков в охранных зонах (и слишком частом молчании охранного ведомства по поводу происходящего) для Москвы старый и больной. И когда происходит что-то слишком яркое на эту тему, оно становится поводом для общественного возмущения. Но, пожалуй, только если есть «отягчающие обстоятельства». В данном случае — они есть. Существует постановление правительства Москвы № 149-ПП от 16 февраля этого года, в котором прописан четкий градостроительный регламент для этого здания. Из текста постановления, где упоминается «сохранение архитектурно-художественного решения и восстановление утраченных элементов декора северо-западного и северо-восточного фасадов», следует, что плитка в будущем должна покрывать все здание. Как это и было задумано архитектором Николаем Благовещенским — который помимо этого дома построил множество других памятников московского модерна, в том числе кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади до его переделки Федором Шехтелем.
Понятно, что солидное федеральное ведомство вряд ли стеснено в средствах на ремонт здания, и потому плитку «по кругу» мы, скорее всего, в любом случае увидим. Настоящую, может быть, даже той самой фирмы — производитель ведь жив и по-прежнему делает отличную керамику. Но возникает проклятый вопрос: а зачем при этом сбивать старую, отлично «сидящую» плитку?
Этот вопрос можно задать с двух позиций. Первая — искусствоведческая: историки и реставраторы уже устали объяснять заказчикам работ и их завхозам, чем подлинник отличается от новодела и почему этот самый подлинник очень важно сохранить. Вкратце — чтобы была точка отсчета, чтобы любой человек мог, проходя по улице, увидеть настоящие материалы прошлых веков. Иначе ведь даже в музеях их постепенно не останется.
Вторая позиция, с которой такой ремонт выглядит странно, — простая экономика. Жизнь здесь и сейчас не становится лучше, веселее и особенно дешевле. Поэтому ненужное расточительство — то есть сбивать роскошный материал, который простоит еще сто лет, не может не вызывать раздражения. Как любое расточительство в трудные времена.
vladimirdar
Блог о моих ощущениях этого Мира
Размышления о себе, других и Мире.
Богоявленский монастырь является, пожалуй, самым первым и древнейшим монастырем Москвы (однако, есть альтернативная точка зрения, что первым был все же Данилов) и был основан благоверным князем Даниилом Александровичем, младшим сыном святого Александра Невского и первым князем Москвы, при котором она стала самостоятельным удельным княжеством, выделившись из Владимирского.
О дате основания Богоявленского монастыря нет точных достоверных сведений. Принята условная – 1296 год, когда Даниил принял титул князя Московского, но основан он мог быть между 1296 и 1304 годом, то есть при жизни князя Даниила.
Великий князь Даниил Московский
03.
Монастырь встал на посаде (который еще не был обнесен крепостной стеной Китай-города), где селились ремесленники и купцы и где раскинулся главный московский торг. Отсюда первое обозначение монастыря – «что за Торгом». Потом появилось более определенное название – «что за Ветошным рядом»: здесь торговали мехами (по-старинному, ветошью), а рядами назывались традиционные московские торговые прилавки. Вход же в обитель до конца XVII века был со стороны Ветошного переулка, что любопытно.
04.
Источник
Троицкий собор Свято-Троице Сергиевой Лавры.
05.
Здесь же проходил послушание и потом принял постриг боярский сын Елевферий Бяконт – будущий святитель Алексий Московский. В декабре 1352 года, он был поставлен епископом Владимирским, а на следующий год святитель Алексий стал митрополитом и опекуном малолетнего великого князя Дмитрия Ивановича. Со времен Алексия в монастыре переписывались и переводились книги, которые привозили греческие монахи, приезжавшие в Москву. Для них Богоявленский монастырь был подворьем. Так, при Дмитрии Донском из Константинополя прибыл старец Дионисий и, принятый с честью, остановился в Богоявленском монастыре по приказу государя – это был будущий святитель Дионисий, архиепископ Ростовский.
Монастырь чудом уцелел в 1382 году, когда хан Тахтомыш, бесчинствуя в Москве в отместку за Куликовскую битву, лично повелел запалить Богоявленскую обитель. Однако, монастырь сгорел вместе с посадом в 1451 году при нашествии ордынского царевича Мазовши, и был восстановлен помощью великого князя Василия II. Обитель сильно пострадала в пожаре 1547 года, случившемся через полгода после венчания Ивана Грозного на царство.
Храм Богоявления Господня в Богоявленском монастыре. 1883 год.
Смутное время не обошло стороной Богоявленский монастырь. Он оказался в эпицентре боев за Китай-город в марте 1611 года и осенью 1612 года, а поляки разграбили и сожгли обитель, так что первые Романовы стали вновь отстраивать ее на пепелище.
В 1645 году царь Алексей Михайлович повелел игумену монастыря Пафнутию совершить перенесение в Москву чудотворного образа Спаса Нерукотворного из Хлынова, где от него исцелился слепец и начались многие чудеса. Именно эта икона, по преданию, оставила имя кремлевским Спасским воротам, через которые ее с крестным ходом проносили в Кремль, на поклонение в Успенский собор, а затем через них же выносили в Новоспасский монастырь к освящению его собора (прежде ворота назывались Фроловские). Игумен Ферапонт во время венчания на царство Алексея Михайловича подавал ему бармы (оплечье, великокняжеская, царская регалия), скипетр и «яблоко», а потом обедал в Грановитой палате. Игумен Корнилий, став митрополитом Казанским, устроил близ Богоявленского монастыря Казанское подворье, а потом в сане митрополита Новгородского хоронил патриарха Никона в Ново-Иерусалимском монастыре. Игумен Амвросий участвовал в венчании на царство государя Федора Алексеевича и подносил ему шапку Мономаха. Игумен Никифор принимал участие в поставлении патриарха Адриана, облагодетельствовавшего Богоявленскую обитель.
В 1624 году был построен новый каменный собор под покровительством Романовых. Однако полностью замысел воплотился лишь в конце XVII века, когда при патриархе Адриане для Богоявленского монастыря настали его лучшие времена. По его благословению в 1690-х годах был выстроен изумительный собор в стиле «нарышкинского» или «московского барокко», который дожил до наших дней. Изящный храм венчала традиционная московская «луковица», а великолепие ему придавал богатейший декор и причудливое сочетание белокаменной резьбы и красных стен. В строительстве участвовала и царица Наталья Кирилловна. Только имя автора осталось неизвестным, но Богоявленский собор часто сравнивают с церковью Троицы в Лыкове, которую строил Яков Бухвостов.
09.
Богоявленский собор имеет два яруса. В нижнем устроили теплую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери – в память о чудесном спасении Москвы и России в 1612 году. Рядом было и Казанское подворье. К тому же патриарх Адриан прежде был митрополитом Казанским, и храм напоминал ему о чудесном обретении иконы в Казани. Он сам освятил эту придельную церковь в 1693 году, которая стала усыпальницей для многих знатный фамилий России. Главный престол в честь Богоявления – в верхнем ярусе, с великолепным иконостасом – был освящен чуть позже, в 1696 году. А на следующий год был освящен придел святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца, – в память о великом иноке, которого называли тем «семенем святым», на котором зиждется обитель Богоявления.
«Бунташный» XVII-й век (время войн и бунтов в России) сложился для обители благоприятно. Продолжались щедрые вклады. Князь Юрий Петрович Буйносов-Ростовский, воевода Новгорода, который помогал патриарху Никону строить Иверский монастырь, имел обширный двор на Никольской. В 1672 году его племянница боярыня Ксения Репнина подарила этот двор монастырю. Территория монастыря расширилась вдвое, и он получил выход на Никольскую улицу, где были построены первые святые ворота монастыря с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Богоявленский монастырь был разделен на две половины: в южной стоял соборный храм, настоятельские покои и братские кельи, в северной – хозяйственные помещения. Считается, что в одну половину был запрещен вход женщинам, и именно поэтому в XVIII веке построили вторые ворота.
Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи. Литография К.Эргот. На этом месте в 1905г. был построен доходный дом монастыря.
11.
Угловая башня (XVII век) Богоявленского монастыря в Китай-городе. Рисунок академика Нисевина. 1871 год. М.П.Кудрявцев. МОСКВА-ТРЕТИЙ РИМ. Москва.1994.
12.
Во время разорения Москвы Наполеоном монастырь занял под резиденцию один из наполеоновских маршалов, что чудом спасло обитель от разорения и гибели. В 1830 году церковь Бориса и Глеба на колокольне была переосвещена в честь Спаса Нерукотворного и обновлена на частные пожертвования, чтобы летом служить в ней ранние заупокойные обедни. В эту церковь из настоятельских келий провели крытую галерею, и церковь стала называться домовой архиерейской. Монастырь славился своим особенным, благочестивым богослужением, и его любили посещать москвичи.
История Богоявленского монастыря во второй половине XIX века тесно связана с афонскими обителями. В 1867 году в Москву из русского Пантелеймонова монастыря на Афоне была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница» и с ней другие святыни: частицы святых мощей целителя Пантелеймона, крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня. Иеромонах Арсений, доставивший их в Москву, остановился в Богоявленском монастыре, и святыни были выставлены для поклонения в его соборе. Желающих приложиться к ним собралось великое множество, так что храм с утра до вечера был переполнен молящимися, стекавшимися со всей России.
В 1873 году в соборе был устроен придел во имя святого Пантелеймона, и в том же году для святынь на Никольской улице выстроили Афонскую часовню при Богоявленском монастыре. Ее настоятелем стал тот же иеромонах Арсений. Однако маленькая часовня стала со временем тесной для всех желающих приложиться к святыням. Было решено построить новую.
Часовня Святого Пантелеймона (справа, за Китай-городской стеной) у Владимирских ворот. 1884 год.
16.
После смерти иеромонаха Арсения ее настоятелем стал иеросхимонах Аристоклий (Амвросиев), возлюбленный москвичами и недавно причисленный к лику святых. Богоявленская обитель дозволяла афонским насельникам, оказавшимся в Москве, совершать в своем соборном храме богослужения в дни великих афонских праздников иконы Божией Матери «Скоро послушница» и целителя Пантелеймона, причем в них участвовала и вся братия обители во главе с настоятелем. Чудотворная икона Пантелеймона из этой снесенной величественной часовни ныне находится в церкви Воскресения в Сокольниках.
В начале века, когда проводили калориферное отопление внутри храма, уничтожили захоронения с надгробиями и следы древних, ценных для археологии сооружений. Дальше – хуже. В 1905 году, невзирая на протесты Московского археологического общества, была снесена старинная надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи ради строительства на ее месте выгодного доходного дома (см. фото выше), а вместо нее в храме устроили новый одноименный придел.
Л.А. Беляев. Древние монастыри Москвы по данным археологии. РАН. Институт археологии. Москва. 1995.
М.П. Кудрявцев. МОСКВА-ТРЕТИЙ РИМ. Москва.1994.
Елена Лебедева. БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКВЕ «Памятник благочестия». Портал «Православие.Ru». 18.01.2008