Доклад дистанционное обучение формы и методы обучения

Доклад Формы и методы организации дистанционного обучения в общеобразовательном учреждении

Формы и методы организации дистанционного обучения в общеобразовательном учреждении

Калимуллина Гульназира Махмутьяновна,

научный сотрудник Центра дистанционного образования

Института развития образования Республики Башкортостан

В настоящее время имеет место процесс информатизации учебного процесса применительно ко всем изучаемым дисциплинам, как в средней общеобразовательной школе, так и в высших учебных заведениях. Для средней общеобразовательной школы это означает, что любой учитель- предметник должен на своих уроках в определенном объеме использовать компьютер как дополнительное обучающее средство учащихся.

Более того, сейчас неиспользование в учебном процессе современных информационных технологий- это анахронизм, который препятствует развитию новых педагогических технологий. Поэтому систему принципов и методик, с помощью которых учитель на базе примитивных технических средств передает знания ученику, следует признать отжившей хотя бы потому, что использование компьютерных технологий позволяет значительно увеличить объемы передаваемых знаний в пределах одного школьного урока.

Усовершенствование всех программных средств информационных технологий, которое приводит к увеличению их доступности для более широкого круга пользователей, привело к тому, что устаревшая педагогическая парадигма «учитель-ученик» стала вытесняться новой парадигмой «учитель- персональный компьютер- ученик».

Новая педагогическая парадигма «учитель- персональный компьютер-ученик» наиболее востребована при дистанционном образовании учащихся. В процессе такой работы учащиеся общеобразовательных учреждений приобретают вкус самостоятельного обучения и если у них есть мотивация (получить досрочно оценку по предмету, а высвободившееся время, например, посвятить проектной работе или подготовке к ЕГЭ), то эффективность такого дистанционного обучения возрастает многократно. Дистанционное обучение– это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Целями дистанционного образования является

При дистанционном обучении не возникает проблем с заболевшими учителями, с количеством школьных кабинетов. У учителя высвобождается больше времени для повышения уровня профессиональной подготовки, появляется возможность работы по совместительству.

В системе «дистанционное обучение» выделяется три основные составляющие: 1) обучаемый с его образовательными потребностями; 2) учитель, координирующий и направляющий образовательную деятельность обучаемого; 3) специфическая образовательная среда, в которой осуществляется процесс обучения.

Успешное функционирование системы возможно при условии, что обучаемый и обучающий готовы к взаимодействию в новой среде. Дистанционному обучению в общеобразовательном учреждении присущи следующие формы:

Чат– занятия. Все ученики имеют одновременный доступ к чату. Таким образом, обучаемый и обучающий находясь в разных точках, могут общаться как в реальности: учитель может вести урок для неограниченного числа учеников, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дискутировать, проводить контрольные и лабораторные работы, игры.

Тестирование. Предполагается, что у каждого ученика есть допуск к электронной среде общеобразовательного учреждения, в котором ученик может проходить тестирование, отвечать на вопросы форума, задавать вопросы учителям и тьюторам.

Форум. Учителем выносится ряд вопросов для обсуждения, обучаемые отвечают на данные вопросы. При этом могут дополнять друг друга.

Видео – конференции. Фактически это обычная конференция, на которой ученики могут подготовить различные доклады (проекты), которые будут оценены комиссией общеобразовательного учреждения и учениками. Единственное отличие в том, что ученик может находиться дома в более спокойной обстановке.

Электронная рассылка. Данная форма позволяет рассылать ученикам методические материалы, необходимые для обучения ( видео –аудио- лекции)

Методы организации, которые используются при дистанционном обучении: 1) Кейс-технология- это технология дистанционного обучения, основанная на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации постоянного взаимодействия с учителем и другими учащимися дистанционным способом; 2) ТВ-технология- это технология дистанционного обучения, базирующаяся на использовании систем телевидения для доставки учащемуся учебно-методических материалов и организации обратной связи с помощью любых интерактивных средств; 3) Сетевая технология- это технология дистанционного обучения, базирующаяся на использовании сетей телекоммуникации в интерактивном режиме; 4) Комбинированный способ- это обучение, основанное на использовании следующих средств: а) CD, DVD, дискеты, аудиокассеты, печатные материалы; б) системы телевидения, учебно-консультационные занятия; в) интернет, интерактивное взаимодействие между учителем и учеником.

Из чего следует следующий вывод: благодаря появлению Интернета и дистанционного обучения у учащихся общеобразовательных учреждений появилась возможность заниматься в удобное для них время, в удобном месте, в не зависимости от места проживания, состояния здоровья и материального обеспечения.

Помимо того, учащиеся общеобразовательных учреждений дополнительно могут повысить свой уровень знаний по иным предметам, используя данный вид образования. А так же дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”.

1.Бершадский А.М., Кревский И.Г. Понятие, формы и методы дистанционного образования http://www.vspu.ac.ru/sci/monograf

Источник

Доклад на тему «Дистанционное обучение»

Доклад на тему «Дистанционное обучение»

В настоящее время в связи с пандемией коронавируса, недопущением его распространения школы и высшие учебные заведения перешли на дистанционный режим обучения.

Сама идея получения образования на расстоянии не нова. «Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята ещё Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования». Конечно это не было тем дистанционным обучением, которое мы знаем сегодня. Пройдя в своём развитии несколько этапов, в начале двадцать первого века оно совершает огромный прорыв. Это прежде всего связано с тем, что становятся широко доступны персональные компьютеры и глобальная сеть Интернет и появилась «возможность предоставления доступа к учебному контенту практически из любой точки мира».

Существует несколько определений понятия «дистанционное обучение».

Из этого множества определений наиболее точным считается следующее: дистанционное обучение – это «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения».[2]

Дистанционное обучение, имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Персонификация обучения. Обучающийся сам определяет для себя скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала. При этом не регламентируется время выполнения задания.

«Обучение в максимально комфортной и привычной обстановке, что способствует снятию эмоционального напряжения.

возможность получить намного больше информации

использование современных информационных технологий

возможность использовать неограниченное количество источников получения информации:

компьютерные обучающие программы;

электронные учебные пособия;

компьютерные системы тестирования и контроля знаний;

учебные аудио и видеоматериалы;

Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.

Но наряду с преимуществами дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести:

Отсутствует личное взаимодействие обучающегося с преподавателем и сверстниками, которое очень важно особенно в начальных классах.

Обязательное наличие высокой степени самоорганизации обучающегося, родителей, так как большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно.

«Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома» и учебного заведения

Обучение ведётся преимущественно в письменном виде

Неготовность участников образовательного процесса, и прежде всего преподавателей, к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.

А также то, с чем столкнулись мы сейчас:

— необходим навык работы не только с компьютером, но и с другими техническими средствами

— зависимость от качества работы Интернет и информационно-телекоммуникационных сетей

— зависимость от наличия этих самых Интернет и информационно – телекоммуникационных сетей

Но как же организовать дистанционное обучение?

Встречи в режиме реального времени

Вы договариваетесь с учениками о времени, когда будет проведен прямой эфир или назначена онлайн-встреча. На онлайн-уроке вы объясняете материалы, отвечаете на вопросы учеников и задаете вопросы им.

Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы

которые содержат инструкции, учебный контент (видео, интерактивные видео, текст, рисунки), самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов ученик изучает новую тему самостоятельно. Для вопросов учеников стоит создать чат для общения, чтобы, сталкиваясь с трудностями, они продолжали выполнять задания.

Задайте себе три вопроса:

Чему я хочу научить моих учеников (каких учебных результатов они достигнут)?

Как ученики этому научатся (каким образом они достигнут учебных результатов)?

Каким образом я могу поддержать их в этом (как я помогу им достичь учебных результатов и как узнать, достигли ли они их)?

Исходя из ответов составьте для себя план работы: какие учебные материалы надо создать, как мониторить работу ребят, как и когда предоставлять им обратную связь.

Можно составить план работы и для учащихся.

Определите, как будете связываться с учениками

У учеников должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам. Если вы использовали в работе с учениками некоторую платформу (блог, сайт, мессенджеры, закрытую группу и т.д.), то и в дистанционном обучении ученики могут работать через нее.

Начните создавать учебные материалы

Привычные формулировки заданий в журнале “учебник, стр.23-25, прочитать и ответить на вопросы” в дистанционном обучении становятся бессмысленными, так как не содержат обучающей функции.

К учебным материалам добавляйте инструкции по работе (так, как если бы вы объяснили в классе), указывайте время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки.

Учтите вызовы, с которыми можем столкнуться

Вызов 2. На создание учебного материала будет уходить время.

Вызов 3. Стоит продумать работу, которую ребята будут выполнять на отметку. У учеников под рукой google и одноклассники в совместном чате. Поэтому работа на отметку должна быть такова, чтобы первый и второй фактор являлись помощниками.

Старайтесь избежать этих ошибок

Ошибка 1. Думать о том, как контролировать ученика. Необходимо думать как помочь ему учиться.

Ошибка 2. Выставлять отметку за процесс обучения, а не за итог.

Ошибка 3. Просить учеников фотографировать абсолютно все задания и присылать вам на почту. Так можно делать только в случае с единичными учениками, у которых не получается выполнять задание и необходима ваша обратная связь. Иначе на ваш почтовый ящик будут каждый день приходить около сотни писем с фотографиями учеников.

Определите, какие цифровые сервисы будете использовать

Все сервисы я распределила на несколько групп. Исходя из ваших задач определяйте, какие из них задействуете в работе с учениками.

Онлайн-встречи с учениками

Сервисы, с помощью которых вы организовываете онлайн-урок в режиме реального времени.

Сервис для проведения видеоконференций и вебинаров. В бесплатной версии можно проводить встречи до 40 минут и на 100 человек.

Сервис для организации онлайн-обучения. Создается класс, к которому подключаются ученики (они должны создать в этой среде аккаунт). Здесь можно вести общение, публиковать задания и объявления. И можно проводить онлайн-встречи.

Приложение для проведения прямых эфиров. Чтобы ученики могли смотреть ваши трансляции, им надо установить это приложение на телефон и создать аккаунт.

Видео можно создать либо через запись на камеру (телефона, например), либо через запись экрана.

Позволяет создавать скринкасты (видео с экрана монитора), видео посредством веб-камеры или записывать экран и изображение с веб-камеры одновременно.

Рабочие листы в документах Google

Создавайте учебный материал через документ Google и предоставляйте доступ ученикам.

При помощи Edpuzle учитель может создать интерактивные видео путем добавления в видео либо викторины с одним правильным вариантом ответа, либо открытые вопросы, либо комментарии в формате аудио, текстовые комментарии или аудиотреки. Видео добавляются с различных веб-сайтов, например YouTube, Vimeo, National Geographic.

Тесты для самопроверки

С помощью этих сервисов учащиеся могут проверять свое понимание в учебной теме.

Простой сервис, позволяющий создавать различные приложения для самопроверки: текст с пропусками, викторины, классификация, интерактивное видео и т.д.

Интерактивные задания по любым учебным предметам.

Сервис, позволяющий создавать флешкарты и игры, которые можно использовать для любой учебной ступени или любого учебного предмета. Quizlet чаще всего рассматривают как сервис для изучения иностранных слов.

При выборе средства организации взаимодействия с обучающимся преподаватель прежде всего должен ориентироваться на те, которые доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, но при этом необходимо постепенно знакомить его и другими, так как это создаст у ребёнка дополнительную мотивацию, сделает процесс обучения более разнообразным, поможет повысить качество освоение учебного материала.

Было бы ошибочным считать, что к дистанционному обучению мы обратились только сегодня, его элементы используются постоянно.

Однако, ошибочно было б считать, что мы только сейчас столкнулись с дистанционной формой обучения. Его элементы мы постоянно используем в работе.

С целью подготовки к ГИА и повторения учебного материала мы с учениками 9 – А класса готовим грамматические памятки учащимся начальной школы. Класс я разделяю на группы по три человека. Каждый ученик в группе имеет свое собственное задание, но при этом работает в тесном контакте с остальными. Каждый отвечает за подбор материала: кто – один подбирает теорию, второй упражнения для практического применения, третий обеспечивает интересную подачу, видео или аудиосопровождение. Таким образом старшие ученики имеют возможность повторить и систематизировать пройденный грамматический материал, а младшие интересные «учебные» пособия.

Исходя из выше изложенного я составила памятку о том, как учителю эффективно использовать дистанционное обучение?

1. Оцените возможности

Убедитесь, что ученики имеют техническую возможность перейти на дистанционное обучение

2. Дайте себе время на перестройку

3. Определите цели

Чего вы хотите от дистанционного обучения?

4. Адаптируйте обучение под возраст учеников

В начальной школе по возможности сведите к минимуму изучение нового и сосредоточьтесь на повторении. Если решили дать новый материал, выберите доступный и комфортный для вас и учеников формат занятия. Например, покажите короткое видео или организуйте урок в режиме видеоконференции.

5. Подкрепляйте теорию практикой

6. Определите учебное время

Выберите время для проведения дистанционных уроков.

7. Забудьте про привычную форму урока

Одно из условий эффективной удаленной работы — это частая смена заданий и много практики.

8. Установите сроки выполнения заданий

9. Помните об обратной связи

10. Создайте четкие инструкции

Переход на удаленное обучение неизбежно вызывает у родителей школьников много вопросов. Создайте подробную памятку с ответами на наиболее важные из них. Родителям станет спокойнее, а вам не придется тратить время на объяснения каждому отдельно

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное взаимодействие обучающегося и преподавателя имеет ряд преимуществ, открывает больше возможностей перед обучающимся, помогает снять эмоциональное напряжение, пространственные и временные преграды, делает доступным образование для любого ребёнка.

Однако, не смотря на внушительный список преимуществ учителя, учащиеся и родители при вынужденном переходе на ДО столкнулись и будут сталкиваться с трудностями. А наша задача – помочь им эти трудности преодолеть.

Свое выступление я бы хотела закончить цитатой:

Источник

Доклад Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЗУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Г.О. СЕРЕБРЯНЫЕ ПРУДЫ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РФ

142960 Московская область тел.\ факс 8 – 496 – 67 – 36 – 232

с. Узуново, мкр-н Северный, д.13

Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель

Автор: Ардифок Анна Станиславовна

Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых – дистанционное обучение.

Новые требования к знаниям, стремительное развитие информационных технологий, появление новых методик обучения, стандартизация программ общего среднего образования в различных странах мира – все это требует тщательного пересмотра подхода к системе обучения, которая должна по максимуму использовать доступные телекоммуникационные, информационные и педагогические технологии.

Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя-тьютора.

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.

В средней школе под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.

Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.

О необходимости использования такого метода обучения говорят следующие факторы:

возможность организации работы с часто болеющими детьми и детьми-инвалидами;

проведение дополнительных занятий с одаренными детьми;

возможность внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий (ребусы, кроссворды и т.д.);

обеспечение свободного графика обучения.

формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;

создание эффективного образовательного пространства;

развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Выделяют следующие основные направления внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования :

обеспечение доступности образования для детей инвалидов и детей, которые имеют поведенческие проблемы;

повышение качества образования в малокомплектных школах;

обеспечение доступности образования для детей, которые временно по каким-либо причинам не могут посещать школу;

возможность продолжения обучения при введении в школе карантина;

обеспечение возможности получения дополнительного образования;

возможность обучения по отдельным предметам с применением дистанционных технологий;

получение доступа к обширной базе данных, что позволяет детям более успешно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена.

Дистанционное обучение предоставляет и учителям уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими коллегами, а также участвовать в онлайн мероприятиях.

В Федеральной программе развития образования разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения является одним из основных направлений, которое должно способствовать формированию гармонично развитой, социально активной и творческой личности. При этом считается, что активное распространение дистанционных образовательных технологий позволит российской системе образования занять достойное место в международном информационном и коммуникационном пространстве.

Дистанционные образовательные технологии – технологии, реализация которых преимущественно осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии учеников и педагогов.

Образовательная технология – это комплекс, который включает в себя:

планирование результатов обучения;

критерии выбора оптимальной модели для определенных условий;

набор моделей обучения.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий считается одной из форм электронного обучения, при котором:

самостоятельно определяет для себя время и форму обучения;

самостоятельно выбирает последовательность изучения материала.

При этом ученик должен:

достичь запланированных результатов обучения;

изучить весь материал в соответствии с образовательной программой.

организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;

разработка системы и проведение итогового оценивания ученика;

оказание консультационной поддержки.

Кроме того, учитель является ответственным за достижение его учениками запланированных результатов обучения.

Применение дистанционных образовательных технологий может быть организовано для изучения всего учебного курса или же отдельных разделов. Изучение отдельных тем курса рекомендуется проводить по отдельности для «слабых» и «сильных» учеников.

Надо учитывать, что синхронная и асинхронная методика предполагают различную нагрузку на всех участников учебного процесса. При синхронной методике ученик и учитель постоянно активно взаимодействуют, поэтому преподаватель здесь выступает в роли «локомотива», который тянет за собой ученика.

Асинхронная методика обучения предполагает уже большую ответственность обучаемого за итоговый результат. На первый план выходит уже самообучение и самостоятельное определение темпа изучения нового материала. Преподавателю в этом случае уже принадлежит роль консультанта.

Однако наибольшего образовательного эффекта удается добиться при одновременном использовании двух методик.

Основные формы дистанционного обучения

Чат – учебные занятия, которые предполагают использование чат-технологий. Такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам одновременно предоставляется доступ к чату.

В целях реализации дистанционных образовательных технологий необходимо иметь в распоряжении следующие средства :

система управления. Обычно для этого используется сайт школы, где ведется отдельный электронный дневник и журнал;

разработанный и утвержденный обучающий контент;

обеспечение возможности совместного хранения и редактирования документов;

блог либо сайт учителя;

сетевые интерактивные доски, ресурсы для создания карт знаний.

Все формы дистанционного обучения можно задействовать для реализации различных образовательных программ:

участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет-мероприятиях (интернет-фестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т.д.);

подготовка к экзаменам;

участие в разнообразных школьных телекоммуникационных мероприятиях;

осуществление проектной и исследовательской деятельности, а также ведение сетевых проектов;

организация дополнительного обучения по «интересам».

Необходимо учитывать, что при использовании дистанционного обучения к организации процесса самого обучения предъявляются определенные требования:

наличие специального мультимедийного интерактивного учебного курса;

применение аппаратно-программного обеспечения для управления учебным процессом;

обеспечение технической поддержки, что предполагает привлечение к работе сетевых администраторов, инженеров, программистов, лаборантов для обслуживания программной среды, учебного процесса и техники;

разработка соответствующего комплекса нормативных правовых документов.

Кроме того, учитель, который ведет обучение дистанционно, должен быть уверенным пользователем компьютера, ведь в его обязанности входит размещение на Интернет-ресурсе домашнего задания, осуществление контроля, организация онлайн-обсуждения какой-либо темы.

Педагогические принципы построения дистанционного курса

В центре обучения должна находиться самостоятельная познавательная деятельность ученика, а не сама дисциплина или способы ее преподавания.

В ходе обучения у ученика должны быть сформированы способности по самостоятельному поиску информации и правильной ее обработке. При этом процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, а, наоборот, сам ученик должен с самого начала быть вовлечен в активную познавательную деятельность и не ограничиваться только информацией, содержащейся в учебных материалах.

Применение новейших педагогических технологий, которые соответствуют специфике дистанционной форме обучения и максимальным образом способствуют раскрытию внутренних резервов каждого ученика.

Обеспечение активного взаимодействия ученика не только с преподавателем, но и другими участниками учебного процесса.

Система контроля должна иметь систематический характер и строиться на основе оперативной обратной связи (предоставление ученику консультаций в удобное для него время) и отсроченного контроля (например, при проведении тестирования).

Процесс создания дистанционных учебных курсов должен начинаться с проведения глубокого анализа целей обучения, имеющихся дидактических возможностей, а также требований к технологиям дистанционного обучения. Необходимо учитывать, что ключевые компоненты деятельности педагога (изложение учебного материала, практика и обратная связь) сохраняют свою актуальность и в курсах дистанционного обучения.

Основная проблема в данном случае заключается в создании концептуального нового методического материала, который основывается на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний ученика.

Для того чтобы дистанционный курс стал более эффективным, он должен обладать следующими характеристиками:

детальное и тщательно продуманное планирование деятельности учеников, включая четкую постановку задач и целей обучения, предоставление всех необходимых учебных материалов;

обеспечение оперативной и эффективной обратной связи, которая позволяет ученику получать достоверную информацию о правильности своего продвижения;

обеспечение обратной связи между учеником и педагогом;

постоянная поддержка мотивации ученика;

учет особенностей технологической базы, на которой планируется развернуть тот или иной курс дистанционного обучения.

Многие школы решаются на эксперименты с введением проектов по внедрению дистанционной формы обучения учеников в качестве поддержки основного курса и факультативных занятий.

Особенность подобных проектов состоит направленности на интенсификацию образовательного процесса, а также обеспечение преемственности образования по линии школа-ВУЗ на основе внедрения передовых программ и методик обучения.

Основными целямивнедрения дистанционной формы обучения являются:

осуществление полноценного развития личности ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в рамках образовательного процесса;

организация более эффективного использования учебного времени;

повышение качества образования;

обеспечение доступности обучения за счет активного использования возможностей открытого самообразования;

развитие таких качеств личности, как ответственность, организованность, самостоятельность;

сохранение и улучшение психического и физического здоровья учеников.

Организация образовательного процесса путем объединения дистанционных и очных форм обучения является наиболее предпочтительным вариантом обучения в школе.

Сейчас выделяют два способа:

технология создания курсов дистанционного образования;

технология обучения по системе дистанционного образования.

Основными элементами технологии создания курсов дистанционного образования являются:

оформление содержательной части в виде текстового файла, одновременно осуществляется подбор иллюстративного материала, графиков, таблиц и другого дополнительного материала;

определение структуры курса, то есть распределение всего учебного материала по отдельным образовательным модулям;

оформление материала в виде, который будет пригоден для размещения на компьютере;

размещение файлов на сервере либо твердом носителе и их отправка пользователям.

В то же время эффективность дистанционного обучения может снизиться из-за отсутствия живого контакта между педагогом и учеником, а также живого общения между самими обучающимися. К недостаткам дистанционного обучения относят и высокую трудозатратность на этапе создания учебного материала и необходимость предоставления ученикам доступа к техническим средствам обучения.

И самый главный методический недостаток – невозможность обеспечения 100% контроля над усвоением знанийобучающимися.

каким образом организовать систему создания курсов дистанционного обучения в рамках конкретного образовательного учреждения и согласовать с действующими нормативными документами;

организация оплаты за разработку курсов дистанционного обучения;

адаптация системы отчетности под дистанционные курсы, то есть каким образом обеспечить конвертацию очного учебного часа в дистанционный.

Перечень основных требований к кадровому составу, который отвечает за процесс создания и реализации курсов дистанционного обучения, может выглядеть следующим образом.

Автор учебного материала – преподаватель:

а) обязательные требования:

знание предметной области.

уверенный пользователь ПК.

отличное знание текстовых редакторов.

навыки работы в интернете

б) желательные требования:

умение работать с программами по обработке изображений, таблиц, рисунков;

умение оформлять текстовые файлы в формате HTML.

умение пользоваться электронной почтой.

а) обязательные требования:

знание компьютерных технологий.

знание основ WEB-мастеринга.

умение работать с HTML-редакторами.

б) желательные требования:

глубокие знания интернет-технологий и в области WEB-дизайна;

знание языков программирования.

Методист, учитель или консультант-наставник (тьютор):

а) обязательные требования:

знание предметной области;

уверенный пользователь ПК;

знание текстовых редакторов;

уверенный пользователь интернета;

умение работать в специальных программных оболочках, где располагаются курсы дистанционного обучения;

умение пользоваться электронной почтой.

Основа гипертекста подчиняется следующим принципам:

обеспечение свободы перемещения по тексту;

необязательность чтения всего текста;

сжатое изложение информации;

включение в структуру текста различных справок;

применение перекрестных ссылок.

Для того чтобы пользователь мог быстро разобраться с содержанием, должна быть предусмотрена и удобная система управления. Педагог при этом обладает возможностью задавать любую форму представления материала и последовательность его изложения, в результате чего обеспечивается возможность использовать один и тот же материал для обучающихся с разным уровнем подготовки. В свою очередь ученик должен иметь возможность распечатать любую страницу учебного материала.

В гипертекст, если это методически оправданно, могут включаться звук, графические вставки, анимация, видеоряд. Однако стоит помнить, что избыточная наглядность способна серьезно снизить качество усвоения материала.

При создании учебного материала для дистанционного обучения желательно сделать так, чтобы материал был доступен ученикам не только в интернете, но и на жестком носителе.

В структуру материала должны быть включены следующие содержательные компоненты :

инструкция по освоению материала;

непосредственно учебный материал, в том числе все необходимые иллюстрации;

вопросы и задания для закрепления полученных знаний;

контрольные задания с пояснениями.

При разработке материала для дистанционного обучения наибольшую эффективность демонстрирует мультимедийное представление учебной информации, так как мультимедийные элементы способствуют лучшему восприятию и запоминанию материала. Одновременно обеспечивается и возможность задействовать подсознательные реакции ученика. Мультимедийная форма подачи материала может использоваться многофункционально, то есть часть раздела либо лекции может представлять собой самостоятельный фрагмент занятия, например, на повторение или контроль знаний.

Сейчас активно используются 3D-технологии, которые представляют собой усовершенствованную модель уже не книжной страницы, а, например, целой комнаты или музейного зала. Благодаря созданию 3D-объектов удается создать эффект присутствия, что положительно влияет на процесс усвоения нового материала.

Организация дистанционного обучения как инновационный проектвключает в себя несколько крупных блоков и реализуется посредством следующего комплекса мероприятий:

повышение уровня профессиональной подготовки учителей информатики;

изучение учителями и учениками возможностей системы дистанционного обучения;

установка на все компьютеры, входящие в локальную сеть, соответствующего программного обеспечения;

практическое применение системы дистанционного обучения для организации обучения;

проведение своевременного сервисного обслуживания всех средств информационно-коммуникационных технологий.

организацию курсовой подготовки учителей по вопросам дистанционного обучения в школе;

установка на домашние компьютеры учеников нужного программного обеспечения и необходимых баз данных дистанционного обучения;

разработка и наполнение содержанием основных и факультативных курсов, включая создание электронных систем тестов, моделирование различных интерактивных упражнений с дальнейшим размещением материалов в системе дистанционного обучения.

перечень используемых медиаматериалов;

система для проведения контрольного тестирования по изучаемым темам курса;

электронная библиотека дополнительных материалов, а также предоставление на них ссылки.

проведение мероприятий с учителями, на которых им демонстрируется новое программное обеспечение;

проведение учителями-предметниками уроков, которые построены на использовании компьютеров;

разработка электронных учебников;

наполнение школьного образовательного сервера образовательными материалами;

привлечение учителей для проведения дистанционных семинаров и конференций;

Андреев А.А. Преподавание в сети Интернет / отв. редактор В.И. Солдаткин, С.Л. Коплан, Г.А. Краснова и др. – М.: Высшая школа, 2003.

Кондакова М.Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций / М.Л. Кондакова, Е.Я. Подгорная; Федеральное агентство по образованию; Российская академия образования. – М.: СпортАкадемПресс, 2005.

Коротенков Ю.Г. Дистанционное обучение в системе образования / Ю. Г. Коротенков // Школьные технологии. – 2005. – № 3.

Полат Е.С. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы / Е. С. Полат // Открытая школа. – 2009. – № 1.

Шукшина Е.Е. Система дистанционного образования с использованием Интернет-технологий: статья, Красноярский государственный университет, Красноярск, Россия 2008 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *