Доклад на тему мифы
Мифы и древние легенды: мифологизация сознания народов мира
Введение
Изучение любой культуры невозможно полноценно представить без изучения мифов и легенд каждого отдельного народа, которые существенно отличают их друг от друга и указывают на уровень развития общества в определенный период времени. О многом могут рассказать нам именно мифы, поэтому и важно обращаться к ним и уделять им должное внимание.
Каждый большой, гениальный человек сделал что-то такое, что до него было невозможным. Но, с другой стороны, в невероятные вещи, в невозможное часто верят люди с расстройствами психики (например, человек может считать себя зернышком и бояться, что его склюют птицы). Такая убежденность в невероятном называется бредом. Человек может страдать бредом на какую-то одну узкую тему, а в остальном быть вполне нормальный. Тогда он способен убеждать в своей правоте других людей, которые также начинают в это верить. Часто именно так рождаются мифы.
Гениальный художник Сальвадор Дали говорил: «Я отличаюсь от безумного лишь одним: я не сумасшедший». Многих великих людей, способных увидеть мир иначе от всех, иногда принимали за сумасшедших. В прошлом людей, которые имели видение, слышали голоса и т.д., часто считали не больными, а отмеченными особой благодатью, которым доступно понимание сути вещей, скрытой от других.
Мифологическое мышление не различает естественное и человеческое, растворяет человеческое в естественном, дает ощущение единения с природой, укрепляет волю и ощущение человека частью коллектива. Если между воображаемым и реальным нет границ, то не существует ничего невозможного.
Примеры
Рассмотрим несколько примеров мифологизации сознания на представителях разных народов.
Индейцы Аризоны
За это время там сменилось много племен и сотни поколений. Но местные индейцы рассказывали гораздо раньше ученых, «Каньон дьявола» образовался от падения на землю «небесного огня».
Догоны
Первобытный человек
Ещё более интересно мировоззрение первобытного человека. В наше время мы ещё можем найти первобытные племена и рассмотреть и их.
Австралийские аборигены
Первобытные народы по-разному представляли себе происхождение человека. Например, по мнению австралийских аборигенов, первые люди в древности были комками, оставшимися на дне высохшего древнего океана, бесформенными пулями, которые слиплись между собой, и в которых только зарождались зачатки частей тела человека.
Бушмены
Аканы
Такое непонятное для нас поклонения насекомым и паукам встречается и у других народов Африки. В частности, у народов акан (Гана) небесный бог Ньяма в виде Большого Паука Ананси сплел всю Вселенную как мировую паутину.
Вывод
Таким образом, мифы являются неотъемлемой частью культуры любого народа. Своеобразие конкретной мифологической системы, с одной стороны, определяется неповторимостью и самобытностью этноса, которому она принадлежит. С другой стороны, мифология определяет уникальность конкретного народа, влияет на его ментальность, психологию, особенности формирования культуры, традиций, процесс духовной самоидентификации народа в границах всемирной истории человечества.
Видео
В мифологии Древнего Египта есть какая-то особенность. Она представляет собой не просто пересказ истории и событий из жизни мифических героев, она наполнена философскими размышлениями о бытие существ и людей. Которые так и норовят антуражем той загадочной эпохи.
Доклад: Мифы
Предания о богах, о подвигах героев – людей необыкновенной силы и отваги – названы мифами. Особенно поэтичны мифы Древней Греции. Они шли до нас в античных поэмах, повестях, театральных пьесах. Их героев изображают древние скульптуры, мозаики, фрески, рисунки на вазах.
В обыденном сознании слово «миф» ассоциируется с рассказами (почти что сказками) о богах и героях. При этом предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то, ни другое – неверно. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. А во-вторых, миф есть не только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души. Поэтому современное изучение мифа продиктовано не только интересами чистого разума, но и жгучей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия.
Миф – это всего лишь сказание, героями которого являются всевозможные боги, духи, первопредки человечества и тому подобные сущности. Первые мифы возникли еще в первобытном обществе. Практически у каждой народности встречаются мифы о происхождении мира и Вселенной, о происхождении человека, обрядовые мифы. Для мифов характерно очеловечивание природы: наивное представление каждого явления природы в виде человека. В переносном смысле миф – это ложное утверждение о чем-либо.
У каждого племени возникают свои боги, свои почитаемые мифологические существа. Отсюда пошел возникший уже в христианскую эпоху термин «язычество»: в отличие от духовного универсализма христианской Европы, в древности каждому особому языку (племени) соответствует своя система верований. Языческие боги носят самый разнообразный характер, но сами верования и мифы достаточно типичны по своей внутренней структуре и способу взаимодействия природы и человека.
Другим характерным для мифа верованием является фетишизм. Фетишизм – это обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой данного племени. Предмет, к которому относятся подобным образом, и есть фетиш.
Конечно, можно оценивать миф, сравнивая его с современной системой знаний, однако это увело бы нас далеко в сторону от его действительного назначения. Миф и не призван давать объективную картину мира, он призван придавать миру смысл, и это свое предназначение успешно выполняет. Так, индейцы пуэбло верят, что они – дети Солнца-Отца, и эта вера открывает в их жизни перспективу, выходящую далеко за пределы их ограниченного существования. Это позволяет им жить полноценной (смысловой) жизнью. И в то же время надо помнить, что эта смысловая полнота достигалась при полном отрицании самостоятельного достоинства человека.
Миф – это страшно консервативная и устойчивая система. И если он рано или поздно начинает уходить в прошлое, то причиной этого является вовсе не накопление знаний. Миф разрушается по мере того, как человек получает возможность осуществлять таящуюся внутри него свободу. Миф не может, не предназначен регулировать жизнь свободного человека, и потому реализация свободы, с одной стороны, подрывает устои мифа, а с другой стороны, становится источником новой формы культуры. Функции, которые выполнял миф, трансформируются и теперь выполняются религией, искусством и философией.
Человек по-прежнему сохраняет потребность в смысловом породнении с миром и отождествляет себя с природой, но он перестает обожествлять непосредственную жизнь природы, слепую игру ее стихийных сил. Так возникает первая форма религии. Теперь наблюдаемое солнце уже не есть бог, хотя и сохраняется представление о боге солнца как о управляющем начале природы. Боги теперь переносятся в сферу сущностей и олицетворяют не только силу стихий, но и новый космический порядок, в котором есть место гражданской свободе человека. Сам космос становится более «разумным», «рациональным», символизируя переход от порядка первобытной общины, к порядку античного полиса.
Искусство также выделяется из мифа, одновременно преодолевая его. Корни искусства лежат в мифологических церемониях и ритуалах, где человек переживал смысл и красоту, вдохновлялся жизнью как воплощением божественных сил и сам становился таким воплощением. Однако подобные ритуалы еще не были искусством в подлинном смысле этого слова, ибо они носили прежде всего магический характер и были направлены не на эстетические, а на мистические и одновременно сугубо практические цели (например, соединиться с богами, чтобы попросить у них удачи на охоте).
Однако миф не уходит бесследно из культуры. Во-первых, миф и его образы сохраняются в человеческой душе. И это понятно, ибо главное назначение мифа – придавать смысл, и символические образы мифа выступают для человека универсальными формами придания и выражения смысла. Но, конечно же, современная культура вкладывает в эти формы свое, новое содержание. Однако и современный человек опирается на сконцентрированную в архетипических образах психическую энергию, используя ее для построения новых смыслов, новых символических систем. Во-вторых, в культуре еще очень долго сохраняются пережитки мифа, которые проявляются в виде суеверий, гаданий и пр.
В древности люди верили, что множество богов управляют всем в мире, в том числе поступками людей. Что тысячи сверхъестественных существ заселяют окрестные леса и речки. Люди знали, кого, когда, о чём нужно молить, кому когда какие жертвы приносить. Помнили, кто из богов чем прославлен, кто из них кому сын, дочь, племянница, внук, рассказывали красочные истории об их жизни.
Начало мира. В начале был Хаос – беспредельное скопление неведомого вещества. Затем тьма отделилась от света, ночь – от дня. Возникла твердь – земля (богиня Гея), юре (бог Понт), небо (бог Уран).
Уран стал властелином мира, а Гея, мать земля, его супругой. У них родилось много детей. Могучие, прекрасные, бессмертные боги-титаны. Их братья – одноглазые великаны циклопы. Другие братья – 50-головые и 100-рукие исполины гекатонхейры (сторукие). Младший из титанов, Кронос (Крон), ранил своего отца Урана серпом, изготовленным из таинственного сверхпрочного вещества, и лишил его власти.
Посейдон – повелитель водной стихии, всех её божеств и тварей. Он разъезжает по волнам в колеснице, увлекаемой длинногривыми конями. Поднять неистовую бурю, ударом ладони обратить корабль в камень – всё в его власти.
Деметра – богиня плодородия и земледелия. Она благоволит людям, которых научила взращивать хлеб и возделывать землю.
Дети и внуки Зевса. Помощниками Зевса стали его дети, рождённые Герой и другими возлюбленными бога: Афина, Арес, Гефест, Геба, Аполлон, Артемида, Афродита, Дионис, Гермес, музы и другие боги и богини.
Афина – самая старшая, самая могущественная, самая уважаемая Зевсом дочь Она родилась необычно: вышла из головы Зевса сразу взрослой, в полном боевом вооружении. Афина – богиня разумной, справедливой, победоносной войны. Богиня мудрости, покровительница законного порядка, ремесла и искусства.
Гефест – самый трудолюбивый обитатель Олимпа. Бог кузнечного дела и огня.
Афродита, богиня любви и красоты, обладает великой властью – вселять любовное чувство в сердца людей и богов (исключая сердца богинь Гестии, Афины и Артемиды). Самые древние мифы утверждают, что Афродита – не дочь Зевса, что она родилась из морской пены.
Мифологическое сознание – особый тип обработки информации. Это способ мышления, в котором образуются многозначные контексты. А критерием достоверности или истинности становится не «объективная информация», а «хорошая форма» объекта или композиции в целом. Надежный, но немного архаичный. Менее точный, чем современное «причинно-следственное мышление». Но зато очень емкий и позволяет «упаковать» большие объемы информации без потерь. Правда, делает их при этом трудночитаемыми и многозначными. Тут приходится выбирать – ограниченность и точность. Либо объемность и целостность, но зато и многозначность. Мифологическое сознание по механизмам обработки информации может быть сближено с «правополушарным» мышлением. Но было бы не правильно считать их тождественными.
Отличительной особенностью мифологического сознания нужно признать осознание целостности мира в противоположность стремления современного человека к аналитическому рассмотрению явлений мира, то есть стремления к разделению мира. Человек мифа осознавал себя включённым в жизнь всего мира и чувствовал свою значимость. Люди мифа, всегда герои, среди них нет незначительных личностей. Возможно предположить, что такое положение дел является объективным следствием вышеописанного сознания. В современном мире же мире человек обособляет себя от действительности и в результате теряет над ней контроль.
Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение – великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало «Илиаду» и «Рамаяну», «Эпос о Гильгамеше» и «Энеиду». Оно создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими руками возвели их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в воображении архитектора.
Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.
Миф – не сказка. Сказка – вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Миф отождествляет мечту с реальностью. Сказка – дитя уже более поздней эпохи. Миф – древнее. Он не мирится с сомнением. Человек, создавая его, как бы осуществлял свое абсолютное знание истины. Кто из современников Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений.
Древнее искусство – царство идеальных героев. Мечта создавала образец человека в его лучшем, совершенном проявлении. В какой-то степени это был пример для подражания. Александр Македонский, возя с собой в походы «Илиаду» Гомера, уподоблял себя Ахиллесу.
Людские сообщества нуждались в сильных героических личностях, способных бороться и побеждать врагов рода, племени, народа, и мечта, воображение создали таких героев, очищавших мир от скверны, подобных Гераклу, совершившему двенадцать подвигов, или Раме, убившему чудовище Равану, что похищал женщин, пожирал все живое и разорял земли.
Идеальные герои, жертвуя собой, искали чуда, дабы избавить людей от вековечных бед, подобно Гильгамешу, отправившемуся на край света за цветком бессмертия. И этот их подвиг славили поэты.
Легенды о героях легли в основу эпических сказаний древности. Античная культура венчает богатейшие древние цивилизации. В ней уже возникли черты иного мировоззрения. Научная мысль уже начала разрушать то наивное, полное восторгов и страхов мировосприятие, которое отразилось в мифах, в древних языческих религиях.
Мир переменился. Давно уже замолкли боги и герои, оживлявшие воображение древних народов, но, воплощенные в литературных образах, они волнуют нас как вечная и неугасимая мечта о прекрасном.
Мифология древнего мира – великая сокровищница созданий человеческого гения.
Мифы и мифология
Рубрика | Религия и мифология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 02.02.2017 |
Размер файла | 28,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.
Тем, кто интересуется историей культуры, литературой и искусством, знакомство с мифологией совершенно необходимо. Ведь, начиная с эпохи Возрождения, художники и скульпторы стали широко черпать для своих произведений сюжеты из сказаний древних греков и римлян. Придя в любой из художественных музеев, неискушенный посетитель оказывается в плену прекрасных, но зачастую непонятных ему по содержанию произведений великих мастеров русского изобразительного искусства.
Представители той культуры, в которой миф рождается, он воспринимается как правда, в него верят как в истину. В мифах так или иначе выражается имеющийся у людей опыт жизни и деятельности. То, что они имеют дело с мифом, обнаруживается лишь людьми другой культуры, у которых иное видение мира. Принципиальное отличие мифа от сказки, а также от всякого художественного вымысла в том, что он претендует быть достоверным описанием реальности.
Мифология выступает не просто как собрание мифов, но и как культурная форма (форма общественного сознания), в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение.
Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:
Космогонические мифы, как правило делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.
Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира.
В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое.
Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.
Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.
Характерные черты мифа
1. Отождествление фантазии с реальностью. Человек, верящий в миф, живет в мире, наполненном смесью реальности и фантазии. Фантазии для него не менее очевидны, чем реальность. Он буквально «воочию», «наяву» видит то, что на самом деле существует лишь в его воображении. Его вера в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. А логические доводы против нее бессильны.
2. Объяснение действительности в наглядно-образной форме. Миф объясняет реальность не через абстрактные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций. Фантазия, облеченная в наглядно-образную форму, приобретает художественный характер, поэтому миф выступает как художественное произведение.
3. Эмоциональная насыщенность. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависимым от них. Глубокая эмоциональная вовлеченность делает его неспособным к холодному рациональному размышлению над содержанием мифа. На всякие попытки логической критики мифа он отвечает непониманием и раздражением.
4. Связь с магией. Мифологические представления о сверхъестественных силах предполагают возможность влиять на них с целью получить их поддержку в решении какой-то задачи посредством магических действий. Таким образом, мифология вооружает людей своеобразной «техникой» воздействия на окружающую действительность с помощью этих сил. Вера в действенность магических ритуалов не зависит от их эффективности: если магия не дает желаемого результата, то это обычно объясняется неверным проведением магических процедур или вмешательством каких-то враждебных сил.
Любой миф связан с какими-то наблюдаемыми фактами. Мифологические вымыслы возникают в умах людей для того, чтобы дать объяснение наблюдаемым явлениям.
В мифотворчестве переход от наблюдений к объясняющему их вымыслу делается в соответствии с двумя основными принципами:
Эти принципы определяют своеобразную логику мифологического мышления.
Миф и его роль в культуре
Образы богов и героев воспроизведены в многочисленных произведениях античного, особенно древнегреческого искусства. Таким образом, «. греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву. «(К. Маркс).
Античная греко-римская культура оказала сильнейшее влияние на культурное развитие всех современных европейских народов. Начиная с эпохи Возрождения, после столетий забвения, памятники и литературные произведения античной культуры, а вместе с ними и образы древнегреческой мифологии вновь привлекли внимание дворян и буржуазии. Писатели, художники и музыканты различных европейских стран вновь стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии.
Мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях И.А. Крылова, стихотворениях Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и других. В современной астрономии названия многих планет солнечной системы, неподвидных звезд и целых созвездий взяты из античной мифологии.
Зачастую в обыденной речи употребляются имена, названия, образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Говорят о «титанической борьбе», «гигантском размере», «яблоке раздора», «паническом страхе», «олимпийском спокойствии», «ахиллесовой пяте», «муках Тантала», «сизифовом труде». Употребляя эти метафоры, многие не в состоянии точно объяснить их первоначальный смысл, так как не знакомы с образами древнегреческой мифологии. Знание античной мифологии совершенно необходимо преподавателям истории, языка и литературы, философии, искусствоведческих дисциплин, а также студентам соответствующих специальностей.
Современные мифы и их роль в культуре.
Миф, т.е. специфически обобщенные отражения действительности, выступающие в форме чувственных представлений и фантастических одушевленных существ, всегда играл значительную роль в религии и религиозной философии.
Для XX века большое значение приобретает политический миф, ведущий к санкранизации государства, «нации», «расы», и т.д., что с наибольшей полнотой появилось в идеологии фашизма. Причем используемый миф оказывается то традиционно религиозным, как древнегерманская мифология; то сконструированным в рамках буржуазной философии; то демагогически абсолютизированной реальной общностью, как «нация», «народ» и др.
Некоторые особенности мифологического мышления могут сохраняться в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строгой научной логикой.
Общее разочарование в глобальных ценностях соединяется ныне с доверчивостью к всякого рода слухам и скандальным разоблачениям. Лишенное ясных ориентиров, общественное сознание готово принять на веру любую гипотезу о близком конце света или о тотальной коррупции в высших эшелонах власти. Тем более что эти гипотезы, по-видимому, не так уж и далеки от истины. Наша действительность (нравится нам это или нет) стала временем тотального мифотворчества.
Покой, порядок и заговоры против обывателей. Особое внимание, в современных мифах, уделено проблеме обыденного мышления. Можно охарактеризовать три константы массового сознания («покой», «порядок» и «справедливость»). Именно такой системой ценностей обусловлен бытовой консерватизм, который обращается к прошлому как к идеалу, ибо оно кажется уже застывшим и неизменным.
Так же, в ХХ веке, появились мифы о заговорах и внутренних врагах. «Миф о заговоре против России», в частности популярной нынче в народе концепции жидомасонского заговора. «Миф власти и синдром «внутреннего врага»», где разворачивается целый веер теорий заговора, сочиненных нашими боязливыми современниками: теория всемирного заговора извращенцев, теория зомбирования через телевидение, концепция войны континентов и вторжения инопланетян, теория о силах, которые хотят остановить историю (США, ислам), и другие, не менее экзотические. Уверенность власти в возможности манипулирования массами, основывается не на убеждении в эффективности технологий и «тайных знаний», стоящих за ними, а на вере в самих «технологов», способных совершить для власти очередное «чудо».
Мифы возникли потому, что человек не мог объяснить окружающий мир. Но мифы, в отличие от самого первобытного человека, не остались в прошлом.
Произошло это потому, что мифологический мир обладает особой, универсальной, очень привлекательной в чисто человеческом отношении ценностью. Ведь никакое общество в принципе не может существовать, если основная масса его граждан не готова выступить на его защиту, спокойно подчиняться его законам (какие бы мифологические представления лежали в основе этих законов), следовать его нормам, традициям, обычаям, наконец, если она не испытывает удовлетворения от принадлежности к миру этого общества как своему миру.
4. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие / П.С. Гуревич Знание,2015.
10. ТопковА. Мифы и мифология в современной России / А.Топков // Статья с международной конференции, организованной Фондом Фридриха Науманна, Ассоциацией исследователей российского общества ХХ века.2015.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Древнеиндийский эпос о происхождении мира, мифология европейских народов о происхождении человека. Космогония славянских мифов, их идейное единство с финской и скандинавской мифологией. Значение и обряды жертвоприношений у различных религий и народов.
курсовая работа [375,8 K], добавлен 27.08.2009
контрольная работа [57,9 K], добавлен 19.01.2011
Древнейшее искусство Харапы. Мифология Древней Индии. Основа мировосприятия индусов. Легенды Будды. Космогонические и антропогенные мифы о богах и о жизни людей. Главные боги в индуизме: Брахма, Шива, Вишну, Шакти, Ганеш. Вертикальная модель мира.
презентация [487,2 K], добавлен 11.02.2014
Роль церкви в обществе и популяризация библейских и евангельских сюжетов. История мифологии и степень ее влияния на развитие политической и других сфер жизни в различные исторические эпохи. Характеристика древнегреческой мифологии, мифы о богах и героях.
контрольная работа [42,6 K], добавлен 13.01.2010
Изучение мифологического материала. Культурологические концепции. Функции мифа. Современные мифы и их роль в культуре. Эсхатологические, антропогонические мифы. Мифы о культурных героях. Мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и культуры.
реферат [25,4 K], добавлен 14.11.2008