Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор

Становление идей дошкольной дидактики

Дошкольная дидактика – это отрасль общей дидактики. Она является теорией образования и обучения детей дошкольного возраста. Определяет цели, разрабатывает содержание, методы и формы организации обучения, обеспечивающие всестороннее развитие дошкольников и подготовку их к обучению в школе.

Основы дошкольной дидактики заложены в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.П. Усовой и др.

Впервые обоснование идей последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано в книге Я.А. Коменского «Материнская школа». Цель дошкольного обучения он видел в освоении ребенком разнообразных знаний об окружающем мире, в нравственном развитии и подготовке к школе. Дидактические задачи при воспитании детей дошкольного возраста должны, по Коменскому, заключаться в расширении непосредственного опыта ребенка, в обогащении его чисто эмпирическими знаниями о предметах и явлениях природы, в обучении умению различать сходные предметы и явления и правильно их называть. Он разработал, впервые в педагогике, программу знаний для обучения маленьких детей в семье. Программу «полезные науки» составляют знания по темам: оптика, география, физика, экономика, геометрия, астрономия и др. Приобщение ребенка к этим знаниям, по мнению Я.А. Коменского, закладывает основы общего научного образования. В этой книге определены пути овладения этими знаниями, предпочтение отдается организации чувственного познания.

Я.А. Коменский считал, что обучение детей дошкольного возраста должно проводиться в виде бесед родителей с детьми. В этих беседах взрослые объясняют детям явления окружающего мира в понятной для них форме. Развитие речи детей он также считал задачей родителей. Он выделяет возрастные ступени детства как известное мерило детских возможностей, с которыми необходимо считаться в обучении. Отмечает возможное и практически встречающееся отставание детей в развитии от своих сверстников и дает совет постепенно преодолевать это отставание путем обучения. В материнской школе Коменский рекомендует игры и развлечения, дающие детям знания, и вместе с тем беседы с детьми, упражнения.

Я.А. Коменским были поставлены следующие существенные вопросы:

— о воспитании и обучении как едином процессе на всех возрастных ступенях;

— о программе и методах воспитания и обучения на ступени дошкольного возраста.

2. Дальнейшая разработка дидактики дошкольного воспитания связана с именем И.Г. Песталоцци. По И.Г.Песталоцци, познание окружающего мира детьми с самого раннего возраста должно происходить посредством обучения. Он считает, что, «уже начиная с колыбели, нужно вырвать из рук слепой природы руководство над человеческим родом и передать его в руки лучшей силы, получать которую нас научает тысячелетний опыт». Этой силой является сознательное обучение со стороны взрослых. Цель обучения – гармоническое развитие сил и способностей. Первое – это выработка ясных понятий. Обучение постепенно должно вносить порядок в те хаотичные представления, которые получает ребенок от внешнего мира. Он советует обучать так, чтобы уже в раннем детстве в сознании ребенка фиксировался определенный круг представлений, чтобы дети овладевали навыками, которые станут основой для последующего развития. В его работах достаточно ярко выступает характер обучения ребенка дошкольного возраста. Ставя общую цель в обучении – всестороннее развитие ребенка путем упражнений, наблюдений, образования правильных, ясных понятий, он подчеркивает необходимость организованного обучения ребенка. Первым шагом в обучении детей И.Г.Песталоцци считает организацию наблюдения предметов и явлений. Наблюдения необходимы для приобретения знаний. Он подчеркивает при этом роль языка, органическую связь между языком и мышлением, которая и обеспечивает закрепление впечатлений. Содержание дошкольного обучения у него включает три элемента: форму, число и язык. В соответствии с этими положениями путь обучения должен быть следующим. Наблюдая, дети должны определить: а) сколько различных предметов находится у них перед глазами, т.е. число; б) какой они имеют вид, т.е. форму; в) как они называются. В дидактике дошкольного воспитания Я.А.Коменского и И.Г.Песталоцци раскрывается содержание дошкольного обучения, принцип природосообразности обучения, учитывающего возрастные ступени развития детей.

В дидактике Я.А.Коменского и И.Г.Песталоцци еще не определены формы дидактического воздействия; дидактические идеи соотносятся только с возможностями воспитания в семье и отражают формы семейных отношений.

Он разработал систему обучения в детском саду, основу ее составляют:

— программа, сочетающая знания и способы деятельности:

— организация обучения в форме последовательно усложняющихся занятий.

Характерной чертой фребелевской дидактики является непосредственное обучение, которое ведет воспитательница в виде занятий с целой группой детей. Всем фребелевским работам – плетению, выкладыванию, рисованию – детей должна была обучать воспитательница. Занятия с «дарами» он облек в игровую форму. Педагогика Фребеля отвечала на вопрос о том, как сделать, чтобы знания приобретались детьми деятельным путем. Фребель создал занятия – игры, в которых серьезное содержание давалось в игровой форме. Содержание фребелевских игр-занятий составляют – развитие языка, развитие представлений о форме, величине, цвете.

Идея соединения обучения и игры не оправдало себя. Оказалось, что если взрослые все время учат детей через игру, то игра, как свободная деятельность детей, исчезает. Игра становится навязанной детям. Критика в адрес фребелевской системы указывает на этот недостаток. Положительным результатом этого опыта явилось укрепление идеи дидактических игр, в которых обучение связывалось с игрой. Дидактические игры прочно вошли в практику детских садов.

4. Проблема дошкольного обучения получила свое развитие в трудах русского педагога В.Ф. Одоевского. Он занимался вопросами обучения детей от 4 до 10 лет. Он выявил основную особенность начального обучения – его содержание представляет собой руководство «наука до науки», где в форме вопросов происходит первоначальное обучение. Вопросы должны помогать ребенку в следующем: а) сосредоточить внимание, на каком-либо предмете, обозначая его для облегчения словами «он», «это»; б) заметить качества или признаки предмета и отличия его от другого; в) обозначить место, где находится предмет; в) показать главные, видимые части в предмете. Главная задача дошкольного обучения – научить детей учиться, развить их умственные способности, не стремясь при этом к обилию знаний. По мысли В.Ф.Одоевского, развивать у ребенка умение учиться – вот путь, по которому должна идти педагогика. В книгах «Азбука для употребления в детских приютах», «Наука до науки» В.Ф. Одоевский предлагает методику обучения детей, упражнения для развития умения наблюдать, сравнивать, анализировать, называть предметы и определять их назначение. Его идеи считались прогрессивными.

5. В работах великого русского педагога К.Д. Ушинского вопросам дошкольного обучения отведено значительное место. В программе курса педагогики, составленной К.Д. Ушинским, он называет обучение средством воспитания. Курс дидактики должен быть разделен на общую и частную. В курсе общей дидактики К.Д.Ушинский рассматривает «правила учения чему бы то ни было, основанные на психологических законах; правила учения до приобретения грамотности (докнижное учение). К.Д. Ушинский рассматривал вопросы обучения в период дошкольного детства в тесной связи с вопросами обучения на других возрастных ступенях. Задачи дошкольного («докнижного обучения») он видел в развитии умственных сил и речи ребенка, в формировании умения управлять своими психическими процессами и поведением. Ушинский считал необходимым воспитывать у детей привычку к умственному труду, любовь к нему и осознанное отношение. Учебные пособия «Родное слово», «Детский мир» не потеряли своей педагогической ценности и в настоящее время.

6. Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения внесли Е.Н. Водовозова, П.Ф. Лесгафт, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина. Они тесно связывали дошкольное обучение с ознакомлением с окружающим, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. В качестве средств образования предлагались народные игры, сказки, песни, художественная деятельность детей.

. В отечественной дошкольной педагогике Е. И.Тихеева (1867—1943) одной из первых выдвинула идею о необходимости планомерного проведения с детьми-дошкольниками работы по их умственному воспитанию. Она писала, что в том широком плане, который имеет перед собой всякий, кто приступает к занятиям в детском саду, неизбежно должна присутствовать программа, понимаемая как определенный, заранее начертанный, приноровленный к интересам детей и условиям среды цикл знаний и представлений. При распределении занятий в детском саду следует заботиться о том, чтобы не раздроблять внимание детей, не представлять перед ними материал, с которым необходимо их познакомить, в разрозненном, бессвязном, несистематизированном виде. В плане занятий, по мнению Е. И.Тихеевой, должна быть заложена возможная последовательность: каждое новое представление, новый входящий в сознание ребенка предмет должен связываться каким-нибудь ассоциативным звеном с предшествовавшими представлениями.

Дидактическая система Е.И. Тихеевой основана на ведении занятий посредством дидактического материала и дидактических игр ( словесных, печатных, с предметами и игрушками). Она высказывает – обучение ребенка начинается задолго до того, когда его засаживают за букварь и перо. Создавая свою программу знаний, Е.И. Тихеева включила в нее знания о социальных явлениях, природе, объектах и явлениях. Она подчеркнула необходимость систематизации: объединение разрозненных объектов по сходству в группы (насекомые, домашние животные, транспорт) и др. Руководить обучением – есть главная задача детского сада. Ее опыт долго оставался не признанным.

7. Некоторые теоретические и практические вопросы дошкольного обучения рассматриваются в трудах Н.К. Крупской. Ей были высказаны предложения к созданию программы для детского сада. Н.К.Крупская утверждала, что знания для дошкольников должны отражать реальный мир, характеризоваться политехнической направленностью (знания о труде, материалах, машинах), а также отражать объективные связи явлений.

8. А.П. Усова возглавила исследования по разработке теоретических основ, содержания, методики дошкольного обучения. Дошкольная дидактика обогатилась концепцией о дошкольном обучении. Дана характеристика учебной деятельности и направления ее развития в условиях специально организованного обучения. Были определены содержание образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы организации обучения, разработаны эффективные методы и приемы обучения. Предлагалось обучение на обязательных коллективных занятиях, за которыми закреплялись определенное место и время в режиме дня. Введение в практику дошкольных учреждений систематического обучения привело к разработке частных методик. Музыкальное воспитание – Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина; формирование элементарных математических представлений – А.М. Леушина; ознакомление с природой – П.Г. Саморукова и др.

А.П. Усова выдвинула идею о том, что программа для дошкольников должна включать научные знания. Известно, что научные знания содержатся в понятиях. Из этого необходимо было выяснить, доступно ли для дошкольников усвоение понятий и каких.

На эти вопросы ответили в своих работах А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддъяков, которые доказали, что дети старшего дошкольного возраста способны устанавливать существенные связи, свойственные научному знанию, если они представлены наглядно. Это подтвердилось в ряде работ других исследователей (А.М. Леушина, С.Н.Николаева, В.И. Логинова, П.Г.Саморукова и т.д.)

. 9. Дошкольная дидактика на современном этапе интенсивно развивается, прежде всего, за счет психологического обоснования содержания, форм и методов обучения. В современную дошкольную дидактику внесли большой вклад А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов – они проводили психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний;

Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков – осуществляли исследования путей реализации развивающей функции дошкольного обучения;

С.А. Новоселова, С.А. Козлова – изучали проблемы содержания дошкольного обучения и использование новых средств обучения;

Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова – предложили новые формы обучения в детском саду и др.

Источник

Раскройте сущность теории обучения в отечественной дошкольной педагогике.

Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Смотреть фото Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Смотреть картинку Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Картинка про Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Фото Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Смотреть фото Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Смотреть картинку Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Картинка про Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Фото Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Смотреть фото Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Смотреть картинку Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Картинка про Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Фото Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Смотреть фото Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Смотреть картинку Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Картинка про Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Фото Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор

Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Смотреть фото Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Смотреть картинку Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Картинка про Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Фото Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор

Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Смотреть фото Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Смотреть картинку Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Картинка про Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Фото Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор

Проблема дошкольного обучения получила свое разви­тие в трудах известных русских педагогов.

В.Ф.Одоевский занимался вопросами первоначального обучения детей (от 4 до 10 лет).

В книгах «Азбука для употребления в детских приютах», «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея» В.Ф. Одоевский предлагает методику обучения детей, упражнения для развития умений наблюдать, сравнивать, анализировать, называть предметы и определять их назначение.

Познавательный материал, который содержится в учебных пособиях К. Д.Ушинского«Родное слово», «Детский мир», не потерял своей педагогической ценности и активно используется в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Существенный вклад в разработку содержания и мето­дики дошкольного обучения внесли Е. Н. Водовозова, П.Ф.Лесгафт, Е. И.Тихеева, Е. А.Флерина. Они тесно свя­зывали дошкольное обучение с ознакомлением с окружаю­щей жизнью, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. В качестве средств обучения предлагались народные игры, сказки, пес­ни, собственная художественная деятельность детей.

Ряд теоретических и практических вопросов, касающихся дошкольного обучения, рассматривается в трудах Н.К.Крупской.Она считала, что дошкольное обучение должно гарантировать ребенку право на образование, т.е. право на познание окружающего мира, расширение кругозора, накопление знаний. В связи с этим ею было высказано много ценных конкретных предложений к созданию программы для детского сада.

В 50-х гг. началась глубокая экспериментальная разработка теоретических основ, содержания, методики дошкольного обучения. Возглавила исследования А.П.Усова. Ей принадлежат труды, в которых анализируются полученные данные. Дошкольная дидактика обогатилась концепцией о дошкольном обучении как единстве образовательной, обучающей и воспитательной работы. Существенным вкладом в теорию были полученные в ходе исследований характеристика учебной деятельности детей и направления ее развития в условиях специально организованного обучения.

В процессе широкомасштабного эксперимента были определены содержание образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы организации обучения, позволяющие наилучшим образом решать поставленные задачи, разработаны эффективные методы и приемы обучения. Предлагалось прямое обучение детей на обязательных коллективных занятиях, за которыми закреплялись определенное место и время в режиме дня.

Введение в практику работы отечественных дошкольных учреждений систематического обучения (1953) вызывало необходимость разработки частных методик. К началу 60-х гг. были созданы оригинальные методики музыкального воспитания (Н.А.Метлов, Н. А.Ветлугина), обучения родному языку (О.И. Соловьева), развития основных движений (А.И. Быкова), изобразительной деятельности (Н.П. Сакулина), формирования элементарных математических представлений (А.М. Леушина). За последнее время произошло обновление содержания частных методик, успешно решается вопрос о совершенствовании форм и средств обучения.

Дошкольная дидактика на современном этапе интенсив­но развивается прежде всего за счет психологического обо­снования содержания, форм и методов обучения. Суще­ственно обогатили дошкольную дидактику психолого-пе­дагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний (А. В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, В.В.Да­выдов), путей реализации развивающей функции дошколь­ного обучения (Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков). Разрабаты­вается проблема содержания дошкольного обучения, ис­следуются новые средства, в частности информационные технологии с использованием компьютера (С. Л. Новосело­ва, Л.А.Парамонова, С.А.Козлова, А. Н. Давидчук и др.). В последние годы ведутся поиски новых форм организации обучения в детском саду.

Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Смотреть фото Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Смотреть картинку Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Картинка про Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Фото Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор

Раскройте основные методы, формы и средства обучения и воспитания дошкольников.

Источник

Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Смотреть фото Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Смотреть картинку Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Картинка про Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор. Фото Докнижное обучение как развитие умственных сил и речи ребенка автор

Аннотация: В данное статье нами рассматривается вклад педагогов исследователей в теорию развития речи детей дошкольного возраста.

Статья:

Развитие речи детей дошкольного возраста была и остается одной из наиболее актуальных и важных проблем педагогики и психологии. Важность и значимость данной проблемы заключается не только в том, что дает представление об общих закономерностях развития ребенка, но и знакомит с особенностями становления личности дошкольника.

Несомненный вклад в развитие методики развития речи внесен К.Д.Ушинским, разработанная им идея народности нашла своей отклик. В том числе идея приобщения детей к национальной культуре народа была и остается актуальной. В его обширном наследии центральным является учение о родном языке. Основные теоретические положения относительно роли родного языка в формировании человека К.Д.Ушинский изложил в книгах «Родное слово», «Детский мир», «Человек как предмет воспитания».

Значительный вклад внесен Е.И.Тихеевой, под авторством которой была разработана отечественная система работы по развитию речи детей раннего и дошкольного возраста. Именно Е.И.Тихеева обосновала необходимость развития речи дошкольников, сформировала цель работы детского сада по этому разделу, определила теоретические основы методики, основные направления работы по развитию речи, разработала важнейшие разделы методики: развития речи в первые годы жизни ребенка, словарь детей, занятия по живому слову. Ею проблемно поставлены вопросы о необходимости развития грамматического строя, звуковой культуры речи ребенка, обучения грамоте.

Важнейшими теоретическим положениями методики считает развитие речи в общении и деятельности, приходит к мысли о необходимости обучающегося влияния взрослого на развитие речи дошкольника и о возможности создания программы по развитию речи. Разработанная Е.И.Тихеевой программа строилась на основе линвистического подхода к развитию речи: от звука к слову, от слова к связной речи. Таким образом, связная речь выступала последним этапом развития речи детей дошкольного возраста, а словарь рассматривался как инструмент ее развития.

В разработке этих идей Е.И.Тихеева возвращается к идеям И.Г.Песталоцци. Поэтому развитие словаря детей дошкольного возраста становится центральной задачей. Интересен тот факт, что предложенные Е.И.Тихеевой теоретические основы словарной работы, цикл занятий по развитию словаря (экскурсии, игры-занятия с игрушками, осмотры предметов, упражнения), дидактические материалы и игры (дидактические картинки, картинки и др.), условия для развития словаря в процессе игры и труда – все это стало руководством к действию для последующих поколений практических работников дошкольного образования.

Необходимо отметить актуальность и значимость тех положений, выдвинутых Е.И.Тихеевой по вопросу словарной работы: наглядная, чувственная основа развития словаря; активная деятельностная позиция самого ребенка; учет интересов и возможностей детей; необходимость активизации речи детей на занятиях и в бытовом общении; создание специально организованной обстановки, наличие содержательного общения с детьми; необходимость обучающей позиции взрослого в развитии речи детей; важность специальной профессиональной подготовки педагога для работы с детьми дошкольного возраста.

Е.И.Тихеева уделяет огромное внимание вопросам именно подготовки кадров для детских дошкольных организаций. Ею определены требования к подготовке воспитателя детского сада, например следующие: наличие высшего педагогического образования, знание психологии ребенка дошкольного возраста, умение его изучать, умение приближать работу детского сада к теории, требования к грамотной и правильной речи самого воспитателя.

Именно Е.И.Тихеевой принадлежит идея создания программы по развитию речи детей дошкольного возраста, которая была оценена и реализована спустя только четверть века ;идея о возможности освоения понятий и отражении их в речи дошкольников; идея планирования работы по развитию речи; идея сочетания обучения и повседневного общения с ребенком для целенаправленного освоения языка; идея необходимости постоянного сопровождения и оценки речевых достижений ребенка в педагогическом процессе.

Е.И.Тихеева создала свою систему обучения родному языку детей в дошкольных организациях, ведущими принципами которой являются следующие:

-деятельностный подход к развитию речи – речь развивается в деятельности, и прежде всего, в игре, через игру, в труде;

-взаимосвязь развития речи с другими сторонами воспитания личности ребенка (умственным, сенсорным, социальным, эстетическим, физическим воспитанием);

-постепенность и повторность. Е.И.Тихеева советовала постепенно увеличивать число предметов;; постепенно переходить от перечисления предметов к перечислению признаков и качеств предметов, от индивидуальных бесед к коллективным, от восприятия незнакомых предметов к предметам знакомым, но не наблюдаемым в данный момент и др.

Необходимо отметить то, что среди речевых задач Е.А. Флерина выделяла расширение лексикона, обогащение структуры речи, работу над чистым произношением, культурой речи, ее выразительностью, знакомство с художественной литературой, развитие детского словесного творчества, овладение различными формами живого слова. Важными факторами речевого развития она считала социальную среду и организацию развивающей среды в детской дошкольной организации.

Е.А.Флериной принадлежит заслуга создания системы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, приобщению к искусству слова. Ею определено значение художественной литературы в воспитании дошкольников, выделены особенности восприятия литературных произведений, выявлены критерии отбора произведений, дана классификация детских книг по тематическому принципу, детально разработана методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от возраста детей.

Важным достижением в развитии теоретических позиций методики стало исследование А.М. Леушиной под руководством С.Л.Рубинштейна. Данное сотрудничество психолога и педагога, направленное на изучение связной речи детей дошкольного возраста в условиях педагогического воздействия, позволило раскрыть генезис связной речи в целом, а также подлинные возможности речевого развития ребенка, показать педагогические условия этого развития.

В работах А.М. Леушиной и С.Л.Рубинштейна впервые понятие связной речи раскрывается во взаимосвязи с мышлением ребенка, связывается с развитием психических функций. Это дало новое понимание смыслового ядра методики, уточнить предмет методики развития речи как науки. Психолого-педагогические теоретико-экспериментальное исследование А.М. Леушиной показало неправомерность отождествлений таких понятий как «язык» и «речь». Именно определение единицы речи позволило пересмотреть цель работы по развитию речи в детском саду и установить приоритетные задачи. Исходя из ведущей в дошкольном возрасте коммуникативной функции речи, главной целью стало развитие речи как универсального средства общения ребенка с окружающими людьми. Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, главной из которых является формирование связной речи детей дошкольного возраста. Решение остальных речевых задач (развитие словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи) направлено на совершенствование связной речи по мере взросления ребенка.

Разрабатывая условия постепенной смены ситуативной речи ребенка контекстной, А.М. Леушина особенно подчеркивает роль взрослого. Несомненным актуальным вопросом в работах А.М. Леушиной было то, что ею была разработана новая теория пересказа, что заставило коренным образом пересмотреть отношение к этому виду речевого задания. Данное открытие выдвинуло новые требования к методике пересказа, начиная от отбора текстов, где важным является не столько объем, сколько структура, до конкретной методики руководства. Данные актуальные положения применительно к вопросам развития речи дошкольников нашли свое распространение и дальнейшее совершенствование в исследованиях А.И.Сорокиной, А.Ф.Успенской, В.Р.Беспаловой и других.

Таким образом, можно отметить следующее, что в решении методических вопросов развития речи детей все большее место начинают занимать методы обучения, а в формах работы с детьми – доминировать занятия.

Ученица и последовательница А.М.Леушиной Вера Иосифовна Логинова вносит свой вклад в развитие методики развития речи детей дошкольного возраста. В результате детального анализа исторического наследия К.Д.Ушинского и Е.И.Тихеевой, опираясь на психические исследования С.Л.Рубинштейна, А.В.Запорожца, А.А.Леонтьева, Вера Иосифовна разрабатывает стройную, логическую теорию словарной работы. Данная теория позволила в корне изменить принятые представления о закономерностях речевого развития дошкольников. Высокая результативность и перспективность научных исследований, научная и практическая значимость результатов позволяют по праву назвать В.И.Логинову автором современной теории и методики словарной работы с детьми дошкольного возраста. Разрабатывая методы развития связной речи детей, В.И.Логинова предлагает свою оригинальную авторскую классификацию методов обучения языку. Данная классификация построена в соответствии с логикой и психологией освоения монолога, возрастных особенностей детей дошкольного возраста, учитывает последовательность освоения ребенком умений монологической связной речи.

Занятия, разработанные В.И.Логиновой по развитию речи представляют собой органическое единство педагогически обоснованного научного содержания, безукоризненной логики и веселой детской игры. Особое внимание при организации занятий уделяется мотивации деятельности ребенка. Учебная задача, решаемая в рамках занятия, всегда представлена в виде интересной игры или творческой ситуации.

Следуя принципу природосообразности, который предполагает учет возрастных особенностей детей, изучение личности каждого ребенка и проектирование работы с ним, В.И.Логинова утверждает необходимость использования разнообразных форм работы с детьми – как коллективных, так и подгрупповых и индивидуальных.

Исследованию таких важных вопросов как: влияние системных знаний на становление и развитие художественно-речевой творческой деятельности дошкольника, роль современной детской литературы в развитии ребенка дошкольного возраста была посвящена кандидатские диссертации О.Н.Сомковой, О.В.Акуловой и других исследователей.

Доктор педагогических наук, профессор В.И. Логинова создала большую научную школу специалистов по методике развития речи. Знание ведущих отечественных и зарубежных теорий и направлений развития педагогики, психологии и лингвистики позволило ей видеть перспективы развития науки, прогнозировать ее приоритетные направления для исследований. Наметилось целое направление научных исследований о влиянии изучения иностранного языка на развитие речи ребенка, о лингвистических аспектах освоения ребенком родного языка.

Именно благодаря таланту В.И.Логиновой как ученого и педагога, ее научной увлеченности и трудолюбию за сравнительно короткий срок период научной деятельности в области методики развития речи ее научное наследие включает целый комплекс изученных проблем: от истории становления методики развития речи детей дошкольного возраста до конкретных методических вопросов и перспективных направлений ее развития.

Таким образом, анализируя вклад педагогов исследователей в развитие методики развития речи детей дошкольного возраста, мы отмечаем следующее: содержание методики существенно обогатилось, благодаря исследованиям методика развития речи окончательно вышла из узких методических рамок и превратилась в науку, вставшую на твердое теоретическое основание; был определен предмет методики развития речи как науки, разработаны основные понятия и важнейшие методы, подведена теоретическая база для понимания и изучения конкретных вопросов методики.

1. АкуловаО.В.,Сомкова О.Н., Гурович Л.М. Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста.- М.: Центр педагогического образования,2009.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.-СПб.:Питер,2014.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *