Доминирующие формы и принципы индивидуализированного обучения

Методы и приемы индивидуализированного обучения

Доминирующие формы и принципы индивидуализированного обучения. Смотреть фото Доминирующие формы и принципы индивидуализированного обучения. Смотреть картинку Доминирующие формы и принципы индивидуализированного обучения. Картинка про Доминирующие формы и принципы индивидуализированного обучения. Фото Доминирующие формы и принципы индивидуализированного обучения Ирина Михнёва
Методы и приемы индивидуализированного обучения

Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.

Внимание к личности ребенка, забота о развитии его способностей и поддержке интересов, входит в круг проблем современного общества.

Для того, чтобы идти в ногу со временем, в современной образовательной ситуации, в основе которой личность ребенка, особое внимание уделяется образовательному процессу на основе личностно – ориентированного подхода, предполагающего индивидуализацию обучения, при котором ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Большая роль в индивидуализации обучения отводится методам обеспечения индивидуализации, с помощью которых стимулируется и направляется деятельность детей.

Их особенность в том, что они представляют собой некий условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.

Одним из эффективных методов обучения является метод реагирования.

Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими. Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т. д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Пример обучения на основе метода реагирования:модель трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?

Например, выбрали вместе с детьми тему «Птицы наших лесов». Провели неформальный опрос детей и выяснили, что дети знают о птицах (не улетают в теплые края, что им нечего кушать, что их надо подкармливать).

Затем выяснили, что дети хотят узнать о птицах? (Почему они остаются зимовать с нами, какие есть зимующие птицы, чем мы можем помочь зимующим птицам).

Далее дети предположили,что узнать ответы на свои вопросы они могут несколькими путями: прочитать в книжках, посмотреть передачу, спросить у взрослых. Таким образом, создаются условия, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, предоставляют выбранные детьми средства получения знаний.

Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.

Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности.

Например, во время ручного труда дети планировали сделать разных голубей. Работа может быть построена таким образом, какую технику будет использовать каждый из детей; из какого материала (бумага разной фактуры). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, другим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по изготовлению голубей. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

Спонтанная индивидуализация.

Индивидуализация обучения и воспитания часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей).

Например, учитывая разный темп выполнения задания детьми, педагог дифференцированно подбирает вид недирективной помощи, задания разной сложности, подбирает наглядность с учетом возможностей детей, учитывает интересы и опыт. Данным методом педагог может воспользоваться при возникновении спорной, конфликтной ситуации, возникшей между детьми, когда найти выход, решить эту ситуацию необходимо срочно, что называется «здесь и сейчас». Педагог тут же обучает детей основным правилам взаимодействия, общения, выхода из конфликтной ситуации, т. е. даёт индивидуализированный «урок» правильного поведения.

Бывают случаи, когда именно спонтанное взаимодействие даёт наибольший эффект, достигает нужной воспитательной цели, нежели специально подготовленная и проведённая беседа о правилах поведения.

Обеспечивает индивидуализацию и метод тщательного отбора материалов и средств, через использование разнообразного разноуровнего материала и пособий по степени сложности, предполагающих выполнение определенных заданий, упражнений, выполнение посильных задач, последовательное их усложнение с учётом уровня развития. У детей всегда должен быть выбор, так как без выбора нет индивидуализации. Суть данного метода состоит в том, что предметно-развивающая среда группы (игровые пособия, атрибуты и игрушки) должны быть гибкими, разными по уровню сложности, по вариативности. Например, разные конструкторы по сложности; наборы пазл состоящие как из 20, так и 100 и более; разнообразный бросовый материал; разнообразные игры, соответствующие индивидуальному уровню развития дошкольников. Подобная вариативность позволяет создавать оптимальные условия для индивидуализации.

Кроме перечисленных методов могут использоваться и другие.

Метод диагностики (диагностика способностей и склонностей каждого ребенка для выстраивания индивидуальных маршрутов);

Метод создания ситуации успеха (составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности);

Метод проб и ошибок (целенаправленное использование данного метода воспитателем, создание таких ситуацийдля ребёнка, в которых он самостоятельно ищет выход из проблемной ситуации, добивается цели);

Метод расширение спектра материалов, способов деятельности ребёнка;

Метод учета принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования его самостоятельной деятельности и организованной деятельности с ним с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей);

Метод использования проектов (детские проекты, родительско – детские проекты);

Метод презентации продуктов детской деятельности;

Метод использования (организация) специальных образовательных ситуаций;

— Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера;

— Специально организованные занятия в кружках (для одарённых детей) или индивидуальная (коррекционная) деятельность;

Метод создания педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца (индивидуально для каждого ребенка);

— Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».

Индивидуализацияможет происходить одновременно на нескольких уровнях:

В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей, представляющей собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения, в которой индивидуализация проявляется стихийно.

Индивидуализация на уровне подгруппы внутри одной группы детей, когда, например, несколько детей группы проявляют большой интерес к театру, другие к рисованию, а третьи к коллекционированию. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.

Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других уровней. Например, несколько детей договорились строить дорогу (подгрупповая индивидуализация, при этом один ребенок строит, другой руководит, третий держит в руках машинку и ждет, когда сможет ее провезти по дороге. Один сопровождает свои действия речью, второй молчит. Один проявляет творчество, другой повторяет образцы.

Для того чтобы обеспечить индивидуализацию необходимо:

-чтобы ребенок имел во всем возможность выбора (содержания, видов деятельности, материалов, места, партнерства и т. д.)

-осознавал то, что его личная свобода в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность.

-в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывается в «могу», ребенку необходимо получать поддержку.

— иметь опыт кооперации с другими детьми.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Список используемых ресурсов:

2. Методическоепособие для педагогов дошкольных учреждений: Л. В. Михайлова-Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» / издательство Москва «Просвещение» 2015 г.

Источник

Методы и приемы индивидуализации в обучении

Климантова С.П. Методы и приемы индивидуализации в обучении

Учащиеся с сильной нервной системой ведут себя иначе. Они без особого напряжения могут работать в течение длительного времени как в классе, так и дома, не ощущая усталости и в конце школьного дня. Многие педагоги и психологи отмечают их неутомимость, способность без перерывов, часами заниматься интересующим делом. Такие учащиеся не испытывают дискомфорта в ответственных ситуациях. Не отражается на учебной работе таких учащихся задаваемый учителем высокий темп, а также собственный неудачный ответ или замечание. Не мешают им ни необходимость распределять свое внимание между несколькими видами деятельности, ни шум и разговоры в классе.

Педагог, зная жизненные проявления свойств нервной системы школьников в учебной деятельности, должен применять по отношению к ним специальные приемы и превентивные меры, облегчающие их учебную деятельность. Рассмотрим некоторые из них.

Специальные приемы работы со «слабыми» и «сильными» учениками.

По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать такие правила:

1) не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;

2) давать достаточно времени на обдумывание и подготовку;

3) желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письменной форме;

4) не заставлять отвечать новый, только что изученный материал, лучше отложить опрос на следующий урок;

5) выбрав правильную тактику опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «хорошо», «умница», «молодец» и т.п.), формировать уверенность в своих силах;

6) осторожно оценивать неудачи этих учеников, ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним; обязательно поощрять за старания, настойчивость, даже если результат далеко от желаемого;

7) во время подготовки ответов давать время на проверку и исправления написанного;

8) в минимальной степени отвлекать, стараясь не переключать внимания, создавать спокойную обстановку;

9) по возможности спрашивать в начале урока; лучше, если не на последнем уроке, а вначале школьного дня;

Какой должна быть тактика учителя по отношению учащимся с сильной нервной системой ?

Если работа монотонна, однообразна, лишена эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки, если к тому же ее заставляют выполнять, лишая свободы выбора. У «сильных» наступает быстрое истощение умственных сил, пресыщение занятиями. Необходима тренировка усидчивости, которая, однако, должна исключать накопление утомления, эмоционального напряжения. Нужно разрешать ученику с сильной нервной системой непродолжительный перерыв. Смену видов деятельности, если, конечно, это возможно.

Когда надо выполнить какие-либо поэтапные действия, на этих учеников следует обращать особое внимание, по возможности контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности. Полезно специально тренировать «сильных» в такого рода деятельности, помогая им учиться терпению, которого им часто не хватает.

Попытаемся дать краткий обзор организационных возможностей индивидуализации учебной работы. И.Унт [36]выделяет следующие основные виды:

1) дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планам и (или) программам;

2) внутриклассная индивидуализация учебной работы – это те приемы и способы индивидуальной работы, которые использует учитель в обычном классе массовой школы;

3) прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе: или убыстренно, или замедленно.

В дополнении к этим основным вариантам встречаются и различные их комбинации.

Под внутренней дифференциацией понимается такой подход, при котором учащиеся не выделяются в группы, а учитель, зная особенности учащихся, дает им задания разного уровня сложности.

Переходным видом является уровневая (разноуровневая) дифференциация в рамках одного класса. В связи с этим введены стандарты в усвоении содержания учебного материала: базовый, повышенный, углубленный.

Внешняя дифференциация реализуется в организации работы профильных и углубленных классов, факультативов, гимназий лицеев, и колледжей.

В мировой практике можно выделить следующие виды внутренней дифференциации:

Модель разнородных классов

Ее основная характеристика в том, что в каждой области того или иного предмета у ученика могут быть разные способности.

При использовании этой модели ученик по всем предметам учится в разнородном классе. Для некоторых предметов материал сгруппирован в разделы, и на каждый отводится определенное количество времени (примерно пять недель). По окончании изучения предмета проводятся диагностические тесты с целью определения уровня усвоения основного материала. По результатам тестирования одним ученикам дается дополнительный материал, а другим – коррекционные задания.

После короткого периода повторения для одних учеников и углубления знаний для других, когда усвоено основное содержание предыдущего раздела, класс начинает переходить к новому разделу. Учебные программы построены таким образом, что при переходе к новому материалу ученики оказываются на равных условиях.

Использование данной модели позволяет учитывать различия между детьми в рамках одного класса.

Суть в том, что дети с разными способностями, как и в модели разнородных классов, помещаются в одну группу. Но акцент делается на индивидуальное развитие и самостоятельное обучение. Особенность модели – существенное различие учебных программ и видов деятельности. Ученик должен научиться (самостоятельно или сотрудничая с другими учениками) решать проблемы, подчас самые “настоящие”. Содержание обучения в этой модели отличается тем, что дети часто учатся применять теоретические знания по каждому предмету на практике.

Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой, обучаясь по одной программе, школьники имеют возможность осваивать ее на разных уровнях: базовом, повышенном, углубленном.

В основе данной технологии лежит идея о том, что “все учащиеся способны хорошо учиться, а различие их по уровню обучаемости сводится ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Следовательно, если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение школьной программы”.

Для урока в режиме уровневой дифференциации характерна уровневая цель:

1 уровень – репродуктивный. На этом уровне ученик различает и запоминает содержание учебного материала и может воспроизвести в объеме стандартных требований урока;

2 уровень – конструктивный. Это уровень запоминания учебного материала, понимания его и умения использовать в знакомой учебной ситуации;

3 уровень – творческий. Это уровень понимания учебного материала, умения его воспроизводить, умения использовать в знакомой и измененной учебной ситуациях и умения выполнять самостоятельную работу творческого характера.

Внутриклассная индивидуализация учебной работы.

Необходимость во внутриклассной индивидуализации тем настоятельнее, чем более разнородный класс служит объектом такой индивидуализации. В таком классе индивидуализация может происходить во всех трех формах классной работы: фронтальной, групповой, индивидуальной.

Возможности индивидуального подхода во фронтальной работе в отечественной дидактике 50-х годов изучал В.И.Гладких. Кроме методики опроса, разработанной Гладких, для этого подходят и следующие приемы:

— учет индивидуальных различий в ролевой игре, в дискуссии и т.д.

— игра «Построим мостик из слов» (при повторении слов)

-лабораторные и практические работы

Учителя сочетают фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с отдельными учениками. Методы обучения должны быть различными, варьироваться, исходя из индивидуальных особенностей учащегося. И каждый учитель ищет свои методы и приемы для достижения целей. А основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

Источник

Консультация «В чем отличия индивидуализации обучения и индивидуального подхода в обучении»

В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации.

В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ их функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога.

Еще С. Френе (французский педагог) писал о необходимости признания личности ребенка, раскрывающей свои потенциальные возможности, о возможности самоактуализации детей. Поскольку «…ребенок сам создает свою личность, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ему обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще», можно сказать, что цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Давайте сравним эти два понятия и найдем признаки сходства и отличия.

Индивидуальный подход – это организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.

Этот подход хорошо известен в традиционной педагогике. Педагог, который обязан донести до детей «академический» образовательный стандарт, и, который видит, что дети, сидящие перед ним, разные, и по-разному воспринимают и обрабатывают информацию, пытается вложить каждому воспитаннику единое учебное содержание определенным, этому ребенку подходящим способом. Основой индивидуального подхода в образовательном процессе, является инициатива, исходящая от педагога.

Целью индивидуального подхода является организация учебно-воспитательного процесса передачи знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии и выявление одаренных детей,тем самым:

— Распространяется на небольшую часть детей группы;

— Ребенок объект образования;

— Ребенок – это «пустая корзина», которую надо наполнить ЗУН, для всех детей одинаковый набор ЗУН, они должны все прийти к одинаковому результату их освоения в заданное программой время;

— Прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми, требование и оценка результата;

— Следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия;

— Ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого, усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития;

— От педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание норм стандарта, требований программы, для подготовки занятий с разноуровневыми заданиями;

— Выявление в группе одаренных детей, для последующей индивидуальной работы с ними, как в группе, так и дома;

— Мониторинг освоения программы.

Индивидуализация – это процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Не предполагает ни единого, общего для всех, содержания, ни даже наличия традиционного педагога. Педагог останется,но изменится его функция: из заложника учебной программы, вколачивающего стандартную информацию в нестандартные головы, он превратится в наставника и сотворца индивидуальной образовательной программы воспитанника.

Основой индивидуализации в образовательном процессе, является инициатива, исходящая от ребенка.

Цель индивидуализации: Процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности.

— Распространяется на каждого ребенка;

— Ребенок субъект собственной деятельности;

Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – у них разный темп развития, личностные особенности, интересы и потребности, возможности т. д. ;

— Признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение целей и плана деятельности, акцент на достоинствах и сильных сторонах личности;

— Сотрудничество и партнерские отношения;

— Ребенок инициативный, самостоятельный, творческий, способный ясно сформулировать свои цели, желания;

— Ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта;

— От педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма.

ФГОС ДО, сохраняя индивидуальный подход, смещает акцент образования на индивидуализацию.

Задачей педагога ДОУ становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учетом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребенка.

Современное качественное образование есть, прежде всего, образование, способствующее становлению человека, обретению им своего образа, себя как неповторимой индивидуальности.

Сегодня очень важно не столько формировать знания, сколько развивать человека в человеке, развивать механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, самозащиты и последующей адаптации в социуме, тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, с природой и культурой. Начало этого саморазвития и становления личности закладывается именно в дошкольном детстве.

Сегодня мы живем в постоянно меняющемся, обновляющемся мире. Для ученых и практиков стало очевидным, что «научить всему» ребенка невозможно, но цель научить, развить и воспитать всех остается.

Неважно, какой учебный метод будет использован в образовательном процессе ДОУ, все равно основной задачей педагога остается воспитание нашего будущего поколения.

Особенности ведущего типа восприятия информации как критерий индивидуального подход в обучении и воспитании дошкольников Консультация на тему: «Особенности ведущего типа восприятия информации, как критерий индивидуального подхода в обучении и воспитании дошкольников».

Презентация «Использование элементов технологии индивидуализации обучения в коррекционной работе логопеда» Доклад в форме презентации. Тема «Использование элементов технологии индивидуализации обучения в коррекционной работе логопеда» Подготовила.

Консультация «Специфика индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста» Ученье есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально.

Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников на основе дифференцированного подхода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №84 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса индивидуального обучения на дому учащейся с ЗПР (вариант 7.2) Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса индивидуального обучения на дому учащегося с ЗПР (вариант 7.2).

Рабочая программа по математике для 2 класса индивидуального обучения на дому учащейся с ЗПР (вариант 7.2) Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 2 класса индивидуального обучения на дому учащегося с ЗПР (вариант.

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса индивидуального обучения на дому учащейся с ЗПР (вариант 7.2) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 2 класса индивидуального обучения на дому учащегося с ЗПР (вариант 7.2) разработана.

Реализация индивидуального подхода в процессе формирования у детей старшего возраста пространственных представлений Способность ориентироваться в пpостpанстве играет исключительную роль в формировании целостной картины мира ребёнка и осознании им своего.

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении младших школьников РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит.

Дифференциация и индивидуализация обучения как условие индивидуального развития младшего школьника Дифференциация и индивидуализация обучения как условие индивидуального развития младшего школьника Мне приходится работать с классом,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *