Домоводство 8 класс 8 вид рабочая программа 34 часа надомное обучение
Рабочая программа коррекционного обучения Домоводство. 8 класс, 8 вид. И.М.Бгажнокова.
Администрация Смоленского района Алтайского края
МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №1»
Смоленского района Алтайского края
на заседании методического объединения учителей химии, географии, биологии
«_ 27 _» _ августа _2018 г.
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР
«_ 31 _» _ августа _2018 г.
на педагогическом совете
МБОУ «Смоленская СОШ №1»
_________ В.М.Неверов
«_ 27_ » _ августа _2018 г.
для обучающегося с умственной отсталостью
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
Черняков Леонид Иванович,
первой квалификационной категории
Рабочая программа учебного предмета «Домоводство» для обучающихся с умственной отсталостью для 8 класса составлена с учетом:
— Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
— Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования ( Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г.№1089) ;
— ООП ООО МБОУ «Смоленская СОШ №1»,утвержденной приказом № 162 от 27.08.2018
— Учебного плана МБОУ «Смоленская СОШ №1» на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом № _161_ от 31.08.2018г.
— Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Смоленская СОШ №1», утвержденной приказом № 3 от «16» 02. 2018 г.
— Годового календарного графика образовательного процесса в МБОУ «Смоленская СОШ №1» на 2018-2019 уч. год, утвержденного приказом № _145_ от 27.08.2018г.
— Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой. М.: Просвещение, 2010 г.;
Целью предмета «Домоводство» специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида является формирование у каждого ребёнка того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.
Изучение предмета «Домоводство» способствует решению основных
задач по формированию у обучающихся:
— знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой и обувью и другими предметами обихода;
— знаний и умений ухода за домашними животными;
— представлений и знаний о нормах культуры взаимоотношения с различными людьми (знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, педагогами, сверстниками и др.);
— эмоционально положительного отношения к окружающим;
Формирование личности учащихся осуществляется через коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на развитие познавательных интересов и психических процессов, на формирование системы потребностей и мотивов поведения, а также на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Содержание программы носит ориентировочный характер, поэтому учитель, исходя из особенностей региона, географической местности, возможности обучающихся, вправе изменять последовательность изучения тем, распределять время на прохождения программного материала на своё усмотрение, дополнять или вносить необходимые изменения.
Материал программы включает в себя теоретический минимум по основным разделам программы, т.к. основная цель предмета – практическая направленность. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.
Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков, воспитывать аккуратность, терпение, трудолюбие.
Формы и методы реализации программных задач.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов. Для успешного усвоения учебного материала, а также развития интереса к предмету учитель проводит уроки-презентации с применением компьютерных средств.
На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться колющими и режущими инструментами и т. д. Ни один, даже самый незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания.
Беседа на занятиях по домоводству является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами.В зависимости от задачи занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью.
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. На занятиях по домоводству следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной и письменной речи, практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка.
Место учебного предмета в учебном плане.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• правила расчетов за коммунальные и бытовые услуги;
• основные гигиенические требования к охране здоровья;
• правила вызова врача, ухода за больными в семье;
• правила гигиены и ухода за собой;
• смысловые различия между досуговой деятельностью, развлечением и отдыхом.
Учащиеся должны уметь:
• соотносить заработную плату и примерный бюджет семьи;
• планировать свою полезную деятельность в семье;
• оказывать первую медицинскую помощь;
• пользоваться безопасными лекарственными препаратами.
• устанавливать связи между понятиями здоровье, нравственное поведение, красота
• планировать досуговую деятельность и развлечения на неделю (месяц); с учетом
расчета денежных средств (на основе заданных модулей).
Учащиеся должны знать:
• о том, что расходы семьи строятся на основе заработка;
• основные статьи расходов (питание, одежда, коммунальные, бытовые и другие
• свой распорядок дня и обязанности в доме;
• основные гигиенические требования по уходу за телом;
• правила вызова врача.
• что красота человека состоит из здорового образа жизни и нравственного поведения;
• необходимые для пола и возраста гигиенические требования по уходу за телом.
Учащиеся должны уметь:
• выполнять основные гигиенические требования по уходу за телом;
• помочь больному в доме.
• организовать свой отдых и развлечения с пользой;
• выбирать необходимые вещи (из перечня возможных) для отдыха летом.
Рабочая программа с КТП по домоводству 8 класс 8 вид надомное обучение
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897;
2. Изменений в ФГОС 17.12.2010г. №1897, утвержденных Приказом МО РФ от 31.12.2015 №1577;
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
4. Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» от 27 июня 2013 года (в ред. Закона РБ от 26.12.2014 N 171-з);
7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
9. Индивидуальный учебный план обучающегося на 2021-2022 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
· научиться правилам ведения семейного хозяйства,
· получит практические умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи;
· заложаться основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
· проявлять эмоционально-положительное отношение и интерес к родной стране, ее культуре, истории, традициям;
· проявлять толерантное отношение к людям разных национальностей, уважение к другой культуре;
· уважать и принимать ценности семьи и общества;
· владеть основами умения учиться, уметь организовывать собственную деятельность;
· уметь самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
· выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Предметные результаты освоения предмета «Домоводство»
в 8-м классе являются формирование следующих умений:
· знать основные правила этикета гостеприимства;
· знать порядок приготовления нескольких праздничных блюд (2—3 рецепта);
· виды ремонта, перечень необходимых материалов для ремонта комнаты площадью 14—18 квадратных метров;
· правила безопасности при работе с красками и растворителями.
· формулировать в устной и письменной форме приглашения, выражения благодарности;
· составлять и рассчитывать праздничное меню;
· правильно сервировать стол;
· соблюдать правила техники безопасности при работе с красками и растворителями.
· осуществлять стирку и мелкий ремонт одежды;
· испытывать чувство ответственности за собственные действия, оказывающие влияние на здоровье
· соблюдать гигиенические требования;
Обучающийся получит возможность научиться:
· основным правилам здоровье- сберегающего поведения;
· испытывать чувство ответственности за собственные действия, оказывающие влияние на здоровье;
· основным правилам ухода за телом, уметь соблюдать гигиенические требования;
Содержание учебного предмета
Российские традиции гостеприимства. Повторение.
Заработная плата. Бюджет семьи. Планирование расходов в семье из четырех человек: коммунальные платежи; продуктовая корзина, цена, стоимость продуктов; приобретение одежды, обуви. Вещи долговременного пользования, их стоимость. Планирование денежных средств на отдых, непредвиденные расходы. Практические работы. Расчет показаний расхода электроэнергии с электросчетчика, расчет платы на
коммунальные услуги, заполнение бланков для оплаты коммунальных услуг, платежные документы, их хранение. Деловые игры. Планирование бюджета семьи.
Наши ближайшие планы.
Организация режима жизни членов семьи. Планирование рабочих и выходных дней. Распределение обязанностей на неделю. Анализ программы членов семьи на неделю (практическое занятие).
Правила комплектования аптеки. Средства от головной боли, кишечных расстройств, простудных заболеваний. Народные безопасные средства для дезинфекции, полоскания, ожогов и др. Правила обращения с лекарствами. Хранение лекарств.
Здоровье и красота.
Толкование пословиц о красоте и здоровье. Понятие о здоровом образе жизни. Здоровье, спорт, интересный досуг — красота жизни.
Внешняя красота, ее правила. Гигиенические средства по уходу за кожей, волосами. Гигиенические правила для девушек. Гигиенические правила для юношей. Косметические средства для молодых людей. Гигиенические уголки в доме, их оборудование. Нравственное здоровье (культура поведения и речи, этика отношений между юношами и девушками, младшими и старшими).
Поведение в общественных местах. Правила обращения к незнакомому человеку. Правила знакомства. Правила выхода из конфликтной ситуации в семье, с друзьями. Правила поведения в гостях.
Составление перечня любимых и нелюбимых занятий. Понятия досуг, отдых, развлечения. Организация досуга как источника получения новых знаний. Досуг как укрепление и развитие здоровья. Досуг как развитие постоянного интереса к какому-то виду деятельности (коллекционирование, фотография, походы и др.). Отдых, его разновидности. Отдых как часть режима дня, недели. Бездеятельность и
отдых. Развлечения, виды развлечений (прогулки, дискотеки, слушание музыки, настольные игры и др.).
Планирование отдыха на лето. Отпуск, расчет дней для отдыха. Бюджет отдыха. Выбор места для отдыха. Подготовка к путешествию: выбор транспорта, оплата проезда. Собираем вещи для турпохода (перечень), отдыха на море (перечень), отдыха на даче (перечень), поездки к друзьям на неделю (перечень).
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждого раздела
Количество часов, отводимых на изучение каждого раздела
Российские традиции гостеприимства. Повторение.
Рабочая программа Домоводство 8 кл.
Пояснительная записка
План предусматривает обучение в 8 классе в объеме 68 часов, по 2 часов в неделю по II варианту Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / для умственно отсталых детей/.
Целью предмета «Домоводство» специального (коррекционного) образовательного учреждения является формирование у каждого ребёнка того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.
Изучение предмета «Домоводство» способствует решению основных задач по формированию у обучающихся:
-знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой и обувью и другими предметами обихода;
-знаний и умений ухода за домашними животными;
-представлений и знаний о нормах культуры взаимоотношения с различными людьми (знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, педагогами, сверстниками и др.);
-эмоционально положительного отношения к окружающим;
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Домоводство 8 кл.»
План предусматривает обучение в 8 классе в объеме 68 часов, по 2 часов в неделю по II варианту Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / для умственно отсталых детей/.
Целью предмета «Домоводство» специального (коррекционного) образовательного учреждения является формирование у каждого ребёнка того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.
Изучение предмета «Домоводство» способствует решению основных задач по формированию у обучающихся:
-знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой и обувью и другими предметами обихода;
-знаний и умений ухода за домашними животными;
-представлений и знаний о нормах культуры взаимоотношения с различными людьми (знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, педагогами, сверстниками и др.);
-эмоционально положительного отношения к окружающим;
Формирование личности учащихся осуществляется через коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на развитие познавательных интересов и психических процессов, на формирование системы потребностей и мотивов поведения, а также на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Содержание программы носит ориентировочный характер, поэтому учитель, исходя из особенностей региона, географической местности, возможности обучающихся, вправе изменять последовательность изучения тем, распределять время на прохождения программного материала на своё усмотрение, дополнять или вносить необходимые изменения. Таким образом, в программу был включен раздел: «Питание», где даются элементарные сведения о посуде, кухонных принадлежностях, обучающиеся упражняются в приготовлении простейших блюд.
Материал программы включает в себя теоретический минимум по основным разделам программы, т.к. основная цель предмета – практическая направленность. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.
Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков, воспитывать аккуратность, терпение, трудолюбие.
Формы и методы реализации программных задач.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов. Для успешного усвоения учебного материала, а также развития интереса к предмету учитель проводит уроки-презентации с применением компьютерных средств.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные (выполнение обучающимся всех операций под руководством учителя).
На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения с посудой, кипятком и т. д. Ни один, даже самый незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения.
Их в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, обучающиеся применяют усвоенные ими знания и приемы.
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. На занятиях по домоводству следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной и письменной речи, практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка.
Занятия по домоводству проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для обучающихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Обучающиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок.
По предмету «Домоводство» итоговый контроль проводится в форме письменного опроса (контрольно-измерительная работа за полугодие и за год) или тестировании
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
правила расчетов за коммунальные и бытовые услуги;
Рабочая программа по предмету «Домоводство» для 8 КЛАССА с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
для обучающейся 8 КЛАССА
с умеренной умственной отсталостью
учитель С.С. Саяпина
Изменения в жизни нашего общества вызвали необходимость возрождения социального статуса семьи, укрепления в ней устойчивых, уважительных семейных отношений.
Что необходимо для нормальной жизни каждому человеку? Очаг, добрая, здоровая, дружная семья. Значит, главное человеческое умение — создать семью, обустроить дом, уметь сообща вести хозяйство. Для создания крепкой семьи необходимо, чтобы люди, ее создающие, стремились стать рачительными хозяевами в своем доме. Несмотря на то что эти понятия имеют, казалось бы, частный характер, все же в процессе воспитания подрастающего поколения они становятся важными для формирования общественно значимой личности. Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с умственной недостаточностью, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.
Вместе с тем надо учесть, что в специальных школах и интернатах обучаются и воспитываются дети в основном из неполных или социально неблагополучных семей, не имеющие необходимых нравственно-этических знаний и практических навыков. А некоторые дети, лишенные семьи и попечения родителей, вообще не имеют представления о многих семейных, житейских, бытовых проблемах. Все это способствует развитию у детей потребительских черт и иждивенческих наклонностей. Социально-педагогическая значимость этих проблем подсказывает необходимость введения в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида предмета «Домоводство».
Задачи предмета — научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном окружении)
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общих трудовых навыков.
Настоящая программа по «Домоводству» в 8 х классах составлена на основе:
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
I варианта Базисного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065).
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15);
Рабочая программа по курсу «Домоводство» в 8 классе разработана на основе государственной программы «Домоводство, 8 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой, Л. В. Гомилка. – М.: Просвещение, 2006.
Сведения о примерной программе:
Рабочая программа по курсу «Домоводство» в 8 классе разработана на основе государственной программы «Домоводство, 8 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой, Л. В. Гомилка. – М.: Просвещение, 2006.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы под. ред. И.М. Бгажноковой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы /. – М.: Просвещение, 2006.
Место и роль учебного курса
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
упражнения с картинками;
Виды деятельности учащегося на уроке:
— упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
— игры-имитации, жестово-образные игры;
— рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
— предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,
Планируемый уровень подготовки:
умение обслуживать себя на бытовом уровне;
выполнять задания по образцу;
выполнять задание самостоятельно, не допуская ошибки
Российские традиции гостеприимства.
Разумная экономика (13 ч)
З аработная плата. Бюджет семьи. Планирование расходов в семье из четырех человек: коммунальные платежи; продуктовая корзина, цена, стоимость продуктов; приобретение одежды, обуви. Вещи долговременного пользования, их стоимость. Планирование денежных средств на отдых, непредвиденные расходы.
Расчет показаний расхода электроэнергии с электросчетчика, расчет платы на коммунальные услуги, заполнение бланков для оплаты коммунальных услуг, платежные документы, их хранение.
Планирование бюджета семьи.
Наши ближайшие планы (4 ч)
Организация режима жизни членов семьи. Планирование рабочих и выходных дней. Распределение обязанностей на неделю. Анализ программы членов семьи на неделю (практическое занятие).
Гигиенический режим, его правила в течение дня, недели. Источники заболеваний. Профилактика воспалительных и вирусных заболеваний. Травмы, ожоги. Помоги себе сам при порезах, ожогах (правила, средства). Правила вызова врача, «скорой помощи». Уход за больными в доме.
Домашняя аптека (4 ч)
Правила комплектования аптеки. Средства от головной боли, кишечных расстройств, простудных заболеваний. Народные безопасные средства для дезинфекции, полоскания, ожогов и др. Правила обращения с лекарствами. Хранение лекарств.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
2-й уровень.
Учащиеся должны знать:
о том, что расходы семьи строятся на основе заработка;
основные статьи расходов (питание, одежда, коммунальные, бытовые и другие услуги);
свой распорядок дня и обязанности в доме; основные гигиенические требования по уходу за телом; правила вызова врача.
Учащиеся должны уметь: выполнять основные гигиенические требования по уходу за телом; помочь больному в доме.
Здоровье и красота (10 ч)
Толкование пословиц о красоте и здоровье. Понятие о здоровом образе жизни. Здоровье, спорт, интересный досуг — красота жизни. Внешняя красота, ее правила. Гигиенические средства по уходу за кожей, волосами. Гигиенические правила для девушек. Гигиенические правила для юношей. Косметические средства для молодых людей. Гигиенические уголки в доме, их оборудование. Нравственное здоровье (культура поведения и речи, этика отношений между юношами и девушками, младшими и старшими).
Поведение в общественных местах. Правила обращения к незнакомому человеку. Правила знакомства. Правила выхода из конфликтной ситуации в семье, с друзьями. Правила поведения в гостях.
Организация досуга (12 ч)
С оставление перечня любимых и нелюбимых занятий. Понятия досуг, отдых, развлечения. Организация досуга как источника получения новых знаний. Досуг как укрепление и развитие здоровья. Досуг как развитие постоянного интереса к какому-то виду деятельности (коллекционирование, фотография, походы и др.). Отдых, его разновидности. Отдых как часть режима дня, недели. Бездеятельность и отдых. Развлечения, виды развлечений (прогулки, дискотеки, слушание музыки, настольные игры и др.).
Практические работы (2 ч)
Самостоятельное планирование досуговой деятельности. Планирование отдыха для членов семьи. Список любимых развлечений. Анализ и обсуждение практических работ.
Планирование отдыха на лето. Отпуск, расчет дней для отдыха. Бюджет отдыха. Выбор места для отдыха. Подготовка к путешествию: выбор транспорта, оплата проезда. Собираем вещи для турпохода (перечень), отдыха на море (перечень), отдыха на даче (перечень), поездки к друзьям на неделю (перечень).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать: что красота человека состоит из здорового образа жизни и нравственного поведения; необходимые для пола и возраста гигиенические требования по уходу за телом.
Учащиеся должны уметь: организовать свой отдых и развлечения с пользой; выбирать необходимые вещи (из перечня возможных) для отдыха летом.
— не выполняет задание
— выполняет задание со значительной помощью
— выполняет задание с частичной помощью
— выполняет задание по подражанию
— выполняет задание по образцу
— выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки
— выполняет задание самостоятельно (без ошибок)