Домовые духи миф древней руси
Домовые духи
Куда бы ни отправился человек, всюду он встретит людей со своими нравами и традициями. Удивительно, но многие мифы и поверия повторяются в культурах разных народов. В особенности это касается языческих верований. Одни и те же божества и бестелесные существа встречаются под разными названиями в сказаниях по всему миру. Примером этому могут служить домовые духи: в Японии их называют дзасики-вараси, в Шотландии – брауни, в Испании – тромта. Свои повелители жилища есть практически во всех странах.
Особенно богаты дома на духов у славянских народов. Помимо главного домового, который повелевает всеми остальными потусторонними существами, свои незримые обитатели есть у каждой комнаты и помещения. Даже сарай, в котором обитает сарайник, и курятник со своим куриным божком не стали исключениями.
Дополняют картину души прошлых хозяев и просто бродячие духи. По поверьям, они тоже могут становиться во главе той или иной части жилища или хозяйства. При этом сказания не всегда однозначны по отношению к ним и к домовому в частности. Одни истории повествуют о добром существе, другие рассказывают о нежеланном госте, приносящем беспокойство в дом.
Справедливости ради стоит отметить, что самые древние мифы о домовом, дошедшие до наших дней, преподносят это существо как помощника и заботливого хозяина. Конечно, дух любит пошалить. Кроме того, не будет успеха и тем, кто пришелся ему не по нраву. Стоит однажды сделать что-то вопреки домашнему богу, как еще долго все будет валиться из рук.
Есть среди духов и много злых существ. Незаселенное домовым помещение может стать пристанищем для навий и упырей. Все они в прошлом были людьми, которые после смерти не нашли покоя. Избавляться от них помогают обычные дзяды и домовые – славянские духи, представляющие собой перевоплотившиеся души предков, которые защищают своих живых потомков.
Именно поэтому на Руси всегда почитали домовых. Их старались забирать с собой в сапог при переездах, а укоренившись на новом месте, всегда оставляли для него пищу в укромных уголках. Еще вешали обереги и просили в благодарность за еду и питье беречь жилье от бед.
Домовые духи
Мифы древних Славян
В старых домах живет множество разных духов. Одни — это души прежних хозяев, другие — просто при— блудные духи, обычно безобидные. В овине живет овинник, на гумне — огуменник, в сарае — сарайник, в бане — банник, в курятне — куричий божок, в клети — клетник, в закуте — закутник, за печкой — кикимора запечная, шишиги и шиликуны, коргоруши, рядом со снедью живет жировик-лизун, а в доме — сам хозяин всех домовых духов — домовой.
Домовой — дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Заплетает полюбившимся лошадям гривы, а нелюбимых изводит. Все домовые духи служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья. По ночам будут шуметь и колобродить шишиги и шиликуны, а коргоруши, обратившись в черных кошек, будут лезть под ноги, жировик-лизун съест в избе все продукты.
А особенно беда, ежели в доме заведутся навии — духи враждебных мертвецов, а то и упыри, приползшие с кладбища. Но спи враги оставляют в покое дома, где живут «дзяды», домовые, добрые духи предков, покровительствующие своим потомкам.
Потому домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке, — кашу, в курятнике вешают «урошный» камень с дырочкой (для куричего бога) и приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!»
Домового также называют «Доброжилом», «Доброхотом» и даже (в Вологодской области) «Кормильцем». На русском Севере его зовут «Суседком», «Батанушком». Если он не ладит с хозяином, то его именуют «некошном».
О происхождении домовых рассказывают такую легенду: «Когда Господь, при Сотворении Миря, сбросил на Землю всю непокорную и злую небесную силу. на людские жилья тоже попадали нечистые духи. Отобрались ли тогда, сюда те, которые были подобрее прочих, или так уж случилось, что, поселившись поближе к людям, они обжились да пообмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, а как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава. Большая часть крестьян так к ним привыкла, что не согласна признать домовых за чертей» считает их за особую отдельную добрую порадуй. (С.В. Максимов. «Нечистая, неведомая и крестная сила»).
Домовые духи миф древней руси
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
При переезде домового забирали с собой со словами: «Хозяин домовой, пойдем со мной в новый дом». В России было известно и другое прозвище духа дома — дворовой. По поверьям, это был тот же домовой. Известное выражение «прийтись ко двору» буквально значило «понравиться дворовому или домовому».
Существовали в обширном крестьянском хозяйстве и духи с «узкой специализацией». Запечник не «заведовал» домом, а считался кем-то вроде «соседа по квартире». Излюбленной его проказой было испортить хозяйке стряпню. За овином или гумном — сараем, где сушили сено, следил овинник или гуменник. Верили, что он охраняет от пожара, но людей не любит, особенно чужаков. Добрым нравом славился хлевный. Банник, в представлении крестьян, был капризным и злобным: так и норовил ошпарить моющихся кипятком, напугать звуками из-за печи, а то и удушить. В некоторых селах верили, что в бане живет женский дух — обдериха. Как и банника, ее побаивались. Ночью во владения обдерихи сунулся бы разве что колдун или лихой человек. Баня представлялась русским опасной еще и потому, что в ней мог поселиться вредный анчутка. Иногда анчуток считали детьми банника.
Маленькие, черненькие, мохнатенькие, ноги ежиные, а голова гола, что у татарчонка, а женятся они на кикиморах, и такие же сами проказы, что твои кикиморы.
Алексей Ремизов, «Банные анчутки»
Такое народное христианское мировоззрение, типичное для славян обеих конфессий — православной и католической, нельзя считать двоеверием, поскольку оно цельно и представляет собой единую систему верований. Белорусская или польская крестьянка, почитающая святого Николая Угодника и в то же самое время производящая различные манипуляции, чтобы уберечься от ведьмы на Ивана Купалу или в другую пору, не поклоняется двум богам — Богу и Мамоне, а имеет свое определенное отношение и к одному, и к другому миру. Эти отношения в ее представлении не противоречивы, они естественно дополняют друг друга.
Академик Никита Толстой, «Славянские верования»
Славяне-язычники верили, что свое божество есть у каждой реки, леса или луга. Полагался дух и дому — ведь без него жившие в нем люди могли начать болеть или даже умирать. На Руси существовал обычай строить дом на месте, где покоились останки предка. Иногда под порогом хоронили первого умершего после новоселья члена семьи. Тогда его дух считался хранителем дома.
Самыми распространенными прозвищами такого духа были домовой, хозяин, суседко. Его представляли старичком, покрытым шерстью. Как и всякая нечисть, домовой был способен принимать облик зверя или кого-то из домочадцев. Считалось, что живет он в подполе, за печью, под порогом или в дымовой трубе. Было распространено мнение, что у каждого домового есть своя семья, которая в точности повторяет состав семьи, живущей в избе.
Домовой считался покровителем всего хозяйства. Но если кто-то приходился ему не по нраву, он мог навести беспорядок в доме, серьезно напугать его обитателей, а то и вовсе сжить со свету, насылая болезни и ссоры. Верили, что задобрить домового можно вкусненьким или понюшкой табака. Под Новый год или на Ефрема Сирина (10 февраля) домовому оставляли горшок горячей каши на загнетке печи – месте, куда сгребали уголь.
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
При переезде домового забирали с собой со словами: «Хозяин домовой, пойдем со мной в новый дом». В России было известно и другое прозвище духа дома — дворовой. По поверьям, это был тот же домовой. Известное выражение «прийтись ко двору» буквально значило «понравиться дворовому или домовому».
Существовали в обширном крестьянском хозяйстве и духи с «узкой специализацией». Запечник не «заведовал» домом, а считался кем-то вроде «соседа по квартире». Излюбленной его проказой было испортить хозяйке стряпню. За овином или гумном — сараем, где сушили сено, следил овинник или гуменник. Верили, что он охраняет от пожара, но людей не любит, особенно чужаков. Добрым нравом славился хлевный. Банник, в представлении крестьян, был капризным и злобным: так и норовил ошпарить моющихся кипятком, напугать звуками из-за печи, а то и удушить. В некоторых селах верили, что в бане живет женский дух — обдериха. Как и банника, ее побаивались. Ночью во владения обдерихи сунулся бы разве что колдун или лихой человек. Баня представлялась русским опасной еще и потому, что в ней мог поселиться вредный анчутка. Иногда анчуток считали детьми банника.
Маленькие, черненькие, мохнатенькие, ноги ежиные, а голова гола, что у татарчонка, а женятся они на кикиморах, и такие же сами проказы, что твои кикиморы.
Алексей Ремизов, «Банные анчутки»
После принятия христианства в сознании народа духи стали мирно уживаться со святыми, которые также стали покровительствовать дому и семье. Например, о приплоде и здоровье скотины молились Георгию Победоносцу и святому Власию, о благополучии лошадей — мученикам Флору и Лавру. От пожара дом защищала икона святителя Никиты Новгородского, а от воров — святого Иоанна Воина.
Такое народное христианское мировоззрение, типичное для славян обеих конфессий — православной и католической, нельзя считать двоеверием, поскольку оно цельно и представляет собой единую систему верований. Белорусская или польская крестьянка, почитающая святого Николая Угодника и в то же самое время производящая различные манипуляции, чтобы уберечься от ведьмы на Ивана Купалу или в другую пору, не поклоняется двум богам — Богу и Мамоне, а имеет свое определенное отношение и к одному, и к другому миру. Эти отношения в ее представлении не противоречивы, они естественно дополняют друг друга.
Академик Никита Толстой, «Славянские верования»
Все языческие существа стали называться «нечистой силой». Они противопоставлялись «чистой», или «крестной» силе, фигурировавшей в православном учении. Однако нечисть не считалась плохой по определению. К лешим, водяным, домовым относились с уважением, так как эти обитатели нижнего мира выполняли свою «работу» — заботились о вверенном им хозяйстве.
Славянские духи рядом с человеком: кто живёт в доме
Как много существует славянских духов, и какие черты характеризуют этих мифических существ? Ответы на эти вопросы найдёт здесь каждый, кто интересуется мифологией северных славян. Легенды о духах – неотъемлемая часть культуры. Они главные персонажи сказок и былин. Кому-то о духах домашнего очага рассказывали деды. А кто-то знает о них не понаслышке. Домовой и Домаха, Люб, Клетник и Барабашка – кто они такие и чего от них стоит ожидать?
Домашние божества и духи у славян
Славяне всегда верили в духов! В хороших и плохих, злых и безобидных. На деле, домашних духов гораздо больше, чем многие привыкли думать. Всем хорошо известны такие духи домашнего очага, как Домовой и Домаха. А вот все ли знают, что у хозяина дома есть помощник – Клетник? Всего в доме может находиться с десяток духов. Кто-то из них главней, а кто-то почти незаметен и, тем не менее, выполняет свою важную задачу.
Еще больше интересной информации вы сможете узнать из книги «Люди и Духи».
Добрые домашние духи
Задачей некоторых домашних духов является защита дома и его хозяев. Они всячески помогают людям и берегут их от потустороннего зла.
Домовой – самый главный в доме. Хранит дом, следит за порядком в нём и покровительствует другим домашним сущностям.
Домаха – жена Домового и хозяйка дома. Она оберегает семью, сохраняет очаг.
Люб – хранитель брачного ложа. Он присматривает за комнатой супругов и отгоняет злого Нелюба и прочую нечисть, которая может навредить отношениям мужа и жены.
Запечник – славянский дух очага, дух тепла. Он охраняет тепло и уют в доме. Живёт за печкой.
Клетник – живет в клети, кладовой. Он верный помощник Домового, которому отведена роль хранителя вещей и ценностей.
Славянские духи-шалуны
Есть у славян духи не злые, но иногда очень даже пакостливые. Это персонажи славянской мифологии, которые вреда причинить не должны, но своими мелкими шалостями могут здорово напугать.
Жировик – обитает на кухне. Он не злой, но ему б только блинчик стянуть, да тарелку немытую лизнуть. Ночью шумит посудой и крадёт со стола.
Кикимора – скрюченная старушонка. Может появляться в местах захоронения неупокоенных душ. Пугающее, но почти безобидное существо. По ночам прядёт, если хозяйка не убрала нити и веретёна, да всё только портит пряжу.
Мокруха – по ночам прядёт шерсть. Обнаружить сложно. Разве что можно увидеть мокрые следы присутствия в доме.
Барабашка – мелкий, шкодливый, шумит по ночам и днём. Живёт в домах, где часто скандалят или происходит что-то неладное. Барабашка приходит, когда худо, и уходит, если лад в доме восстановился.
— Как же так, деда! Ты сам ведь Большак в нашей семье, без тебя порядка не будет. Так и среди Духов Домовых. Запечник-то точно обрадуется без Большака духова. Норов у парня огненный, так и смотри, чтобы делов не наделал. Жировик без присмотра всю печь закапает, скажет, что так и было, потом оттирать себе дороже. Кутиха матушке прясть не даст, нитки напутает, а Кикимора домашняя только поможет пряжу запутать, им это в радость.
Из книги Ольги Бояновой «Люди и Духи».
По-настоящему злые и опасные славянские духи
Есть и злые духи в славянской мифологии. Например, Букачка – живёт там, где ссоры. Разжигает скандалы, распаляет ревность.
Злыдни – это мелкие пакостники, которые на первый взгляд в доме незаметны. Но некоторые происшествия (битая посуда, воспламенение, пропажа вещей) могут быть действительно их работой.
Полуночница – вредный обитатель Нави, что крадёт сны у младенцев. Это представитель нечисти, который мешает детям спать, всячески пугает, отвлекает от сна.
Пустодомка – злая Кикимора, которая живёт в заброшенном доме. Она может недобро влиять на человеческую судьбу.
Коли есть опасение, что завелась в доме какая мелкая нечисть, следует жилище очистить от худа.
Подробнее о славянской мифологии:
Образы славянских духов из мрамора
Домовой
Собственно говоря, вы наверняка уже догадались, что речь идет о домовом. Надо сказать, в старину домовые считались очень важными духами, более того, они были настолько распространены, что даже в европейской мифологии встречаются их аналоги. А впрочем, не будем забегать наперед и расскажем вам обо всем по порядку.
Происхождение домовых
Изначально домовые считались слугами славянского бога Ярилы и его отца Велеса. Как правило, домовым назначался один из родоначальников человека, живущего в доме. Собственно, считалось, что домовой – это дух человека, который умер не покаявшись, при этом, за спиной которого было множество неискупленных грехов. Таким образом, боги назначали его домовым, чтобы он следил за своими потомками, оберегал их, а по возможности и помогал. Только так непокаянный дух мог искупить свою вину.
Как мы уже сказали выше, в старину домовой считался крайне важным духом. Поэтому не удивительно, что люди старались поддерживать с ним добрые отношения, всегда его подкармливали, ухаживали за ним и делали все, чтобы он всячески помогал им в быту и не только. В случае, если человек собирался переезжать, существовал специальный заговор, который просил домового переехать вместе с ними.
Вообще, существует отдельная легенда о том, как возникали домовые. Но начнем мы немного издалека. Так, например, славяне считали постройку дома одним из важнейших аспектов своей жизни. Строительство дома, в их понимании, означало, что они уподобляются богам, которые создали мироздание.
Для постройки дома выбирали исключительно только правильные деревья. Однако, славяне также считали, что каждое дерево обладает собственной душой, поэтому срубая его, человек долго постился, извинялся перед древесными духами, а также проводил специальные обряды.
Чтобы древесные духи не мстили ему, человек проводил специальный обряд. Считалось, что если поместить череп быка в восточном углу дома (по преданиям, именно там стояли идолы славянских богов), то духи не будут тебя беспокоить. Более того, череп быка (реже – коня) закапывался. Считалось, что из черепа животного и возникал домовой, который привязывался к построенному дому до конца своих дней (или до переезда).
Обычай вешать идолы на восточной стороне дома пошло к нам из старины. Даже после крещения Руси, люди продолжили это делать, только теперь они ставили не идолы языческих богов, а христианские иконы. При этом, обычай «хоронить» череп коня или быка под восточным углом дома, продолжил свое существование.
Домовые упоминаются и в официальном христианстве. Считается, что когда Бог изгнал дьявола и всех его приспешников с небес, то самые грешные из них попали прямиков в ад. Те, которые менее были отягощены грехом, остались ближе к земле. Однако были и те, кто раскаялся, в момент изгнания. Именно такие души и стали домовыми, Бог не принял их назад в Рай. В наказание за предательство, они должны прожить 70 лет вместе с одним человеку и всячески ему помогать. Только таким образом домовой может искупить свой грех. Но в том-то и сложность, что у домовых тоже разные характеры, и далеко не каждый из них способен прожить 70 лет под одной крышей.
Внешний вид домовых
Как мы уже сказали ранее, домовые считались родоначальниками семьи, которая живет в том или ином доме. Очень редко в доме жили, так называемые, приблудные домовые, которые никак не относились к семье, живущей в доме. В большинстве случаев домовой – это небольшой старичок с большой бородой, около 20-30 см ростом. Считалось, что он либо обладает обликов создателя рода, либо текущего хозяина дома.
У домовых своеобразное исчисление возраста. Так, например, чем старше домовой – тем моложе он выглядит. Т.е., рождаются они стариками, а умирают младенцами (прям как главный герой в «загадочной истории Бенджамина Баттона).
Собственно говоря, те люди, которым удавалось увидеть домового – по-разному его описывали. В большинстве мифов считалось, что домовые невидимы. Однако, если семья полюбилась домовому, он мог с ними заигрывать, и даже иногда показываться. Так что те, кто его видел, утверждали, будто бы домовой, несмотря на свой маленький рост, очень напоминает его предка. Однако были и соответствующие признаки, причисляющие домового к иному миру.
Например, считалось, что у домового длинные, слегка заостренные уши, очень длинные ногти. Практически всегда домовой обладает густой косматой бородой, либо же вообще полностью покрыт шерстью. Что касается его одежды, то если в доме жили бедные люди – то домовой мог ходить голышом, а если домовой жил в богатом доме – то описывают его, одетым в кафтан, сапожки и рубаху.
Более того, не стоит забывать, что как мифологическое существо, домовой умеет менять свое обличие. Т.е., ему подвластно принять облик не только любого человека, но и любого животного. Опять-таки, домовой ничего не делает без причины, и если вы увидели его в том или ином обличии, то наверняка это что-то значит.
В большинстве случаев, домовой невидим. Единственная причина, по которой он может показаться хозяину – это какое-то важное предстоящее событие. И то, как правило, домовой показывается или в вечернее, или в ночное время, иногда они могут разбудить человека. В таких случаях люди и узнают, как он на самом деле выглядит.
Однако есть и исключения. Например, домовых часто видят маленькие дети. Более того, те же барабашки очень часто с ними играют и разговаривают. Также видят домовых и животные.
Где обитает домовой
Древние славяне считали, что домовой обитает абсолютно в каждом доме. Что касается его точного местоположения, то излюбленными местами его являлся чердак, печка, дымоход или порог.
Рекомендуем по теме
До сих пор существует традиция, согласно которой домой нельзя возвращаться, если ты куда-то надолго отправляешься, да еще и по важным делам. Считалось, что, переступая через порог, ты лишний раз тревожишь духов, обитающих под ним. Таким духом как раз и является домовой.
Однако нередко домового встречали в банях, в конюшне, в подвале, в сарае или хлеву. Как правило, домовому не принципиально, где жить, главное, чтобы уголок был тихим и скромным. Да и славяне считали, что им не нужно доподлинно знать место, где домовой живет, ибо в этом случае они могли заболеть.
Во время переезда в новый дом, славяне изначально выгоняли старого домового оттуда, если его с собой не забрали прежние хозяева. Как правило, переезжающие старались взять старого домового с собой, чтобы он продолжил защищать их на новом месте.
Более того, если в семье был ребенок, который впоследствии строил собственный дом, то нередко к нему в дом подселялся ребенок домового из дома родителей. Да, у домовых были жены, которых называли домахи. Однако существовало поверье, что это просто домовые в женском обличии.
Способности домового
Вне зависимости от своих наклонностей, домовой – это очень сильное магическое существо. Примечательно, что сила его велика как физическая, так и ментальная. При этом, сильный домовой способен противостоять любой нечистой силе, которая пытается пробраться в дом.
Однако есть интересная особенность, связанная с домовыми. Их сила напрямую зависит от того, какие у него отношения с людьми, живущими в этом доме. Например, если в семье царит покой, чистота и порядок, то в таком доме будет сильный домовой и наоборот.
Одной из самых интересных способностей домового является предсказание будущего. Одной из его проказ является то, что он приходит к одному из членов семьи и сильно наваливается ему на грудь, причем настолько сильно, что человек не может даже шевелиться и дышать. Легенда гласит, что если в этот момент спросить у домового «к худу или к добру», то он ответит, что означает его приход. Как правило, домовые приходят исключительно к самым старшим членам семьи, считая их самыми мудрыми и опытными, однако бывают и редкие исключения.
Домовые обладают и оборотническими способностями. Например, известно, что домовые могут превращаться в животных, причем не только домашних, а и любых других.
Древние славяне считали, что домовой – это дух, ответственный исключительно за дом, где живут хозяева. При этом существовали и другие духи – помощники домового. Например, к таким можно отнести дворового, овинного, банного и т.д.
Если окунаться в игру слов, то на древнеславянском духи предков назывались, как «чурила» или «щур». Домовой – это по сути такой же дух предка. До нас дошли небольшие отводы беды, связанные с домовыми. Например, «чур меня защити» – это ничто иное, как просьба к духу предка (в том числе и к домовому) защитить просящего.
Обычно домовой был ответственным за порядок и благополучие в доме, в повседневных делах, в быту. При этом, домовой не только следит за хозяйством, но и за животными, которые, кстати, обладают способностей его видеть. Наверняка вы замечали, как ваш домашний кот или собака замирают на миг и пристально следят за кем-то в углу или у стены. Это есть ничто иное, как домовой, тихо пробирающийся к себе в логово.
Важной способностью домового являются навыки исцеления, а также всеведение и мудрость, которую они получили от Велеса и Ярилы. Ценится и его способность предсказывать будущее. Причем, делает он это не только поверхностно. Иногда домовой посылает вещие сны. Но, опять же, предзнаменования эти несутся, в основном, только старшему члену семьи.
Стоит отметить, что церковь считает домовых нечистой силой, однако домовые не боятся Святого Образа. Кстати, назвать домового «нечистой силой» – это значит оскорбить его. Поэтому домовые встречаются даже в церквях. Существует даже официальная версия, по которой домовые перекочевали в христианство (об этом мы писали выше).
В чем разница, между плохими и хорошими домовыми
Как мы уже сказали ранее, каждый домовой обладал собственным характером. Исходя из этого, он либо помогал людям, либо вредил им. Ниже мы вкратце опишем хороших и плохих домовых, а также расскажем вам, в чем заключается разница, между ними.
Добрые домовые
Во многом характер домового определяется в отношении живущих людей к нему. Так, например, домовые любят трудолюбивых людей, склонных к порядку. В таких домах и семьях домовой меньше безобразничает по ночам. Более того, он всячески помогает жильцам. Например, помогает проводить уборку, следит за теплом. Известны факты, что домовые иногда даже ухаживали за домашней скотиной, но во многом любовь к животным определялась от его личных предпочтений.
Одна из легенд гласит, что хорошие домовые отдавали домашних животных на попеченье дворовому, который хоть и властвовал во дворе, но находился в подчинении у домового, который был старшим духом.
Как ни крути, а добрые домовые также бывают недовольными и разозленными. Как правило, вызвано это ленью жильцов, в доме которых полный беспорядок. В таких случаях домового можно задобрить. Всего-то и нужно, что прибраться в доме и сделать ему подношение, желательно – чего-то сладкого. А в целом, просто относитесь к нему уважительно, и он всегда вам поможет.
Злые домовые
Рекомендуем по теме
Как правило, домовые – это добрые духи, призванные защищать людей и помогать им. Однако есть и те, которые окончательно обозлились на людей. Примечательно, что разозлиться домовой может даже по пустячным причинам. Обозленные домовые часто назывались злыднями. Как и добрые, они вынуждены прислуживать людям, однако они считают их недостойными. От такого домового подарков и приятных вещей не жди.
Что касается того, как разозлить домового, то главное не допускать тотального беспорядка в доме. Также домовые не терпят, когда девушки ходят с распущенными волосами, когда в доме работают по ночам, а также когда жильцы ссорятся, между собой. Все это сильно выводит домового из себя, что и отражается на его характере.
Но и тут злыдни не являлись такими уж монстрами. Просто их проказы становились намного более активными. Так, например, они часто бьют посуду, гоняют котов, по ночам, шумят, гремят дверьми, стаскивают одеяла и делают прочие мелкие пакости. Но все это мелочи. Домовые добрые, и если с ним помириться, он исправиться. Намного хуже, если вы настолько сильно оскорбили домового, что он покидает дом. Жилище без домового – это ужас, ибо такому дому грозили большие несчастья.
Все мы знаем о традиции, что прежде, чем войти в новый дом, сначала нужно запустить туда кошку. Эта традиция пошла именно от славян. Считалось, что у кошек с домовыми особые отношения. Также славяне верили, что именно верхом на кошке домовой заезжает в новый дом.
Как увидеть домового
Вообще, славяне старались не слишком уж следить за домовыми. Это такие духи, которые не терпят настырных. Если надо – он покажется сам. Однако, если вы уж очень хотите увидеть домового, то существует несколько способов.