Донской монастырь в москве история святыни

История

Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть фото Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть картинку Донской монастырь в москве история святыни. Картинка про Донской монастырь в москве история святыни. Фото Донской монастырь в москве история святыни

Расписание богослужений

Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть фото Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть картинку Донской монастырь в москве история святыни. Картинка про Донской монастырь в москве история святыни. Фото Донской монастырь в москве история святыни

Московский Донской монастырь был основан в 1593 году, в честь Донской иконы Божьей Матери в знак благодарности за избавление города от войск крымского хана Казы-Гирея. Основателем монастыря стал третий сын Ивана Грозного царь Федор Иоаннович.

Иконой Богородицы благословлял преподобный Сергий Радонежский святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича на Куликовскую битву в 1380 году. После этого икона была поставлена в Успенском соборе города Коломны. Радением вдовы князя великой княгини Евдокии Дмитриевны, в 1393 году с исконны был сделан список известным иконописцем Феофаном Греком. Икона была поставлена в московском храме в честь Рождества Богородицы «на сенях», а позднее перенесена в великокняжеский Благовещенский собор московского Кремля. С этого времени за образом Богородицы закрепилось название как «Донская». Каждый раз, когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться перед этой иконой о помощи. Именно перед этим образом молился царь Федор Иоаннович, и ее прислал в русский стан для укрепления ратников.

В период смуты в начале XVII века, Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андроникову монастырю.

Возрождается обитель в 20-х годах XVII века радениями царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Монастырь становится «богомольем царе»: суда из Москвы совершались крестные ходы, в которых принимали участие государи.

В 1705 году по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный иерарх Имеритинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили). С этого времени Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и культурных связей. В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150 представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков, породнившихся с представителями родовитых российских семей.

В 1745 году указом императрицы Елизаветы Петровны обитель получает статус ставропигиального монастыря. Сюда планировалось перевести в 1747 году из Заиконоспасского монастыря Славяно-греко-латинскую академию, но по разным причинам это не произошло.

Поле эпидемии чумы 1771 года, когда было запрещено производить захоронения на кладбищах в черте города, начинает расти монастырское кладбище, где обрели последнее пристанище представители московского дворянства. К концу XVIII века Донской монастырь становится одним из самых почитаемых в Москве, где велась обширная духовно-просветительская работа.

В 1812 году Донской монастырь был в разорен и разграблен армией Наполеона, при этом все его строения уцелели от пожара. После ухода неприятеля монастырь восстанавливается. На протяжении всего XIX века продолжается формироваться архитектурный ансамбль монастыря.

В 1834 году в монастыре открывается духовное училище, в котором готовили воспитанников для поступления в семинарию. Детей из бедных семей здесь обучали бесплатно.

Донской монастырь в Москве известен тем, что здесь провел большую часть своего заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской власти после Октябрьской революции 1917 года. Почти до самой своей смерти последовавшей 7 апреля 1925 года находился Патриарх в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы. В Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено отпевание Патриарха Тихона и погребение его в южной трапезной части Малого собора монастыря.

На монастырскую территорию стали свозить фрагменты памятников московского зодчества, которые были подготовлены к уничтожению. На территорию монастыря были перенесены шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и прочие малые архитектурные формы с упраздненных московских кладбищ. В 1936 году в Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов ее вернулась на новое сооружение. На восточной стене монастыря и сейчас сохранились два бронзовых горельефа с Триумфальной арки. В монастырской церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был устроен музей мемориальной скульптуры.

В 1948 году власти возвратили Московской патриархии Малый собор Донского монастыря. Собор получил статус приходского храма и был приписной церковью храма Ризоположения на Донской улице. В соборе была оборудована мироваренная печь.

В 1982 году поднимается вопрос о передаче Донского монастыря Московской Патриархии, но далее формальных дискуссий дело не пошло. Фактически монастырь был возвращен Московской Патриархии только в 1990 году. В юбилейный год четырехсотлетия основания монастыря, обитель была возращена Московской Патриархии. Первым наместником обители был назначен насельник Троице Сергиевой Лавры архимандрит Агафадор (Маркевич).

С момента возвращения обители Церкви и по настоящее время в монастыре идут кропотливые реставрационные работы. Вместе с этим, на территории бывших монастырских огородов были построены три небольших новых храма.

На сегодняшний день на территории Донского монастыря находится Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством, работает реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», функционирует Воскресная школа для детей, Богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей Основ Православной культуры.

Источник

Донской монастырь в Москве – последнее пристанище русского дворянства

Адрес: Россия, Москва, Донская площадь
Дата основания: 1591 год
Основные достопримечательности: Малый собор Донской иконы Божией Матери, Большой собор Донской иконы Божией Матери, Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери, Колокольня, Церковь Архангела Михаила
Святыни: Донская икона Божией Матери, мощи святителя Тихона
Координаты: 55°42’52.0″N 37°36’06.7″E

Одна из древнейших обителей Москвы расположена в историческом центре города. Донской монастырь окружен зеленым сквером и каменными стенами с красивыми узорчатыми башнями. Туристы приходит сюда, чтобы побывать на старинном Донском кладбище и увидеть могилы известных россиян.

Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть фото Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть картинку Донской монастырь в москве история святыни. Картинка про Донской монастырь в москве история святыни. Фото Донской монастырь в москве история святыни

Донской монастырь с высоты птичьего полёта

Основание монастыря

Потом произошло несколько локальных стычек между русскими ратниками и татарами, однако, решающая битва так и не состоялась. Татарские войска простояли лагерем несколько дней и неожиданно для всех повернули обратно.

Удивительное спасение Москвы вызвало всеобщую радость и ликование. В честь великого чуда русский государь повелел основать новый монастырь. А местом для него была выбрана территория «гуляй-поля», где находилось встречавшая татар передвижная армия. Куликовская битва произошла в церковный праздник Похвалы Богородицы, поэтому новый монастырь сначала посвятили Богоматери.

Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть фото Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть картинку Донской монастырь в москве история святыни. Картинка про Донской монастырь в москве история святыни. Фото Донской монастырь в москве история святыни

Вид на башни и стены монастыря с ул. Донская

История обители в XV-XIX веках

В монастыре сразу же построили собор, посвященной иконе, спасшей Москву. Новый каменный храм именовали «трапезным», а после строительства Большого монастырского собора его стали называть «Малым». Исследователи предполагают, что архитектором первого монастырского собора мог быть знаменитый зодчий Федор Конь, благодаря которому выросли стены Белого города.

Обитель стояла с юга от столицы, прикрывая стратегически важную Калужскую дорогу. Вместе с другими монастырями она входила в укрепленное кольцо, созданное для обороны города от врагов.

В Смутные времена монастырь разграбили войска поляков, которым руководил гетман Ходкевич. После этого разоренная обитель несколько лет не восстанавливалась и была подчинена московскому Андроникову монастырю.

Возрождение Донского монастыря произошло, благодаря усилиям царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Во время их царствования обитель стала популярной у паломников, и через «богомольное место» проводили крестные ходы, в которых участвовали простые москвичи, знатные бояре и русские государи.

Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть фото Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть картинку Донской монастырь в москве история святыни. Картинка про Донской монастырь в москве история святыни. Фото Донской монастырь в москве история святыни

Колокольня монастыря с церковью во имя святых Захарии и Елисаветы

В 1705 году обитель встречала нового настоятеля. Петр I доверил руководство монастырем архимандриту Лаврентию (Габашвиши). Московская обитель стала играть роль культурного центра между Россией и Грузией, и в монастыре погребали потомков грузинских царских и именитых княжеских родов.

Как и другие монастыри Москвы, Донская обитель сильно пострадала во время вторжения войск Наполеона. Правда ей повезло. Несмотря на сильные пожары, все монастырские здания остались целыми и их быстро восстановили.

Постепенно монастырь стал одним из значимых духовно-просветительских центров. В 1834 году здесь открыли духовное училище, выпускники которого могли продолжить образование в стенах семинарии. Примечательно, что дети из небогатых семей получали образование бесплатно.

Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть фото Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть картинку Донской монастырь в москве история святыни. Картинка про Донской монастырь в москве история святыни. Фото Донской монастырь в москве история святыни

Большой собор Донской Богоматери

Монастырь в XX веке

Православная обитель известна тем, что в ее стенах провел последние годы жизни патриарх Тихон. После революционных событий 1917 года он публично осудил творившиеся зверства и за это был подвергнут преследованиям. Патриарха изолировали от паствы, и он жил в монастыре.

С 1935 года на монастырской территории заработал музей архитектуры. Для него из разных концов города стали привозить фрагменты старинных построек, подлежащих уничтожению. Так в бывшую обитель попали горельефы разрушенного Храма Христа Спасителя, древние надгробия с разрытых кладбищ и резные наличники, снятые с Сухаревской башни.

Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть фото Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть картинку Донской монастырь в москве история святыни. Картинка про Донской монастырь в москве история святыни. Фото Донской монастырь в москве история святыни

Малый собор Донской Богоматери

Через несколько лет после Великой Отечественной войны церкви вернули Малый собор, но саму обитель восстанавливать не стали. Вопрос о возрождении монастырской жизни был поднят в 1982 году, но несколько лет обсуждений не привели ни к какому результату. Лишь в 1990 году монастырские здания стали собственностью церкви. После этого здесь начались масштабные реставрационные работы.

Что можно увидеть в монастыре

Посетители попадают в обитель через ворота высокой колокольни, в которой находится храм Захарии и Елизаветы. При входе на стенах можно увидеть несколько живописных житийных икон.

Самым старым из сохранившихся храмов считается Малый собор. Новый или Большой монастырский собор появился в конце XVII столетия. Это было время когда в монастыре велось масштабное каменное строительство. Тогда же вокруг обители возвели мощные стены с ажурными башнями.

Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть фото Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть картинку Донской монастырь в москве история святыни. Картинка про Донской монастырь в москве история святыни. Фото Донской монастырь в москве история святыни

Церковь Александра Невского

С конца XIX столетия здесь стоит церковь Иоанна Лествичника. Она была возведена на деньги генерала Терещенко и выполняла роль фамильного склепа. Другой склеп членов семьи Зубовых устроен в церкви Александра Свирского, округлое здание которой похоже на классическую ротонду.

Живописный храм Иоанна Златоуста стал усыпальницей купеческого рода Первушиных. Еще одна церковь, посвященная Тихвинской иконе Божией Матери, завершает северные ворота обители.

Большая часть монастырской территории отведена под некрополь. Он появился в конце XVII столетия и к XIX веку превратился в место, где хоронили родовитых купцов и элиту российского дворянства. На монастырском кладбище лежат близкие родственники поэта А. С. Пушкина.

Здесь находятся могилы знаменитого русского механика Н. Е. Жуковского, историка В. О. Ключевского и известной своей жестокостью помещицы Салтычихи. Среди других могил можно увидеть надгробия российских генералов В. О. Каппеля и А. И. Деникина, философа А. И. Ильина, а также писателей И. С. Шмелева и А. И. Солженицына.

Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть фото Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть картинку Донской монастырь в москве история святыни. Картинка про Донской монастырь в москве история святыни. Фото Донской монастырь в москве история святыни

Церковь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского

Современное состояние и режим посещения

В наши дни монастырь действующий. В его храмах ежедневно ведутся богослужения, а на территории работают реставрационная, золотошвейная и иконописная мастерские. Кроме того, при обители открыта воскресная школа для детей прихожан, а для школьников и студентов создан молодежный клуб.

Туристы и паломники могут попасть на территорию обители в любой день с 7.00 до 19.00. По церковным праздникам монастырь закрывают на час позже.

Святыни

Главной святыней мужской обители считают Донскую икону Божией Матери (XVI век), которая была написана знаменитым русским изографом Феофаном Греком. Почитаемый верующими образ постоянно находится в Государственной Третьяковской галерее, но раз в год его привозят в стены обители.

В Большом монастырском соборе стоит рака, где покоятся мощи патриарха Тихона. Кроме того, паломники приходят поклониться к захоронению Якова Полозова, который был келейником при патриархе Тихоне.

Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть фото Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть картинку Донской монастырь в москве история святыни. Картинка про Донской монастырь в москве история святыни. Фото Донской монастырь в москве история святыни

Как добраться до монастыря

Источник

Донской монастырь

Донской монастырь был основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.

По преданию, этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву, которая произошла близ берега Дона. Она была с русскими воинами на поле боя, и после блестящей победы икону стали называть Донской (как и самого князя Дмитрия Ивановича). С тех пор каждый раз, когда Москву осаждали вражеские полчища, перед ней молились о победе.

Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери». Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, «обоз», отчего монастырь называли в старой Москве, «что в Обозе». Такое уже не один раз бывало в московской истории: в необъяснимом страхе бежали от Москвы и страшный Тимур, и царевич Мазовша, и хан Ахмет, и многие другие завоеватели — всякий раз, когда москвичи молили Божию Матерь заступиться за них.

В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону. Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города. Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный «Большим», а первый стал называться «Малым».

Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И.Баженова.

Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. После смерти царя Феодора Алексеевича Аверкий Кириллов встал на сторону Нарышкиных и попал в список лиц, которых замыслили погубить Милославские. Он был убит вместе с Артамоном Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 года: его сбросили с Красного крыльца на землю, изрубили и труп поволокли на Красную площадь с криками: « Расступитесь, думный едет!» Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель.

Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции.

В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон, перенося клевету и травлю со стороны большевиков и «обновленцев». В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти и 7 апреля 1925 года скончался в больнице на Остоженке с последними словами: «Ночь будет темная, долгая. Долгая. »

Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей. Пришел и художник Павел Корин, и, потрясенный увиденным, задумал здесь свою картину «Русь уходящая», которая так и не была осуществлена. Остались ее замечательные эскизы в мастерской художника на Большой Пироговской улице.

В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря.

В этом же Большом соборе священник Николай Голубцов тайно крестил дочь Сталина Светлану Аллилуеву под именем Фотина (Светлана в переводе с греческого). Записи в метрической книге сделано не было — не хотели подвергать монастырь очередной серьезной опасности.

Некрополь Донского монастыря — «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы», как удачно называли его в прошлом веке. На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. Здесь похоронены историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н.Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я.Чаадаев, писатели А.П.Сумароков и М.М.Херасков. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г.Перова. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова, умершая в заточении в Ивановском монастыре.

Донской монастырь часто называют «архитектурным кладбищем». В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву. С 1934 года в монастыре находился музей русской архитектуры, и в него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.

Вскоре после революции здесь, в монастырской церкви Архангела Михаила, где была усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры и передали сюда скульптуру Ангела Радости работы знаменитого мастера Витали из домовой церкви св. муч. Татианы Московского университета. Здесь же находится надгробие с могилы князя Д.М.Голицына, основателя одной из старейших в Москве бесплатной больницы для бедных — Голицынской, ныне Городская клиническая больница №1 им. Пирогова на Б.Калужской улице. Раньше она находилась на месте захоронения Голицына в склепе больничной церкви царевича Димитрия на территории основанной князем больницы. В 1918 году храм был закрыт, и по воспоминаниям очевидцев прах основателя (и его душе приказчика, двоюродного брата, А.М.Голицына, первого устроителя больницы) был перезахоронен во дворе, а надгробие работы скульптура Ф. Гордеева — перевезено в Михайловскую церковь Донского монастыря, где был открыт музей мемориальной скульптуры.

В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.

Здесь же, в Донском монастыре, в 1927 году был открыт первый советский крематорий — «кафедра безбожия», как называла его тогда атеистическая богоборческая пропаганда. Под него была переделана монастырская церковь преп. Серафима Саровского, а строительные работы возглавлял Н.Тамонькин, сотрудник архитектора А.В. Щусева.

В 1990-е годы Донской монастырь возвращен Церкви, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь.

Источник

Донской монастырь — историческая сокровищница

Паломники обычно ставят его в самый конец списка обязательных для посещения святынь Москвы. Он не популярен у приезжих, не бросается в глаза из окна поезда или автобуса, не красуется на сувенирных открытках. Но тот, кто все-таки решит заглянуть сюда, будет вознагражден. Спрятанный в стороне от проторенных туристических маршрутов, этот монастырь таит в себе удивительные сокровища и готов открыть их каждому, кто, свернув с шумного Ленинского проспекта, углубится в тихие дворы.

Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть фото Донской монастырь в москве история святыни. Смотреть картинку Донской монастырь в москве история святыни. Картинка про Донской монастырь в москве история святыни. Фото Донской монастырь в москве история святыни

Большой собор Донской иконы Божией Матери. Мало кто знает, что под лестницей собора находится еще один, Сретенский, храм — усыпальница грузинских князей. Со временем здесь планируется открыть музей истории монастыря.

Две иконы

«У нас есть подземный ход, который ведет из Донского монастыря прямо в Кремль. Правда, показать его вам мы не можем, так как еще не нашли, где у него вход», — рассказывает экскурсовод монастырского паломнического центра.

Озадаченные паломники переглядываются — неужели правда? Действительно, история обители так богата разнообразными событиями, что — очень может быть — и подземный ход найдется.

Донской монастырь был основан в 1591 году на том месте, где стояли русские стрельцы, готовившиеся к сражению с крымским ханом Казы-Гиреем. Перед самым сражением крымский хан неожиданно сбежал с поля боя — столь чудесное избавление от врагов объяснили заступничеством Пресвятой Богородицы, так как в стрелецком стане находилась чудотворная Донская икона Божией Матери. На месте шатра, где пребывала икона, в 1593 году и был построен Малый Донской собор. Сто лет спустя рядом появился второй Донской собор, так называемый Большой (кстати, Донской монастырь — одна из тех редких обителей, где действуют два одноименных храма). Вокруг монастыря возвели кирпичную стену с двенадцатью башнями, а над западными воротами по проекту Андреа Трезини — автора собора Петропавловской крепости — была построена колокольня. Основным входом в монастырь тогда служили северные ворота, выходящие в сторону Кремля, которые венчает Тихвинская церковь. Весь архитектурный ансамбль монастыря сохранился.

Донской монастырь в своих воспоминаниях описывает Иван Шмелев. Каждый год на праздник Донской иконы (1 сентября) из Благовещенского собора Кремля в монастырь чудотворную икону приносили на руках. Сотни хоругвеносцев, представители всех столичных церквей, сопровождали святыню. Крестный ход встречала вся Москва, улицы по пути следования иконы украшали цветами.

Как получилось, что Донская икона хранилась в Кремле, если в самом монастыре — два собора, построенных в ее честь? Дело в том, что чудотворных Донских икон — две. Одна, так называемая Кремлевская, написанная Феофаном Греком в XIV веке, по преданию, была передана донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Хоругвь с изображением этой иконы и находилась в стане стрельцов в том месте, где теперь построен монастырь. Вторая икона, тоже ставшая впоследствии чудотворной, была написана в XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря и с тех пор находится в нем постоянно. На праздник в монастырь приносили икону письма Феофана Грека — так что в этот день в Донском одновременно пребывали обе иконы. Эта традиция сохранилась и в наше время, только теперь святыню доставляют из Третьяковской галереи, а не из Кремля, и не крестным ходом, а на специальной бронированной машине.

Но не только героические страницы истории Москвы связаны с монастырем. Его стены помнят и весьма трагические события. В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула чума. Напуганные мором жители города повалили к Боголюбской иконе над Варваровскими воротами в Китай-городе. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий, боясь, что скопление народа будет способствовать распространению эпидемии, попытался этому воспрепятствовать. Но народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах Большого собора прятался архиепископ. Владыку выволокли во двор. Он пробовал утихомирить людей. Но кто-то закричал: «Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и нас морочит?» Бедного старца ударили колом по голове. На месте гибели архиепископа позже был воздвигнут каменный крест, сейчас он находится под лестницей Большого собора.

Некрополь

«Все большие московские кладбища (Ваганьково, Новодевичье, Миусское и другие) — чумные, они появились на окраинах во время эпидемии чумы, когда было запрещено хоронить в центре города. Донской же некрополь появился значительно раньше — его уникальность сравнима разве что с некрополем Александро-Невской лавры, — рассказывает Татьяна Бажутина, искусствовед, руководитель научного отдела монастыря. — Уже в «Истории» Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества».

Такой живописный вид на некрополь открывается с монастырских стен. Впрочем, полюбоваться им может далеко не каждый. Проход на стены пока закрыт. Сейчас в Донском действует паломнический центр, организуются экскурсии по территории монастыря. В скором времени в экскурсионный маршрут планируется включить и прогулки по монастырским стенам.

Исключительна и коллекция надгробных памятников, рисовать которые так любят молодые художники. «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы» — так называли Донское кладбище в прошлом веке. Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. В Донском похоронены историк В. О. Ключевский, ректор Московского университета С. Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П. Я. Чаадаев, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Многочисленные Голицыны, родственники и друзья А. С. Пушкина. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), умершая в заточении в Ивановском монастыре. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника В. Г. Перова, а в 2005 году в Донском монастыре перезахоронили генералов А. И. Деникина и В. О. Каппеля.

На старых могилах интересно читать слова эпитафий, например такие:

«Покоится здесь юноша раб Божий Николай.

От мира и забот его призвал Бог в рай».

Есть даже одна мстительная эпитафия, украшающая надгробье княжны Шаховской:

«Скончалась от операции доктора Снигирева»…

На стене одного из фамильных склепов за Большим собором выложена мозаичная икона святителя Николая — во времена гонений на Церковь она оставалась практически единственной святыней в округе. В Великую Отечественную войну к этой иконе с молитвами тянулись матери и жены ушедших на фронт. С тех самых пор и до сегодняшнего дня икона источает благоухание.

Скульптуры со взорванного храма Христа Спасителя

В 2001 году в Донском монастыре скончался и был похоронен протопресвитер Александр Киселев, клирик РПЦЗ, который много сделал для объединения Церквей. В то время когда отец Александр служил настоятелем в Таллинской Николаевской церкви в Эстонии, будущий Святейший Патриарх Алексий II был у него алтарником.

Донской монастырь иногда называют еще и «архитектурным кладбищем». С 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры им. Щусева, сюда свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя работы скульптора А. В. Логановского, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией Матери на Покровке. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Но через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте.

В советское время в Донской свозили обломки старинных надгробий с других кладбищ Москвы. Сейчас они разобраны и выставлены вдоль аллеи, ведущей к Малому собору

Святой узник

В 1918 году монастырь был официально закрыт, но монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и был открыт антирелигиозный музей.

В здании бывшей караульни, которая примыкает к северным вратам монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. Почти до самой своей смерти он прожил в двух тесных кельях под постоянным присмотром комсомольцев. Выходя на монастырскую стену, святитель мог общаться с паствой, стоявшей внизу, через решетку ограды. На жизнь святителя неоднократно покушались. Во время одной из таких попыток, в 1924 году, был убит Яков Полозов, келейник Патриарха. Когда убийцы поднялись на стену, Яков вышел им навстречу и, приняв три пули, защитил патриарха ценой своей жизни. Святитель настоял на том, чтобы Полозова похоронили на территории монастыря. Его могила сейчас находится у южной стены Малого Донского собора.

Святитель Тихон скончался через полгода после этих событий, 7 апреля 1925 года, в больнице на Остоженке. Его последние слова:

Патриарха-исповедника хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Но за 70 лет гонений место его захоронения было утеряно. Только через несколько лет после прославления святителя, в 1989 году, его нетленные мощи были обретены чудесным образом — захоронение обнаружили случайно во время ремонтных работ после пожара в Малом соборе. Сейчас рака с мощами святителя Тихона находится в Большом соборе, слева от Царских врат.

В домике, где жил святой патриарх, в его келье, планируется создание дома-музея. Уже сейчас в нем хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором он был похоронен, фотографии, документы, личные вещи.

Монастырь в городе

Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В 1927 году на территории монастыря, в храме Преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был открыт первый советский крематорий.

В советское время вся территория Донского монастыря была открыта, в стенах и башнях жили люди, в храмах размещались государственные учреждения. Монастырский сад и некрополь облюбовала для прогулок московская интеллигенция. Те, кто вырос здесь, вспоминают, как играли в прятки среди монастырских развалин, как прибегали после уроков и смотрели в щелку двери на иконостас XVIII века в Большом соборе или прогуливали уроки на кладбище, а потом грелись в Малом соборе, где с 1949 года возобновились богослужения.

В ризнице монастыря

В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции патриарха. Однако через несколько дней генсек умер, документы затерялись, а в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. Про Донской забыли. Фактическая его передача Церкви состоялась только в 1990-е годы. С тех пор здесь — мужской монастырь.

«Монашеский образ жизни подразумевает уход в пустыню, уединение от суеты мира, — говорит владыка Кирилл (Покровский), епископ Павлово-Посадский, нынешний наместник монастыря. — Донской монастырь, когда-то построенный в глуши и тишине, теперь оказался в самом центре Москвы. Но и в таких условиях монашеская жизнь возможна, и в таких «городских» монастырях было взращено немало святых, совершено немало духовных подвигов. Здесь тоже можно спасаться, и многие спасаются. У нас своя миссия — служение приходящим в монастырь людям: социальное, образовательное, миссионерское».

Сейчас в монастыре существует большой просветительский центр для молодежи, открытая библиотека, большой книжный магазина, музеи.

До недавнего времени гостей монастыря на центральной аллее встречала колонна танков. У многих это вызывало недоумение.

«Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, и на эти деньги была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского. Бывшее руководство решило установить эту технику на территории монастыря. Сейчас мы передвинули танки в сторону, к стене. Центральная аллея должна вести человека к храму, настраивать на молитвенный лад. Хорошо, если люди с экскурсией будут подходить к этим танкам, узнают о подвиге тех, кто на них сражался, но пусть это будет после посещения храма, а не до», — говорит владыка Кирилл (Покровский).

Военная техника сегодня перемещена с центральной аллеи к западной стене. Пройти туда можно только в сопровождении экскурсовода.

В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наместник Донского монастыря был назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, так что можно ожидать, что в скором времени Донской станет и духовным центром казачества. Планируются семинары и встречи для казаков. Возможно, в монастыре даже будет проходить парадный казачий расчет.

«Но в то же время у монахов есть и своя жизнь, куда нет доступа посторонним, — продолжает владыка. — А утром и вечером, когда весь монастырь закрыт, мы можем гулять по территории, молиться в тишине. Все-таки главное наше делание — это усердная молитва».

Фото превью: donskoi.org

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *