Донской монастырь в москве картинки
Фотографии
Воскресение Христово — величайший праздник христианства. Именно это событие явилось основополагающим в проповеди Евангелия по всему миру и в […]
25 апреля раннюю Божественную литургию возглавил наместник Донского монастыря архиепископ Каширский Феогност. Накануне праздника Высокопреосвященный владыка совершил всенощное бдение. […]
17 апреля архиепископ Каширский Феогност возглавил Божественную литургию в Большом соборе обители. Накануне вечером, 16 апреля, Высокопреосвященный владыка совершил […]
14 апреля, в среду пятой седмицы Великого поста, наместник Донского монастыря архиепископ Каширский Феогност совершил Литургию Преждеосвященных Даров в […]
7 апреля Церковь празднует великий двунадесятый праздник – Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот день является особенным для Донского монастыря. 7 […]
27 марта, в субботу второй недели Великого Поста, Церковь вспоминает всех усопших от века православных христиан. Кроме этого, в […]
13 и 14 марта в Донском монастыре прошло празднование Масленицы. Воспитанники воскресной школы угощали всех желающих блинами на территории […]
20 марта архиепископ Каширский Феогност в сослужении братии монастыря совершил Всенощное бдение в Большом соборе обители. 21 марта наместник […]
19 марта 2021 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, наместник Донской обители архиепископ Каширский Феогност в сослужении братии […]
7 марта 2021 года Социальный центр святителя Тихона организовал на территории Донского монастыря благотворительную ярмарку.
7 марта, в Неделю о Страшном суде, наместник и братия Донской обители молились за воскресными богослужениями. В церковном обиходе […]
В Мясопустную субботу, за неделю до начала Великого поста, Церковь установила воспоминание всех от века усопших православных христиан. 5 […]
По благословению наместника Донского монастыря архиепископа Феогноста иеромонах Макарий (Флорес) и протоиерей Виктор Крижановский с группой прихожан обители посетили […]
20 февраля воскресное всенощное бдение в сослужении братии обители совершил архимандрит Андрей (Вац). 21 февраля в Большом соборе Донского […]
18 февраля 2021 года, в рамках паломничества к святыням Москвы, делегация сербской военной полиции посетила Донской монастырь. Гостей встретил […]
14 и 15 февраля братия Донской обители молилась за праздничными богослужениями в день Сретения Господня. Всенощное бдение и Божественную […]
13 и 14 февраля, в день предпразднства Сретения Господня, в Донской обители совершили воскресные богослужения. Всенощное бдение возглавил наместник […]
Осенняя прогулка по некрополю Донского монастыря
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Господь Вседержитель. Фрагмент надгробия
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Ангел. Фрагмент надгробия
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Фрагмент надгробия
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Ангел. Фрагмент надгробия
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Фрагмент надгробия
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Фрагменты разрушенных надгробий
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
В тиши могил
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Надгробный крест в форме обрубленного дерева
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Малый собор Донского монастыря
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Место упокоения протопресвитера Александра Киселева (1909-2001) и его матушки Каллисты (1911-1997)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Мозаичная икона Богородицы работы Васнецова
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Чудотворная мозаичная икона свт. Николая работы Васнецова
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Богородица. Барельеф на кресте
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Надгробия
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Могила генерала Антона Деникина (1872-1947) и его супруги Ксении (1892-1973)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Могила генерал-лейтенанта Владимира Каппеля (1883-1920)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Могила философа Ивана Ильина (1883-1954) и его супруги Натальи (1882-1963)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Старинные надгробия
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Могила схиархимандрита Даниила (Сарычева; 1912-2006)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Схиархимандрит Даниил (Сарычев; 1912-2006)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Больничная церковь св. архангела Михаила
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Мариам воспевает победу над врагами. Оригинальный горельеф с храма Христа Спасителя (скульптор: А.В. Логановский)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Прп. Сергий Радонежский благословляет св. Димитрия Донского Донской иконой Пресвятой Богородицы перед Куликовской битвой. Оригинальный горельеф с храма Христа Спасителя (скульптор: А.В. Логановский)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Прп. Сергий Радонежский благословляет св. Димитрия Донского Донской иконой Пресвятой Богородицы перед Куликовской битвой. Фрагмент
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Встреча Давида, победившего Голиафа. Оригинальный горельеф с храма Христа Спасителя (скульптор: А.В. Логановский)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Встреча Давида, победившего Голиафа. Фрагмент
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Мельхиседек встречает Авраама с плененными им царями. Оригинальный горельеф с храма Христа Спасителя (скульптор: А.В. Логановский)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Георгий Победоносец. Оригинальный горельеф с храма Христа Спасителя (скульптор: Н.А. Рамазанов)
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Господь Вседержитель с припадающими прп. Сергием Радонежским и прп. Варлаамом Хутынским. Мозаичная икона
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Сад Донского монастыря
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Большой собор Донского монастыря
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
Фрагмент входа в Донской монастырь
Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru
скрыть способы оплаты
Возвращаем тебе, Серафиме,
нами всласть оскверненный твой дом –
сколько слез унеслось в этом дыме,
сколько душ улетучилось в нем!
С тех расстрельных своих полигонов
не сюда ли везла ты, страна,
отзвук залпов и тени стонов? –
чтоб огня заглушала стена
боль ли, стыд ли России распятой
и всё холили б колосники –
смертным жаром печей объяты –
преисподней ночной знатоки!
Возвращаем тебе, Серафиме,
эти слезы и эту боль –
замоли ты их в небе синем,
замоли ты их, отче, изволь:
чтоб сияло оно над нами,
чтобы дом твой сиял под ним
и клубился под колоколами
только ладона сладостный дым…
Донской монастырь в Москве – последнее пристанище русского дворянства
Адрес: Россия, Москва, Донская площадь
Дата основания: 1591 год
Основные достопримечательности: Малый собор Донской иконы Божией Матери, Большой собор Донской иконы Божией Матери, Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери, Колокольня, Церковь Архангела Михаила
Святыни: Донская икона Божией Матери, мощи святителя Тихона
Координаты: 55°42’52.0″N 37°36’06.7″E
Одна из древнейших обителей Москвы расположена в историческом центре города. Донской монастырь окружен зеленым сквером и каменными стенами с красивыми узорчатыми башнями. Туристы приходит сюда, чтобы побывать на старинном Донском кладбище и увидеть могилы известных россиян.
Донской монастырь с высоты птичьего полёта
Основание монастыря
Потом произошло несколько локальных стычек между русскими ратниками и татарами, однако, решающая битва так и не состоялась. Татарские войска простояли лагерем несколько дней и неожиданно для всех повернули обратно.
Удивительное спасение Москвы вызвало всеобщую радость и ликование. В честь великого чуда русский государь повелел основать новый монастырь. А местом для него была выбрана территория «гуляй-поля», где находилось встречавшая татар передвижная армия. Куликовская битва произошла в церковный праздник Похвалы Богородицы, поэтому новый монастырь сначала посвятили Богоматери.
Вид на башни и стены монастыря с ул. Донская
История обители в XV-XIX веках
В монастыре сразу же построили собор, посвященной иконе, спасшей Москву. Новый каменный храм именовали «трапезным», а после строительства Большого монастырского собора его стали называть «Малым». Исследователи предполагают, что архитектором первого монастырского собора мог быть знаменитый зодчий Федор Конь, благодаря которому выросли стены Белого города.
Обитель стояла с юга от столицы, прикрывая стратегически важную Калужскую дорогу. Вместе с другими монастырями она входила в укрепленное кольцо, созданное для обороны города от врагов.
В Смутные времена монастырь разграбили войска поляков, которым руководил гетман Ходкевич. После этого разоренная обитель несколько лет не восстанавливалась и была подчинена московскому Андроникову монастырю.
Возрождение Донского монастыря произошло, благодаря усилиям царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Во время их царствования обитель стала популярной у паломников, и через «богомольное место» проводили крестные ходы, в которых участвовали простые москвичи, знатные бояре и русские государи.
Колокольня монастыря с церковью во имя святых Захарии и Елисаветы
В 1705 году обитель встречала нового настоятеля. Петр I доверил руководство монастырем архимандриту Лаврентию (Габашвиши). Московская обитель стала играть роль культурного центра между Россией и Грузией, и в монастыре погребали потомков грузинских царских и именитых княжеских родов.
Как и другие монастыри Москвы, Донская обитель сильно пострадала во время вторжения войск Наполеона. Правда ей повезло. Несмотря на сильные пожары, все монастырские здания остались целыми и их быстро восстановили.
Постепенно монастырь стал одним из значимых духовно-просветительских центров. В 1834 году здесь открыли духовное училище, выпускники которого могли продолжить образование в стенах семинарии. Примечательно, что дети из небогатых семей получали образование бесплатно.
Большой собор Донской Богоматери
Монастырь в XX веке
Православная обитель известна тем, что в ее стенах провел последние годы жизни патриарх Тихон. После революционных событий 1917 года он публично осудил творившиеся зверства и за это был подвергнут преследованиям. Патриарха изолировали от паствы, и он жил в монастыре.
С 1935 года на монастырской территории заработал музей архитектуры. Для него из разных концов города стали привозить фрагменты старинных построек, подлежащих уничтожению. Так в бывшую обитель попали горельефы разрушенного Храма Христа Спасителя, древние надгробия с разрытых кладбищ и резные наличники, снятые с Сухаревской башни.
Малый собор Донской Богоматери
Через несколько лет после Великой Отечественной войны церкви вернули Малый собор, но саму обитель восстанавливать не стали. Вопрос о возрождении монастырской жизни был поднят в 1982 году, но несколько лет обсуждений не привели ни к какому результату. Лишь в 1990 году монастырские здания стали собственностью церкви. После этого здесь начались масштабные реставрационные работы.
Что можно увидеть в монастыре
Посетители попадают в обитель через ворота высокой колокольни, в которой находится храм Захарии и Елизаветы. При входе на стенах можно увидеть несколько живописных житийных икон.
Самым старым из сохранившихся храмов считается Малый собор. Новый или Большой монастырский собор появился в конце XVII столетия. Это было время когда в монастыре велось масштабное каменное строительство. Тогда же вокруг обители возвели мощные стены с ажурными башнями.
Церковь Александра Невского
С конца XIX столетия здесь стоит церковь Иоанна Лествичника. Она была возведена на деньги генерала Терещенко и выполняла роль фамильного склепа. Другой склеп членов семьи Зубовых устроен в церкви Александра Свирского, округлое здание которой похоже на классическую ротонду.
Живописный храм Иоанна Златоуста стал усыпальницей купеческого рода Первушиных. Еще одна церковь, посвященная Тихвинской иконе Божией Матери, завершает северные ворота обители.
Большая часть монастырской территории отведена под некрополь. Он появился в конце XVII столетия и к XIX веку превратился в место, где хоронили родовитых купцов и элиту российского дворянства. На монастырском кладбище лежат близкие родственники поэта А. С. Пушкина.
Здесь находятся могилы знаменитого русского механика Н. Е. Жуковского, историка В. О. Ключевского и известной своей жестокостью помещицы Салтычихи. Среди других могил можно увидеть надгробия российских генералов В. О. Каппеля и А. И. Деникина, философа А. И. Ильина, а также писателей И. С. Шмелева и А. И. Солженицына.
Церковь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского
Современное состояние и режим посещения
В наши дни монастырь действующий. В его храмах ежедневно ведутся богослужения, а на территории работают реставрационная, золотошвейная и иконописная мастерские. Кроме того, при обители открыта воскресная школа для детей прихожан, а для школьников и студентов создан молодежный клуб.
Туристы и паломники могут попасть на территорию обители в любой день с 7.00 до 19.00. По церковным праздникам монастырь закрывают на час позже.
Святыни
Главной святыней мужской обители считают Донскую икону Божией Матери (XVI век), которая была написана знаменитым русским изографом Феофаном Греком. Почитаемый верующими образ постоянно находится в Государственной Третьяковской галерее, но раз в год его привозят в стены обители.
В Большом монастырском соборе стоит рака, где покоятся мощи патриарха Тихона. Кроме того, паломники приходят поклониться к захоронению Якова Полозова, который был келейником при патриархе Тихоне.
Как добраться до монастыря
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Немного исторических фактов о Донском монастыре в Москве
Донской монастырь является одним из главных монастырей города Москвы и считается, что он расположен на дороге ведущий из Москвы в Крым. Хотя расстояние до Крыма 1300 км.
Этот монастырь создавался не просто как монашеская святая обитель, а как крепость, которая должна была с юга защищать Московский Кремль, а потому в монастыре видим массивные стены и башни.
Ранее на этом месте стоял походный лагерь русских войск с переносной полевой церковью Св. Сергия Радонежского. После Куликовой битвы в этой полевой церкви некоторое время находилась Донская икона Богородицы, перед которой молились русские воины, а потому и монастырь создавался в честь иконы по молитвам к которой русские воины смогли изгнать от Москвы хана Герея.
Когда монастырь был основан, то в него прибыл сам царь Борис Годунов и собственноручно заложил первый камень собора в честь Донской иконы Богородицы. Это был вначале однокупольный храм, но в 1670е годы к храму пристраивалась трапезная, увеличилось число купалов. Таким он дошёл до нас. В том храме старинный иконостас 1662 года. но этот иконостас изготавливался не для донского монастыря, а попал в монастырь после того как большевиками была снесена одна из старинных церквей Москвы. С 1930 по 1946 год храм был закрыт. Именно в этом храме и был погребён Святой Патриарх Тихон.
Этот собор был главным собором Донского монастыря на протяжении 100 лет. Хотя даже внешне под собор он не подходил, а напоминал приходскую церковь. Сегодня этот собор известен, что раз в 4 года Патриарх в этом соборе варит миро..
Изначально Донской монастырь был очень бедный, в нём жили несколько монахов. И уже в 1612 году не понадобилось и полного дня чтобы польско-литовский полководец Ходкевич занял этот монастырь.
В 1618 году под стенами монастыря произошёл бой, где русские стрельцы победили украинских казаков Петра Конашевича.
В середине 17 века Донской монастырь так обнищал, что уже не мог содержать себя и был объеденён с Андреевским монастырём. Но в 1678 году Донской монастырь вновь получил независимость, стал самостоятельным, а в монастырь потекли очень богатые пожертвования крупнейшей московской знати.
В 1683 году монастырём уже правит не игумен, а архимандрит, что говорит о повышении статуса монастыря. Монастырь уже содержит полностью себя сам и получает 20 десятин окрестных пастбищ. За 2-3 года у Донского монастыря появляются аж 4 вспомогательных подсобных монастыря (подворья). один из них известный Железноборовский.
В 1694 году монастырь стал строить новый собор, который так же был освещён в честь Донской Богородицы.
Строители собора были украинцы, к тому же ещё и массоны. И это объясняет некоторые необычные особенности этого собора.
Во первых собор был пятикупольный. такие храмы в России ни кто не строил и это была тогда чисто Украинская традиция ставить купол в центре и 4 купала по 4 сторонам света, русским это было чуждо. Старообрядцы при виде этого собора считали себя оскорблёнными, за то, что в Москве появился «Алтарь Антихриста«, иначе они этот собор и не называли.
Иконастас (восьмиярусный) собора делают Кремлёвские мастера. Работа над ним продолжалась 10 лет. Главная икона в иконостасе конечно Донской Богородицы, вторая справа от царских врат. Список середины 16 века с оригинала в то время находящегося в Благовещенском соборе Кремля.
Фрески собора, а так же архитектуру стен монастыря выполняют итальянские мастера.
После работы зарубежных мастеров, стены преобретают красно-белый цвет и сам монастырь стенами и башнями очень стал походить на Новодевичей монастырь.
Было поставлено 8 квадратных и 4 круглые башни, но это уже было не оборонительное сооружение, а чисто духовное, именно монастырь создавался. Оборонительное значение было утрачено.
Были возведены колокольня и надвратная церковь Тихвинской иконы Богородицы.
В то же время в усыпальнице под большим собором монастыря хоронили представителей царской грузинской династии царей Багратионов.
В 1724 году был закрыт Андреевский монастырь и всё имущество и сами монахи были переданы Донскому монастырю. А потому уже к 1739 году монастырь в своей собственности имел 880 усадьб, 6716 крестьян, 14 мельниц и рыбные производства..
В 1747 году власти хотели передать монастырю на содержание Славяно-греческо-латинскую Академию, но монастырь согласился содержать и выплачивать заработную плату только профессорско-преподовательскому составу.
В 1812 году монастырь разграбили войска Наполеона, однако главные ценности ещё до их прихода удалось вывести в Вологду.
В год революции, в 1917 году в монастыре жило 48 монахов и 2 послушника.
После революции монастырь был закрыт. С 1922 по 1925 год в монастыре под домашним арестом содержался Святейший Патриарх Тихон. После освобождения он изволил остаться жить в этом монастыре, тем самым монастырь сделался как бы главной Патриаршей резиденцией Московского Патриарха.
В 1989 Св.Тихон был канонизирован в лике святителя-исповедника.
В 1924 году некоторые строения на территории монастыря были переданы для создании колонии для несовершеннолетних.
В 1934 году территория монастыря отдаётся под музей архитектуры. Благодаря чему в Донской монастырь свозятся останки многих разрушенных монастырей и соборов.
В 1982 году Советское правительство заговорило не только о передачи монастыря Церкви, но решался вопрос, чтобы Донской монастырь был официальной резиденцией Московского Патриарха и тем самым монастырь стал бы главным монастырём России. Но что-то не сложилось и резиденцией Патриарха стал Данилов монастырь.
Князья Голицыны были похоронены в церкви Архангела (1714-1809) ( фото вверху ),
Когда-то была церковь преподобного Серафима Саровского, расположенная на этом кладбище, но позже в ней сделали первый крематорий в Москве в 1927 году. В этом крематории по иронии судьбы сожгли прах самого Лаврентия Берии. Сейчас это помещение крематория вновь вернули под храм и там совершаются заупокойные службы.
Донской монастырь я посещал дважды, в 1994 и в 2014 году.
Донской монастырь: место, куда редко заходят туристы
Донской монастырь – тихое место пристанища Донской иконы Божией Матери в центре столицы. Узнать больше об этом паломническом месте Вы сможете из статьи.
Донской монастырь
1 сентября – день празднования в честь Донской иконы Божией Матери.
Паломники обычно ставят его в самый конец списка обязательных для посещения святынь Москвы. Он не популярен у приезжих, не бросается в глаза из окна поезда или автобуса, не красуется на сувенирных открытках. Но тот, кто все-таки решит заглянуть сюда, будет вознагражден. Спрятанный в стороне от проторенных туристических маршрутов, этот монастырь таит в себе удивительные сокровища и готов открыть их каждому, кто, свернув с шумного Ленинского проспекта, углубится в тихие дворы. Корреспондент «НС» стала одним из таких любознательных паломников.
Большой собор Донской иконы Божией Матери. Мало кто знает, что под лестницей собора находится еще один, Сретенский, храм – усыпальница грузинских князей. Со временем здесь планируется открыть музей истории монастыря
Две иконы
«У нас есть подземный ход, который ведет из Донского монастыря прямо в Кремль. Правда, показать его вам мы не можем, так как еще не нашли, где у него вход», — рассказывает экскурсовод монастырского паломнического центра. Озадаченные паломники переглядываются — неужели правда? Действительно, история обители так богата разнообразными событиями, что — очень может быть — и подземный ход найдется.
Донской монастырь был основан в 1591 году на том месте, где стояли русские стрельцы, готовившиеся к сражению с крымским ханом Казы-Гиреем. Перед самым сражением крымский хан неожиданно сбежал с поля боя — столь чудесное избавление от врагов объяснили заступничеством Пресвятой Богородицы, так как в стрелецком стане находилась чудотворная Донская икона Божией Матери. На месте шатра, где пребывала икона, в 1593 году и был построен Малый Донской собор. Сто лет спустя рядом появился второй Донской собор, так называемый Большой (кстати, Донской монастырь – одна из тех редких обителей, где действуют два одноименных храма). Вокруг монастыря возвели кирпичную стену с двенадцатью башнями, а над западными воротами по проекту Андреа Трезини — автора собора Петропавловской крепости — была построена колокольня. Основным входом в монастырь тогда служили северные ворота, выходящие в сторону Кремля, которые венчает Тихвинская церковь. Весь архитектурный ансамбль монастыря сохранился.
Донской монастырь в своих воспоминаниях описывает Иван Шмелев. Каждый год на праздник Донской иконы (1 сентября) из Благовещенского собора Кремля в монастырь чудотворную икону приносили на руках. Сотни хоругвеносцев, представители всех столичных церквей, сопровождали святыню. Крестный ход встречала вся Москва, улицы по пути следования иконы украшали цветами.
Как получилось, что Донская икона хранилась в Кремле, если в самом монастыре — два собора, построенных в ее честь? Дело в том, что чудотворных Донских икон — две. Одна, так называемая Кремлевская, написанная Феофаном Греком в XIV веке, по преданию, была передана донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Хоругвь с изображением этой иконы и находилась в стане стрельцов в том месте, где теперь построен монастырь. Вторая икона, тоже ставшая впоследствии чудотворной, была написана в XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря и с тех пор находится в нем постоянно. На праздник в монастырь приносили икону письма Феофана Грека — так что в этот день в Донском одновременно пребывали обе иконы. Эта традиция сохранилась и в наше время, только теперь святыню доставляют из Третьяковской галереи, а не из Кремля, и не крестным ходом, а на специальной бронированной машине.
Но не только героические страницы истории Москвы связаны с монастырем. Его стены помнят и весьма трагические события. В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула чума. Напуганные мором жители города повалили к Боголюбской иконе над Варваровскими воротами в Китай-городе. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий, боясь, что скопление народа будет способствовать распространению эпидемии, попытался этому воспрепятствовать. Но народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах Большого собора прятался архиепископ. Владыку выволокли во двор. Он пробовал утихомирить людей. Но кто-то закричал: «Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и нас морочит?» Бедного старца ударили колом по голове. На месте гибели архиепископа позже был воздвигнут каменный крест, сейчас он находится под лестницей Большого собора.
Некрополь
«Все большие московские кладбища (Ваганьково, Новодевичье, Миусское и другие) — чумные, они появились на окраинах во время эпидемии чумы, когда было запрещено хоронить в центре города. Донской же некрополь появился значительно раньше — его уникальность сравнима разве что с некрополем Александро-Невской лавры, — рассказывает Татьяна Бажутина, искусствовед, руководитель научного отдела монастыря. — Уже в “Истории” Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества».
Такой живописный вид на некрополь открывается с монастырских стен. Впрочем, полюбоваться им может далеко не каждый. Проход на стены пока закрыт. Сейчас в Донском действует паломнический центр, организуются экскурсии по территории монастыря. В скором времени в экскурсионный маршрут планируется включить и прогулки по монастырским стенам
Исключительна и коллекция надгробных памятников, рисовать которые так любят молодые художники. «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы» — так называли Донское кладбище в прошлом веке. Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. В Донском похоронены историк В. О. Ключевский, ректор Московского университета С. Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П. Я. Чаадаев, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Многочисленные Голицыны, родственники и друзья А. С. Пушкина. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), умершая в заточении в Ивановском монастыре. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника В. Г. Перова, а в 2005 году в Донском монастыре перезахоронили генералов А. И. Деникина и В. О. Каппеля.
На старых могилах интересно читать слова эпитафий, например такие:
«Покоится здесь юноша раб Божий Николай.
От мира и забот его призвал Бог в рай».
Есть даже одна мстительная эпитафия, украшающая надгробье княжны Шаховской: «Скончалась от операции доктора Снигирева»…
На стене одного из фамильных склепов за Большим собором выложена мозаичная икона святителя Николая — во времена гонений на Церковь она оставалась практически единственной святыней в округе. В Великую Отечественную войну к этой иконе с молитвами тянулись матери и жены ушедших на фронт. С тех самых пор и до сегодняшнего дня икона источает благоухание.
Скульптуры со взорванного храма Христа Спасителя
В 2001 году в Донском монастыре скончался и был похоронен протопресвитер Александр Киселев, клирик РПЦЗ, который много сделал для объединения Церквей. В то время когда отец Александр служил настоятелем в Таллинской Николаевской церкви в Эстонии, будущий Святейший Патриарх Алексий II был у него алтарником.
Донской монастырь иногда называют еще и архитектурным кладбищем». С 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры им. Щусева, сюда свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя работы скульптора А. В. Логановского, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией Матери на Покровке. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Но через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте.
В советское время в Донской свозили обломки старинных надгробий с других кладбищ Москвы. Сейчас они разобраны и выставлены вдоль аллеи, ведущей к Малому собору
Святой узник
В 1918 году монастырь был официально закрыт, но монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и был открыт антирелигиозный музей.
В здании бывшей караульни, которая примыкает к северным вратам монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. Почти до самой своей смерти он прожил в двух тесных кельях под постоянным присмотром комсомольцев. Выходя на монастырскую стену, святитель мог общаться с паствой, стоявшей внизу, через решетку ограды. На жизнь святителя неоднократно покушались. Во время одной из таких попыток, в 1924 году, был убит Яков Полозов, келейник Патриарха. Когда убийцы поднялись на стену, Яков вышел им навстречу и, приняв три пули, защитил патриарха ценой своей жизни. Святитель настоял на том, чтобы Полозова похоронили на территории монастыря. Его могила сейчас находится у южной стены Малого Донского собора.
Святитель Тихон скончался через полгода после этих событий, 7 апреля 1925 года, в больнице на Остоженке. Его последние слова: «Ночь будет темная, долгая… Долгая…» Патриарха-исповедника хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Но за 70 лет гонений место его захоронения было утеряно. Только через несколько лет после прославления святителя, в 1989 году, его нетленные мощи были обретены чудесным образом — захоронение обнаружили случайно во время ремонтных работ после пожара в Малом соборе. Сейчас рака с мощами святителя Тихона находится в Большом соборе, слева от Царских врат.
В домике, где жил святой патриарх, в его келье, планируется создание дома-музея. Уже сейчас в нем хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором он был похоронен, фотографии, документы, личные вещи.
В монастыре создается музей патриарха Тихона. Уже сейчас в нем хранятся документы, фотографии, личные вещи патриарха. Открыть широкий доступ в музей пока нет возможности — у монастыря не хватает средств на покупку дорогостоящего музейного оборудования, которое могло бы помочь сохранить уникальные экспонаты. В 2011 году монастырю исполняется 420 лет. Возможно, найдутся благотворители, которые пожертвуют деньги на создание и открытие для посетителей музея свт. Тихона к этой дате. Полная комплектация музея оборудованием обойдется всего в 30 тыс. евро. Фото из архива музея: святитель Тихон в окопе во время Первой мировой войны
Монастырь в городе
Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В 1927 году на территории монастыря, в храме Преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был открыт первый советский крематорий.
В советское время вся территория Донского монастыря была открыта, в стенах и башнях жили люди, в храмах размещались государственные учреждения. Монастырский сад и некрополь облюбовала для прогулок московская интеллигенция. Те, кто вырос здесь, вспоминают, как играли в прятки среди монастырских развалин, как прибегали после уроков и смотрели в щелку двери на иконостас XVIII века в Большом соборе или прогуливали уроки на кладбище, а потом грелись в Малом соборе, где с 1949 года возобновились богослужения.
В ризнице монастыря
В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции патриарха. Однако через несколько дней генсек умер, документы затерялись, а в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. Про Донской забыли. Фактическая его передача Церкви состоялась только в 1990-е годы. С тех пор здесь — мужской монастырь.
«Монашеский образ жизни подразумевает уход в пустыню, уединение от суеты мира, — говорит владыка Кирилл (Покровский), епископ Павлово-Посадский, нынешний наместник монастыря. — Донской монастырь, когда-то построенный в глуши и тишине, теперь оказался в самом центре Москвы. Но и в таких условиях монашеская жизнь возможна, и в таких “городских” монастырях было взращено немало святых, совершено немало духовных подвигов. Здесь тоже можно спасаться, и многие спасаются. У нас своя миссия — служение приходящим в монастырь людям: социальное, образовательное, миссионерское». Сейчас в монастыре планируется создание большого просветительского центра для молодежи, открытой библиотеки, большого книжного магазина, трех музеев.
До недавнего времени гостей монастыря на центральной аллее встречала колонна танков. У многих это вызывало недоумение. «Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, и на эти деньги была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского. Бывшее руководство решило установить эту технику на территории монастыря. Сейчас мы передвинули танки в сторону, к стене. Центральная аллея должна вести человека к храму, настраивать на молитвенный лад. Хорошо, если люди с экскурсией будут подходить к этим танкам, узнают о подвиге тех, кто на них сражался, но пусть это будет после посещения храма, а не до», — говорит владыка Кирилл (Покровский).
Военная техника сегодня перемещена с центральной аллеи к западной стене. Пройти туда можно только в сопровождении экскурсовода
В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наместник Донского монастыря был назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, так что можно ожидать, что в скором времени Донской станет и духовным центром казачества. Планируются семинары и встречи для казаков. Возможно, в монастыре даже будет проходить парадный казачий расчет.
«Но в то же время у монахов есть и своя жизнь, куда нет доступа посторонним, — продолжает владыка. — А утром и вечером, когда весь монастырь закрыт, мы можем гулять по территории, молиться в тишине. Все-таки главное наше делание — это усердная молитва».
Телефон паломнического центра «Одигитрия» при Донском монастыре: 952-02-63
Реквизиты Донского ставропигиального монастыря: