Донской монастырь в москве священники
МОСКОВСКИЙ ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Московский Донской монастырь |
Московский мужской монастырь в честь Донской иконы Божией Матери, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии
Основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.
Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери». Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, «обоз», отчего монастырь называли в старой Москве, «что в Обозе».
Донской монастырь. Большой собор Донской иконы Божией Матери,2010 г. Фото : Ю.Булкин |
В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону. Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города. Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный «Большим», а первый стал называться «Малым».
Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И.Баженова.
Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель.
Донской монастырь грабили и разоряли в Смутное время, в Отечественную войну 1812 года и после революции.
В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон (Беллавин), перенося клевету и травлю со стороны большевиков и «обновленцев». В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти 7 апреля 1925.
Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей.
В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря.
В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.
В 1991 году территория монастыря была передана Московскому Патриархату, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь. 18 августа этого же года был вновь освящен Большой собор монастыря.
19 февраля 1992 года было вскрыто захоронение патриарха Тихона, и обретены мощи святителя, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи.
Святыни
Храмы
Настоятели, наместники
Новомученики и Исповедники
Расписание богослужений
Жития причисленных к лику святых, а также биографии неканонизированных насельников Донского ставропигиального мужского монастыря, подвергшихся репрессиям в первой половине ХХ столетия.
Сщмч. Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, наместник Донского монастыря.
1851–1940
8 января 1908 г. 38-летний иеромонах Александр был перемещен в Донской монастырь. 8 февраля 1908 г. он был определен исполняющим должность наместника. Это послушание он исполнял до 1911 г.
Дни памяти: 11 (24) мая, 19 мая (1 июня), 1 (14) сентября, в неделю 4-ю по Пятидесятнице, 30 октября (12 ноября).
Прмч. архимандрит Гавриил (Яцик)
1880–1937
В 1920 г. монах Гавриил поселился в Донском монастыре. В том же году он был рукоположен в сан иеродиакона. Помимо совершения богослужений, в послереволюционные годы отец Гавриил состоял на гражданской службе: работал секретарем конторы Донского кладбища, сторожем Донского музея.
Дни памяти: 10 (23) Сентября
Прмч. архимандрит Тихон (Бузов)
1873–1937
В Донской монастырь отец Тихон поступил в 1914 г., в начале Первой Мировой войны. В 1917 г. участвовал от Донского монастыря в интронизации свят. Тихона. В 1920 г. был награжден наперсным крестом. В 1924 г. свят. Тихон возвел иеромонаха Тихона в сан игумена. В 1926 г. был возведен в сан архимандрита.
Дни памяти: 26 Ноября (9 декабря)
Наместник
Расписание богослужений
Наместник Донского ставропигиального мужского монастыря Высокопреосвященный Феогност, митрополит Каширский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Феогност, митрополит Каширский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (в миру Гузиков Феогност Михайлович) родился 6 октября 1960 г. в пос. Селиванове Селивановского р-на Владимирской обл. в семье рабочих. Крещен в младенчестве.
В 1978 г. окончил среднюю школу в пос. Красная Горбатка Селивановского р-на. В 1979-1981 гг. служил в рядах Вооруженных cил.
В 1981-1982 гг. нес послушание в храме Спаса Нерукотворенного Образа в с. Спас-Железино Селивановского р-на, в 1982-1983 гг. — в храме святителя Николая в г. Киржач Владимирской обл.
22 ноября 1983 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом пострижен в монашество в домовой церкви архиерейских покоев с именем Феогност в честь митрополита Киевского и Московского Феогноста.
14 января 1984 г. в Успенском соборе г. Владимира архиепископом Владимирским Серапионом рукоположен во иеродиакона, 19 января — во иеромонаха.
С апреля 1984 г. — насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
В 1985 г. поступил в Московскую духовную семинарию, в 1987 г. после окончания обучения в семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1991 г., защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Пастырство по учению Православной Церкви».
В 1986 г. возведен в сан игумена, в том же году — в сан архимандрита.
Указом Святейшего Патриарха Пимена от 30 ноября 1988 г. назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
С 1990 г. — преподаватель Московских духовных школ.
Решением Священного Синода от 12-13 марта 2002 г. избран епископом Сергиево-Посадским.
31 марта 2002 г. за Божественной литургией Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Сергиево-Посадского. Хиротонию совершили: Святейший Патриарх Алексий; митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим; архиепископы Истринский Арсений, Владимирский и Суздальский Евлогий, Верейский Евгений; епископы Тульский и Белевский Кирилл и Дмитровский Александр.
20 апреля 2009 г. возведен в сан архиепископа.
Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. (журнал № 5) назначен председателем Синодальной комиссии по делам монастырей (в марте 2012 г. комиссия преобразована в Синодальный отдел по монастырям и монашеству).
С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. (журнал № 9) освобожден от должности наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с сохранением обязанностей викария Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Каширский» и председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству. Местом пребывания архиепископа Феогноста и указанного отдела Синод определил подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве.
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 7 апреля 2019 г. назначен управляющим викариатством Новых территорий г. Москвы и благочинием ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне г. Москвы. Патриаршим указом от 11 апреля 2019 г. назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Троицке г. Москвы.
Решением Священного Синода от 25 августа 2020 г. (журнал № 66) назначен временным исполняющим обязанности члена Высшего общецерковного суда.
Решением Священного Синода от 8 декабря 2020 г. (журнал № 93) назначен наместником Донского ставропигиального монастыря г. Москвы.
16 мая 2021 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.
Дата хиротонии: 31 марта 2002 г.
Дата пострига: 22 ноября 1983 г.
День ангела: 27 марта
Образование:
1987 г. — Московская духовная семинария.
1991 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).
Научные труды, публикации:
Пастырство по учению Православной Церкви (кандидатская диссертация).
Награды:
Церковные:
2008 г. — орден св. равноап. кн. Владимира II ст.;
2010 г. — орден прп. Серафима Саровского II ст.;
2013 г. — орден прп. Андрея Иконописца II ст.;
2015 г. — орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
2019 г. — орден прп. Сергия Радонежского III ст.
Светские:
2016 г. — орден Дружбы.
Обителью управляют два Патриарха
Сегодня в древней московской обители, основанной в XVI веке в память о победе над крымским ханом Казы-Гиреем, как и в любом крупном хозяйстве, много разных проблем, которые нужно решать, чтобы сохранить святыню в надлежащем состоянии и чтобы живой организм современного монастыря нормально функционировал. Но какие бы работы здесь ни проводились, братская община должна иметь возможность жить монашеской жизнью. Иначе, по словам наместника обители игумена Парамона (Голубки) и благочинного игумена Григория (Качалова), дух угаснет. Наш разговор с отцами – о монашеской жизни в современном монастыре.
– Отец Григорий, трудно было начинать монашескую жизнь в обители, где братия (послушники, а затем монахи и иеромонахи), воодушевленные эпохой церковного возрождения, не видели рядом с собой духовно опытных монахов, способных наставлять новоначальных?
– Очень непросто. Когда после решения определенных проблем духовного свойства можно было идти дальше, мы часто топтались на месте. К некоторым вопросам возвращались по многу раз. Словом, буксовали из-за отсутствия опыта. К счастью, отца Агафодора (Маркевича), первого наместника возрождающейся Донской обители, окормлял лаврский духовник архимандрит Кирилл (Павлов), и братия перед постригами, перед принятием священного сана ездила к батюшке в Троице-Сергиеву лавру за благословением. К тому же сам отец Кирилл, будучи еще в силе, каждый год приезжал сюда Великим постом – исповедовал и соборовал нас. Так что какое-то окормление, пусть непостоянное, не изо дня в день, как хотелось бы, но все же было. Тогда нам пришлось очень много потрудиться над восстановлением обители. Работали целыми днями, а нередко и ночами. Если сравнить день сегодняшний с ярким, памятным и трудным начальным этапом восстановления обители в постсоветский период, то можно сказать, что мы за эти годы вошли в более спокойный ритм монашеской жизни. У нас есть возможность посвящать достаточное количество времени молитвенному деланию и уделять основное внимание богослужению.
В отличие от многих приходов богослужение мы совершаем ежедневно. Служба начинается в 06.40 с братского молебна у мощей святителя Тихона. Как в Троице-Сергиевой лавре у мощей преподобного Сергия Радонежского, так у нас – у мощей святителя, перенесенных в собор Донской иконы Божией Матери, называемый Большим. Знаю, что в Лавре раньше начинают, но мы решили учитывать специфику города: метро и другой транспорт. Конечно, братский молебен – для братии, однако всегда от семи до десяти прихожан молятся вместе с нами. Открываются врата, и люди проходят на монастырскую территорию. После молебна мы читаем часы, затем начинается Божественная литургия. Кто-то из братии служит, кто-то исповедует, послушники пономарят. В субботу вечером, в воскресенье утром, в большие православные праздники у нас бывает много прихожан. И это как раз характерно для монастыря в крупном городе. Священнослужителям из братии надо успеть поисповедовать людей, чтобы не получилось так, что человек пришел с намерением причаститься, а из-за большого количества народа не смог попасть на исповедь. Поэтому в воскресные дни в обители три Литургии: в 07.00 – ранняя в Большом Донском соборе, в 09.00 – поздняя и в 10.00 – в нашем храме Преподобного Серафима Саровского, расположенном вне монастырской ограды. Если на ранней Литургии причащается человек 80, на поздней – около 200 и в храме Преподобного Серафима Саровского – до 50, то можете представить, какая нагрузка у братии. Нельзя забывать и о требах. В таком большом городе, как Москва, их очень много.
– Правда ли, что Таинство Крещения совершается теперь и в стенах монастыря?
– Да, с благословения священноархимандрита нашей обители Святейшего Патриарха Кирилла. Вначале иеромонахи крестили младенцев и взрослых в упомянутом мной Серафимовском храме, но иной раз в один день собирается столько крещаемых, что приходится их распределять по другим церквям: в честь Святителя Тихона, Великомученика Георгия Победоносца, Святого благоверного князя Александра Невского. Это совсем небольшие монастырские церкви, в которых есть купели.
– Монастырь известен и своей просветительской деятельностью: высокий авторитет завоевала Воскресная школа. Популярен среди молодежи православный клуб «Донской».
– Снова вернусь в памятные 90-е годы. С самого начала наместник архимандрит Агафодор и братия понимали: стены стенами, восстанавливать их необходимо, сил жалеть на это не надо, но в то же время нужно серьезно заниматься человеком и его душой. А без просветительской деятельности в этом плане далеко не продвинешься. Вот и организовали мы Воскресную школу, которых сегодня, слава Богу, у нас в Москве и в стране много, но в то время они только-только начали появляться. Посещать ее начало по тем временам впечатляющее число детей – более ста. Пришлось разделить этот поток на два: в субботу приходили заниматься малыши в сопровождении родителей, в воскресенье – те, кто немного постарше. Нынче же Воскресная школа Донского монастыря – это школа с традициями, куда воцерковленные или воцерковляющиеся родители охотно приводят своих детей. Она состоялась. Как состоялся и молодежный клуб «Донской», тоже относящийся к Духовно-просветительскому центру обители. Правда, создан он был сравнительно недавно – в конце 2010 года. Отвечает за его работу иеромонах Косма (Афанасьев), тоже насельник «первого призыва». Отец Косма организовывает для молодежи встречи с такими интереснейшими людьми, как известный историк и телеведущий Феликс Разумовский, который выступил перед молодежью с темой «Русская смута и Патриарх Тихон». (А батюшка после лекции поведал собравшимся историю чудесного обретения мощей Патриарха Тихона в трапезной части Малого собора, о чем знает не понаслышке – сам был тому свидетелем). Глубокий живой диалог состоялся с уральским владыкой – епископом Каменским и Алапаевским Мефодием (Кондратьевым), почти четверть века занимающимся реабилитацией наркозависимых. Вечер с Петром Мамоновым, актером, награжденным премией «Золотой орел» за роль старца Анатолия в фильме «Остров», собрал особенно много народа. Маститые московские пастыри – протоиереи Димитрий Смирнов, Владимир Вигилянский, Артемий Владимиров – выступали в молодежном клубе «Донской».
Что касается социального монастырского служения, главный его аспект – пастырское окормление пожилых людей. Ответственный – тоже отец Косма. Батюшку хорошо знают в Центре социального обслуживания Донского района, потому что он не только традиционно на Рождество и Пасху привозит туда подарки бабушкам и дедушкам, но уже более десяти лет проводит с ними раз в месяц беседы, отвечая на вопросы, которые их волнуют. Недалеко расположен филиал этого центра, где отец Косма встречается с детьми, у которых имеются сложности в общении с родителями – из-за особенностей подросткового возраста, ершистого характера, пресловутого влияния улицы или тяжелой атмосферы в семье.
Другой иеромонах – молодой и тоже энергичный, деятельный – отец Антоний (Скорик) отвечает за работу Паломнического центра. В нем трудятся миряне, но несколько человек из братии, когда бывает наплыв паломников, подключаются и проводят экскурсии по монастырю и некрополю – древнейшему кладбищу Москвы, упоминаемому еще Карамзиным в «Истории государства Российского» как главное кладбище элиты дворянства и богатого купечества. Оно стало и местом упокоения многих знаменитых мужей России: художников, поэтов, писателей, философов, архитекторов, генералов. Родственники Пушкина, Тургенева, Толстого, выдающийся российский историк Василий Ключевский, отец русской авиации Николай Жуковский тоже нашли здесь свой последний приют. В 2000 году сюда были перевезены из Франции останки писателя Ивана Шмелева, в 2005 году в монастырском некрополе были перезахоронены останки генерала Антона Деникина, доставленные из США, и останки философа Ивана Ильина из Швейцарии. В 2007 году перевезены из китайского Харбина останки генерала Владимира Каппеля. Мы стараемся донести до паломников и туристов мысль, что возвращение великих сынов России на Родину глубоко символично.
Что касается монастырских послушаний, их спектр достаточно широк: в храме, просфорне, больнице (куда иеромонахи ездят, чтобы соборовать больных), районных социальных центрах, Воскресной школе, монастырской библиотеке, гараже. Список продолжает коптильня, где коптят рыбу для братской трапезной и монастырского кафе, столь популярного у паломников. Еще упомяну рутинную, но просто необходимую для нормального функционирования монастыря уборку нашей совсем немаленькой территории. И главное – в монастыре давно такой настрой, что братии не в тягость любые послушания.
Поскольку наместник обители игумен Парамон (Голубка) в прославленном московском монастыре только третий год, то вопрос к нему был такой:
– Отец Парамон, насколько быстро произошел для Вас процесс «врастания» в прошлое и настоящее обители? Сразу ли Вы прониклись духом величия и значимости монастыря?
– Вообще мое первое посещение Донского монастыря состоялось давно, когда я учился в первом классе Московской Духовной семинарии. Существовала хорошая традиция – возить новое пополнение семинарии по монастырям Москвы. Посетили мы и эту святыню. Вот только мне, недавно приехавшему из села, закончившему сельскую школу, особенно запомнились. танки, пушка, БТРы, стоявшие у входа. Тогда я впервые узнал, что в годы Великой Отечественной войны на средства верующих и священнослужителей удалось построить целую танковую колонну из 40 единиц техники. На броне одного из танков было написано имя величайшего русского князя-полководца – Дмитрия Донского. Уцелевшие после победы над врагом военные машины долгое время хранились в музеях Вооруженных сил ряда городов, затем было принято решение передать их в дар Донскому монастырю. И много позже, когда наместник обители епископ Павлово-Посадский Кирилл (ныне – митрополит, глава Ставропольской митрополии) пригласил меня к себе, то первое, что вспомнилось в связи с Донской обителью, – бронетехника времен Великой Отечественной войны. Ступив на следующую ступеньку духовного становления, я смог взглянуть на монастырь другими глазами, потянуло к его святыням. Великая святыня – чудотворный список с чудотворного образа Донской иконы Божией Матери – находилась в местном ряду уникального резного семиярусного иконостаса, созданного, как я узнал, в XVII веке по указу и на средства русских государей. Поклониться ей было радостно.
Теперь ежегодно накануне престольного праздника обители, 1 сентября, саму чудотворную икону Божией Матери «Донская», которая помогала русским дружинникам на Куликовом поле и перед которой в древности молились наши предки, торжественно приносят к нам для поклонения верующих из Третьяковской галереи, где она постоянно хранится. Совершаются Божественные литургии и молебны с чтением акафиста Донской иконе Божией Матери. Праздничную Литургию служит Святейший Патриарх Кирилл. Среди молящихся можно увидеть представителей высшего командования, офицеров и прочих чинов казачьих войск, поскольку здание Синодального отдела по взаимодействию с казачеством находится рядом и предыдущий наместник Донской обители митрополит Кирилл возглавляет этот Отдел. Разумеется, в последующие мои посещения монастыря у меня и в мыслях не было, что по Промыслу Божию я стану не просто свидетелем, а и одним из основных организаторов этого великого торжества – принесения чудотворной иконы в обитель. Не мог также предположить, что ответственность за реставрацию списка с чудотворного образа, особо почитаемого верующими, ляжет на мои плечи.
. Иногда в разговорах с братией мы называем Донской монастырь подворьем Троице-Сергиевой лавры. В плане духовном, конечно. Почему так говорим? Да потому, что здесь лаврский дух живет. Вы, наверное, от монашествующих слышали о первом наместнике открытого в 1991 году монастыря – отце Агафодоре. Благодаря ему и архимандриту Кириллу (Павлову) основа монашеского устроения здесь была заложена лаврская. Я не вижу отличия братии Донского монастыря от братии Лавры, насельником которой сам долгое время был. Практически, мы живем по лаврскому уставу. Он, на мой взгляд, наиболее приемлемый для городской обители.
– Возвращаясь к разговору о недавней реставрации чудотворного списка Донской иконы Божией Матери, скажу: я с интересом посмотрела материалы официального интернет-сайта Донской обители и увидела новый для себя жанр – фотоотчет. После краткого пояснения, почему необходимо реставрировать эту святыню, размещены фотографии, показывающие, какой была икона до реставрации и какой она стала после нее. И еще несколько других икон представлены на снимках – до и после. Подумалось: будет замечательно, если такого рода фотоотчет появится впоследствии и по Малому собору, ремонт и реставрация которого идут полным ходом. Кстати, в нем ведь на Страстной седмице совершается мироварение и святое миро распределяется по всем приходам Русской Церкви?
– Мироваренная печь установлена в Малом, или старом, соборе, построенном в 1591–1593 годах вместе с основанием самой обители. Нашим современникам Малый собор хорошо известен тем, что в нем были обретены святые мощи Патриарха Тихона; после того, как там случился пожар, храм отремонтировали, а вскоре, в 1992 году, в его трапезной части обрели святыню. Мощи Патриарха-мученика, похороненного здесь в 1925 году, оказались нетленными. Хочется привести в надлежащее состояние и всю обитель (где, практически, нет такого объекта, к которому не надо было бы приложить руки), и, понятное дело, Малый собор. Он в своем роде точка отсчета монастыря. Его начало. Первое сооружение на его территории. Привлекаем к строительно-реставрационному процессу специалистов, наемных рабочих, поскольку объем работ колоссальный.
– Отец Парамон, из беседы с монахами выяснилось, что в начале этого года в преддверии 150-летия со дня рождения святителя Тихона состоялась поездка братии и сотрудников Донского монастыря на родину святителя в город Торопец, где прошло его детство и отрочество. Вы принимали в ней участие?
– Я ее возглавил. Мы также посетили местечко, называемое погост Клин в Псковской области, где родился Василий Белавин – будущий Патриарх нашей Церкви. Побывали в Клину на городском кладбище, где покоятся родители Патриарха и его братья. Отслужили панихиду. В храме Воскресения Господня (там был крещен святитель) делегация Донского монастыря приняла участие в общей молитве за Божественной литургией. С иеромонахами нашего монастыря я сослужил епископу Великолукскому и Невельскому Сергию. Что можно сказать о том паломничестве? Наиболее точно отражают состояние души следующие слова: благоговейный трепет, волнение. Бывая в таких местах, понимаешь: человек, которого чтит вся Россия, вырос здесь! Он в этом алтаре пономарил. На этой земле набирался той силы духа, которую потом проявил в жизни. Бывая у истока могучей реки, о чем вы обычно думаете? Наверное, о том, какую силу и мощь она набирает к месту своего впадения в море или океан. Такие сравнения пришли мне на ум в Торопце и Клину. Иногда в шутку, а на самом деле всерьез, мы говорим: сегодня нашей обителью управляют два Патриарха – святитель Тихон и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, своими молитвами и своим участием в правильном устроении монашеской жизни они помогают нам. Мы явно это ощущаем.
Беседовала Нина СТАВИЦКАЯ
Фотограф: Владимир ХОДАКОВ