Донской монастырь южный административный округ
Донской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь в Москве, основанный в конце XVI века, является популярным местом среди паломников. Благодаря заступничеству Донской иконы Божьей Матери город был спасен от нападения татарского войска хана Казы-Гирея. Признательный народ заложил монастырь, названный в честь чудотворного образа.
За историю своего существования обитель переживала разные времена, но в наши дни она открыта для верующих, в соборах совершаются богослужения, на территории проводятся реставрационные работы, функционируют иконописная, золотошвейная и реставрационная мастерские, воскресная школа, молодежный клуб. У монастыря есть 2 подворья, одно находится в Подмосковье в поселке Зеленоградский, другое — в Рязанской области в селе Князево.
Верующие стремятся приложиться к святыням, размещенным в соборах и храмах — чудотворным иконам, частицам святых мощей. Монастырь привлекает не только паломников, но и местных жителей и туристов, желающих полюбоваться его архитектурным ансамблем и проникнуться особенной атмосферой, царящей здесь. Большой интерес вызывает и расположенный на территории некрополь — место захоронения видных представителей общества разных времен. Заслуживают внимания и находящиеся в монастыре горельефы исторического здания Храма Христа Спасителя, уничтоженного в 1930-е годы.
Вход в Донской монастырь на google-панораме Москвы:
Расписание богослужений Донского монастыря
Церковные службы в Донском монастыре проводятся ежедневно. Верующие могут посетить братский молебен, часы, Божественную Литургию, Вечернее богослужение.
Расписание богослужений в будние дни:
Накануне церковных праздников проводится Всенощное бдение. В монастыре совершаются Таинства Крещения, Венчания, Соборования.
Некрополь Донского монастыря
На территории Донского монастыря находится и некрополь — место захоронения выдающихся представителей различных сфер — религии, науки, литературы, искусства. Многие посетители отмечают, что несмотря на то, что это кладбище, у них не было гнетущего впечатления от места, ведь оно имеет эстетическую составляющую, многие памятники можно рассматривать как произведения искусства, оформленные мастерски и с душой талантливейшими скульпторами. Здесь можно увидеть плиты из белого камня, пирамиды, урны, вазы, скульптуры ангелов и плакальщиц и целые архитектурно-декоративные композиции.
Кладбище обители считалось аристократическим, ведь здесь находили упокоение видные представители дворян и зажиточных купцов. Среди известных фамилий, которые начертаны на могильных плитах — Голицыны, Волконские, Вяземские, Долгоруковы, Толстые, Нарышкины и другие. Находятся здесь и могилы известной своей жестокостью помещицы, получившей прозвище Салтычиха, а также ее мужа.
Здесь можно увидеть могилы историка Ключевского, философа Чаадаева, архитектора Бове, писателей Сумарокова, Хераскова, Соллогуба. В некрополе обители покоятся останки родственников поэта Пушкина, драматурга Грибоедова, Льва Толстого. Хоронят в стенах монастыря известных личностей и по сей день, в 2008 году здесь был погребен писатель Солженицын.
Храмы Донского монастыря
На территории обители размещаются:
Малый собор Донского монастыря
Храм в честь Донской иконы Богоматери, именуемый в наши дни Малым собором, был построен в 1593 году. Он стал первой каменной постройкой на территории образованной обители. Существует версия о том, что храм является творением талантливого зодчего того времени Федора Коня. Со временем облик постройки значительно видоизменялся, к нему была пристроена трапезная и приделы, позднее также появилась шатровая колокольня. В 1925 году в трапезной храма захоронили Патриарха Московского и всея России Тихона. В 1991 году в результате поджога в храме его трапезная была практически полностью уничтожена огнем. Во время восстановительных работ были обретены нетронутые мощи патриарха Тихона.
Большой собор Донского монастыря
Был освящен в 1698 году, храм привлекает внимание своей величественностью, при его строительстве использовался красный кирпич. Собор имеет пять глав, стоит он на высоком подклете. При советской власти в нем размещались экспозиции архитектурного музея, благодаря чему сохранились иконостас и росписи. После возвращения собора патриархии в нем проводились масштабные реставрационные работы, которые позволили восстановить в первоначальном облике парадное крыльцо, отреставрировать уникальный иконостас и в целом вернуть собору былое величие.
Храм Серафима Саровского в Донском монастыре
Храм-усыпальница в честь преподобного Серафима Саровского был возведен в 1914 году на территории нового кладбища обители. Его нижний храм освятили в честь святой благоверной Анны Кашинской. В 1920-е годы храм перестроили под крематорий, к слову, первый во всем Советском Союзе. После проведенных работ здание уже ничем не напоминало религиозное сооружение. В середине 1990-х годов храм начали восстанавливать, в наши дни в нем проводятся богослужения.
Иконы и мощи
В обители хранятся чудотворные иконы, частицы мощей и другие святыни. Одной из главных святынь является икона Донской Богоматери, написанная в XVI веке, она размещается в иконостасе Большого собора. У паломников есть возможность поклониться и образу, написанному Феофаном Греком. Он хранится в Третьяковской галерее, но каждый год 1 сентября ее доставляют в обитель для совершения Божественной Литургии.
Также в Большом соборе хранятся святые мощи святителя Тихона. Наиболее почитаемые образы Малого собора — икона Божьей Матери «Знамение», Феодоровская икона Богоматери, написанные в XVIII веке, Донская икона Богородицы XVIII–XIX веков.
История
В 1591 году Москва находилась под угрозой нападения крымско-татарского войска под предводительством хана Казы-Гирея. Правивший тогда царь Федор Иоаннович распорядился об организации вокруг стен города крестного хода с Донской иконой Божьей Матери. После этого ее разместили в походной церкви в месте, где стояло русское войско перед битвой с неприятелем. Между армиями противников произошло несколько локальных сражений, после которых вдруг войско татар охватила паника, что-то внезапно заставило обратиться их в бегство.
Русские посчитали, что помогло заступничество Донской иконы Богоматери, которая и до этого поддерживала русское войско в сражениях. В 1593 году в знак благодарности ей на месте размещения войск перед атакой татар был образован монастырь, на его территории возвели собор в честь чудотворного образа. Обитель выполняла и роль крепости, защищавшей город от нападений со стороны Калужской дороги. Во второй половине XVII века в обители был возведен новый собор, нареченный в честь Донской иконы Богоматери, впоследствии его назовут Большим.
Наряду с ним обитель обзавелась и другими каменными постройками — стенами и башнями. В связи с запретом на захоронения в черте города после эпидемии чумы 1771 года, представителей московского дворянства стали хоронить на кладбище монастыря. Во время Отечественной войны постройки обители не были затронуты пожаром, однако сама она была разорена и разграблена французской армией. После того, как войско неприятеля покинуло город, монастырь начинают возрождать. Обитель связана с судьбой святителя Тихона, который оказался в ней в заключении после событий Октябрьской революции 1917 года.
В 1926 году монастырь закрыли, разогнав и репрессировав его служителей. На территории же размещались антирелигиозный музей, интернат и различные предприятия. В 1930-е годы в обители стал работать музей, посвященный русской архитектуре. Сюда перевезли фрагменты памятников московского зодчества, подготовленных к уничтожению. Так здесь появились горельефы храма Христа Спасителя, бронзовые фрагменты с Триумфальной арки и другие архитектурные формы.
Радостной новостью стало возвращение патриархии Малого собора, ставшего приходским храмом. Полностью же обитель была передана Московской патриархии лишь в 1990 году. На его территории появилось несколько небольших храмов, по сей день ведутся работы по реставрации архитектурного ансамбля, благодаря которым обитель преображается и радует паломников и многочисленных посетителей.
Экскурсии
Самостоятельная прогулка по территории бесплатна. При обители работает паломническая служба, организующая экскурсии по монастырю и другим святым местам. Здесь можно заказать обзорную и расширенную экскурсии, есть и программа, полностью посвященная некрополю. Размер пожертвования за экскурсии — от 1500 руб. с индивидуальной группы. Также проводятся экскурсии для заказных групп, есть льготы для групп школьников, студентов и пенсионеров.
Как доехать до Донского монастыря
Добраться до обители можно как общественном, так и на личном транспорте или на такси.
До Донского монастыря на метро
Ближайшая к обители станция — «Шаболовская», от нее до достопримечательности около 1,5 км. Выйдя из метро, нужно повернуть налево и дойти до трамвайной остановки, затем следует повернуть направо, двигаясь по улице Шаболовка до пересечения с Первым Донским проездом. Далее нужно повернуть направо и идти прямо, с левой стороны будет виден монастырь, нужно пройти вдоль его стены до ворот, находящихся со стороны Донской площади.
Можно дойти до обители и от станции метро «Ленинский проспект» и от станции МЦК «Площадь Гагарина». Выйдя со станции, нужно идти направо до улицы Вавилова и повернуть налево, следует идти по ней до ее перехода в улицу Орджоникидзе. Затем нужно повернуть налево на улицу Донская и, двигаясь вдоль стены обители, дойти до главных ворот.
Другие варианты
Доехать до монастыря можно и на наземном общественном транспорте, подходящие остановки — «Университет Дружбы народов (ул. Орджоникидзе)» и «Стасовой».
Можно добраться до обители и на автомобиле, от центра города до нее около 5 км.
Еще один вариант — поездка на такси, вызвать машину можно, воспользовавшись приложениями: Яндекс. Такси, Везет, Ситимобил.
Донской монастырь: место, куда редко заходят туристы
Донской монастырь – тихое место пристанища Донской иконы Божией Матери в центре столицы. Узнать больше об этом паломническом месте Вы сможете из статьи.
Донской монастырь
1 сентября – день празднования в честь Донской иконы Божией Матери.
Паломники обычно ставят его в самый конец списка обязательных для посещения святынь Москвы. Он не популярен у приезжих, не бросается в глаза из окна поезда или автобуса, не красуется на сувенирных открытках. Но тот, кто все-таки решит заглянуть сюда, будет вознагражден. Спрятанный в стороне от проторенных туристических маршрутов, этот монастырь таит в себе удивительные сокровища и готов открыть их каждому, кто, свернув с шумного Ленинского проспекта, углубится в тихие дворы. Корреспондент «НС» стала одним из таких любознательных паломников.
Большой собор Донской иконы Божией Матери. Мало кто знает, что под лестницей собора находится еще один, Сретенский, храм – усыпальница грузинских князей. Со временем здесь планируется открыть музей истории монастыря
Две иконы
«У нас есть подземный ход, который ведет из Донского монастыря прямо в Кремль. Правда, показать его вам мы не можем, так как еще не нашли, где у него вход», — рассказывает экскурсовод монастырского паломнического центра. Озадаченные паломники переглядываются — неужели правда? Действительно, история обители так богата разнообразными событиями, что — очень может быть — и подземный ход найдется.
Донской монастырь был основан в 1591 году на том месте, где стояли русские стрельцы, готовившиеся к сражению с крымским ханом Казы-Гиреем. Перед самым сражением крымский хан неожиданно сбежал с поля боя — столь чудесное избавление от врагов объяснили заступничеством Пресвятой Богородицы, так как в стрелецком стане находилась чудотворная Донская икона Божией Матери. На месте шатра, где пребывала икона, в 1593 году и был построен Малый Донской собор. Сто лет спустя рядом появился второй Донской собор, так называемый Большой (кстати, Донской монастырь – одна из тех редких обителей, где действуют два одноименных храма). Вокруг монастыря возвели кирпичную стену с двенадцатью башнями, а над западными воротами по проекту Андреа Трезини — автора собора Петропавловской крепости — была построена колокольня. Основным входом в монастырь тогда служили северные ворота, выходящие в сторону Кремля, которые венчает Тихвинская церковь. Весь архитектурный ансамбль монастыря сохранился.
Донской монастырь в своих воспоминаниях описывает Иван Шмелев. Каждый год на праздник Донской иконы (1 сентября) из Благовещенского собора Кремля в монастырь чудотворную икону приносили на руках. Сотни хоругвеносцев, представители всех столичных церквей, сопровождали святыню. Крестный ход встречала вся Москва, улицы по пути следования иконы украшали цветами.
Как получилось, что Донская икона хранилась в Кремле, если в самом монастыре — два собора, построенных в ее честь? Дело в том, что чудотворных Донских икон — две. Одна, так называемая Кремлевская, написанная Феофаном Греком в XIV веке, по преданию, была передана донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Хоругвь с изображением этой иконы и находилась в стане стрельцов в том месте, где теперь построен монастырь. Вторая икона, тоже ставшая впоследствии чудотворной, была написана в XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря и с тех пор находится в нем постоянно. На праздник в монастырь приносили икону письма Феофана Грека — так что в этот день в Донском одновременно пребывали обе иконы. Эта традиция сохранилась и в наше время, только теперь святыню доставляют из Третьяковской галереи, а не из Кремля, и не крестным ходом, а на специальной бронированной машине.
Но не только героические страницы истории Москвы связаны с монастырем. Его стены помнят и весьма трагические события. В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула чума. Напуганные мором жители города повалили к Боголюбской иконе над Варваровскими воротами в Китай-городе. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий, боясь, что скопление народа будет способствовать распространению эпидемии, попытался этому воспрепятствовать. Но народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах Большого собора прятался архиепископ. Владыку выволокли во двор. Он пробовал утихомирить людей. Но кто-то закричал: «Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и нас морочит?» Бедного старца ударили колом по голове. На месте гибели архиепископа позже был воздвигнут каменный крест, сейчас он находится под лестницей Большого собора.
Некрополь
«Все большие московские кладбища (Ваганьково, Новодевичье, Миусское и другие) — чумные, они появились на окраинах во время эпидемии чумы, когда было запрещено хоронить в центре города. Донской же некрополь появился значительно раньше — его уникальность сравнима разве что с некрополем Александро-Невской лавры, — рассказывает Татьяна Бажутина, искусствовед, руководитель научного отдела монастыря. — Уже в “Истории” Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества».
Такой живописный вид на некрополь открывается с монастырских стен. Впрочем, полюбоваться им может далеко не каждый. Проход на стены пока закрыт. Сейчас в Донском действует паломнический центр, организуются экскурсии по территории монастыря. В скором времени в экскурсионный маршрут планируется включить и прогулки по монастырским стенам
Исключительна и коллекция надгробных памятников, рисовать которые так любят молодые художники. «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы» — так называли Донское кладбище в прошлом веке. Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. В Донском похоронены историк В. О. Ключевский, ректор Московского университета С. Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П. Я. Чаадаев, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Многочисленные Голицыны, родственники и друзья А. С. Пушкина. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), умершая в заточении в Ивановском монастыре. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника В. Г. Перова, а в 2005 году в Донском монастыре перезахоронили генералов А. И. Деникина и В. О. Каппеля.
На старых могилах интересно читать слова эпитафий, например такие:
«Покоится здесь юноша раб Божий Николай.
От мира и забот его призвал Бог в рай».
Есть даже одна мстительная эпитафия, украшающая надгробье княжны Шаховской: «Скончалась от операции доктора Снигирева»…
На стене одного из фамильных склепов за Большим собором выложена мозаичная икона святителя Николая — во времена гонений на Церковь она оставалась практически единственной святыней в округе. В Великую Отечественную войну к этой иконе с молитвами тянулись матери и жены ушедших на фронт. С тех самых пор и до сегодняшнего дня икона источает благоухание.
Скульптуры со взорванного храма Христа Спасителя
В 2001 году в Донском монастыре скончался и был похоронен протопресвитер Александр Киселев, клирик РПЦЗ, который много сделал для объединения Церквей. В то время когда отец Александр служил настоятелем в Таллинской Николаевской церкви в Эстонии, будущий Святейший Патриарх Алексий II был у него алтарником.
Донской монастырь иногда называют еще и архитектурным кладбищем». С 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры им. Щусева, сюда свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя работы скульптора А. В. Логановского, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией Матери на Покровке. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Но через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте.
В советское время в Донской свозили обломки старинных надгробий с других кладбищ Москвы. Сейчас они разобраны и выставлены вдоль аллеи, ведущей к Малому собору
Святой узник
В 1918 году монастырь был официально закрыт, но монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и был открыт антирелигиозный музей.
В здании бывшей караульни, которая примыкает к северным вратам монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. Почти до самой своей смерти он прожил в двух тесных кельях под постоянным присмотром комсомольцев. Выходя на монастырскую стену, святитель мог общаться с паствой, стоявшей внизу, через решетку ограды. На жизнь святителя неоднократно покушались. Во время одной из таких попыток, в 1924 году, был убит Яков Полозов, келейник Патриарха. Когда убийцы поднялись на стену, Яков вышел им навстречу и, приняв три пули, защитил патриарха ценой своей жизни. Святитель настоял на том, чтобы Полозова похоронили на территории монастыря. Его могила сейчас находится у южной стены Малого Донского собора.
Святитель Тихон скончался через полгода после этих событий, 7 апреля 1925 года, в больнице на Остоженке. Его последние слова: «Ночь будет темная, долгая… Долгая…» Патриарха-исповедника хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Но за 70 лет гонений место его захоронения было утеряно. Только через несколько лет после прославления святителя, в 1989 году, его нетленные мощи были обретены чудесным образом — захоронение обнаружили случайно во время ремонтных работ после пожара в Малом соборе. Сейчас рака с мощами святителя Тихона находится в Большом соборе, слева от Царских врат.
В домике, где жил святой патриарх, в его келье, планируется создание дома-музея. Уже сейчас в нем хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором он был похоронен, фотографии, документы, личные вещи.
В монастыре создается музей патриарха Тихона. Уже сейчас в нем хранятся документы, фотографии, личные вещи патриарха. Открыть широкий доступ в музей пока нет возможности — у монастыря не хватает средств на покупку дорогостоящего музейного оборудования, которое могло бы помочь сохранить уникальные экспонаты. В 2011 году монастырю исполняется 420 лет. Возможно, найдутся благотворители, которые пожертвуют деньги на создание и открытие для посетителей музея свт. Тихона к этой дате. Полная комплектация музея оборудованием обойдется всего в 30 тыс. евро. Фото из архива музея: святитель Тихон в окопе во время Первой мировой войны
Монастырь в городе
Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В 1927 году на территории монастыря, в храме Преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был открыт первый советский крематорий.
В советское время вся территория Донского монастыря была открыта, в стенах и башнях жили люди, в храмах размещались государственные учреждения. Монастырский сад и некрополь облюбовала для прогулок московская интеллигенция. Те, кто вырос здесь, вспоминают, как играли в прятки среди монастырских развалин, как прибегали после уроков и смотрели в щелку двери на иконостас XVIII века в Большом соборе или прогуливали уроки на кладбище, а потом грелись в Малом соборе, где с 1949 года возобновились богослужения.
В ризнице монастыря
В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции патриарха. Однако через несколько дней генсек умер, документы затерялись, а в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. Про Донской забыли. Фактическая его передача Церкви состоялась только в 1990-е годы. С тех пор здесь — мужской монастырь.
«Монашеский образ жизни подразумевает уход в пустыню, уединение от суеты мира, — говорит владыка Кирилл (Покровский), епископ Павлово-Посадский, нынешний наместник монастыря. — Донской монастырь, когда-то построенный в глуши и тишине, теперь оказался в самом центре Москвы. Но и в таких условиях монашеская жизнь возможна, и в таких “городских” монастырях было взращено немало святых, совершено немало духовных подвигов. Здесь тоже можно спасаться, и многие спасаются. У нас своя миссия — служение приходящим в монастырь людям: социальное, образовательное, миссионерское». Сейчас в монастыре планируется создание большого просветительского центра для молодежи, открытой библиотеки, большого книжного магазина, трех музеев.
До недавнего времени гостей монастыря на центральной аллее встречала колонна танков. У многих это вызывало недоумение. «Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, и на эти деньги была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского. Бывшее руководство решило установить эту технику на территории монастыря. Сейчас мы передвинули танки в сторону, к стене. Центральная аллея должна вести человека к храму, настраивать на молитвенный лад. Хорошо, если люди с экскурсией будут подходить к этим танкам, узнают о подвиге тех, кто на них сражался, но пусть это будет после посещения храма, а не до», — говорит владыка Кирилл (Покровский).
Военная техника сегодня перемещена с центральной аллеи к западной стене. Пройти туда можно только в сопровождении экскурсовода
В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наместник Донского монастыря был назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, так что можно ожидать, что в скором времени Донской станет и духовным центром казачества. Планируются семинары и встречи для казаков. Возможно, в монастыре даже будет проходить парадный казачий расчет.
«Но в то же время у монахов есть и своя жизнь, куда нет доступа посторонним, — продолжает владыка. — А утром и вечером, когда весь монастырь закрыт, мы можем гулять по территории, молиться в тишине. Все-таки главное наше делание — это усердная молитва».
Телефон паломнического центра «Одигитрия» при Донском монастыре: 952-02-63
Реквизиты Донского ставропигиального монастыря: