Дорога к храму картина

Дорога к храму

Часто задаваемые вопросы (faq)

Вы можете заказать картину, сделав быстрый заказ (в таком случае с вами свяжется менеджер), либо через корзину (если вам нужно купить несколько картин).

Также, если в вашем регионе есть представительство АРТ МОСТ или партнерская галерея (см раздел Контакты), то получить и оплатить картину любой стоимости можно после живого просмотра в галерее.

Мы доставляем картины транспортными службами Деловые линии, EMS и Сити-Экспресс в любые регионы России. Зарубеж доставляем компанией Арт-Почта.

Доставку оплачивает клиент.

Стоимость доставки по России составляет в среднем от 500р до 3000р, в зависимости от размера картины и удаленности пункта доставки.

Мы уделяем особое внимание упаковке картины, поэтому для картин размером 80 см и более кроме картонной упаковки всегда заказываем палетный борт или деревянную обрешетку.

Если вы проживаете в том же городе, где находится и выбранная картина, то можно организовать просмотр картины. Также мы можем запросить у художника детализированное видео работы с лицевой и с обратной стороны. Но по большинству картин у нас загружены высококачественные фотографии, вы можете разглядеть в карточке картины каждый мазок и малейшие нюансы.

При этом для картин стоимостью до 50 тыс. руб. у вас всегда остается опция оплаты только после получения и после живого просмотра.

Да, у нас существует целая методология подбора картин для интерьера и для коллекционирования с целью инвестирования. Если вы подбираете в интерьер, вы можете прислать фото вашей стены и интерьера, и наш консультант сможет помочь с подбором картин под ваш интерьер и даже подготовить визуализацию, чтобы вы смогли оценить, как картина будет смотреться именно в вашем интерьере.

В случае инвестиционных целей, консультант по инвестициям сможет грамотно и аргументированно подсказать, какая из работ имеет больший инвестиционный потенциал.

• Большой выбор картин (в предложении более 20 тыс. картин), в нашей базе есть много доступного искусства от региональных художников. Цены от 5000руб. Подбор картин по всем основным параметрам. Мы не путаем вас искусствоведческими терминами, а говорим с вами о картинах на понятном и доступном языке.

• Удобный поиск по каталогу. Вы можете указать в поисковой строке нашего сайта интересующую тематику или ключевые слова (например, Пионы, Лошади, Заводы, Спорт и т.д.)

• Возможность оплаты после получения и живого просмотра по большинству картин каталога.

• Наличие сервиса рекомендаций и подбора картин для интерьера. Бесплатная визуализация выбранных картин для вашего интерьера!

• Уникальный калькулятор-оценщик картин, в случае оценки или продажи картин из вашей коллекции.

• Если выбранный оригинал для вас окажется слишком дорогим, мы сможем сделать высококачественный принт на холсте с изображением картины. Такой принт будет в 5-10 раз дешевле оригинала. Мы единственный ресурс в России, который производит авторские отчисления с принтов современным художникам.

Такое случается крайне редко, но если вдруг по какой-то причине вам не понравится купленная работа, вам нужно будет только упаковать картину обратно, и мы заберем ее курьерской службой.

При хранении графики (акварель, гуашь, пастель, карандаш, маркер, офорт и т.д.) следует избегать попадания прямых солнечных лучей на работу. Также все работы на бумаге, если они висят на стене, рекомендуется оформить в паспарту и стекло.

Источник

Дорога к храму

Оль­га, при­хо­жан­ка Покров­ско­го храма

Как все нача­лось? Навер­ное, с кре­ще­ния. Мне было око­ло вось­ми лет (1988), когда мои роди­те­ли и их дру­зья реши­ли собрать­ся и вме­сте кре­стить сво­их детей, выбрав друг дру­га крест­ны­ми. В тот лет­ний день я впер­вые ока­за­лась в нашем хра­ме, да и вооб­ще в каком бы то ни было хра­ме, хотя наш дом нахо­дил­ся в пяти мину­тах ходь­бы. Все было настоль­ко необыч­но, что яркие обра­зы того дня креп­ко засе­ли в памя­ти. По-мое­му, кре­ще­ние про­хо­ди­ло в Николь­ском при­де­ле. Пом­ню купель, пома­за­ние… Пом­ню, что боя­лась дер­жать в руках свеч­ку из-за капа­ю­ще­го вос­ка… До сле­ду­ю­ще­го мое­го при­хо­да в храм еще несколь­ко лет…

В шко­ле нас гото­ви­ли к поступ­ле­нию в пио­не­ры. Одна­жды я при­шла домой и радост­но объ­яви­ла роди­те­лям, что сего­дня мы учи­ли пес­ню «Взвей­тесь костра­ми, синие ночи», но ответ­ной радо­сти на их лицах не было. Папа задум­чи­во произнес:

– Да, недол­го уже все­му это­му быть…

А мне в душу закра­лось подо­зре­ние, что есть еще какая-то прав­да, кро­ме той, «пио­нер­ской», о кото­рой нам рас­ска­зы­ва­ли в шко­ле, и о кото­рой я с упо­е­ни­ем чита­ла в совет­ской дет­ской литературе.

В пио­не­ры мы все же успе­ли всту­пить. Но уже ско­ро моя близ­кая подру­га пере­ста­ла носить крас­ный гал­стук и объ­яви­ла всем, что забро­си­ла его под кро­вать и сво­е­го мне­ния не изме­нит. Как же руга­ли ее в шко­ле пожи­лые учи­те­ля! Но и она была (да и есть!) не роб­ко­го десят­ка. Вско­ре она рас­ска­за­ла, что была с еще одной девоч­кой в церк­ви, и свя­щен­ник ска­зал им, что надо ухо­дить из пионеров.

Вот это­го я понять не мог­ла. Надол­го пере­до мною встал вопрос: поче­му? Ведь пио­не­ры – они же хоро­шие! Я это точ­но зна­ла, я столь­ко книг чита­ла про них! И в то же вре­мя я как-то под­со­зна­тель­но пони­ма­ла, что исти­на все же в церк­ви, что тот свя­щен­ник зна­ет что-то такое, чего я пока, по юно­сти лет, не успе­ла разглядеть.

Потом по ТВ появи­лась рекла­ма заоч­ных биб­лей­ских кур­сов. Кажет­ся, это были про­те­стан­ты или адвен­ти­сты, но мне тогда это было неваж­но. Меня инте­ре­со­ва­ло про­сто хри­сти­ан­ство, и я ста­ла с ними пере­пи­сы­вать­ся. Закон­чи­ла два раз­ных кур­са в раз­ных орга­ни­за­ци­ях, но так ни разу к ним и не при­е­ха­ла. Та же моя подру­га, Люд­ми­ла, так же закон­чи­ла курс, но реши­ла «завя­зать» с даль­ней­шей пере­пиской, и я после­до­ва­ла ее при­ме­ру, так как уже поня­ла, что НАША Цер­ковь – это нечто другое.

Сле­ду­ю­щим, и, навер­ное, одним из опре­де­ля­ю­щих ход моей жиз­ни шагом, ста­ла Вос­крес­ная шко­ла при нашем хра­ме. Прав­да, с пер­во­го заня­тия я со стра­ху сбе­жа­ла, не успев вой­ти в сто­рож­ку, но уже в сле­ду­ю­щее вос­кре­се­нье пере­си­ли­ла себя и при­шла. Поми­мо того, что мне было про­сто инте­рес­но, при­зна­юсь, был и корыст­ный помы­сел: зна­ко­мая сооб­щи­ла, что в пер­вое вос­кре­се­нье их уго­ща­ли чаем с шоко­лад­ны­ми кон­фе­та­ми… Не смей­тесь! Ведь для ребен­ка очень важ­на атмо­сфе­ра, в кото­рой он нахо­дит­ся, а наши сов­мест­ные тра­пезы, неиз­мен­ные бутер­бро­ды со сгу­щен­кой, бесе­ды за чаем – это было так хорошо!

Я посе­ща­ла Вос­крес­ную шко­лу три года. Хотя «посе­ща­ла» – слиш­ком гром­ко ска­за­но, уж очень мно­го я про­пус­ка­ла, несколь­ко раз бро­са­ла и сно­ва возвращалась.

Пер­вые книж­ки, пер­вые выучен­ные наизусть молит­вы, кото­рые стро­го про­ве­рял у нас о. Петр… Хор, белые пла­тья и веноч­ки, в кото­рых мы пели в хра­ме Рож­де­ствен­ские ирмо­сы… Поезд­ки с о. Пет­ром в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру, с о. Рома­ном в усадь­бу Абрам­це­во… Все это было неза­бы­ва­е­мо, но через три года я все же ушла. Открою сек­рет – за это вре­мя я ни разу не испо­ве­до­ва­лась и не при­ча­ща­лась, и когда вопрос об испо­ве­ди встал «реб­ром», я испу­га­лась и пред­по­чла уйти. Я про­сто боя­лась испо­ве­до­вать­ся и не мог­ла пре­одо­леть это­го страха…

Несколь­ко лет я не была в церк­ви. Даже на Пас­ху боя­лась освя­щать кули­чи – вдруг меня узна­ют и спро­сят: где же ты была все это вре­мя? Так я и пря­та­лась, глупенькая…

Но то, что уже было в меня зало­же­но, не мог­ло не при­не­сти свои плоды.

Я закон­чи­ла шко­лу, ста­ла учить­ся в Москве.

Вско­ре я зна­ла все бли­жай­шие цер­ков­ные лав­ки по пути в учи­ли­ще. Ста­ла поку­пать кни­ги, так узна­ла о матуш­ке Мат­ро­нуш­ке, езди­ла с подруж­ка­ми искать Покров­ский мона­стырь. Из-за пере­ры­ва в элек­трич­ках часто езди­ла на два – три часа рань­ше (я учи­лась с 15.00), и в это вре­мя гуля­ла по Москве. Очень хоте­ла уви­деть Храм Хри­ста Спа­си­те­ля – побы­ва­ла там один раз – и ста­ла ездить посто­ян­но, когда было вре­мя перед занятиями.

Одна­жды, кажет­ся, уже на тре­тьем кур­се, нам пред­ло­жи­ли поехать на экс­кур­сию «Мона­сты­ри Моск­вы», и я сра­зу реши­ла, что обя­за­тель­но поеду. Эта экс­кур­сия ста­ла оче­ред­ным «опре­де­ля­ю­щим шагом» в моей жизни.

Мы были в Спа­со-Анд­ро­ни­ко­вом и Дани­ло­вом мона­сты­рях, в Ново­де­ви­чий не успе­ли. Я почти не слу­ша­ла экс­кур­со­во­да, гово­рив­ше­го, зачем-то, о фор­ме кир­пи­чей и кам­ней, о исто­рии Моск­вы, хотя все это, навер­ное, было инте­рес­но. Я чув­ство­ва­ла что-то осо­бен­ное… сей­час мне кажет­ся, что это был при­зыв Гос­по­да, что­бы я, нако­нец, по-насто­я­ще­му при­шла в храм. Мы вошли в собор, и все стол­пи­лись у вхо­да, не реша­ясь прой­ти даль­ше. Я пер­вой про­шла впе­ред и при­ло­жи­лась к иконе, лежав­шей на ана­лое в цен­тре хра­ма – это было нача­лом мое­го воз­вра­ще­ния, нача­лом воцер­ко­в­ле­ния, кото­рое потом затя­ну­лось еще надолго.

В Дани­ло­вом мона­сты­ре в тот день я про­сто лета­ла! Как буд­то заве­са упа­ла с глаз, так лег­ко было на душе, так хоро­шо! Как буд­то я вер­ну­лась домой, хотя была там впервые…

Потом я дол­го боле­ла, и при­ня­ла эту болезнь как «искуп­ле­ние» того, что не спе­ши­ла вер­нуть­ся, хоте­ла быть «как все».

Я сно­ва ста­ла ходить в наш храм, прав­да, не так часто, как надо бы было. Дома искренне удив­ля­лись, когда я, вер­нув­шись со служ­бы в суб­бо­ту вече­ром, пре­ду­пре­жда­ла, что зав­тра с утра иду на Литур­гию: зачем ходить два дня подряд?

После окон­ча­ния учи­ли­ща я устро­и­лась рабо­тать в мос­ков­скую апте­ку, у мет­ро «Бау­ман­ская». Совсем рядом – Бого­яв­лен­ский собор, в кото­ром я впер­вые побы­ва­ла на пат­ри­ар­шем бого­слу­же­нии, чудо­твор­ная ико­на Казан­ской Божи­ей Мате­ри, мощи свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, раз­ве все перечислишь?

После каж­дой зар­пла­ты я езди­ла за новы­ми кни­га­ми в Сре­тен­ский мона­стырь или на Пят­ниц­кую, и чита­ла, чита­ла, чита­ла… Ста­ла посто­ян­но слу­шать радио «Радо­неж», о кото­ром узна­ла от о. Рома­на в Вос­крес­ной школе.

Нако­нец я созре­ла для пер­вой испо­ве­ди. Барьер пре­одо­лен! Страх еще оста­вал­ся, но я уже мог­ла с ним справиться.

У меня оста­ва­лось еще одно «завет­ное жела­ние» – я очень хоте­ла как-то помочь в хра­ме: убрать­ся, почи­стить под­свеч­ни­ки – что угод­но, толь­ко бы остать­ся после служ­бы, пооб­щать­ся с теми, кто здесь тру­дит­ся. Ведь у меня до сих пор не было ни одно­го зна­ко­мо­го веру­ю­ще­го воцер­ко­в­лен­но­го человека!

В Вели­кую суб­бо­ту я пре­ду­пре­ди­ла маму, что, если будет воз­мож­ность, я оста­нусь в хра­ме. Стоя в оче­ре­ди к Пла­ща­ни­це, я услы­ша­ла, как одна жен­щи­на уго­ва­ри­ва­ла свою зна­ко­мую помочь смот­реть за под­свеч­ни­ка­ми, а та отка­зы­ва­лась. Сей­час или никогда!

– А мож­но я чем-нибудь помогу?

Жен­щи­на бро­си­лась ко мне с рас­про­стер­ты­ми объ­я­ти­я­ми, уве­ря­ла, что меня посла­ла к ней Пре­свя­тая Бого­ро­ди­ца, и выда­ла халат!

Вече­ром я при­шла домой в 21.00, прак­ти­че­ски «без ног», но счаст­ли­вая, как никогда.

Потом была Пас­ха, а после Пас­хи, при­мер­но через месяц, моя жизнь переменилась.

В один пре­крас­ный май­ский вечер, после вечер­ней служ­бы в нашем хра­ме, по доро­ге домой, со мной позна­ко­мил­ся мой буду­щий супруг, кото­рый стал моей опо­рой, бла­го­да­ря кото­ро­му (конеч­но же, в первую оче­редь, бла­го­да­ря Божи­ей помо­щи через него), я, нако­нец, пере­шаг­ну­ла порог хра­ма, что­бы душою оста­вать­ся в нем всегда.

Так нача­лась моя новая жизнь, мое воцер­ко­в­ле­ние. Но это уже совсем дру­гая история…

Источник

Так рождалась дорога к Храму

Дорога к храму картина. Смотреть фото Дорога к храму картина. Смотреть картинку Дорога к храму картина. Картинка про Дорога к храму картина. Фото Дорога к храму картина

Сенатор Николай Федоров в своем блоге в канун Дня Чебоксар поделился воспоминаниями о том, как в столице Чувашии появилась дорога к Храму.

Приближается особая для жителей столицы Чувашии дата – День города. Любимый многими праздник появился на свет осенью 1984 года, чтобы «еще больше сплотить трудящихся, стать стимулом для выполнения поставленных задач социально-экономического развития, пробудить в широких массах любовь к родным Чебоксарам». Надо признать, названные цели и сегодня актуальны.

Однако именины столицы Чувашии стали отмечать лишь раз в пять лет. Но ведь город живет, не стоит на месте, постоянно развивается, движется вперед. Нужно каждый год подводить итоги, ставить новые, более амбициозные задачи. Поэтому после встреч с руководством Чебоксар, депутатами горсобрания, представителями общественности было принято совместное решение: День города праздновать ежегодно, в третье воскресенье августа. Тогда же возникла замечательная традиция: радовать жителей и гостей столицы республики новыми социально значимыми объектами.

Прошло много лет. И сегодня в преддверии дня рождения любимого города на Волге мне хотелось бы вспомнить о том, как четверть века назад в Чебоксарах появилась Дорога к Храму. Это не просто 600-метровая транспортно-пешеходная дамба, открывающая путь от Красной площади к кафедральному Введенскому собору, церкви Михаила Архангела, храму Успения Божией Матери и Свято-Троицкому мужскому монастырю. И не только критически важная альтернативная трасса, позволяющая ослабить транспортный поток, текущий по Московскому мосту. Это символ духовного возрождения народа, возвращения к Вере, Надежде и Любви, к нашим нравственным и историческим истокам. Неразрывно связанный с именем митрополита Варнавы, отдавшего долгих 44 года неустанному архипастырскому служению на чувашской земле.

Вспоминаю, как на заре перестройки вышел в прокат фильм грузинского режиссера Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Сильнейшее впечатление производит финал картины. Мудрая старая женщина словно спрашивает у зрителей: «К чему дорога, если она не приводит к храму?» Задумался над вопросом и автор этих строк…Поэтому одним из первых моих шагов на посту всенародно избранного Президента Чувашской Республики и стало решение о строительстве на поросшем бурьяном заболоченном месте, «красовавшемся» в самом центре города Чебоксары, величественной Дороги к Храму. Как залога духовного возрождения родной Чувашии, нравственного очищения и покаяния.

«Людям есть нечего, а он дороги строит и храмы возрождает», — ворчали скептики. Некоторые особо отчаянные оппоненты и вовсе покручивали пальцем у виска. Забыв слова Священного Писания: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Признаюсь, было нелегко, одолевали раздумья. Но Высокопреосвященнейший Владыка рассеял все сомнения, став не просто горячим сторонником, но и активным соавтором нашего начинания. И, конечно, дорогого стоят его слова и оценки: «Я хорошо помню, что первое Послание Николая Федорова в 1995 году к Государственному Совету республики, а значит — ко всему народу Чувашии, называлось «Построим дорогу, ведущую к Храму». Тогда это многие из атеистов не поняли, а Президент озвучил величайшую мысль о том, что если не начать с покаяния о прошлых делах, то и не построить цивилизованного будущего. И сам первый показал своему народу, избравшему его на этот высокий пост, пример — пример служения идеям Добра, Веры, Любви. Дорога к Храму в самом прямом смысле была построена — восстановлены десятки церквей, монастыри, построены великолепные храмы, заложить в основание которых камень, а затем и освятить их престолы приезжал сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

23 июня 1996 года мы вместе с Предстоятелем Русской Православной Церкви, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II разрезали алую ленту, открыв Дорогу к Храму. Некогда заброшенное место чудесно преобразилось. Водная гладь залива, бьющие в небо фонтаны, сверкающие золотом купола храмов привлекают чебоксарцев и многочисленных гостей столицы Чувашии. Помнит Дорога к Храму о знаменательных событиях в жизни республики: о принесении великой христианской святыни – ковчежца с десницей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, о первом крестном ходе в честь празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Дня народного единства, который возглавил Владыка Савватий, ныне управляющий Чувашской митрополией.

Земное человеческое бытие, увы, не вечно. Omnes una manet nox. «Всех ожидает одна ночь», — говорили древние. Но Создатель каждому из нас дает возможность оставить после себя свои добрые дела. То, благодаря чему ушедшего в Вечность всегда с глубокой признательностью будут вспоминать новые и новые поколения.

«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы», — учит Спаситель. Окончив свои неустанные земные труды, дорогой Владыка Варнава и поныне остается нашим теплым молитвенником, добрым и заботливым пастырем. Мудрым наставником, ведущим всех взыскующих истины по Дороге к Храму.

Кажется, что описанные выше события в летописи столицы Чувашии происходили буквально вчера. На самом деле это уже история. Но история всегда актуальна для современного развития города и республики. Поэтому есть практический смысл вернуться к столь важной теме…

Источник

дорога к храму (2012)

Классификация произведений искусства

Оригинальными произведениями искусства считаются любые работы, которые считаются аутентичными, а не копией или имитацией оригинальных работ художника. Оригинальными произведениями искусства могут быть любые виды живописи, скульптуры, перформанса или других средств массовой информации. Есть много типов оригинальных носителей. Смешанная техника включает масляные, акриловые и акварельные краски. Для картин мастерской, свидетельствующих о мастерстве, эта атрибуция должна быть более тонкой. Хотя они могут быть менее ценными по разным причинам, репродукции и копии оказали огромное влияние на наш опыт. Они достигают более широкой аудитории, чем оригиналы, и действуют как тонизирующее средство против коммодификации. Оригинальная работа может также относиться к первой работе, которая всегда предшествует всем остальным. Он также может относиться к прототипу или модели, на основе которой могут быть выполнены другие работы. Каждая работа очень похожа на оригинал.

Уникальные произведения искусства также известны как произведения искусства «OOAK». Это значит, что каждое произведение искусства уникально и не будет никогда ни одного идентичного.

Производство издания закончилось. Количество произведенных копий определено и указано в описании работы.

Создание издания не завершено. Производство новых работ продолжается. Работы могут быть пронумерованы, это также включает работы на заказ и печать на заказ.

Неизвестно, сколько копий было выпущено после окончания тиража.

Источник

Мастер-класс «Дорога к храму»

Идея мастер-класса «Дорога к храму» основана на методологии Сипинева Ю.А. и Сипинёвой И.А., которая изложена в методическом пособии для учителя «Русская культура и словесность». Изучением их идей и анализом текста по их методике занимаюсь с 1997 года, была участницей их мастер-класса в Санкт-Петербурге. На поездку благословил бывший Владыка Софроний. Методика эффективна и помогает снять многие проблемы, связанные с изучением православных тем в курсе литературы.

Дорога к храму картина. Смотреть фото Дорога к храму картина. Смотреть картинку Дорога к храму картина. Картинка про Дорога к храму картина. Фото Дорога к храму картина

Дорога к храму картина. Смотреть фото Дорога к храму картина. Смотреть картинку Дорога к храму картина. Картинка про Дорога к храму картина. Фото Дорога к храму картина

Идея мастер-класса заключается в том, чтобы на сравнительно-сопоставительном анализе построить модель православной картины мира с доминантой – храмом в ней. Предназначено для более гибкого перехода в пятом классе от языческой картины мира (сказки, былины, былички и т.д.) к христианской. Ведь подчас непонятным бывает творчество таких поэтов, как Фет и Тютчев, Языков и др. Я согласна с супругами Сипинёвыми, которые считают, что для понимания произведения, необходимо освоение понятий и контекста, в котором произведении «вызревало». А сейчас, собственно, сам сценарий мастер-класса.

Даётся параллельное проецирование двух изображений храма Покрова на Нерли.

Учитель: Что приковывает наше внимание? Какой предмет на картинах выделяется?

Уч.: Совершенно верно. Его красота притягивает внимание, указывает на принадлежность к нерукотворному миру. Введём понятие «доминанта». Это то, что подчиняет себе всё остальное, что является господствующим, возвышающимся над чем-то. (Составляется опорный конспект).

Что же делает храм доминантой мира, открывающегося нам с изображения?

Отв.: Храм стоит на возвышении.

Почему на Руси храмы строились на возвышении?

Он виден отовсюду. Он будто бы владеет пространством.

Какая часть храма привлекает к себе внимание?

Это, конечно, завершение храма, глава, на которой сияет крест, — так как она увенчивает храм, подобно венцу или короне. Он виден издалека — горит, сияет зо­лотом на солнце.

Великолепие зеленой листвы не в силах затмить величаво-торжественный купол, устремляющийся вверх подобно белой свече. Итак, храм своим зримым, архитектурным обликом завладевает пространством.

Но только ли им; одним ли тем, что он стоит на возвышенности и сразу заявляет об особенности своей природы?

Даже еще не видя храм, находясь вдали от него, очень часто мы можем слышать звон его колоколов.

В этот момент звучат колокола.

Чем шире открывается перед глазами пространство, в котором царствует храм, тем более впечатляет колоколь­ный звон. Ребенок, не имевший ранее подобного чувствен­ного опыта, завораживается особенно пространственными масштабами видимого и слышимого.

Когда смолкнут звуки, побеседуем с учениками о чув­ствах, возникших у них; о впечатлениях, которые они получали от живого восприятия подобной картины (если такой опыт у них есть).

Поделившись эмоциональными впечатлениями, перей­дем к оценке содержания картины в целом.

Взглянем на мир вокруг храма: на реку, мирно катящую свои воды; на поле, простирающееся вдаль; на дерево, щедро раскинувшее свои густые ветви; на дорогу, ведущую к храму. (Убираем из картины храм)

Одинаково ли воспринимается картина мира с хра­моми без него?

Разница, конечно, есть. И мы понимаем, что храм не просто владеет окружающим его пространством, но и пре­ображает его, наполняет светом нездешнего смысла. И этот образ мира, христианский образ мира, нам пред­стоит, насколько это будет дано, постичь.

На этот урок ребята приносят с собой цветные ка­рандаши и воссоздают своих тетрадках картину мира, открывшуюся им се­годня. Работу, начатую в классе, они заканчивают дома. Стоит также предложить ученикам выполнить рисунки на отдельных листах бумаги, чтобы потом сделать выставку их работ.

Далее нам предстоит начальное осмысление символи­ческого значения картины мира с доминантой-храмом.

Вспомним о том, что во внешнем облике храма прежде всего привлекает наши взоры его завершение — глава, увенчанная крестом. Предложим об­думать этот момент, вслушаться в само слово «завершение»: что оно означает?

Завершение, совершенство, то, что находится. на вершине, вверху. То, что находится выше всего; окончание, последняя ступень какого-либо дела; вместе с тем вершина, то есть самая высокая, главная точка.

То, что завершает что-либо, делает окончательным, совершенным, дающее вечную жизнь и спасение, приносящее веру в вечную победу добра над злом и смертью.

Великое значение подвига Христова состоит в том, что через его крестный подвиг каждому человеку предостав­ляется возможность получения от Бога прощения грехов и вечной жизни в Царствии Небесном.

Небольшой разговор заключим краткой конспективной записью в тетради о символическом значении креста:

— священный символ христианства;

— символизирует образ Господа Иисуса Христа и Его крестный подвиг и славу;

— орудие (и символ) победы над смертью;

— символ пути (единственного!) для достижения Царствия Небесного.

Крест связывает землю и небо, человека и Бога; это выражено и самой его фигурой:

Попытаемся приоткрыть для себя «нездешний», символический смысл полностью, как ка­жется, знакомой картины; «прочтение» ее будет идти па­раллельно освоению образной картины мира, через её символическое прочтение. Всякая картина, всякий образ, предмет имеют две стороны: во-первых, ту, которая видима и понятна (в той или иной степени) каждому; во-вторых, ту, для пони­мания которой необходим особенный (позже мы сможем говорить — созерцательный) взгляд. Таким образом, вна­чале мы и займемся первой стороной нашего предмета исследования (это, пожалуй, будет собственно описанием, если придерживаться терминологии о жанрах письменных и устных работ школьников) — рассказом о видимом в открытой нам картине с храмом Покрова на Нерли.

Рассмотрев, ее еще раз внимательно, обратим внимание на ее составляющие, выделим их и запишем в тетради:

Теперь нам предстоит не только вспоминать символи­ческое значение каждого элемента картины, но и «собрать» разрозненные значения воедино, для того чтобы глубже понять и раскрыть вопрос о смысле присутствия здесь храма, о его действительно преобразующем значении.

В итоге получаем примерно следующее:

Земля и небо как два основных начала в мире (в язы­ческом понимании — две из четырех важнейших мироустраивающих стихий) заключают в себе символ начала и конца человеческой жизни. Рожденное землей тело че­ловеческое через одухотворение его и душу получает связь с небом. Небо — это то, к чему стремится человек, это символ высоты и совершенства (духовного). Небо есть, может быть, даже символ недостижимого (в земных пре­делах, то есть пока человек связан с землею) совершенства и успокоения («счастья»). Человек же связан с землею как с матерью и кормилицей, в лоно которой он возвратится (телом) после смерти. Стихия земли в нашем случае за­ключена в образе поля.

Поле. Н аряду с тем, что оно символизирует землю, есть образ ограниченного пространства. Ученики, которые знают поговорку «жизнь прожить — не поле перейти», совершенно точно раскрывают символическое значение по­ля как жизни человеческой вообще, в разнообразных ее (потенциальных и свершившихся) проявлениях, событиях, путях, возможностях. Для сравнения вспомним, что сим­волом жизненного пути человека была и дорога, и тро­пинка, и река — и каждое в особенном значении. Да, говорят они, в самом деле, человек может идти по уже проложенному пути, а может свернуть в нехоженое поле и — «резать колесами новую тропу по целику и паш­не», как написал когда-то О. М. Сомов.

Дорога (тропинка), река. Эти образы хорошо знакомы ученикам; как правило, они сразу же и говорят о том, что дорога и река — метафора жизненного пути человека. Нам остается уточнить: в чем индивидуальное значение каждого образа, чем они отличаются друг от друга? Момент в беседе довольно интересный, так как оказывается, что сформулировать даже понятное — непросто.

И вскоре находим следующее. Дорога — такой образ, который может символизировать путь. Река же предполагает ак­тивность человека и может быть, например, символом де­ятельной жизни человека, связанной с борением и преодо­лением трудностей. Если, как говорят ученики, дорога — образ такого пути, на котором возможны остановки, не приближающие человека к ко­нечной цели, то река означает такой путь, на котором относительный покой если и возможен (например, человек «плывет по течению»), то ненадолго: это может привести к погружению в бездну (иначе: падению человека!). Вместе с тем река — образ изменчивой, текущей жизни (вспомним Л. Н. Толстого с его высказыванием «люди как реки»), гораздо менее предсказуемой, чем та же дорога, повороты которой (жизненные перемены!) часто ожидаемы, и человек может к ним подготовиться.

Но, несомненно, нам необходимо вспомнить и ту гору, которая становится вместилищем самого высокого смысла в духовных путях всякого человека, а именно гору Голгофу, к которой пролегал крестный путь Спасителя и на которой завершился Его земной путь. Это преодоление своих слабостей.

Предлагаем другое изображение Покрова на Нерли. Это картина без храма. Задаём вопросы. Чем отличается эта картина от предыдущей. Ученики отмечают, что дорога заросла, дерево поникло, к храму давно никто не подходил. Что происходит с человеком? (разговор можно расширить).

После того, как детальное прочтение окончено, необхо­димо осмыслить картину в целом.

Дорога к храму — нелегка. Она длинна, но длина ее не верстами меряется и даже не днями, а меряется работой душевной; потому что дорога к храму — это не только физический путь, но и духовное возрастание, преодоление зла в себе.

Посмотрите на путь к храму. Вначале к нему нужно приблизиться, преодолеть некоторое расстояние. Пусть да­же оно физически и невелико — дорога напоминает о том, что нет достижения цели без пути — труда над собой, а также и о том, что в храм — к Богу — не входят и не приходят просто так, как бы гуляя или проходя мимо. Затем начинается ощутимый подъем вверх, к самому хра­му; этот подъем дан в напоминание человеку о его гре­ховности и несовершенстве, отягощающих душу. (Освобож­дение от плена греха облегчает душу человека; может быть, говорят ученики, это символизируется обратным путем — под уклон?). И так — в продолжение земной жизни, пока не завершится она.

В итоге в тетрадях появляется рисунок, символизирующий картину мира с храмом-доминантой в центре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *