Дорога к храму картина
Дорога к храму
Часто задаваемые вопросы (faq)
Вы можете заказать картину, сделав быстрый заказ (в таком случае с вами свяжется менеджер), либо через корзину (если вам нужно купить несколько картин).
Также, если в вашем регионе есть представительство АРТ МОСТ или партнерская галерея (см раздел Контакты), то получить и оплатить картину любой стоимости можно после живого просмотра в галерее.
Мы доставляем картины транспортными службами Деловые линии, EMS и Сити-Экспресс в любые регионы России. Зарубеж доставляем компанией Арт-Почта.
Доставку оплачивает клиент.
Стоимость доставки по России составляет в среднем от 500р до 3000р, в зависимости от размера картины и удаленности пункта доставки.
Мы уделяем особое внимание упаковке картины, поэтому для картин размером 80 см и более кроме картонной упаковки всегда заказываем палетный борт или деревянную обрешетку.
Если вы проживаете в том же городе, где находится и выбранная картина, то можно организовать просмотр картины. Также мы можем запросить у художника детализированное видео работы с лицевой и с обратной стороны. Но по большинству картин у нас загружены высококачественные фотографии, вы можете разглядеть в карточке картины каждый мазок и малейшие нюансы.
При этом для картин стоимостью до 50 тыс. руб. у вас всегда остается опция оплаты только после получения и после живого просмотра.
Да, у нас существует целая методология подбора картин для интерьера и для коллекционирования с целью инвестирования. Если вы подбираете в интерьер, вы можете прислать фото вашей стены и интерьера, и наш консультант сможет помочь с подбором картин под ваш интерьер и даже подготовить визуализацию, чтобы вы смогли оценить, как картина будет смотреться именно в вашем интерьере.
В случае инвестиционных целей, консультант по инвестициям сможет грамотно и аргументированно подсказать, какая из работ имеет больший инвестиционный потенциал.
• Большой выбор картин (в предложении более 20 тыс. картин), в нашей базе есть много доступного искусства от региональных художников. Цены от 5000руб. Подбор картин по всем основным параметрам. Мы не путаем вас искусствоведческими терминами, а говорим с вами о картинах на понятном и доступном языке.
• Удобный поиск по каталогу. Вы можете указать в поисковой строке нашего сайта интересующую тематику или ключевые слова (например, Пионы, Лошади, Заводы, Спорт и т.д.)
• Возможность оплаты после получения и живого просмотра по большинству картин каталога.
• Наличие сервиса рекомендаций и подбора картин для интерьера. Бесплатная визуализация выбранных картин для вашего интерьера!
• Уникальный калькулятор-оценщик картин, в случае оценки или продажи картин из вашей коллекции.
• Если выбранный оригинал для вас окажется слишком дорогим, мы сможем сделать высококачественный принт на холсте с изображением картины. Такой принт будет в 5-10 раз дешевле оригинала. Мы единственный ресурс в России, который производит авторские отчисления с принтов современным художникам.
Такое случается крайне редко, но если вдруг по какой-то причине вам не понравится купленная работа, вам нужно будет только упаковать картину обратно, и мы заберем ее курьерской службой.
При хранении графики (акварель, гуашь, пастель, карандаш, маркер, офорт и т.д.) следует избегать попадания прямых солнечных лучей на работу. Также все работы на бумаге, если они висят на стене, рекомендуется оформить в паспарту и стекло.
Дорога к храму
Ольга, прихожанка Покровского храма
Как все началось? Наверное, с крещения. Мне было около восьми лет (1988), когда мои родители и их друзья решили собраться и вместе крестить своих детей, выбрав друг друга крестными. В тот летний день я впервые оказалась в нашем храме, да и вообще в каком бы то ни было храме, хотя наш дом находился в пяти минутах ходьбы. Все было настолько необычно, что яркие образы того дня крепко засели в памяти. По-моему, крещение проходило в Никольском приделе. Помню купель, помазание… Помню, что боялась держать в руках свечку из-за капающего воска… До следующего моего прихода в храм еще несколько лет…
В школе нас готовили к поступлению в пионеры. Однажды я пришла домой и радостно объявила родителям, что сегодня мы учили песню «Взвейтесь кострами, синие ночи», но ответной радости на их лицах не было. Папа задумчиво произнес:
– Да, недолго уже всему этому быть…
А мне в душу закралось подозрение, что есть еще какая-то правда, кроме той, «пионерской», о которой нам рассказывали в школе, и о которой я с упоением читала в советской детской литературе.
В пионеры мы все же успели вступить. Но уже скоро моя близкая подруга перестала носить красный галстук и объявила всем, что забросила его под кровать и своего мнения не изменит. Как же ругали ее в школе пожилые учителя! Но и она была (да и есть!) не робкого десятка. Вскоре она рассказала, что была с еще одной девочкой в церкви, и священник сказал им, что надо уходить из пионеров.
Вот этого я понять не могла. Надолго передо мною встал вопрос: почему? Ведь пионеры – они же хорошие! Я это точно знала, я столько книг читала про них! И в то же время я как-то подсознательно понимала, что истина все же в церкви, что тот священник знает что-то такое, чего я пока, по юности лет, не успела разглядеть.
Потом по ТВ появилась реклама заочных библейских курсов. Кажется, это были протестанты или адвентисты, но мне тогда это было неважно. Меня интересовало просто христианство, и я стала с ними переписываться. Закончила два разных курса в разных организациях, но так ни разу к ним и не приехала. Та же моя подруга, Людмила, так же закончила курс, но решила «завязать» с дальнейшей перепиской, и я последовала ее примеру, так как уже поняла, что НАША Церковь – это нечто другое.
Следующим, и, наверное, одним из определяющих ход моей жизни шагом, стала Воскресная школа при нашем храме. Правда, с первого занятия я со страху сбежала, не успев войти в сторожку, но уже в следующее воскресенье пересилила себя и пришла. Помимо того, что мне было просто интересно, признаюсь, был и корыстный помысел: знакомая сообщила, что в первое воскресенье их угощали чаем с шоколадными конфетами… Не смейтесь! Ведь для ребенка очень важна атмосфера, в которой он находится, а наши совместные трапезы, неизменные бутерброды со сгущенкой, беседы за чаем – это было так хорошо!
Я посещала Воскресную школу три года. Хотя «посещала» – слишком громко сказано, уж очень много я пропускала, несколько раз бросала и снова возвращалась.
Первые книжки, первые выученные наизусть молитвы, которые строго проверял у нас о. Петр… Хор, белые платья и веночки, в которых мы пели в храме Рождественские ирмосы… Поездки с о. Петром в Троице-Сергиеву Лавру, с о. Романом в усадьбу Абрамцево… Все это было незабываемо, но через три года я все же ушла. Открою секрет – за это время я ни разу не исповедовалась и не причащалась, и когда вопрос об исповеди встал «ребром», я испугалась и предпочла уйти. Я просто боялась исповедоваться и не могла преодолеть этого страха…
Несколько лет я не была в церкви. Даже на Пасху боялась освящать куличи – вдруг меня узнают и спросят: где же ты была все это время? Так я и пряталась, глупенькая…
Но то, что уже было в меня заложено, не могло не принести свои плоды.
Я закончила школу, стала учиться в Москве.
Вскоре я знала все ближайшие церковные лавки по пути в училище. Стала покупать книги, так узнала о матушке Матронушке, ездила с подружками искать Покровский монастырь. Из-за перерыва в электричках часто ездила на два – три часа раньше (я училась с 15.00), и в это время гуляла по Москве. Очень хотела увидеть Храм Христа Спасителя – побывала там один раз – и стала ездить постоянно, когда было время перед занятиями.
Однажды, кажется, уже на третьем курсе, нам предложили поехать на экскурсию «Монастыри Москвы», и я сразу решила, что обязательно поеду. Эта экскурсия стала очередным «определяющим шагом» в моей жизни.
Мы были в Спасо-Андрониковом и Даниловом монастырях, в Новодевичий не успели. Я почти не слушала экскурсовода, говорившего, зачем-то, о форме кирпичей и камней, о истории Москвы, хотя все это, наверное, было интересно. Я чувствовала что-то особенное… сейчас мне кажется, что это был призыв Господа, чтобы я, наконец, по-настоящему пришла в храм. Мы вошли в собор, и все столпились у входа, не решаясь пройти дальше. Я первой прошла вперед и приложилась к иконе, лежавшей на аналое в центре храма – это было началом моего возвращения, началом воцерковления, которое потом затянулось еще надолго.
В Даниловом монастыре в тот день я просто летала! Как будто завеса упала с глаз, так легко было на душе, так хорошо! Как будто я вернулась домой, хотя была там впервые…
Потом я долго болела, и приняла эту болезнь как «искупление» того, что не спешила вернуться, хотела быть «как все».
Я снова стала ходить в наш храм, правда, не так часто, как надо бы было. Дома искренне удивлялись, когда я, вернувшись со службы в субботу вечером, предупреждала, что завтра с утра иду на Литургию: зачем ходить два дня подряд?
После окончания училища я устроилась работать в московскую аптеку, у метро «Бауманская». Совсем рядом – Богоявленский собор, в котором я впервые побывала на патриаршем богослужении, чудотворная икона Казанской Божией Матери, мощи святителя Алексия, митрополита Московского, разве все перечислишь?
После каждой зарплаты я ездила за новыми книгами в Сретенский монастырь или на Пятницкую, и читала, читала, читала… Стала постоянно слушать радио «Радонеж», о котором узнала от о. Романа в Воскресной школе.
Наконец я созрела для первой исповеди. Барьер преодолен! Страх еще оставался, но я уже могла с ним справиться.
У меня оставалось еще одно «заветное желание» – я очень хотела как-то помочь в храме: убраться, почистить подсвечники – что угодно, только бы остаться после службы, пообщаться с теми, кто здесь трудится. Ведь у меня до сих пор не было ни одного знакомого верующего воцерковленного человека!
В Великую субботу я предупредила маму, что, если будет возможность, я останусь в храме. Стоя в очереди к Плащанице, я услышала, как одна женщина уговаривала свою знакомую помочь смотреть за подсвечниками, а та отказывалась. Сейчас или никогда!
– А можно я чем-нибудь помогу?
Женщина бросилась ко мне с распростертыми объятиями, уверяла, что меня послала к ней Пресвятая Богородица, и выдала халат!
Вечером я пришла домой в 21.00, практически «без ног», но счастливая, как никогда.
Потом была Пасха, а после Пасхи, примерно через месяц, моя жизнь переменилась.
В один прекрасный майский вечер, после вечерней службы в нашем храме, по дороге домой, со мной познакомился мой будущий супруг, который стал моей опорой, благодаря которому (конечно же, в первую очередь, благодаря Божией помощи через него), я, наконец, перешагнула порог храма, чтобы душою оставаться в нем всегда.
Так началась моя новая жизнь, мое воцерковление. Но это уже совсем другая история…
Так рождалась дорога к Храму
Сенатор Николай Федоров в своем блоге в канун Дня Чебоксар поделился воспоминаниями о том, как в столице Чувашии появилась дорога к Храму.
Приближается особая для жителей столицы Чувашии дата – День города. Любимый многими праздник появился на свет осенью 1984 года, чтобы «еще больше сплотить трудящихся, стать стимулом для выполнения поставленных задач социально-экономического развития, пробудить в широких массах любовь к родным Чебоксарам». Надо признать, названные цели и сегодня актуальны.
Однако именины столицы Чувашии стали отмечать лишь раз в пять лет. Но ведь город живет, не стоит на месте, постоянно развивается, движется вперед. Нужно каждый год подводить итоги, ставить новые, более амбициозные задачи. Поэтому после встреч с руководством Чебоксар, депутатами горсобрания, представителями общественности было принято совместное решение: День города праздновать ежегодно, в третье воскресенье августа. Тогда же возникла замечательная традиция: радовать жителей и гостей столицы республики новыми социально значимыми объектами.
Прошло много лет. И сегодня в преддверии дня рождения любимого города на Волге мне хотелось бы вспомнить о том, как четверть века назад в Чебоксарах появилась Дорога к Храму. Это не просто 600-метровая транспортно-пешеходная дамба, открывающая путь от Красной площади к кафедральному Введенскому собору, церкви Михаила Архангела, храму Успения Божией Матери и Свято-Троицкому мужскому монастырю. И не только критически важная альтернативная трасса, позволяющая ослабить транспортный поток, текущий по Московскому мосту. Это символ духовного возрождения народа, возвращения к Вере, Надежде и Любви, к нашим нравственным и историческим истокам. Неразрывно связанный с именем митрополита Варнавы, отдавшего долгих 44 года неустанному архипастырскому служению на чувашской земле.
Вспоминаю, как на заре перестройки вышел в прокат фильм грузинского режиссера Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Сильнейшее впечатление производит финал картины. Мудрая старая женщина словно спрашивает у зрителей: «К чему дорога, если она не приводит к храму?» Задумался над вопросом и автор этих строк…Поэтому одним из первых моих шагов на посту всенародно избранного Президента Чувашской Республики и стало решение о строительстве на поросшем бурьяном заболоченном месте, «красовавшемся» в самом центре города Чебоксары, величественной Дороги к Храму. Как залога духовного возрождения родной Чувашии, нравственного очищения и покаяния.
«Людям есть нечего, а он дороги строит и храмы возрождает», — ворчали скептики. Некоторые особо отчаянные оппоненты и вовсе покручивали пальцем у виска. Забыв слова Священного Писания: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
Признаюсь, было нелегко, одолевали раздумья. Но Высокопреосвященнейший Владыка рассеял все сомнения, став не просто горячим сторонником, но и активным соавтором нашего начинания. И, конечно, дорогого стоят его слова и оценки: «Я хорошо помню, что первое Послание Николая Федорова в 1995 году к Государственному Совету республики, а значит — ко всему народу Чувашии, называлось «Построим дорогу, ведущую к Храму». Тогда это многие из атеистов не поняли, а Президент озвучил величайшую мысль о том, что если не начать с покаяния о прошлых делах, то и не построить цивилизованного будущего. И сам первый показал своему народу, избравшему его на этот высокий пост, пример — пример служения идеям Добра, Веры, Любви. Дорога к Храму в самом прямом смысле была построена — восстановлены десятки церквей, монастыри, построены великолепные храмы, заложить в основание которых камень, а затем и освятить их престолы приезжал сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
23 июня 1996 года мы вместе с Предстоятелем Русской Православной Церкви, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II разрезали алую ленту, открыв Дорогу к Храму. Некогда заброшенное место чудесно преобразилось. Водная гладь залива, бьющие в небо фонтаны, сверкающие золотом купола храмов привлекают чебоксарцев и многочисленных гостей столицы Чувашии. Помнит Дорога к Храму о знаменательных событиях в жизни республики: о принесении великой христианской святыни – ковчежца с десницей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, о первом крестном ходе в честь празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Дня народного единства, который возглавил Владыка Савватий, ныне управляющий Чувашской митрополией.
Земное человеческое бытие, увы, не вечно. Omnes una manet nox. «Всех ожидает одна ночь», — говорили древние. Но Создатель каждому из нас дает возможность оставить после себя свои добрые дела. То, благодаря чему ушедшего в Вечность всегда с глубокой признательностью будут вспоминать новые и новые поколения.
«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы», — учит Спаситель. Окончив свои неустанные земные труды, дорогой Владыка Варнава и поныне остается нашим теплым молитвенником, добрым и заботливым пастырем. Мудрым наставником, ведущим всех взыскующих истины по Дороге к Храму.
Кажется, что описанные выше события в летописи столицы Чувашии происходили буквально вчера. На самом деле это уже история. Но история всегда актуальна для современного развития города и республики. Поэтому есть практический смысл вернуться к столь важной теме…
дорога к храму (2012)
Классификация произведений искусства
Оригинальными произведениями искусства считаются любые работы, которые считаются аутентичными, а не копией или имитацией оригинальных работ художника. Оригинальными произведениями искусства могут быть любые виды живописи, скульптуры, перформанса или других средств массовой информации. Есть много типов оригинальных носителей. Смешанная техника включает масляные, акриловые и акварельные краски. Для картин мастерской, свидетельствующих о мастерстве, эта атрибуция должна быть более тонкой. Хотя они могут быть менее ценными по разным причинам, репродукции и копии оказали огромное влияние на наш опыт. Они достигают более широкой аудитории, чем оригиналы, и действуют как тонизирующее средство против коммодификации. Оригинальная работа может также относиться к первой работе, которая всегда предшествует всем остальным. Он также может относиться к прототипу или модели, на основе которой могут быть выполнены другие работы. Каждая работа очень похожа на оригинал.
Уникальные произведения искусства также известны как произведения искусства «OOAK». Это значит, что каждое произведение искусства уникально и не будет никогда ни одного идентичного.
Производство издания закончилось. Количество произведенных копий определено и указано в описании работы.
Создание издания не завершено. Производство новых работ продолжается. Работы могут быть пронумерованы, это также включает работы на заказ и печать на заказ.
Неизвестно, сколько копий было выпущено после окончания тиража.
Мастер-класс «Дорога к храму»
Идея мастер-класса «Дорога к храму» основана на методологии Сипинева Ю.А. и Сипинёвой И.А., которая изложена в методическом пособии для учителя «Русская культура и словесность». Изучением их идей и анализом текста по их методике занимаюсь с 1997 года, была участницей их мастер-класса в Санкт-Петербурге. На поездку благословил бывший Владыка Софроний. Методика эффективна и помогает снять многие проблемы, связанные с изучением православных тем в курсе литературы.
Идея мастер-класса заключается в том, чтобы на сравнительно-сопоставительном анализе построить модель православной картины мира с доминантой – храмом в ней. Предназначено для более гибкого перехода в пятом классе от языческой картины мира (сказки, былины, былички и т.д.) к христианской. Ведь подчас непонятным бывает творчество таких поэтов, как Фет и Тютчев, Языков и др. Я согласна с супругами Сипинёвыми, которые считают, что для понимания произведения, необходимо освоение понятий и контекста, в котором произведении «вызревало». А сейчас, собственно, сам сценарий мастер-класса.
Даётся параллельное проецирование двух изображений храма Покрова на Нерли.
Учитель: Что приковывает наше внимание? Какой предмет на картинах выделяется?
Уч.: Совершенно верно. Его красота притягивает внимание, указывает на принадлежность к нерукотворному миру. Введём понятие «доминанта». Это то, что подчиняет себе всё остальное, что является господствующим, возвышающимся над чем-то. (Составляется опорный конспект).
Что же делает храм доминантой мира, открывающегося нам с изображения?
Отв.: Храм стоит на возвышении.
Почему на Руси храмы строились на возвышении?
Он виден отовсюду. Он будто бы владеет пространством.
Какая часть храма привлекает к себе внимание?
Это, конечно, завершение храма, глава, на которой сияет крест, — так как она увенчивает храм, подобно венцу или короне. Он виден издалека — горит, сияет золотом на солнце.
Великолепие зеленой листвы не в силах затмить величаво-торжественный купол, устремляющийся вверх подобно белой свече. Итак, храм своим зримым, архитектурным обликом завладевает пространством.
Но только ли им; одним ли тем, что он стоит на возвышенности и сразу заявляет об особенности своей природы?
Даже еще не видя храм, находясь вдали от него, очень часто мы можем слышать звон его колоколов.
В этот момент звучат колокола.
Чем шире открывается перед глазами пространство, в котором царствует храм, тем более впечатляет колокольный звон. Ребенок, не имевший ранее подобного чувственного опыта, завораживается особенно пространственными масштабами видимого и слышимого.
Когда смолкнут звуки, побеседуем с учениками о чувствах, возникших у них; о впечатлениях, которые они получали от живого восприятия подобной картины (если такой опыт у них есть).
Поделившись эмоциональными впечатлениями, перейдем к оценке содержания картины в целом.
Взглянем на мир вокруг храма: на реку, мирно катящую свои воды; на поле, простирающееся вдаль; на дерево, щедро раскинувшее свои густые ветви; на дорогу, ведущую к храму. (Убираем из картины храм)
Одинаково ли воспринимается картина мира с храмом — и без него?
Разница, конечно, есть. И мы понимаем, что храм не просто владеет окружающим его пространством, но и преображает его, наполняет светом нездешнего смысла. И этот образ мира, христианский образ мира, нам предстоит, насколько это будет дано, постичь.
На этот урок ребята приносят с собой цветные карандаши и воссоздают своих тетрадках картину мира, открывшуюся им сегодня. Работу, начатую в классе, они заканчивают дома. Стоит также предложить ученикам выполнить рисунки на отдельных листах бумаги, чтобы потом сделать выставку их работ.
Далее нам предстоит начальное осмысление символического значения картины мира с доминантой-храмом.
Вспомним о том, что во внешнем облике храма прежде всего привлекает наши взоры его завершение — глава, увенчанная крестом. Предложим обдумать этот момент, вслушаться в само слово «завершение»: что оно означает?
Завершение, совершенство, то, что находится. на вершине, вверху. То, что находится выше всего; окончание, последняя ступень какого-либо дела; вместе с тем вершина, то есть самая высокая, главная точка.
То, что завершает что-либо, делает окончательным, совершенным, дающее вечную жизнь и спасение, приносящее веру в вечную победу добра над злом и смертью.
Великое значение подвига Христова состоит в том, что через его крестный подвиг каждому человеку предоставляется возможность получения от Бога прощения грехов и вечной жизни в Царствии Небесном.
Небольшой разговор заключим краткой конспективной записью в тетради о символическом значении креста:
— священный символ христианства;
— символизирует образ Господа Иисуса Христа и Его крестный подвиг и славу;
— орудие (и символ) победы над смертью;
— символ пути (единственного!) для достижения Царствия Небесного.
Крест связывает землю и небо, человека и Бога; это выражено и самой его фигурой:
Попытаемся приоткрыть для себя «нездешний», символический смысл полностью, как кажется, знакомой картины; «прочтение» ее будет идти параллельно освоению образной картины мира, через её символическое прочтение. Всякая картина, всякий образ, предмет имеют две стороны: во-первых, ту, которая видима и понятна (в той или иной степени) каждому; во-вторых, ту, для понимания которой необходим особенный (позже мы сможем говорить — созерцательный) взгляд. Таким образом, вначале мы и займемся первой стороной нашего предмета исследования (это, пожалуй, будет собственно описанием, если придерживаться терминологии о жанрах письменных и устных работ школьников) — рассказом о видимом в открытой нам картине с храмом Покрова на Нерли.
Рассмотрев, ее еще раз внимательно, обратим внимание на ее составляющие, выделим их и запишем в тетради:
Теперь нам предстоит не только вспоминать символическое значение каждого элемента картины, но и «собрать» разрозненные значения воедино, для того чтобы глубже понять и раскрыть вопрос о смысле присутствия здесь храма, о его действительно преобразующем значении.
В итоге получаем примерно следующее:
Земля и небо как два основных начала в мире (в языческом понимании — две из четырех важнейших мироустраивающих стихий) заключают в себе символ начала и конца человеческой жизни. Рожденное землей тело человеческое через одухотворение его и душу получает связь с небом. Небо — это то, к чему стремится человек, это символ высоты и совершенства (духовного). Небо есть, может быть, даже символ недостижимого (в земных пределах, то есть пока человек связан с землею) совершенства и успокоения («счастья»). Человек же связан с землею как с матерью и кормилицей, в лоно которой он возвратится (телом) после смерти. Стихия земли в нашем случае заключена в образе поля.
Поле. Н аряду с тем, что оно символизирует землю, есть образ ограниченного пространства. Ученики, которые знают поговорку «жизнь прожить — не поле перейти», совершенно точно раскрывают символическое значение поля как жизни человеческой вообще, в разнообразных ее (потенциальных и свершившихся) проявлениях, событиях, путях, возможностях. Для сравнения вспомним, что символом жизненного пути человека была и дорога, и тропинка, и река — и каждое в особенном значении. Да, говорят они, в самом деле, человек может идти по уже проложенному пути, а может свернуть в нехоженое поле и — «резать колесами новую тропу по целику и пашне», как написал когда-то О. М. Сомов.
Дорога (тропинка), река. Эти образы хорошо знакомы ученикам; как правило, они сразу же и говорят о том, что дорога и река — метафора жизненного пути человека. Нам остается уточнить: в чем индивидуальное значение каждого образа, чем они отличаются друг от друга? Момент в беседе довольно интересный, так как оказывается, что сформулировать даже понятное — непросто.
И вскоре находим следующее. Дорога — такой образ, который может символизировать путь. Река же предполагает активность человека и может быть, например, символом деятельной жизни человека, связанной с борением и преодолением трудностей. Если, как говорят ученики, дорога — образ такого пути, на котором возможны остановки, не приближающие человека к конечной цели, то река означает такой путь, на котором относительный покой если и возможен (например, человек «плывет по течению»), то ненадолго: это может привести к погружению в бездну (иначе: падению человека!). Вместе с тем река — образ изменчивой, текущей жизни (вспомним Л. Н. Толстого с его высказыванием «люди как реки»), гораздо менее предсказуемой, чем та же дорога, повороты которой (жизненные перемены!) часто ожидаемы, и человек может к ним подготовиться.
Но, несомненно, нам необходимо вспомнить и ту гору, которая становится вместилищем самого высокого смысла в духовных путях всякого человека, а именно гору Голгофу, к которой пролегал крестный путь Спасителя и на которой завершился Его земной путь. Это преодоление своих слабостей.
Предлагаем другое изображение Покрова на Нерли. Это картина без храма. Задаём вопросы. Чем отличается эта картина от предыдущей. Ученики отмечают, что дорога заросла, дерево поникло, к храму давно никто не подходил. Что происходит с человеком? (разговор можно расширить).
После того, как детальное прочтение окончено, необходимо осмыслить картину в целом.
Дорога к храму — нелегка. Она длинна, но длина ее не верстами меряется и даже не днями, а меряется работой душевной; потому что дорога к храму — это не только физический путь, но и духовное возрастание, преодоление зла в себе.
Посмотрите на путь к храму. Вначале к нему нужно приблизиться, преодолеть некоторое расстояние. Пусть даже оно физически и невелико — дорога напоминает о том, что нет достижения цели без пути — труда над собой, а также и о том, что в храм — к Богу — не входят и не приходят просто так, как бы гуляя или проходя мимо. Затем начинается ощутимый подъем вверх, к самому храму; этот подъем дан в напоминание человеку о его греховности и несовершенстве, отягощающих душу. (Освобождение от плена греха облегчает душу человека; может быть, говорят ученики, это символизируется обратным путем — под уклон?). И так — в продолжение земной жизни, пока не завершится она.
В итоге в тетрадях появляется рисунок, символизирующий картину мира с храмом-доминантой в центре.