Дорога к храму картинки
Новое в блогах
Дорога к храму? Дорога оказалась над храмом (фотоальбом)
древний храм под эстакадой
Обычно никто не благодарит эстакаду за то, что она проходит у вас над головой.
Но если бы не было возведено это дополнение к шоссе Иерусалим – Тель-Авив, мы никогда бы не увидели огромный храм начала IX века до н. э. в Моце.
Этот храм – современник Первого храма в Иерусалиме, расположенного всего в 5 километрах от него. И археологи могут теперь спокойно и тщательно вести раскопки в тени моста, когда над головой проносится транспорт.
Шуа Кисилевич из Тель-Авивского университета и Управления древностей Израиля и профессор Одед Липшиц, тоже из Тель-Авивского университета, возглавляют летние раскопки храма в Моце в 2021 году. Но кому именно в этом храме поклонялись – это еще вопрос.
На днях археологи раскопали изрядно потрепанную фигурку лошади. Уже не первую. Грубо изображенное четвероногое – одна из многих статуэток, которые стояли на полке внутри храма – точно такого же, как Первый храм в Иерусалиме, возведенный, по преданию, царем Соломоном (Шломо), если верить библейскому рассказу о том, как он выглядел. Возможно, этот храм мог служить для поклонения различным божествам, в том числе и Яхве.
Среди других находок на этом месте – ямы в земле для хранения зерна. Их много – десятки. В отличие от Великого храма в Иерусалиме, этот храм пережил века и, возможно, переживет еще не одно столетие, и все благодаря тому, что его укрывает эстакада на Шоссе номер 1.
Вот некоторые из последних находок, сделанных в ходе раскопок великого храма в Моце летом 2021 года.
Алтарь в храме Моца, начало IX века до н. э. Кому именно там поклонялись, неясно.
Фигурка лошади, обнаруженная этим летом, – потрепанная, но безошибочно узнаваемая. В храме была целая полка статуэток.
На археологической площадке найдены десятки ям для зерна. Они невелики в диаметре. Джослин Берни из Университета Северной Каролины обнаружила к северу от храма еще одну такую яму.
Ямы для зерна в Моце. Более 7000 лет здесь хранили продукты питания. К северу от храма обнаружено поле ям, существовавших до его возведения, что указывает на то, что в начале I тысячелетия до н. э. это место было экономическим центром, где хранилась сельскохозяйственная продукция.
Кремневый наконечник стрелы тонкой работы, найденный в Моце. Первый Иерусалимский храм был разрушен, а этот – нет.
Первый оттиск печати Иегуды, найденный в Моце. Этот оттиск и сосуды, обнаруженные в разрушенной постройке к югу от двора храма, доказывают, что Моца была заселена и в персидский период.
Профессор Мартин Прудки из Карлова университета в Праге держит фрагмент большой чаши железного века. Один из многих керамических сосудов, которые профессор извлек из-под обломков строения к югу от храмового двора
Дорога к храму
«…образ твой над Русью вознесенный /в тьме веков указывал нам след…». Максимилиан Волошин. Стих «Владимирская Богоматерь»
Великолепная пятёрка
Как же замечательно, что к храму Покрова на Нерли можно дойти только пешком. Иначе, на мой взгляд, невозможно прочувствовать особую энергетику этого места, достойно подготовиться к встрече с одним из самых красивых храмов, что когда-либо строился на Руси.
Мы оставили машину на небольшой парковке возле железнодорожной станции Боголюбово, по высокому пешеходному железнодорожному пути преодолели знаменитую «горьковскую», а ныне нижегородскую магистраль, а на той стороне увидели его, нечто абсолютно совершенное.
Нам предстояло пройти полтора километра к храму Покрова на Нерли, что воздвигнут на искусственном холме в месте слияния двух рек — Нерли и Клязьмы.
Летом тропинка к храму ведёт через Боголюбовский луг, который имеет статус историко-ландшафтного заповедника. Представляю, какое там поздней весной и летом флористическое великолепие.
Сейчас, в разгар зимы, вокруг исключительно заснеженная перспектива, царство белого цвета и белоснежный храм, смотрящийся в это время столь органично.
Но посещение храма Покрова на Нерли не только повод для удовлетворения своего эстетического любопытства, это ещё и шанс осознать какую особую роль сыграла владимирская земля в становлении Российского государства.
В прошлом своём материале я обращал внимание, что перед посещением Владимирской области надо обязательно вспомнить о таком историческом деятеле, как князь Андрей Боголюбский. На мой взгляд, его личности и его делам современная историческая наука отводит слишком скромное внимание. Андрей Боголюбский, безусловно, известный исторический персонаж, но общественным сознанием воспринимается как один из многочисленных князей из рода Рюриковичей, не более того.
А вот мне кажется, что если составить некий рейтинг исторических деятелей досоветской России, то у князя Андрея Боголюбского есть реальный шанс попасть в пятёрку самых выдающихся, в котором он опередит и своего деда Владимира Мономаха и отца Юрия Долгорукова, и даже своего более дальнего родича — князя Ярослава Мудрого.
Второе и третье места пусть разделят между собой Пётр I и Екатерина II. Их роль в истории нашей страны пояснять не буду, это деятели совсем другой исторической эпохи. Но их уникальный вклад в становление Российского государства понятен, и вряд ли будет оспариваться.
Четвёртое место отдаю Александру Невскому, отбившему атаки по сути крестового похода, а именно Ливонского ордена, Литовского государства и Швеции, сохранив тем самым православие, как нравственно-политическую основу русского народа. Успешно Александр Невский действовал и против Золотой Орды, не столько военными, как дипломатическими методами, но позволившими сохраниться Руси как государству.
А вот на пятом месте в этом рейтинге обосновался князь Андрей Боголюбский. Наверное, спорное утверждение. Возможно, но на это есть свои причины.
Храм Покрова на Нерли
В этот зимний день мы были единственными посетителями храма. В маленьком строении, выполнявшем функцию зимнего отапливаемого храма, а заодно и церковной лавки, религиозными атрибутами торговала пожилая женщина.
Мужчина, смотритель храма, уж не знаю точно, как именуется его должность, расчищал дорожки от снега.
И мы трое, более никого.
Трудно представить, насколько древним является храм Покрова на Нерли.
Он был построен в 1158 (по иным сведениям в 1165) году по указанию Андрея Боголюбского, с таким расчётом, чтобы его купол был виден из окон княжеского замка, того самого, которому я посвятил столь много внимание в своём предыдущем материале.
Князь Андрей лично выбирал место для строительства храма, на перекрестке водных путей, где Нерль сливается с Клязьмой. Храм решили построить на заливном лугу, и чтобы его не подтопляло в весеннее половодье, возвели искусственный холм, в основу которого заложили мощный фундамент.
Прошло столько столетий, а сооружение стоит, что называется, строилось на века.
Кстати, сопровождавший нас гид Марина рассказывала, что весной, не каждый год, но бывает, реки разливаются и храм стоит лишь на небольшом островке до которого можно добраться только на лодке. Представляю, какая это живописная картинка: озеро, на волнах которого красуется белый лебедь.
Храм Покрова на Нерли построили из белого песчаника, материал доставляли из карьера за 300 км от этого места. Авторами проекта, очевидно, были некие иноземные мастера. Кто именно, неизвестно, но чужеземное влияние слишком заметно.
Одноглавый храм Покрова на Нерли изящный и воздушный, спроектирован таким образом, что создаётся иллюзия его устремленности вверх. Я не знаю, как это объяснить с архитектурной точки зрения, но воздушный эффект явно продуман, этому способствуют и гармоничные пропорции сооружения, и удлинённые формы храмовых архитектурных элементов.
Эффект полёта в небеса усиливает и внутреннее убранство храма.
Фасад здания украшен резьбой, что является самым ярким свидетельством чужеземного влияния.
Львы, грифоны, орлы, крокодилы… Очевидно, эти изображения есть некие библейские сюжеты, но их символика, насколько я знаю, полностью не расшифрована.
Рядом с храмом Покрова на Нерли самое место поговорить, почему в рейтинге самых знаковых исторических деятелей российского государства князь Андрей Боголюбский заслуживает условного пятого места. Главная заслуга Андрея Боголюбского в том, что он в 1156 принял решение о переносе столицы русского государства из Киева во Владимир, рядом с которым усилилась Москва. Появился третий исторический центр русского мира, если за первый считать Новгород, основанный Рюриком, а вторым Киев — «мать городов русских».
Это решение оказало колоссальное влияние на судьбу России, русского и многих других народов, и, без сомнения, остального мира. Современная политическая карта Евразии, во многом, следствие того решения, принятого 850 с чем-то лет тому назад.
Для того, чтобы осмыслить важность принятых Андреем Боголюбским решений следует понимать геополитическую ситуацию того времени на землях нынешних Владимирской и соседней с ней областей. Земли эти в старину именовали Залесьем, на которых проживали в основном языческие угро-финские племена. Но начиная с 9-го века в Залесье стали массово переселяться славянские субэтносы из княжеств, расположенных вдоль берегов Днепра. Бежали они из достаточно благодатного края, но жизнь в котором была весьма опасной из-за постоянных набегов кочевых народов и междоусобных войн князей. Новые же земли были относительно малолюдными и труднодоступными благодаря дремучим и непроходимым лесам, что их окружали. Таким образом, ни половцев, ни печенег не было нужды опасаться, их ареал обитания исключительно бескрайние степи, а через леса им было не пройти.
Миграция славян проходила на протяжении нескольких столетий, постепенно стали появляться основанные ими города. Можно вспомнить Ростов и Муром, это 9-й век, Ярославль, Дмитров, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Владимир, Москва и другие русские города, заложенные в 10-12-м веках. Но при этом центр политической жизни оставался в Киеве, там принимались все важные решения.
Пришло время Андрея Боголюбского. Его отец, князь Юрий Долгорукий, как известно, всю свою жизнь посвятил стремлению сесть на княжение в Киеве, и когда под закат жизни ему второй раз и окончательно удалось это сделать, он был уверен, что его старший сын князь Андрей унаследует этот трон. Другим своим сыновьям он раздал для княжения соседние города, а Андрея поставил совсем рядом в городке Вышгород.
Виртуальная выставка детского рисунка «Дорога к храму»
Дети, которые занимаются у меня на кружке, любят этот конкурс и участвуют в нем постоянно. В виртуальную выставку, которую сегодня вам предлагаю посетить, я включила работы моих кружковцев. Некоторые из работ давних лет, и их авторы выросли, некоторые совсем новые и созданы к пасхальным и рождественским праздникам.
« Вдохновение» работа ученицы 8 класса
« На крещение» работа ученицы 9 класса
« Солнечный денек» работа ученицы 9 класса
« У озера» работа ученицы 7 класса
« Борьба добра и зла» работа ученица 2 класса
« На занятиях хора воскресной школы» работа ученицы 3 класса
« Я рисую храм» работа ученицы 5 класса
« Огоньки Великого четверга» работа ученицы 8 класса
« Пасхальный натюрморт» работа ученицы 3 класса
« Прихожане» работа ученицы 7 класса
« Вечерний город» работа ученицы 7 класса
«Пасхальные хлопоты» работа ученицы 5 класса
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ДОРОГА К ХРАМУ.
— Скажите, эта дорога ведет к Храму?
— Нет. Это улица Варлама. Она не ведет к Храму.
— Так зачем нужна эта дорога, если
она не ведет к Храму?
«Из художественного фильма «Покаяние»»
В действительности, в жизни есть только
дороги к Храму, дороги к Вечному.
своя, не похожая ни на одну другую.
И еще говорят, что неисповедимы пути Божьи,
а это значит, что Бог каждого ведет
особой дорогой.
Кому-то выпадает дорога тернистая,
полная боли и страданий.
Кто-то идет относительно налегке,
но в конце концов, что мы знаем о жизни
других людей, чтобы судить о легкости их бытия.
В древности все дороги прокладывали так,
чтобы они вели к храму Божию.
Люди считали, что дорога,
которая не ведет к храму, ведет в никуда.
Церкви были главными архитектурными
доминантами и самым великим украшением
всех русских городов и поселков.
И сейчас в воскресные и праздничные дни
все храмы заполняются народом.
Многие люди просто не мыслят своей жизни
без посещения церкви.
Кого-то в детстве привела за руку мама.
Не всякий двери отворив, и душу может,
Воскликнет только на краю: « Спаси нас, Боже!»
ХРАНИ ВАС БОГ, С НАМИ БОГ, ИКОНЫ, ЛИКИ СВЯТЫХ, ХРАМЫ, СОБОРЫ, ЧАСОВНИ, ПРАВОСЛАВНЫЕ СТИХИ
Картина панно рисунок Пасха Вышивка Дорога к храму Ленты
Эта работа была специально сделана моей ученицей Гончаровой Анастасией, 10 лет, к муниципальному конкурсу ДПТ «Пасха в кубанской семье» и стала победителем в своей возрастной группе. Очень бы хотелось узнать, что думают о работе такие профессионалы, как Жители Страны Мастеров. Приму любые комментарии.
Ваша ученица молодец. На мой взгляд не хватает фона.
Меня очень заинтересовало Ваше предложение на счет фона. Подскажите, какой фон Вы предлагаете. Как можно сделать фон на канве?
Конечно, фон на канве можно только вышить. Может быть стоило взять цветную канву. Цвет персик или бежевый. Или от церкви продлить вышивку ближе к цветам. Мне кажется, не хватает перехода от церкви к цветам.
Вы абсолютно правы, целостная композиция как-то не складывается. Я и раньше видела что-то не так, а теперь, когда вы предложили цветную канву, представила работу совсем по другому. А церковь просто дорисована акварельными красками. Работа получилась какая-то не продуманная до конца. Света, спасибо за совет и конструктивную критику!