Драндский храм 6 века
Свято-Успенский собор (Дранда)
Успенский собор в селе Дранда или Драндский собор — храм ориентировочно VI века в абхазском селе Дранда. Самый древний купольный храм Абхазии. Принадлежит непризнанной Абхазской православной церкви.
Содержание
История [ править ]
Драндский собор был построен предположительно в VI—VII веках. В Средние века он служил резиденцией епископов. Во время турецкого ига храму был нанесён большой урон, однако он был восстановлен.
Российский и грузинский историк, археолог и этнограф Дмитрий Бакрадзе, посетив Драндский собор в 1860 году, сообщал, что храм был расписан фресками. Однако со временем они полностью разрушились, и во время реставраций храма восстановлены не были.
В 1880 году при соборе был учрежден мужской монастырь, закрытый в 1928 году.
Описание [ править ]
Собор относится к крестово-купольному типу, сформировавшемуся в византийской архитектуре в V—VIII веках. Примыкающие с востока три пятигранные апсиды включают в себя алтарь, диаконник и жертвенник, которым в западной части храма соответствуют два полукруглых помещения, имеющие ниши. С запада храм завершает притвор. Купол храма возведён на низком шестнадцатигранном барабане.
10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало собор Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование. Результатом этого стала утрата некоторых подлинных элементов древней архитектуры, в том числе уничтожение остатков одной из немногих сохранившихся крещален VI—VII вв., на месте которой была сооружена новая бетонная купель.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Республика Абхазия, Гульрипшский район, село Дранда.
Паломнику [ править ]
Драндский собор принадлежит непризнанной Абхазской православной церкви.
Драндский собор
Драндский собор (Успенский собор села Дранда) является одним из первых христианских соборов, возведенных на территории Абхазии. Он находится в двух десятках километрах от города Сухума.
Форма храма, крестово-купольная, наибольшее распространение в Византийской империи получила в VI–VII веках. Четырехстолпный храм выглядит приземистым, его накрывает купол с очень низким шестнадцатигранным барабаном. Алтарь заключен в восточном фасаде. В западной части к храму примыкает нартекс с хорами. Освещают храм 36 окон.
Храм является действующим. В нем регулярно проходят службы: утрени, литургии и вечерни. В определенные дни проводятся таинства крещения и отмечаются православные праздники. Расписание служб на 2–3 дня вперед вывешивается на дверях храма. При Драндском соборе работает крупнейшая в Абхазии церковная лавка. Здесь очень большой выбор религиозной литературы, образов. Есть и сувенирная продукция — от открыток до натуральной косметики.
История
Историки предполагают, что сооружение было построено в период процветания Византии, когда ею правил император Юстиниан, в VI веке. То есть храм является современником одного из главных христианских соборов — константинопольской Святой Софии. В Средневековый период на территории Драндского собора была обустроена резиденция епископов. Храм сильно пострадал от турецкого вторжения, но впоследствии был восстановлен.
В конце XIX века в храме располагался мужской монастырь, насчитывалось более трехсот монахов. Однако в эпоху советского коллективизма монастырь был превращен в колхоз, а все кельи были отданы под общежитие. А основное здание церкви переоборудовали под тюрьму, в которой и сейчас отбывают срок заключенные со всей страны. Как ни странно, но на территории Драндского собора всё ещё находится единственная тюрьма в Абхазии, этот удивительный факт всегда поражает гостей страны.
Многие жители Абхазии давно жалуются властям на то, что соседство исправительного учреждения и действующего храма недопустимо, однако ничего поделать с этим не могут, исправлять ситуацию никто пока не собирается. Во время экскурсии туристов предупреждают не обращать внимание на тюрьму и сконцентрироваться на красоте храмового комплекса.
Внутреннее убранство
Собор действительно поражает своим убранством, несмотря на то, что за годы своего существования, он много раз подвергался разграблению и разрушению, однако основные элементы декора остались нетронутыми временем. Сейчас на месте храмового комплекса вовсю развернуты работы по его восстановлению, это произошло благодаря тому, что пять лет назад абхазское правительство передало Драндский собор под юрисдикцию православной церкви. Храм представляет собой настоящий образец церковной архитектуры, панорамные окна в готическом стиле дарят зданию много света и визуально расширяют пространство.
Внутреннее убранство поражает: на стенах еще сохранились древнейшие фрески, которые датируются годами возведения храма. Когда-то собор был полностью расписан, однако время и разрушения оставили немного от первозданного интерьера. Самым неутешительным фактом является то, что реставрировать древние фрески вряд ли будут, слишком это дорогостоящая работа, поэтому будущие поколения уже не смогут наладиться живописью древних времен. С голыми стенами собора необычно смотрится шикарное ковровое покрытие пола. Икон в храме немного, однако здесь находится настоящая церковная реликвия — это мироточивый лик святого мученика Димитрия Солунского, этот образ многие годы привлекает к себе тысячи православных паломников. Считается, что данная икона исцеляет от многих недугов.
Также интересны две мраморные гробницы. Кто захоронен в них — неизвестно, что еще больше добавляет тайны здешним местам. В одном из углов храма выставлены археологические находки: черепки, обломки мрамора.
На территории храмового комплекса находится недавно восстановленная трапезная, из окон которой можно полюбоваться живописной кипарисовой рощей, здесь же можно набрать воды из святого источника. Совсем недавно под храмом были обнаружены пещеры с многочисленными коридорами и ответвлениями, которые при желании можно исследовать.
Как добраться до Драндского собора в Абхазии
Собор находится по адресу: Гулрыпшский район, с. Дранда. До храма возможно приехать самостоятельно на автомобиле, маршрут пролегает из Сухуми в район грузинской границы, добравшись до села, необходимо проехать центр и проехать еще 800 метров. Справа будет виден храмовый комплекс.
Также посетить достопримечательность можно самостоятельно, добравшись до села на общественном транспорте, который идет до следующих населенных пунктов: Очамчыры, Гала или Ткуарчала. От остановки «Дранда» необходимо преодолеть небольшой подъем протяженностью около 1 км.
Карта автомобильного маршрута от Сухума до Драндского собора
До собора можно добраться и в составе экскурсионной группы. Экскурсия из Сухума обойдется от 500 рублей (в зависимости от экскурсионной программы). Обычно, поездка включает также купание в минеральных источниках.
Вызвать такси можно через приложения «GT такси» и «Абхазия такси» (только на Андроид). Приложения действуют не во всех городах, но в некрупных населенных пунктах можно договориться с местными таксистами. Некоторые из них — отличные гиды.
Драндский храм Абхазии на видео
pharmateacher
pharmateacher
В двадцати трех километрах от Сухуми, ближе к Грузии, есть село Дранда.
У села Дранда на берегу реки Кодор, протекающей по Кодорскому ущелью, куда еще недавно запрещено было ездить, возвышается древний Успенский собор, одно из самых древних купольных сооружений на Кавказе.
Современник Святой Софии в Константинополе.
Успенский собор был возведен по велению византийского императора Юстиниана Великого в 6 веке, позже здесь располагалась кафедра архиепископа Абхазской церкви. Абхазская Епархия в перечне епархии Константинопольской Церкви, относящихся к 7 веку, значится под номером 34. Выглядел он так :
( фото А. Синцова )
К 6 веку относится первое упоминание византийских источников о славянах.
В 6 веке началось расселение славян на территорию Балкан, Средиземноморья и Прибалтики.
В 6 веке жил знаменитый византийский император Юстиниан 1, его реформы были важным этапом развития Восточно-Римской империи.В его правление в состав Византии была включена Северная Африка, большая часть Италии, часть Испании и др. территории.
А еще : именно в 6 веке стало понятно что это 6 век! )
Случилось это благодаря православному монаху родом из Скифии, который и предложил исчислять года от Рождества Христова. Этого монаха звали Дионисий Малым (Dionysius Exiguus).
Христианство рано пришло на территорию Абхазии. Церкви здесь строились уже тогда, когда на месте будущих Нотр-Дама, Исаакия или Кельнского собора еще шумели деревья и варвары в шкурах возносили кровавые жертвы духам.
В конце 8 века возникло абхазское царство, а немного раньше и самостоятельная абхазская церковь. Пишут, что, по некоторым данным, в 11 веке именно абхазские мастера принимали участие в строительстве православных храмов в Киеве.
Сегодня в Абхазии действуют два мужских монастыря и 15 храмов из 140.
На картинке их 11, в восьми я была.
Так вот. Успенский собор. Еще недавно он выглядел так :
Вдоль аллеи,ведущей к нему, растут эвкалипты. Сколько же им лет.
Внутри Успенский собор был расписан картинами из священной истории и образами святых. Некоторые образы сохранились.
Во время турецкой экспансии храм был заброшен, а монастырь сожжен, со временем снова стал работать.
В начале прошлого века Драндский мужской монастырь был широко известен в Российской империи.
На его территории располагались собор Успения Божьей Матери, усыпальница, церковь святого Феодосия Черниговского, монашеские корпуса, трапезная, гостиницы, баня, прачечная, школа, столярная и плотницкие мастерские, кузница, типография.
Паломников и туристов здесь много.
При входе указаны даты и время служб.
Обратите внимание на икону слева на снимке. Эта икона мироточит.
Икона Великомученика Димитрия Солунского.
Кирпичные стены пережили и византийских императоров, и османское владычество, и грузинских князей.
Храм имеет богатую церковную лавку.Много религиозной литературы, Образов, сувениров. Говорят, самая большая церковная лавка в Абхазии.
Внутри есть еще такая купель для крещения:
Стол для причащения
Меня поразило, что, в отличие от других православных церквей, в этом, подобно мечети, полы устланы коврами.
Служит тут Отец Андрей ( о нем можно почитать тут : http://mariko7.livejournal.com/10480.html ).
О действиях Отца Андрея по восстановлению собора ведутся горячие споры. Одни говорят, что после реставрации храм напрасно был окрашен, потому что потерял свой оригинальный вид и ругают его за это, другие благодарны ему за то, что он возродил к жизни древнее здание и вернул людей к Богу.
Сбор вещей для нуждающихся.
С нее открываются чудесные виды. Мостик через реку Кодор..лошадка вольно бежит)
Что это за поле с деревом посередине, мне никто не смог объяснить. Но я думаю, что, подобно Лыхненской поляне, это поле играет аналогичную роль.)
Вокруг здания собора идут реставрационные работы. Кое-что уже сделано, как эта часовенка, например,
а кое-что еще ждет своей очереди. Братский и архиерейский корпуса монастыря.
Уезжала с сожалением. Как будто расставалась с интересным собеседником, новым знакомым)
Драндский храм 6 века
История
Вот на фотографии выше показан пример современного дизайна. Обратите внимание на готичное заострённое окно. Это явно работа реставраторов XIX века. Абхазская архитектура не знала готики.
Загадки
Если вы ориентируетесь в грузинской архитектуре и попробуете датировать собор, то вам покажется, что сделать это очень легко. Крестовый и купольный? Значит, построен после Аванского собора. Подкупольных столбов нет? Значит, построен до Цромского собора. Есть четыре угловые камеры? Значит, скопирован с Джвари или его аналогов. Итого начало VI века.
Но при внимательном расмотрении всплывают странности. Оказывается, у этого собора нет купольного барабана. Купол есть, а барабана нет. При том, что со стороны кажется, что как раз наоборот: видно барабан, а купола не видно. На самом деле барабана ет, а есть его имитация. Изнутри виден только купол и 16 окон прямо в куполе. Такого нет нигде в Закавказье. Кто не понял, вот вам план:
Восточные квадратные камеры не просто квадратные, а с нишами. Такого никогда не было в храмах «джварского» типа. Выходы из них ведут прямо в рукава, а не в угловые ниши, как это в других храмах VI века. Западные камеры вообще круглые, как в Аванском соборе. Казалось бы, от идеи этих круглых камер давно отказались и забыли. А вот нет. Именно тут почему-то вспомнили. Несмотря на полную их непрактичность.
У храма имеется длинный притвор. Он тоже нетривиальный. Сейчас мы видим вход, ведущий прямо в западный рукав. Но это работа афонских реставраторов. Изначально этого входа не было, а были входы в угловые круглые камеры, что само по себе необычно.
Современность
Еще в XIX веке вокруг храма был построен большой монастырский комплекс, который мы видим по сей день. Часть комплекса присвоила себе Драндская тюрьма, которую теперь прекрасно видно от собора. Остальные монастырские постройки заброшены и постепенно разваливаются.
Однако, храму уделили кое-какое внимание. Его жуткие, почеренвшие от времени стены недавно отремонтировали, и сейчас он чистенький белый. В храм регулярно водят экскурсии и рядом даже построен приличного вида ресторан. Этот ресторан удивителен, но удобен для больший паломнических поездок
Иконостаса в соборе нет, есть небольшая деревянная алтарная перегородка в грузинском стиле.
Интерьер собора Дранда
Драндский храм 6 века
В 30 минутах езды от Сухума, между реками Малый Кодор и Адзапш на обширном Драндском плато расположено село Дранда. Здесь, на возвышенности, окруженный кипарисами, стоит массивный Драндский собор. Он был построен в VI в. Храм относится к крестово-купольным четырехстолпным храмам, распространенным на всей территории Византии в этот период времени. Его восточный фасад оформлен тремя пятигранными выступающими апсидами. Внутри храма в них расположен алтарь, через боковые проходы он соединяется с жертвенником и диаконником. Храм увенчан куполом, лежащим на низком шестнадцатигранном барабане. Стены, свод и купол храма сложены из кирпича, внутреннее пространство собора было покрыто штукатуркой и росписями.
В средние века Дранда была резиденцией епископа, его церковная власть распространялась от Кодора до Анакопии. Собору принадлежали крупные земельные владения, он вел оживленную торговлю лесом и скотом. Во время турецкого владычества храм был разрушен, и позже неоднократно реставрировался в разные годы XIX и XX веков. В результате всех реставраций и перестроек первоначальный облик древнего храма сильно изменился, а от росписей не осталось следа.
В 1883 году прибывшие из Нового Афона монахи основали при храме мужской монастырь. В начале XX века Драндский мужской монастырь был широко известен в Российской империи, число насельников достигало 300 человек. Монастырь имел два скита в окрестностях Дранды и подворья в Сухуме, Екатеринодаре, Новороссийске и Ейске. При монастыре была основана церковно-приходская школа для детей.
В 1917 году на территории монастыря располагались собор Успения Божией Матери, книжная лавка, усыпальница, скит великомученика Пантелеимона и Феодора Стратилата, церковь Святого Феодосия Черниговского, монашеские корпуса, больница и гостиницы. Монастырь окружали фруктовые сады и обширные виноградники, а в холме под собором раскинулся настоящий подземный городок с галереями и пещерами.
К 1924 году большинство монастырей и приходов Сухумской епархии были закрыты и разграблены. Земли Драндского собора были переданы колхозу, жилые помещения использовались как административные учреждения.
В настоящее время Драндский храм является действующим.