Афродита – одна из самых почитаемых в Греции богинь. Ей посвящено множество песен, стихов и обрядов. В честь нее построены помпезные святилища, одним из которых является древний храм Афродиты на о. Кипр. 3000 лет назад это был крупный центр поклонения богини, куда стекалось множество паломников не только из Греции, но и из Египта и Ассирии. До наших дней дошли лишь его фрагменты.
Где находится храм греческой богини любви
Святилище расположено в окрестностях населенного пункта Куклия. На этой территории в древности возвышался Старый Пафос, по легенде, основанный мифическим критским царем Киниром. Современный город находится в 12 км от деревни, по пути из Лимассола.
История создания, развития и разрушения
Святилище Афродиты в старинном городе Пафос (Кипр) было возведено в XII ст. до н.э. Оно представляло собой огороженную площадку, размером 20ˣ50 м. Внутри нее располагались алтари и другие культовые сооружения.
Сильное землетрясение, произошедшее в 77 г, практически полностью стерло святилище с лица земли. Однако на его месте римляне возвели новый храм Афродиты, ставший более величественным. Он располагал просторной площадкой, в центре которой возвышался черный фаллический камень, выступавший в качестве главного алтаря. Его высота составляла 1,2 м.
Эра поклонения богине плодородия закончилась принятием в 313 г римским императором Феодосием закона о равенстве всех религий. Одновременно правитель отменил язычество. Храм потерял свое значение, и его стены опустели. Со временем культовое сооружение было разрушено многочисленными землетрясениями. То, что осталось от него, местные жители использовали, как материал для строительства своих домов.
Культ Афродиты и любовные обряды
Вначале богиня почиталась, как Мать. Затем культ сильно видоизменился, впитав в себя многое из аккатской мифологии. Имя Афродиты уже связывали с такими понятиями, как плотская любовь, молодость и плодородие.
Каждую весну на территории храма проводились культовые обряды, посвященные богине. Они назывались Афродисии. Это были своеобразные жертвоприношения, в которых участвовали мужчины и женщины. Они представляли собой сексуальные оргии, символизирующие акт слияния Кинира с Великой богиней.
Женщины, выполнявшие роль жриц, хотя бы раз в жизни должны были вступить за деньги в сексуальную связь с незнакомым мужчиной. Отказ от участия в Афродисиях влек за собой лишение жизни. Сегодня такие обряды сочли бы слишком раскрепощенными и даже преступными. Эта традиция была забыта с приходом в Грецию христианства.
Храм Афродиты сегодня
Сооружение практически полностью лежит в руинах. До нашего времени сохранился лишь фундамент и отдельные фрагменты зданий. Несмотря на это, место является важным архитектурным памятником Греции, привлекающим множество туристов.
Находки археологов
С 1887 г и до сегодняшнего дня на месте древнего святилища проводятся археологические раскопки. За более чем 130 лет было найдено множество статуэток для поклонения, керамических и медных изделий, предметов культа и утвари.
В 2006 г археологи нашли на территории святилища глиняный саркофаг, датированный V ст. до н. э. Он украшен изображениями сцен из «Одиссея» и «Илиады». Его поверхность покрывает искусная резьба и разноцветная роспись.
Музей Палео
В 2-х шагах от святилища, в отреставрированной усадьбе La Covocle, принадлежавшей французскому феодальному роду Лузиньянов, расположен музей. В его стенах хранятся важные археологические находки, обнаруженные на территории древнего Пафоса.
Как добраться до руин святилища
До критской достопримечательности не ходят автобусы. Туристам приходится добираться до нее самостоятельно: на арендованном авто или такси. При желании посетить это место можно в составе организованной экскурсии.
В Древней Греции и на Кипре почитали олимпийских богов. В состав 12 самых «почетных» богов Олимпа входила и самая прекрасная из богинь – Афродита. Древняя легенда гласит, что белоснежная пена, которая образовалась из семени и крови бога Урана, попавших в морскую воду и смешавшись с нею, была принесена легким ветерком к берегам Кипра с острова Кифера. Имя Афродиты и переводится, как «пенорожденная» (от греческого «афрос», что означает «пена»).
Культ Афродиты
Афродита была одной из самых почитаемых в Древней Греции богинь. Ей поклонялись, в ее честь возводили величественные храмы, о ней слагали стихи и поэмы, устраивали праздники и придумывали обряды. Сколько на самом деле в мире святилищ Афродиты – сейчас никому не известно, однако некоторые из них сохранились до наших дней. Храм в Афродосии (Турция), в Александрии (Египет), в Акрополе (Греция). Местом массового паломничества в древности являлся Храм Афродиты на Кипре: сегодня его руинынаходятся в 15 километрах от города Пафос, в деревне Куклия. Те, кто интересуется историей или читал роман Ивана Ефремова «Таис Афинская», наверняка вспомнит, что по приезду на Кипр известная гетера посетила это древнее святилище.
Пафос на Кипре – город с древней историей и тесно связан с греческой богиней. Классическая Афродита почиталась, как символ Любви, Молодости, Весны и Плодородия. Культ Афродиты был позаимствован из аккатской мифологии, где богиней плотской любви, плодородия, а также войны и распрей являлась Иштар. На Кипре Афродите стали поклоняться примерно в XV-XVI веках до нашей эры, хотя Храм в Пафосе был построен намного раньше – в XII столетии до н.э.
Надо признать, что почиталась богиня в древности своеобразным образом: сегодня эти действия признали бы, как минимум, развратными и даже преступными. Однако раньше люди стекались на Кипр тысячами, чтобы поучаствовать в праздниках и обрядах, совершаемых в честь златокудрой богини. Весной в Храме Афродиты проводились так называемые Афродисии – иначе говоря, сексуальные оргии, не участие в которых каралось смертью.
Обряды по имя богини
Женщины должны были отдаваться чужестранцам за деньги хотя бы один раз в жизни. Они приезжали в Храм и занимали места в определенном помещении святилища. Любой чужестранец бросал деньги на пол возле выбранной женщины, которая смиренно шла за ним в другую залу и прямо под открытым небом предавалась сексуальным утехам с неизвестным. После этого она могла уйти домой.
В этом смысле красавицам «везло» больше: они быстро совершали этот странный обряд. А вот менее симпатичным девушкам и дурнушкам приходилось туго: они могли месяцами ожидать «кавалера», пока к ним кто-нибудь присмотрится.
Сей обряд лишь маленькая и самая безобидная толика в массе необузданных сексуальных оргий, которые описывались историками и литераторами в честь богини Афродиты. Например, девушка перед тем, как выйти замуж, проходила обряд лишения невинности именно в Храме. Причем совершить «священный ритуал» девственница должна была отнюдь не со своим избранником, а с незнакомцем, первым попавшимся, кто захочет ею овладеть. Так, девушка жертвовала своей девственностью во имя Великой Богини, которая тут же брала ее под свою защиту.
Примечательно, что при Храме существовала особая каста женщин – жрицы Любви, сексуальная связь с которыми считалась особым почетом, ибо они олицетворяли Богиню и ее плоть здесь, на Земле. Их называли «девами» или «святыми», а их ремесло – «священной проституцией». Стать жрицей Любви было очень престижно. Богатые родители отдавали целые состояния за то, чтобы их дочери обучались искусству обольщения и сексуальной раскрепощенности у Великолепных Гетер. Между прочим, они славились на весь мир и ценились на вес золота, ведь их отличало не только умение доставить неземное сексуальное наслаждение, но и поймать психологическое состояние партнера, заставить его уйти от проблем или подойти к ним совершенно с другой стороны. Это список можно было бы продолжать, но факт остается фактом – Гетеры были очень умными и образованными женщинами.
Храм Афродиты: от величия до упадка
Что представляло собой древнее святилище? Это было сооружение размерами примерно 20 на 50 метров, вход в который был обращен в сторону рождения Афродиты. В центре Храма возвышался высокий каменный фаллос, как символ Вечной Жизни, а в глубине помещения размещались алтари. Все пространство Храма, называемое теменос, огораживали высокие стены из гладкого камня. Повсюду были изображения людей, мифических существ и животных, которые предавались плотским утехам: женщины-кентавры совокуплялись с жеребцами, козы с сатирами, наяды с оленями – все живое было объято одной необузданной страстью.
Была и оборотная сторона медали. Прихожанки молились в Храме: каждая приходила со своей собственной статуэткой Богини. В основном это были небольшие фигурки, выполненные кустарным способом. Поставив статуэтку на алтарь, прихожанка усыпала его лепестками роз и молилась, загадывая желание. Считалось, что каждое из них точно исполнится, если сжечь зерно благовоний. Женщина хранила всю жизнь фигурку Богини, а когда умирала, в гроб помещали сокровенную статуэтку, чтобы охранять усопшую и ее могилу.
Где-то в IV столетии нашей эры Храм пришел в упадок. Это было связано частично с землетрясениями, а частично с распространением христианства, которое привнесло в общество более жесткие нормы морали. Многие обряды и ритуалы были по закону запрещены.
Храм в Куклии был обнаружен в 1887 году. Тогда археологи раскопали уникальные артефакты, которые сегодня представляют огромную историческую ценность. Среди них:
Кстати, на некоторых предметах ученые обнаружили сцены из знаменитой «Одиссеи» и «Иллиады». Теперь эти артефакты являются достойным украшением музеев Пафоса, Лондона и Нью-Йорка.
Сегодня Храм Афродиты в Куклии – это лишь руины древнего святилища. Но по оставшимся фрагментам постройки можно судить, какое это было грандиозное сооружение. Великий Гомер описывал его в своих произведениях, а также многие события, которые были связаны с именем прекрасной богини.
Представьте только на секунду, что прямо сегодня или завтра вы можете все это увидеть собственными глазами и даже запечатлеть на фотоснимках. Посетив остров Кипр, только абсолютно равнодушный человек останется не тронут фрагментами Истории, которая оставила их для современника в очень приличном виде. О, Афродита, мы готовы к встрече с тобой!
Каких-либо антропоморфных изображений Афродиты относящихся к этому историческому периоду не найдено. Интересно отметить что в расшифрованных местных силлабических письменах не содержится упоминаний имени Афродита.
Если попытаться объединить информацию, содержащуюся в различных поэтических и мифологических источниках, то история происхождения богини предстает в следующем виде. Вначале божественная пара Гея и Уран породили киклопов (циклопов), которых отец возненавидел и заточил под землю. Гея была расстроена таким поворотом событий и когда родились семь титанов, она убедила их низвергнуть отца за то, что он так поступил с киклопами. Возглавляемые младшим из семерки — Кроном, титаны дождались момента, когда
Гениталии Урана были заброшены Кроном в море. Соответственно, пену, из которой произошла прекрасная богиня, древние авторы однозначно ассоциируют с этим событием.
Член же отца детородный, отсеченный острым железом, По морю долгое время носился, и белая пена Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене В той зародилась. Сначала подплыла к Киферам священным, После же этого к Кипру пристала, омытому морем.
Гесиод, « Теогония »
Наиболее ранние из дошедших до нас исторических подробностей, связанных с культом Афродиты на Кипре относятся к истории кипрского правителя Пигмалиона. Он был безумно влюблен в богиню, и отчаявшись добиться взаимности воплотил ее образ в статую из слоновой кости, которой и адресовал весь пыл своих чувств.
Жил он, и ложе его лишено было долго подруги. А меж тем белоснежную он с неизменным искусством Резал слоновую кость. И создал он образ, — подобной Женщины свет не видал, — и свое полюбил он созданье.
Овидий, « Метаморфозы »
При очередной встрече с Афродитой в месте священных мистерий, во время посвященных ей празднеств, он умолил богиню оживить созданную им статую. Афродита выполнила его просьбу, и таким образом на свет появилось чудесное существо Галатея — превратившаяся в живую женщину статуя Афродиты. У Пигмалиона и Галатеи родились две дочери — Пафо и Метарма. Исходя из некоторых источников можно сделать вывод, что Пафо и Метарма были первыми верховными жрицами культа Афродиты, вступившего с этого времени в свою новую фазу развития. При этом поселение, находившееся в районе священного места, где проходили мистерии Афродиты Пигмалион назвал в честь своей дочери — Пафос. Это был общепринятый в древности обычай — называть местности и города по имени своих потомков. Это название сохранилось вплоть до наших дней.
В настоящее время на месте Палеопафоса находится деревня Куклия. Современный же Пафос развился из древнего поселения, называемого археологами Неопафос (Новый Пафос). Этот город был основан царем Тегеи Агапенором, прибывшим на Кипр после Троянской войны в период правления Кинира. Отношения между правителями были самыми дружественными и Агапенор со своими людьми принимал деятельное участие в строительстве древнего храма Афродиты, начатого Киниром. От Неопафоса к святилищу в Палеопафосе вела дорога, по которой во время ежегодных празднеств в честь Афродиты проходили священные ритуальные процессии пилигриммов со всей Ойкумены.
Шли века, сменялись владычества, а святилище Афродиты оставалось неизменно знаменитым, привлекало к себе паломников со всего мира и пользовалось неизменной поддержкой и почитанием у сильных мира сего.
С наступлением эпохи христианства значение святилища Афродиты как религиозно-мистического центра Средиземноморья стало угасать и через несколько столетий знаменитый культ перестал существовать. Покинутый храм, постепенно разрушаясь, простоял еще почти тысячу лет, пока не был окончательно разобран местными жителями в веке. Древние священные камни послужили строительным материалом для стен средневековой сахарной мануфактуры.
Родос-остров и Родос-город удивительно богаты историческими достопримечательностями. Для того, чтобы перенестись из античной эпохи во времена рыцарей нужен совсем небольшой временной промежуток — минут десять. Для этого не надо выезжать за пределы столицы острова к Акрополю Родоса или Линдоса. Можно немного отойти от итальянского периода в порту Мандраки (Λιμάνι Μανδράκι [лима́ни манðра́ки]) в сторону ворот Свободы неприступной Родосской крепости (Φρούριο της Ρόδου [фру́рьо тыс ро́ðу]). Там на площади Сими находятся руины античного языческого Храма Афродиты (Ναός της Αφροδίτης [нао́с тыс афроðы́тыс]) — мифической богини любви и плодородия Древней Греции. Далее, через ворота на Улицу Рыцарей (Οδός των Ιπποτών [оðо́с тон ипото́н]), где ждет полное погружение в каменное средневековье.
Руины Храма Афродиты в Родосе
Руины Храма Афродиты в Родосе
» data-medium-file=»https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2018/05/WP_20170727_11_53_26_Pro_LI-e1527620557892-300×225.jpg» data-large-file=»https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2018/05/WP_20170727_11_53_26_Pro_LI-1024×578.jpg» title=»Руины Храма Афродиты в Родосе» alt=»Руины Храма Афродиты в Родосе» width=»800″ height=»600″ srcset=»https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2018/05/WP_20170727_11_53_26_Pro_LI-e1527620557892.jpg 800w, https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2018/05/WP_20170727_11_53_26_Pro_LI-e1527620557892-300×225.jpg 300w, https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2018/05/WP_20170727_11_53_26_Pro_LI-e1527620557892-360×270.jpg 360w, https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2018/05/WP_20170727_11_53_26_Pro_LI-e1527620557892-80×60.jpg 80w» data-src=»http://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2018/05/WP_20170727_11_53_26_Pro_LI-e1527620557892.jpg» data-sizes=»(max-width: 800px) 100vw, 800px» gif;base64,R0lGODlhAQABAAAAACH5BAEKAAEALAAAAAABAAEAAAICTAEAOw==» /> Руины Храма Афродиты в Родосе
Храмы острова Родос также можно условно отнести к различным историческим промежуткам времени. Есть православные в византийском стиле в Старом городе — их очень много. Есть храмы эпохи средневековья, например, восстановленный Благовещенский Собор, есть новые — Храм Святого Нектария в Фалираки. А есть и языческие — в Храм Аполлона Пифийского и Афины Паллады в Родосском Акрополе.
Еще один языческий храм, посвященный древнегреческой богине любви Афродите был возведен в IIΙ веке до нашей эры. Строение не было большого размера, имело прямоугольное основание и колонны в ионическом стиле. Храм был ориентирован на восток/запад и находился в северной части Большого порта. В качестве строительного материала был использован песчаник, а в качестве покрытия — штукатурка.
Предполагается, что в самом центре древнего языческого храма стояла статуя Афродиты, которая сейчас хранится в Археологическом музее Родоса. Богиня изображена во весь рост, слегка склонив голову, ее одеяние сползает, обнажая прекрасное тело. Статуя получила название Афродита Pudica, что значит в переводе с латыни «целомудренная».
От древнего храма осталось немного — основание, части колонн и камни — архитектурные фрагменты. На памятной табличке у руин древнего храма изображен план строения и есть описание исторического объекта на греческом и английском языках.
Расположение Храма Афродиты
Руины античного Храма Афродиты расположены возле площади Сими (Πλατεία Σύμης [платы́а си́мис]), недалеко от Музея современного искусства — Пинакотеки.
Как найти Храм Афродиты в Родосе
Если войти через ворота Свободы (Πύλη Ελευθερίας [пи́ли элэфθэри́ас]) в Старый город и двигаться прямо, то руины Храма Афродиты будут с левой стороны, сразу после перекрестка.
Если искать, находясь внутри Старого города, то от Храма Богородицы Замка (Ιερός Ναός Παναγίας του Κάστρου [йэро́с нао́с панаɣи́ас ту ка́стру]), который находится в конце Улицы Рыцарей, нужно пойти влево в сторону выхода из крепости. Руины Храма Афродиты будут справа, перед перекрестком.
Адрес Храма Афродиты в Родосе:
Πλατεία Σύμης, Παλιά Πόλη, Ρόδος 851 00, Ελλάδα Площадь Сими, Старый город, Родос 851 00, Греция
История создания святилища Афродиты в Палеа-Пафосе
Культ Афродиты зародился на Кипре в 12-м веке до н. э., к этому же времени относится строительство храма Афродиты на вершине холма в деревне Куклия, на расстоянии примерно 2 км от моря. Вскоре вокруг храма вырос город Палеа-Пафос (Palea Paphos). Существует 2 легенды основания Палеа-Пафоса (Палепафоса).
Легенда о короле Кинире
Согласно первой легенде, основателем поселения и первым жрецом в святилище Афродиты был легендарный местный король Кинир.
Его дочь, красавица Мирра, воспылав грешной любовью к своему отцу, воспользовалась темнотой и соблазнила Кинира. Этот поступок разгневал ревнивую богиню Афродиту, и она превратила Мирру в благоухающее дерево (мирровое дерево).
Вскоре богиня-родовспомогательница Илифия вытащила из коры этого дерева младенца Адониса, который, в свою очередь, стал любовником Афродиты.
Легенда о греческом короле Агапеноре
Вторая легенда рассказывает о короле Тегеи из Аркадии (Греция) Агапеноре.
Корабли греков, возвращаясь с Троянской войны, волею судеб были занесены на Кипр. К берегам острова штормом был прибит и флот предводителя аркадийских воинов короля Агапенора, который основал город Палеа-Пафос и святилище богини.
Расцвет храма Афродиты на Кипре
Палеа-Пафос оставался самым крупным поселением и религиозным центром западной части Кипра с начала геометрического периода (900–700 гг. до н. э) до конца классического периода (480–323 до н. э.). Последним правителем Палео-Пафоса стал король Никоклес, который перенес столицу своего государства в Неа-Пафос (район Нижнего Пафоса в наше время).
Святилище Афродиты продолжало процветать в римскую эпоху. Несколько римских императоров почтили храм своим присутствием, в том числе и римский император Тит в 69 г. н. э. на своем пути в Египет.
После сильного землетрясения в 76–77 г. н. э. храм был полностью разрушен, но вскоре был заново отстроен римлянами. Новый храм получился больше и помпезнее предыдущего.
Первые сооружения культового назначения в храме Афродиты располагались на огороженной площадке размером около 50 х 20 метров. Строения римлян заняли большее пространство. У храма был большой открытый двор, сокральным центром которого был черный конический камень высотой более метра – карадаш (черный камень).
Упадок святилища Афродиты
Религиозные и культурные мероприятия в святилище Афродиты прекратились в 4-м веке н. э. с ростом и распространением христианства по всему острову, после издания римским императором Феодосием Миланского эдикта, согласно которому отменялись языческие жертвоприношения и обряды.
Храм пришел в упадок. Уже незадолго до принятия Феодосием этого закона один богатый римлянин построил рядом с храмом частную виллу (небольшие фрагменты мозаичного пола римской виллы видны и в наши дни), создав некоторые повреждения в здании храма.
В византийский период местные жители использовали руины в качестве источника строительных материалов. И сегодня практически все старинные здания в Куклии включают в себя один-два камня от одной из важных святынь древнего мира.
И, наконец, в средние века на вершине каменных фундаментов был построен сахарный завод, при этом было уничтожено все, что было выше полуметра от основания.
Как место используется в наше время
Святилище Афродиты было впервые раскопано в 1887 году специалистами исследовательского фонда Кипра. Часть из найденных артефактов была переправлена в Британский музей.
Раскопки были продолжены британской экспедицией в 1950–1955 годах. В 1996 году на месте святилища Афродиты исследования продолжила швейцарско-германская экспедиция.
В настоящее время от храма Афродиты остались только некоторый фрагменты архитектуры, фундамент и камни, разбросанные по всей территории святилища.
Рядом со святилищем можно увидеть церковь Панагии Католики (Panagia Katholiki), построенную в 12-м веке. Внутри церкви можно ознакомиться со старинными фресками 14–16-го веков.
Что посмотреть в храме Афродиты
В одном из уголков на территории бывшего храма можно увидеть копию пола из мозаики «Леда и лебедь», оригинал которой был украден во 2-м или 3-м веке н. э., а затем восстановлен в Лондоне.
Недалеко от святилища Афородиты, в старинной усадьбе Лузиньян La Cavocle, открыт археологический музей Палеа-Пафоса.
В галерее музея в хронологическом порядке выставлены находки из Палеа-Пафоса, в том числе:
Раскопки в святилище Афродиты ведутся и в наши дня, в связи с этим коллекция музея все время обновляется.
Часы работы
Стоимость билетов
Как добраться
Доехать до святилища Афродиты в Палео-Пафосе можно только на частном транспорте. Карта «Cyprus Inform. По святым местам. Куклия», точка «С».
Найти храм Афродиты просто: с трассы А6, соединяющей Пафос и Лимассол, необходимо съехать по указателю Kouklia и далее двигаться по указателям в сторону Kouklia и Sanctuary of Aphrodite.
Если вы едете от «места рождения» Афродиты, продолжайте движение вдоль моря по трассе B6 в сторону Пафоса, сверните направо, увидев указатель на Kouklia, примерно через километр вы окажетесь на парковке рядом со входом в святилище Афродиты.