Древний храм в афинах первая п
Храм Парфенон в Афинах
Одна из наиболее почитаемых древними греками богинь, Афина Паллада, появилась на свет довольно необычным способом: Зевс, её отец, проглотил её мать, Метиду (Премудрость), когда та ждала ребёнка. Сделал он это по одной простой причине: после рождения дочери ему было предсказано появление на свет сына, который свергнет Громовержца с престола.
Но Афина кануть в небытие не пожелала – поэтому через некоторое время Верховного Бога начала мучить нестерпимая головная боль: дочь просилась наружу. Голова болела так сильно, что Громовержец, не в силах терпеть, приказал Гефесту взять топор и ударить им его по голове. Тот повиновался и рассёк ему голову, выпустив на свободу Афину. Глаза её были полны мудрости, а одета она была в одежду воина, в руке держала копьё, а на голове был железный шлем.
Богиня мудрости оказалась непраздной жительницей Олимпа: она спустилась к людям и многому научила их, дав им знания и ремёсла. Она уделяла внимание и женщинам: учила их рукодельничать и ткать, принимала активное участие и в государственных делах – была покровительницей справедливой борьбы (учила решать проблемы мирным путём), обучала писать законы, став, таким образом, покровительницей многих греческих городов. Для такой величественной богини нужно было возвести храм, равного которому по описаниям не было бы в целом мире.
Главный храм Акрополя
Находится Парфенон в столице Греции, в Афинах, в южной части Акрополя, древнего архитектурного комплекса, расположенного на скалистом холме на высоте, превышающей 150 метров над у. м. Найти афинский Акрополь Парфенон можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте его точное местонахождение узнать по следующим координатам: 37° 58′ 17″ с. ш., 23° 43′ 36″ в. д.
Храм Парфенон, посвященный Афине, на территории Акрополя начали возводить около 447 г. до н. э. вместо разрушенного персами недостроенного святилища. Строительство этого уникального памятника архитектуры было поручено архитектору Калликрату, который возводил здание по проекту Иктина.
На постройку храма у эллинов ушло около пятнадцати лет, что по тем временам являлось довольно коротким термином, учитывая, что строительные и отделочные материалы везли со всей территории Греции. Благо, денег хватало: Афины, правителем которых был Перикл как раз переживали период наивысшего расцвета и являлись не только культурной столицей, но и политическим центром Аттики.
Калликрат и Иктин, имея в доступе немалые средства и возможности, при строительстве храма смогли воплотить не одно новаторское дизайнерское решение в результате которых, архитектура Парфенона оказалась непохожей ни на одно другое строение подобного типа.
Главная особенность святилища заключалась в том, что фасад здания с одной точки великолепно просматривался сразу с трёх сторон.
Этого удалось добиться, установив колонны по отношению друг другу не параллельно, а под углом. Также свою роль сыграло то, что все столбы имели разную форму: чтобы издалека центральные колонны казались более стройными и не такими тонкими, всем столбам придали выпуклую форму (самые крайние колоны оказались самыми толстыми), немного наклонив угловые колонны к центру, центральные – от него.
В качестве основного строительного материала был задействован добытый недалеко от Акрополя пенелийский мрамор, по описанию, довольно интересный материал, поскольку изначально он имеет белый цвет, но через некоторое время под воздействием солнечных лучей, начинает желтеть. Поэтому Парфенон в Афинах по окончании строительных работ оказался неравномерно окрашен, что придало ему оригинальный и интересный вид: с северной стороны храм имел серо-пепельный оттенок, с южной оказался золотисто-жёлтого окраса.
Ещё одной особенностью древнего храма являлось то, что при кладке мраморных блоков греческие мастера не использовали ни цемент, ни какой-либо другой раствор: строители их тщательно обтачивали по краям и по размеру подгоняли друг к другу (при этом внутреннюю часть не обтёсывали – это экономило время и рабочую силу). Более крупные блоки находились в основании здания, на них были выложены меньшие камни, скреплённые по горизонтали железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. По вертикали глыбы соединялись железными штырями.
Описание
К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.
К сожалению, из-за того, что большинство фронтонов были уничтожены (сохранились лишь тридцать статуй в очень плохом состоянии), как именно выглядел экстерьер Парфенона, сохранилось очень мало описаний.
Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.
А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.
Парфенон изнутри
Чтобы оказаться внутри храма, помимо внешних ступеней, надо было преодолеть ещё две внутренние. Площадка в середине храма имела длину 59 метров, а ширину 21,7 метра и состояла из трёх помещений. Самая большая, центральная, была окружена с трёх сторон 21 колонной, которые отделяли её от двух, находящихся от неё по бокам маленьких комнат. На внутреннем фризе святилища было изображено праздничное шествие из Афин в Акрополь, когда девы несли Афине подарок.
В центре основной площадки находилась статуя Афины Парфенос, изготовленная Фидием. Скульптура, посвящённая богине, являлась самым настоящим шедевром. Статуя Афины имела высоту тринадцать метров и являла собой гордо стоящую богиню, с копьём в одной руке и двухметровой скульптурой Ники – в другой. На голове у Паллады был одет трехгребневый шлем, возле ног находился щит, на котором помимо сцен из различных битв, был изображён инициатор строительства, Перикл.
Возле западного входа в святыню находился опистодом – закрытое помещение в задней части, где хранился городской архив и казна морского союза. Длина комнаты составляла 19 м, а ширина 14 м.
Помещение называлось Парфеноном (именно благодаря этой комнате храм получил своё название), что в переводе означает «дом для девушек». В этом помещении избранные девы, жрицы, изготавливали пеплос (пошитую из лёгкого материала женскую верхнюю одежду без рукавов, которую афинянки одевали поверх туники), который преподносили Афине во время торжественного шествия, происходящее раз в четыре года.
Чёрные дни Парфенона
Последним правителем, который благоволил и заботился об этом памятнике архитектуры, был Александр Македонский (он даже установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов). После его смерти для храма настали чёрные дни.
Один из македонских правителей, Деметрий I Полиоркет, поселился здесь со своими любовницами, а следующий правитель Афин, Лахар, содрал со скульптуры богини всё золото, а с фронтонов – щиты Алекандра, чтобы расплатиться с солдатами. В III ст. до н. э в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия.
Когда греки приняли христианство, из Парфенона сделали церковь (произошло это в VI ст. н.э.), внеся в его архитектуру соответствующие изменения, и достроив необходимые для проведения христианских обрядов помещения. Самое ценное, что было в языческом храме, вывезли в Константинополь, а остальное или уничтожили или сильно испортили (прежде всего, это относится к скульптурам и барельефам здания).
После того как около семисот ядер попало в здание, святыня взорвалась, вследствие чего центральная часть Парфенона, все внутренние колонны и помещения оказались полностью разрушены, крыша с северной стороны обвалилась.
После этого древнюю святыню начали грабить и разрушать все, кто могли: афиняне использовали его обломки для бытовых нужд, а европейцы получили возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину (в настоящее время большая часть найденных остатков находится или в Лувре или в Британском музее).
Реставрация
Возрождение Парфенона началось не раньше, чем Греция обрела независимость, в 1832 году, а уже через два года правительство провозгласило Парфенон памятником античного наследия. В результате проведённых работ уже через пятьдесят лет на территории Акрополя от «варварского присутствия» практически ничего не осталось: были снесены абсолютно все постройки, которые не имели отношения к древнему комплексу, а сам Акрополь начали восстанавливать согласно сохранившимся описаниям о том, как выглядел Парфенон в древней Греции (в настоящее время храм, как и весь Акрополь, находится под защитой ЮНЕСКО).
Помимо того, что Парфенон был восстановлен по мере возможностей, а оригинальные статуи были заменены на копии и отправились на хранение в музей, греческое правительство ведет активную работу над тем, чтобы вернуть в страну вывезенные фрагменты храма. И вот тут есть интересный момент: Британский музей согласился это сделать, но при условии, если правительство Греции признает музей их законным владельцем. А вот греки с такой постановкой вопроса не соглашаются, поскольку это бы означало, что они простили кражу статуй двести лет назад и активно борются за то, чтобы статуи им вернули без каких-либо условий.
Самый знаменитый храм Греции — Парфенон, посвященный богине Афине-Девственнице
Богиня Афина — наиболее странный (в плане мотивации) персонаж греческой мифологии.
Ведь она является богиней «умной» войны, но в то же время пытается решить все вопросы миром.
Она презирает мелочность других олимпийцев и редко вмешивается в их конфликты.
Но в случае угрозы самому Пантеону, Афина будет первой, кто вступит в бой.
Богиня Афина неоднократно служила карающим мечом Олимпа, наказывая наиболее самоуверенных смертных, но именно она основала самый великий город Греции, а потом осталась присматривать за этими смертными, после того, как боги Олимпа навсегда ушли.
И неудивительно, что её величайшее святилище, легендарный Парфенон тоже ждала очень непростая и временами просто удивительная судьба.
Где находится
Парфенон расположен в самом центре столице, на афинском Акрополе.
В центре Афин легко ориентироваться. Тут много пешеходных зон, а достопримечательности сосредоточены кучно. Заблудиться невозможно – над основной плоскостью города высятся две путеводных возвышенности: Акрополь и Ликавитос.
Акрополь (Akropolis) — в переводе с греческого: «верхний город» — построен на скалистом холме высотой 156 метров, который служил естественным укреплением при осадах.
Парфенон во времена античной Греции
От центра Афин до главной достопримечательности Греции ведет большая пешеходная улица Dionysiou Areopagitou.
Идите по ней прямо, никуда не сворачивая. Постепенно поднимаясь в гору, она приведет вас прямо к цели.
Парфенон в Афинах виден почти отовсюду и особенно красиво смотрится ночью, когда включают освещение.
Причём с первого взгляда на Акрополь можно понять, что боги играли в жизни греков очень важную роль — он буквально напичкан различными храмами и святилищами практически всех более-менее заметных олимпийцев, от могучего и грозного Зевса до вечно пьяного, но не менее грозного Диониса.
Стоит заметить, что Парфенон — не первое святилище Акрополя, посвящённое Афине. За 200 лет до его постройки, неподалёку от его нынешнего местонахождения существовал другой храм — Гекатомпедон. Учёные даже допускают, что какое-то время, храмы существовали параллельно.
Вы можете ознакомиться и с другими легендарными достопримечательностями Афин.
О древних богинях Греции, мифах и местах, которые в них описаны читайте здесь.
Подробный обзор погоды в Греции вас ждет на этой странице.
История храма, кто построил Парфенон
Парфенон во время реставрации
Строительство Парфенона началось в 447 году до нашей эры. Проект приписывают архитектору Иктену, а строительством руководил Калликрат, который был практически придворным мастером правителя Перикла.
Помимо Парфенона, Калликрат построил ещё несколько храмов на Акрополе, а также активно поучаствовал в мирской жизни города, доведя до ума и закончив проект Длинных Стен, которые потом очень неприятно удивили спартанское войско во время Пеллопонесских войн.
Правда, обиженные спартанцы всё равно сровняли стены с землёй тридцать лет спустя, но, увы (а может, и наоборот, к счастью), Калликрат этого уже не застал. К тому же жители города восстановили стены и они ещё триста лет служили символом афинской независимости.
Парфенон же является главным шедевром мастера. Храм все никак не получался таким, каким его задумал Калликрат. Строительство заняло более девяти лет, причём все эти годы афинское правительство исправно отчитывалось перед своим народом за каждую монету, потраченную на постройку (археологам удалось найти мраморные таблички с отчётами).
На празднике Панафиней 438 года до н. э., храм был торжественно открыт для посетителей, но декоративные работы продолжались ещё шесть лет под руководством скульптора Фидия, преемника Калликрата и создателя одного из семи Чудес Света — статуи Зевса в Олимпии. Для Парфенона Фидий создал не менее прекрасное изваяние Афины Парфенос, ставшее главным украшением храма.
Византийская эпоха Парфенона
После пожара храм восстановили и он служил последним пристанищем богини ещё почти 800 лет, пока при патриархе Павле III не был превращён в собор святой Софии.
Все сокровища были вывезены в Константинополь, впрочем, к тому моменту их оставалось немного. Храм был значительно перестроен, но в целом сохранил свой характерный вид.
Но в 1458 году Афины опять сменили государственную принадлежность, став частью уже Османской империи.
Турки разместили в Акрополе военный гарнизон, а Парфенон превратили в мечеть, перестроив в очередной раз и серьёзно повредив росписи внутри храма. Что интересно, помимо закрашивания всех противоречащих мусульманской культуре сюжетов, никаких других изменений во внутреннее убранство храма внесено не было.
В 1687 году, во время войны между Османами и Священной Лигой, Парфенон, служивший туркам складом и укрытием, был обстрелян с господствующей высоты — холма Филопаппу. Прямое попадание в пороховой склад буквально уничтожило храм, похоронив под ним более 300 турок.
Парфенон в 1840 году
Следующие двести лет руины Парфенона служили историческим памятником, пока в 1840 годах не началась их реставрация.
Процесс восстановления главного древнего храма идёт до сих пор, с переменным успехом, но тот факт, что было сделано множество археологических открытий отрицать сложно.
Правда, в последние годы, проект реставрации был заморожен — после вступления в ЕС у Греции просто не осталось денег на восстановление памятников.
Как выглядел Древнегреческий Парфенон
Древнегреческий Парфенон представлял собой действительно величественное зрелище.
Парфенон в разрезе
На фасадах храма было по 8 колонн, по бокам — ещё по 17, что в сумме даёт нам 48 опор (угловые колонны являются одновременно элементами как фасада, так и боковой части).
Один из уцелевших фризов Парфенона
Внутри храма были сделаны дополнительно две ступени, которые вели на центральную площадку, окружённую с фасадов ещё 12 колоннами.
Площадка делилась на три нефа, большой центральный и два маленьких по бокам. Центральный неф был окружен с трёх сторон 21 колонной. В его центре располагалась та самая, позднее пропавшая, статуя Афины Парфенос.
Внутренний фриз храма был выполнен в ионическом стиле и изображал праздничное шествие в последний день Панафиней.
Что же касается экстерьера, то о нём известно довольно мало. Фронтоны Парфенона были уничтожены ещё в Средние века, так что восстанавливают их в основном по догадкам.
Восточный фронтон мог изображать рождение Афины, но деталей скульптур почти не осталось. Западный, скорее всего, показывает спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Всего сохранилось 30 статуй с фронтонов, но их состояние довольно плачевное, в особенности у тех, что были в Британском музее в конце XX века — их подвергли довольно варварской чистке.
Внешние фризы Парфенона сохранились немного лучше — по крайней мере, точно известно, что было на них изображено.
На восточной стороне храма была запечатлена история войны кентавров и лапифов, на западной — Троянской войны, на севере — гигантомахия, а на юге — сцены из битвы греков и амазонок.
Большинство уцелевших горельефов находятся в афинском музее, а их точные копии постепенно занимают свои места в отреставрированном Парфеноне.
Статуя Афины
Самая удачная копия знаменитой статуи Фидия
Статуя Афины описывается как одна из величайших работ Фидия. Изваяние богини было выполнено из дерева покрытого золотом (около тонны) и украшенного слоновой костью.
Вместо того чтобы подчеркнуть недоступность и отчуждённость божества (как он сделал с Зевсом Олимпийским), Фидий изобразил Афину простой и приближенной к своему народу.
Статуя была относительно невысока (13 метров) и изображала гордо стоящую Афину, держащую в одной руке копьё, а в другой — двухметровую фигуру богини победы Ники.
Голова богини была украшена трехгребневым шлемом, а в ногах находился щит, на котором изображены сцены из битв.
Увы, но статуя стоила зодчему Парфенона жизни — в порыве увековечить не только божественную Афину, но и самого себя, мастер вписал в одну из сцен, украшающих щит богини, плешивого старика с молотом скульптора.
Фидий на щите скульптуры Афины-Девственницы
Афиняне не оценили юмор и осудили его за богохульство. В тюрьме Фидий скончался.
Знаменитая статуя, вероятно, погибла при пожаре, предположительно в V веке до н. э., но существует несколько копий разной степени точности.
Наиболее достоверную, под названием «Афина Варварикон», можно увидеть в национальном археологическом музее.
Современный Парфенон
Подробно описывать как выглядит Парфенон сегодня, не имеет смысла — греческие археологи и строители максимально приблизили его к храму античному.
Конечно, весь лоск и красота скульптур Парфенона утеряны, но здание всё равно поражает воображение.
С каждым годом храм становится все более красивым, а истории гидов — все более впечатляющими, так что посещение Парфенона — это процесс, который интересно повторять каждые несколько лет.
Сколько стоит посещение
Сохранившиеся скульптуры на фронтоне крыши Парфенона
Доступ к главному памятнику античного зодчества эллинов открыт с 8.30 до 18.00.
Рекомендуется посещать его в ранние часы или под вечер, когда жара не особо сильна и наплыв туристов не очень большой. При входе есть небольшой ларек, где продают газированную воду и свежевыжатые соки (4,5 евро). Учтите, что со стаканом вовнутрь вас не пустят, а стакан довольно большой.
Запаситесь бутылкой с водой, наверху перед входом и слева есть фонтанчики и туалет.
Вход с большими сумками также воспрещен, но на территории имеются камеры хранения, где их можно оставить.
Всего входов и касс тут несколько, в том числе со стороны музея и на юго-восточной стороне, у театра Диониса.
Очередь в кассах со стороны музея обычно меньше.
Древний храм Парфенон в Афинах— не только грандиозный памятник. Это ещё и национальный символ Греции, которым страна очень гордится.
Невероятно красивое в своей простоте здание с успехом выдержало испытание временем и пало лишь под снарядами из тяжелых пушек, сделанных тысячелетия спустя после постройки последнего святилища Афины.
Разве это не достойно восхищения перед работой античных мастеров!
Несмотря на то, что храм греческой богини уже много времени реставрируется и окружен строительными лесами, пребывание рядом с ним – поразительное и волнующее ощущение.
Если вам доведется побывать в Афинах обязательно посетите Парфенон — великий дух древней Эллады, застывший в пентелийском мраморе.
Популярные храмы в Афинах
Греция, как одно из древнейших государств в мире, видела на своей территории множество культур и верований, и, что более удивительно, сумела сохранить отголоски каждого из них. Высокая концентрация культурных памятников, связанных с религиозными верованиями, сосредоточена в столице страны. Именно поэтому популярные храмы в Афинах представляют собой отдельное направление для туристических исследований.
Храм святого Пантелеймона
Самое масштабное сооружение, построенное в честь этого святого, расположено в сердце города. Здание было заложено в середине сентября 1912 года королем Никосом Георгиосом, поэтому хорошо сохранилось. Из-за неурядиц, постоянно возникающих в Греции, на строительство понадобилось 20 лет. Освящение прошло только в июне 1930 года.
Сегодня это действующий собор, который можно посетить, как и любую другую открытую церковь в Афинах. Нельзя забывать о правилах нахождения в святыни – каждый посетитель имеет право присесть на скамью или одно из кресел, но кроме этого трогать разрешается только свечи.
Парфенон
Величайшее сооружение, возраст которого достигает 2500 лет. Собор выстроен в честь девы-Афины и считается одной из самых гармоничных построек, сохранившихся от древнего города, как по расположению, так и по архитектуре.
История
Необходимость возведения Парфенона обусловлена тем, что захватчики разрушили предыдущую постройку в честь хранительницы города. Как только в государственной казне появилось достаточно денег, Перикл начал строительство одного из величайших храмов в 447 году до н.э.
Грандиозная конструкция возвышается на холме Акрополя, в высочайшей точке. Авторство Парфенона и его оформления принадлежит таким великим людям как Калликрат, Иктин и Фидий – эти имена прошли сквозь время и заняли особую нишу в рамках их профессий. Контролировал строительство сам Перикл, поэтому не стоит удивляться, что Парфенон смог частично пережить многочисленные войны и бесконечную смену правителей.
Освящение собора состоялось в 438 году, и было привязано к традиционным Панафинейским играм, однако завершающие штрихи накладывали еще 6 лет.
Архитектура
Парфенон представляет собой периптер — прямоугольное сооружение, обрамленное со всех сторон колоннами. Длина и ширина его составили 69,512 и 30,88 м соответственно. По периметру располагалось 50 колонн. Стоит отметить, что стандартные 6 оснований торцевых сторон в Парфеноне заменены на 8, чтобы максимально расширить внутреннее пространство согласно возможностям строителей.
Святыня выстроена из мрамора, добываемого на горе Пентелкон. В момент освящения он был белым, но свойства материала таковы, что он со временем желтеет. По этой причине руины сегодня окрашены в золотистый цвет.
Внутреннее убранство разделялось на несколько частей. В центральной располагалось одно из величайших творений Фидия – статуя Афины Парфенос. Восточный квадрат предназначался для посетителей, а в западном разместился архив. Чуть позже сюда же была перенесена казна.
Уникальность архитектурного решения
Не секрет, что человеческий глаз воспринимает информацию в искаженном виде. Если смотреть на храм из любой точки Акрополя, будет казаться, что все линии идеально ровные, но на самом деле это не так. Чтобы придать постройке легкость и гармоничность, Иктин использовал сразу несколько «хитростей»:
Кроме этого сооружение расположено не по центру вершины холма, а в юго-восточном углу, поэтому все его великолепие открывается прихожанам постепенно.
Скульптуры
Во времена расцвета Парфенон представлял не только религиозное, но и культурное достояние. Сложно представить, сколько скульпторов трудилось над созданием идеально гармоничных метолов и барельефов. Всем процессом руководил Фидий. Он разделил скульптуры по тематическому признаку, а каждая из них отражала моменты из сюжетов истории, мифов и легенд Эллады.
Ключевое место заняла статуя Афины, построенная Фидием. К сожалению, она не сохранилась в целости, по подробному описанию и уменьшенным копиям, современным скульпторам удалось создать реконструкцию, приближенную к оригиналу. Сегодня она хранится в национальном музее Афин.
Разрушение Парфенона
Разрушение религиозного памятника началось к 298 году до н.э., вместе со стартом череды завоеваний Аттики различными народностями. Золотые части скульптур снимали, святыню освящали заново, но уже другим именем, на ее территории выстраивалась колокольня в честь Богоматери, здесь же чуть позже была возведена мечеть, а в 1687 году турки и вовсе решили использовать здание в качестве порохового склада. В результате такого чудовищного вандализма часть постройки пострадала от взрыва и нескольких пожаров.
Начало 20 века стало величайшим позором местных жителей, которые по частям растаскивали Парфенон на свои нужды. Лишь с обретением Греции независимости Парфенон вошел в список архитектурных сооружений, относящихся к историческому наследию. Восстановительные работы здесь ведутся постоянно, однако многие данные утрачены, поэтому былое величие храму уже не вернуть.
Церковь святого Элефретия
Во время посещения Кафедрального собора в самом центре Афин, можно прогуляться по близлежащим улочкам и обнаружить небольшую древнюю церковь – это храм святого Элефретия, построенный в 12 веке.
Здание возведено в византийскую эпоху и является олицетворением архитектурного направления того времени. В основании – крестообразная форма, дополненная куполом. Интерес представляет материал строительства – это остатки различных памятников. Таким образом, сами стены церкви святого Элефретия являются частью культурного наследия Греции.
В исторических источниках святыня встречается и под другими названиями. «Малая митрополия», выстроенная в честь Богородицы – исконное наименование, которое сохранялось за ней нескольких веков. Затем на территории здания организовали библиотеку, утраченную в результате восстания 1821 года. И на рубеже 19-20 веков сооружение получило название, с которым существует до сих пор.
Храм Гефеста
История
Один из соборов, построенных в период правления Перикла, часто упоминается в летописях. Начало строительства было обозначено 450 годом до н.э., однако параллельно велось возведение Парфенона, поэтому рабочих перенаправляли на строительные работы основного религиозного памятника города. По этой причине возведение святилища Гефеста растянулось на 35 лет.
В документах, описывающих здание, неоднократно упоминается, что вокруг архитектурного сооружения был раскинут прекрасный сад, где над своими книгами нередко трудились величайшие ученые и философы.
Разрушение началось в VII веке, когда на смену грекам пришли христианские священники и освятили здание церковью святого Георгия. Но господство православных священнослужителей было недолгим, и вскоре к постройке вернулось историческое название.
Поскольку здание не являлось наиболее значимым для коренных жителей, оно не представляло особого интереса для захватчиков. Это единственная причина, по которой собор сумел выстоять сквозь тысячелетия в столь великолепном виде. Хотя за святыней никто не ухаживал, она не подвергалась вандализму.
Описание
Храм представляет собой классический периптер, но с гораздо меньшими параметрами снования, чем у Парфенона. Его длина и ширина составляют соответственно 31,7 и 13,7 м. Хорошо сохранились величественные колонны и некоторые метолы, а также само здание.
Если верить описаниям, когда-то убранство святилища составляли скульптуры Афины Паллады и Гефеста, отлитые из бронзы, а на стенах красовались разнообразные фрески и искусная мозаика – но ничего из этого не сохранилось.
Интересна альтернативная теория. Некоторые ученые склоняются к мнению, что сооружение было выстроено в честь Тесея, победившего Минотавра, поэтому на многочисленных фресках был представлены моменты из его жизни. Существует предположение, что святыня расположилась на гробнице самого древнего героя. И хотя доказательств этой теории нет, из летописей известно, что раньше на том же самом месте располагалось место, часто посещаемое людьми, но кому оно было посвящено, остается загадкой.
Эрехтейон
Непрерывная череда строительства храмов в период «золотого века» Древней Греции завершилась на возведении Эрехтейона. Здание расположилось неподалеку от Парфенона и выделяется своей особой архитектурой, не стандартной для соборов того времени.
История
Согласно мифам, постройка была воздвигнута в честь царя Эрехтея, а славу приобрела благодаря спору, который проходил в его стенах — между Афиной и Посейдоном за право покровительства над городом. Эрехтейон был построен и освящен в 406 года до н.э. – всего за полтора года до падения Греции и взятия ее спартанцами. Именно сюда перенесли главные артефакты древнего государства, такие как ксоан Афины, статуя Гермеса, никогда не угасающий светильник. Здесь же растет легендарная олива, которую подарила Афина городу.
Описание
Поскольку строение посвящалось сразу трем исторически важным личностям – Эрехтею, Афине и Посейдону, оно было выполнено по уникальному архитектурному проекту. Восточная часть посвящена Афине – именно здесь располагались самые ценные реликвии.
Западную сторону поделили между собой Посейдон и Эрехтей. здесь же расположились алтари других известных богов и правителей-мужчин, таких как Гефест и Бут. Южная сторона представлена портиком Пандосы. Женщина увековечена в нескольких тождественных друг другу колоннах.
Современная история
Красота, необычность и небольшой размер храма сделали его любимым местом для захватчиков. Многочисленные перестройки помогли святыне выдержать несколько тысяч лет. В разные времена здесь размещалась христианская церковь, резиденция герцога Афинского, гарем турецкого паши. Непоправимый ущерб строению нанесли венецианцы артиллерийской бомбардировкой 1687 года, а идея разграбления его принадлежит английскому послу, который в начале 20 века вывез в Англию скульптуры и другие произведения искусства.
После обретения Грецией независимости ведется активное восстановление святилища, хотя малое количество сведений не могут являться основой для исторически достоверной реставрации.
Храм святой Троицы
Один из действующих храмов Греции берет свое начало в римских банях, которые были разрушены временем. Именно на их фундаменте решено было воздвигнуть церковь. Идея осуществилась во времена правления христиан – здание посвятили святой Троице. В начале XIII века здесь был женский монастырь, который затем превратился в мужской.
После нескольких перестроек строение выкупила Российская Империя в 1847 году. Длительная реставрация смогла возродить святое место, и теперь оно более известно в народе как Русская посольская церковь.
Храм Ники Бескрылой
На территории Акрополя раскидано множество религиозных сооружений различной исторической значимости. Один из них – храм Ники Аптерос.
История
Изначально здание носило имя Афины Победительницы, но во II веке нашей эры Павсаний посетил Афины и этот собор. Он ошибочно принял статую покровительницы города за изображение Ники и указал последнюю в своем труде. Его немного удивило отсутствие крыльев, но Павсаний сам объяснил это тем, что афиняне лишили Нику крыльев, чтобы победа всегда сопутствовала Афинам.
Ошибка так и не была исправлена со временем, поэтому название сохранилось до сих пор. А то, что древнегреческий писатель действительно ошибался, доказано изображениями Ники с крыльями, так же обнаруженные на стенах культурного памятника.
Здание расположилось за периметром храмового ряда Акрополя, поэтому логично предположить, что оно относится к более ранним постройкам. Это доказывают исследования, подтвердившие, что сохранившееся сооружение является перестройкой ранее существовавшей церкви. Доподлинно известно лишь то, что освящение постройки было проведено в 421 г. до н.э.
Архитектура
Здание выполнено в ионическом стиле, но архитектура подредактирована Калликратом, чтобы более соответствовать воинственному духу сооружения. Стены крашены рельефами с моментами сражений, а за всем этим наблюдают сверху Афина и Зевс. Вокруг храмовой площадки установлена балюстрада, на которой имеются многочисленные изображения крылатой Ники, доказывающие ошибочность текущего названия.
Последняя реставрация проводилась в 2000 году. Благодаря масштабным работам на свои места вернулись фрагменты рельефов и полуразрушенные части здания. Это дало современным туристам и местным жителям возможность по достоинству оценить красоту исторического памятника.
Храм Зевса Олимпийского
Несколько колонн в юго-восточной части Акрополя – это руины некогда величайшего святилища Афин – храма Зевса Олимпийского. История его создания охватывает несколько тысячелетий. Согласно легенде, ранее здесь стояло строение, посвященное Девкалиону, но оно разрушилось со временем, поэтому в 520 году до н.э. возникла идея строительства самого масштабного сооружения, которое когда-либо было воздвигнуто в Элладе.
Тирания действующего правителя и последующее его свержение привело к остановке всех работ и даже разбору части сооружения. Возведение святилища было продолжено в период правления Антиоха IV. Проект немного видоизменили, но ему так же не было суждено претвориться в жизнь. Со смертью Антиоха работы вновь были прекращены.
Завершение строительства знаменуется 130 годом н.э. – временем правления императора Адриана. Величественное сооружение имело основание 107х41 м, двойную колоннаду, портики, богатое украшение скульптурами и произведениями искусства.
К сожалению, святилищу не суждено было простоять века. Многочисленные землетрясения, воины и отсутствие реставрации сделали свое дело – как след былого великолепия теперь возвышаются 15 колонн, но представить реальный размах постройки сегодня уже трудно.
Руины храма Зевса Немейского
Чтобы посмотреть на руины другого здания, возведенного в честь Зевса, придется обратиться к юго-западной части Коринфа. Здесь находятся руины известного города Немея. Именно в Немее совершал свои подвиги Геракл, и проводились Олимпийские состязания.
Руины святыни Зевса Немейского – это ряд колонн и небольшие фрагменты стен. Как правило, здесь не много туристов. В путешествие отправляются лишь те исследователи, которых интересует музей археологии, расположенный поблизости.
Тесейон
Еще одно здание со спорным «главным героем». В различных источниках постройка имеет разные названия – Гефестейон и Тесейон, то есть может быть посвящена как Гефесту, так и Тесею. Достоверных данных не сохранилось. Известно лишь, что окончание строительства пришлось на 400 год до н.э. Интересно, что подобно храму Гефеста, Тесейон отлично сохранился до наших дней.
В течение нескольких сотен лет с начала 16 века здание было пристанищем православной церкви. И только с возвращением Греции независимости его преобразовали в музей, коим древнее сооружение и является до сих пор.
Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы
Более известен как Митрополи и представляет собой один из главных современных соборов Афин. Построенный в 1862 году, храм стал местом успокоения двух греческих святых. На обширной площади перед зданием можно увидеть статуи, посвященные архиепископу Дамаскину и святому Константину Драгашу.
Поскольку строение было возведено относительно недавно, не удивительно, что оно хорошо сохранилось. Этому способствуют частые реконструкции, последняя из которых была проведена в 2009 году.
Храм Богородицы Григоруса
Православная церковь расположилась вблизи библиотеки Адриана. Точная дата возведения неизвестна, но момент освящение относится к рубежу 11-12 веков. В 1821 году здание полностью сгорело, но уже 30 лет спустя было реконструировано. Однако существующий облик церкви далек от изначального. Помимо реконструкции начала 19 века, постройка прошла обновление византийцами. Существующий внешний вид храм приобрел в 1922 году.
Известность церкви придает расположенная в ней святыня – это чудотворная икона Богородицы Григоруса, которая была передана сюда в дар в 1945 году.
Храм Бесплотных Сил Небесных
Небольшая византийская церковь была построена в 11 веке недалеко от известного храма Гефеста. Изначально это было место только для проведения богослужений, но в 1925 году было принято решение открыть двери прихожанам, поэтому пришлось достроить приходское помещение. После строительных работ потребовалась реконструкция, проведенная в 1950 году.
Храм является действующим, несмотря на свой древний облик, поэтому при его посещении следует соблюдать все соответствующие правила поведения.
Храм святой Екатерины
Построенная в 11 веке церковь, посвящена великомученице Екатерине. До возведения храма на том же самом фундаменте стояли римские бани, руины которых заботливо сохранены для потомков. В действующей церкви находится сразу несколько святынь, поэтому это популярное место для совершения религиозного паломничества.
Если взглянуть на карту достопримечательностей современных Афин, можно увидеть, что город пестрит различными храмами, церквями и другими сооружениями историко-религиозной значимости. Многие из них имеют богатую историю или являются хранителями реликвий, поэтому важность каждого здания для потомков невозможно переоценить.