Древний космос мифы древней греции
Космогония древних греков
В основе мифологии любого народа лежат сказания о сотворении мира. Возникшие на заре существования человечества, эти мифы — первая попытка людей объяснить происходящие вокруг них процессы и явления природы — смену дня и ночи, времен года, изменение погоды, стихийные бедствия — и определить свое место в этом беспокойном, опасном и постоянно меняющемся мире. Древние греки, живущие в первобытнообщинные времена на Балканском полуострове, придумали собственную историю появления мира и богов, тесно связанную с их обычаями и образом жизни.
Первые боги
Космогония древних греков постепенно усложнялась, по мере развития цивилизации. В эллинистический период изначальное описание сотворения мира было дополнено некоторыми подробностями и объяснениями, которых нет в «Теогонии» Гесиода. Но именно анализ ранних текстов особенно полезен для понимания, как создавалась сложная и разветвленная система древнегреческих мифов и каков их глубокий символический смысл.
По Гесиоду, всё начинается с изначального Хаоса. Слово «хаос» с греческого можно перевести как «разверзшаяся бездна» или «зияющее пространство». Это бесформенная, безличная, но при этом подвижная и постоянно бурлящая бездна, которая никем не создана и произвольно возникла ниоткуда. В этом бурлении Хаоса, однако, уже заложен потенциал для рождения Вселенной, которая, в отличие от Хаоса, как раз обладает и содержанием, и формой.
После Хаоса появилась Гея — Земля, мать всего сущего, «всеобщий приют безопасный». Но вместе с Геей появляется и мрачный Тартар — глубокая и опасная бездна, своеобразное «аль- тер эго» заботливой матери-земли, ее темная сторона, способная поглотить без следа.
И наконец, четвертое изначальное божество по Гесиоду — Эрот, или Эрос. Он не имеет отношения к явлениям природы, не связан ни с землей, ни с небом, но зато он обладает властью над людьми и богами, пробуждая в их душах любовь и страсть. Идея включения Эрота в этот изначальный список, возможно, принадлежит самому Гесиоду. Этим автор хотел подчеркнуть огромную силу любви и ее влияние на каждого человека.
Гея, в свою очередь, породила Урана — Небо, которое окутывает ее со всех сторон, и Понт — морскую пучину. У неба и моря нет отца, только мать. Земля, воздух (небо) и вода были теми тремя стихиями, рядом с которыми человек существовал и с которыми вынужден был считаться, поэтому они появляются в мифе раньше всех других существ и богов.
Обожествление природы
Как и все древние народы, жители Балканского полуострова прошли через несколько этапов формирования религиозных представлений, двигаясь от фетишизма — обожествления природы во всех ее проявлениях к антропоморфизму — наделению богов человеческими чертами, внешними и внутренними.
Советский историк и исследователь Алексей Лосев называет этот этап развития древнегреческой мифологии «хтонизмом» (от греческого слова, означающего «земля»). По мере того как человек обретал большую самостоятельность и независимость от природы, на смену архаическим «хтоническим» мифам о титанах пришли новые, «героические» мифы об олимпийских богах.
Борьба богов
Отец Уран боялся своих детей-титанов и одного за другим низверг их в Тартар. Но мать Гея постоянно страдала от такого положения родных детей и уговаривала их восстать против отца.
Уран, однако, успел наложить на сына свое отцовское проклятие: «Настанет час, и твой сын так же низвергнет тебя с трона!» Этим сюжетным поворотом закладывается возможность дальнейшего развития мифа — через борьбу нового и старого начал.
Несмотря на то, что Кронос свергает отца с трона, он остается воплощением той же самой единой мировой сущности, не терпящей никакого развития и создания чего-то иного. Именно поэтому он поглощает всех своих детей, рожденных титанидой Реей. Чтобы это иное появилось, чтобы началось движение и развитие, нужен бог совершенно иного типа, демиург, олицетворение творческого изменяющегося начала. Таким богом и становится Зевс.
Космогонические мифы и легенды разных народов.
Бушмены. «Когда-то девушка-чародейка бросила на небо пригоршню жара из затухающего костра, для того, чтобы люди могли находить дорогу темной ночью. Этот жар остался там в виде звезд».
Калмыцкая космогония. В начала существовало безграничное пространство, в котором плавали золотые тучки. Постепенно тучки сгустились в большую тучу, и пошел сильный дождь. Этот дождь образовал огромное море – начало и прародителя всей жизни. На этом море, как на пенке, на охлаждающемся молоке, образовалась твердая кора, из которой произошли и боги и люди. Согласно этому мифу вода и суша, и все живое произошли сами собой, без вмешательства творца.
Миф жителей Адаманских островов (влияние библейских сказаний). Бог Пулуга создает сначала мужчину, затем женщину. Он дает этим прародителям людей определенные законы, и запрещает им есть овощи, выросшие во время первого периода дождей. Однако, люди, нарушая запрет, едят эти овощи, и Пулуга наказывает их потопом.
Одно из сибирских сказаний. Вначале были лишь небо и вода. Волшебник Очурманы, живший в это время на небе, не имел возможности даже присесть. Он смотрел с неба вниз и думал: «Что это – все вода, да вода. Дай, сделаю землю». Однако, решившись на создание земли, он все же начал сомневаться, сможет ли он изготовить ее. Тогда он уговорил своего товарища Чаган-Шукуты, тоже волшебника, спуститься вместе с ним на воду. Добравшись до воды, они увидели лягушку. Очурманы сказал: «Я сяду на лягушку, а ты нырни в воду и достань со дна, что попадет». Чаган-Шукуты нырнул и достал со дна горсть земли. Очурманы приказал высыпать эту землю на лягушку и вместе с Чаган-Шукуты сел на нее. Так сотворил он землю, которая вначале была небольшой, но постепенно выросла. И с той поры земля покоится на спине лягушки Алан-мелекей (Алан-великан, мелекей-лягушка). Когда лягушка сильно зашевелится, земля погибнет. Однажды Алан-мелекей зашевелиласть. Тогда море вышло из берегов и был потоп. Это предвидел лишь один старик. Он спасся на построенном им плоту, окованном железом. Этот плот и сейчас стоит на высокой тайге.
Якутские легенды. Когда-то в мире был хаос. Небо и вода были смешаны. По другим представлениям, вселенная состояла из камня и простирающегося над ним неба. Земли тогда не существовало. Гагара, летевшая над хаосом, нырнула в воду и вытащила в клюве насколько песчинок. Из них была сотворена земля. По другой версии, землю сотворил Айы-Тайон, который приказал гагаре принести в клюве один золотник земли. Существуют легенды, согласно которым в сотворении земли, кроме Айы-Тайона и Аллара-Огоньора, участвует также Илья Пророк, а в некоторых – Христос и Хера Суар (Черный ворон). В этих вариантах повествуется о споре между Айы-Тайоном и Аллара-Огоньором, который сначала отказывался принять участие в творении. После того как все добрые силы были использованы, Айы-Тайон принудил своего старшего брата, злого, но менее могущественного Аллара-Огоньора, достать горсть земли. Аллара-Огоньор, превратившись в гагару, нырнул в воду и в клюве принес Айы-Тайону немного земли.
Происхождение Луны и звезд, обычно не связывается с происхождением Земли. Звезды считались или озерами или отверстиями в небе. О происхождении луны говорится следующее: когда-то, очень давно, когда жили каменные люди, Луны еще не было. Каменные люди захватили в плен обыкновенную девушку и сделали ее рабыней. Однажды, идя с коромыслом и ведрами по воду, она горько жаловалась на свою судьбу. Небо избавило девушку от обид, обратив ее в Луну, а коромысло и ведра в пятна на Луне.
Племя мандалов (Северная Америка) верят, что когда-то они жили под землей. Там они пользовались светом, проникавшим через корни виноградных лоз. Наиболее отважные из этих людей вылезли на поверхность, цепляясь за виноградные лозы. Увидев там большие стада буйволов, они уговорили подняться к ним и остальных. Однако корень виноградной лозы оборвался под тяжестью женщины, и часть людей, не успевших вылезти, осталась навсегда под землей.
Эстонская легенда. Раздельно фигурируют Койт – рассвет и Эммерин – сумерки. По утрам Койт зажигает колоссальный факел – Солнце, а Эммерин по вечерам его гасит. Койт и Эммерин любили друг друга и должны были обвенчаться. Тогда наступил бы вечный день. Но по некоторым обстоятельствам свадьба не состоялась, и они могут встречаться только раз в году, около дня летнего солнцестояния, когда наступают белые ночи.
Космогонические мифы Древнего Вавилона. В течение долгих веков возникло несколько поколений богов. Старые боги во главе с Апсу и Тиамат, опасаясь чтобы новые боги не уничтожили их власти, сговариваются против новых богов, привлекая на свою сторону различных чудовищ. Об этом заговоре узнает молодой бог Мардук, который взялся уничтожить Тиамат и Апсу, но с условием, чтобы его провозгласили царем богов, чтобы ему принадлежала власть над миром. Его предложение принимается, и он, вооруженный семью ветрами, ослепительными лучами, сеткой и копьем, в сражении побеждает и Тиамат и всех чудовищ. Мардук рассекает Тиамат надвое, «как рыбу», из одной ее половины он создает небо, устанавливая на нем засовы и стражу, чтобы не проливались верхние воды. Далее, Мардук создает Солнце, а из второй половины Тиамат – землю, растения, животных, человека. Описывается также история вавилонского Ноя – Кшышутры. Боги вызывают потоп, подземный Апсу по воле богов выходит на Землю, все уничтожает и временно проглатывает Землю. Вавилоняне верили, что придет время, когда воскреснет рассеченная на две части Тиамат, богиня-хаос, и тогда все погибнет.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Космос. Земля. Человечество
Космос. Земля. Человечество
Миф о происхождении мира (космоса) из первобытного хаоса, рассказанный Гесиодом, относится к типу космогонических мифов, согласно которым мир постепенно развился из некоего первоначального бесформенного состояния, но в него вплетены теологические и антропологические сюжеты. На формирование этого греческого мифа, как установлено современной наукой, повлияли более древние восточные религиозные системы (вавилонская, хеттская) с их учениями о поколениях богов и борьбе между ними, о закреплении за богами отдельных стихий, о различии между богами и людьми. Космогония Гесиода не была единственной в греческом мире. Одновременно складывалась и завоевывала признание в низах населения орфическая космогония, связанная с культами Деметры и Диониса. В ней было немало общего с космогонией Гесиода: «Орфей пел и рассказывал, что некогда небо, и земля, и море были соединены в одно, но потом рассорились и разделились». Но в этой космогонии Зевс побеждает не Кроноса, а Фаиеса (Свет или Любовь), а люди мыслятся состоящими из двух начал – дионисийского и титанического (благого и злого).
Для орфизма характерно нетрадиционное толкование происхождения богов. В этом отношении орфики выступают как критики гесиодовской «Теогонии». Эпименид признавал за начала Воздух и Ночь, из брака между которыми возникли Тартар и пара богов, породивших мировое яйцо. У Гесиода нет ни слова о мировом яйце, но в ходячей греческой мифологии мировое яйцо присутствует. Оно связано с мифом о Леде, к которой явился Зевс в облике лебедя, и она снесла после связи с ним два яйца, из которых вылупились Елена и Диоскуры.
Другой орфик – Ферекид (V в. до н. э.) – начинал свою «Теогонию» словами: «Зевс и Хронос (время) и Хтония, также ей имя Земля». Здесь появляется неизвестная Гесиоду троица богов, среди которых Хронос – переосмысление гесиодовского Кроноса (этимологически Кронос и Хронос не связаны). Появление времени как безначальной категории вместо Кроноса, этапа в истории космоса у Гесиода, – явление знаменательное в плане развития греческой мысли. Но значение этого открытия для античной историографии не следует преувеличивать. Влияние категории времени в орфическом истолковании мы находим лишь у Гелланика, который знал об Орфее и относил его к более раннему времени, чем Гомера и Гесиода, а также обозначал Геракла как «время». Но с этой концепцией спорил Геродот, и она не оказала влияния на других греческих историков.
Главное в орфизме – это подчеркивание центральной роли Диониса, с гибелью которого от рук титанов связывается начало истории человечества. В мифическом образе расчленения Диониса на части с последующим его воображаемым соединением воплощается орфическое представление о судьбе человечества, повторяющего судьбу Диониса. В этом пункте орфизм смыкается с христианским вероучением.
Орфики не только полемизировали с олимпийской мифологией, но выступали как исследователи мифа. Эпимениду, который, если верить Платону, ок. 500 г. находился в Афинах и произвел очищение города от Килоновой скверны, приписывали ряд сочинений, касающихся вопросов мифологии: это «Происхождение куретов и корибантов», «Теогония» (500 строк), «Аргонавтика» (6500 строк), «О Миносе и Радаманте» (4000 строк), «О жертвоприношениях в критском государстве». Судя по высказываниям Максима Тирского и других поздних авторов, писавших об Эпимениде, Минос и Радамант интересовали его в плане мистического учения о жизни как сновидении. Очевидно, Эпименид во время воображаемого сна вступал в общение с Миносом и Радамантом, и они истолковывали ему свои законы в духе орфических представлений. Точно так же и «Аргонавтика» Эпименида была не традиционным изложением мифа, а рассказом об участии в походе аргонавтов Орфея и изложением орфических представлений о смерти и о странствиях души.
Читайте также
4. Космос и природа
4. Космос и природа Согласно пифагорейской традиции (проводником пифагорейства в Средневековье явился Боэций), душа и тело человека подвластны тем же законам, что управляют музыкой, и те же самые пропорции можно обнаружить в космической гармонии, так что микро- и
Человечество и его века
Человечество и его века Создали прежде всего поколенье людей золотое Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских… Гесиод (пер. В. Вересаева) Нашлось в Космосе место и человечеству. Но вело оно свое происхождение не от Крона. Творцом рода человеческого большинство
Древнее человечество
Древнее человечество Хотя некоторые читатели могут не согласиться, но перед лицом таких фактов кажется разумным, даже логичным допустить возможность того, что миллионы лет назад по нашей планете ходили разумные существа.Возможно, человечество возникло очень рано и
5.3 «КОСМОС-133»
5.3 «КОСМОС-133» Авралы на заводе сделали свое дело. С сентября по декабрь 1966 года были отправлены на космодром четыре корабля 7К-ОК.Военные испытатели космодрома соскучились по настоящей работе. Они встречали наших специалистов, как хороших старых знакомых. Здесь собрались
Военный космос
Военный космос Когда я приезжал к Молотову с космонавтом В. Севастьяновым, Вячеслав Михайлович, рассуждая о космических программах СССР и США, сказал:— Тут нам уступок делать нельзя. Они кончаются плохо. Это хорошо, что движемся вперед, иначе и быть не может, но от Америки
Чудесный космос
Чудесный космос Символом возрождения русского космоса и пришествия чудесных технологий в мир транспорта должна стать МАКС – многоразовая авиакосмическая система. Ее буквально под сердцем выносил выдающийся русский конструктор и прекрасный менеджер, Глеб Евгеньевич
И сказал Господь Моисею: «Земля не должна никогда продаваться навечно и не сдаваться надолго в аренду, ибо – Моя земля!»
И сказал Господь Моисею: «Земля не должна никогда продаваться навечно и не сдаваться надолго в аренду, ибо – Моя земля!» «И сказал Господь Моисею, что стоял на горе Синайской:«Земля не должна никогда продаваться навечно и не сдаваться надолго в аренду, ибо – Моя земля!»
Хрущев и космос
Хрущев и космос «На приеме в честь полета Гагарина Хрущев отвел Юрия Алексеевича в сторонку и, чтобы никто не слышал, спросил: „Ну, а Бога ты видел?“ И Гагарин сказал: „Конечно, видел. Бог есть“. И Хрущев сказал: „Ну, я-то так и знал, но ты об этом больше никому не говори“. А
ХАОС И КОСМОС
9.3. Космос и человек
9.3. Космос и человек Оказалось, что космос влияет и на наследственность, и на состояние здоровья человека. Оказалось, что древние не так уж «несли чушь», когда писали о «знамениях». Вот что пишет академик О. Г. Газенко в предисловии к книге А. Л. Чижевского «Земное эхо
В космос из концлагеря
В космос из концлагеря Для внешнеполитического блефа в формате ракетно-ядерного шантажа имеющегося арсенала дальнобойных баллистических ракет северокорейским лидерам уже достаточно. Однако останавливаться в своих ракетных изысканиях они вовсе не собираются.
Разобщенное человечество
Разобщенное человечество Охотник не может существовать группами больше, чем по 20–30, самое большее 50 человек в одном месте: больше просто не прокормится. Такие крохотные коллективы могли встречаться с другими, но не надолго: всем в одном месте еды не хватит. Большую часть
Неравномерное человечество
Неравномерное человечество Все мы, дети цивилизованного мира, уже сегодня людены по отношению к предкам – в том числе к сравнительно недавним. Воскресни русский крестьянин XVIII–XIX веков, живущий порядка 60 лет, в чудовищной нищете тогдашней деревни, не имеющий никакого
Многовариантное человечество
Многовариантное человечество Наивно думать, что ВСЕ человечество дружно пойдет только в один из всех возможных вариантов постчеловека. Практически 100 % людей цивилизованного мира – «улучшенные люди» и в разной степени – киборги и андроиды. Среди них в данный момент
Древнегреческий миф о сотворении мира
«Оскопление Урана Кроносом».
Джорджо Вазари и Жерарди Христофано,
XVI столетие, Палаццо Веккьо, Италия
Древний миф
Согласно мнению одних ученых, ЭОН – это одно, по мнению других – другое. Верить никому нельзя, потому что история Земли представляет собой кипящий океан прозрений, постижений, измышлений, бездоказательных кривотолков и вполне доказательных, но пустых фактов. При всем при том, занимаясь вопросами Культуры, знать, каковы взаимоотношения Вечности и Времени, необходимо. Итак, кто ты Бог Эон? Обращаемся к древнегреческой мифологии и сразу выходим на миф, рассказывающий о первых Богах, конфликт между которыми определил ход Древнегреческой истории, а затем проник и в нынешние представления
Ха́ос(др.-греч. «раскрываться, разверзаться»). Древнегреческий поэт VIII — VII веков до н.э. Гесиод в своей «Теогонии» («Родословной богов») утверждал: «Прежде всего во вселенной Хаос зародился». Мы знаем больше.
Внешний образ Хаоса в современном представлении.
Античный Хаос
Первым порождением Хаоса была Ге́я — древнегреческая Богиня Земли. По Гесиоду: «следом родилась широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный». Гея— Мать всего, что живёт и растёт на ней.
По Гесиоду:«Гея же прежде всего родила себе равное ширью звездное Небо- Урана, чтоб точно покрыл ее всюду и чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных». Уран был избран Геей супругом, и «первым стал править всем миром». Земля породила Небо, ставшее ее мужем (как можно?). Их союз дал детей, которые должны были превратить Хаос в Космос (значит, нужно!). Как бы то ни было.
В ХАОСЕ определились ДВЕ ФОРМОТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ:
НЕБО, наделенное не иссякающей производительной силой,
и ЗЕМЛЯ с материнскими наклонностями изначальными.
Они были прекрасны с виду, потому что иными не могут быть Боги.
«Также Киклоповс душою надменною Гея родила — счетом троих, а по имени — Бронта, Стеропа и Арга. Были во всем остальном на богов они прочих похожи, но лишь единственный глаз в середине лица находился: Вот потому-то они и звались «Круглоглазы», «Киклопы», что на лице по единому круглому глазу имели. А для работы была у них сила, и мощь, и сноровка».
Дети, рожденные Геей-Землею и Небом-Ураном
Были ужасны и стали отцу своему ненавистны с первого взгляда. Едва лишь на свет кто из них появился, каждого в недрах Земли незамедлительно прятал родитель, не выпуская на свет, и злодейством своим наслаждался». То, что дети работали исправно, не имело для отца никакого значения.
Гея-Земля породила УЖАСНОЕ С ВИДУ ДОБРО.
А Уран-Небо, ПРЕКРАСНЫЙ С ВИДУ, оказался способным на ЗЛО.
Так возникла НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА,
заключающаяся в том, что ДОБРО и ЗЛО
могли становиться и ПРЕКРАСНЫМИ, и УЖАСНЫМИ.
При этом в противовес Хаосу— вечно творящему лону
для всех жизненных оформлений, возник ТАРТАР.
«Настолько от нас далеко отстоит многосумрачный Тартар: если бы, медную взяв наковальню, метнуть ее с неба, в девять дней и ночей до земли бы она долетела; если с земли ее бросить, в девять же дней и ночей долетела б до Тартара тяжесть». «Медной оградою Тартар кругом огорожен. В три ряда Ночь непроглядная шею ему окружает, а сверху корни земли залегают из горько-соленого моря. Выхода оттуда преградил Посейдон медною дверью; стена же все место вокруг обегает».
Джон Мартин. «Падшие ангелы в аду». 1841 г
Античных изображений Тартара нет..
Мифы древней Греции
Жестокие иллюзии
«С полной утробою тяжко стонала Земля-великанша. Последним родился Крон хитроумный, меж детей наиболе ужасный, Отца многомощного он ненавидел. Злое пришло Гее на ум и коварно-искусное дело. Тотчас породу создавши седого железа, огромный сделала серп и показала возлюбленным детям. Возбуждая в них смелость, сказала с печальной душою: «Дети мои и отца нечестивого! Если хотите быть мне послушными, сможем отцу воздать за злодейство, ибо он первый ужасные вещи замыслил». Страхом объятые, дети молчали. Великий же Крон хитроумный, смелости полный, согласился».
Фрагмент картины Джорджо Вазари
«Оскопление Урана Кроносом».
«Член же отца детородный, отсеченный острым железом, по морю долгое время носился, и белая пена взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене той зародилась. Сначала подплыла к Киферам священным, После же этого к Кипру пристала, омытому морем. На берег вышла богиня прекрасная. Ступит ногою — травы под стройной ногой вырастают. Ее Афродитой«Пенорожденной», еще «Кифереей» прекрасновенчанной, Боги и люди зовут».
«Рождение Афродиты». Алтарь Афродиты,
мрамор. Первая треть V века до н. э.
Римский национальный музей.
Барочная статуэтка,
изображающая триумф Сатурна.
Земляне не заметили, что в их жизни появился застой, потому что бог Гипнос держал их сознание в узде «жестокой иллюзии». Согласно этой иллюзии, ничего и не должно меняться, ибо на земле царит «ВЕК ЗОЛОТОЙ», лучше которого нет ничего и не может быть, так как. Люди живут, как боги, «со спокойной и ясной-душою, горя не зная, не зная трудов», по словам Гесиода.
Художники многих веков представляли факт каннибализма на самом высоком уровне правящей миром греко-римской божественной иерархии во всей его натуралистической достоверности.
Питер Пауль Рубенс. «Сатурн,
пожирающий своих детей». 1636
Хоть кто-то опомнился? Пожалуй, нет. Подобная «жестокая иллюзия», не правда ли, распоряжается общественным мнением и в нынешнюю пору.
Санкт-Петербург. Летний сад.
«Сатурн, пожирающий своих детей».
Ск. Ф. Кабианка. Начало XVIII века
В Древнем Риме этот праздник приходился на вторую половину декабря — время, когда заканчивались земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью. В неделю «сатурналий» общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обычного труда, становились господами, а господа их слугами. По-видимому, гремя плошками о кастрюли, римский люд тоже не поднимал в Небо глаз.
— олицетворение всепоглощающего Времени. Все рождается и исчезает во Времени, так и дети Крона рождаются и уничтожаются отцом. Родились и исчезли в утробе Крона представители нового поколения греческих богов: Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон. Зевса Рея родила на остров Крит, в пещере горы Дикте, но. Крон вместо очередного младенца получил завернутый в пеленки камень. Так бесчинства Кроноса-Сатурна прекратились.
Римская мозаика, III век н. э.
Глиптотека, Мюнхен
На сессиях Международного геологического конгресса(МГК), проходивших в 1881—1900 годы, были приняты Геохронологическая шкала в виде спирали, иерархия и номенклатура большинства геохронологических подразделений. В последующем все подразделения постоянно уточнялись. История земли, насчитывающая 4,6 миллиардов лет, была сведена к четырем эонам: ФАНЕРОЗОЙ, ПРОТЕРОЗОЙ, АРХЕЙ КАТАРХЕЙ. Каждый эон разделен на эры, периоды и эпохи.