Дуалистическим учением в философии древней индии является

Философия. Краткий курс

Дуалистическим учением в философии древней индии является. Смотреть фото Дуалистическим учением в философии древней индии является. Смотреть картинку Дуалистическим учением в философии древней индии является. Картинка про Дуалистическим учением в философии древней индии является. Фото Дуалистическим учением в философии древней индии является

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5. Философия Древней Индии

1. Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. В развитии древнеиндийской философии выделяются три основных периода, в общем и целом соответствующие этапам социально-экономического развития Индии. Первым периодом является ведический (первая половина I тысячелетия до н. э.), пришедшийся на время разложения первобытнообщинного строя и возникновения рабовладения; следующий — эпический (вторая половина I тысячелетия до н. э.), совпавший с закреплением системы хозяйственных, политических, нравственных и прочих связей и отношений в форме варно-кастового деления. Третий период — классический, длившийся с начала нашей эры до XVII–XVIII вв. — пришелся на развитие и закрепление феодализма.

2. Философское мышление в Индии изначально формировалось в тесной связи с брахманизмом (учениями брахманов — священников, жрецов).

Брахманизм — религия древних индусов, в основе которой лежали тексты «Вед» (древнеинд. веда — знание, ведение), написанные на языке древних ариев — ведическом санскрите — во II–I вв. до н. э.

3. «Веды» создавались на протяжении тысячелетия и отразили различные стадии развития мировоззрения древнеиндийского общества — от мифологического до предфилософского и философского. В целом «Веды» представляли собой священные тексты — шрути, которые были результатом откровения мудрецов-риши и выражали идеологию брахманизма, а затем индуизма. Ведический комплекс составляет большое количество книг.

Древняя ведическая мифология представляла собой дофилософскую форму мировоззрения.

Появление предфилософского и в дальнейшем собственно философского сознания было связано с кризисом родоплеменной организации общественной жизни.

4. Философия «Упанишад». Вначале «Упанишады» означало буквально: «сидение вокруг учителя с целью познания истины». Впоследствии этим словом стали обозначать тайное эзотерическое учение. Тексты «Упанишад» являются составной частью «Вед». В «Упанишадах» развиваются такие идеи, как единство всего сущего, космология, поиск причинно-следственные связи явлений и т. д.

В «Упанишадах» содержится учение о брахмане как генетическом и субстанциональном начале всего сущего. Брахман — это универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами. Все природные вещи и стихии, все многообразные миры суть брахман. Все вещи из него происходят, им поддерживаются и в нем растворяются. Универсальность брахмана достигается посредством познания им самого себя. Брахман, с одной стороны, равен, а с другой — противопоставлен атману — индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я». Атман является универсальной основой, заключенной во всех индивидах, во всех вещах, охватывающей все творения. Вместе с тем это некое универсальное, неизменное, сохраняющееся при любых обстоятельствах (и в бодрствующем состоянии, и во сне, и при смерти, и в оковах, и при освобождении) «Я», в одно и то же время универсальный субъект и универсальный объект, который одновременно воспринимает и не воспринимает себя: атман — не предмет для восприятия, но принцип всякого восприятия. Но одновременно брахман и атман, как объективное и субъективное, как космическое и психическое начала, тождественны: оба они, как сверхчувственные начала всего сущего, отождествляются с «Я». В индивиде брахман осознает самого себя, переходя в атман; на уровне интуитивного «Я» атман сливается с брахманом. Тем самым человек в своих высших духовных проявлениях (тождестве «Я» с атманом и брахманом) становится и богом, и космосом: «Кто знает: «Я есть брахман», тот становится всем. И даже боги не могут помешать ему в этом, ибо он становится их атманом».

В «Упанишадах» обосновываются понятия сансары (круговорота жизни) и кармы (закона воздаяния). Учение о сансаре гласит, что человеческая жизнь является цепью бесконечного перерождения. При этом каждое следующее рождение определяется законом кармы: будущее определяется поступками, совершенными в предшествовавших воплощениях. Важнейшей задачей каждого индивида становится выход из бесконечного круга перерождений, для чего необходимы освобождение от вещественного мира и постоянное нравственное совершенствование.

5. В эпический период индийская философия постепенно превращается в особую отрасль знания. Об этом, в частности, свидетельствует текст III в. до н. э. «Артхашастра», автор которого вводит для философии специальный термин — «рационально-логическое знание».

Главными источниками философии эпического периода являются поэмы «Махабхарата», «Рамаяна» и Свод законов Ману, кодифицирующий этические нормы.

6. Начало классического периода индийской философии стало переходом от спорадического предфилософского творчества к появлению собственно философских культур и традиций. Исходным материалом для подобной интеллектуальной работы было духовное наследие «Вед». Как следствие, формирование школ и направлений древнеиндийской философской мысли зависело от отношения к ведическим традициям и характера их переосмысления. Окончательное закрепление философских школ как целостных мировоззренческих систем, имеющих собственную историю, произошло в первые века н. э., со становлением и развитием раннефеодальных отношений в Индии.

Наиболее яркими философскими системами в раннеклассический период являются чарвака, джайнизм и буддизм.

Чарвака — материалистическое и атеистическое философское учение, отрицающее концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы.

7. Последователи чарваки крайне негативно относились к «Ведам» и ведическому учению, не признавая ничего из них. Согласно чарваке, основой всего сущего является материя в виде пяти элементов: земли, огня, воды, воздуха и эфира. Все живое состоит от этих элементов. В основе познания лежит чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что познается посредством чувств.

Джайнизм (основан Махавирой в VI в. до н. э.) — дуалистическое учение, признающее одновременное существование духовного и материального начал.

Источник

Гл. 2. 2 Философия Древней Индии

Поэтому индийская культура, ассимилировавшая в себя культуры других народов, является одной из самых древних в истории мировой цивилизации, плодотворных, не потерявших притягательности до настоящего времени. Особого внимания она заслуживает и благодаря философскому наследию. Любая периодизация является примерной, и часто спорной даже среди членов научного сообщества, особенно когда приходится иметь дело со столь сложным явлением, как философская мысль Индии. Мы сосредоточимся преимущественно на классическом периоде индийской философии, и в рамках этого периода выделим три этапа: ведический, эпический, классический (II-V вв. н.э.).

Упанишады являются заключительной частью вед, одним из образцов литературного, поэтического и философского творчества древней Индии. Всего имеется (по разным данным) от 108 до 200 Упанишад, которые создавались на протяжении более чем двух веков. Среди них насчитывается около десяти самых древних, классических: Брихадараньяка, Чхандогья, Айтарея, Кауши-таки, Кена, Тайттирия и др. В Упанишадах представлено как персонализированное творчество древних мыслителей, так и тексты анонимных авторов. В основе Упанишад – учение о Брахмане и Атмане.

Все многообразие школ индийского классического периода классифицируют в зависимости от того, принимают или отвергают они Веды как источник традиций. Различают ортодоксальные и неортодоксальные школы. Выделяют шесть «ортодоксальных школ» индуизма: Веданта, или уттара-миманса; Пурва-Миманса; Санкхья; Йога; Ньяя; Вайшешика.

2.2.2. Ортодоксальные школы индуизма. Веданта (санскр., букв. — конец вед), наиболее распространенное индийское религиозно-философское течение; к веданте в широком смысле относятся: веданта, пурва-миманса, некоторые учения вишнуизма и шиваизма, а также неоиндуизма. Собственно веданта — одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) философских систем; сочинения «Веданта-сутра» (или «Брахма-сутра») — приписывается мудрецу Бадараяне (4-3 вв. до н. э.). Основывается на трактовке высказываний шрути («священные тексты» индуизма) об атмане (индивидуальном духовном начале) и брахмане (высшей реальности). Целью бытия веданта считает «освобождение», достижение изначального тождества атмана и брахмана. Позднейшие варианты веданты: адвайта-веданта Шанкары, учение Рамануджи. Представители веданты в новое время: Рамакришна, Вивекананда, Радхакришнан и др.

Миманса (санскр. — исследование), одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) школ индийской философии. Другое название — пурва-миманса («первая миманса» — в отличие от собственно веданты, которая называется уттара-миманса, т. е. «последняя миманса»). Основана Джаймини. Исходя из абсолютного значения ведийского ритуала и отрицая безусловную ценность мокши (освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и религиозного отшельничества, а также существования Бога-творца и управителя Вселенной. Миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной жизни и способствовала складыванию социальной системы индуизма.

Основателем классической йоги был Патанджали (2 в. до н.э.). Упанишады ссылаются на йогу как на путь достижения сверхъестественного состояния через аскетическую практику. Все восемь частей философии классической йоги (воздержание, самодисциплина, сидение в позе, регулирование дыхания, прекращение деятельности чувств, сосредоточенность, размышление, прекращение деятельности сознания) восходят к элементам йогической практики, содержащимся в ряде Упанишад.

Прямое отношение к ведической традиции имеет и философия санкхьи (основатель Капила). Здесь мы найдем учение о Пуруше (подлинное я, вечный, бесконечный неизменный дух) и Пракрити (материальная субстанция, природа, жизненная энергия), рассуждения о гуннах (понятие индийской философии, прежде всего санкхьи, где гуны — составные качества силы пракрити, действующие в космическом, индивидуально-психологическом и этическом планах: саттва (гармония, уравновешенность, святость), проявление и взаимодействие которых образуют видимый мир, доктрину мокши (освобождение от страданий с помощью техники йоги). В соответствии с доминирующей традицией Вед, все учения ведического канона принимали догмат о возможности жизни после смерти.

Человек, достигший духовного совершенства в нирване, становится архатом (буддийским святым). Восьмеричный путь Будды образует целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться морально-интеллектуальным очищением человека. В буддизме отсутствует идея бога – творца, и понятие бессмертия души.

Джайнизм – религиозно-философская школа в Индии (сейчас ок. 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. до н. э.). Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы — непричинения вреда живым существам. Поэтому джайн, отправляясь в путь, надевает повязку, чтобы случайно не проглотить какую-либо мошку и метут перед собой дорогу, чтобы не раздавить муравья. Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью. Согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ — червей, насекомых, в которых чья-либо душа.

Источник

4. Философия древней Индии.

Развитие древнеиндийской философии делится на три этапа.

I этап. Ведический (1500 – 600 гг. до н.э.)

Веды обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений за природными циклами, «наивных» представлений о происхождении мира. В ведах зафиксированы такие обобщенные представления и понятия, как бытие, пространство, время, первовещество, причина и т. п., в мифической форме выражена идея бытия как безразличимого единства, заключающего в себе понятие становления, перехода от неразличимой водной бездны к качественному разнообразию мира.

В это время создаются два великих эпоса индийской культуры – поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата»

Появляются философские школы, которые делятся на две группы:

1. Ортодоксальные – признающие авторитет Вед.

1. Санхья (6 в. до н.э.) сформировались в первые века нашей эры

Несомненным признаком консолидации индуизма можно считать оформление шести ортодоксальных философских систем: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, веданта, миманса, произошедшее в первые века нашей эры. В дальнейшем традиция индуистской философии дала миру немало выдающихся фигур, среди которых наиболее известны Шанкара (9 век) и Рамануджа (12 век).

2. Вайшешика (5 в. до н.э.) одна из 6 ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Канадой. В полемике с буддизмом отстаивала реальное существование категорий наряду с вещами. В атомистической концепции вайшешики, в отличие от древнегреческих атомистов, причиной движения атомов считается сверхъестественная сила — адришта (невидимое). Для того чтобы избежать страданий, следу­ет принять действительность такой, какая она есть

3. Миманса(5 в. до н.э.) (санскр., букв. — исследование), одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии. Другое название — пурва-миманса («первая миманса» — в отличие от собственно веданты, которая называется уттара-миманса, т. е. «последняя миманса»). Основана Джаймини. Исходя из абсолютного значения ведийского ритуала и отрицая безусловную ценность мокши («освобождения») и религиозного отшельничества, а также существования Бога-творца и управителя Вселенной, миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной жизни и способствовала складыванию социальной системы индуизма.

4. Веданты (4 – 2 вв. до н.э.) (санскр., букв. — конец вед), наиболее распространенное индийское религиозно-философское течение; к веданте в широком смысле относятся собственно веданта, пурва-миманса, некоторые учения вишнуизма и шиваизма, а также неоиндуизма. Собственно веданта — одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) философских систем; сочинения «Веданта-сутра» (или «Брахма-сутра») — приписывается мудрецу Бадараяне (4-3 вв. до н. э.). Основывается на трактовке высказываний шрути («священные тексты» индуизма) об атмане (индивидуальном духовном начале) и брахмане (высшей реальности). Целью бытия веданта считает «освобождение», достижение изначального тождества атмана и брахмана. Позднейшие варианты собственно веданты: адвайта-веданта Шанкары, учение Рамануджи. Представители веданты в новое время: Рамакришна, Вивекананда, Радхакришнан и др. Предлагает тщательно изучать их тексты, поскольку в «Ведах» уже «даны ответы на все вопросы», а в случае непони­мания она советует обратиться к гуру (учителю), умеющему толковать темные места

5. Ньяя (3 в. до н.э.)

(санскр.), одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Готамой; важнейший комментарий к его «ньяя-сутре» — «ньяя-бхашья» Ватсьяяны (4-5 вв.). Основной текст «новой ньяя» (12 в.) — сочинение Гангеши Упадхьяи «Таттва-Чинтамани». В центре ньяя — проблемы теории познания и логики. Разработала пятичленную форму логического вывода. Реализм ньяя привел ее к сближению и слиянию с атомистическим учением вайшешики. Выступала против скептицизма буддистской теории познания (мадхьямики).

6. Йога (2 в. до н.э.) (санскр., букв. — связь, единение, сосредоточение, усилие),

1) учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния «освобождения» (мокши или нирваны). Признает существование в человеке неосознаваемых сил и возможности управления — через определенную организацию психики — органическими и неорганическими процессами и телами; разработана система физических упражнений. Йога достигла известных успехов в управлении дыхательной и другими физиологическими функциями организма, в реализации желаемых психических состояний человека. Основная философская идея: соотнесенность человеческой психофизиологии и космоса (тела Вселенной).

2) Одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии, основана Патанджали; осмысляла природу и функции йогических методов, этапы их применения и др. В общих философских вопросах придерживалась учения санкхьи.

добавляет к изучению текстов и послушанию учителя систему физических и духовных упраж­нений, целью которых является освобождение от мира, отре­шение от боли и страданий

Данные школы являются материалистическими с ярко выраженной тенденцией к диалектической трактовке явлений реального мира и широкое распространение идей атомизма. На почве атомистики стояли санкхья, ньяя, вайшешика и др.

2. Неортодоксальные – не признающие авторитет Вед.

Источник

Философия Древней Индии

Древнейшим очагом мировой цивилизации была Индия, явившаяся наряду с Китаем той страной, в которой впервые оформились материалистические философские течения. Философия Древней Индии была в основном материалистической. Материализм возник в Индии в борьбе против религиозного мировоззрения, изложенного в Ведах — древнейшем письменном памятнике индийской культуры. Веды (буквально: знание, особенно священное), представляющие собой сборники гимнов, молитв, жертвенных обрядов, создавались на протяжении многих столетий. Возникновение самой первой из Вед — «Ригведы» (Веда гимнов) — относится к XV столетию до н. э.

В первые века I тысячелетия до н. э. в Индии стали появляться Упанишады (буквально: тайное учение) — комментарии к Ведам, религиозно-философские толкования изложенных в Ведах вопросов, а также собрания рассказов и бесед на философские темы. Упанишады, оформившиеся предположительно в VIII веке до н. э., являются первыми памятниками зарождавшейся индийской философии. Джавахарлал Неру отмечал, что они проникнуты духом исследования, искания, страстью к открытию истины о вещах. Наряду с религиозным истолкованием мировоззренческих вопросов в Упанишадах намечается и материалистическая линия в их объяснении. В них содержалась критика религиозных догм и обрядов, ставились и обсуждались вопросы о сущности

Вселенной, о постоянной основе вечно изменяющихся предметов и явлений, о природе души человека, о познании мира и т. п. Отдельные материалистические высказывания постепенно перерастали в систему, в мировоззрение, противоположное господствовавшим религиозноидеалистическим взглядам, изложенным в Ведах и защищавшимся жрецами. Кроме Упанишад письменными памятниками древнеиндийской философской мысли являются также первые произведения индийского эпоса: «Махабхарата» — собрание древних сказаний — и поэма «Рамаяна».

Материалистическое философское направление, в основном оформившееся в Индии в VIII—VII веках до н.э., называлось локаята (буквально: взгляды людей, признающих только этот мир — лока), а его последователи— локаятиками, то есть людьми, занимающимися земными делами, объясняющими природу, исходя из нее самой, отвергающими существование каких бы то ни было сверхъестественных сил. Основателем школы ло- каятиков считается Брихаспати.

Локаятики, древние индийские материалисты, «нападали на авторитет и непогрешимость канонов в мышлении, религии и теологии. Они критиковали Веды, институт жрецов и традиционные верования и провозглашали, что убеждения должны быть свободными и не должны зависеть от предположений или попросту от авторитета прошлого. Они восставали против всех форм волшебства и суеверий». Развенчивая авторитет Вед, Брихаспати доказывал, что они составлены жрецами в корыстных целях. Он отмечал туманность, невразумительность проповедей жрецов и сравнивал эти проповеди с бормотанием безумцев. Брихаспати выступал против идеалистических догм о бессмертии души и религиозных вымыслов о том, что после «освобождения» людей от земной жизни их души якобы продолжают жить в потустороннем мире. Он учил, что никакой другой жизни, кроме земной, нет и что со смертью человека умирает, исчезает и его душа. Не следует верить, говорил он, в отдельную от тела жизнь души. Брихаспати доказывал, что не существует ни потустороннего мира, ни ада, ни рая, что после смерти человека перестает существовать и его Я. Обосновывая эти материалистические положения, Брихаспати выступал также против проповедников аскетического образа жизни и призывал людей к достижению счастья на Земле.

В материалистической философии Брихаспати ярко выражена характерная особенность ранних философских учений Древней Индии — практическая направленность и стремление служить людям руководством в устройстве их личной и общественной жизни.

Наиболее развитым течением локаята, материалистического направления философии Древней Индии, является философия чарвака. Предполагают, что термин «чарвака» сложился из двух слов древнеиндийского языка: «чар» — четыре, «вак» — слово, и буквально означает «четыре слова». Подобное толкование термина «чарвака» объясняют тем, что чарваками назывались философы, считавшие мир состоящим из четырех основных материальных элементов: земли, воды, воздуха и огня.

Философия чарвака в VI веке до н. э. представляла собой наиболее развитое материалистическое течение в Древней Индии. Если Брихаспати утверждал материалистические взгляды на мир, борясь в основном с религией, то чарваки вели борьбу уже не только с религией, но и с возникшей теоретической основой религии — идеалистической философией. Выражая и философски оформляя мировоззрение прогрессивных слоев индийского рабовладельческого общества и опираясь на зачатки математики и астрономии, чарваки по-своему обосновывали материальное единство мира. Они учили, что все предметы и явления мира, как бы они ни были разнообразны, представляют собой лишь различные комбинации земли, воды, воздуха и огня. В результате разнообразных сочетаний этих четырех основных элементов мира, утверждали чарваки, образуются как неживые, так и живые материальные предметы и явления. Все процессы возникновения и исчезновения различных предметов и явлений представляют собой не что иное, как процессы соединения или распада вечно существующих земли, воды, воздуха и огня.

Чарваки признавали вечность материального мира и решительно отвергали религиозно-идеалистические вымыслы о существовании бога как творца Вселенной. Они были в Древней Индии наиболее последовательными атеистами.

Отстаивая положение о материальном единстве мира, чарваки вели борьбу с дуалистической философией санкхья, признававшей в качестве первоосновы мира два независимых друг от друга начала: материю и дух. Они опровергали домыслы дуалистов о духе, сознании как самостоятельном, независимом от материи начале и давали свое, материалистическое объяснение сознания, рассматривая его как явление, производное от материи. Чарваки утверждали, что сознание (душа) так же, как и предметы природы., представляет собой результат особой комбинации четырех основных элементов материи — земли, воды, воздуха и огня, что сознание появляется в результате благоприятного сочетания этих основных материальных элементов.

Опровергая доводы идеалистов и дуалистов о том, что сознание не может быть выводимо из материальных элементов, чарваки отстаивали материалистическую характеристику сознания как свойства живых тел, являющихся особыми комбинациями четырех основных элементов материи. Бегусловно, каждый из этих основных элементов в отдельности, учили чарваки, не заключает в себе такого свойства, как сознание, но, комбинируясь определенным образом, эти материальные элементы приводят к возникновению обладающего сознанием живого тела.

Чарваки доказывали, что случаи, когда те или иные свойства отсутствуют в каждом элементе в отдельности и возникают в результате соответствующих комбинаций этих элементов, имеют широкое распространение. Так, например, говорили они, в результате одновременного разжевывания зеленого листа бетеля (стелющегося кустарника), частичек желтого лимона и коричневого ореха можно получить массу красноватого цвета, то есть такого цвета, который отсутствует в каждой из взятых порознь составных частей. Чарваки ссылались также на практику приготовления опьяняющих напитков. Меласса (вид патоки) в обычном состоянии не опьяняет, а в результате процесса брожения она приобретает способность опьянять — свойство, которым первоначально не обладала.

При всей исторически неизбежной ограниченности и наивности в объяснении чарваками возникновения сознания их вывод о том, что сознание присуще живым телам, состоящим из материальных элементов, что оно имеет свою основу в материи, является большим достижением древнеиндийской философской мысли.

Чарваки материалистически решали и вопрос о познании мира. Единственно истинным источником познания, дающим достоверные знания, они считали порождаемые внешним миром чувственные восприятия человека. Согласно учению чарваков, умозаключения, например, а также свидетельства других лиц нельзя считать источником достоверного знания, поскольку они состоят из слов, обозначающих невоспринимаемые в данный момент вещи и явления, и поэтому могут быть ложными. Поставив вопрос о роли чувств и мышления в познании, чарваки не смогли, однако, дать его правильное решение. Они преувеличивали значение чувственного познания и недооценивали роль абстрактного мышления. Эта характерная для чарваков недооценка значения абстрактного мышления в познании внешнего мира имеет известное историческое оправдание. Она объясняется не только обстоятельствами, связанными с начальной стадией разработки теоретико-познавательных вопросов, но и ожесточенной борьбой чарваков за развенчание авторитета Вед, на которые опирались их противники — жрецы и философы-идеалисты. Чарваки доказывали, что содержание Вед не является результатом непосредственных восприятий внешнего мира, а поэтому представляет собой плод вымысла и используется кастой жрецов для обмана доверчивых людей.

Учение чарваков имело огромное значение в борьбе против религии и идеалистической философии Древней Индии. Оно оказало сильное влияние на индийский народ, сыграло важную роль в распространении и развитии материалистического мировоззрения в странах Древнего Востока.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *