Дубровицы церковь знамения расписание богослужений
Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах, Подольск
Невероятное по красоте и масштабу здание храма в Дубровицах остаётся одним из самых загадочных в русской истории до сих пор. Дошедшее до наших дней, оно продолжает завораживать каждого, как и сотни лет назад.
История постройки
Знаменская церковь — это уникальное архитектурное творение, появившееся на русской земле в конце XVII — начале XVIII веков.
Исследователям неизвестны имена мастеров, трудившихся над созданием этого шедевра, но предполагается, что для работ привлекли не только отечественных зодчих, но и заграничных. Вероятно, появление храма связано с именем князя Бориса Алексеевича Голицына, занимавшегося воспитанием царя Петра I.
Начало возведения
В 1689 году князь впал в немилость императора, его оклеветали недоброжелатели. В результате Голицына попросили уехать в своё имение в Дубровицах Московской области. Там он пребывал вплоть до 1690 года. Затем его вызвали в Петербург, где Пётр I вновь пожаловал ему боярский титул. Считается, что именно в знак примирения с монархом Борис Алексеевич принял решение, возвести храм в деревне, где находилась его усадьба.
Другие православные храмы:
Историки утверждают, что на месте нынешней церкви иконы Богородицы «Знамение» стоял деревянный небольшой храм пророка Илии. После того как было решено строить новое здание, его перенесли в соседнюю деревню Лемешево. Для строительства использовали белый камень из подольских месторождений. Этот материал отличается прочностью, но, в то же, время хорошо подходит для художественной резьбы.
Скорее всего, храм закончили строить к 1699 году. Тем не менее обряд освящения состоялся только спустя пять лет. Это могло быть связано с желанием князя Голицына провести столь важное событие в присутствии государя. Но до 1704 года царь практически не бывал в Москве. К тому же требовалось благословение патриарха Адриана.
Церковь в стиле барокко выглядела очень необычно для тех мест, и в оформлении чувствовалось влияние западных традиций. Не исключено, что в проект были внесены корректировки и мастера потратили ещё несколько лет на строительство галереи храма.
Освящение и реставрации храма
Освящение состоялось в 1704 году 11 февраля. Обряд совершил уже другой святитель, которые стал патриархом после смерти Адриана — митрополит Рязанский и Муромский Стефан. Мероприятие проходило в присутствии Петра I и его сына, царевича Алексея. Празднование продолжалось целую неделю и на нём побывали все жители Дубровиц. После этого император уже не приезжал больше в деревню.
В истории сооружения насчитывается три масштабных реставрации. И только одна из них была завершена, которая проводилась при графе Дмитриеве-Мамонове. Работы шли с 1848 по 1850 год. Руководил реставрацией Федор Федорович Рихтер. Над восстановлением убранства храма трудилось три сотни человек. Освятил отреставрированную церковь московский митрополит Филарет. В дар храму он оставил умывальник и блюдо в позолоте, которые использовались на службах.
Времена забвения и возрождения
Во времена нашествия наполеоновских захватчиков Знаменский храм остался невредим. Французы не тронули прекрасное сооружение. Возможно, европейский стиль здания сыграл в этом какую-то роль. Но с приходом большевиков ситуация кардинально изменилась. В 1930 году в газете «Подольский рабочий» появилось объявление о том, что церковь закрывается. К марту получили разрешение на снятие колоколов. Всех церковнослужителей выселили из их жилищ, передав право владения на имущество совхозу «Дубровицы». Настоятеля выслали в Семипалатинск.
Начиная с конца пятидесятых годов, и в течение сорока лет храм находился в ведении института животноводства. В нём велись восстановительные работы, но они так и не были доведены до конца.
Сейчас на пожертвования верующих реставрируются повреждённые части храма. В 2004 году отмечался 300-летний юбилей с момента освящения. К этому событию приурочили окончание восстановительных работ на горельефах рубежа XVII-XVIII веков, цоколе и Царских вратах иконостаса.
Описание архитектуры
Сверху храм иконы Богоматери «Знамение» выглядит, как равноконечный крест с округлыми концами. От основания до конца креста высота церкви составляет 42 метра. Храм окружён галереей, которая повторяет его очертания по периметру. Цоколь и парапет щедро украшены элементами орнамента.
На заметку! Здание декорировано множеством белокаменных скульптур. Для той эпохи это было необычным решением.
С западной стороны у входа размещены статуи Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Над самой дверью стоит скульптура Василия Великого. Изваяния выполнены в виде высоких старцев, облаченных в мантии. На цоколе можно увидеть четыре фигуры евангелистов. Основание башни украшают статуи восьми апостолов. На фасаде также есть множество скульптур ангелов.
Купол храма выглядит тоже достаточно необычно — он представляет собой царский венец из восьми позолоченных дуг. В интерьере церкви скульптурных композиций с библейским сюжетом не меньше. Самым внушительным по размеру является Распятие. Вся верхняя часть западного крыла занята двухъярусными хорами, на которые ведёт дверца в западном пилоне.
Иконы прекрасно сочетаются с резьбой иконостаса. Историки приписывают их авторство художникам Оружейной палаты Кремля.
Деятельность прихода
Храм ведёт активную приходскую жизнь.
В 2003 году открылась воскресная школа. В настоящее время здесь проходит обучение 50 детей от 4 до 13 лет. С ними занимаются педагоги с богословским образованием из числа прихожан. Ученики изучают Закон Божий, церковнославянский язык, церковное пение, знакомятся с историей России и церкви. Детей привлекают и к творческим занятиям. С ними совершаются пешие прогулки к храмам и святым источникам. Также организовываются паломнические поездки в лавры и монастыри. Всё это помогает глубже проникнуться православной верой.
Для родителей и всех, кому интересно познакомиться с евангельскими текстами, по воскресеньям с утра проводятся беседы настоятелем Знаменского храма.
На заметку! Паломническая служба церкви проводит познавательные экскурсии по храму и организовывает приезд иногородних верующих на богослужения. Для обсуждения интересующих моментов можно связаться с представителями центра по телефону +7(4967) 65-16-44; +7(916)134-80-32.
Святыни и престольные праздники
В Знаменском храме находится древняя икона Богородицы «Знамение», которая была написана около 150 лет назад. Образ очень почитаем прихожанами. Перед ним каждую неделю служатся молебны, и поются акафисты.
Ещё одной святыней является целебный святой источник Параскевы Пятницы.
По преданию, икона святой Параскевы несколько раз исчезала из церкви и её находили в лесу. После очередного возвращения лика в стены храма, настоятелю явилась во сне святая и велела вернуть образ на то место в лесу, где его нашли. Там под деревом — целебный источник. Упоминания о нём относятся к началу XIX века. С тех пор сюда регулярно приходили верующие для участия в молебнах.
В советские времена источник засыпали грязью. Но это не остановило людей, которые продолжали приходить на святое место. После развала СССР здесь возвели часовню и обустроили купальню. Источник находится на расстоянии 500 метров в северо-западном направлении от храма.
Главным престольным праздником считается 10 декабря, когда празднуется день иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».
Как добраться
Адрес Знаменской церкви: Московская область, Подольский район, посёлок Дубровицы. Сюда можно доехать несколькими способами:
Двери храма Знамения Пресвятой Богородицы открыты для верующих с 9 часов утра и до 8 часов вечера.
Это место непременно стоит посетить! Красота и великолепие храма сделали его достоянием не только отечественной, но и мировой культуры. По словам архитектора Сергея Маковского, ничего обаятельнее и экстравагантнее просто не найти на всей Руси.
Уникальность храма
Вы здесь
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах с 1990 г. является действующим храмом.
Уникальный храм в Подольском районе Московской области оказался в ряду погибающих памятников в 47 государствах, среди которых как Афганистан и Ирак, так и благополучные западные страны.
Экскурсоводы давно привыкли извиняться. Увидеть этот великолепный памятник русского и западноевропейского зодчества во всей красе нельзя уже много лет. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в подмосковных Дубровицах – уникальный православный храм. Ведь ни до, ни после так обильо скульптурами их не украшали.
Алла Аронова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусств РГГУ: «Здесь – изобилие скульптур, есть даже круглая скульптура. Свободно стоящая статуя, роскошные фрукты, цветы – это просто абсолютнейшая редкость».
Константин Семенов, историк-искусствовед, руководитель паломнической службы церкви Знамения Пресвятой Богородицы: «Здесь можно найти, казалось бы, одинаковые гроздья винограда или более или менее похожие кисти. Но если мы с вами будем их пристально изучать, то увидим, что все детали абсолютно разные! Конечно же, состояние этой резьбы сейчас крайне удручающее».
Белокаменные фасады медленно разрушает вода, ветер и микроорганизмы, живущие в порах. К гибели многих статуй приложили руку в советское время борцы с религией.
С крыши храма особенно хорошо видно, как пострадал он от времени. У одной статуи нет головы, у другого ангела – одного крыла. И таких, казалось бы, незначительных, невидимых снизу утрат, на самом деле, очень много. Пожалуй, самое заметное, что сделали реставраторы за последние годы – заменили знаменитую золотую корону, которая венчает храм. Ее время не пощадило вовсе.
Скважин по периметру церкви пробурили уже больше сотни. Внутрь заливают специальный раствор, чтобы заполнить пустоты и трещины в фундаменте, который серьезно пострадал еще 80 лет назад от взрыва колокольни, стоящей рядом. Местному совхозу тогда понадобились стройматериалы, а в храме устроили склад. До уникальной резьбы и икон никому не было дела.
Протоиерей Андрей Грицышин, настоятель церкви Знамения Пресвятой Богородицы: «Лик – практически не видно его, очень много красочного слоя также утрачено. Эту икону сейчас реставрирует один из специалистов Третьяковской галереи. Скоро будет закончена реставрация, и она будет помещена в иконостас».
Церковь из белого камня триста лет назад построил соратник Петра Первого Борис Голицын. Царь много раз лично приезжал сюда и давал указание итальянским зодчим. Их имена не сохранились.
Сегодня храм нуждается в дорогой и сложной реставрации. Всемирный фонд памятников, рассчитывая привлечь особое внимание, включил его в один список с древним перуанским Мачу Пикчу и Собором Святого Семейства архитектора Гауди в Испании. 150 лет назад деньги на ремонт церкви уже собирали всем миром.
Протоиерей Андрей Грицышин, настоятель церкви Знамения Пресвятой Богородицы: «Я думаю, сейчас также будет. Богатые благодетели и благотворители, которые помогут реставрации. Они, конечно, и сейчас есть. Но нам недостаточно этого, чтобы полностью сделать».
Несмотря ни на что, здесь каждый день ведутся службы, читают молитвы. И, главное, верят, что свет из-под свода храма будет литься еще не одно столетие.
История храма
Вы здесь
Горизонтальные вкладки
История строительства храма
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.
Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г.Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.
Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.
Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще нескоялько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.
После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.
Архитектура храма
В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.
Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.
Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.
Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б. А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.
Интерьер храма
Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.
Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.
В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.
Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.
История прихода
За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов.
Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.
Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.
В 1812 г. Дубровицы были заняты войсками армии Наполеона, однако никакого вреда церкви французы не нанесли. Не ко всем храмам было продемонстрировано такое отношение.
Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.
Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся. В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.
С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил архиепископ Можайский Григорий.
С того времени силами прихода в храме и на его территории ведутся масштабные сложные реставрационные работы. Для этого было составлено несколько проектов реставрации храма начиная с гульбища и фундамента и кончая иконостасом и хорами.
В течение 2000 годов были отреставрированы все четыре большие белокаменные паперти храма и начата реставрация резного декора белокаменного гульбища. Эти работы еще не завершены. Также специализированной реставрационной организацией было проведено укрепление фундамента храма с заполнением специальным раствором возможных трещин и пустот на всех уровнях фундамента храма и гульбища.
В интерьере храма проведена косметическая реставрация скульптурных горельефов. С 2003 по 2018 года велась реставрация резного позолоченного иконостаса храма. Полностью были отреставрированы сохранившиеся иконы конца XVII века и воссозданы утраченные. Начата реставрация резных позолоченных хоров.
В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!» Эти слова, пройдя через времена гонений и разрухи, возрождения и реставраций, не утратили своей актуальности. И сегодня каждого, кто приезжает в Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы завораживает так же, как и столетия назад!
Венчание
Вы здесь
Митрополит Антоний Сурожский
Брак как установление Божие
Назначение брака
Брак есть Таинство, в котором, при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности, благословляется их супружеский союз в образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается благодать Божия для взаимопомощи и единодушия, для рождения и христианского воспитания детей.
Внутреннее устроение семьи
Святой Апостол Павел наставлял жен относительно помощи мужьям так: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5:22-24).
Может показаться, что, обязывая жен повиноваться мужьям, святой Апостол как будто умаляет их человеческое достоинство. Это не так. Церковь повинуется Христу, как своему Спасителю и Благодетелю. Это не рабское подчинение, но порыв ответной любви.
Поясняя это, святой Апостол тут же дает наставление мужьям о их еще больших обязанностях: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5:25-28).
В послании к Колосянам святой Апостол Павел определяет взаимные обязанности всех членов семьи: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол.3:18-21).
Для благословения брака Церковь установила таинство Венчания. Венчание совершается в храме после регистрации брака в органах ЗАГС. Перед совершением таинства Венчания необходимо пройти собеседование, которое проходит в нашем храме по субботам в 12:30.
Знаменский храм с. Дубровицы
Официальный приходской сайт
Знаменский храм с. Дубровицы
Контактная информация
С 1688 г. владельцем села стал князь Борис Алексеевич Голицын. После окончания недолгой опалы, Голицын в знак примирения с Петром I решил построить новый каменный храм в Дубровицах на месте крепкой еще деревянной церкви. Царь одобрил это решение такими словами: «Хоть человек ты богатый, а казной и я помогу». Деревянный Ильинский храм был разобран и перенесен в село Лемешово для кладбища. Храмоздатель по рекомендации Петра I пригласил итальянского архитектора. Имя его остается загадкой до нашего времени.
Молебный чин на основание храма совершен во вторник, 22 июля 1690 г., в присутствии государя. Предполагалось посвятить храм новгородскому образу Пресвятой Богородицы «Знамение». Церковь возводили иностранные мастера и русские крепостные. Местный камень для строительства добывали жившие в долине реки Пахры потомственные каменотесы. Работы по возведению храма велись только летом. Во время строительства неоднократно приезжал в Дубровицы и Петр I.
Церковь была готова уже к 1697 г., однако Патриарх Адриан разрешения ее освятить не дал: хотя в архитектуре храма прослеживались традиции древнерусского зодчества, в целом он оказался построенным в духе подражания западным, католическим образцам.
Здание храма приподнято на высоком цоколе, вокруг него проходит открытое гульбище с парапетом. Резное узорочье еще сохраняло влияние внешнего убранства древнейших храмов Суздаля и Владимира. Но в то же время храм изобиловал скульптурными изображениями, отражавшими влияние европейского барокко XVII в. Уже при входе русского богомольца встречали не иконы, а статуи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Их дополняло расположенное на крыше такое же изображение Василия Великого. По углам цоколя находились скульптуры четырех евангелистов, вокруг башни — двенадцати апостолов. Много рельефных изображений и в интерьере. В храме имелись чуждые православной традиции образцы католической иконографии.
Храм освятил уже после смерти Патриарха Адриана митрополит Стефан (Яворский) 11 февраля 1704 г., в присутствии Петра Великого, царевича Алексея, многих светских и духовных особ. Царь внес богатый подарок: дорогостоящую церковную утварь. Через несколько лет князь Борис Алексеевич принял постриг с именем Боголеп во Флорищевой пустыни и вскоре отошел к Господу.
Позже в Дубровицах построили колокольню, княжеский дворец и конный двор.
С 1781 г. Дубровицами владел князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический. Императрица Екатерина II приобрела у него Дубровицы и подарила своему флигель-адъютанту Александру Матвеевичу Дмитриеву-Мамонову.
В 1848—1850 гг. провели реставрацию Знаменского храм в Дубровицах на средства, выделенные из казны по распоряжению императора Николая I. Работами руководил архитектор Рихтер. Тогда позолотили резьбу, корону и крест, подновили скульптуру, латинские надписи заменили на русские. 27 августа 1850 г. святитель Филарет, митрополит Московский, в присутствии московского генерал-губернатора вновь освятил храм. С того времени службы возобновились, но совершались только в теплое время года, так как здание никогда не отапливалось.
В 1864 г. Дубровицы вернулись к князьям Голицыным.
После 1917 г. усадьба была разорена. В 1930-х гг. церковь уже не действовала. Здание и его внутреннее убранство разрушались. Фундамент церкви осел в результате взрыва колокольни в 1932 г. В 1947 г. в голицынском дворце разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт животноводства, а в здании храма — его склады. Храм пришел в аварийное состояние.
Первая за последние 60 лет Литургия была совершена 14 октября 1990 г. Ее возглавил епископ Можайский Григорий. В храме проводятся сложные восстановительные работы.
Церковь включена в «Список Всемирного наследия» ЮНЕСКО.