Духовенство сретенского монастыря в москве

МОСКОВСКИЙ СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Основан в конце XIV века [1] на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана.

По преданию, в районе ул. Дзержинского лежали владения полулегендарного боярина Кучки и «Кучково поле»; в XII—XIV вв. здесь проходил путь из Киева и Смоленска во Владимир на Клязьме, Ростов Великий и другие города. По этой дороге в 1382 г. Дмитрий Донской поехал собирать войска против Тохтамыша, и эта угроза заставила хана, разорив город, отступить из Москвы. Во время нашествия Тамерлана, в 1395 г. дошедшего уже до г. Ельца, по этой дороге из г. Владимира в Кремль пронесли Владимирскую икону Богоматери, которую москвичи встретили на месте теперешних Сретенских ворот. У места встречи иконы была поставлена церковь, потом Сретенский монастырь. По монастырю и улица получила название Сретенки (в XVII в. называлась «Встретенской»).

В 1677 году главный храм монастыря был построен заново и освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, c юго-востока пристроен придел Рождества Иоанна Предтечи.

В дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершались ежегодные крестные ходы. В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась в Сретенском монастыре. Вплоть до революции на территории монастыря находилось кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. К 1917 году в монастыре было 3 храма с 6 престолами.

После октябрьского переворота 1917 года Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. Настоятелем обители в те годы был священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), выдающийся богослов и проповедник. В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен обновленцами, здесь по четвергам и пятницам служил, хотя и «по-старому», обновленческий епископ Антонин (Грановский). Но уже в 1923 году усилиями священномученика Илариона Сретенская обитель стала первой, вновь вернувшейся под омофор патриарха Всероссийского святителя Тихона, а ее собор был переосвящен великим чином.

В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись рассстрелы. Эта земля была буквально пропитана кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный патриархом Алексием II.

В советское время на месте кладбищенского погоста было построено здание средней школы. К 1990 году из былых храмов обители сохранился один закрытый храм с 2 престолами.

Духовенство сретенского монастыря в москве. Смотреть фото Духовенство сретенского монастыря в москве. Смотреть картинку Духовенство сретенского монастыря в москве. Картинка про Духовенство сретенского монастыря в москве. Фото Духовенство сретенского монастыря в москве
Вид с юго-востока на Владимирский собор Сретенского монастыря и часть новой стены с воротами. 30 июля 2001 года. Фото Комлева А. Р. c сайта temples.ru

В 1991 году сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм Сретенским православным братством.

В 1993 году здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, в 1995 году преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

9-10 мая 1999 года в монастыре состоялось прославление епископа Верейского Илариона в лике священномучеников.

Была возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария. Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. При монастыре органи­зованы катехизические курсы, которые посещаются глав­ным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми. В настоящее время на курсах обучается около че­тырехсот человек.

Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в со­временной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни.

У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям. При монастыре действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, издательство и интернет-журнал «Православие.Ru». Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз «Воскресение». В 2003 году кооператив «Воскресение» получил государственную Столыпинскую премию как «самый эффективный землепользователь в России».

Храмы монастыря

Сретенский собор

Находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г.

Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть.

В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы.

Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным.

Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.

Церковь преподобной Марии Египетской

Находилась к востоку от собора. Один из древнейших храмов Москвы. В справочнике Александровского, располагавшего церкви по времени построения, он имеет №3 и идет сразу вслед за собором Спаса на Бору в Кремле и церковью Всех Святых на Кулишках.

Церковь разрушена в 1930 г. На ее месте пустырь. В 1930-х гг. при разборке храма установлено, что он построен не позже XVI в.

Храм святитель Николая Чудотворца

Закрыт в 1924 г.; разрушен в 1928 г.

В 1930-х гг. при разборке Никольской церкви установлено, что она была построена не позже XVI в. Особенно сохранными оказались ее формы – одноглавый четверик на подклете, перекрытый крестчатым сводом с уложенной по нему чернолощенной черепицей».

Сейчас на ее месте пустырь.

Святыни

Мощи сщмч. Илариона (Троицкого), икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.

Настоятели, наместники

Использованные материалы

[1] Исследователи называют разные года основания: 1379, 1395, 1397.

Источник

Сретенский монастырь: Прошлое и настоящее

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь — древнейшая православная обитель, расположенная на удивительном месте. Более шестисот двадцати лет назад здесь произошло событие, которое верующие люди, не сомневаясь, называют чудом. Заступничеством Пресвятой Богородицы русские земли были спасены от нашествия Тамерлана.

Духовенство сретенского монастыря в москве. Смотреть фото Духовенство сретенского монастыря в москве. Смотреть картинку Духовенство сретенского монастыря в москве. Картинка про Духовенство сретенского монастыря в москве. Фото Духовенство сретенского монастыря в москве

Сегодня Сретенский монастырь — важнейший духовный центр России. Брошюра, выпущенная издательством монастыря к 25-летию возрождения обители после ее закрытия в 1926 году, знакомит читателя с историей монастыря, его возрождением, строительством нового собора и жизнью сегодня.

Из истории. В 1395 году полчища жестокого и беспощадного завоевателя Тамерлана приближались к Москве, силы были не равны. Митрополит Киприан, призвав москвичей к всенародному посту и усердной молитве, повелел принести из Владимира в Москву величайшую святыню Русской земли — чудотворную икону Божией Матери. Десять дней величественным крестным ходом несли икону в столицу, и вдоль всего пути люди выходили навстречу и, опускаясь на колени, молили: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» 26 августа показались стены Кремля. Вся Москва, от мала до велика, вышла на Кучково поле встречать святыню. В едином молитвенном порыве соединились сердца людей. И Матерь Божия не посрамила этой великой веры и надежды. Предание рассказывает, что в то время, когда москвичи молились перед чудотворным образом, хан задремал у себя в шатре. Во сне ему привиделась Светозарная Жена, окруженная множеством крылатых воинов. Грозно взирая на хана, Она повелела ему оставить русские земли. Тамерлан отдал приказ об отступлении и увел свое войско на юг, покинув пределы Руси.

Вскоре на том месте, где москвичи встречали святой образ, была заложена деревянная церковь во имя встречи (по-славянски — сретения) Владимирской иконы Божией Матери, а в 1397 году здесь был основан Сретенский монастырь. День 26 августа (8 сентября по н. ст.) празднуется с тех пор как день спасения Москвы от нашествия Тамерлана.

Сретенский монастырь к началу XX века. Первые послереволюционные годы жизни Сретенского монастыря связаны с именем выдающегося богослова, пламенного проповедника и защитника Церкви священномученика Илариона (Троицкого). Владыка, любимый и почитаемый церковным народом, часто служил в Сретенском монастыре. Служил здесь и патриарх Тихон. Незадолго до закрытия монастыря, в 1925 году, здесь принял иноческий постриг пятнадцатилетний Сергей Извеков, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В начале 1926 года Сретенский монастырь был закрыт.

Новая история Сретенского монастыря. В1991 году собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви. В 1994 году здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, преобразованное в 1995 году указом Святейшего Патриарха в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов, с 17 мая 2018 года митрополит Псковский и Порховский). 8 сентября 1995 года исполнялось 600 лет со дня встречи чудотворного образа Богородицы на Кучковом поле. Этот день стал днем духовной радости для всех верующих москвичей. После переговоров с дирекцией Третьяковской галереи было получено разрешение привезти Владимирскую икону в день праздника в монастырь для поклонения.

На страницах брошюры можно почитать и о восстановлении монастыря, и о его святынях, главной из которых являются мощи священномученика Илариона (Троицкого). Отдельные разделы посвящены восстановлению единства Русской Церкви. Описана монашеская жизнь в обители, в Серафимовском скиту. С 2003 года монастырь оказывает помощь школе-интернату, находящемуся в городе Михайлове, в котором воспитываются около ста детей-сирот и детей из неполных и неблагополучных семей.

В Сретенском монастыре находятся редакции крупнейшего православного книжного издательства и известного интернет-портала «Православие.Ru». В 2002 году при монастыре открыта Сретенская духовная семинария. Рассказывая о Сретенском монастыре, нельзя не упомянуть его хор — один из самых известных в Русской Православной Церкви. В стенах обители располагается и Патриарший совет по культуре, созданный в марте 2010 года, его председатель — наместник Сретенского монастыря, ныне митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). С 2014 года в монастыре работают просветительские курсы «Православие».

Важным событием новейшей истории монастыря стало строительство в 2017 году нового храма — в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Не только необходимость увеличить пространство для богослужений подвигла наместника и братию к решению построить этот собор. Все они понимали, что, став насельниками Сретенского монастыря, расположенного на Большой Лубянке, они оказались в месте, освященном исповедническим подвигом святых XX века, нашедших в себе силы противостать безбожной смуте и бесстрашно свидетельствовать о Христе.

Сретенский монастырь является одним из важнейших духовных центров не только Москвы, но и всей России. Уже много лет ежедневно, без выходных братия и наместник монастыря трудятся, созидая и украшая не только дорогую им святую обитель, но и души людей, приходящих сюда за молитвенной помощью и духовным утешением. Да благословит Господь эти нелегкие труды, ведь именно о таких, как они, сказано в древней книге псалмов: И будет яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет (Пс. 1, 3).

Сверните с шумной Большой Лубянки в тихий двор монастыря и убедитесь в этом сами.

Книгу можно приобрести:

в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15
тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40)

в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)

в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

Источник

Архивные материалы о приходе и общине Сретенского монастыря в 1925 году.

Кончина всероссийского святителя Тихона и начало трудностей периода местоблюстительства

Однако уже в конце 1925 года против патриаршего местоблюстителя властью была развернута широкая кампания.

Местоблюститель священномученик митрополит Петр (Полянский) и епископ Борис (Рукин)

«Вопрос: Когда и почему обострились у Вас отношения с митрополитом Петром.

Ответ: Отношения с митрополитом Петром у меня стали обостряться непосредственно после смерти патриарха. На всех трех собраниях, на которых шла речь о признании его заместителем патриарха, я не присутствовал, и он остался этим недоволен. Не присутствовал я самым главным образом по независящим от меня обстоятельствам, а затем и потому что меня приглашали только на последнее заседание, а не два первых. Вскоре после смерти патриарха мною был поднят вопрос о необходимости, во-первых, установления в церкви Соборного начала, которое ясно было подтверждено собором 17-18 года; во-вторых, о необходимости установить ясное отношение с существующей гражданской властью в смысле заявления нашей аполитичности и желания жить с властью в мире и необходимости ходатайствовать перед властью церкви свободы и законного существования. Митрополит ответил мне, что мы не имеем права собирать собрания и рассуждать и что нам собрание разрешено не будет. В тоже время был частный разговор, я на нем слышал, что собрание церкви, т.е. собрание епископов еще при патриархе было разрешено, но с одним условием, чтобы на этом собрании не присутствовало три епископа, имена их мне он не называл. На мой вопрос, каким же образом можно было в интересах церкви отказываться от собрания из-за трех или четырех лиц и тем жертвовать интересами церкви, – митрополит не дал мне удовлетворительного ответа. В мае месяце мне было предложено неким Полянским [4] образовать инициативную группу «Защиты Православия» и подать соответствующее ходатайство во ВЦИК.

Вопрос: «Защита Православия» от политиканства.

Ответ: Это неопределенно. Мы отказываемся от всяких политических предпочтений.

Вопрос: Защита православия от политиканства.

Ответ: Это несущественно. Теперь дальше. С ходатайством легализовать эту группу с разрешением церкви существовать на началах Соборности, свободы и полного устранения от политического предпочтения, это буквальное выражение, т.е. о легализации или о признании законного в государстве существования православной церкви. Православная церковь в этом заявлении категорически отмежевывается от всяких новшеств, и в частности от обновленчества. К одному из епископов церкви, знающего дисциплину, я направил Полянского, к митрополиту Петру, с тем, чтобы высказал по этому поводу свое мнение. С своей стороны я просил, чтобы митрополит обратил очень серьезное внимание на положение церкви и именно на это дело более, что оно было чревато большими положительными последствиями для нашей православной церкви. Полянскому я прямо сказал, что без большинства епископов при всем желании и при всем сочувствии этому делу – начать его я не могу. Митрополит решительно отклонился принять какое бы то не было участие в этом деле и как бы то не было попытаться даже помочь церкви в такой, исключительный для православия момент. Обо мне уже пошли по городу слухи, что я красный, что внушаю разделение, что я образую какую-то свою церковь, и слухи, несомненно, неправильные, к тому, чтобы подорвать среди верующих масс авторитет. Выступление против меня было настолько решительно, что я должен был прекратить всякие разговоры по указанному вопросу. Но побывав много раз в уездах Московской губернии и насмотревшись, как странно, бесправно положение духовенства и наслушавшись также немало вопросов от мирян, почему Церковь находится в таком положении и до каких пор это будет, начал открытые переговоры с Полянским о возможности осуществления легализации церкви на законных началах и снова обратился уже в более решительной форме к митрополиту Петру. Просил же на этот раз созвать непременно собрание епископов, о чем ходатайствовать перед властью, дабы они, т.е. епископы, могли бы высказаться открыто по настоящему вопросу. Мною указывалось, что единоличного правления, согласно определениям Соборов Вселенского, поместных и Всероссийского собора 17-18 гг. православной Российской церковью быть не может, и главный ответ за состояние церкви лежал и лежит на всех епископах православной церкви, а затем уже на священниках и мирянах, и высшим органом управления является поместный Собор, законно канонически избранный на этой основе. Я получил решительный ответ, что никакого собрания быть не может и что на это нам, несомненно, не дадут разрешения и что, во всяком случае, при настоящих условиях авторитет порядка о котором я говорил, неуместен.

Тучков: Это несущественно.

Ответ: Я же не мог иначе мыслить про православную церковь. Это мое глубокое убеждение как православного епископа, которое я должен отстаивать до самой смерти, и нарушение этого догмата соборности, одного из основных догматов, могло и может повести к величайшим внутренним церковным потрясениям. Вместе с этой неудачей я натолкнулся вначале на самую решительную и самую неприглядную для меня агитацию по всей Москве и на самые нелепые сплетни и недопустимые слухи. Употреблялись все меры к тому, чтобы меня не приглашали в храмы на богослужения. Вместо того, чтобы каким-нибудь образом на меня подействовать и как-нибудь обсудить создавшееся положение митрополит, к сожалению, пустил по улицам дело высшей важности. Оно действительно идет по улицам во всю ивановскую. Мне грозили отлучением от церкви и запрещением.

Ответ: Как же со всех сторон.

Вопрос: Но все-таки, кто же.

Ответ: Петр грозил мне, он предлагал мне убраться отсюда, а прямо он этого не говорил. Он говорил, что может перевести меня, а я отвечал, что без 12-ти епископов невозможно. Я настаивал даже на том, что без осуществления тех задач, о которых я говорил митрополиту, такой важный акт, как суд над епископами, устранение их с кафедры нельзя проводить без собрания 12-ти епископов и чтобы не в коем случае он не устранял их единолично.

Приходское собрание членов общины Сретенского монастыря

Духовенство сретенского монастыря в москве. Смотреть фото Духовенство сретенского монастыря в москве. Смотреть картинку Духовенство сретенского монастыря в москве. Картинка про Духовенство сретенского монастыря в москве. Фото Духовенство сретенского монастыря в москве

«Собрание открылось в 8 часов 15 минут. Присутствовало 48 человек.

(Председатель собрания М. Дударенко 30 июня 1925 года. Подписи членов собрания)».

Сведения о насельниках Сретенского монастыря в этот период сохранились в книге расходов денежных сумм на жалование церковнослужителям. Среди братии обители в 1925 году упоминаются [9] :

январьфевральмартапрельмайиюнь
Архимандрит ВиталийНаместник Архимандрит ВиталийНаместник Архимандрит ВиталийНаместник Архимандрит ВиталийНаместник Архимандрит ВиталийНаместник Архимандрит Виталий
Архимандрит СергийАрхимандрит СергийАрхимандрит СергийАрхимандрит СергийАрхимандрит СергийАрхимандрит Сергий
Иеромонах ВладимирИеромонах ВладимирИеромонах ВладимирИеромонах ВладимирИеромонах ВладимирИеромонах Владимир
Иеромонах ДимитрианИеромонах ДимитрианИеромонах ДимитрианИгумен ДимитрианИгумен ДимитрианИгумен Димитриан
Иеромонах ГермогенИеромонах ГермогенИеромонах ГермогенИеромонах ГермогенИеромонах ГермогенИеромонах Гермоген
Иеромонах Нектарий (с 25 апреля)Иеромонах НектарийИеромонах Нектарий
Гедике Павел Федорович звонарьГедике Павел Федорович звонарьГедике Павел Федорович звонарьГедике Павел Федорович звонарьГедике Павел Федорович звонарьГедике Павел Федорович звонарь
Диакон Василий ШароновДиакон Василий ШароновДиакон Василий ШароновДиакон Василий ШароновДиакон Василий ШароновДиакон Василий Шаронов
июльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь
Архимандрит ВиталийАрхимандрит ВиталийАрхимандрит ВиталийАрхимандрит ВиталийАрхимандрит ВиталийАрхимандрит Виталий
Архимандрит СергийАрхимандрит СергийАрхимандрит СергийАрхимандрит СергийАрхимандрит Сергий
Иеромонах ВладимирИеромонах ВладимирИеромонах ВладимирИеромонах ВладимирИеромонах Владимир
Игумен ДимитрианИгумен ДимитрианИгумен ДимитрианИгумен ДимитрианИгумен ДимитрианАрхимандрит Димитриан
Иеромонах ГермогенИеромонах ГермогенИеромонах ГермогенИеромонах ГермогенИеромонах ГермогенИгумен Гермоген
Иеромонах НектарийИеромонах НектарийИеромонах НектарийИеромонах НектарийИеромонах НектарийИгумен Нектарий
Гедике Павел Федорович звонарьГедике Павел Федорович звонарьГедике Павел Федорович звонарьГедике Павел Федорович звонарьГедике Павел Федорович звонарьГедике Павел Федорович звонарь
Диакон Василий ШароновДиакон Василий ШароновДиакон Василий ШароновДиакон Василий ШароновДиакон Василий ШароновДиакон Василий Шаронов
Иеродиакон БорисИеродиакон БорисИеродиакон БорисИеродиакон Борис
Игумен Нил
Иеродиакон Серафим (Крутень)Иеродиакон Серафим (Крутень)Иеродиакон Серафим (Крутень)Иеродиакон Серафим (Крутень)Иеродиакон Серафим (Крутень)
Иеромонах Иероним (Захаров)Иеромонах Иероним (Захаров)Иеромонах Иероним (Захаров)Иеромонах Иероним (Захаров)

Аресты членов приходского собрания Сретенского монастыря по делу митрополита Петра (Полянского)

Поскольку против митрополита Петра (Полянского) было возбуждено уголовное дело, многие из прежде упомянутых членов приходского собрания Сретенского монастыря были подвергнуты аресту и допрошены. Как показывают материалы следствия, в основном вопросы касались особенностей, сложившихся в то время внутрицерковных отношений.

Андронов Владимир Васильевич

Из протокола допроса:

В качестве яда назвал раз цианистый калий. Меня эти разговоры крайне взволновали, и я сообщил о них епископу Борису, причем последний неоднократно предлагал мне написать об изложенном и довести до сведения власти.

Вопрос: почему вы этого не сделали?

Ответ: Зная Попова, как фанатика и молодого человека, я не придавал серьезного значения его словам.

Вопрос: Как вы представляете себе политические убеждения гражданина Попова И.С.?

Ответ: На этот вопрос ответить затрудняюсь, так как с этой стороны Попова не знаю.

Попов Иван Сергеевич

Попов Иван Сергеевич арестован 30 ноября 1925 года. 30 ноября 1925 года Уполномоченный 6 отд. А.В. Казанский допрашивал Попова Ивана Сергеевича, родившегося 12 сентября 1904 года в семье купца суконщика 2-й гильдии, в поселке Клязьма, Московской губернии. Сейчас дьячок церкви Бориса и Глеба на Поварской. Место жительства: Вспольный переулок, д. 5. Русский. Отец – Сергей Константинович, Мать – Варвара Сергеевна. Учился в Москве в гимназии. До 1919 года находился на иждивении отца, жил до 1920-1921 гг. в селе Березниках, летом 1921 года поступил в церковь Бориса и Глеба псаломщиком. Обыск, произведенный в 1918 году, состоялся одновременно с обыском отца – С.К. Попова. В ходе допроса И.С. Попов показал, что советскую власть принял как христианин: на вопрос об отношении к установившейся власти от арестованного был получен ответ – «не могу сочувствовать».

Из протоколов допросов:

«Вопрос: кто у вас есть знакомый из Сретенского монастыря, где Вы служили, где вы состояли членом церковного совета. Перечислите нам ваших знакомых.

Ответ: есть, например, епископ Борис.

Ответ: Вы говорите знаком, а видеть это не значит быть знакомым.

Вопрос: Ну, а еще кто.

Ответ: отец Дмитриан, отец игумен Сретенского монастыря, Крутень, Владимир Васильевич Андронов и больше никого.

Вопрос: значит, вы у них в гостях не бывали.

Ответ: бывал у Серафима, бывал у Дмитрия.

Вопрос: а у Крутеня не были.

Вопрос: когда вы были.

Ответ: я говорю, два месяца назад, когда он еще не переезжал с той квартиры.

Вопрос: а, Крутень у Вас бывал.

Ответ: да, последнее время недели две назад.

Вопрос: с кем из перечисленных вы имели оживленную связь и частые свидания.

«Вопрос: сколько ей лет.

Вопрос: Ваше постоянное местожительства.

Ответ: Спольный переулок.

Вопрос: а почему Вы бывали у Евдокии Петровны.

Ответ: обедали и пили чай.

Вопрос: откуда вы ее знаете.

Ответ: это наша прихожанка.

Вопрос: с какого времени вы повадились к ней ходить. Ответ: года два, три. Вернее, года два.

Вопрос: на какие источники дохода она живет. Ответ: не знаю.

Вопрос: она служит. Ответ: может быть, и служит, я не знаю.

Вопрос: вы ей платили за стол. Ответ: нет.

«Вопрос: почему же это она с вами возится, откуда же она матушка средства берет на это. Ответ: не знаю.

Вопрос: Значит, выходит дело, вы пили и ели у нее и не благодарили. Ответ: а какая же, по-вашему, должна быть благодарность.

Вопрос: а как же, по-вашему, это выходит, по-моему, это, получается, по нахала. Нет ли у нее каких-либо болезненных недостатков. Ответ: нет.

Вопрос: а в церкви она несет какие-нибудь обязанности. Ответ: нет.

Вопрос: а много к ней таких нахлебников ходит. Много ли лиц находится на ее столе. Вы один ходили туда обедать. Ответ: один.

Вопрос: почему же вам такое счастье. Ответ: так Бог судил.

Вопрос: а кто к вам кроме Адрианова ходил. Ответ: Крутень Серафим.

Вопрос: а сколько комнат занимает эта женщина. Ответ: одну.

Вопрос: значит, вас оттуда выставляли, когда кто-нибудь приезжал. Ответ: нет мы были вместе.

Вопрос: скажите, кого же из церковных деятелей кроме перечисленных вы знаете. Ответ: т.е. каких, что вы этим хотите сказать.

Следователь: я говорю о тех лицах, которые у Вас бывали и которых вы нам не назвали. Кого Вы так или иначе знаете из церковных деятелей и мирян, а также, значит, и из служителей культа, имеющих связь с церковью, относительно которых вы беседовали с целым рядом лиц.

Ответ: я никогда ни с кем не говорил о церковных делах, а если и говорил, то только о духовных делах.

Следователь: Ну знаете, я не настолько специалист в духовных делах, чтобы делать разницу между духовными и церковными.

Обвин.: я говорил с Серафимом и Андроновым о духовной жизни.

Вопрос: а вам никогда не приходилось беседовать о митрополите Петре в присутствии Евдокии Петровны.

Обвин.: как это так говорить.

«Вопрос: наряду с этими разговорами какие у вас еще разговоры велись, еще не было ли каких разговоров? Ответ: говорили о монашестве.

Вопрос: как возник этот вопрос? Ответ: он предлагал мне принять постриг в Сретенском монастыре.

Вопрос: и тогда вы называли его отцом и при ком вы это говорили. Ответ: это говорилось при Евдокии Петровне.

Вопрос: при какой обстановке это было. Ответ: за чаем.

Следов.: значит, чаек попивали и разговаривали, а еще о чем вы разговаривали, о Петре митрополите был у вас разговор. Ответ: говорили, что он законный митрополит.

«Вопрос: о ком вы еще говорили? Ответ: говорили о Преосвященном Борисе.

Вопрос: что именно говорили о преосвященном Борисе. Ответ: что он оставляет Сретенский монастырь.

Вопрос: по каким причинам. Ответ: не знаю, по каким.

Вопрос: а какое ваше личное мнение о Борисе. Ответ: если бы он был хороший монах, я бы пошел в монастырь, а то у него мало монашеской практики, он недавно сделался им.

Вопрос: а Петр давно стал митрополитом. Ответ: при Святейшем Патриархе.

Вопрос: давно или нет. Ответ: он был раньше архиепископом.

Вопрос: а монахом давно? Ответ: 10 лет.

Вопрос: почему вы считаете, что Борис не монах. Ответ: он был против удлинения церковной службы и против уставного служения, он рассчитывал на внешнюю помпу.

Вопрос: с чем вы были с ним не согласны. Ответ: то, что он делает против местоблюстителя.

Вопрос: как вы это понимаете. Ответ: он покушается занять митрополичий престол. Вопрос: что же это он так разошелся, какие у него данные к этому. Ответ: обвинить митрополита.

Вопрос: а данные-то у него какие, вдруг сразу из архиепископа в митрополиты. Какие у него данные быть митрополитом.

Ответ: То, что он в Сретенском монастыре, он был секретарем преосвященного Бориса, Борис обещал, что он устроит ему, он считал себя правой рукой Патриарха, как епископ можайский, и он хотел свергнуть митрополита.

Вопрос: Каким же он манером хотел его свергнуть. Ответ: он хотел, как передавал мне Владимир Васильевич, собрать подписи архимандритов и потребовать созыва собора и его смещения.

Виноградов Константин Александрович

Его допрос, состоявшийся 16 декабря 1925 года, вел уполномоченный 6-го отдела СОГПУ Казанский А. В.

Виноградов Константин Александрович родился в 1897 году, 8 октября, в городе Вильно. Сын банковского служащего (надворного советника). В настоящее время – научный сотрудник Центрального музея народоведения. Проживал на Сретенке, Пушкарев переулок, дом 20. Русский, гражданин РСФСР. Учился в Московском университете на историко-филологическом факультете. Окончил военно-педагогический институт в 1920 году, затем по 1922 год в академии генштаба был лаборантом опытно-психологической лаборатории. До 1923 года учился в Институте востоковедения, который не окончил. Отношение к Советской власти – сочувственное.

Из протоколов допроса:

Очередной допрос состоялся 30 декабря 1925 года:

Судьба строений обители в 1925 году

Антицерковная деятельность Советской власти отразилась не только в обстоятельствах жизни насельников и прихожан обители, но и на судьбе монастырских храмов.

Никольский храм Сретенского монастыря и община евангельских христиан

Духовенство сретенского монастыря в москве. Смотреть фото Духовенство сретенского монастыря в москве. Смотреть картинку Духовенство сретенского монастыря в москве. Картинка про Духовенство сретенского монастыря в москве. Фото Духовенство сретенского монастыря в москве

Часовня Сретенского монастыря

В материалах дела также имеется:

Иеромонах Иоанн (Лудищев)
проректор Сретенской духовной семинарии

16 сентября 2016 г.

[1] Губонин М.Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей Церковной Власти 1917-1943. М. Изд-во ПСТБИ, 1994. С. 413-417.

[2] КИФА – Патриарший местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862-1937). М.: ПСТГУ, 2012. С. 484.

[4] Полянский Иван Васильевич, сотрудник ОГПУ-НКВД, полковник госбезопасности, преемник Е.А. Тучкова //КИФА – Патриарший местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862-1937). М.: ПСТГУ, 2012. С. 444, 933.

[6] ЦГА г.Москвы. ЦХД после 1917 г. Ф. 1215. Оп. 4. Д. 35А. Л. 301.

[7] ЦГА г.Москвы. ЦХД после 1917 г. Ф. 1215. Оп. 4. Д. 35А. Л. 302-303 об.

[8] ЦГА г.Москвы. ЦХД после 1917 г. Ф. 1215. Оп. 4. Д. 35А. Л. 309.

[9] ЦГА г.Москвы. ЦХД до 1917 г. Ф. 1184. Оп. 2. Д. 13. Л. 269-274.

[25] ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 314. Л. 16-16об.

[26] ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 352. Л. 271.

[27] ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 352. Л. 270.

[28] ЦГА г.Москвы. ЦХД после 1917 г. Ф. 1215. Оп. 4. Д. 35А. Л. 266.

[29] ЦГА г.Москвы. ЦХД после 1917 г. Ф. 1215. Оп. 4. Д. 34.

[30] ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 352. Л. 345.

[31] ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 352. Л. 519.

[32] ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 352. Л. 480.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *