Духовники троице сергиевой лавры

Старец Наум из Троице-Сергиевой лавры пророчество

Старец Наум из Троице-Сергиевой лавры: пророчество на правах рекламы.
[статья из серии по истории пророчеств].

04.11.2019 на «Дзене» появилась статья «Старцы в православии – кто они? Мой рассказ об отце Науме из Троице-Сергиевой лавры» (автор некто: «Дневник Семинариста»):
«Старцы в современном православии это явление примечательное, хоть и не новое. Это не святые, по крайней мере, большинство из них – но и не обычные духовники, которым может быть любой батюшка. Они особые люди, у которых много духовных чад, а также явные дарования в духовной жизни. Расскажу вам про отца Наума, который не так давно ушёл от нас – это был интересный человек!
Как мы с бабушкой ездили к отцу Науму.
Эта поездка начиналась рано утром – обычно затемно. Мы шли пешком до электрички, потом садились и ехали примерно 40 минут до Сергиева Посада, который тогда ещё назывался Загорск. Дойдя до Лавры мы проходили через чугунные двери, «чёрный ход», через который можно было пройти начиная с 6 утра.
Потом к проходной монастыря, через узкую деревянную дверь вниз по галерее, в подвал огромного Трапезного Храма, где и находилась келья известного старца отца Наума.
Там нас ждала длинная очередь – из бабушек, странноватых молодых людей с бородками, священников и монахов. Они все ждали возможности пообщаться со своим духовным отцом, или приехали впервые.
Раньше отец Наум жил в маленькой келье, со входом из коридора, который вёл в столовую под Трапезным храмом, но потом, где-то в начале 90-х ему оборудовали просторное жильё, с большим «предбанником» для гостей, обитое вагонкой и довольно уютное.
Отец Наум принимал всех и обстоятельно расспрашивал, давал советы – простые, но по особому мудрые. Со мной – тогда ещё ребенком он много не разговаривал – только гладил по голове, благословлял и дарил молитвослов из высокой стопки книг, окружавших его кресло.
Моя бабушка относилась к нему истово – выполняла все его советы и искренне, со слезами каялась. Выйдя от него я ощущал подъём и время, потраченное на сидение в приёмной старца не казалось потраченным зря.
Старцы как к ним относиться?
Конечно, отец Наум был по-настоящему благочестивым человеком, который не мог повредить своей пастве и умудрялся помогать тысячам людей. Но есть среди них много людей, которые взяли на себя несоразмерную своим способностям ношу, а то и вовсе – извлекающих из послушных жертвователей немалый доход. Увы – таких среди пастырей немало. Есть и те, кто для поднятие личного авторитета сколачивают мини-секты, как например те, кто протестовал против введения ИНН, называя его «печатью антихриста».
Нужно быть мудрым – и не гнаться за особо одарёнными пастырями, помня, что главный авторитет для нас – Христос и Евангелие.
В последнем моём разговоре с отцом Наумом были затронуты разные направления, в том числе, и о будущем. Наиболее важная информация, которую озвучил старец, касалась политики нашего государства.
Все высказывания можно объединить в одно страшное слово, – «Война» на разных континентах мира. Гореть огнём всей земле ярким пламенем. Пожар затронет многие государства, но не Россию.
Многие народы объединятся для свержения России с престола многовекового лидера. Но не случиться этому никогда. Выстоит наше государство, не падёт духом и волей, будет крепко стоять на ногах. Патриотический дух российских граждан сильнее любых негативных вмешательств в их размеренную жизнь. Это одно из самых сильных оружий, не подвластное никому.
Страна не покорится никому, а, наоборот, будет здравствовать и править миром так, как угодно Богу, – говорил старец.
Впрочем, это не говорит о том, что российским гражданам светит беззаботная жизнь. Мы не сможем остаться в стороне от мировых событий. Однако трудности, непосильные для другого народа, сплотят и объединят в неистовую силу всех россиян. Победа наших дедов в Великой Отечественной Войне является лучшим примером и доказательством, что нам не страшны ничьи нападки.
Итак, отец Наум предсказывал великое будущее нашей стране, которое обеспечит светлую жизнь нашим детям. Подобные предсказания вселяют в граждан веру в свой народ».
* * *
Лепота.
Уже одно то обстоятельство, что автор скрылся за «ником» – «Дневник Семинариста» говорит о многом, в частности, что в статье есть недостоверная информация.
А как её может не быть в современных условиях, когда в сознании миллионов людей, проживающих на территориях бывшего Советского Союза, течение истории разделилось на два независимых потока – «до» и «после» развала.
«До развала» – свободное юридическое и экономическое пространство, непрерывное развитие науки, техники, образования, медицины, постепенное, но неуклонное расширение личных свобод.
«После развала» – превращение Советского Союза в конгломерат пятнадцати политических государств с «примитивной националистической» идеологией, с «перманентным» экономическим кризисом, с поворотом к системе тотального контроля над личностью.
После этого только остаётся мечтать о «великом будущем, которое обеспечит светлую жизнь нашим детям. ».

[Историческая справка.
Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 года, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви последней четверти XX – начала XXI веков.
В 1957-ом поступил в Московскую духовную семинарию.
14 октября того же года был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
14 августа 1958 года наместником обители архимандритом Пименом (Хмелевским) был пострижен в монашество с именем Наум (в честь преподобного Наума Радонежского).
8 октября того же года, был хиротонисан в сан иеродиакона.
8 октября 1959 года митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в сан иеромонаха.
После окончания в 1960 году по первому разряду духовной семинарии, поступил в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия.
25 апреля 1970 года иеромонах Наум возведен во игумены.
В 1979 году ко дню Святой Пасхи игумен Наум был возведен в сан архимандрита.
С 2000 года вошёл в Духовный совет Троице-Сергиевой лавры.
Скончался утром 13 октября 2017 года].

Источник

Духовник Троице-Сергиевой Лавры

В Московской духовной академии прошла встреча-беседа слушателей Центра дополнительного образования МДА с известными, опытными священниками, духовниками, посвященная старцу архимандриту Кириллу (Павлову).

Духовники троице сергиевой лавры. Смотреть фото Духовники троице сергиевой лавры. Смотреть картинку Духовники троице сергиевой лавры. Картинка про Духовники троице сергиевой лавры. Фото Духовники троице сергиевой лавры

Радость духовная

Архимандрит АГАФОДОР (Маркевич), келейник отца Кирилла в течение 15 лет

Отец Кирилл повторял: самое главное – читать Евангелие. Через это чтение будут укрепляться вера и добрая воля, просвещаться ум и сердце. И это не просто слова – это его жизненный опыт.

Помню, мы еще как иподиаконы служили в Троицком соборе. Часто во время архиерейской службы возникает суета, иподиаконы бегают, мешают друг другу. А отец Кирилл стоит в уголочке – читает Евангелие.

Его однокурсники, которые собирались на юбилеи окончания Академии, вспоминали: после вечерних молитв все расходились по спальням. Естественно, перед отбоем надо побеседовать о прошедшем дне. А отец Кирилл уходил от них в отдельную келью, так называемую «каптерку», и читал Евангелие.

Еще вспоминаю: санаторий в Крыму, обычно в 10 часов утра нам приносят трапезу. До этого полагается час утренней молитвы: кафизмы, послания, Евангелие. Иногда сестры, которые нас обслуживали, задерживались, и тогда отец Кирилл продолжает читать Евангелие. А мы с ноги на ногу переминаемся, ждем, когда завтрак принесут – нас еще бесы крутят, Евангелие не дается нам, мы его недостаточно любим, не чувствуем, что это самое главное для души.

Отец Кирилл любил рассказывать о своей учебе в духовных школах – после войны они занимались сначала в Новодевичьем монастыре, а потом уже здесь, в Лавре. «Придет, – говорит, – преподаватель сектоведения, заслуженный протоиерей, прошедший горнило арестов, допросов, мучений, высылки, тюрем, концлагеря, которые не сломили его духа, а только укрепили в святости, и среди лекции скажет: «Давайте потихонечку споем «Слава в вышних Богу». И сразу становилось уютно, тихо, все погружались в молитву».

Этот преподаватель всей своей душой хотел заложить в студентов, в первую очередь, дух молитвы, любовь к истоку жизни, а потом, на этом основании – и знания. Так и отец Кирилл старался в нас, будущих монахов, священников, заложить основу жизни – любовь к молитве. Он давал прочувствовать разницу жизни в Благодати Божией и в миру.

Когда вечерами многие студенты бежали в город, чтобы развеяться после тяжелого дня, мы собирались у него в комнатке за проходной, и он читал Библию в течение часа. Сам, наверное, себя не заставишь – устал за день, а он помогал нам прочувствовать значение молитвы. Потому что священник без молитвы – это, считай, не священник, а требоисполнитель. То же самое – монах.

Архимандрит ПАВЕЛ (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой Лавры

Помнится, приходит к батюшке один брат, отяжеленный проблемами, хочет убежать от своего многозаботливого послушания. А отец Кирилл говорит: «С креста не сходят, с креста снимают».

И я свидетель того, как брат тот ушел, утвержденный в этой мысли: с креста сходить не нужно. И неоднократно батюшка подчеркивал, что не стоит искать своей воли, а надо видеть волю Божию в жизни каждого из нас.

Архимандрит ГЛЕБ (Кожевников), главный регент хора Троице-Сергиевой Лавры

Батюшка очень любил, ценил пение. Помню, у него был сборник Рождественских колядок «Ночь тиха над Палестиной», другие песнопения. Он открывал книгу и приглашал: «Братия, подходите, будем петь». Я с радостью слушал и от души пел.

Наверное, с конца 1980-х гг. в Академии начал возрождаться знаменный распев. Однажды мы пели в Троицком соборе, служил батюшка. И мы, что называется, «без объявления войны», договорились спеть знаменную службу – от начала до конца. После подходим к батюшке, улыбаемся – а у него глаза горят, но как-то не так. Спрашиваем: «Батюшка, честно скажите: как?» Он говорит: «Вы знаете, у меня первый раз на Херувимской не было радости духовной». Конечно, слава Богу, что распев возрождается. Но мы, наверное, были тщеславно-горделивые и несли совсем не тот дух, который был 400 лет назад. Хотя искренне старались, и когда зарождался знаменный распев, то существовало строгое правило, что каждые две недели поющие причащаются, а исповедуются еще чаще. Путь был правильный, но форма оказалась далекой от содержания, потому что сердце очистить за две недели, за месяц, за год, наверное, очень сложно.

И еще в связи с духовной радостью вспоминается, как однажды после службы в Успенском соборе батюшка подошел ко мне и спросил: «У тебя что-то случилось? Не может быть, чтобы ты поисповедовался, причастился, и у тебя нет духовной радости, что ты можешь грустить в этот момент».

То есть батюшка даже не допускал мысли, что может появиться какая-то грусть после Причастия. Да, она может возникнуть через два часа, через день, возможно, человек несет какой-то тяжкий крест. Но в этот момент ее не должно быть.

Поэтому, если вы от Чаши отходите и чувствуете что-то не то, то вам нужно сразу идти обратным путем на исповедь и спрашивать – скажите мне, почему такое творится, что я не поисповедовал? Есть какая-то причина, просто так этого быть не может.

Он в сознании, и он молится

На вопросы сотрудников журнала «Покров» ответил архимандрит ИЛИЯ (Рейзмир), духовник Троице-Сергиевой Лавры.

– Как сейчас чувствует себя отец Кирилл? Разговаривает ли, общается?

– Он не разговаривает, лежит, пищу уже в течение 12 лет ему дают через трубочку. Сестры, которые находятся около него в Переделкине, говорят, что иногда он пропоет как бы про себя, «промурлыкает» перед праздником тропарь. Ну а обычного общения, разговоров – нет.

– Как вы думаете, в чем духовный смысл болезни батюшки Кирилла?

– Я уже говорил и говорю: он страдает за нас, духовных чад, за всех людей. Он отдал свою жизнь Богу, людям, не имел личной жизни и продолжает нести свой крест. Хотя он сейчас в таком тяжелом положении, но он в сознании, и он молится, пребывает с Богом. Мы ездим к нему – в день Ангела, в День Победы – поклониться, ручку поцеловать.

– Существует предание, что, пока жив отец Кирилл, не начнется большая война.

– Жизнь отца Кирилла – воля Божия, и милость Божия над Россией.

– Как вы думаете, отец Кирилл – тот самый сержант Павлов, который во время Сталинградской битвы защищал знаменитый дом Павлова?

– Сейчас говорят, что отец Кирилл дал обет молчания у раки Преподобного Сергия не рассказывать о своих подвигах.

– Господь знает… Он был смиренный, учил нас смирению. Лично мне отец Кирилл рассказывал: Сталинградская битва – это был кромешный ад, но борьба с бандеровцами – еще страшнее. После Сталинграда их бросили на Западную Украину. Многие герои там погибли, одежда была красивая у наших офицеров, лейтенантов. Брюки голубые с лампасами, китель, но все не продумано, заметно, их стреляли, как птичек, с деревьев, с крыш, из окошек, из форточек.

Но Господь оставил для нас такого великого светильника, потому что тайну сердца мало кто может знать, а по нему было видно, что он великий молитвенник. Будущие лаврские монахи – отец Феодор, отец Тихон – вместе с ним освобождали Чехословакию, Венгрию. И уже в военной форме они возвратились в Москву. Когда Сталин разрешил открыть духовные школы, они поступили на курсы в Новодевичий монастырь. Потом, в 1948 г., открыли Семинарию, Академию.

У нас был наместник, Царство ему Небесное, отец Иероним, который иногда пошучивал: «До революции духовниками старцы были без семинарского образования, а у нас батюшка – с высшим, академическим». Монахам тоже надо было учиться, иначе в Лавре не прописывали. А в 1978 г. отец Иероним добился, чтобы всех нас приписали к «общежитию» Троице-Сергиевой Лавры, так это называлось.

– Расскажите о своих первых впечатлениях от встречи с батюшкой?

– Я многим говорю, что четвертому Патриарху служу и восьмому наместнику, а все в глазах моих стоят старцы Лаврские – и архимандрит Кирилл (Павлов), и архимандрит Феодорит (Воробьев), и схиархимандрит Серафим (Шинкарев).

Мы дружили с будущим блаженнейшим Онуфрием (митрополит Киевский и всея Украины. – Ред.), он на два года позже меня в монастырь поступил, в 1970 г., и с отцом Алексием (Поликарповым), нынешним настоятелем Даниловского монастыря. Вместе ездили в отпуск, брали благословение у батюшки. Он нас так с любовью, конечно, называл – «троица святая».

К моему большому сожалению, наместники не допускали батюшку быть восприемником в те времена. Все старцы претерпели – и отец Серафим, и отец Феодорит, и батюшке досталось. Клеветали на них, как-то побили, когда шли со службы – келейники, бывало, не сопровождали. Помню, женщина была из Харькова, Галина Федоровна, она подбирала девушек и платила им за то, чтобы они следили за исповедью, за проповедями. Но Господь хранил.

Относиться к скорбям батюшка учил своим примером. Утешит, погладит или перекрестит: мол, не падай духом.

В 1970 г. батюшку назначили казначеем Лавры (с 1965 г. отец Кирилл также – духовник монастыря. – Ред.). Он многим помогал, семинаристы были бедные, но всегда находил возможность уделять средства на издание книг. Его духовное чадо – девушка-машинистка – по благословению батюшки печатала «Лавсаик», Киево-Печерский, Псково-Печерский, По-чаев¬ский патерики, «Ответы Варсонофия», Авву Дорофея. Батюшка нам раздавал книги в ручном переплете, или мы сами их переплетали и снова передавали перепечатывать, распространять – на Украину, на Север, в Сибирь. И всегда так Господь устраивал, что батюшка исповедовал и раздавал книги верующим. А на Рождество, на Пасху делал подарки, большие очереди возле проходной были – получить, конечно, и благословение, и подарочек. И колядовали, пели, все слава Богу.

– Расскажите о том, какой образ жизни вел батюшка?

– Батюшка много не говорил, но дал великий пример смирения, терпения, любви. Никто никогда не видел, чтобы он кого поругал или обиделся. Он отдал свою жизнь Церкви и народу. Личной жизни не имел. До двух часов ночи он принимал. Утром – на братском молебне, пример давал всем – ходить на службу. После братского молебна беседовал у себя в дежурке. Мы приходили к нему, читали, кто желал – три канона, два акафиста, кафизмы, Евангелие. Далее – обед, и снова он принимал людей четыре часа перед вечерней. На всенощной в алтаре все время исповедовал в Серафимовском приделе, в Трапезном храме. Потом, после всенощной, – опять проходная. У него был такой келейничек, монах старенький, батюшка специально взял его, чтобы нести крест.

Часто отец Кирилл выручал в простоте других священников: кто-то на проповедь не придет, так он проповедовал. Всегда служил. И всегда, конечно, был – одна любовь. Сколько спаслось людей для Царства Небесного по его молитвам! Только Господь знает. Поэтому и несет крест сейчас – тяжелый, болезненный.

– Пишут о благодатных дарах отца Кирилла – прозорливости, молитвы. Можете вспомнить примеры, свидетельствующие об этих дарованиях?

– Моя родная сестра Надя была очень красивая. Мама выдала ее рано замуж за верующего человека, на 10 лет старше, специалиста по гидроэлектростанциям. И они поехали в Канин на работу. Муж боялся, чтобы кто Надю не своровал: шел на работу, а ее закрывал в комнате. Так она, бедная, возненавидела его. Мама звонит мне: ой, беда большая. Я говорю: «Мама, пусть едут срочно сюда, в Лавру». И батюшка, отец Кирилл, поговорил с ними, помолился, почитал молитвы, и все ушло. Такая великая Благодать Божия была у батюшки, молитвенный дар.

– А какие наставления давал отец Кирилл молодым парам?

– Это, конечно, было тайной, он видел человека, был прозорливым. Каждому одно и то же не могло подходить. Но от него выходили со слезами, это были новые люди, которые начинали новую, прекрасную, христианскую жизнь. Они несли веру. В то время было гонение на Церковь, а батюшка своим примером, словом и наставлением укреплял в вере.

– Отец Кирилл был духовником трех Патриархов, епископов, простых людей. Как вы думаете, почему к батюшке шли люди и облеченные властью, и простые? Каково его главное дарование?

– Святость. Молитва. И доброе слово. Многие из ссылок возвращались, приезжали поисповедоваться, побеседовать. Патриарх Алексий I, бывали случаи, для совета приглашал батюшку. Патриарх Пимен, такого монашеского духа, тоже приезжал поисповедоваться – или батюшку Серафима вызывали, или отца Кирилла. При Святейшем Патриархе Алексии II так же все было.

– Говорят, что даже внешне отец Кирилл напоминает Преподобного Сергия…

– Да, это правда. Он никогда не пропускал братские молебны перед ракой Преподобного. И нам советовал то же самое. Отец Феодорит (Воробьев), такой был блаженный, из ссылки возвратился, говорил: «Любите, братья, братские молебны. Идите на братский молебен, и вы получите благословение на день, а в понедельник – на всю неделю».

– Какие заветы отца Кирилла вы запомнили на всю жизнь?

– Любите друг друга, как сказал Господь. Батюшкин завет: любите друг друга. Конечно, и Господа, да чадами Его будете, чтобы вместе удостоиться Царства Небесного.

Источник

«Я думал: Господи, как же хорошо было бы умереть сейчас» — сильные истории о встречах со старцем Кириллом (Павловым)

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Несколько десятилетий архимандрит Кирилл (Павлов) (1919 – 2017) нес послушание духовника Троице-Сергиевой лавры. Встреча со старцем изменила жизнь огромного числа людей, стала одним из важнейших событий на их пути к Богу и Его Церкви. Среди них — и игумен Нектарий (Морозов).
«Фома» публикует фрагменты воспоминаний отца Нектария. Они вышли в книге «Сталинградское Евангелие архимандрита Кирилла (Павлова)» (издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры), созданной по мотивам сценария одноименного документального фильма Владимира Шуванникова.

Впервые мне довелось увидеть батюшку в 1995 году. Это был непростой, переломный и вместе с тем очень хороший для меня период. Мне было неполных 24 года, за спиной оставались 5 лет работы в «Аргументах и фактах» и «Общей газете», командировки в разные уголки страны, череда поездок в Чечню – с самых первых дней войны. Впереди, казалось, ждало самое светлое будущее: к этому моменту я занимал должность обозревателя отдела национальных проблем «Общей газеты», все складывалось для меня на удивление удачно, работа была по-настоящему интересной, я ее любил. И вместе с тем… Вместе с тем эту любовь превозмогало одно непреодолимое желание: принадлежать всецело Богу, служить Церкви и людям, и монашество я видел как самый прямой путь к этому. На тот момент я был уже готов уволиться из газеты и поступить на работу на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры, чтобы начать таким образом свой труд в Церкви. И честно скажу – мало кто поддерживал меня тогда в этом намерении, никому, видимо, не верилось, что решение это носит основательный характер, что мне удастся так легко отказаться от той жизни, к которой я, казалось, был так крепко привязан.

Поэтому тогдашний настоятель подворья игумен Лонгин (Корчагин; ныне – митрополит Симбирский и Новоспасский) и отправил меня к отцу Кириллу – за благословением на этот переход.

В тот день или, скорее, уже вечер, батюшка принимал в крестильне у храма святителя Филиппа, митрополита Московского, в Переделкино, где находилась резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия: уже в то время отец Кирилл большую часть времени проводил именно в Переделкино, лишь периодически возвращаясь в Лавру.

В крестильне собралось много народу, было сумеречно (так, по крайней мере, запомнилось мне), царила тишина – мы все либо думали о том, о чем хотим спросить батюшку, или молились. Очередной человек отходил от отца Кирилла, выходил из крестильни, и на его место заступал следующий. Кто-то исповедовался, кто-то просил совета, кто-то, наверное, просто изливал свою скорбь.

Духовники троице сергиевой лавры. Смотреть фото Духовники троице сергиевой лавры. Смотреть картинку Духовники троице сергиевой лавры. Картинка про Духовники троице сергиевой лавры. Фото Духовники троице сергиевой лавры

И вдруг… Никогда этого не забуду. Вдруг раздался – даже не крик, а какой-то дикий вопль, похожий одновременно на плач и на хохот. В нем не было ничего человеческого: человек не может так ни плакать, ни смеяться. Такая в этих звуках была боль, такое отчаяние и такая вместе с тем злоба… Я очень хорошо помню, какой ужас ощутил в тот момент. И, конечно, не я один – невозможно было не испугаться: так неожиданно и так страшно было происходящее. Но помню я еще отчетливее и другое: совершенно непоколебимое спокойствие отца Кирилла. Он словно не заметил происходящего.

– Помогите батюшке подняться, – попросил он тех, кто находился рядом.

И люди бросились поднимать стоящего на коленях перед отцом Кириллом пожилого священника. Это он так кричал… Его, притихшего, сразу обмякшего и, как ни удивительно это звучит, успокоенного, утешенного, отвели в сторонку, где он и присел, потому что идти в этот момент не мог.

Спустя какое-то время наступил и мой черед. Я хотел поговорить обстоятельно, но народу оставалось по-прежнему много, а один вопрос был важнее всех прочих: благословит ли отец Кирилл мое решение и мои планы. Я волновался – и оттого, что не знал, что ответит мне батюшка, и просто потому что впервые встретился с ним. Общение с самыми разными людьми было моим привычным занятием, рабочей повседневностью, но все профессиональные навыки в одно мгновение оказались забыты, и я чувствовал себя беспомощным и бестолковым ребенком – такая сумятица царила и в мыслях, и в душе.

И именно как с ребенком, которого нужно успокоить и поддержать, говорил со мной отец Кирилл. Выслушав мой вопрос, он благословил меня на смену моей деятельности и поддержал в намерении связать свою жизнь со служением Церкви. На тот момент это было главным, в чем я нуждался.

После меня к батюшке подошла моя мама. Я не знал, о чем они говорят, но в какой-то момент увидел, что отец Кирилл, сидевший чуть наклонившись, вдруг распрямился и радостно, по-детски рассмеялся.

Я не мог не спросить потом маму, что вызвало у батюшки такую реакцию. Оказалось, что она говорила ему о том, как переживает в связи с моим выбором, а точнее – с желанием всем сердцем монашества. В этот-то момент отец Кирилл и рассмеялся так неожиданно и так радостно и сказал:

– А ты вместе с ним иди!

Прошли годы после этой первой встречи, и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия игумен Лонгин совершил на Московском подворье Лавры постриг моей мамы в монашество с именем Евфросиния в честь преподобной Евфросинии Полоцкой – уже после того, как я был пострижен с наречением имени Нектарий в честь святителя Нектария, Эгинского чудотворца.

Одним из самых частых советов отца Кирилла – и в живом общении, и в его письмах, которые мне довелось прочесть – был такой:

– Полюбите читать Святое Евангелие.

Сегодня многие уже знают эту удивительную историю – о том, как найденное на руинах Сталинграда Евангелие буквально перевернуло всю жизнь Ивана Павлова, будущего духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла. А тогда достаточно было лишь послушать, как говорит о Евангелии отец Кирилл, чтобы понять, что в знании его и следовании ему заключено абсолютно все, что нужно в этой жизни человеку.

Я очень хорошо помню, как батюшка молился, когда я задавал вопрос, решение которого могло стать поворотным в чьей-то судьбе. Этого невозможно было не видеть – как он просит об ответе и как этот ответ дается или же нет.

Приведу лишь один такой пример. Я приехал к нему исповедоваться и вместе с тем попросить совета о том, как поступить женщине, нашей прихожанке, оказавшейся в непростой ситуации: муж собирался уехать из России в Европу, ей совершенно не хотелось туда, но и бросить его она не могла. Я вкратце описал ее положение и спросил отца Кирилла, что же ей делать. Батюшка погрузился в молитву. И – это было так очевидно! – ответа не было. И мне он тоже ничего не ответил.

Я вышел из кельи. Зашел кто-то из братии, потом еще кто-то… И вдруг дверь отворилась, и Батюшка показался на пороге:

Он был удивительно радостный и словно торопился поделиться со мной:

– По поводу этой женщины… Вот что… Если она любит своего мужа, то пусть едет с ним, а потом… пусть возвращается.

…Пойди пойми такой ответ! Но понял и я, и она. Она совершенно спокойно, мирно поехала с мужем в Европу. И по прошествии кратчайшего времени он неожиданно понял, что это была ошибка, они вернулись в Россию, и желание покинуть ее у этого человека больше не возникало.

Чудной эпизод, о котором никак не могу не упомянуть.

Я стоял у бокового входа храма в честь святителя Филиппа, митрополита Московского в Переделкино. А батюшка шел по дорожке со стороны Патриаршей резиденции. По пути он остановился, отвечая на чей-то вопрос, и в этом момент к нему подошла пожилая женщина. Она, видимо, была душевно нездорова, поскольку, приблизившись к отцу Кириллу, она стала двумя руками гладить его бороду. А он… Он продолжал говорить с человеком так, словно ничего и не происходило, не обращая на эти действия вообще никакого внимания. Кто-то отвел ее в сторону. Но она снова подошла и снова стала гладить бороду батюшки – с каким-то детским выражением восхищения на лице. И реакция его была такой же, как и прежде – ее просто не было.

Все, кто бывал хотя бы раз у отца Кирилла, знают, что никто не уходил от него без подарков. Его келья всегда напоминала небольшой склад – книг, икон, сладостей, которые он с радостью раздавал приходящим.

А под окном висела кормушка, куда прилетали жившие в переделкинском саду птицы. И они не оставались без подарков.

Духовники троице сергиевой лавры. Смотреть фото Духовники троице сергиевой лавры. Смотреть картинку Духовники троице сергиевой лавры. Картинка про Духовники троице сергиевой лавры. Фото Духовники троице сергиевой лавры

Иногда, когда я спрашивал отца Кирилла о чем-либо, я слышал в ответ:

– А что ты сам думаешь.

И я вдруг понимал, что спрашивал, быть может, зря: все очевидно.

Но понимал и другое: насколько деликатен отец Кирилл, насколько избегает он подавления в чем бы то ни было воли человеческой.

Однако были и другие, совсем другие ситуации – случаи, когда не рассуждение, не опыт подсказывали ответ, а Господь извещал, что и кому должно сказать.

Один наш послушник ушел из монастыря, проведя в нем несколько лет. Он постоянно хотел вернуться, но решимости недоставало. Поехал к отцу Кириллу. И услышал:

– Возвращайся. Иначе погибнешь.

Ему стало страшно, и все же он тянул и тянул с возвращением. Хоть и для него очевидно было: вернуться надо…

…Потом, когда его привезли на подворье убитого, изувеченного, пока шло отпевание, я мало о чем мог думать, кроме этих слов батюшки.

Скорбью, но еще больше уроком стала для всех, кто любил батюшку, болезнь, приковавшая его на долгие годы к постели, практически лишившая возможности двигаться. Уже нельзя было ни поисповедоваться, ни спросить совета, можно было только приезжать и радоваться тому, что батюшка еще с нами. И удивляться его поразительному мужеству и смирению перед лицом этого последнего и такого долговременного, такого изнуряющего испытания. Я помню, как однажды стоял у его постели, глядя на него – такого родного, такого близкого, и думал, как же тяжело нам без его наставлений. И как же тяжело ему. А он вдруг сказал мне – словно в ответ на невысказанные мысли:

– Отец Нектарий, ты не унывай! Ни в коем случае не падай духом!

Я стоял перед ним, а он лежал, способный пошевелить только рукой, в которую матушка Евфимия вкладывала подарок для очередного посетителя, чтобы он хотя бы так мог передать кому-то из нас еще частичку своей любви. Лежал и убеждал меня не падать духом…

Я не раз тогда и впоследствии вспоминал о том, что неоднократно, поисповедовавшись у батюшки, после прочтения разрешительной молитвы, поднимаясь с колен, думал: «Господи, как же хорошо было бы умереть сейчас – когда я еще буду к этому настолько готовым!».

Духовники троице сергиевой лавры. Смотреть фото Духовники троице сергиевой лавры. Смотреть картинку Духовники троице сергиевой лавры. Картинка про Духовники троице сергиевой лавры. Фото Духовники троице сергиевой лавры

Батюшки нет сегодня с нами, и не возникает больше это чувство. И не ощущается ни с кем рядом то удивительное тепло – что словно жар от печки. Но я верю в его молитвенное предстательство о нас, всем сердцем надеюсь на то, что по его молитвам даст нам Господь все же, как должно подготовиться к той, иной жизни, в которой ждет своих чад дорогой и любимый отец Кирилл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *