Духовская церковь троице сергиева монастыря
Духовская церковь
Церковь во имя Сошествия Святого Духа на апостолов, именуемая в просторечии Духовской или Сошественской, была возведена в 1476 — 1477 гг. артелью псковских мастеров на месте временной деревянной Троицкой церкви. Та деревянная церковь была построена преподобным Никоном Радонежским вскоре после сожжения Лавры татарами (1408); вернувшись на пепелище, преподобный Никон «в течение трех лет на прежнем месте создал обитель и деревянный храм во имя Пресвятой Троицы, на том месте, где теперь стоит церковь Сошествия Святого Духа». Место же под сожженной Троицкой церковью было сохранено для каменного Троицкого собора. Таким образом, Духовская церковь напоминает об одном из самых тяжких испытаний в истории Сергиевой Лавры, ставшей жертвой татарского набега, и, в то же время, о чудесном спасении братии, успевшей укрыться от ярости татар, мстившим Троицкой обители за молитвенную поддержку победоносному русскому воинству в битве на Куликовом поле.
Выдержанная в традициях раннемосковского зодчества, Духовская церковь близка по архитектуре к соседнему Троицкому собору. В тоже время, в отличие от строгой архитектуры собора, церковь отличается легкостью, даже изяществом, нарядностью фасадов.
Духовская церковь — редчайший и наиболее интересный из сохранившихся до наших дней или, точнее, «храмов под звоном». Последнее название отражает расположение шестистолпной звонницы над четвериком Духовской церкви. Обрамленная, подобно короне, поясом килевидных кокошников над арками, в которых помещены колокола, звонница служит основанием барабана, который выполняет лишь роль резонатора звука, но не освещает церковь, поскольку ее четверик отделен от звонницы глухим сводом.
Подняться к колоколам Духовской церкви можно лишь по приставной лестнице. В старину звонари были избавлены от этого рискованного занятия благодаря тому, что звонили в колокола с земли, раскачивая веревками длинные шесты — «очепы», прикрепленные к деревянным валам в пазах арок звонницы. Таким образом, звонари раскачивали не колокольные языки, а сами колокола, закрепленные на деревянных валах и издававшие звон при ударе о неподвижные языки. Описанный способ звона продержался на Духовской церкви, по крайней мере, до середины XVII в. К началу следующего века звонница была скрыта под высокой четырехскатной кровлей и молчала более двух столетий. В наши дни колокола Духовской церкви звонят лишь на Пасху, в день Св. Троицы и во дни поминовения Преподобного Сергия Радонежского; звонари поднимаются к колоколам по приставной лестнице.
Издавна в Духовской церкви исповедовали прихожан, отпевали и поминали усопших. В 1583 г., после внезапной кончины в Александровой слободе царевича Ивана, в этой церкви исповедовался, «плакал и рыдал и умолял» сам царь Иван Грозный. И в наши дни назначение Духовской церкви в Лавре остается прежним.
Отсутствие верхнего света, доступ которому перекрывают глухие своды и отсутствие верхних окон, стены Духовской церкви долгое время оставались без росписи. Лишь в 1665 г. повелением патриарха Никона стены впервые были расписаны. Существующая настенная масляная живопись и трехъярусный иконостас выполнены при участии лаврских в 1866 г.
У южной стены церкви в раке покоятся святые мощи преподобного Антония (Медведева) [+ 1877], наместника Лавры; у северной стоит надгробие митрополита Московского Платона (Левшина) [+ 1812]. Погребение святителя Платона было перенесено в Духовскую церковь в годы советской власти из закрытого монастыря и тем самым спасено от осквернения и уничтожения, которому подвергся этот монастырь. Между прочим, именно по желанию владыки Платона над церковью была устроена большая луковичная глава с золотой полосой и звездами.
Некогда к северному фасаду Духовской церкви примыкала небольшая каменная часовня над могилой знаменитого церковного писателя и философа Максима Грека. К южному фасаду примыкал придел во имя Праведного Филарета Милостивого, в котором, в 1867 г., был погребен святитель Московский Филарет (Дроздов). Часовня, придел и паперть между ними были разобраны при реставрации фасадов Духовской церкви, тогда же разобрали и позднюю четырехскатную кровлю над четвериком, причем была раскрыта спрятанная под этой кровлей звонница.
Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры
Фото и описание
Одним из самых интересных и редких строений на территории Троице-Сергиевой лавры является церковь во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Построена она в 1476 году лучшими псковскими мастерами, которых пригласил Василий III для восстановления рухнувшего Успенского собора в Москве. Зодчие отказались восстанавливать храм, и были направлены в Свято-Троицкую обитель.
Первоначально Свято-Духовская церковь называлась Троицкой, так как была построена на месте прежнего деревянного собора во имя Святой Троицы. Позже храм переименовали, и уже в монастырской описи 1641 года она названа своим нынешним именем.
Церковь – небольшая, но довольно высокая, похожая на сторожевую башню. Она действительно использовалась в качестве вышки, чтобы наблюдать за окрестностями. Крепостные стены монастыря славно служили Москве, защищая её с севера от вражеских набегов. «Всполошной» колокол Духовской церкви предупреждал иноков об опасности во время польско-литовской осады в 1608 году.
Кстати сказать, звонница этого храма – крайне редкое сооружение архитектуры XV века в центральной России. Шесть её крупных приземистых столпов стоят прямо над четвериком самой церкви и держат барабан, завершённый крупной луковичной голубой главой с золотым поясом. Такие церкви называют «храмом под звоном». К колоколам Духовской церкви ведёт лишь приставная деревянная лестница. Но звонарям древности не было необходимости подниматься наверх. Стоя прямо на земле, они верёвками раскачивали шесты, на которых были закреплены колокола. Таким образом, колокола, качаясь, ударялись о неподвижные языки и издавали свой неповторимый звон.
Внешне церковь очень напоминает соседний Троицкий собор, но более богата в своём внешнем убранстве и более изящна. Фасад её украшен пилястрами и полуколоннами, делящими стену на три части. Периметр верхней части опоясывает терракотовый рельеф. Килевидные закомары и кокошники повторяют архитектуру Троицкого собора. В храме нет верхнего света, и окна фасадов слишком малы, поэтому долгое время церковь оставалась без росписи. Первая настенная роспись появилась здесь лишь в 1665 году по велению патриарха Никона. Трехъярусный иконостас розового дерева выполнен лаврскими мастерами уже в середине XIX века.
Долгое время четырёхскатная кровля скрывала звонницу, но благодаря современным реставрационным работам, мы снова можем наблюдать столь редкое архитектурное сооружение в его первозданном виде.
До середины XX века церковь была окружена пристройками. С южной стороны находился придел во имя Праведного Филарета Милостивого, а с северной – каменная часовня, выстроенная над могилой Максима Грека, философа и писателя. Эти пристройки соединяла паперть со стороны западного фасада Духовской церкви. Во время реставрации 1938 года часовню и придел разобрали, а заодно и подвели фундамент под стены и восстановили цоколь.
Здесь, как и в прежние времена, исповедуют прихожан, ведут службы. В этой небольшой церкви монастыря исповедовался Иван Грозный после смерти сына царевича Ивана в 1583 году.
Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа.
Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря. Церковь была построена псковскими мастерами в 1476 г. и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV в. пример церкви с подкупольной звонницей (церкви «иже под колоколы»). Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности. Храм украшает иконостас розового дерева, иконы для которого выполнены в середине XIX в. лаврскими иконописцами. В храме, у северной его стены, почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556), а у южной стены – преподобного Антония Радонежского (†1877).
Кирпичное здание с белокаменным цоколем и порталами представляет в московском зодчестве уникальный пример церкви «иже под колоколы». Памятник, обладающий рядом новых черт по сравнению с раннемосковским постройками, составляет важное звено в истории русского зодчества, намечая пути дальнейшего развития культовой архитектуры. Четырехстолпный одноглавый трехапсидный храм увенчан барабаном, в основании которого устроена звонница в виде аркады на шести массивных круглых столбах. Открытая в барабан, она отделена от храма купольным сводом. Разработка фасадов подчеркивает вертикализм общей композиции. Узкие пучковые лопатки членят фасадные плоскости на три прясла, завершенные ложными килевидными закомарами. Заостренная форма киля неоднократно повторена в абрисе диагональных кокошников в основании звонницы, в ее архивольтах и контурах перспективных порталов. Вертикальные жгуты в декорации апсид объединены наверху гирляндой с фигурным резным навершием. Цоколь сложного профиля украшен лентой пальметт. Верх барабана и четверик храма ниже пят закомар опоясывает трехчастный терракотовый фриз с балясником и двумя рядами красных, частично поливных плит зеленого и охристого тонов с рельефным растительным орнаментом. Наружное убранство дополняет роспись, помещенная в средней закомаре северного и в круглом киоте западного фасада. Темный интерьер почти лишен верхнего света. В нем своеобразны столбы, квадратные со скошенными углами, несущие повышенные подпружные арки. Своды коробовые. В пределах боковых нефов имеется алтарная преграда. Первоначальная стенопись «по указу Патриарха Никона» 1655 г., возобновленная в 1778 г., заменена в 1866 г. масляной живописью по новой штукатурке, неонократно поновлялась в XIX- начале ХХ вв. Иконостас розового дерева с художественными мотивами XVII в., выполнен И.М.Малышевым. Пол из каменных плит. В храме хранятся мощи прп. Антония Радонежского (ск. 1877, наместник лавры с 1831 по 1877 гг.).
Церковь Сошествия Святого Духа в комплексе «Монастырь Троице-Сергиева лавра» является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).
По материалам Каталога «Памятники архитектуры Московской области», т.2. М., Стройиздат, 1999 г.
Кирилл Аминов. 08 апреля 2015 г.
Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 г. г.)
Вторая каменная церковь монастыря возводилась в 1476-1477 гг. к северо-востоку от Троицкого собора. Она расположена на месте более ранней деревянной Троицкой церкви, поставленной игуменом Никоном около 1412 г. при восстановлении разоренного во время набега хана Едигея монастыря. Храм строился псковскими мастерами, приглашенными в Москву великим князем Иваном III. Образцом для строительства Духовской церкви послужил Троицкий собор, основные формы и пропорции которого (высота до завершения креста 30 м) повторены в новом храме. Однако новое строение имеет принципиальное отличие. Уникальное сочетание храма и звонницы, где круглый ярус звонницы с колоколами расположен на сводах церкви, получило наименование «церковь иже под колоколы». Она считается древнейшим сохранившимся сооружением подобного типа.
В отличие от белокаменного Троицкого собора храм-звонница сложен из кирпича, ставшего в это время основным строительным материалом. Объем Духовской церкви четко делится на две равные по высоте части: четырехстолпный четверик с тремя высокими апсидами, повторяющий формы Троицкого собора, и цилиндрический постамент на церковных сводах с шестипролетной звонницей, несущей барабан с куполом и крестом.
На дубовых брусьях в пролетах звонницы висят колокола, при этом открытый внутрь купола барабан с узкими окнами выполняет функцию своеобразного резонатора звука. Декоративное убранство храма строилось по подобию Троицкого собора, но в другом материале. Трехмастный орнаментальный пояс, обрамляющий стены Духовской церкви и верх барабана, был выполнен из терракотовых балясин, окаймленных двумя рядами полихромных поливных изразцов. Устройство открытого яруса звона под центральной главой, вертикальные пропорции, богатство и нарядность белокаменных и керамических декоративных элементов (включая украшенную резными кринами ленту цоколя) придавали сооружению черты изящества и неординарности. Узорчатые пояса из терракотовых балясин и изразцов были самым ранним примером использования керамического декора и поливных изразцов в московском зодчестве.
Духовская церковь строилась в те годы, когда в Москве при великокняжеском дворе работали не только лучшие мастера из разных русских городов, но и европейские зодчие. Не случайно в конструкции и декоративном убранстве храма использованы новые приемы и детали. Декоративные полуколонки с гирляндами, которыми украшены апсиды храма, аналогичны гирляндам на стенах греческой церкви Пресвятой Богородицы Пантанассы (1428) в Мистре. Впоследствии этот декоративный прием был применен в оформлении Введенской церкви Подольного монастыря (1547), стоящей недалеко от Святых врат, и церкви во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637).
Звон в церкви «иже под колоколы» был совершенно уникален для Москвы. Это был первоначально так называемый псковский звон, при котором балки с укрепленными на них колоколами раскачивали с земли. Звонили в колокола при помощи веревок и деревянных рычагов, прикрепленных к балкам. Колокол раскачивался вместе с держащим его брусом, при этом язык поочередно ударялся в противоположные края колокола. Такой способ звона называется еще очапным, или псковским, и до сих пор применяется в Псково-Печерском монастыре. Изначально такой тип звона имел распространение в Европе, а в России был известен только в западнорусских землях (Новгород, Псков). Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.
Внутреннее пространство Духовской церкви, лишенное верхних окон из-за наличия звонницы, освещается немногочисленными узкими боковыми окнами. Росписи на стенах были сделаны впервые в 1665 г. повелением Патриарха Никона и неоднократно поновлялись. Иконы для установленного в 1866 г. трехъярусного иконостаса из розового дерева были выполнены мастерами лаврской иконописной мастерской.
До революции к северному фасаду Духовской церкви примыкала небольшая каменная часовня над могилой Максима Грека. К южному фасаду примыкал придел во имя Праведного Филарета, в котором в 1867 году был погребен митрополит Московский и настоятель Лавры святитель Филарет (Дроздов). Часовня и придел объединяла паперть, примыкавшая к западному фасаду Духовской церкви.
В 1938-40 гг. пристройки были разобраны. В 1941-48 гг. под руководством архитектора И.В. Трофимова были укреплены фундаменты Духовской церкви, восстановлены некоторые утраченные элементы декора фасадов, настенная масляная живопись в интерьере. В 1960 г. была произведена расчистка терракотового фриза, поздняя четырехскатная кровля заменена позакомарным покрытием, раскрыта звонница.
В Духовской церкви находится надгробие митрополита Московского Платона (Левшина; † 1812 г.). Возле южной стены покоятся святые мощи преподобного Антония (Медведева; † 1877 г.), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, у северной стены почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556). С южной стороны храма были похоронены святители Московские Филарет (Дроздов; † 1867 г.; мощи обретены в 1994 г.; перенесены в храм Христа Спасителя в Москве в 2004 г.) и Иннокентий (Вениаминов; † 1879 г.; мощи обретены в 1994 г.; почивают в Успенском соборе).
В 2013-2015 г.г. проведены работы по реставрации фасадов, кирпичной кладки, белокаменных элементов, терракотового пояса, воссозданию оконных заполнений, реставрации главки с крестом, крылец, устройству белокаменных полов, реставрации настенной живописи и живописи фасадов.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru
Глава в виде пузатой луковицы появилась на Духовском храме в 1780 году. Её не стали переделывать, так как не нашли данных о первоначальных пропорциях купола.
Духовская церковь троице сергиева монастыря
Одним из крайне редких и интересных памятников древнерусского зодчества является Свято-Духовская церковь Троице-Сергиевой Лавры, построенная в XV веке.
По свидетельству летописи, на месте Свято-Духовской церкви стоял первоначально деревянный храм во имя Святыя Троицы, построенный преп. Никоном после сожжения (в 1408 г.) обители татарскими отрядами Эдигея. Надо полагать, что этот храм построен был преп. Никоном на старом месте (где ныне стоит Троицкий собор) и затем перенесен на свое теперешнее место в 1422 г., когда преп. Никон приступил к сооружению для мощей преп. Сергия каменной церкви вместо деревянной. В перенесенной деревянной Троицкой церкви находились и мощи преп. Сергия, пока строился каменный собор.
В 1476 г. ка месте деревянной Троицкой церкви возведена была кирпичная, посвященная имени Святыя Троицы. Строилась она лучшими псковскими мастерами, которые приглашены были князем Василием III для восстановления рухнувшего Успенского собора в Москве. Псковские мастера отказались от восстановления собора. Тогда их послали в Троицкую Лавру, где они и построили названный выше храм во имя Святой Троицы, явившийся одним из первых монументальных сооружений из кирпича в центральной России. Когда эта церковь, вместо Троицкой, стала именоваться Свято-Духовской, остается неизвестным. Вероятнее всего, переименование произошло в средине XVI века, при Иване Грозном, когда в церкви произведены были некоторые внутренние переделки. В описи монастыря 1641 г. oна называется уже Духовскою.
Церковь очень небольшая по размерам, одноглавая, внутри — четырехстолпная. Изящный фасад украшен пилястрами с вертикальными тягами, полуколонками, делящими плоскость стен на три части. Поверху идет терракотовый пояс. С западной и южной сторон имеются входы с белокаменными перспективными порталами.
В настоящее время кровля храма четырехскатная. Наверху, под барабаном, имеется древняя звонница, закрытая современной крышей. Свято-Духовская церковь представляет собою в данном отношении крайне редкое сооружение древнерусского зодчества XV — XVI вв., являясь в центральной России единственным памятником «церкви со звоном».
Весьма небольшая по размерам Свято-Духовская церковь имеет довольно значительную высоту и походит на сторожевую башню. В древности она действительно служила дозорной вышкой, откуда наблюдали за окрестностями. Существование дозорной вышки было тесно связано с значением монастыря как крепости, защищавшей Москву с севера. В этом отношении она играла большую роль во времена польской осады монастыря 1608 г. На ней висел «всполошный» колокол и ряд других колоколов.
В 1780 г., при Митрополите Платоне, деревянная (тесовая) крыша заменена была железной, а глава позолочена червонным листовым золотом. В 1808 г., по предложению того же Митрополита, глава церкви была «отделана на подобие искусственной небесной сферы».
До последнего времени фасад церкви закрывали позднейшие пристройки. С северной стороны находилась часовня над могилой Максима Грека, знаменитого своим умом и ученостью афонского инока, скончавшегося в Лавре в 1556 г. Часовня несколько раз перестраивалась и расширялась. С южной стороны помещалась небольшая церковь во имя праведного Филарета Милостивого, построенная в 1867 г. В этой церкви положено было тело Митрополита Московского Филарета. С западной стороны была устроена паперть, соединяющая северную и южную пристройки.
При реставрационных работах 1938 г. позднейшие пристройки были разобраны; подведены фундаменты под северную, восточную и южную стены церкви; восстановлен цоколь, вытесанный из белого камня, с резьбой в верхней части; с южной, западной и северной сторон заложены растесанные окна и реставрированы в древнем виде.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в 1948 — 1949 гг. произведены новые крупные ремонтно-восстановительные работы на средства Московской Патриархии. Так, в 1948 г. был удален значительный слой земли вокруг церкви, который закрывал белокаменный цоколь и снижал ее высоту; отремонтирован пол; побелены фасады; внутри храма установлен стоявший здесь раньше иконостас палисандрового дерева; восстановлена Настенная масляная живопись, находившаяся в Очень плохом состоянии.
За строительный сезон 1949 г. была капитально отремонтирована железная кровля храма и покрашена масляной краской в зеленый цвет. В оконные проемы купольного барабана были установлены остекленные переплеты. Отремонтированы подкупольные металлические конструкции и глава храма. Она окрашена теперь в ультрамариновый цвет, причем медный пояс и звезды на главе вновь позолочены, частично повторяя отделку платоновского времени. Крест на главе заново покрыт золотом.
Из работ по фасадам была проведена реставрация белокаменного цоколя с восточной стороны храма.
Внутри церкви на южной стене установлены в золоченых деревянных рамах с резным орнаментом три мемориальные доски над захоронениями: Митрополита Филарета, Митрополита Иннокентия и наместника Лавры архимандрита Антония. Здесь же поставлено! общее деревянное надгробие над захоронениями Митрополитов Филарета и Иннокентия.
В результате перечисленных восстановительных работ Свято-Духовская церковь получила в основных чертах свой древний архитектурный вид.
Как отмечено выше, под нынешней четырехскатной крышей храма скрыта древняя звонница, имеющая шесть пролетов, украшенных кокошниками. Во время восстановительных работ звонница была тщательно обследована и составлен проект ее реставрации. Если этот проект осуществится, то Свято-Духовская Церковь предстанет во всей своей оригинальной красоте, как единственный в центральной России памятник «церкви со звоном».
Духовская церковь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Подробно рассмотрев внешнее архитектурное убранство соборов Московского Кремля и познакомившись со многими архитектурными деталями, на которые раньше мало обращала внимания, я стала обращать внимание на другие церкви и сравнивать их с кремлёвскими. В рабочей поездке в Троице-Сергиеву Лавру с взглянула на церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов совсем другими глазами. Мне даже показалось, что она очень похожа на храм Ризоположения в Московском Кремле. Для чистоты экперимента я приведу снимки храмов с восточной стороны (Ризоположенскую церковь фотографировать крайне неудобно, она «зажата» соседними зданиями ). Сравните:
Церковь Ризоположения в Московском Кремле
Духовская церковь Троице-Сергиевой Лавры.
Правда, похожи? Прежде чем сравнивать оба храма и рассматривать детали, напомню, что Духовская церковь построена в 1477 году. Её создателями были псковские мастера. Те самые, которых пригласил в Москву великий князь Иван III для перестройки архитектурного ансамбля Кремля. Образцом для строительства Духовской церкви служили отнюдь не московские храмы, а древний монастырский Троицкий собор. Но нельзя не заметить сходство трёх церквей — московских Благовещенского собора, Ризоположенской церкви и Духовского храма Лавры.
Тем не менее, в облике Ризоположенской и Духовской церквей видны заметные различия, особенно с восточной стороны.
1.Духовская церковь особенная. Под куполом церкви устроена небольшая звонница. Такой тип храмов называют «иже под колоколы».
2.Форма главы у храмов разная. У Ризоположенской церкви — шлемовидная глава, у Духовской — луковичная. На куполе Ризоположенской церкви проложены ряды «бегунка» («бегунца») и «поребрика». На Духовской церкви их нет.
Луковичная глава Духовской церкви
Шлемовидный купол Ризоположенской церкви.
Подкупольная часть барабана Духовской церкви украшена таким же орнаментом, как и стены храма.
Орнамент апсиды храма
А вот и знаменитые псковские «бегунок» и «поребрик» на Ризоположенском храме.
3.У Ризоположенской церкви апсиды низкие, у Духовской высокие, доходят почти до закомар.
Алтарные апсиды Духовской церкви.
Алтарные апсиды Ризоположенской церкви
4.Рисунок декоративного пояса на восточных стенах разный.
Алтарные апсиды Духовской церкви.
Ризоположенская церковь
5.По всему периметру нижней части стен Духовской церкви проложен пояс клеверообразноого орнамента.
Пояс клеверообразноого орнамента
Знаток архитектуры, несомненно, назовёт ещё несколько отличий восточных стен храмов. Другие различия увидим несколько позже, остановимся на сходстве двух храмов.
1.Оба храма четырёхстолпные, трёхапсидные. Их размеры примерно одинаковы.
2.Закомары имеют килевидную форму.
Килевидные закомары Духовской церкви
Килевидные закомары Ризоположенской церкви
А теперь обратите внимание на пояс ниш с балясинами. Привожу два снимка и не называю храмы.
Я показала фрагменты двух разных храмов! Верхний — фрагмент Духовской церкви, нижний — Ризоположенской.
И вот ещё одна загадка. Посмотрите на два портала.
Южный портал Духовской церкви
Портал Ризоположенской церкви
По форме они очень похожи — килевидные перспективные порталы на обоих храмах. (Перспективный портал был известен ещё в романской архитектуре. Это выразительно решённый вход в здание. Он оформлен суживающимися уступами, как бы ступеньками. Ряды уступов перекрыты рядами уменьшающихся арок). Но весьма заметна и разница в деталях. На Ризоположенской церкви (верхний снимок) капители колонн выполнены в виде перевязанных снопов. На южном портале Духовской церкви капители многослойные, имеют правильную классическую форму. А вот на западном портале они иные, гораздо проще. И колонны перехвачены московской «бусиной».
Западный портал Духовской церкви.
Перспективный портал Успенского собора Московского Кремля. Цветные “бусины” на колоннах – в нижней части.
Другое отличие Духовской и Ризоположенской церквей — вертикальные лопатки стен. На Духовской церкви они выпуклые, ступенчатые, хорошо выражены, с капителями, подчёркнуты дополнительной полуколонной на каждой лопатке.
Духовская церковь. Фрагмент
Лопатки на стенах Ризоположенской церкви простые, плоские, широкие, без каких-либо украшений.
Ризоположенская церковь. Фрагмент
Ещё я обратила внимание на основания центрального барабана. На церкви Ризоположения постамент барабана невысокий, гранёный.
На Духовской церкви основание барабана украшено высокими кокошниками.
Так чего же больше мы увидели, сравнивая два храма — сходства или различия? Построены они в одно время. Обе церкви приписываются псковским мастерам. Но даже если и строили их одни и те же зодчие, они ни в коем случае не копировали свои работы. Создавали новое, уникальное, неповторимое.
Духовская церковь
В заключении добавлю ещё один снимок восточной стены Духовской церкви. Видите лестницу? Я сначала подумала, что она реставрационная.
Лестница видна справа.
Но потом догадалась, что она предназначена для звонарей. Ведь первоначально не предусматривалось специального хода на колокольню церкви. Звонари стояли на земле, а к колоколам были привязаны длинные верёвки, за которые монахи дёргали, раскачивая языки колоколов. Со временем стратегия звона изменилась и сейчас монахи поднимаются на колокольню по приставной лестнице.
Мне довелось слушать звон колоколов Духовской церкви в пасхальную неделю. Я наблюдала за звонарём с Соборной площади. Во время звона двигалась вся фигура монаха, видно было, что он орудует несколькими колоколами, а его ноги выделывали замысловатые коленца. Издали казалось, что он танцует в такт звона. Но лаврский экскурсовод пояснила, что звонарь работает не только руками, но и ногами — на звоннице есть педали, с помощью которых можно управлять некоторыми колоколами. Поэтому и казалось, что человек танцует!
Церковь св.Духа. Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Если Вам интересен архитектурный анализ храмов Московского Кремля, вы найдёте их в статьях:
Вокруг церкви Ризоположения
Внешнее убранство Успенского собора
Архитектурный анализ Архангельского собора
Благовещенский собор. Архитектурные особенности
Напомню, что подробно об истории и особенностях русских колоколов и колокольного звона написано в статье «Колокола земли русской».