Дьяченко в к сотрудничество в обучении
Дьяченко в к сотрудничество в обучении
К глубокому нашему огорчению, круг не ограничивается двумя учебными заведениями: педагогический институт или педучилище. Он распространяется гораздо шире. Плохо подготовленные учителя готовят своих питомцев для работы во всех сферах народного хозяйства и культуры. В 1980г. профтехобразование провело проверку 10 тыс. Учащихся ПТУ, которые поступили после окончания восьми классов.
Результат: 97% не справились с простейшими контрольными работами по математике и по русскому языку. Тогда же, обращаясь к представителям педагогической науки, один из руководителей профтехобразования спрашивал: «Как можно из двоечников создавать передовой рабочий класс, готовить высококвалифицированных рабочих, способных осваивать и двигать вперёд, совершенствовать современную технику?»
Недоученные школьники стали заполнять не только ПТУ и техникумы, но и вузы. И этот поток потом движется в промышленность, в сельское хозяйство, в технику, в науку и искусство. Его остановить нельзя, так как других школа или вовсе не выпускает, или выпускает, но слишком мало. Жизнь убедительно доказывает, что от школы, от обучения и воспитания нового человека, зависит будущее нашей страны, будущее социализма. Наше общество осуществляет революционную перестройку, переход к качественно новому состоянию. Школа, другие учебные заведения в этих условиях должны готовить для современного общества людей высокообразованных, убеждённых, преданных Отечеству. Они должны быть активными, ищущими, умеющими жить и работать в условиях демократии, хозяйственной самостоятельности коллективов, в обстановке возрастающей экономической и социальной ответственности за себя и страну.
Дьяченко в к сотрудничество в обучении
Индивидуальная, парная, групповая формы организации учебных занятий являются старыми, традиционными, они используются в школах и вузах несколько столетий. Ни одна из этих форм не является коллективной. Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава. Коллективная форма организации обучения в школах и вузах ещё не получила общего признания и применения. Наша задача заключается не только в том, чтобы показать принципиальное отличие коллективных учебных занятий от групповых, но и в том, чтобы ознакомить учителей с опытом их применения, с приёмами, которые уже получили определённое признание на практике. В то же время учителя и руководители школ должны понимать, что одного знания приёмов и отдельных методик коллективных учебных занятий недостаточно. Их использование может быть и безуспешным, если применяются они вслепую, без понимания того, в каком направлении развивается вся организованная структура учебно-воспитательного процесса, какие стадии проходит это развитие.
Общие формы организации процесса обучения охватывают весь учебный процесс; они составляют его материаль ную основу, они являются формами существования процесса обучения, а их применение в соответствии с конкретными, или специальными, целями обучения даёт нам множество конкретных, или специальных, форм организации учебной работы: урок, лекция, семинар, общеклассная работа, кружковые или факультативные занятия, бригадные занятия, консультации, зачёт, экзамен, коллоквиум, собеседование, учебная конференция и т.д. Конкретных форм учебных занятий может быть много, неограниченное множество, но всегда в их основе лежит применение для тех или других целей общих форм. Среди конкретных форм учебно-воспитательного процесса уроку в школе отдаётся предпочтение: он считается основной формой. Но и на уроке применяются общие формы. Если на уроке применяются только три традиционные формы организации учебной работы (индивидуальная, парная, групповая), то такой урок является традиционным независимо от того, проблемно или непроблемно изучается на этом уроке содержание.
Дьяченко в к сотрудничество в обучении
Обучение вне общения не существует. Поскольку сущностью обучения является общение, то обучение происходит так, и только так, как происходит общение между людьми. Как же происходит общение между людьми?
Общение может происходить непосредственно и опосредованно. При непосредственном общении люди слышат и даже видят друг друга. Это общение происходит в основном через устную речь. Опосредованное общение осуществляется в основном через письменную речь: мы читаем книги, газеты, ведём переписку с людьми, проживающими в разных городах, но мы в этих случаях не слышим и не видим авторов читаемых книг, статей, писем. Опосредованное общение между обучающими и обучаемыми в учебном процессе даёт нам индивидуальную форму организации учебной работы. При индивидуальной работе ученик выполняет учебное задание (читает, пишет, решает задачу, ставит опыты), и при этом он ни с кем не вступает в прямое общение, никто ему не помогает, никто в этот отрезок времени с ним не сотрудничает.
Непосредственное общение между людьми имеет три разновидности или три случая различного построения. Общение может происходить в паре: в каждый момент общения одного говорящего слушает только один человек. Если в общении участвуют только два человека, т.е. у каждого только один собеседник, то такая структура общения является парной. Применение её в учебном процессе даёт парную форму организации обучения: например, учитель работает с одним-единственным учеником, даёт индивидуальную консультацию, занимается с отстающим. Если два ученика совместно прорабатывают статью, решают задачу, разучивают стихотворение, то такая форма их занятий тоже является парной.
Так как человек живёт среди людей, а не в паре, как РОбинзон и Пятница, то со многими людьми он может общаться только двумя путями: либо он сразу обращается ко многим (двум, трём, десяти, стам), либо с каждым общается отдельно и по очереди. В первом случае общение является групповым: в каждый момент общения одного говорящего слушают два, три и даже много людей. Во втором случае возникает общение в парах сменного состава. Если в обучении один учит сразу одновременно нескольких человек (не менее двух), то форма организации учебных занятий является групповой. При групповой форме организации учебных занятий один человек может обучать одновременно много учащихся: 20, 50, 100 и больше. При этом выступать перед группой могут разные люди и речь может быть как монологической (лекция), так и диалогической (диспут, семинар).
Коллективный способ обучения
Книги (все)
Книги выставлены полностью, в соответствии с оригинал-макетом. В редких случаях размещены только аннотация и оглавление книги. Нажав на ссылку, можно скачать книгу на свой компьютер.
Коллективный способ обучения: книги, сборники, журналы, статьи, тезисы. 2012: библиографический указатель / составители Н.М. Горленко, Г.В. Клепец. Красноярск, 2012. 117 с. (В указателе отражены труды по состоянию на 31 декабря 2012 года.)
Последнее!
Коллективное обучение по индивидуальным образовательным программам: концепция, конструирование, практические варианты (на 2020 год): монография / В.Б. Лебединцев, М.В. Минова, Г.В. Клепец [и др.]. Красноярск, 2021. 472 с.
Книга в формате PDF В формате DOCX
Раздел 1. Дайджест прессы и литературы 20-80-х годов
ТАЛГЕНИЗМ. Метод коллективного взаимообучения: дайджест прессы и литературы 20-80-х годов / сост. и примечания Е.Б. Голубев. Ленинград: ЭЛИАНА, 1991. 114 С.
Уникальная историческая книга содержит статьи А. Ривина, Э. Вихмана, М. Брейтермана, Ю. Азарова и других… и даже доклад Н. Бухарина.
Скачать (56 Mb)
Фрагменты книги:
Коллективное обучение: история, современность, перспективы / сост. Г.М. Кусаинов, Т.М. Мажикеев. Алма-Ата, 1992. 176 с.
Скачать в DOC (с комментариями и исправлениями обнаруженных ошибок)
Скачать в PDF (сканы оригинал-макета без комментариев)
Включены материалы, которых нет в сборнике «ТАЛГЕНИЗМ. Метод коллективного взаимообучения…»:
Кусаинов Г.М.,Мажикеев Т.М. Введение (в основном о Ривине и «ривинском движении»).
Чаган З. «Дикий вуз».
Вихман З.А. История «дикого вуза»
Раздел 2. Книги в алфавитном порядке
10 лет краевому инновационному комплексу по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий / И.Г. Литвинская, Т.Ф. Илларионова, О.В. Запятая, Карпович Д.И., Горленко Н.М. Красноярск, 2005. 53 с.
(Электронный вариант книги можно скачать в форматах: PDF — черно-белое изображение, 6 Mb; TIFF — черно-белое изображение, 6 Mb, открывается в программах для просмотра фотографий; PDF — цветное изображение, 56 Mb. )
Андреев В.И. Обучение в диалоге. Свобода + обучение = радость. СПб.: Свое издательство, 2012. 96 с. (О деятельности негосударственной школы «Школа «Обучение в диалоге», Санкт-Петербург.)
Бондаренко Л.В., Ушева Т.Ф. Формирование рефлексивных умений у учащихся: методические рекомендации. Красноярск, 2011. 80 с.
* Рецензия Суворовой Г.Ф. (докт. пед. наук, зав. лаб. Института методов и содержания обучения РАО), выполнение рекомендаций которой позволило авторам улучшить содержание книги
Горностаев А.О. Методологический аспект образования: тетрадь-пособие: в 4 частях. Красноярск, 2007. 40 с.
Тетрадь 1: Схематизация содержания
Тетрадь 2: Организации понимания
Тетрадь 3: Организации мыслекоммуникации
Тетрадь 4: Организации рефлексии
Диагностика сформированности познавательных умений у учащихся 1-4 классов / М.В. Минова, Л.И. Иволгина, Т.М. Захарова, О.А. Крутень, Е.В. Григорьева, Е.В. Мартынычева. Волгоград: Учитель, 2014. 79 с.
Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения: актуальные проблемы теории и практики обучения. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1984. 185 с.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991. 192 с. (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).
Дьяченко В.К. Современная дидактика: В 2 т. Новокузнецк, 1996.
Часть 1. 261 с.
Часть 2. 334 с. (Другая ссылка для скачивания двух частей)
Дьяченко В.К. Реформирование школы и образовательные технологии: в 2 ч. Новокузнецк, 1999.
Часть 1. 167 с.
……..«Дикий вуз» (фрагмент книги, с. 27-39)
Запятая О.В. Умения коммуникации: формирование и диагностика в учебном процессе: методическое пособие. Красноярск, 2011. 123 с.
* Рецензия Суворовой Г.Ф. (докт. пед. наук, зав. лаб. Института методов и содержания обучения РАО), выполнение рекомендаций которой позволило автору улучшить содержание книги.
Иволгина Л.И. Схематизация в обучении: методическое пособие. Красноярск, 2011. 88 с.
Коллективное обучение по индивидуальным образовательным программам: концепция, конструирование, практические варианты (на 2020 год): монография / В.Б. Лебединцев, М.В. Минова, Г.В. Клепец [и др.]. Красноярск, 2021. 472 с.
Книга в формате PDF В формате DOCX
Коллективное обучение по индивидуальным образовательным программам: Педагогические технологии [научно-практический педагогический журнал]. 2021. № 1. 108с. (Номер журнала полностью посвящен теме коллективного обучения. Авторы: Минов В.А., Лебединцев В.Б., Минова М.В., Клепец Г.В., Матвиенко А.С., Шишлянников А.В., Голущенко И.В., Сметанникова Н.Ф., Чорду В.Д., Бондаренко Л.В., Волкова Е.В., Литвинская И.Г., Иволгина Л.И.)
Коллективное обучение: история, современность, перспективы / сост. Г.М. Кусаинов, Т.М. Мажикеев. Алма-Ата, 1992. 176 с. Фрагменты книги
Скачать в DOC, в PDF
Включены фрагменты:
Кусаинов Г.М.,Мажикеев Т.М. Введение (в основном о Ривине и «ривинском движении»).
Чаган З. «Дикий вуз».
Вихман З.А. История «дикого вуза»
Коллективные учебные занятия: обучение в разновозрастных группах: мультимедийное учебное пособие / В.Б. Лебединцев, О.В. Запятая, Н.М. Горленко, А.Ю. Карпинский. Красноярск, 2005. 52 с.
Концепция школы будущего / В.Б. Лебединцев (рук. авт. коллектива), Н.М. Горленко, А.О. Горностаев, О.В. Запятая, О.И. Емелина, С.М. Катыщук, Г.В. Клепец, И.Г. Литвинская; научно-педагогическая школа М.А. Мкртчяна. Красноярск, 2012. 64 с.
Лебединцев В.Б. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: учебно-методическое пособие. М.: ИЛЕКСА, 2016. 208 с. Скачать в DOC авторскую верстку, скачать в PDF верстку издательства.
(Купить, например, в интернет-магазине Читай-город, доставят в ближайший магазин, или в интернет-магазине Лабиринт)
Лебединцев В.Б. Литературное чтение. 1–4 классы. Методический инструментарий, формирование ключевых умений. Волгоград: Учитель, 2013. 158 с. Скачать в DOC авторскую верстку, скачать в PDF верстку издательства.
(Купить, например, в интернет-магазине Лабиринт или в интернет-магазине УчМаг.)
Лебединцев В.Б. Русский язык. 1–4 классы. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий. Волгоград: Учитель, 2013. 97 с. Скачать авторскую верстку, скачать верстку издательства.
(Купить, например, в интернет-магазине Читай-город, доставят в ближайший магазин, или в интернет-магазине Лабиринт, или в в интернет-магазине УчМаг.)
Методика написания статей: метод. пособие / О.В. Запятая, Т.Ф. Илларионова, Д.И. Карпович, В.Б. Лебединцев. Красноярск, 2006. 32 с.
Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования: сборник статей / М.А. Мкртчян, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Т.Ф. Илларионова (Ушева), Н.Ф. Ильина, С.М. Катыщук, Г.В. Клепец, В.Б. Лебединцев, М.В. Минова. Красноярск, 2004. 112 с.
Методология, теория и практика коллективных учебных занятий: учебно-методическое пособие / М.А. Мкртчян, Н.К. Анучина, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Д.И. Карпович, Г.В. Клепец, В.Б. Лебединцев, И.Г. Литвинская, Л.П. Малашина; под ред. Д.И. Карповича, В.Б. Лебединцева. Красноярск, 2003. 112 с.
Не классно-урочное обучение: модели, содержание образования, управление: сборник статей / ред.-сост. В.Б. Лебединцев, О.В. Запятая, Н.М. Горленко, Г.В. Клепец. Красноярск, 2006. 124 с.
Новые модели обучения в малочисленных сельских школах: методическое пособие [институциональные системы обучения на основе индивидуальных учебных маршрутов и индивидуальных образовательных программ учащихся] / В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Г.В. Клепец; под ред. В.Б. Лебединцева. Красноярск, 2010. 152 с.
* Рецензии специалистов РАО, выполнение рекомендаций которых позволило авторам улучшить содержание книги: рецензия Суворовой Г.Ф. (докт. пед. наук) ; рецензия Пуденко Т.И. (канд. пед. наук)
«Обучение в диалоге – учить учиться». Учебно-методический комплекс: надпредметные программы / автор идеи, разработчик, руководитель творческого коллектива В.И. Андреев.СПб.: Свое издательство, 2012. 88 с.
Общие умения коммуникации: опыт формирования: сборник учебно-методических материалов / редакторы-составители О.В. Запятая, Н.М. Горленко. Красноярск, 2009. 236 с.
Общие умения коммуникации: опыт формирования и диагностики: сборник учебно-методических материалов / под общей редакцией О.В. Запятой, Н.М. Горленко. Красноярск, 2011. 189 с.
Организационно-деятельностные игры в образовании: сб. статей / М.А. Мкртчян, М.В. Минова, С.М. Катыщук, Г.Г. Зубкова, В.А. Минов, Н.Ф. Ильина, Д.И. Карпович. Красноярск, 2001. 100 с. (Скачать оригигал-макет в лучшем качестве; скачать текст книги без верстки и редактирования)
25-летняя история КСОдвижения (1989-2014) в оргпроектах ОДИ:
Организационно-деятельностные игры в образовании: методологические схемы, оргпроекты и программы / под ред. М.В. Миновой. Красноярск, 2014. 164 с.
Руководителем всех игр являлся Мкртчян Манук Ашотович. Сами оргпроекты, по сути, являются «формулами управленческих событий», и организуя мероприятия в соответствии с этими формулами, возможно осуществить «мыследеятельностный прорыв», позволяющий в дальнейшем выстраивать деятельность по построению будущего.
Оргдиалог как средство формирования пропущенных операций (для начальной школы): сборник методических материалов. Выпуск 1 / сост. И.Г. Литвинская, Н.К. Райсвих; МАОУ СШ № 144 г. Красноярска. Красноярск, 2018. 39 с.
Становление системы коллективного обучения на основе индивидуальных маршрутов и программ. Документы и публикации. 2001–2011 годы: научно-методические материалы / составитель и автор вступительной статьи, примечаний и комментариев В.Б. Лебединцев; научная школа М.А. Мкртчяна. Красноярск: ККИПК, 2014. 519 с. ISBN 978-5-9979-0101-1
Полный вариант со всеми вложениями (в DOC); без вложений (в PDF)
ТАЛГЕНИЗМ. Метод коллективного взаимообучения: дайджест прессы и литературы 20-80-х годов / сост. и примечания Е. Голубева. Ленинград: ЭЛИАНА, 1991. 114 С.
Уникальная историческая книга содержит статьи А. Ривина, Э. Вихмана, М. Брейтермана, Ю. Азарова и других… и даже доклад Н. Бухарина.
Скачать (56 Mb)
Теория и технология коллективных учебных занятий. Начальный курс: дистанционное учебно-методическое пособие / М.А. Мкртчян, О.В. Запятая, Г.В. Клепец, В.Б. Лебединцев, И.Г. Литвинская; под ред. В.Б. Лебединцева. Красноярск: Гротеск, 2005. 180 с.
Формирование понимающих способностей школьников на учебных занятиях: методическое пособие / М.В. Минова, Е.В. Герик, Т.М. Захарова, Л.И. Иволгина, О.А. Крутень. Красноярск, 2008.122 с.
Книги, вышедшие в издательстве «Lambert Academic Publishing» (Deutschland, Saarbrücken)
Лебединцев В.Б. Индивидуальные учебные траектории на коллективных занятиях (на примере малочисленных сельских школ): монография. Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2011. 200 с. ISBN 978-3-8454-2252-7.
Скачать
Ильина Н.Ф. Профессиональное становление педагога в инновационном комплексе: монография. Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2011. 216 с. ISBN 978-3-8454-2366-1.
Ильина Н.Ф. Развитие инновационного потенциала педагога в процессе профессионального становления: монография. Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2011. 176 с. ISBN. 978-3-8454-1530-7.
Минова М.В. Организация понимания школьниками учебного материала: монография. Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2012. 180 с. ISBN 978-3-8465-5382-4.
Серёменко Н.П. Формирование функциональной грамотности школьников: монография. Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2014. 192 с. ISBN 978-3-659-59518-9.
Ушева Т.Ф. Педагогические условия формирования рефлексивных умений студентов: монография. Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2011. 156 с. ISBN 978-3-8454-4314-0.
Статья «коллективный способ обученияА. Г. Ривин и В. К. Дьяченко. «
Коллективный способ обучения КСО
(А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко)
По В. К. Дьяченко, обучение есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.
Организационная структура учебного процесса и стадии ее развития
Организационная форма обучения
1. Опосредованное общение через письменную речь
2. Парная (один учит другого)
3. Групповое общение
3. Групповая (один одновременно учит многих)
4. Общение в парах сменного состава
4. Коллективная (каждый учит каждого)
3. Коллективный способ обучения (КСО); включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белл-ланкастерской системе взаимного обучения. Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.
А. Г. Ривин и В. К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая + неоэкзистенциалистская. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: информационная (ЗУН) + операционная (СУД).
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная.
По типу управления: «репетитор» + система малых групп.
По организационным формам: альтернативная классно-урочной, КСО.
По подходу к ребенку: сотрудничество.
По преобладающему методу: диалогическая, объяснительно-иллюстративная.
По направлению модернизации: альтернативная.
По категории обучаемых: массовая.
— Развитие коммуникативных качеств личности (СУД).
— Создание интернациональной трудовой школы.
— завершенности, или ориентации на высшие конечные результаты;
— непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу;
— сотрудничества и взаимопомощи между учениками;
— разнообразия тем и заданий (разделения труда);
— разноуровневости (разновозрастности) участников педагогического процесса;
— обучения по способностям индивида;
— педагогизации деятельности каждого участника.
Методика поабзацной проработки текста (А. Г. Ривин). Разработана для изучения деловых статей или научных текстов в парах сменного состава.
Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочередно то в роли слушателя (ученика), то в роли рассказчика (учителя). Оптимальное количество тем в группе девять-одиннадцать. Поэтому, если в классе тридцать-сорок учеников, то, следовательно, три-четыре одновременно «ведут», «специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются пятнадцать-двадцать, а то и больше рассказов, которые распределяются между детьми.
Объем статей для изучения не должен быть слишком маленьким (не меньше одной страницы).
С самого начала перед каждым учеником ставится цель: овладеть материалом данной ему статьи так, чтобы уметь ее рассказать, ответить на все вопросы.
Особенности методики КСО в сравнении с Г СО (по В. К. Дьяченко)
— общение учащихся отсутствует
— постоянное рабочее место
— обучает профессиональный педагог
— разные темпы и материал
— в соответствии с индивидуальными
— систематический характер обучения
— не учатся выступать
— учатся выступать, рассуждают,
— не умеют объяснять
— развитие педагогических способностей
— каждый работает на себя
— на себя и на других
— отношения ответственной зависимости: коллективистские
Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя (рис. 13).
Пример: Оле учитель физики дал тему «Рефракция света в земной атмосфере». Оля приступает к работе по своей теме с Петей. Книгу положили посередине, и один из них прочитал первый абзац текста. Вместе обсудили, о чем речь, и подобрали заглавие: «1) Возникновение рефракции света в земной атмосфере», записали в тетради.
Такую же работу они проделали по Петиной статье. После этого Оля перешла к Гале и вручила ей свою тетрадь. Галя прочитала заглавие и попросила рассказать ей о том, как возникает рефракция света в земной атмосфере.
Когда вопрос был выяснен, Оля прочитала следующий абзац, обсудили, вместе подыскали подходящее заглавие, и после согласования Галя записала Оле в тетрадь новое заглавие: «2) Определение астрономической и земной рефракции». Все то же было проделано и по статье Гали.
Третий абзац Оля прорабатывала с Борисом, но сначала она ему изложила содержание двух предыдущих абзацев так, чтобы у него не было надобности их перечитывать. Борис в тетрадь Оли записал заглавие третьего абзаца:
Оля сделала еще четыре встречи и проработала четыре абзаца (части) текста. Каждому новому напарнику она излагала содержание того, что проработала с предыдущими товарищами, они читали и обсуждали вместе новую часть текста, озаглавливали, и каждый новый «сотрудник» записывал ей в тетрадь следующее заглавие. В результате получился план, состоящий из семи пунктов. В конце занятия Оля снова встретилась с Петей, которому изложила всю тему от начала и до конца. К этому моменту Петя также заканчивал свою тему и мог уже полностью изложить ее Оле, ответить на ее вопросы, дать советы, как лучше эту тему изучить.
Работа Оли над изучением своей статьи (текста) с разными товарищами по очереди является типичной при использовании методики А. Ривина для изучения разных учебных предметов. Суть этой методики заключается в том, что каждый ученик получает свою особую тему (статью) и прорабатывает ее не в одиночку и не в паре с каким-то одним учеником, а постепенно, работая по очереди то с одним, то с другим, то с третьим одноклассником.
Когда ученик заканчивает проработку статьи, тогда он еще раз ее всю перечитывает или просматривает, чтобы окончательно дать полное ее изложение кому-то из своих требовательных товарищей либо выступить перед малой группой, либо воспроизвести и ответить на вопросы учителя, либо сделать выступление перед классом. Возможно также и письменное изложение статьи,
Обратная методика Ривина: учащиеся находят и прорабатывают различные литературные источники по теме и сами составляют текст.
Методика «Обмен заданиями» (М. А. Мкртчян). Работа начинается с ввода или так называемого «запуска» раздела. Преподаватель, работая индивидуально с каждым по очереди, объясняет, как решается задача «а» того задания, которое должен выполнить ученик. Дает теоретическую консультацию, записывает решение задачи прямо в тетрадь ученика. Задачу «б» своего задания ребята решают самостоятельно, а правильность решения проверяют у преподавателя. После проверки ученику ставится в таблице учета «+».
Раздел считается введенным в работу (запущенным в технологический процесс), если каждое его задание выполнено хотя бы одним учеником.
Пример: задания по разделу «Решение неравенств» (РН).
а) х 2 +х-2>х б) м 2 +5x+4>x+2
Витя учит Колю решению задачи из задания РН1; если нужно, он дает теоретические объяснения, отвечает на вопросы Коли. Записать решение задачи и необходимые формулы он может прямо в Колину тетрадь.
Затем таким же образом учит Коля, объясняя Вите, как решается задача из задания РН2. Потом Коля самостоятельно решает задачу