Единоверческие храмы москвы и подмосковья
Единоверческие храмы москвы и подмосковья
СТАРООБРЯДНЫЕ ПРИХОДЫ РПЦ
1. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции). Адрес: 105082, г. Москва, ул. Бакунинская 83, стр.3. Телефон: (499) 2650045, 2611851. Клир: протоиерей Иоанн Миролюбов – настоятель и руководитель центра; иерей Андрей Фастов – заштатный клирик. Характеристика: Памятник архитектуры 1619-23 гг. Боковые приделы – св. благоверного царевича Димитрия и преп. Сергия Радонежского. Храм восстанавливается, нуждается в ремонте и реставрации. Старообрядные богослужения совершаются с 2007 года, с 2009 года регулярно перед воскресным днем и большими праздниками совершается всенощное бдение, Божественная Литургия на сам праздник. Пение наонное, как правило, пока на один клирос. Алтарь расписан, новый иконостас, в боковых приделах иконостасы и престолы пока отсутствуют. Действуют кружки по изучению знаменного пения и церковного устава, после окончания Литургии проводятся собеседования для взрослых. К концу 2018 года планируется ввод в эксплуатацию дома причта с гостиницей для учащихся. Имеется сайт центра (совместно с храмом): www.oldrpc.ru.
2. Храм святителя Николы в Студенцах (Казанской иконы Богородицы). Адрес: 109004, г. Москва, ул. Таганская 20а. Телефон:(495) 9125243, 9127329. Клир: игумен Петр (Васильев) – настоятель. Характеристика: Памятник архитектуры 1672-73 гг., освящен в 1996 году архиерейским чином. Богослужения с 1994 года. Пение наонное. Алтарь расписан. Имеется новый многоярусный иконостас. Храм нуждается в дальнейшей реставрации и благоустройстве.
3. Храм святителя Николы (Троицы Живоначальной) на Берсеневке в Верхних Садовниках. Адрес: 109072, г. Москва, Берсеневская наб., 18-22. Телефон: (495) 959-08-62, 959-09-30. Клир: игумен Кирилл (Сахаров) – настоятель. Характеристика: Храм известен с 1625 года, современная постройка с 1656-1657 гг. Храм трёхпрестольный (Троицкий, Никольский и Феодосиевский приделы). Имеются трапезные палаты и освященный придел преп. Феодосия Великого. Пение наонное. Службы совершаются ежедневно утром и вечером. Имеется воскресная школа для детей. Регулярно проводятся беседы со взрослыми. Община деятельна в распространении старого обряда в Русской Православной Церкви. Печатное издание – газета «Берсеневские страницы». Сайт храма: http://bersenevka.info/.
4. Храм Архангела Михаила. Адрес: 140111, п/о Чулково, с. Михайловская Слобода Раменского р-на Московской обл. Телефон:(495) 5105181. Клир: архимандрит Иринарх (Денисов) – настоятель, протоиерей Евгений Саранча, иерей Валерий Булычев, диакон Игорь Краев. Характеристика: Одна из старейших единоверческих общин. Храм закрыт в 1961 году, возвращен Церкви в 1989 году, когда в приход перешли прихожане Никольской единоверческой церкви Рогожской слободы. В настоящее время – наиболее благоустроенная и многолюдная единоверческая община, имеющая обширные контакты с единоверцами других общин. При храме имеется гостиница для приезжих. Богослужения совершаются ежедневно, утром и вечером. Прихожане – из окрестных деревень, ранее населенных старообрядцами и единоверцами, и из Москвы. Пение наречное, по праздникам на два клироса. Практически ежегодно совершаются архиерейские богослужения древним чином (митрополит Ювеналий или иные архиереи). Община активно издает церковную литературу, периодическое издание «Правда Православия». Имеется сайт:www.edinoverie.com. Действует воскресная школа для детей и лекторий для взрослых.
6. Храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Адрес: с. Осташово Воскресенского р-на Московской обл. Телефон: (495) 9031840. Клир: иеромонах Антоний (Аненко) – настоятель. Характеристика: Община с 1991 года из бывших старообрядцев-поповцев. В общине более 200 прихожан.
Как устроен единоверческий приход
Что такое единоверческий приход 100 лет назад и в наши дни? Чем единоверческие общины отличаются от обычных православных? Об этом – очередная статья, знакомящая с единоверчеством.
Прежде всего освежим в памяти основные понятия. Православные старообрядцы (единоверцы) – чада Русской Православной Церкви, придерживающиеся «старых» обрядов в богослужении и особого строгого уклада в приходской и домашней жизни. Последователи древних обрядов объединены в приходы, которые называют единоверческими, или старообрядными. Подчиняются они, как и все православные приходы, местному архиерею.
Священномученик Симон (Шлеев), первый единоверческий епископ и виднейший деятель Единоверия, в начале XX века в своей статье «К вопросу: какой епископ нужен Единоверию?» довольно ясно и емко описал всю суть старообрядных приходов в одном абзаце:
«Единоверческие приходы отличаются от православных приходов монастырским укладом церковной жизни. В них, например, очень живо чувствуется иноческое отношение настоятеля и братии. Прихожане, как и братия обители, избирают себе настоятеля и вместе с ним управляют своей приходской общиной. Налицо в этой приходской единоверческой общине и соборные монастырские старцы, избранные попечители, ближайшие советники ктитора и настоятеля храма. В единоверческих приходах, если благоприятствуют обстоятельства, блюдется и дисциплина монашеская, высокое уважение к авторитету духовного отца, послушание его воле, исполнение его заповедей. В единоверческих церквах и само Богослужение совершается по иноческому чину, без опущений, с сохранением всех его подробностей, как он указан в Типиконе. В единоверческих храмах тот же порядок, каким отличаются монастырские храмы от прочих приходских православных великороссийских храмов».
«И всё?» – разочарованно может спросить искушенный современник-христианин, поездивший по святым обителям России и Зарубежья. Хочется монастырского уклада – поезжай в монастырь, благо они сегодня почти в каждой епархии или сравнительно недалеко. Бывает, и в городе есть монастыри. Пожалуйста, ходи на длинные службы, неси послушание… Чего такого особенного в этих единоверческих приходах?
Прежде всего, нужно сказать, что в понимании единоверцев приход – это не те, кто «пришел» к богослужению, соприкоснулся со святыней, бросил в кружку символическое пожертвование и ушел. Речь идет в первую очередь об общности христиан. «Где десятина – там община, нет десятины – там приход». Хорошо забытая русская поговорка наглядно показывает нам разницу. Причем под десятиной не стоит узко понимать лишь десятую часть дохода. Скорее речь идет о способности жертвовать, отдавать часть себя приходу. И таким мировоззрением обладает в старообрядных церквах большая, а не меньшая часть прихожан. Десятины как строго установленного понятия нет, здесь действует принцип свободы, но, безусловно, добровольная десятина существует.
Прихожане-единоверцы участвуют в богослужении, многие поют и читают на клиросе, частым явлением становятся трапезы, на которых обсуждают насущные проблемы прихода, а иногда и вопросы помощи кому-то из прихожан. Общение довольно тесное, настоятель, как правило, в курсе жизни всех своих чад. Он же обычно и является для всех духовным отцом.
Членом единоверческой общины стать несложно: нужно регулярно посещать богослужения и постепенно начинать жить по правилам заведенного на приходе уклада. Утром и вечером молись полунощницу и павечерницу, любое дело начинай с молитвой, соблюдай посты, постоянно образовывайся в вере… Инструкциями к жизни для единоверцев – конечно же, после Книги книг – Евангелия, наставлений апостолов и святых отец – являются такие творения древнерусского мира, как «Стоглав», «Домострой», «Сын церковный», «Кормчая».
Вспоминается случай, как в одной из единоверческих общин появился новый прихожанин. Жадно изучая христианскую веру, регулярно отправляясь в паломнические поездки, мужчина очень полюбил православное богослужение. Закончил епархиальные курсы уставщика-псаломщика… И уже через год стал уставщиком общины.
Юридически единоверческие общины полностью по своему уставу соответствуют обычному православному приходу. Лишь в названии прописывается принадлежность, в основном так: «единоверческая община»; бывают вариации: «православно-старообрядческая». Приходской совет может возглавлять и мирянин, но чаще –настоятель. Для единоверческой общины и тот, и другой вариант естественны. В разные времена и в различных условиях при временном отсутствии священника у русских христиан сформировалась практика богослужений «мирским чином». Опускались священнические молитвы, возгласы давал мирянин – старший службы или «замолитвующий». Пел клирос, читалось Евангелие. Служилось и всенощное… Не было, конечно, самого главного – Литургии, но община продолжала жить. И вот эта самостоятельность в определенной степени и объясняет живучесть единоверческих общин. Подобная практика повышала (и повышает – единоверческих священников сегодня не хватает) самосознание прихожан, их ответственность, грамотность в части богослужения. Высокой была и ревность, что держало «на высоте» красоту богослужения. Службу правили чаще всего люди, занятые в обычной жизни на мирских профессиях. Богослужение же было и отдушиной, и творческим выплеском, и сменой деятельности. И община жила. Собиралась молиться, решать какие-то вопросы, строила церковные постройки, закупала что-то, вела образовательную деятельность. При этом община была зарегистрирована, был председатель и приходской совет.
Община «выращивает» будущего настоятеля, поэтому на единоверческих приходах священник – единое целое со своей общиной
Одна из единоверческих общин нашего времени в течение 7 лет совершала богослужения «мирским чином». На Причастие ходили в другие храмы своего города. Однако община не распалась, из нее выделился кандидат в священники и, приняв сан, с Божией помощью и поныне окормляет приход. Из активных мирян, как правило, и поставляли священника для общины. То есть община «выращивала» будущего настоятеля. Поэтому на единоверческих приходах священник – единое целое со своей общиной. Вероятность перевода его на другой приход ничтожно малая, и батюшка с момента своего поставления начинает, вернее – продолжает, активно заниматься приходом, во всех делах, как правило, советуясь с паствой, с уважаемыми и активными ее представителями.
На собраниях единоверцы стараются вести духовные беседы или вслух читать душеполезные книги, после совместно их обсуждая. Вопросы веры в современном мире затрагиваются довольно часто. Много времени может посвящаться изучению богослужебного устава, церковного пения и чтения, благочестивых традиций. Нередкими становятся совместные паломнические поездки, в том числе и на престольные праздники к единоверцам в другие епархии. Да и встречи гостей у себя – обычное дело. Единоверцы дружелюбны и гостеприимны.
Однажды автор статьи оказался на крупнейшем единоверческом приходе Михаила Архангела в Михайловской слободе Московской области. За трапезой – чтение житий святых, благодатная тишина, смена чтецов и благословение на послушания после трапезы. Всё происходящее на территории прихода – Христоцентрично, не исключая трапезу.
В общении сложилась традиция «отсекать лишнее», поэтому праздные беседы единоверцы не ведут
Священники или старшие в общине, по имеющей место быть практике, могут в праздники или в обычные дни посещать прихожан, вести духовные беседы. Так что об общении прихожан единоверческих приходов можно сказать одно: оно есть. И это очень отрадно. Община здесь называется общиной не по букве, а по духу. Обсуждать, конечно, могут и обычные мирские вопросы, делиться новостями. Но, как правило, сложилась негласная традиция «отсекать лишнее», поэтому вести праздные беседы не по делу единоверцы не станут.
Тесное общение порождает и определенное нравственное воспитание своих членов не словом, а примером и совестью. Вести двойную жизнь тяжело, пусть даже в большом городе твоя жизнь не всегда на виду: общение на приходе и вне его, постоянное участие в богослужении делают свое дело. Существование общины запускает и процесс вовлечения в нее детей прихожан. Хорошим тоном для единоверцев считается привлечение детей к участию в богослужении. Детей уже в 7 лет могут поставить на клирос, просят помогать в алтаре. Дома, конечно же, они растут в русской культуре и перенимают пример родителей. Если при приходе существует воскресная школа, посещают ее. Но у единоверцев отсутствие образования на приходе может вполне компенсироваться домашним образованием.
Прошло уже около 30 лет с момента распада СССР и начала возрождения Единоверия. В последние годы приятной тенденцией становится возникновение уже коренных единоверческих семей. Женятся дети тех родителей, которые в 1990-е только пришли в старообрядный храм. Такие семьи не только идут по стопам родителей, оставаясь в единоверческих общинах, но и преумножают их опыт в христианском житии. Бывает и так, что единоверцы связывают себя узами брака с православными нового обряда, и здесь ситуация может сложиться по-разному, но в основном благодаря подобным союзам общины только пополняются.
Неукоснительное соблюдение церковного устава и дисциплины, строгость уклада, в первую очередь личного, высокий уровень христианского самосознания – всё это помогает единоверческим общинам выживать в наши дни. Консервативные взгляды и твердость убеждений христиан-единоверцев притягивают в старообрядные церкви людей, мыслящих так же, и это только укрепляет общины. Сегодня число единоверцев в России и за ее пределами постепенно растет, открываются новые приходы. Но во главе всей жизни общины лежит главный закон Божий – Любовь.
Единоверческие храмы москвы и подмосковья
СТАРООБРЯДНЫЕ ПРИХОДЫ РПЦ
1. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции). Адрес: 105082, г. Москва, ул. Бакунинская 83, стр.3. Телефон: (499) 2650045, 2611851. Клир: протоиерей Иоанн Миролюбов – настоятель и руководитель центра; иерей Андрей Фастов – заштатный клирик. Характеристика: Памятник архитектуры 1619-23 гг. Боковые приделы – св. благоверного царевича Димитрия и преп. Сергия Радонежского. Храм восстанавливается, нуждается в ремонте и реставрации. Старообрядные богослужения совершаются с 2007 года, с 2009 года регулярно перед воскресным днем и большими праздниками совершается всенощное бдение, Божественная Литургия на сам праздник. Пение наонное, как правило, пока на один клирос. Алтарь расписан, новый иконостас, в боковых приделах иконостасы и престолы пока отсутствуют. Действуют кружки по изучению знаменного пения и церковного устава, после окончания Литургии проводятся собеседования для взрослых. К концу 2018 года планируется ввод в эксплуатацию дома причта с гостиницей для учащихся. Имеется сайт центра (совместно с храмом): www.oldrpc.ru.
2. Храм святителя Николы в Студенцах (Казанской иконы Богородицы). Адрес: 109004, г. Москва, ул. Таганская 20а. Телефон:(495) 9125243, 9127329. Клир: игумен Петр (Васильев) – настоятель. Характеристика: Памятник архитектуры 1672-73 гг., освящен в 1996 году архиерейским чином. Богослужения с 1994 года. Пение наонное. Алтарь расписан. Имеется новый многоярусный иконостас. Храм нуждается в дальнейшей реставрации и благоустройстве.
3. Храм святителя Николы (Троицы Живоначальной) на Берсеневке в Верхних Садовниках. Адрес: 109072, г. Москва, Берсеневская наб., 18-22. Телефон: (495) 959-08-62, 959-09-30. Клир: игумен Кирилл (Сахаров) – настоятель. Характеристика: Храм известен с 1625 года, современная постройка с 1656-1657 гг. Храм трёхпрестольный (Троицкий, Никольский и Феодосиевский приделы). Имеется дом причта – памятник архитектуры XVI-XVIII веков – «Набережные палаты». Храм возвращен в 1991 году. Община состоит из ста человек. Имеются трапезные палаты и освященный придел преп. Феодосия Великого. Пение наонное. Службы совершаются ежедневно утром и вечером. Имеется воскресная школа для детей. Регулярно проводятся беседы со взрослыми. Община деятельна в распространении старого обряда в Русской Православной Церкви. Печатное издание – газета «Берсеневские страницы». Сайт храма: http://bersenevka.info/.
4. Храм Архангела Михаила. Адрес: 140111, п/о Чулково, с. Михайловская Слобода Раменского р-на Московской обл. Телефон:(495) 5105181. Клир: архимандрит Иринарх (Денисов) – настоятель, протоиерей Евгений Саранча, иерей Валерий Булычев, диакон Игорь Краев. Характеристика: Одна из старейших единоверческих общин. Храм закрыт в 1961 году, возвращен Церкви в 1989 году, когда в приход перешли прихожане Никольской единоверческой церкви Рогожской слободы. В настоящее время – наиболее благоустроенная и многолюдная единоверческая община, имеющая обширные контакты с единоверцами других общин. При храме имеется гостиница для приезжих. Богослужения совершаются ежедневно, утром и вечером. Прихожане – из окрестных деревень, ранее населенных старообрядцами и единоверцами, и из Москвы. Пение наречное, по праздникам на два клироса. Практически ежегодно совершаются архиерейские богослужения древним чином (митрополит Ювеналий или иные архиереи). Община активно издает церковную литературу, периодическое издание «Правда Православия». Имеется сайт:www.edinoverie.com. Действует воскресная школа для детей и лекторий для взрослых.
6. Храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Адрес: с. Осташово Воскресенского р-на Московской обл. Телефон: (495) 9031840. Клир: иеромонах Антоний (Аненко) – настоятель. Характеристика: Община с 1991 года из бывших старообрядцев-поповцев. В общине более 200 прихожан.
7.Храм св. Петра митрополита Адрес: с. Авсюнино Орехово-Зуевского р-на Московской обл. Клир: иерей Алексий Гугливатый – настоятель. Храм нуждается в восстановлении.
8. Никольская община г. Санкт-Петербурга Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Марата 24а. Клир: протоиерей Петр Чубаров, канд. психол. наук, доцент Рос. пед. гос. университета им. А.И. Герцена и СПбДА – настоятель. Характеристика: Община с 1799 года. Никольский храм – с 1827, окончательно построен в 1852 году. Часовня с 1996 года, храм занят Музеем Арктики и Антарктики, имеется молитвенное помещение с престолом.
9. Храм преп. Сергия Радонежского и часовня Тихвинской иконы Богородицы. Адрес: пос. Павлово-на-Неве Кировского р-на Ленинградской обл. Клир: иерей Сергий Чиж – настоятель. Характеристика: Приход с 1991 года. Настоятель – известный знаток знаменного пения, построивший самостоятельно все молитвенные и вспомогательные помещения общины (деревянная архитектура).
10. Людмиловская община г. Санкт-Петербурга. Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Челиева, 10 Уставщик: чтец Александр Гнып. Литургия совершается приглашенными священнослужителями в «пещерном» храме подворья Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря.
11. Храм святителя Николы Чудотворца. Адрес: 622034, пос. Горбуново г. Нижний Тагил Свердловской обл., ул. Радужная 2а. Клир: протоиерей Леонтий Колногоров – настоятель, иеромонах Даниил (Колногоров). Характеристика: Приход образовался в 1996 году присоединением к РПЦ общины старообрядцев часовенного согласия во главе с наставником, который принял иерейский сан и возглавляет общину.
12. Храм Архангела Михаила. Адрес: г. Верхний Тагил Свердловской обл. Клир: иерей Сергий Комаров – настоятель. Характеристика: Приход возник в 2007 году, храм построил и стал в нем священником (2008) нынешний настоятель, присоединившийся от старообрядцев-часовенных. Храм освящен архиерейским чином. Приход ведет активную миссионерскую работу.
13. Казанский единоверческий храм. Адрес: 624171, пос. Быньги Невьянского р-на Свердловской обл., Телефон: (34356) 30186.Клир: иерей Игорь Катаев. Характеристика: Храм 1852 года постройки, село было заселено преимущественно старообрядцами и единоверцами.
14. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Адрес: 606360 с. Малое Мурашкино Большемурашкинского р-на Нижегородской обл.Клир: иеромонах Сергий (Гапонов). Характеристика: Приход с 1876 года, храм никогда не закрывался, хотя в 1937-1943 богослужения не совершались. Основу прихода составляют местные единоверцы, проживающие среди старообрядческого населения.
15. Храм иконы Богородицы «Всем скорбящим радость». Адрес: с. Сёмино Ковернинского р-на Нижегородской обл. Клир: иеромонах Сергий (Гапонов). Характеристика: Новопостроенный храм, богослужения с 2009 года, Литургия совершается через Воскресенье. Община состоит из старообрядцев разных согласий. Основу составляют две семьи бывших беспоповцев, владеющих современным благоустроенным предприятием по хохломской росписи и производству оригинальной деревянной тары.
16. Единоверческая община г. Ивановово имя Казанской иконы Богородицы. Адрес: г. Иваново, ул. Смирнова, 76. Клир: протоиерей Сергий Гончаров. Характеристика: Община присоединилась к РПЦ от старообрядцев белокриницкого согласия в 1991 году вместе с уставщиком Лаврентием Селиным (1926-2009), который был рукоположен в иереи. После пожара деревянной Казанской церкви (ноябрь 2015 г.) община временно пользуется храмом на территории Успенского мужского монастыря, богослужения совершаются по субботам. Сайт: http://ivkazanskaya.blogspot.com. Тел.: 8-9061066733, 8-9807383839. E-mail: iv.kazanskaya.2016@gmail.com.
17. Храм святителя Николы. Адрес: г. Кузнецк Пензенской обл., ул. Орджоникидзе 158. Телефон: (84157) 21591. Клир: иеромонах Варсонофий (Яшин). В храме ежегодно совершает богослужения епископ Кузнецкий и Никольский Нестор.
18. Молитвенный дом св. пророка Илии. Адрес: Республика Беларусь, г. Минск Телефон: (375) 172563110. Клир: постоянного священника нет. Уставщик – Вячеслав Евгеньевич Клементьев. Пастырское попечение оказывает игумен Петр (Васильев) из Москвы. Характеристика: Приход основан в 2002 году и состоит из бывших старообрядцев-беспоповцев. Имеется проект строительства храма.Община имеет сайт: www.edinoslavie.ru
19. Храм святителя Николы. Адрес: с. Усть-Цильма Республики Коми. Клир: протоиерей Виталий Соловьев. Характеристика: Единоверческий приход существовал в селе с 1856 года, снова образован в 2004 году. Храм освящен архиепископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом. Богослужения совершаются по чину, который пока нельзя назвать старообрядческим. Служителям храма нужна помощь в обучении их древнему богослужебному чину и пению.
22. Храм Архангела Михаила. Адрес: с. Гравёры Аглонской волости Прейльского р-на, Латвия. Клир: протоиерей Виктор Мялик – настоятель. Характеристика: Новопостроенный и благоустроенный храм, рядом с родиной митрополита Рижского и Латвийского Александра.
26. Храм святителя Николы. США, г. Эдинборо, штат Пенсильвания. Адрес: St Nicholas Church, 8442 Pageville Road, Edinboro, PA 16412-9619. Телефон: (814)-7564548. Клир: иерей Серафим Уинг ― настоятель. Характеристика: Храм находится в ведении управляющего Патриаршими приходами в США. Находится недалеко от крупного прихода в г. Ири, выходцами из которого являются настоятель храма и матушка – регент хора. Богослужебный язык – преимущественно английский и церковнославянский. Вебсайт: http://stnicholaseriecounty.com/ Facebook (новая страница): https://www.facebook.com/St-Nicholas-Orthodox-Church-1768948990063276/ Facebook (старая страница): http://www.facebook.com/stnicholas1916. Воскресная школа для всех возрастов.
27.Храм св. апостола Андрея Первозванного г. Ростов-на-Дону.Адрес:344111, г. Ростов-на-Дону, ул. Петражицкого 14/13. Клир: иерей Даниил Хохоня – настоятель. Тел. +7 (988) 545-55-63.
28.Женский монастырь в честь иконы Богородицы «Киево-Братская».Адрес: г. Киев, Украина. тел. +380 97 3453999 Духовник: архимандрит Ахила (Шахтарин).
29.Храм Феодоровской иконы Богородицы. Адрес: г. Верещагино, ул. Жукова 21а, Свято-Лазаревский женский монастырь. Пермского края, Клир: протоиерей Борис Кицко – настоятель. Тел. 8 (34 254) 3-14-70. Деревянный храм 2013 года постройки.
30. Вятская единоверческая община. Адрес: г. Киров ул. Мичурина 22 (храм Архангела Михаила). Уставщик: Сергей Рукавишников. Суточный круг служб мирским чином совершается в субботу с 18.30.
31.Симбирская Успенская единоверческая община. Адрес: г. Ульяновск ул. Волжская 50А тел. 8-960-374-38-32. Уставщик: Владимир Басенков, он же – руководитель Симбирского епархиального центра древнерусской богослужебной традиции, который действует при общине. Община возникла в сентябре 2013 года и является восприемницей единоверцев, появившихся в Симбирске в середине XIX века. Приход молодой по своему составу, средний возраст прихожан 35 лет, в основном мужчины. Среди членов общины есть коренные старообрядцы разных согласий. Пение наречное. Службы мирским чином совершаются регулярно каждые субботу и воскресенье, в храме равноапостольной княгини Ольги на Верхней Террасе. В воскресные дни после богослужения проводятся встречи просветительского характера на тему христианской веры и древнерусских церковных традиций. Несколько раз в год совершается Божественная литургия, богослужение проводят единоверческие священники ближайших епархий. При общине действует иконописная мастерская, производство свечей для собственных нужд, швейный цех народной мужской одежды, производится мёд и резная утварь, церковная мебель. Община активно взаимодействует с единоверцами по всей России и за ее пределами. В настоящее время решается вопрос о строительстве собственного храма и открытии при Центре образовательных курсов.
32.Покровский храм с. Билютай.Адрес: с. Билютай Бичурского р-на, Республика Бурятия. Клир: иерей Петр Шестаков – настоятель. Храм находится в стадии строительства, богослужения совершаются по расписанию в молитвенном помещении.
33. Ярославская Успенская единоверческая община. Адрес: г. Ярославль.Уставщик: Иван Карпов. Богослужения совершаются по особому расписанию.
34.Храм преп. Диодора Юрьегорского. Адрес: дер. Куганаволок Пудожского р-на, Республика Карелия. Клир: иерей Олег Червяков – настоятель. Храм находится в труднодоступной в межсезонье местности.
35.Храм Спаса Нерукотворного Образа. Адрес: дер. Варишпельда Пудожского р-на, Республика Карелия. Клир: иерей Олег Червяков – настоятель. Регулярные богослужения совершает уставщик чтец Андрей Дементьев. Храм находится в труднодоступной в межсезонье местности.
36. Единоверческая община с. Мисцево Орехово-Зуевского р-на Московской обл. Храм требуется восстановить.
Двуобрядные приходы
1. Храм Спаса Преображения. Адрес: Латвия, г. Рига, просп. Виестура 11. Телефон: (371) 67397676. Клир: иерей Александр Шабельник – настоятель. Характеристика: Часть прихода (30-40 человек) составляют бывшие старообрядцы-поморцы, которые в 2002 году вместе с наставником Иоанном Миролюбовым вышли из Гребенщиковской старообрядческой общины. Имеются головщик и причетники, знающие старый обряд. Регулярно 1-2 раза в месяц проводятся богослужения по древнему чину (всенощное бдение, Литургия). По просьбе верующих древним чином совершаются и требы.
3. Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино. Адрес: г. Москва, Строгинский бульв., 14. Телефон: (495) 9428301.Клир: протоиерей Георгий Крылов – настоятель. Характеристика: Полный круг богослужений с Литургией по старому чину совершается один раз в седмицу (на четверг). Настоятель – известный литургист, автор монографии «Книжная справа XVII века». Необходимость богослужений по старому чину мотивируется востребованностью частью паствы, которая удалена от других старообрядных храмов Москвы, расположенных в центре или восточной части города. Сайт храма: http://nvmr.strogino.ru/
4. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Адрес: с. Солонетовка Харьковского р-на Харьковской обл., Украина. Клир: протоиерей Виктор Мацевитый. Характеристика: По архиерейскому благословению совершаются отдельные богослужения старым чином, которые привлекают местных старообрядцев-поморцев.