Единоверческий храм в москве
Единоверческий храм в москве
СТАРООБРЯДНЫЕ ПРИХОДЫ РПЦ
1. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции). Адрес: 105082, г. Москва, ул. Бакунинская 83, стр.3. Телефон: (499) 2650045, 2611851. Клир: протоиерей Иоанн Миролюбов – настоятель и руководитель центра; иерей Андрей Фастов – заштатный клирик. Характеристика: Памятник архитектуры 1619-23 гг. Боковые приделы – св. благоверного царевича Димитрия и преп. Сергия Радонежского. Храм восстанавливается, нуждается в ремонте и реставрации. Старообрядные богослужения совершаются с 2007 года, с 2009 года регулярно перед воскресным днем и большими праздниками совершается всенощное бдение, Божественная Литургия на сам праздник. Пение наонное, как правило, пока на один клирос. Алтарь расписан, новый иконостас, в боковых приделах иконостасы и престолы пока отсутствуют. Действуют кружки по изучению знаменного пения и церковного устава, после окончания Литургии проводятся собеседования для взрослых. К концу 2018 года планируется ввод в эксплуатацию дома причта с гостиницей для учащихся. Имеется сайт центра (совместно с храмом): www.oldrpc.ru.
2. Храм святителя Николы в Студенцах (Казанской иконы Богородицы). Адрес: 109004, г. Москва, ул. Таганская 20а. Телефон:(495) 9125243, 9127329. Клир: игумен Петр (Васильев) – настоятель. Характеристика: Памятник архитектуры 1672-73 гг., освящен в 1996 году архиерейским чином. Богослужения с 1994 года. Пение наонное. Алтарь расписан. Имеется новый многоярусный иконостас. Храм нуждается в дальнейшей реставрации и благоустройстве.
3. Храм святителя Николы (Троицы Живоначальной) на Берсеневке в Верхних Садовниках. Адрес: 109072, г. Москва, Берсеневская наб., 18-22. Телефон: (495) 959-08-62, 959-09-30. Клир: игумен Кирилл (Сахаров) – настоятель. Характеристика: Храм известен с 1625 года, современная постройка с 1656-1657 гг. Храм трёхпрестольный (Троицкий, Никольский и Феодосиевский приделы). Имеются трапезные палаты и освященный придел преп. Феодосия Великого. Пение наонное. Службы совершаются ежедневно утром и вечером. Имеется воскресная школа для детей. Регулярно проводятся беседы со взрослыми. Община деятельна в распространении старого обряда в Русской Православной Церкви. Печатное издание – газета «Берсеневские страницы». Сайт храма: http://bersenevka.info/.
4. Храм Архангела Михаила. Адрес: 140111, п/о Чулково, с. Михайловская Слобода Раменского р-на Московской обл. Телефон:(495) 5105181. Клир: архимандрит Иринарх (Денисов) – настоятель, протоиерей Евгений Саранча, иерей Валерий Булычев, диакон Игорь Краев. Характеристика: Одна из старейших единоверческих общин. Храм закрыт в 1961 году, возвращен Церкви в 1989 году, когда в приход перешли прихожане Никольской единоверческой церкви Рогожской слободы. В настоящее время – наиболее благоустроенная и многолюдная единоверческая община, имеющая обширные контакты с единоверцами других общин. При храме имеется гостиница для приезжих. Богослужения совершаются ежедневно, утром и вечером. Прихожане – из окрестных деревень, ранее населенных старообрядцами и единоверцами, и из Москвы. Пение наречное, по праздникам на два клироса. Практически ежегодно совершаются архиерейские богослужения древним чином (митрополит Ювеналий или иные архиереи). Община активно издает церковную литературу, периодическое издание «Правда Православия». Имеется сайт:www.edinoverie.com. Действует воскресная школа для детей и лекторий для взрослых.
6. Храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Адрес: с. Осташово Воскресенского р-на Московской обл. Телефон: (495) 9031840. Клир: иеромонах Антоний (Аненко) – настоятель. Характеристика: Община с 1991 года из бывших старообрядцев-поповцев. В общине более 200 прихожан.
Как устроен единоверческий приход
Что такое единоверческий приход 100 лет назад и в наши дни? Чем единоверческие общины отличаются от обычных православных? Об этом – очередная статья, знакомящая с единоверчеством.
Прежде всего освежим в памяти основные понятия. Православные старообрядцы (единоверцы) – чада Русской Православной Церкви, придерживающиеся «старых» обрядов в богослужении и особого строгого уклада в приходской и домашней жизни. Последователи древних обрядов объединены в приходы, которые называют единоверческими, или старообрядными. Подчиняются они, как и все православные приходы, местному архиерею.
Священномученик Симон (Шлеев), первый единоверческий епископ и виднейший деятель Единоверия, в начале XX века в своей статье «К вопросу: какой епископ нужен Единоверию?» довольно ясно и емко описал всю суть старообрядных приходов в одном абзаце:
«Единоверческие приходы отличаются от православных приходов монастырским укладом церковной жизни. В них, например, очень живо чувствуется иноческое отношение настоятеля и братии. Прихожане, как и братия обители, избирают себе настоятеля и вместе с ним управляют своей приходской общиной. Налицо в этой приходской единоверческой общине и соборные монастырские старцы, избранные попечители, ближайшие советники ктитора и настоятеля храма. В единоверческих приходах, если благоприятствуют обстоятельства, блюдется и дисциплина монашеская, высокое уважение к авторитету духовного отца, послушание его воле, исполнение его заповедей. В единоверческих церквах и само Богослужение совершается по иноческому чину, без опущений, с сохранением всех его подробностей, как он указан в Типиконе. В единоверческих храмах тот же порядок, каким отличаются монастырские храмы от прочих приходских православных великороссийских храмов».
«И всё?» – разочарованно может спросить искушенный современник-христианин, поездивший по святым обителям России и Зарубежья. Хочется монастырского уклада – поезжай в монастырь, благо они сегодня почти в каждой епархии или сравнительно недалеко. Бывает, и в городе есть монастыри. Пожалуйста, ходи на длинные службы, неси послушание… Чего такого особенного в этих единоверческих приходах?
Прежде всего, нужно сказать, что в понимании единоверцев приход – это не те, кто «пришел» к богослужению, соприкоснулся со святыней, бросил в кружку символическое пожертвование и ушел. Речь идет в первую очередь об общности христиан. «Где десятина – там община, нет десятины – там приход». Хорошо забытая русская поговорка наглядно показывает нам разницу. Причем под десятиной не стоит узко понимать лишь десятую часть дохода. Скорее речь идет о способности жертвовать, отдавать часть себя приходу. И таким мировоззрением обладает в старообрядных церквах большая, а не меньшая часть прихожан. Десятины как строго установленного понятия нет, здесь действует принцип свободы, но, безусловно, добровольная десятина существует.
Прихожане-единоверцы участвуют в богослужении, многие поют и читают на клиросе, частым явлением становятся трапезы, на которых обсуждают насущные проблемы прихода, а иногда и вопросы помощи кому-то из прихожан. Общение довольно тесное, настоятель, как правило, в курсе жизни всех своих чад. Он же обычно и является для всех духовным отцом.
Членом единоверческой общины стать несложно: нужно регулярно посещать богослужения и постепенно начинать жить по правилам заведенного на приходе уклада. Утром и вечером молись полунощницу и павечерницу, любое дело начинай с молитвой, соблюдай посты, постоянно образовывайся в вере… Инструкциями к жизни для единоверцев – конечно же, после Книги книг – Евангелия, наставлений апостолов и святых отец – являются такие творения древнерусского мира, как «Стоглав», «Домострой», «Сын церковный», «Кормчая».
Вспоминается случай, как в одной из единоверческих общин появился новый прихожанин. Жадно изучая христианскую веру, регулярно отправляясь в паломнические поездки, мужчина очень полюбил православное богослужение. Закончил епархиальные курсы уставщика-псаломщика… И уже через год стал уставщиком общины.
Юридически единоверческие общины полностью по своему уставу соответствуют обычному православному приходу. Лишь в названии прописывается принадлежность, в основном так: «единоверческая община»; бывают вариации: «православно-старообрядческая». Приходской совет может возглавлять и мирянин, но чаще –настоятель. Для единоверческой общины и тот, и другой вариант естественны. В разные времена и в различных условиях при временном отсутствии священника у русских христиан сформировалась практика богослужений «мирским чином». Опускались священнические молитвы, возгласы давал мирянин – старший службы или «замолитвующий». Пел клирос, читалось Евангелие. Служилось и всенощное… Не было, конечно, самого главного – Литургии, но община продолжала жить. И вот эта самостоятельность в определенной степени и объясняет живучесть единоверческих общин. Подобная практика повышала (и повышает – единоверческих священников сегодня не хватает) самосознание прихожан, их ответственность, грамотность в части богослужения. Высокой была и ревность, что держало «на высоте» красоту богослужения. Службу правили чаще всего люди, занятые в обычной жизни на мирских профессиях. Богослужение же было и отдушиной, и творческим выплеском, и сменой деятельности. И община жила. Собиралась молиться, решать какие-то вопросы, строила церковные постройки, закупала что-то, вела образовательную деятельность. При этом община была зарегистрирована, был председатель и приходской совет.
Община «выращивает» будущего настоятеля, поэтому на единоверческих приходах священник – единое целое со своей общиной
Одна из единоверческих общин нашего времени в течение 7 лет совершала богослужения «мирским чином». На Причастие ходили в другие храмы своего города. Однако община не распалась, из нее выделился кандидат в священники и, приняв сан, с Божией помощью и поныне окормляет приход. Из активных мирян, как правило, и поставляли священника для общины. То есть община «выращивала» будущего настоятеля. Поэтому на единоверческих приходах священник – единое целое со своей общиной. Вероятность перевода его на другой приход ничтожно малая, и батюшка с момента своего поставления начинает, вернее – продолжает, активно заниматься приходом, во всех делах, как правило, советуясь с паствой, с уважаемыми и активными ее представителями.
На собраниях единоверцы стараются вести духовные беседы или вслух читать душеполезные книги, после совместно их обсуждая. Вопросы веры в современном мире затрагиваются довольно часто. Много времени может посвящаться изучению богослужебного устава, церковного пения и чтения, благочестивых традиций. Нередкими становятся совместные паломнические поездки, в том числе и на престольные праздники к единоверцам в другие епархии. Да и встречи гостей у себя – обычное дело. Единоверцы дружелюбны и гостеприимны.
Однажды автор статьи оказался на крупнейшем единоверческом приходе Михаила Архангела в Михайловской слободе Московской области. За трапезой – чтение житий святых, благодатная тишина, смена чтецов и благословение на послушания после трапезы. Всё происходящее на территории прихода – Христоцентрично, не исключая трапезу.
В общении сложилась традиция «отсекать лишнее», поэтому праздные беседы единоверцы не ведут
Священники или старшие в общине, по имеющей место быть практике, могут в праздники или в обычные дни посещать прихожан, вести духовные беседы. Так что об общении прихожан единоверческих приходов можно сказать одно: оно есть. И это очень отрадно. Община здесь называется общиной не по букве, а по духу. Обсуждать, конечно, могут и обычные мирские вопросы, делиться новостями. Но, как правило, сложилась негласная традиция «отсекать лишнее», поэтому вести праздные беседы не по делу единоверцы не станут.
Тесное общение порождает и определенное нравственное воспитание своих членов не словом, а примером и совестью. Вести двойную жизнь тяжело, пусть даже в большом городе твоя жизнь не всегда на виду: общение на приходе и вне его, постоянное участие в богослужении делают свое дело. Существование общины запускает и процесс вовлечения в нее детей прихожан. Хорошим тоном для единоверцев считается привлечение детей к участию в богослужении. Детей уже в 7 лет могут поставить на клирос, просят помогать в алтаре. Дома, конечно же, они растут в русской культуре и перенимают пример родителей. Если при приходе существует воскресная школа, посещают ее. Но у единоверцев отсутствие образования на приходе может вполне компенсироваться домашним образованием.
Прошло уже около 30 лет с момента распада СССР и начала возрождения Единоверия. В последние годы приятной тенденцией становится возникновение уже коренных единоверческих семей. Женятся дети тех родителей, которые в 1990-е только пришли в старообрядный храм. Такие семьи не только идут по стопам родителей, оставаясь в единоверческих общинах, но и преумножают их опыт в христианском житии. Бывает и так, что единоверцы связывают себя узами брака с православными нового обряда, и здесь ситуация может сложиться по-разному, но в основном благодаря подобным союзам общины только пополняются.
Неукоснительное соблюдение церковного устава и дисциплины, строгость уклада, в первую очередь личного, высокий уровень христианского самосознания – всё это помогает единоверческим общинам выживать в наши дни. Консервативные взгляды и твердость убеждений христиан-единоверцев притягивают в старообрядные церкви людей, мыслящих так же, и это только укрепляет общины. Сегодня число единоверцев в России и за ее пределами постепенно растет, открываются новые приходы. Но во главе всей жизни общины лежит главный закон Божий – Любовь.
«Сокрытая Русь»: как живут единоверцы сегодня (+ВИДЕО)
В январе 2018-го Симбирским епархиальным центром древнерусской богослужебной традиции был запущен проект «Сокрытая Русь», посвященный жизни современных единоверцев. Возрождающиеся после катка гонений приходы православных старообрядцев раскинулись и далеко за пределы нашей Родины. Автор проекта Владимир Басенков посетил с экспедициями около половины существующих сегодня общин. О духовном и культурном наследии Древней Руси, живом, а не музейном, – в нашем материале.
Первопрестольная
Цикл экспедиций я начал с Первопрестольной. Мой визит совпал со встречей лидеров единоверческих общин с митрополитом Волоколамским Иларионом, поэтому собирать материал приходилось быстро.
Первым посетил храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино, на территории которого нашла свой приют группа верующих, желающих совершать богослужения по старому чину. Настоятель храма протоиерей Георгий Крылов – известный литургист, автор монографии «Книжная справа XVII века». Руководит клиросом известный головщик (то есть регент) и знаток знаменного пения Василий Сорокин. Службы в храме довольно продолжительные, что потрясающим образом вырывает из мирской суеты и контрастирует с московским ритмом жизни.
«Пост и молитва – без них нет никакого старообрядчества», – отметил Василий Сорокин в теплом разговоре за чашкой чая после 7-часового всенощного бдения.
На второй день поездки я сподобился попасть на богослужение в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцово. Именно на базе этого прихода был создан Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, в котором ведется подготовка духовенства и мирян, желающих изучить церковный устав, крюковое пение, традиции «древлего благочестия».
На Берсеневке, в церкви святителя Николы, меня встречал храм и покои Малюты Скуратова, ставшие теперь обителью единоверческой общины. Настоятель храма игумен Кирилл (Сахаров) пригласил меня к участию в соборной службе. Община довольно дружная, на трапезе непременно читаются поучения (даже для одного гостя!), что не позволяет праздным мыслям проникать в сознание.
Игумен Петр (Васильев) и староста (а также заместитель главного редактора телеканала «Царьград») Михаил Тюренков встретили меня в Никольской церкви в Студенцах. Старинный храм с просторными помещениями словно дышит духом Святой Руси. К сожалению, наша встреча была довольно короткой. Но для славной главы будущей книги мне удалось услышать более чем достаточно.
Северная столица
В Никольском храме, где когда-то служил священномученик Симон (Шлеев) – первый единоверческий епископ, теперь располагается Музей Арктики и Антарктики, а единоверцы, после того как много лет ютились в маленькой переданной им часовне, теперь имеют возможность молиться в более просторном помещении на первом этаже красивого дома в стиле барокко. Протоиерей Петр Чубаров любезно пригласил меня на богослужение, рассказал о своем пути в Единоверие: этнографических экспедициях 1970-х, знакомстве со знаменным распевом и решении вместе с друзьями организовать старообрядную общину. А священником неожиданно выбрали именно его.
Когда я въезжал на Анинский погост – местонахождение православной единоверческой общины Тихвинской иконы Божией Матери, – что в Кировском районе Ленинградской области, казалось, здесь сохранилась архитектура 300–500-летней давности. Но нет: аскетичные постройки из грубого дерева – дело рук настоятеля священноиерея Сергия Чижа, его семьи и тех, кому дорого наше древнерусское Православие. За 27 лет построено три храма, сторожка, звонница, колодец, несколько поклонных крестов, обустроено и содержится братское церковное кладбище, где упокоилось 65 членов общины и ее благотворителей. Паникадила из неезженых тележных колес, подвешенные на цепях; тесаные ступени из цельного бревна; купель в полу храма для совершения Крещения погружением… – древность как будто сошла со страниц истории. В середине погоста – небольшой пруд, в котором на Богоявление каждый желающий может погрузиться в купель. Главное достояние – храм преподобного Сергия Радонежского, церковь во имя священномучеников Симона (Шлеева) и Андрея (Ухтомского), крестильный храм Тихвинской иконы Божией Матери.
О родине преподобного Серафима Вырицкого слышали все. А вот о том, что теперь при Казанском храме молится община единоверцев, даже среди «своих» многие не в курсе. Священник – Максим Крупцов, руководитель хора – Алексей Гвоздецкий. Тут есть свой детский хор – хороший задел для будущего общины!
Древний устав словно обличает наши недостатки сложностью своего исполнения. Не позволяют эти «бремена» возгордиться
Задаю вопрос отцу Максиму:
– Почему приняли для себя решение молиться по старопечатным книгам?
– А тот, древний устав, он будто обличает наши недостатки сложностью своего исполнения. Не позволяют эти «бремена» возгордиться, вознестись.
К общине уже присоединилось несколько старообрядцев поморского согласия (что не может не радовать!). В ближайшее время планируется строительство своего, Никольского храма.
Последним местом посещения в Санкт-Петербурге стал приход Людмиловской единоверческой общины. Община молодая, в отсутствие священника ею руководит староста Александр Гнып. Окормляется приход, как это и заведено среди единоверцев в подобных случаях, приезжими единоверческими священниками.
Поволжье
В маленьком провинциальном Кузнецке однажды зажглась свеча, от которой затеплилась духовная жизнь братской общины Симбирска. Никольский приход, возглавляемый священноиноком Варсонофием (Яшиным), в свое время присоединившимся к Русской Церкви от старообрядцев белокриницкого согласия, стал школой благочестия для многих верующих. «Молиться к нам приходят и поповцы, и беспоповцы, и прихожане общеправославных храмов. Наши двери открыты для всех», – говорит священник.
На маленькой придомовой территории расположились и уютный храм, и гостиница для паломников. Раз в год здесь совершает богослужение архиерей, бывает, что приезжают епископы и из других епархий. В Кузнецке всех встречают с большой теплотой и любовью. В этих местах, как и во многих других, бережно хранят древние предания. Уставная служба, пение прихожан на клиросе, неспешность богослужения, дисциплина в молитвенном стиле одежды, старинные иконы, свечное освещение – все это создает неповторимую атмосферу для молитвы, помогает сосредоточиться на общении с Богом и собственной совестью.
В соседней области среди густых нижегородских лесов спрятались два старообрядческих села – Малое Мурашкино и Семино. Несмотря на удаленность в 200 километров друг от друга, эти населенные пункты имеют прочную духовную связь.
Бытовая жизнь в этом селе, как и приходская, напоминает монастырскую и по строгости уклада, и по суровости условий
Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы священноинок Сергий (Гапонов) начинал свой духовный путь на вышеупомянутой Берсеневке в Москве. В начале 2000-х батюшка переехал в Малое Мурашкино и стал служить на единоверческом приходе. Потянулись верующие из других регионов. Община небольшая, но среди единоверцев есть такие самородки, например, как знаток знаменного пения Серафим Водопьян. Он переехал в Малое Мурашкино из Петербурга, завел семью, своими руками построил дом. К слову, бытовая жизнь в крохотном селе, как и приходская, напоминает монастырскую и по строгости уклада, и по суровости условий, хотя монашествующий – отец Сергий – в общине один. Сплотившихся вокруг него мирян, как местных, так и переехавших из других регионов, привлекают древнерусское богослужение и старинный уровень личной аскезы.
Много лет назад у двух родных старообрядческих семей села Семино случилось горе: погибли их дети. В память о трагедии родителями был построен храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Волею Бога старообрядцы присоединились к Русской Церкви на правах Единоверия. А окормлять их стал отец Сергий (Гапонов). Храм построен в древнерусском стиле, иконостас расписан в соответствии с рублевскими традициями, здесь много старинных икон и книг (я обнаружил как минимум одну рукописную).
Староста прихода Евгений Соснин – собственник и руководитель крупнейшей в России фабрики по производству изделий с хохломской росписью. Надо отметить, что родина хохломы находится в соседнем селе с одноименным названием. Неудивительно, что народный промысел сохранился в здешних местах и поныне. А изделия – просто потрясающие.
В ростовской единоверческой общине все началось с традиционной казачьей культуры
В ростовской единоверческой общине все началось с традиционной казачьей культуры. Не секрет, что древнерусские православные традиции вплоть до революции были для донских казаков стержневой основой жизни. Сегодня, когда народ, оправляясь от удара столетней давности, ищет истоки собственной идентичности, его взор неизбежно устремлен в прошлое.
Приход Андрея Первозванного во главе со священником Виктором Баденковым в течение 10 лет изучал древлее благочестие, а около двух лет назад приходское собрание единогласно проголосовало за переход на старый чин – в службе и в жизни. Архиерей не возражал. Сейчас настоятельство в общине принял молодой батюшка-казак Даниил Хохоня, верный заветам своего учителя. На службах заметно присутствие казаков в красных бешметах (аналог русской рубахи у казаков). Знаменное пение иногда приверженцы современной школы церковного пения называют «народным». Действительно, во время богослужения я отметил, что в голосах прихожан присутствуют характерные переливы, присущие казачьим песням.
– Устав, иконография, знаменное пение, организация пространства в храме, длительная молитва – все это призвано помогать человеку в деле спасения души, – рассказывает после службы отец Виктор.
Община в Ростове очень дружная, с длительным, как и полагается на Юге, гостеприимным застольем. И, конечно, казачьими песнями и духовными стихами.
Урал
В Верхнем Тагиле, опоясанном непроходимой тайгой, есть храм архангела Михаила. Представитель часовенного согласия старообрядцев, а ныне отец Сергий Комаров в свое время построил церковь на приусадебном участке. Так началась история Единоверия в его городе.
Священник и община весьма активны: на городском озере установлена купель для совершения крещения, а также для возможности погрузиться в нее всем верующим – на праздники и по зову души; батюшка окормляет местное казачество и планирует открытие патриотического центра; вместе с местными десантниками была построена и освящена часовня во имя пророка Божия Илии. В пригороде, на месте массового захоронения расстрелянных в годы гражданской войны верующих – Кузовой яме, установлен (кстати, совместно со старообрядцами белокриницкого согласия) памятный крест.
На меня наиболее сильное впечатление произвел Троицкий скит единоверческой общины в таежной деревне на территории Висимского заповедника. В посты и другие дни верующие имеют возможность удалиться от городского шума в тайгу, помолиться Богу, сосредоточиться на собственной душе с особым вниманием. Что характерно, и внешний облик, и быт минимально подвергся в семьях уральцев современной деформации. Мужчины ходят в традиционной одежде, с длинными и густыми бородами, женщины с покрытыми головами и в сарафанах. Патриархальность семей очень тяжело описать словами, здесь нужно ловить моменты, но, попадая в дом к единоверцам, сразу чувствуется, кто здесь хозяин.
В двух других уральских приходах – Казанской иконы Божией Матери в Быньгах и святителя Николы в Нижнем Тагиле – наша экспедиционная группа провела гораздо меньше времени. Нужно отметить, что церковь в Быньгах была восстановлена силами священника Игоря Катаева и его общины. Потрясло описанное состояние разрухи храма к началу работ и то, что было увидено нам: полностью обновленная внутренняя отделка, иконостас с клиросами словно с единоверческой Таганки, аккуратное убранство – все как и полагается у старообрядцев.
А в Нижнем Тагиле нас встречал отец Леонтий Колногоров, духовник епархии, знаток знаменного пения, собиратель церковных древностей (среди которых есть рукописные книги!) и очень добрый человек. Священник в свое время был уставщиком в общине часовенных старообрядцев, однако после поездки сначала в Иерусалим, а затем на Афон крепко задумался о духовном пути и в итоге стал единоверческим священником, организовал приход и уже много лет служит на благо Богу и Церкви.
У отца Бориса 22 ребенка – свои и усыновленные
Есть в Пермском крае маленький городок – Верещагино. Отца Бориса Кицко знают здесь и далеко за пределами региона как буквально «отца»: священник организовал и успешно руководит двумя детскими домами для мальчиков и девочек. Дети молятся, трудятся на ферме, при подсобном хозяйстве, приобщаются к древнему благочестию. Священник шесть лет назад построил храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Во время строительства повсеместно на территории будущей церкви забили ручьи. Надо сказать, что у самого отца Бориса 22 ребенка – своих и усыновленных. Труд, который совершает он и его община, вносит огромный вклад в дело воспитания будущего поколения, тем более забота о тех, кто по разным причинам остался без попечения родителей. Что меня радостно удивило, так это светлые лица и глаза детей в детском доме. Эта радость на миг заставила задуматься: а правда ли эти ребята – сироты? Они светятся счастьем так, как будто у них все есть…
Пришла пора рассказать и о «беспоповских» общинах. Единоверие – это всегда инициатива снизу, от простых мирян, горячих в вере и твердых в своих убеждениях. Именно миряне зачастую собирают вокруг себя единомышленников, регистрируют общины, совершают регулярные богослужения мирским чином. Безусловно, подобные общины окормляются священниками Русской Православной Церкви, но в отсутствие «своего» батюшки приходится самостоятельно решать все возникающие перед общиной вопросы. Сергей Руквашников, уставщик прихода во имя Трифона Вятского в Кирове, готовится стать священником. А пока богослужения в храме архангела Михаила приходится совершать собственными силами. Надо отметить, что ночные бдения, которые устраивают вятские молитвенники, создали сугубо мужскую общину. Здесь собрались и представители старообрядчества, и узревшие Христову истину вчерашние протестанты, и обычные прихожане православных храмов. Их скрепили святоотеческое предание и молитвенная дисциплина.
«Золотое кольцо»
В одну из последних экспедиций мы посетили Иванов, известный в народе как «город невест». Преподаватель сравнительного богословия священник Сергий Гончаров до недавнего времени служил в потрясающем по красоте и эстетике древнем храме в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы XVII века, однако пожар уничтожил это произведение церковного искусства. Сегодня община активно изучает знаменное пение и служит в храме святых Царственных Страстотерпцев.
В соседнем Ярославле преемники Успенской единоверческой общины служат мирским чином, собирают их на молитву староста Дмитрий Андрианов и головщик Иван Карпов. Община молится в храме святителя Петра, митрополита Московского. Высокий уровень знаменного пения позволяет костяку прихода организовывать обучение и даже концерты древнерусской духовной музыки.
Совсем недавно появилась и община единоверцев в Сергиевом Посаде, на родине преподобного Сергия Радонежского. Состоящий в основном из мужчин приход пока собирается в частной моленной во главе со старостой Дмитрием Хлопониным. Нужно отметить, что Сергиевопосадская община – яркий пример «народной» инициативы, когда желание молиться Богу стоит во главе принципов самоорганизации мирян. По мнению общины, Единоверие есть Церковь образца времен Сергия Радонежского.
Пожалуй, один из самых интересных старообрядческих регионов – это подмосковные Гуслицы. Здесь обитало много представителей белокриницкого согласия (одного из направлений в старообрядчестве), немудрено, что именно они стали впоследствии единоверцами, пожелавшими воссоединиться с Церковью. Нас встретил и провел с экскурсией по нескольким окормляемым им приходам отец Алексий Гугливатый, молодой выпускник Сретенской духовной семинарии. Начинали нашу беседу в городе Куровское, в церкви во имя преподобного Иоанна Лествичника. Посетили также восстанавливающийся храм святителя Петра, митрополита Московского, в Авсюнино и моленную в деревне Мисцево. Мы пообщались с активными и гостеприимными прихожанами, осмотрели храмы. Кстати, недавно в Куровском открылась школа знаменного пения для всех желающих.
Отец Алексий познакомил нас и с некоторыми мастерами древнего церковного искусства. Например, с литейщиком, который по старинной технологии создает медные иконы – по образцам XVII века и ранее.
В завершение поездки мы посетили крупнейший в мире единоверческий приход во имя архангела Михаила в Михайловской Слободе Подмосковья. В конце 1980-х архимандрит Иринарх (Денисов), настоятель храма, пришел буквально на развалины. За несколько десятков лет Слобода превратилась в настоящий монастырь, который разрастается и потрясает древними архитектурными формами, воссоздаваемыми мастерами в соответствии со стандартами прошлого. На престольные праздники сюда собираются единоверцы со всего мира, здесь служат архиереи Русской Православной Церкви из России и зарубежья, учиться древнему благочестию здесь можно бесконечно.
– Единоверие, как сказал священномученик Симон (Шлеев), – это углаженный путь ко спасению, – говорит иерей Евгений Саранча, автор ряда трудов о Единоверии.
Симбирск
Мир может меняться. Вера в Бога – никогда
О своей общине трудно писать, особенно когда она довольно молода. В январе 2016 года Успенская единоверческая община получила официальную государственную регистрацию. Богослужения к тому моменту уже регулярно совершались в храме святой равноапостольной княгини Ольги. Чуть позже мы открыли Центр древнерусской богослужебной традиции и получили возможность как заниматься исследованиями, так и строить планы о возможности обучения всех, кто пожелает прикоснуться к литургической и культурной сокровищнице православной Руси. Кто-то из наших прихожан льет восковые свечи, кто-то шьет рубахи, а кто-то пишет иконы. Мы живем в довольно крупном городе, где мирская суета давит необратимым прессом. Но, как все православные христиане, мы стараемся, насколько это возможно, «держать предания». Мир может меняться. Вера в Бога – никогда.
Проект не завершен, впереди общины Сибири, Прибалтики, Белоруссии и Соединенных Штатов. Просим молитвенной поддержки в деле нанесения новых пунктов на карту «Сокрытой Руси».