Единство практики образования и педагогической мысли в социокультурном и антропологическом контексте
Единство практики образования и педагогической мысли в социокультурном и антропологическом контексте
Тема 1.ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. На этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку. Развитие воспитательно-образовательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом. Изучение истории образования и педагогических учений – важное условие формирования общей и педагогической культуры будущего специалиста, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики образования и воспитания и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.
История педагогики и образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития. Вместе с тем историко-педагогические исследования не сводятся только к хронологическому обзору явлений прошлого и рассказу о великих педагогах или великих педагогических идеях. Главная задача науки – выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.
История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции: а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования; б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.
Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования. Иными словами, в истории педагогики и образования педагогические явления прошлого анализируются в тесной взаимосвязи с генезисом культуры, науки, общественной мысли, и на этой основе выявляются тенденции развития этих явлений в будущем.
Будучи в культурном и историческом плане масштабным явлением, всемирный историко-педагогический процесс выступает объектом рассмотрения многих наук, что и определяет межпредметные связи истории педагогики и образования. Ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами, такими как философия, история общества, культуры и психологии, теория обучения и воспитания, характеризуется тем, что содержание науки включает как исторические, так и обществоведческие знания, а также частные методики. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для истории педагогики и образования она является теоретической основой осмысления педагогических явлений и теорий прошлого. История рассматривает широкий круг педагогических и социально-культурных явлений прошлого в процессе их исторического развития и эволюции. В свою очередь, история педагогики и образования предполагает ретроспективное изучение современного состояния системы образования, соотнося его с обществом, социальным развитием, философской и научной мыслью прошлых эпох. Культурология изучает педагогику и образование как часть исторического процесса развития общечеловеческой культуры. В историко-педагогических исследованиях анализируются механизмы сохранения и приумножения культуры через образование и воспитание в различные исторические периоды. Социология исследует педагогику и образование как часть развития социальных институтов; в исторической ретроспективе важно познание причинно-следственных связей между образованием и обществом, осознание влияния общества на образование и понимание того, что социальные изменения во многом являются следствием существующего образования. Педагогика включает историко-педагогические знания как необходимую и важную часть в исследовании проблем воспитания, обучения и образования. Со своей стороны, история педагогики и образования формулирует знания об истории теории и практики воспитания и обучения, исследует деятельность их создателей – талантливых, выдающихся педагогов, которые среди современников были новаторами.
Предметом истории педагогики и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур. Исходя из данного определения предмета науки в структуре историко-педагогических знаний можно выделить две основные предметные зоны: исследование теории и практики. Каждая из этих зон как область исследования обладает относительной самостоятельностью, но в своей сущности они едины, поскольку педагогика представляет собой одну из форм духовного и практического освоения мира, а педагогическая практика (от политики государства в области образования до образовательной деятельности семьи, школы и др.) является источником и сферой реализации педагогических идей. Синтез знаний, полученных в каждой из этих предметных зон, позволяет воссоздать целостную картину историко-педагогического процесса и раскрыть закономерности его развития.
История образования как отрасль педагогики выполняет следующие научно-теоретические задачи: 1) изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества; 2) выявление рациональных и гуманистически ориентированных средств, которые разработали поколения педагогов; 3) анализ пути развития педагогической науки и обобщение того положительного, что было накоплено в предыдущие исторические эпохи; 4) констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития.
В связи с обширностью временного охвата и многообразием видов и типов существовавших образовательных институтов в истории педагогики и образования встает вопрос о периодизации историко-педагогического знания. По широте охвата историко-педагогического процесса выделяют всемирную историю педагогики и историю педагогики отдельных стран, регионов (например, история русской педагогики и образования, история педагогики и образования Поволжья и др.). По разделению всемирного историко-педагогического процесса на исторические эпохи изучают историю педагогики и образования первобытного общества, Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. По отдельным областям педагогики рассматривают историю общей педагогики, дидактики, школоведения и др. По видам, уровням, отраслям образования выделяют историю общего и специального образования, начального, среднего, высшего, профессионально-технического, медицинского, военного образования и т. д. Кроме того, в историко-педагогических исследованиях широко представлена «летопись» различных педагогических проблем, течений, направлений педагогической деятельности, типов образовательных учреждений.
В истории педагогики и образования традиционно сложилось несколько подходов к рассмотрению явлений педагогической теории и практики. Среди них выделяют философско-теоретический подход, рассматривавший идеи и учения в свете их реализации; социально-педагогический, трактовавший историю воспитания и различных типов учебных заведений в связи с развитием социальных институтов и государственной политики в сфере просвещения; историко-культурный, с позиции которого анализируются педагогические идеи и практика воспитания как одна из составных частей общекультурного развития общества. С 1970-х гг. активизируется разработка цивилизационного и антропологического подходов к изучению историко-педагогического процесса.
К специфическим методам историко-педагогического исследования стоит отнести реконструкцию, описание и объяснение. Реконструкция решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями. С помощью объяснения выявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, происходит познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого. Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки. Главной задачей историко-педагогиче-ских исследований является описание и объяснение фактов и явлений педагогической теории и практики и их эволюции.
К источникам исследования в истории педагогики и образования относятся письменные источники (законодательные и нормативные акты, документация органов управления образованием и внутришкольная документация, учебники, учебные пособия и руководства, программно-методические документы, научно-педагогическая и методическая литература, периодическая печать, статистические материалы, художественная литература и публицистика, мемуары, дневники, письма), вещественные источники (разнообразные результаты деятельности учащихся, дидактические пособия и средства воспитания), фото-, кино-, фонодокументы и др.
История педагогики и образования как учебная дисциплина имеет своей целью формирование системы знаний, во-первых, о ходе и результатах взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики – с другой; во-вторых, о процессах воспроизведения школой и педагогикой сообществ и цивилизации; в-третьих, о механизме закрепления в сфере воспитания и обучения приобретенных человечеством культурных ценностей; в-четвертых, о том, что школа и педагогика всегда были заметным, хотя и не единственным, двигателем культурной и общественной эволюции. Таким образом, изучение истории образования и педагогической мысли помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.
Объект и предмет истории педагогики и образования.
История педагогики и образования для решения собственных исследовательских задач широко обращается к знаниям, которые традиционно добываются и обобщаются гражданской историей и историей детства, этнографией и религоведением, культурной и социальной антропологией, фольклористикой и другими науками. Это обстоятельство ставит проблемы историко-педагогической интерпретации прошлого человечества в той его необозримой части, которая прямо или опосредованно имеет отношение к образованию каждого конкретного человека на протяжении бесконечной череды сменяющихся поколений, а также к опыту постановки и осмысления проблем воспитания и обучения.
Сущность историко-педагогической интерпретации зависит от понимания того, какое место занимает история педагогики и образования в системе наук, как трактуется ееобъект(рассматриваемая наукой область действительности, выделяемая из всего многообразия окружающего мира и представляющая собой совокупность качественно однородных явлений и процессов) и предмет (ракурс рассмотрения объекта, выделенная в нем проблематика).
Объектомистории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, понимаемый как единство практики образования (воспитания и обучения) и педагогической мысли с учетом особенностей их самостоятельной эволюции в самом широком социокультурном и антропологическом аспекте.
Всемирный историко-педагогический процесс находится в поле зрения различных отраслей знаний – истории, социологии, культурологи, этнографии и т.п. Поэтому история педагогики и образования предстает:
¾ как наука историческая (ибо рассматривает педагогические феномены прошлого в процессе их генезиса и эволюции);
¾ как наука культурологическая (ибо рассматривает их в контексте функционирования и развития человеческой культуры);
¾ как наука социологическая (ибо рассматривает их в контексте исторической динамики общественных институтов, социальных структур и отношений);
¾ как наука антропологическая (ибо рассматривает педагогические феномены в контексте взросления и развития человека в различных исторических условиях).
Возникнув и развиваясь в рамках педагогического знания, история педагогики и образования является прежде всего наукой педагогической.
Определяя свой предметистория педагогики и образования интерпретирует свой объект с точки зрения целостной реконструкции образования как целенаправленно организованного процесса развития человека, его отдельных элементов, а также представлений о нем у различных народов, отдельных людей и их групп в условиях различных цивилизаций, эпох, культур, обстоятельств жизни. Целью этой интерпретации является раскрытие всеобщих и конкретно-исторических форм существования образования, их генезиса, трансформации, успехов и неудач, логики осуществления, условий, тенденций, закономерностей и альтернатив развития, а также приращения и концептуализации педагогического знания.
16.Педагогический процесс как динамичная система; его структура и особенности организации в контексте требований нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов.
1. вопрос Педагогический процесс как система и явление. Структура ЦПП.
Педагогический процесс как система:
На протяжении последних лет дать обоснование ПП пытались многие ученые – педагоги Бабанский, Лихачев, Ильин, Блонский и другие. Рассмотрение сущности ПП носило разрозненные взгляды у этих ученых. Лишь в одном у них была единая позиция, что ПП – это целостное явление и оно должно рассматриваться в системе. Раньше использовали термин «учебно-воспитательный процесс», а в настоящее время получил распространение «ПП». Смысл и содержание этих понятий одинаково.
Главными компонентами ПП является: учитель и учащиеся.
Обеспечение единства обучения и воспитания, развития и формирования составляют главную сущность ПП.
ПП представлен разными подсистемами – процесс обучения, воспитания, развития, формирования. Все эти подсистемы используются при осуществлении взаимодействия между учителем и учащимися и на ПП влияют условия, методы и формы в которых протекает ПП.
Протекание педагогического процесса включает в себя:
сотрудничество между педагогом и учащимся
ПП характеризуется такими понятиями как целостность и единство. Условия, которые влияют на протекание ПП включают в себя:
1) материально-технические условия (оборудование);
2) санитарно-гигиенические условия;
3) психологические условия;
4) эстетические условия (наличие прекрасного).
Движущие силы педагогического процесса:
Движущими силами ПП являются противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения. Они бывают объективными (внешними) и субъективными (внутренними).
Объективные (внешние) противоречия:
а) противоречия между интересами личности и общества;
б) противоречия между коллективом и личностью;
в) противоречия между явлениями жизни и недостатком опыта для их получения и понимания;
г) противоречия между нарастающим потоком информации и возможностями педагогического процесса.
Субъективные (внутренние) противоречия:
а) противоречия между целостностью личности и функциональном подходе к ее состоянию;
б) между необходимостью применения обобщенных знаний и умения в конкретных условиях и отставанием ПП в передаче этих знаний;
в) между возрастающей ролью гуманитарных предметов и технологизации процесса;
г) между сформировавшимся идеалом личности и реальным поведением;
Целостность – качество ПП характеризующее высший уровень сознательных действий, его развитие, результат деятельности субъектов ПП.
Структура ЦПП:
1) наличие субъектов и объектов в ЦПП. Субъект – учитель, специалист с профессиональным образованием, который осознает себя ответственным за подрастающее поколение перед обществом, развивает личность, постоянно работает над собой во всех областях науки. Объект – ученик, личность, которая в процессе непрерывного образования стремится к самовоспитанию и к самосовершенствованию;
2) содержание ПП. Оно тщательно отбирается, анализируется, обобщается, оценивается с позиции мировоззрения, учитывает основной человеческий опыт и возрастные особенности детей;
3) организационно-управленческий комплекс: формы и методы воспитания и обучения детей;
4) критерии эффективности – в их состав входит: оценка ЗУНов, оценка привитых детям убеждений, черт характера и свойств личности.
Этапы ПП:
Этапы– последовательность развития ПП. Выделяют 3 этапа:
1) подготовительный – здесь решаются следующие важные задачи:
а) целеполагание – конкретные задачи достигнутые на определенном отрезке ПП в конкретных условиях;
б) педагогическая диагностика – исследовательская процедура, направленная на выявление полученных знаний, условий и обстоятельств, в которых будет протекать ПП (информация о реальных возможностях педагогов и учеников);
в) прогнозирование – предварительно оценить результативность в имеющихся конкретных условиях;
г) проектирование – план или итоговый документ, в котором определено кому, когда и что нужно делать;
2) основной – здесь рассматриваются: система обобщения, которая включает в себя взаимосвязанные элементы:
а) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
б) взаимодействие педагогов и учащихся;
в) создание благоприятных условий для обучения;
г) связь ПП с другими процессами.
Важная роль в ПП отводится обратной связи – основа качественного управления ПП, его развитием и укреплением. Обратная связь – передача знаний от учащихся к учителю. Прямая – от учителя к ученику. Поэтому обратная связь является более эффективной в ПП, т.к. учащиеся участвуют в активной мыслительной деятельности.
3) заключительный – анализ достигнутых результатов. Он необходим, чтобы в будущем не повторять ошибок. Анализируя мы учимся сами. Анализ и самоанализ – верный путь к вершинам педагогического мастерства.
Основными характеристиками педагогического процесса являются:
Целенаправленность. Все, что окружает человека, с чем он взаимодействует, с чем входит в определенные отношения, влияет на то, каким он станет, какие качества и свойства личности будут в нем развиваться, формироваться. Все эти влияния могут быть хаотичными и целенаправленными. (Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека).
Педагогический процесс предполагает наличие педагогической цели, формируемой в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с которым затем соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.
Двусторонность. Из определения понятия педагогического процесса с полной очевидностью вытекает наличие в нем двух сторон.
С одной стороны, педагог – человек, обладающий определенной системой научных знаний, умений, навыков и специальной педагогической подготовкой, деятельность которого заключается в создании условий для саморазвития личности; в организации различных видов деятельности для образования, развития и формирования личности.
С другой стороны – обучаемый (воспитанник), деятельность которого направлена на принятие или непринятие, в зависимости от правильности и грамотности организации педагогического процесса, тех знаний, норм, ценностей, которые предлагает педагог.
Выделяя из педагогического процесса две стороны, следует подчеркнуть, что они находятся в постоянной взаимосвязи, взаимной зависимости, взаимно обуславливают друг друга.
Целостность педагогического процесса предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, поведение.
Целостностьпедагогического процесса рассматривается и внутри подсистемы, например в образовательном учреждении, где все его компоненты проникнуты единством, цельностью.
История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания.
Педагогика, пройдя длительный путь развития, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. Развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических учений исследует история педагогики.
Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:
1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.
2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.
3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.
Историко-педагогический процесс представляет собой диалектическое единство развивающихся во времени и пространстве практики образования (всех видов институализированной и неинституализированной воспитательной и учебной деятельности) и педагогической мысли (знаний и представлений об образовании, существующих в социуме в рамках различных форм общественного сознания на обыденном и теоретическом уровнях), которые рассматриваются в самом широком социокультурном контексте и в неразрывной связи со всем потоком социализации людей.
Историко-педагогический процесс, суть которого составляют феномены теории и практики образования человека, развивающиеся в пространстве общества и культуры, имеет три оси координат, три измерения: собственно педагогическое, социокультурное и антропологическое.
Центральной задачей не только истории педагогики, но и любой исторической науки является выявление составляющих объекта и их фиксирование, воспроизведение в качестве определенных структур. Историки называют эту задачу проблемой периодизации.
Анализ отечественных и зарубежных публикаций позволяет утверждать, что периодизация, в качестве результата деления историко-педагогического процесса на отличающиеся друг от друга своеобразием и хронологической последовательностью периоды, давно привлекает внимание ученых. Выделен круг вопросов, нуждающихся в специальном изучении: о принципах периодизации и критериях периодов, о числе периодов и их временных гранях, о наименовании периодов.
Педагогические традиции учитывают накопленный опыт предыдущих поколений и одновременно вырабатывают инновационные подходы к решению педагогических проблем современности. Новые социокультурные требования порождают новые идеи, которые выражают новые ценностные ориентации, представленные в области образования в качестве педагогических задач. Современный исследователь педагогических традиций М. В. Савин определяет ее как «целостное исторически сложившееся педагогическое явление, представляющее неотъемлемую часть национальной культурной среды, обеспечивающей непрерывность развития педагогической теории и практики». Он отмечает, что педагогические традиции имманентно связаны с социально-педагогической средой, в которой они возникли.
В исследованиях Г. Б. Корнетова показано, что педагогические традиции могут служить основанием анализа историко-педагогических явлений. В процессе характеристики педагогических традиций всемирной истории, а также по уровням дифференциации цивилизаций на региональные и локальные, им была выявлена иерархия педагогических традиций, обосновано понятие базисной педагогической традиции, формирующейся в структуре ведущего института социализации личности.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания.
История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания.
История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания.
Презентация «Характеристика педагогического учения мыслителя прошлого в социокультурном и историко-педагогическом контексте.» для студентов
Описание презентации по отдельным слайдам:
Анализ кейса аспирантка 1 года обучения АСОУ Каменская Оксана Александровна на тему: Характеристика педагогического учения мыслителя прошлого в социокультурном и историко-педагогическом контексте. Для студентов бакалавриата Время проведения 1ч.20 мин.
Характеристика категории обучающихся Участники: Студенты педагогического вуза. Обобщение, систематизация знаний.
Кейс (от англ. case — случай) представляет собой подробное описание реальных событий, которые происходили в прошлом, и конкретной ситуации, сложившейся в определенных условиях
Анализ кейсов представляет собой процесс решения значительного числа частных задач, что предполагает постоянное присутствие в этом процессе генерации идей.
Цель – обобщить и систематизировать знания студентов по данной теме. Задачи: Развивать у студентов понимание сущности, структуры, содержания и значения конкретного педагогического учения, его исторической обусловленности; Способствовать умению студентов выявлять аксиологические и антропологические основания педагогического учения, его социокультурной и педагогической идентичности.
Форма проведения: анализ кейса. Образовательные методы и приёмы: Моделирование; Метод описания; Дискуссия.
Основные понятия «педагогическое мировоззрение»; «педагогическое мышление»; «историко-педагогическая интерпретация педагогических учений прошлого»; «религиозная, философская, идеологическая идентификация педагогического учения»; «идентификация педагогического учения в пространстве педагогической культуры»; «аксиологические основания педагогического учения»; «антропологические основания педагогического учения».
Кейс Можно ли в ситуации военного беспорядка в Европе ожидать, что Бог снова вмешается и исправит положение вещей своей созидательной деятельностью? Нет, ответственность за мир, за его социальное и нравственное развитие несет тот, кто этот мир испортил, то есть человек. Только он может исправить положение вещей. Но человек нуждается в очищении образа Творца, который он носит в себе. Ян Амос Коменский.
План лекции Историко-педагогическая интерпретация педагогического учения прошлого. Педагогическая актуализация педагогического учения прошлого. Религиозная, философская, идеологическая идентификация педагогического учения. Аксиологические и антропологические основания педагогического учения. Педагогическое учение мыслителя прошлого в пространстве отраслей научного знаний. Идентификация педагогического учения в пространстве педагогической культуры. Структура и содержание педагогического учения мыслителя прошлого. Актуализация педагогического учения мыслителя прошлого и его эвристический
Цель воспитания Ян Амос Коменский выводил из религии, утверждая, что ею является подготовка человека к загробной жизни. Он противоречиво намечает задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), которое строится на чувственном опыте, реалистически; управление собой (нравственное воспитание); стремление к богу (религиозное воспитание).
Возрастная периодизация Великий педагог, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый: детство — от рождения до 6 лет включительно, отрочество — от 6 до 12 лет, юность — от 12 до 18 лет, возмужалость — от 18 до 24 лет.
первое в мире руководство по дошкольному воспитанию — «Материнская школа». «Школа родного языка» предназначена для всех детей обоего пола без различия сословий, вероисповеданий и национальности. гимназия или латинская школа «семь свободных искусств». академии — высшие учебные заведения
Дидактические принципы Яна Амоса Коменского 1)принцип сознательности и активности; 2) принцип наглядности; 3) принцип постепенности и систематичности знаний; 4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.
Педагогическая актуализация педагогического учения Ян Амоса Коменского в корне поменял систему обучения средневековья и создал новую систему воспитания, обучения и образования. чтобы эффективнее преподавать в наше время, необходимо знать истоки созданной системы, ее историю, понять ее содержание, сущность и первоначальные цели. чтобы не совершать ошибок в будущем, важно знать опыт прошлых поколений и применять этот опыт на практике.
Современность и Я.А. Коменский взаимоотношения учителя и учащихся; школу-игру с элементами театрализации; значение подготовки детей к школе, признаки готовности детей к поступлению в школу, формы и способы работы школы и родителей; системы школ; дидактические коллегии; Методы обучения
Основные труды педагога «Великая дидактика» «Материнская школа» «Мир чувственных вещей в картинках » «Открытая дверь языков и всех наук» «Физика» «Астрономия» «Законы хорошо организованной школы» и др.
Принцип триады в педагогической философии мыслителя. Теория практика применение
Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире: • Учебные произведения Коменского являлись лучшими учебными произведениями для первоначального обучения в течение 150 лет и послужили образцом для разработки учебников другими педагогами. • Коменский выдвинул глубокие идеи принципов и правил организации учебной работы. • Рекомендации Коменского в основных чертах применяются в школах различных стран. Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру.
Актуальность диссертационных исследования идей и теорий в педагогических трудах Я.А. Коменского определяется характерным для современной педагогики возрастанием интереса к проблеме целостности образования, решение которой предполагает формирование основ нового качества педагогического мышления, преобразование методологического фундамента современной педагогической науки.
1. Работа в малых группах 2. ДИСКУССИЯ ПО КЕЙСУ
Способы подведения итогов занятия. Анализ стратегий поиска решения. Обоснование версии преподавателя. Выставление оценок студентам.