Екатерининский монастырь видное адрес

ВИДНОВСКИЙ ЕКАТЕРИНИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть фото Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть картинку Екатерининский монастырь видное адрес. Картинка про Екатерининский монастырь видное адрес. Фото Екатерининский монастырь видное адрес
Видное. Екатерининский мужской монастырь, 23 сентября 2015

Мужской монастырь во имя великомученицы Екатерины в городе Видном (Екатерининская пустынь), ставропигия в пределах Подольской епархии

26 ноября 1658 года царь Алексей Михайлович во время охоты видел на этом месте святую великомученицу Екатерину, которая возвестила ему о рождении у него дочери, что в точности и исполнилось. По возвращении в Москву, царь дал новорожденной имя Екатерина, а на месте чудного явления основал обитель.

С 1674 года церковь с небольшим кладбищем, деревянными и двумя каменными строениями именуется уже пустынью «Екатерининския Рощи».

С 1764 года пустынь числится заштатной. Она имеет девяносто девять десятин земли под березовым лесом, орешником, пашней и сенокосом. В монастыре была неплохая библиотека, с книгами необходимыми для богослужения и душеполезного чтения. Для приезжих богомольцев в монастыре срубили деревянную «светлицу», в ограде монастыря разбили фруктовый сад, выкопали пруд.

Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть фото Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть картинку Екатерининский монастырь видное адрес. Картинка про Екатерининский монастырь видное адрес. Фото Екатерининский монастырь видное адрес
Надвратная церковь свт. Димитрия Ростовского в Свято-Екатерининский монастыре г. Видное, 23 сентября 2015

Война 1812 года не причинила обители особого вреда. Ворвавшиеся в Екатерининскую пустынь французы лишь постреляли немного по колоколам.

По ходатайству патриарха Тихона, в 1918 году помещения Екатерининского монастыря были переданы монахиням Красностокского монастыря. Остававшиеся в мужской обители монахи были переведены в разные монастыри Московской губернии.

Осенью 1931 года власти закрыли монашескую артель. После закрытия пустыни еще четыре года продолжала действовать монастырская надвратная церковь. При церкви были оставлены игумен Пантелеимон и несколько монахинь, занятых хозяйством, тогда еще надеялись, что монастырь возвратят верующим.

Строения бывшей Екатерининской пустыни были отданы под тюрьму, где содержались уголовники, имевшие небольшие сроки заключения — до двух лет, сидевшие за бродяжничество, попрошайничество, кражу ведра картошки с колхозного поля или мешка отрубей, но были и профессиональные воры, закоренелые бандиты. Режим тюрьмы был нестрогий. В здании Петропавловской церкви открыли клуб, где вечерами выступали приезжие артисты или проводились концерты художественной самодеятельности, а днем совершалось судебное действо: народный суд с привлечением общественности, в присутствии всех заключенных освобождал уголовников «под честное слово», брал их «на поруки». Вскоре в монастыре появилась еще колония малолетних преступников, при которой был создан сельскохозяйственный техникум.

Весенней ночью 1934 года прямо на колокольне была убита монахиня Вера. Убийство совершил сбежавший из колонии уголовник, обманом проникший в надвратную церковь с целью ограбления церковной кассы. Чудом избежал гибели старец Пантелеимон. После убийства Веры церковь закрыли. Целый год еще местные жители пытались отстоять свой храм, но все их усилия оказались напрасными. Монастырь был полностью передан Главному управлению местами заключения.

В 1935 году Советом Народных Комиссаров СССР был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы и Московской области. По этому плану земли вокруг имения Суханово, включая Екатерининский монастырь, были объявлены заповедником и переданы в аренду Союзу архитекторов СССР. Уголовную тюрьму, располагавшуюся с 1931 года в стенах монастыря, куда-то перевели. До 1938 года помещения монастыря использовались как жилье для переселенцев.

В конце 1938 года на территории монастыря начались обширные работы по переустройству. Западная стена была отодвинута, для чего пришлось снести две старинные башни, вместо которых по углам встали вышки для часовых. Над невысокими стенами нарастили железную арматуру, монастырь опутала колючая проволока. Капитальным внутренним переделкам подверглись Екатерининский собор, Петропавловская церковь и другие строения монастыря. Спешно велись какие-то подземные работы. Святые врата наглухо замуровали. Через хозяйственные ворота восточной стены был устроен въезд для автозаков и оборудован контрольно-пропускной пункт с помещением для охраны. Здание бывшей монастырской гостиницы у южных ворот было переоборудовано под клуб для работников НКВД. С января 1939 года в бывшей обители действовала секретная политическая тюрьма «Сухановская». Рассказывают, что в Екатерининском соборе был устроен крематорий.

В 1958 году в бывшей Сухановке разместилась областная тюремная больница.

Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть фото Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть картинку Екатерининский монастырь видное адрес. Картинка про Екатерининский монастырь видное адрес. Фото Екатерининский монастырь видное адрес
Церковь Петра и Павла Екатерининского монастыря г. Видное, 23 сентября 2015

С 1992 года началась поэтапная передача монастырских строений в собственность Русской Православной Церкви. К этому времени все помещения были еще заняты различными службами ГУВД. В алтаре Екатерининского храма прорублены ворота, куда въезжали грузовики, в помещении старинного собора размещен гараж и авторемонтные мастерские. В монастыре начались работы по устройству помещения для богослужений. Летом расчищали братский корпус и другие здания. Особых усилий потребовало освобождение колокольни от водонапорного бака (водоизмещением в восемь тонн), установленного еще в 1935 году.

С 1992 по 2003 год подворьем возрождаемой обители являлся Успенский храм в Тоболове.

17 июня 2021 года монастырь получил статус ставропигиального [1].

Храмы монастыря

Собор Екатерины великомученицы

Храм построен на рубеже 18-19 вв. при теплой двухпрестольной трапезной 1787 г. Церковь расширялась в 1867 устройством западной паперти. Третий придел выстроен заново по проекту архитектора Н.А.Антонова. Престолы храма: Свмц. Екатерины, главный, на хорах отдельный престол Успения Богородицы; В трапезной части- преп. Сергия Радонежского (сев.), Николая Чудотворца (юж), Над трапезной храм первоверховных апостолов Петра и Павла Храм является хорошим образцом московского классицизма. Верхний престол над трапезной вносит незначительные черты эклектизма.

Церковь Димитрия, митрополита Ростовского

Храм, устроенный во втором ярусе монастырской колокольни, сооружен в стиле классицизма над северными Святыми воротами монастыря. Закрыт в 1934, открыт в 1990-х.

Церковь Петра и Павла

Храм Петра и Павла над трапезной выстроен заново в 1883 году по проекту архитектора Н.А.Антонова

Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть фото Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть картинку Екатерининский монастырь видное адрес. Картинка про Екатерининский монастырь видное адрес. Фото Екатерининский монастырь видное адрес
Церковь свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Екатерининский монастырь г. Видное, 23 сентября 2015

Церковь Тихона, патриарха Всероссийского

Небольшой храм под декоративным шатром при южных воротах монастыря. Сооружен на месте часовни, существовавшей в XVII-XIX вв. и практически полностью разрушенной в XX в.

Настоятели

Источник

Екатерининская пустынь

Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть фото Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть картинку Екатерининский монастырь видное адрес. Картинка про Екатерининский монастырь видное адрес. Фото Екатерининский монастырь видное адрес

Екатерининская пустынь (официальное название — Свято-Екатерининский монастырь) — действующий мужской православный монастырь на окраине города Видное (бывший посёлок Расторгуево). Возник при царе Алексее Михайловиче как женская обитель. В 1931г. закрыт. До 1934 г. на территории работала детская воспитательная колония, а в 1935-54 гг. здесь находилась печально известная тюрьма Сухановка, где работали Н. И. Ежов и Л. П. Берия.В 1938-1953 занят секретной политической тюрьмой НКВД, т.н. «Сухановкой», затем принадлежал школе милиции. Вновь открыт в 1991.

Содержание

История [ править ]

В описи церковных имений 1764 года о Свято-Екатерининском монастыре сказано так: «расстоянием от Москвы в 23 верстах и в 14 верстах от Подольска, а по каким указам оная пустынь и в каком году сооружена, о том известия никакого, а также жалованных грамот в оной не имеется, ибо оные взяты были в главную дворцовую канцелярию, и в 1737 году в бывший в Москве пожар оные в той канцелярии сгорели».

Но легенда называет точную дату: монастырь основан в честь чудесного события, случившегося 26 ноября (7 декабря нового стиля) 1658 года. Царь Алексей Михайлович охотился в Ермолинских рощах под Москвой и остался на ночлег в поле, «в теплых шатрах». Во сне ему явилась дева в белоснежных одеждах, которая сообщила, что супруга царя в пятый раз принесла ему «дщерь на утешение». Благочестивый Алексей Михайлович узнал в этой деве великомученицу Екатерину, поднял среди ночи своих спутников и поскакал в Москву. На заставе они встретили гонца, подтвердившего известие о рождении ребенка.

Естественно, что обитель назвали Екатерининской, а царевну — Екатериной. Алексей Михайлович передал монастырю икону святой великомученицы — этот образ считался чудотворным. Царь оплачивал из собственных средств все нужды обители — строительство, содержание, церковную утварь и ризы священнослужителей. Первые строения были деревянными, но уже к 1674 году появились два каменных здания — для причта и для престарелых царских слуг. Монастырь тогда назывался обителью «Екатерининския рощи» и состоял из церкви, кладбища при ней, несколько деревянных и каменных построек.

Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть фото Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть картинку Екатерининский монастырь видное адрес. Картинка про Екатерининский монастырь видное адрес. Фото Екатерининский монастырь видное адрес

В 1679 возвели каменную одноглавую церковь. В ней было два придела — преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая. Для каменной колокольни, тоже одноглавой, было куплено семь колоколов. Примерно тогда же, по предположениям историков, царевна Екатерина подарила монастырю еще один чудотворный образ — святого Антипы. Считалось, что он способен исцелять от зубной боли. Кроме того, в расходных книгах Оружейной палаты остались записи о выдаче денег художникам, написавшим для обители тридцать одну икону.

Через столетие церковная опись зафиксировала, что в обители хранились 12 старинных икон в драгоценных окладах, ковчег с частицей мощей святой Екатерины и мощи других святых. При монастыре была построена гостиница для богомольцев, монахи разбили фруктовый сад и выкопали пруд. Обитель процветала, особенно при митрополите Московском Платоне и настоятеле Мельхиседеке, который с 1784 года четырнадцать лет возглавлял монастырь. При нем обновили старинную церковь и колокольню с надвратным храмом во имя святителя Димитрия Ростовского, построили каменные корпуса и обнесли монастырь оградой. Старую церковь переосвятили во имя апостолов Петра и Павла и соединили с новым главным храмом — собором Святой Великомученицы Екатерины.

Во время войны 1812 года монастырь не пострадал: французы вошли в него, но разорять не стали. Только постреляли по колоколам.

Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть фото Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть картинку Екатерининский монастырь видное адрес. Картинка про Екатерининский монастырь видное адрес. Фото Екатерининский монастырь видное адрес

Еще одна страница монастырской истории связана со знаменитым архимандритом Фотием (Спасским), настоятелем Ростовского Юрьевского монастыря. Фотий, который славился и фанатизмом, и щедростью, и огромными средствами, получаемыми от столь же фанатичной и баснословно богатой духовной дочери — графини Орловой-Чесменской, посетил Екатерининскую пустынь и во время визита отдал на нужды обители собственный наперстный крест с бриллиантами. Этот крест долго хранился в ризнице, а потом украсил икону великомученицы Екатерины.

В начале XX века обитель стала местом громкого преступления: настоятель игумен Мартирий был убит в собственной келье после службы. Монастырь как раз готовился в 250-летию своего основания. Убийцы, судя по всему, хотели ограбить церковную казну. Это событие стало своеобразным пророчеством о том, что монастырю придется пережить в наступившем столетии.

В 1918 году монахи Свято-Екатерининской обители по решению патриарха Тихона были переведены в другие монастыри, а их место заняли монахини Красностокского монастыря, бежавшие из охваченных боями Первой мировой западных российских губерний. При новой власти им пришлось образовать трудовую артель, но даже это их не спасло. В 1931 году монастырь был закрыт, всем монахиням приказано в 24 часа покинуть его, хотя идти большинству из них было некуда. Сразу после закрытия начались аресты. Надвратный храм некоторое время еще оставался действующим, хотя в обители помещались уголовная тюрьма, клуб и колония для малолетних преступников. Потом открылось самое страшное учреждение — спецтюрьма, известная как Суховка, или «дача пыток». Для этого монастырь был перестроен и наглухо огражден от внешнего мира. Есть свидетельства (из-за режима особой секретности документальных сведений не осталось), что Екатерининский собор использовался как место казней и крематорий.

Существование тюрьмы началось при наркоме Ежове, а закончилось только после падения Берии. Потом в обители разместили тюремную больницу. До 1991 года монастырь относился к ведомству НКВД-КГБ-МВД.

Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть фото Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть картинку Екатерининский монастырь видное адрес. Картинка про Екатерининский монастырь видное адрес. Фото Екатерининский монастырь видное адрес

В 1970-х годах на территории Екатерининской пустыни началась частичная реставрация, но капитальных восстановительных работ не было. Новые росписи, новые иконостасы, отреставрированные собственными усилиями монахов храмы и хозяйственные постройки — это уже сегодняшний день.

Из исторических зданий сохранились: собор Святой Великомученицы Екатерины, надвратная колокольня с церковью cвятого Димитрия Ростовского, настоятельский и два братских корпуса, ограда с двумя угловыми башнями и хозяйственные постройки.

После закрытия последнего монастырского храма иконы и реликвии были вывезены в соседнее село, где сохранились до наших дней, но не все. Главная икона великомученицы Екатерины была украдена в 1970-х годах и пропала.

Современное состояние [ править ]

Сегодня Свято-Екатерининский монастырь, почти столичный по расположению, живет замкнуто и тихо, как в провинциальной глуши. В часы богослужений и в дни больших церковных праздников его двери открыты, а в другое время на территорию можно и не попасть. Останется лишь ходить вдоль монастырской ограды, окруженной высокими соснами, любоваться на белые нарядные стены, высокий купол колокольни с надвратным храмом Димитрия Ростовского и золотую главку собора Святой Великомученицы Екатерины.

Обитель небольшая, на ее полный осмотр хватит полутора часов. В монастыре три храма: Великомученицы Екатерины (он считается главным), Первоверховных Апостолов Петра и Павла, Святого Тихона (это новая церковь, построенная после возрождения монастыря в 1994 году). Собор Великомученицы Екатерины стоит на месте двух своих одноименных предшественников: при закладке монастыря в 1658 году здесь была возведена деревянная церковь, спустя тридцать лет — каменная. Постройки ветшали, их разбирали и строили новые. Тот храм, который мы видим сегодня, был выстроен в начале 1790-х годов и с тех пор неоднократно обновлялся. В XIX веке пристроена паперть, периодически менялись внутреннее убранство и росписи.

Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть фото Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть картинку Екатерининский монастырь видное адрес. Картинка про Екатерининский монастырь видное адрес. Фото Екатерининский монастырь видное адрес

То же самое можно сказать обо всех монастырских зданиях, в том числе о колокольне, примыкающей к Екатерининскому собору. Эта колокольня, появившаяся в 1800 году, — яркий образец московского классицизма. Раньше здесь стояла более скромная по размерам колокольня, возвышавшаяся над трапезной. Она перестраивалась в XVIII веке, а в начале XIX приобрела новые монументальные формы. К концу века ее расписали. Росписи надвратного храма не сохранились, поэтому в 1990-х годах силами монахов храм был расписан заново.

Печатью «новизны» монастырь отмечен до сих пор, и это отражение его трагической судьбы. После окончательного закрытия обители в 1931 году на ее территории много лет располагалась спецтюрьма, а потом — тюремная больница. Так что после передачи монастыря РПЦ в 1994 году его пришлось буквально возвращать к жизни.

Сейчас «из мира» сюда заходят, в основном, постоянные прихожане храма Святой Екатерины. Туристы обитель пока не облюбовали, несмотря на близость к столице. Возможно, дело в строгости монастырского устава. Или в том, что в XX веке монастырь, превращенный в секретную тюрьму (ее называли «дачей пыток», или Сухановкой), негласно вычеркнули из длинного списка подмосковных памятников архитектуры. А для тех, кто знал о «даче пыток», Екатерининская пустынь до сих пор остается местом, визит в которое не сулит приятных эмоций даже через полвека после упразднения тюрьмы.

Продолжается обновление источника на территории Сухановской усадьбы. Была укреплена дорожка, ведущая вниз к роднику, сделаны бетонные ступени и площадка. Предстоит ещё многое сделать: новые перила, лавочки, подставку для емкостей, над кольцом необходимо сделать крышу.

При монастыре работает воскресная школа, в которой обучаются как дети, так и взрослые.

Читать подробно историю обители на сайте: История

Храмы [ править ]

Великомученицы Екатерины (он считается главным), Первоверховных Апостолов Петра и Павла, Святого Тихона

Святыни [ править ]

Ковчег с частицей мощей св. вмц. Екатерины

• Свт. Афанасий Цареградский

• Свт. Мелетий Харьковский

• Сщмч. Владимир Киевский

• Ап. Андрей Первозванный

• Прпп. мчч. Давидо-Гареджийские

• Мчч. Гурий, Самон и Авив

• Вмц. Евфимия Всехвальная

• Прп. Петр Великодворский

• Прп. Ферапонт Можайский

• Свт. Тихон, патриарх Московский

• Сщмч. Константин Богородский

• Прп. Серафим Саровский

• Блгв. кн. Роман Углечский

• Блгв. кнн. Василий и Константин Ярославские

• Прп. Антоний Радонежский

• Прп. Зосима Владимирский

Мощи Оптинских старцев

Ковчег с частицей мощей прп. Серафима Саровского

Ковчег с частицей мощей прп. Пимена Угрешского

Ковчег с частицей мощей праведной Матроны Московской

Образ Божией Матери Ченстоховская

Икона свт. Николая Чудотворца

Икона св.вмц. Екатерины

Икона свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского с частицей мощей

Икона свт. Спиридона Тримифунтского с частицей мощей

Фото [ править ]

Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть фото Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть картинку Екатерининский монастырь видное адрес. Картинка про Екатерининский монастырь видное адрес. Фото Екатерининский монастырь видное адрес

Интерьер храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть фото Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть картинку Екатерининский монастырь видное адрес. Картинка про Екатерининский монастырь видное адрес. Фото Екатерининский монастырь видное адрес

Почитаемая икона святой великомученицы Екатерины

Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть фото Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть картинку Екатерининский монастырь видное адрес. Картинка про Екатерининский монастырь видное адрес. Фото Екатерининский монастырь видное адрес

Ковчег с частицами мощей Оптинских старцев

Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть фото Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть картинку Екатерининский монастырь видное адрес. Картинка про Екатерининский монастырь видное адрес. Фото Екатерининский монастырь видное адрес

Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть фото Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть картинку Екатерининский монастырь видное адрес. Картинка про Екатерининский монастырь видное адрес. Фото Екатерининский монастырь видное адрес

Братская усыпальница. На заднем плане – колокольня и надвратная церковь во имя святителя Димитрия Ростовского

Источник

Екатерининский ставропигиальный мужской монастырь, г. Видное Ставропигиальные монастыри РПЦ

Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть фото Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть картинку Екатерининский монастырь видное адрес. Картинка про Екатерининский монастырь видное адрес. Фото Екатерининский монастырь видное адрес

История

В старину любимым развлечением русских царей была соколиная и псовая охота. Как нельзя более подходили для этого березовые рощи и заросли орешника, чередовавшиеся с обширными полями, пересекаемые мелководными чистейшими ручейками. Эта местность, называемая «Ермолинские Рощи» — по названию соседнего села Ермолино – входило в состав дворцовой Домодедовской волости.

Для своей царской потехи царь Алексей Михайлович повелел устроить на землях Ермолинских Рощ зверинец, около которого любил часто охотиться. «Закончив поле, — пишет Иван Шевелкин в своем очерке «Из воспоминаний странника», — Царь не возвратился, как предполагалось, в Москву, а остался здесь на ночлег, для чего были раскинуты теплые шатры.

Ночью, когда тихий сон смежил усталые царские очи, вдруг показалось ему, что шатер его осветился необыкновенным сиянием, и перед ним предстала дева ангельской красоты, облаченная в белую, как снег, одежду» «Не ужасайся, Царь, – сказала она, – но благодари Господа. В эту ночь по Его воле разрешилась от бремени супруга твоя и принесла тебе дщерь на утешение». Царь узнал небесную гостью – это была великомученица Екатерина.

Пробудившись от сна, объятый одновременно ужасом и радостью, велел Государь будить всех бояр и холопов, и, объявив о чудном видении, приказал тут же сниматься с места. Все было собрано с великой поспешностью, и среди глубокой ночи еще не отдохнувшие кони понесли седоков в Москву. У села Коломенского встретился охотникам гонец, который летел им навстречу, чтобы сообщить Государю радостную весть: Царица родила дочь, и обе они, и «юная мать, и новорожденная находятся в вожделенном здравии». Царь, обливаясь слезами умиления, снял шапку и, осенив себя крестным знамением, воскликнул: «Чудны дела Твои, Господи!» И тогда же он положил на месте чудного видения основать монастырь, а свою дочь назвать в честь явившейся ему святой великомученицы Екатерины. Событие это произошло 24 ноября (7 декабря н.ст.) 1658 года.

Первые строения монастыря были сделаны из дерева, однако уже в мае 1664 года Царь Алексей Михайлович повелевает деревянные постройки продать или разобрать на иные цели и возвести здесь каменные сооружения: одно — для церковного причта, другое — для содержания престарелых Царских слуг. Строительство Государь поручил приказчику из Москвы А.Мерчукову. Со всех сторон подвозили к пустыни необходимые материалы: из Москвы стрельцы везли кирпич; известь поставляли крестьяне села Колычева, стоявшего на реке Пахре; камень, бут и сваи тащили из Ермолина, Лопатина и Мячкова. Через овраги и ручьи тянули дороги, возводили мосты. Их, а так же палаты и кельи, как впрочем и «всякое каменное дело» с бригадой каменщиков и плотников строил в 1665—1666 годах Иван Кузьмин Кузнечик, знаменитый «каменных дел подмастерье», стрелец полка Артамона Матвеева.

Государь сам следил за устроением новой обители. К лету 1667 года начались работы по внутреннему благоустройству палат. Деньги на строительство и содержание пустыни, на церковную утварь и облачения священно-служителей жалуются из «комнатных Государевых денег». В дар церкви Алексей Михайлович приносит икону святой великомученицы Екатерины, украшенную драгоценной ризою, прославившуюся как чудотворная.

С 1674 года церковь с небольшим кладбищем, деревянными и двумя каменными строениями именуется уже пустынью «Екатерининския Рощи», а в 1679 году поднимается новая каменная церковь, имеющая два придела: левый — во имя Преподобного Сергия Радонежского и правый, теплый с «пещью изращатою» — в честь Святителя Николая. Церковь была «об одной главе»; храм и приделы покрыты тесом, а глава обита зеленой черепицей и увенчана золоченым прорезным крестом. На северной стороне обители возвышалась над Святыми вратами каменная колокольня также «об одной главе», «крытая тесом на обе стороны». На колокольню приобрели семь колоколов. Звон был, по свидетельству современников, довольно благозвучный и далеко распространялся по окрестностям.

В расходных книгах Оружейной палаты имеются сведения о выдаче денег иконописцам, которые выполнили для Екатерининской пустыни тридцать одну икону. Возможно, тогда же дочь Алексея Михайловича Царевна Екатерина, чье рождение было возвещено на этом месте, принесла в дар храму икону старинного письма — чудотворный образ священномученика Антипы, имевший благодатную силу исцелять страждущих от зубной боли.

Новая церковь была освящена 11 октября 1679 года. В этот день Государь Феодор Алексеевич «ходил из Москвы в село Коломенское, а из села Коломенского — в Екатерининскую Рощу ко освящению церкви. А за ним, Великим Государем, бояре и князья: Василий Васильев Голицын, Михаил Григорьев Ромадановский. Собакин. Шакловитый» — и другие приближенные царские слуги.

Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть фото Екатерининский монастырь видное адрес. Смотреть картинку Екатерининский монастырь видное адрес. Картинка про Екатерининский монастырь видное адрес. Фото Екатерининский монастырь видное адрес

С 1764 года пустынь числится заштатной. Она имеет девяносто девять десятин земли под березовым лесом, орешником, пашней и сенокосом. В марте того же года поручик Андрей Писарев, составляя опись церковных имений, пишет, что Екатерининская пустынь находится «расстоянием от Москвы в 23 верстах и в 14 верстах от Подольска, а по каким указам оная пустынь и в каком году сооружена, о том известия никакого, а также жалованных грамот в оной не имеется, ибо оные взяты были в главную дворцовую канцелярию, и в 1737 году в бывший в Москве пожар оные в той канцелярии сгорели». По той же описи значится, что в алтаре храма двенадцать старинных икон, украшенных серебряными окладами с золотыми венцами, жемчугом и драгоценными камнями, в ризнице — вызолоченный ковчег с частицами мощей святой великомученицы Екатерины и частицы мощей других мучеников. Имеются серебряные потиры, кадила и другая драгоценная церковная утварь. В монастыре была неплохая библиотека, с книгами необходимыми для богослужения и душеполезного чтения. Для приезжих богомольцев в монастыре срубили деревянную «светлицу», в ограде монастыря разбили фруктовый сад, выкопали пруд. Братия монастыря часто совершали крестные ходы с чудотворным образом святой великомученицы Екатерины. При большом стечении народа обходили они близлежащие деревни, в каждом доме воспевая «молебенное служение».

Годы Царствования Государыни императрицы Екатерины Великой стали годами бурного строительства небольшой подмосковной пустыни. Правда, своим возрождением пустынь более обязана митрополиту Московскому Платону (Левшину), а с 1784 года — настоятелю обители иеромонаху (впоследствии архимандриту) Мелхиседеку.

За семнадцать лет настоятельства отец Мелхиседек с помощью Божией, благодаря содействию Владыки Платона и христолюбивых благотворителей, возродил жизнь пустыни, выстроил великолепный собор, сделал обширные пристройки к первоначальному старинному храму, обновил надвратную церковь с колокольней, поставил два каменных корпуса келий, обнес монастырь «не весьма высокой, но красивой» каменной оградой с четырьмя башнями по углам.

Собор, построенный в духе своего времени, увенчанный куполом с вызолоченной главой, был внушителен и наряден. Его украшали с южной и северной сторон классические портики с колоннами; два широких крыльца из «дикого» камня «о пяти ступенях» вели внутрь храма. Особенно поражал он внутренним устройством. Два яруса опоясывали стены. Два престола были расположены один над другим: внизу — во имя святой великомученицы Екатерины, вверху, на хорах, над алтарем — в честь Успения Божией Матери. Хоры и иконостасы были богато украшены резьбой и сплошь вызолочены, а стены «убраны иконописными картинами или стенным письмом в клеймах».

Два храма, старинный и новый, были соединены в одно здание, но созданные в разное время, они, к сожалению, не представляли гармоничного целого. А вот надвратная церковь – церковь во имя святителя Димитрия Ростовского является, тем не менее, одним из лучших архитектурных сооружений не только пустыни, но и всего Подмосковья.

Наступает 1802 год. Митрополит Платон переводит игумена Мелхиседека в Серпуховский Высоцкий монастырь с возведением в сан архимандрита. Со слезами покидал старец благоустроенную им обитель, меняя тихие рощи и луга на шумный торговый город. Он просил лишь о том, чтобы разрешили ему, когда не будет уже сил управлять Высоцким монастырем, окончить жизнь в любимой Екатерининской пустыни, а если и этого не дано будет «по грехам его», то быть хотя бы там похороненным.

Он и был погребен на месте, которое сам указывал, — в старом храме монастыря, в приделе во имя преподобного Сергия. Тело старца, скончавшегося в 1813 году, несли из Серпухова на руках богатые и именитые граждане в сопровождении чуть ли не половины жителей города. На чугунной плите, возложенной благодарной братией на его могиле, архимандрит Мелхиседек назван «обновителем» Екатерининской пустыни.

Война 1812 года не причинила обители особого вреда. Ворвавшиеся в Екатерининскую пустынь «безбожники-французы» лишь постреляли немного по колоколам. Беда пришла позже.

В начале XIX века пустынь посетил настоятель Ростовского Юрьевского монастыря архимандрит Фотий (Спасский), славившийся необычайной щедростью. Все драгоценные подарки своей духовной дочери графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской — кресты, четки, посохи с золотыми набалдашниками, меха, бархат, экипажи, рысистых лошадей с Хреновского завода — он рассылал по бедным монастырям и церквам с требованием «обратить приношение на нужды и поддержание храмов». Горя желанием помочь обновлявшейся Екатерининской пустыни, архимандрит Фотий снял с себя наперсный крест, украшенный бриллиантами, и передал его настоятелю «на поддержание монастыря и на нужды братии». Но дар архимандрита Фотия, оцененный в девять тысяч рублей ассигнациями, не был употреблен в дело, а почтительно хранился в ризнице монастыря. Лет тридцать спустя драгоценный крест был вынут из ризницы и с благоговением водворен на чудотворную храмовую икону святой великомученицы Екатерины.

Слух о драгоценном подарке дошел до Москвы, где в те времена «в изобилии водились предприимчивые молодые люди, славящиеся очищением кладовых, лавок, богатых домов и даже храмов Божиих». Летом 1835 года под видом смиренных богомольцев явились они в Екатерининскую пустынь. Жили в монастыре, исправно выстаивали долгие монастырские службы. И, дождавшись грозовой непогожей ночи, под оглушительные раскаты грома взломали пудовые соборные замки — «хранила». Но драгоценного креста на месте не обнаружили. Настоятель монастыря, как бы почуяв беду, вечером снял крест с иконы и отнес его к себе в келью. Разочарование, постигшее ночных посетителей, не помешало им утащить золоченую серебряную чашу для Святых Даров, обложенное серебром напрестольное Евангелие, сорвать с икон драгоценные ризы и оклады, взять много других ценных вещей. На этом святотатцы не успокоились. Они подкинули настоятелю письмо, в котором сообщали, что являлись в монастырь исключительно для «благоприобретения Фотиевского архимандричьего креста и сожалели, что его не оказалось на месте. »

Тридцатидевятилетний иеромонах Мисаил, постриженник Николо-Берлюковской пустыни, принявший руководство Екатерининской пустынью в 1842 году, был вторым из ее наиболее выдающихся строителей и обновителей. При нем монастырская ризница пополнилась богатой утварью: иконами, сосудами, дорогими священническими облачениями. При нем же были вызолочены главы и кресты на соборном храме и колокольне, построены два корпуса братских келий у западной стены монастыря, две гостиницы, одна деревянная, другая по первому этажу каменная, сооружены почти все хозяйственные постройки, в перестроенном виде дошедшие до наших дней.

О трудолюбии отца Мисаила ходили легенды: настоятель сам носил кирпич для строительства, песок или воду рабочим. Особой его заботой была дорога, проложенная от пустыни к усадьбе Суханово — владениям князя Петра Михайловича Волконского. Нередко настоятель сам отправлялся подправлять ее с лопатой в руках. Простота и смирение отца Мисаила снискали ему любовь не только братии. Москвичи, жители Серпухова, Подольска и окрестных сел помогали монастырю щедрыми вкладами. Гостеприимство настоятеля даже в те далекие времена казалось патриархальным. По окончании литургии он становился у дверей церкви, и, низко кланяясь, приглашал всех богомольцев, знакомых и незнакомых, к себе на чай: «Надо-надо посетить старца. У меня и самоварчик давно кипит».

В те же годы в Екатерининской пустыни подвизались два старца, памятные лишь местным богомольцам, передававшим из поколения в поколение рассказы о них. Старцев-иеромонахов звали Иаков и Нифонт, оба они были родом из Рузы. Старец Иаков, будучи казначеем монастыря, чаще других вынужден был погружаться в мирские заботы. Зато ночи он проводил без сна — в молитвах, чтении Священного Писания и творений святых отцов. Он был замечательным наставником, на беседы к нему приходили и приезжали издалека — «верст за 100, а то и за 200», уточняет «Историческое сказание».

Иеромонах Нифонт стал послушником Екатерининского монастыря в 1812 году, в 1813-м был пострижен в монахи, а в 1818 году рукоположен в иеромонахи. Он отличался необычайным подвижничеством: не пропускал ни одной службы, исполнял с любовью и смирением всякое послушание, для сна уделял не более двух часов, остальное время, «стоя у налойчика, читал Псалтырь со слезами».

Нестяжательность старца Нифонта доходила до крайности: в келии его находилось всего две-три иконы, перед которыми «стоял налой, прикрытый ветхой епитрахилью, небольшой столик с табуретом около него и в углу свернутый весь истертый узенький войлочек для отдыха на березовом полене вместо подушки. При входе у дверей келии на гвоздиках висели келейная мантийка, заплатанная мухояровая ряса и толстый фланелевый клобук».

Никого старец не обременял просьбами; даже в тяжкие дни болезни сам через силу вставал и шел за тем, в чем была надобность, а если уж вовсе не мог подняться с одра болезни, то лежал и тихо молился. Будучи почти девяностолетним старцем, отец Нифонт, утомляясь на вечерней молитве, стал иногда просыпать полунощницу. Как же он страдал тогда! В тот день он непрерывно плакал в своей келии пред ликом Спасителя, вымаливая себе прощение, не принимал пищи и питья по трое суток, а зимой в трескучие морозы в наказание себе «по три дни не топил печь в своей келии». Старец Нифонт прожил в Екатерининской пустыни свыше пятидесяти лет и в 1868 году с радостью отошел ко Господу.

В 1864—1869 годах была построена Южная (или Московско-Курская железная дорога), что намного упростило сообщение между Москвою и пустынью, но ненамного увеличило число паломников. От «полустанции» Бутово до пустыни надо было добираться еще шесть верст. Дорога проходила мимо имения Волконских Суханово.

В ризнице монастыря как дорогие реликвии хранились два знамени с вышитыми вензелями императора Александра I на одной стороне и двуглавыми черными орлами на другой — участники Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения. Знамена были принесены в дар самим князем Петром Михайловичем Волконским, фельдмаршалом, бывшим долгие годы министром Высочайшего Двора, личным другом и «неразлучным спутником» императора Александра Павловича.

Удивительное дело! Загородный дворец князей Волконских был доступен для осмотра любому. Автор «Исторического очерка о Екатерининской пустыни» даже настоятельно советовал всем направлявшимся в пустынь богомольцам «посетить палаты князей Волконских, где много предметов, достойных внимания по великолепию своему, редкости и воспоминаниям историческим».

После строительства Московско-Курской железной дороги главный въезд в пустынь переносится с северной стороны на южную. Там же, за южной стеной и гостиницами, располагалась и ежегодная ярмарка «на Петра и Павла».

Въезд в монастырь украсили чугунными решетчатыми воротами. Слева от ворот взамен прежней деревянной обветшавшей часовенки выстроили новую каменную, где открыли иконную лавку, товары в которую поступали усердием безвестной благотворительницы из Москвы. Народное предание утверждает, что именно на этом месте стоял Царский шатер Алексея Михайловича. Слева от ворот была поставлена каменная сторожка с двумя келиями для монахов-вратарников; параллельно зданию церкви — двухэтажный каменный корпус: внизу — братская трапезная, кухня и келии для трапезного повара и его помощников, наверху — комнаты настоятеля, несколько братских келий и рухольная. На западной стороне стояли два красивых корпуса братских келий, а севернее, в самом углу, — одноэтажный каменный флигелек с внутренним садиком перед ним, огороженный красивой решеткой. Этот хорошенький домик, скорее всего, был предназначен для приема и отдыха высоких гостей. Все хозяйственные строения, находившиеся в восточной части монастыря, были совершенно скрыты от посетителей разросшимся фруктовым садом. Там же находился пруд, который в конце века был отменно вычищен и даже выложен мрамором. За зданием келий ближе к южной монастырской стене располагались дровяные сараи и склады.

«Пустынь зданиями не бедна, — констатирует монастырский летописец в конце XIX столетия, — все каменное, крытое железом, даже скотный двор за монастырской оградой». На скотном дворе имелись помещения для коров и лошадей, экипажей, телег, саней и «землепахотных орудий».

Через тридцать пять лет после открытия Курской железной дороги, в 1899 году, началось движение поездов по Рязанско-Уральской (ныне Павелецкой) дороге, на участке Москва — Кашира. Тогда же приступили к строительству дачного поселка Расторгуево на землях купца Павла Александровича Расторгуева. От железнодорожной станции до монастыря было теперь всего два километра по лесной тропе. Позже здесь встала улица Монастырская (с 20-х годов — Кооперативная).

С 1870 года по 1891-й пустынью управлял иеромонах (впоследствии игумен) Арсений. При нем наладилось пришедшее в упадок богослужебное пение, которое было теперь «большею частью столбовое, а частью своеобразное» и исполнялось, несмотря на малочисленность братии, «весьма недурно». Игуменом Арсением была обновлена и освящена в 1888 году старая церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, расширено хозяйство. Годовые доходы обители возросли до шести тысяч рублей серебром. За труды настоятель был награжден наперсным крестом. Но пошатнувшееся здоровье заставило его подать прошение об уходе на покой. Последние три года жизни провел он в монастыре, находясь в уединении и молитве, и тихо окончив свои дни, был похоронен в 1894 году в монастырской ограде. При строителе иеромонахе Стефане, настоятельствовавшем в 1891—1893 годы, была осуществлена перестройка главного соборного храма. Работы по отделке обновленного храма велись следующим настоятелем иеромонахом Вассианом (1894—1902). При нем в 1894 году собор был освящен архимандритом Николо-Угрешского монастыря Валентином, и впоследствии расписан. В те же годы была расписана и освящена надвратная церковь. Несмотря на отлично налаженное хозяйство, братия пустыни вела аскетический образ жизни. Братские келии поражали паломников внешней непритязательностью, даже убогостью убранства. Большинство монахов были люди преклонного возраста, «давно свыкшиеся с глубоким уединением пустыни и с ее строгими правилами», проводящие жизнь в молитвенных трудах и наставлениях пастырских.

Ни кипение политических страстей в обеих столицах, ни пожары и погромы революции 1905 года не коснулись Свято-Екатерининской пустыни. В ноябре 1908 года должно было исполниться 250 лет со дня чудесного явления святой великомученицы Екатерины Государю Алексею Михайловичу. Обитель готовилась к торжеству. Екатеринин день в том году обещал быть особенно праздничным и многолюдным.

Но Бог судил иначе. 13 сентября 1908 года в монастыре случилась беда. После утреннего богослужения в своей келии тремя револьверными выстрелами был убит настоятель Екатерининской пустыни игумен Мартирий.

Очевидно, убийство было совершено с целью грабежа. Подозревались певчий, мещанин из города Егорьевска и крестьянин, чьи паспорта оказались брошенными в монастырской гостинице. Вскоре волна подобных ограблений прокатилась и по другим церквам и обителям Подмосковья. Спустя два месяца в «Московских ведомостях» была напечатана статья, на первый взгляд, не связанная с убийством в Екатерининской пустыни. В увлекательной форме в статье рассказывалось о перестрелке чинов охранного отделения с неким анархистом. Перестрелка на даче у станции Лосиноостровская продолжалась с вечера до полудня следующего дня. Загнанный на чердак и окруженный со всех сторон, раненный в руку, грудь и голову, молодой человек со словами: «Анархисты не сдаются, а умирают», — выстрелил себе в висок. <…>В кармане его пиджака были найдены документы на имя человека, подозревавшегося в убийстве настоятеля Екатерининской пустыни.

Обстоятельства этого дела были впоследствии забыты. О трагическом событии напоминал лишь белокаменный памятник — единственное надгробие, каким-то чудом сохранившееся в стенах монастыря за годы советской власти. Надпись, высеченная на надгробии, гласит: «Под сим камнем покоится прах игумена Мартирия. Род. в Москве 28 июня 1840 г. 15-ти лет поступил в Николо-Угрешский монастырь. 38 лет прожил там, назначен настоятелем Екатерининской пустыни. Управлял 6 лет и 3 месяца. Убиен в 9 часов утра 13 сентября 1908 года».

Господь не случайно сохранил надгробие над невинно убиенным игуменом. Злодейское убийство настоятеля Екатерининской пустыни стало как бы роковым предвестником будущих несчастий святой обители.

Первую мировую войну Екатерининская пустынь встретила, руководимая игуменом Пантелеимоном, который настоятельствовал с 25 октября 1915 года вплоть до закрытия монастыря в 1918 году.

С началом войны беженцы из разоренных германцами западных областей России направляются в Москву, где ищут себе пристанища и защиты. Покидают родные пепелища большие и малые монастыри вместе с богадельнями, приютами и школами. Беженцы размещаются по казармам и ночлежкам, приходским школам, частным особнякам и квартирам.

Великая княгиня Елизавета Феодоровна отдает свой только что выстроенный Дом дешевых квартир в Москве в Старомонетном переулке Турковицкому Холмскому монастырю и его приюту. Митрополит Московский предоставляет свою дачу в Черкизове Рижскому женскому монастырю. Через полгода мучительных странствий в начале февраля 1915 года прибывает в Москву большой Красностокский женский монастырь из-под Гродно. Монастырю, руководимому игуменией Еленой (Коноваловой), отдает Александрийский дворец в Нескучном саду Государь Николай Александрович.

Именно этим красностокским монахиням предстояло через несколько лет вселиться в опустевшие здания Екатерининской пустыни.

По ходатайству святого Патриарха Тихона, к которому обратилась за помощью игумения Елена, красностокским монахиням были предложены помещения Свято-Екатерининской пустыни. Остававшиеся в мужской обители монахи по указу Святейшего Синода в 1918 году были переведены в разные монастыри Московской губернии.

Первые годы существования на новом месте были невероятно трудными: пришлось терпеть холод и голод, но красностокские матушки не опускали рук. «Сестрам просвещения», как называли их в родном Красностоке, пришлось и лес пилить, и пни корчевать, и землю пахать. На Бога не роптали, смиренно трудились, молились. И случилось чудо. Через несколько лет монахини настолько наладили монастырское хозяйство, что не только кормили всю округу, но, имея еще и медицинские навыки, лечили приболевших жителей из близлежащих деревень.

Изменились и некоторые правила жизни в самом монастыре. Ходить с чудотворной иконой по окрестным деревням было теперь запрещено. Однако жители окрестных сел получили возможность прийти на ночную Рождественскую или Пасхальную службу всей семьей, даже с маленькими детьми. По-прежнему устраивалась ярмарка на Петров день, как и раньше, съезжалось на нее множество народу.

Настоятелем Свято-Екатерининского храма был священник Красностокского монастыря протоиерей Ярослав (Савицкий), диаконом — Иаков (Ференец). Оба были уроженцы Гродненской губернии. Оба эвакуировались в начале Первой мировой войны вместе с Красностокским монастырем, приютом и многочисленными школьными учреждениями, находившимися при нем. Отец Ярослав и отец диакон Иаков испытали на себе все лишения и невзгоды беженцев, но не бросили своих пасомых.

По прибытии в Свято-Екатерининскую пустынь, они поселились вместе со своими семьями за монастырской оградой в двух домиках, относившихся прежде к монастырскому гостиному двору. Семья Ференцев отличалась необыкновенной музыкальностью. Нередко они устраивали домашние концерты, в которых принимал участие даже знаменитый солист Большого театра М. Д. Михайлов, приезжавший к своим музыкально одаренным друзьям из Москвы.

Когда в 1928 году отец Ярослав был изгнан властями из Свято-Екатерининской пустыни и перешел служить во Флоро-лаврскую церковь села Ям, настоятелем Екатерининского храма стал игумен Пантелеимон (Кунахович), также уроженец Гродненщины.

С середины XIX века сам монастырь и его святыни перешли к православным. Западнорусские земли издавна были ареной самой непримиримой борьбы между православными, католиками и униатами. Существование православных церквей и монастырей было сопряжено с немалой опасностью. Утверждение православия в этих условиях было сродни воинскому подвигу, защите Отечества от иноземных захватчиков.

Красностокские беженцы в советской России также не нашли ни покоя, ни уверенности в завтрашнем дне. Свято-Екатерининская пустынь постоянно была на грани закрытия. И священники, и монахини подвергались нападкам властей, издевательствам со стороны активистов-безбожников. Юродивая Татьянушка, привезенная монахинями с Гродненщины, пророчила матушкам беды и разорение. Действительно, монастырь со своим неукоснительным стоянием пред Господом и бескорыстной помощью людям доживал последние дни. Представители новой власти снисходительно наблюдали, как монастырь кормит и лечит всю округу, и в то же время вели самую грубую антирелигиозную кампанию. Кроме того, монахиням ставились все новые и новые обязательные условия, несовместимые с церковной жизнью.

Лето 1931 года подходило к концу. Хлеба убрали, но полевые работы были еще в полном разгаре. И тут пришла бумага из Москвы: в двадцать четыре часа очистить помещения монастыря. Большинству ехать было некуда. Но даже если и оставались у кого-то родственники на родине, попасть туда было уже невозможно: в 1922 году Красносток отошел к Польше, а сам монастырь еще раньше был захвачен католиками.

Некоторых матушек-сирот «разбирали» по своим семьям местные жители. Несколько монахинь сняли комнаты у жителей окрестных деревень и поселка. Кому-то удалось устроиться в Москве, в Пестовском переулке, где до революции размещалось подворье Екатерининской пустыни.

Все же более шестидесяти монахинь смогли получить разрешение и по документам беженок выехали в Белоруссию. Там, в Гродно матушки соединились вскоре в стенах Рождество-Богородичного монастыря и безропотно продолжили свой подвиг служения Богу и людям. Когда же в начале 60-х годов и этот монастырь был закрыт, бездомных скиталиц приютил мужской Жировицкий монастырь, предоставив им здание семинарии, закрытой в те же самые годы.

Первые аресты красностокских монахинь последовали сразу же после закрытия монастыря. Была арестована настоятельница монастыря игумения Елена (Коновалова) и несколько сестер. Все были высланы в Казахстан сроком на три или пять лет. Некоторые умерли в заключении. В 1934 году игумения Елена, вернувшись из ссылки, отправилась по решению ОГПУ за «101-й километр» — в город Малоярославец Калужской области. Сестры постоянно навещали ее, собирали средства ей на жизнь. Она оставалась духовным руководителем красностокских монахинь: ничто не предпринималось без ее благословения. Пятого сентября 1937 года игумения Елена в возрасте семидесяти лет отошла ко Господу и была похоронена на городском кладбище. Через две недели после ее кончины в Малоярославце начались повальные аресты, которые, как правило, оканчивались расстрелами. Так, отпевавший матушку отец Зосима (Трубачев) был арестован и расстрелян под Москвой на Бутовском полигоне (ныне он прославлен в лике святых).

После закрытия Свято-Екатерининской пустыни еще четыре года продолжала действовать монастырская надвратная церковь. При церкви были оставлены игумен Пантелеимон и красностокская монахиня — старая, согнутая в три погибели одноглазая матушка, словно в укор новой жизни монастыря носившая светлое имя Вера.

Кельи старца и его келейницы помещались в здании надвратной церкви — по обе стороны от въездной арки. Кроме матушки Веры, при бывшем монастыре были оставлены, по благословению игумении Елены, еще несколько монахинь, занятых хозяйством. (Все еще надеялись, что монастырь возвратят верующим.)

В надвратной церкви продолжались регулярные службы, а на территории монастыря появились новые необычные «насельники». Строения бывшей Екатерининской пустыни были отданы под тюрьму, где содержались уголовники, имевшие небольшие сроки заключения — до двух лет, сидевшие за бродяжничество, попрошайничество, кражу ведра картошки с колхозного поля или мешка отрубей, но были и профессиональные воры, закоренелые бандиты. Режим тюрьмы был нестрогий. В здании Петропавловской церкви открыли клуб, где вечерами выступали приезжие артисты или проводились концерты художественной самодеятельности, а днем совершалось судебное действо: народный суд с привлечением общественности, в присутствии всех заключенных освобождал уголовников «под честное слово», брал их «на поруки». Преступники, выйдя на свободу, обычно принимались за старое. Вскоре в монастыре появилась еще колония малолетних преступников, при которой был создан сельскохозяйственный техникум.

Весенней ночью 1934 года прямо на колокольне была убита монахиня Екатерининской пустыни — убогая Вера. Убийство совершил сбежавший из колонии уголовник, обманом проникший в надвратную церковь с целью ограбления церковной кассы. Чудом спасся от руки убийцы старец Пантелеимон. После убийства Веры церковь закрыли. Целый год еще местные жители пытались отстоять свой храм, но все их усилия оказались напрасными. Новая волна арестов закрыла последнюю страницу более чем 250-летней истории Екатерининской пустыни.

После закрытия церкви святыни монастыря — чудотворные и чтимые иконы, некоторые предметы церковной утвари — на рассвете, тайно, в телеге, прикрытой сеном, вывезли в соседнее село Ермолино. Там они и находятся по сей день. Нет только дара Царя Алексея Михайловича — чудотворной иконы святой великомученицы Екатерины. Вместе с еще несколькими иконами она была украдена в начале 1970-х годов. Ее долго искали, но не нашли.

Когда монастырь был полностью передан ГУМЗ (Главному управлению местами заключения), 80-летнего старца Пантелеимона выселили из занимаемой им при церкви келии. Его взял под свой кров диакон Яков (Ференец), который в конце 1920-х годов купил себе домик в так называемом «Фельдмаршальском поселке». Но в ночь с 15 на 16 октября 1935 года отца диакона арестовали. Его содержали несколько месяцев в Бутырках, где его матушка сумела добиться свидания с ним перед отправкой его в Караганду. В 1937 году отправленная отцу диакону посылка вернулась с надписью: «Адресат умер». Вместе с отцом диаконом были арестованы игумен Пантелеимон, монахиня Матрона (Гордеева) и еще несколько матушек. Все они проходили по одному следственному делу. Дальнейшая судьба их неизвестна. Говорили, что старец Пантелеимон был сослан в Каргополь, где и умер.

Через месяц с небольшим там же, на Бутовском полигоне, был расстрелян отец Владимир (Нарский) — священник Никольской церкви села Ермолино, где с 1935 года хранились святыни Екатерининского и Красностокского монастырей.

В 1935 году Советом Народных Комиссаров СССР был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы и Московской области. По этому плану земли вокруг имения Суханово, включая Екатерининский монастырь, были объявлены заповедником и переданы в аренду Союзу архитекторов СССР. Уголовную тюрьму, располагавшуюся с 1931 года в стенах монастыря, куда-то перевели. До 1938 года помещения монастыря использовались как жилье для переселенцев. Но в конце 1938 года без каких бы то ни было постановлений Совнаркома об изъятии монастыря на его территории начались обширные работы по переустройству. Западная стена была отодвинута, для чего пришлось снести две старинные башни, вместо которых по углам встали вышки для часовых. Над невысокими стенами нарастили железную арматуру, монастырь опутала колючая проволока. Капитальным внутренним переделкам подверглись Екатерининский собор, Петропавловская церковь и другие строения монастыря. Спешно велись какие-то подземные работы.

Вскоре Святые врата наглухо замуровали. Через хозяйственные ворота восточной стены был устроен въезд для автозаков и оборудован контрольно-пропускной пункт с помещением для охраны. Здание бывшей монастырской гостиницы у южных ворот было переоборудовано под клуб для работников НКВД. В январе 1939 года секретная политическая тюрьма приняла своих первых подследственных.

Из-за близости имения Суханово новая тюрьма стала именоваться Сухановской. Устроителем ее был сам нарком внутренних дел Н. И. Ежов. Он вложил немало сил и изобретательности в создание печально знаменитой Дачи пыток, как впоследствии стали именовать Сухановскую тюрьму. Тюрьма была рассчитана на 150—160 заключенных. Надзирателей вместе с внутренней охраной было 70 человек. Снаружи тюрьму охраняла еще спецрота дивизии НКВД особого назначения. По рассказам местных жителей, охрана стояла даже в полях, вдалеке от тюрьмы.

Все, имевшее отношение к новой тюрьме, содержалось в строжайшей тайне. Имен здесь не было. Не только заключенные, но и охрана существовала под номерами. Даже трупы умерших «от различных болезней», которые первое время отправляли в Бутырки в тюремный морг, значились под номерами. Родственникам узников сообщалось, что их родные находятся на Лубянке, в Бутырке или Лефортове. В официальных бумагах для внутреннего употребления тюрьма именовалась «Спецобъект № 110», а в народе ее называли Сухановкой. Знающие люди понимали, что Сухановка — это конец, гибель, ад кромешный.

В Сухановке содержались лица, занимавшие прежде крупные Государственные посты: видные партийные деятели, высокопоставленные военные чины, дипломаты, иностранцы. Но попадали сюда и обыкновенные студенты, и члены семей «врагов народа».

Седьмого апреля 1938 года Ежов был снят с поста наркома внутренних дел, его место занял Берия. Восьмого декабря 1938 года Ежов был арестован, а еще через четыре месяца, 10 апреля 1939 года препровожден в основанную им тюрьму, где он провел девять месяцев.

Палач был казнен. Но страшная тюрьма, основанная им, продолжала действовать. После ареста Ежова Сухановка обрела нового хозяина. Краткий двухлетний период, связанный с Ежовым, быстро забылся. Народная молва прочно связала Сухановку с именем Берии, называя ее бериевской личной тюрьмой и даже «дачей Берии».

С 1931-го по 1991 год монастырь принадлежал НКВД-КГБ-МВД. В 1958 году в бывшей Сухановке разместилась областная тюремная больница. Один из бывших узников тюрьмы как-то в середине 1960-х годов приезжал на место своих страданий и видел бедно одетых печальных людей, которые часами сидели у проходной, чтобы у них приняли передачи.

В 1970-х годах на территории Екатерининской пустыни началась частичная реставрация, но капитальных восстановительных работ не было. Новые росписи, новые иконостасы, отреставрированные собственными усилиями монахов храмы и хозяйственные постройки — это уже сегодняшний день.

Из исторических зданий сохранились: собор Святой Великомученицы Екатерины, надвратная колокольня с церковью Святого Димитрия Ростовского, настоятельский и два братских корпуса, ограда с двумя угловыми башнями и хозяйственные постройки.

После закрытия последнего монастырского храма иконы и реликвии были вывезены в соседнее село, где сохранились до наших дней, но не все. Главная икона великомученицы Екатерины была украдена в 1970-х годах и пропала.

С 1992 года началась медленная поэтапная передача строений Свято-Екатерининского монастыря в собственность Русской Православной Церкви. К этому времени все помещения многострадальной обители, в том числе и Екатерининский собор были еще заняты различными службами ГУВД. В алтаре храма прорублены ворота, куда въезжали грузовики, в помещении старинного собора размещен гараж и авторемонтные мастерские.

В апреле на Пасху иеромонах Тихон (Недосекин) и иеромонах Кирилл (Федотов) впервые вошли в монастырский храм. В этот Пасхальный день после шестидесятилетнего перерыва вновь зазвучали в монастырских стенах слова молитвы. Первые насельники спали в храме, разделенном на три этажа, — наверху, в самом куполе. Помещение это недавно служило спортивным залом для учащихся Учебного центра ГУВД.

14 апреля указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия иеромонах Тихон был назначен настоятелем Екатерининского монастыря. Так началось возрождение старинной обители.

В июле митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием иеромонах Тихон (Недосекин) был возведен в игумены с возложением наперсного креста и вручением игуменского жезла.

Кроме того, игумен Тихон стал благочинным вновь образованного Видновского церковного округа. В монастыре начались работы по устройству помещения для богослужений. Летом расчищали братский корпус и другие здания. Особых усилий потребовало освобождение колокольни от водонапорного бака (водоизмещением в восемь тонн), установленного еще в 1935 году, — сразу после закрытия последней действующей надвратной церкви.

17 ноября 1992 года в стенах монастыря был совершен первый постриг. Игумен Тихон, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, постриг с именем Иоанн послушника Михаила Королькова, который стал третьим насельником монастыря.

Первые месяцы 1993 года насельники монастыря занимались благоустройством келий, которые до недавнего времени были общежитием для семейных сотрудников ГУВД, а еще ранее — камерами Сухановской тюрьмы. К престольному празднику святой великомученицы Екатерины отремонтировали настоятельские покои. В конце этого же года было пострижено в монастыре еще пять послушников.
С февраля 1995 года в специальных мастерских монастыря начали сооружать престолы и жертвенники для самой обители и храмов благочиния, а также Кресты-Голгофы, которые расписывал художник-иконописец из Подольска.

В июле 1995 года состоялось долгожданное событие: Учебный центр ГУВД окончательно освободил территорию монастыря. По этому поводу был отслужен благодарственный молебен. Впервые в этом году в монастыре смогли устроить Рождественскую елку для детей.

14 ноября 1996 года в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана была отслужена первая Божественная литургия в надвратном храме Святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

25 июля 1999 года за Божественной литургией в Александровском женском монастыре настоятель Свято-Екатерининского монастыря игумен Тихон (Недосекин) был возведен в сан архимандрита, а 10 августа хиротонисан во епископа Видновского.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *