Екатеринский собор в херсоне
Православная Жизнь
Выдающийся памятник раннего классицизма с использованием мотивов балканской средневековой архитектуры.
История создания
Храм возводился с 1781 по 1786 под неусыпным наблюдением Григория Потемкина и посвящался святой, имя которой носила Императрица Екатерина Великая.
Здание выстроено из бледно-желтого ингулецкого известняка, в стиле русского классицизма с четырёхколонным портиком у западного фасада. Завершает строение невысокий купол. В наружных нишах помещены шесть скульптурных изображений святых.
Символическое значение имеют две статуи, находящиеся возле центрального входа: Св. Апостол Петр с ключами от рая и Св. Апостол Павел с мечом. Херсон, по замыслу, должен быть южным Петербургом, и собор был одним из первых шагов на этом пути.
Князь Григорий Александрович Потёмкин, основатель Херсона, завоеватель Тавриды, распорядился поставить эти фигуры возле входа, чтобы напомнить, что ключи от Юга (то есть земного рая) достались после тяжелых боев, добытые мечом.
С западной стороны собора находится надпись (бронзовыми, позолоченными буквами) «Спасителю рода человеческого Екатерина II посвящает».
Екатерининский собор входил в состав архитектурного ансамбля Херсонской крепости, первого ансамбля классицизма на Украине. Крепость была заложена в сентябре 1778 года; до окончания строительства собора в 1786 году, архитектурные проекты коренным образом изменялись 4 раза. Вначале собор намечался в центре площади, на пересечении главных улиц крепости.
Строительство
Архитектором проекта Екатерининского собора считается Иван Егорович Старов. Строительство храма вёл архитектор Иван Матвеевич Ситников.
Храм возводился под руководством генерала И.А. Ганнибала, который 30 августа 1781 года, именем императрицы, произвел закладку каменного храма в честь Св. Великомученицы Екатерины. В камень было положена доска с высеченной на ней надписью: «Екатерина Вторая, Императрица и Самодержица Всероссийская, неподражаемая, но примерная потомству в великих делах ее к сей стране град, флота и коммерции, на сем месте благоволила быть Божиему, во имя святой великомученицы Екатерины, соборному храму, который заложен месяца августа в 30 день 1781 г.» На строительстве храма работал инженер-полковник Н. И. Корсаков. В своём рапорте от 26 мая 1786 г. он сообщал Потемкину: «Казенная соборная церковь 17 го числа сего месяца в присутствии Его Высокопреосвященства архиепископа Славянского и Херсонского Никифора освящена, в которой и священнослужение уже производится».
Работа над иконостасом собора была начата в 1783 году; руководил работами Михаил Шибанов; на работы проводили приехавшие из Петербурга резчики, позолотчики и живописцы. Иконостас был создан академиком орнаментной скульптуры Павлом Брюлло ( отцом живописца Карла Брюллова), часть живописных композиций написал академик живописи В. Л. Боровиковский, часть была написана живописцем Николаем Шляхиным.
Соборная колокольня, деревянная, была выстроена в 1786 году, в стиле раннего классицизма. В 1800 году на её месте была возведена каменная колокольня, увенчанная высоким шпилем. В 1808 году колокольня была разобрана,на её месте была снова выстроена новая; высотой в 26 метров, на ней были укреплены 12 колоколов, наибольший из них весил 112 пудов (1834,6 кг). Колокола были утрачены в 1930 е гг, в настоящее время сохранился только нижний ярус колокольни, декорированный двухколонными портиками и пилястрами.
В мае 1787 года собор посетила императрица Екатерина Великая; в память об этом посещении в соборе было оставлено стоящее под балдахином кресло, в котором она сидела во время богослужения. В память об этом посещении в собор в 1787 году императрицей были присланы золотой, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, напрестольный крест 1677 года и Евангелие 1698 года.
После революции
В 1922, по постановлению ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей» из собор изъяли 2 пуда 18 фунтов серебра.
В 1942 г, в начале немецкой оккупации, собор был освящен, возобновились богослужения. Вместо резного иконостаса был поставлен простой-одноярусный, были размещены сохранившиеся у прихожан иконы. В 1954 году настоятелем храма был назначен преподобный Варсонофий Херсонский ( Василий Григорьевич Юрченко, 1880- 1954), скончавшийся в том же году, и в 2008 году прославленный в лике святых православной церкви.
В 1962 году на волне новой антирелигиозной борьбы собор вновь был закрыт. Здание использовали для хранения дров, позже — под склад облкниготорга.
В 1970 в здании собора был открыт Дом пропаганды общества охраны памятников. В начале 1980-х годов по старым чертежам была восстановлена колокольня. В 1989 году здание собора из-за аварийного состояния закрылось.
25 августа 1991 года Екатерининский собор был возвращен Православной церкви.
Описание
Могила князя Г. А. Потёмкина
Тело светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического покоилось под церковным полом по правую сторону амвона. В полу была сделана подъемная дверь через которую спускались в свод, где стоял гроб, а перед ним икона с горящею пред нею лампадой.
В 1798 г. по приказанию императора Павла забальзамированное тело Г. А. Потёмкина было предано земле: «все тело, без дальнейшей огласки, в самом же том погребу погребено было в особо вырытую яму, а погреб засыпан землею и изглажен так, как бы его никогда не бывало». В более позднее время был закрыт и сход в склеп. Мраморное надгробие Потёмкина находится над скрытым склепом, посреди храма, перед амвоном. Ежегодно, в день памяти Григория Александровича Потёмкина, на его могиле служится панихида.
Тайны Свято-Екатерининского собора
Приезд в Херсон императрицы Екатерины Второй
В 1787 году состоялось знаменитое путешествие Екатерины на юг Российской империи. Херсон встречал императрицу 12 мая. Это был «звёздный час» молодого города, принимающего коронованных особ, иностранных послов и членов императорской свиты. Среди зарубежных гостей были: император Священной Римской империи (Австрии) Иосиф II (он путешествовал под именем графа Фалькенштейна), австрийский принц Карл Нассау-Зиген, племянник польского короля Станислав Понятовский, французский принц де Линь, послы Австрии, Франции, Англии, Неаполитанского королевства, Литовского княжества. Группу российских государственных лиц при императрице возглавлял князь Григорий Потёмкин-Таврический.
Перед Екатерининским собором гостей встречал архиепископ Амвросий. В 12 часов Екатерина и сопровождающие её лица собрались в храме на праздничную обедню. До начала литургии Екатерина II крестила двух осетинов-мусульман, почётных делегатов от осетинского народа, который перешёл под опеку Российской империи.
Специально для Екатерины в соборе, у правого столба против алтаря, было установлено кресло под балдахином, увенчанном императорской короной. Впоследствии это кресло стало настоящей реликвией собора. В продолжение длительной литургии Екатерина находилась в соборе и перед причастием лично подводила новокрещённых к иконам.
В этот день императрица была щедра на милости. Среди награждённых была и группа херсонских офицеров армии и флота. За несколько дней своего визита именитая гостья и сопровождающие её лица осмотрели город, пообщались с его жителями, ознакомились с крепостными и портовыми сооружениями.
17 мая, после прощального обеда, под грохот пушечной пальбы и колокольный звон Екатерина со своей свитой покинула Херсон и отправилась в Крым.
После возвращения в Петербург императрица приказала отослать в Херсон ценные дары для собора: золотой крест 1677 года, украшенный драгоценными камнями и жемчугом; Евангелие большого формата московской печати 1698 года и богато украшенные священнические ризы, одна из которых была вышита самой Екатериной.
Последние месяцы жизни князя Григория Потёмкина
В 1790 году скончался император Иосиф II, и Австрия, союзница России, в одностороннем порядке заключила мирный договор с Турцией. Реально оценив возможности России, Екатерина приняла решение о заключении мира. И 31 июня в Галаце князем Репниным втайне от Потёмкина были подписаны предварительные условия мира с Турцией, по которым Россия не получила тех выгод, которых заслуживала и которыми Потёмкин хоть как-то мог оправдать громадные средства и силы, затраченные в этой затянувшейся войне. Князь уже чувствовал, как постепенно охлаждалось отношение к нему со стороны Екатерины, терявшей интерес к его грандиозным планам.
Вскоре, почувствовав приближение смерти, Потёмкин уехал из Ясс в Николаев. Но второй день пути, 5 октября, ему стало хуже. На 38 версте, близ селения Сабиены, он приказал остановить карету. Как рассказал один из спутников: «Вынесли больного, державшего в дрожащих руках св. икону, постлали на земле ковёр, принесли под голову кожаную подушку, уложили его. Он ничего не говорил, стонал. Так он лежал на траве, под открытым небом. Скоро затем, сильно вздохнув, и протянулся. Казак из конвойных первый заметил, что князь отходит, и сказал, что надо глаза закрыть ему, и медным пятаком сомкнул глаза покойному. «.
Екатерина, узнав о смерти Потёмкина, провела несколько дней в слезах.
В изданном по этому поводу манифесте она приказала изготовить грамоту «С прописанием в оной завоёванных им крепостей и разных сухопутных и морских побед, войсками его одержанных; грамоту сию хранить в соборной церкви города Херсона, где соорудить мраморный памятник Таврическому, а в арсенале того-ж града поместить его изображение и в честь ему выбить медаль». Однако памятник на площади в крепости так построен и не был. Появился он лишь в 1836 году на Потёмкинском бульваре.
Тело фельдмаршала было возвращено в Яссы, где его забальзамировали и поместили в два гроба: дубовый и свинцовый, и отправлено в Херсон, куда траурная процессия прибыла 23 ноября. В этот же день феодосийский викарий Моисей, который её сопровождал от Ясс, совершил отпевание.
Уже в советское время, 11 мая 1984 года, комиссия, в которую вошли сотрудники Херсонского краеведческого музея и Общества охраны памятников, судебно-медицинский эксперт и местные краеведы, исследовав склеп, пришла к заключению, что обнаруженные останки (31 кость без черепа) принадлежат скелету одного человека, мужчине ростом от 172,8 до 183 см (о росте Потемкина известно лишь то, что он был «рослым»), возраст покойного точно определить не удалось.
Как бы там ни было, если даже останки не принадлежат Потемкину (а доказать или опровергнуть это никому не удалось), могила новороссийского генерал-губернатора, основателя Херсона князя Потёмкина-Таврического, находилась и останется навсегда в Екатерининском соборе города Херсона.
Юрий Анисимов
«Херсонський вісник».- №13 (1179).- 28.03.2013.- стр.17
Екатерининский собор в Херсоне
Деньги на возведение собора Потемкину пришлось одалживать у местного богатея. Последний сразу же понял выгоду, которая исходила от этого предложения. Потемкин сумел вернуть и даже увеличить финансирование города, после чего отдал долг в двойном размере. Он считал создание храма важным шагом на пути к созданию второго, южного Санкт-Петербурга.
Екатерининский собор был закрыт в 1930 году. Большая часть убранства церкви была уничтожена, несколько икон достались местному краеведческому музею. В самом же храме открыли антирелигиозный музей. Во время войны собор Св. Екатерины снова открыли для прихожан, он был заново освящен и оборудован на средства жителей города. В 60-х его снова закрыли, а помещение использовали для хранения дров, позже – в качестве книжного склада. В 70-х здание отдали под Дом пропаганды общества охраны памятников, а в 90-х Екатерининский собор вернули православной церкви.
Всего в нишах расположено шесть скульптур. Возле главного входа – Св. Апостол Петр с ключами от рая и Св. Апостол Павел с мечом. По мнению Потемкина, эти скульптуры символизировали то, что ключи от Юга добыты мечом.
Еще несколько скульптур, в сумме их там шесть.
В Екатерининском соборе находится могила Потемкина. После смерти его забальзамировали, одели в парадный мундир, а розово-золотой гроб был двойным – из свинца и дуба. По указанию Екатерины ll его должны были похоронить в склепе под Екатерининским собором, а сердце – под престолом, в золотой урне. Но против последнего выступили все родственники князя, поэтому сердце Потемкина похоронили на его родине, в другой церкви, которая сейчас разрушена.
Похороны произошли 23 ноября 1791 года. В 1798 году, уже после смерти Екатерины ll, ее сын Павел дал указ извлечь прах Потемкина без какой-либо огласки, перезахоронить его так, чтобы никто не знал, где находится могила. По легенде, Павел забрал себе череп Потемкина, но в 30-х он был среди экспонатов антирелигиозного музея, а потом снова захоронен.
Павел ненавидел Потемкина, поскольку он занял более значимое положение в стране. Ненавидел он и свою мать, и она отвечала ему взаимностью. Если бы императрица не умерла так внезапно, он бы не стал престолонаследником, Екатерина собиралась отстранить Павла и сделать своим наследником его сына Александра.
Кресло Екатерины ll, в котором она сидела во время богослужения в Екатерининском соборе.
Военный некрополь 18 века. В основном, здесь похоронены герои Очаковского сражения. Каждое надгробие имеет свою историю.
«Майские» на Юге Украины. Херсонский Свято-Екатерининский собор и кое-что еще.
Как это не грустно, сегодня последний день нашего путешествия. Нам пора покидать гостиницу, город, Юг. Правда, наш вояж закончится только вечером, мы планируем проехаться по другой дороге и посетить Умань. Кроме того, мы решили не уезжать из города сразу, а еще погулять немного по самому Херсону.
Свято-Екатерининский собор в Херсоне
Прогулку начинаем с Парка им. Ленина. Это обычный городской парк с тирами, эстрадами, аттракционами для детей. Возле входа высится молельня в новаторском стиле, явно недавняя постройка. Оказалось – в честь милиционеров, погибших на боевом посту.Парк совсем пустой. Где все?!
Сейчас 11 утра. Возможно, горожане еще спят. Погода сегодня хорошая. От вчерашнего дождя не осталось ни следа, даже лужи высохли. Пошли гулять дальше. Проходим дворец спорта, еще какие-то здания. В нескольких десятках метров виднеется что-то непонятное, какие-то сюрреалистические скопления камней.
Старинные могилы на территории собора
Гауди? Почти. Сооружение действительно забавное: забор и ниши, выложенные неравномерной кладкой, арочки и аркады. Входим через узорные ворота. К нам подбегает тощий тип в костюмчике и галстуке. Физиономия неприятная, изрытая оспинами, но взгляд нежный. Ласково интересуется, что нас привело в сей живописный двор. Смущенные объясняем, что соблазнились, дескать, неземной красотой; любопытствуем.
Тип (явно охранник) с готовностью сообщает, что это молельный дом (О! Только не это!), и настойчиво зазывает присоединиться к пастве, слушающей воскресную проповедь. Меня так и подмывает сбежать, однако он с такой надеждой заглядывает нам в глаза, что мы принимаем приглашение. На входе в красивое здание висит вывеска, сообщающая что-то типа: «Молельный дом общества бла-бла-бла-евангелистов-адвентистов-аль труистов». Батюшки святы! Да их тут полный зал! Так вот где прячутся все жители города.
Валы и ворота Херсонской крепости на старинной открытке
Большой зал заполнен до отказа, пустых мест нет, даже на балконах все занято. Очень много молодежи. На сцене упитанный молодой мужик в костюме воинственно выкрикивает свои аллилуйи. В его говоре слышится едва уловимый акцент. Хорошая аппаратура, качественный звук, мультимедийный проектор. Молодой парень, сидящий прямо у прохода с готовностью вскакивает, пытаясь уступить нам место.
Памятник Потемкину в Херсоне. Сейчас можно увидеть его копию 2003 года, а аутентичный большевиками был «свергнут» и хранился во дворе музея, а потом его стащили немцы в войну.
Прямо напротив «Дома Божьего» красивая церковь во все том же стиле «южного» классицизма, как я его для себя определяю. Мы уже видели ее, когда проезжали по городу, и еще тогда решили сюда наведаться. Как-то наш православный «опиум для народа» роднее заграничных проповедников с нездешним акцентом. Церковь ухоженная, двор чистый. За оградой – старинные могилы.
Читаем: «Свято-Екатерининский собор». Собор выложен из местного светлого песчаника, смотрится очень свежо и нарядно. Долго бродим вокруг, читаем надписи на могилах. Сплошь – князья да кавалеры, герои Очакова. Двадцатилетний генерал, пара родственников в соседних могилах, захоронение героя, восстановленное его правнуками – о многом рассказывают скупые могильные надписи, многое ясно без слов.
Свято-Екатериненский собор
Вот камень, на котором начертано, что собор этот основан по приказанию Екатерины Второй, она же заложила этот камень. Строили храм с 1781 по 1786гг. Проектировал его знаменитый архитектор И.Е.Старов, тот самый, что строил Тавричесий дворец в Питере. Делаю фото.
Мне мешает девочка лет десяти с приоткрытым ртом и подозрительным опаловым блеском под носом. Ребенок с щенячей непосредственностью дружелюбно заглядывает мне в лицо и лезет в кадр. Обойдя собор вокруг, поднимаемся по ступеням и входим внутрь. Настенных росписей нет, только иконы.
Центральный иконостас вполне внушительный, хотя и без излишеств. Сильно пахнет свечами и ладаном, душновато. Из всех посещенных за четыре дня церквей, здесь больше всего народа. На первый взгляд, внутреннее убранство собора не представляет собой ничего особенного.
Не сразу мы обнаруживаем полотняное легкое кресло с вышитым двуглавым орлом и вензелем Екатерины Второй.
Ектерина Вторая
Ясно, кресло для Матушки всегда должно быть наготове. Посреди собора прямо напротив монаршего сидения – мраморная могильная плита над чьим-то склепом за чугунной оградкой. Наверное, какой-то митрополит. Читаю: «Фельдмаршал Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический. Родился 30 сент. 1730г. Умер 5 окт. 1791г. Здесь погребен 23 нояб. 1791г». Ого! Ничего себе! Светлейший!
«Смерть Потемкина» (гравюра по рисунку Т.Г. Шевченко)
«Смерть Потемкина». Акварель неизвестного автора.
Умер Фаворит, не доехав до любимого Херсона по дороге из Ясс, при нем была его племянница Александра Браницкая-Энгельгардт.
Немного взволнованные, украдкой фотографируем надгробную плиту, стараясь не привлекать внимание – церковь все-таки. Попрощавшись с Великим Фаворитом, выходим на улицу. Уже на выходе мы обнаруживаем надпись над дверями собора «Спасителю рода человеческого Екатерина II посвящает». Вот такая неожиданная получилась встреча. Мы продолжаем прогулку по городу. Чуть в отдалении от собора перед стадионом виден холм с явно старинными воротами. Это остатки крепостного вала и северные ворота Херсонской крепости.
Церковь Александры Великомученицы
(лучше видно у Сергея Клименко здесь: http://serg-klymenko.narod.ru/Other_World/Photo/Ukraine.Kherson/IMG_9825.htm )
Построена она в 1905 г на территории женской гимназии. Совсем другой стиль, старорусский, похоже на теремок – видно, нежным гимназисткам решили выстроить церковь-игрушку. Поперек правой стены виднеется довольно глубокая трещина. Реставрировали недавно церковь, да, видно, не дореставрировали. На дверях что-то вроде стенгазеты с фотографиями. Сегодня поминальный день, видимо именно в связи с этим какие-то люди с западным говором накрывают прямо посреди небольшой церкви столы. Идти дальше не хочется, да и смотреть особо не на что – интерьер весьма скромный.
Фотографирую еще одно приглянувшееся здание. Оказывается, это просто музыкальная школа. Нарядно.
Музыкальная школа
Нам пора ехать. Возвращаемся через тот же парк. Теперь в нем народу побольше. Появились семьи с детворой, оживились качели-карусели. Я угадала – Херсон любит подольше поспать. Уже дома я обнаружила в Интернете, что мы не осмотрели еще несколько достопримечательностей: самую старую церковь Рождества Богородицы, основанную первыми греческими поселенцами (1780), древний Сретенский собор (1789г) и Всехсвятительскую церковь (1805г), увиденную только проездом. Что ж, будет повод приехать сюда еще раз. Домой нам предстоит возвращаться другой дорогой, через Умань, и это замечательно! У нас будет возможность посетить Софиевский парк. Я была здесь в прошлом году впервые, и мне очень понравилось.
Стул Екатерины в храме
Мост в Первомайске (стащила в Сети)
Городок бойкий, не похоже, чтобы он переживал упадок. В центральной части города довольно много машин и народа. Многие в руках несут разноцветные венки из искусственных цветов – сегодня Поминальный день. Своеобразие городка в его истории. Место это было привлекательным для жилья – две крупные водные артерии, благоприятный климат. Люди селились здесь издавна. Обнаружены остатки поселений неолита и бронзы, Черняховской культуры. В средние века здесь были владения Орды, затем Литвы, позже Речи Посполитой.