Елабужский монастырь расписание богослужений
Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Женский монастырь в г. Елабуга был основан в 1868 году попечением местного купца И.И. Стахеева. Монастырские постройки возводились по проекту архитектора ГА. Боссе. В1857-1868 гг. в центре монастыря был выстроен главный монастырский храм в честь Казанской иконы Божией Матери. С восточной и северной сторон стояли большие трехэтажные каменные корпуса, где находились кельи насельниц. Часть северного корпуса была занята монастырской больницей, а в его восточной части в 1887 году был устроен храм в честь великомученицы Варвары. С западной стороны монастырского двора находился небольшой двухэтажный дом игуменьи.
Постройки были обнесены красивой каменной оградой, с южной стороны которой находилась арка монастырских ворот с восьмигранными башенками привратников. После революции в стенах монастыря расположился детский городок Наркомпроса, но одновременно продолжал действовать храм и сохранялась община из 150 монахинь, что по новым меркам было совершенно недопустимо.
В 1928 году Президиум Елабужского горсовета принял решение о ликвидации монастыря. Община монастыря обратилась с просьбой о возврате хотя бы храма, но им было отказано. Монахини были выселены, монастырский храм и колокольня были разобраны на кирпич, переданный Новострою северохимтреста. Сохранился лишь фундамент храма. Также была разрушена монастырская ограда. Детгородок находился в стенах монастыря до 1930 года, позже в бывших монастырских корпусах устроили обычные жилые помещения.
В скиту монастыря восстановлена трехпрестольная Церковь. Главный престол во имя иконы Казанской Божией Матери освящен Архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием 27 сентября 2003 года. Северный престол Богоявления Господня и южный престол — во имя святителя Николая Чудотворцва освящены правящим архиереем 19 сентября 2004 года.
С начала Великой Отечественной войны и до 1949 года на территории монастыря находился лагерь военнопленных.
В 1993 году часть монастырских помещений была вновь передана Казанской епархии, а в 1995 году была возрождена монашеская община. 8 февраля 1995 года Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий освятил восстановленный храм великомученицы Варвары. Со времени возрождения монастыря его возглавляет игуменья Вера (Шевченко). Богослужения совершаются ежедневно.
Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь
7385
Монастырь действует
Год основания: Между 1857 и 1868. возрождён в 1995 году
Адрес: Республика Татарстан, город Елабуга, улица Горького, д. 119А.
Телефоны: (85557) 7-58-68, 7-59-44
Проезд: С автодороги М-7 со стороны Набережных Челнов повернуть налево на второй развязке (со стороны Казани — направо на четвертой), через 4 км — налево по Набережночелнинскому шоссе, еще через 1,8 км — налево на перекрестке с круговым движением, через 600 метров — направо на следующем перекрестке с круговым движением на улицу Горького. Через 300 метров ворота монастыря будут справа от дороги, метрах в 100. Со стороны центра города — на выезд в сторону Набережных Челнов, налево на первом перекрестке с круговым движением.
История монастыря
Женский монастырь в г. Елабуга был основан в 1868 году попечением местного купца И.И. Стахеева. Монастырские постройки возводились по проекту архитектора ГА. Боссе. В1857-1868 гг. в центре монастыря был выстроен главный монастырский храм в честь Казанской иконы Божией Матери. С восточной и северной сторон стояли большие трехэтажные каменные корпуса, где находились кельи насельниц. Часть северного корпуса была занята монастырской больницей, а в его восточной части в 1887 году был устроен храм в честь великомученицы Варвары. С западной стороны монастырского двора находился небольшой двухэтажный дом игуменьи. |Иконостас храма вмч.Варвары.
Постройки были обнесены красивой каменной оградой, с южной стороны которой находилась арка монастырских ворот с восьмигранными башенками привратников. После революции в стенах монастыря расположился детский городок Наркомпроса, но одновременно продолжал действовать храм и сохранялась община из 150 монахинь, что по новым меркам было совершенно недопустимо. В 1928 году Президиум Елабужского горсовета принял решение о ликвидации монастыря. Община монастыря обратилась с просьбой о возврате хотя бы храма, но им было отказано. Монахини были выселены, монастырский храм и колокольня были разобраны на кирпич, переданный Новострою северохимтреста. Сохранился лишь фундамент храма. Также была разрушена монастырская ограда. Детгородок находился в стенах монастыря до 1930 года, позже в бывших монастырских корпусах устроили обычные жилые помещения. В скиту монастыря восстановлена трехпрестольная Церковь. Главный престол во имя иконы Казанской Божией Матери освящен Архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием 27 сентября 2003 года. Северный престол Богоявления Господня и южный престол — во имя Св.Николая Чудотворцва освящены правящим архиереем 19 сентября 2004 года.
С начала Великой Отечественной войны и до 1949 года на территории монастыря находился лагерь военнопленных.
Часовня в честь Иоанна Предтечи.В 1993 году часть монастырских помещений была вновь передана Казанской епархии, а в 1995 году была возрождена монашеская община. 8 февраля 1995 года Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий освятил восстановленный храм великомученицы Варвары. В настоящее время ведется строительство главного храма обители в честь Казанской иконы Божией Матери на месте разрушенного в советское время. Кроме того ведутся ремонтные работы в сестринских корпусах, планируется восстановление монастырской ограды. Со времени возрождения монастыря его возглавляет игуменья Вера (Шевченко), монашескую общину составляют 15 насельниц. Богослужения в храме великомученицы Варвары совершаются ежедневно.
Территория монастыря
Расписание богослужений
Начало вечернего богослужения в 16-00, утреннего — в 8-00.
Насельницы и духовеннство монастыря
Настоятельница монастыря: игумения Вера (Шевченко).
Насельныцы: монахиня Евпраксия (Крифохижина), монахиня Магдалина (Долотова), монахиня Магдалина (Лукоянова), монахиня Маргарита (Барсукова), монахиня Маргарита (Алексеева), монахиня Тавифа (Фадеева).
Клирики монастыря:
Казанско-Богородицкий женский монастырь Елабуга
Казанско-Богородицкий женский монастырь Елабуга запись закреплена
Казанско-Богородицкий женский монастырь Елабуга запись закреплена
Святая Гора Афон / Άγιο Όρος Άθως / Mount Athos
Поздравляем с началом Рождественского поста
Святая Гора Афон
Казанско-Богородицкий женский монастырь Елабуга запись закреплена
Мудрые мысли | Православие
Мы здесь на земле, как будто на епитимии, поэтому не удивляйтесь, что нас постоянно сопровождают испытания.
Идите вперёд и просите Бога о помощи.
Не придавайте большого значения внешним событиям, будьте сосредоточены в себе, в своем сердце, в Господе, а внешние события оставьте. Будьте приветливыми, тихими и мягкими со всеми и ни на что не обращайте внимания.
Очень важно, когда в доме есть молитвенник, человек, который молится.
— Архимандрит Фаддей Витовницкий
Казанско-Богородицкий женский монастырь Елабуга запись закреплена
Митрополит Сурожский Антоний
Казанско-Богородицкий женский монастырь Елабуга запись закреплена
Святая Гора Афон / Άγιο Όρος Άθως / Mount Athos
Случилось это в феврале 1996 года на станции Болотное Новосибирской области. Двенадцатилетняя девочка Света страдала расслаблением рук. Сколько ни лечили ее в разных больницах — ничто не помогало: руки у нее не поднимались совсем, сильно болели, только кисти едва действовали, с трудом ложку могла удержать.
Показать полностью.
Родители сокрушались, конечно, но не умели помочь девочке — Бога-то они, как многие при советской власти, не знали. Как-то приснился Свете удивительный сон. Девочка потом рассказывала журналисту Сергею Панфилову: «Увидела я во сне необычно красивую тетю в розовой блестящей одежде, в прозрачных туфельках розового цвета. Подходит она к постели моей и говорит:
— Света! Что же ты лежишь?
— Тетя, у меня руки сильно болят, — отвечаю.
— Света, встанешь утром — залезь на чердак, там под потолком лежит икона, завернутая в ткань. Приложись к этой иконе — и получишь исцеление».
Света проснулась — никому ни слова не сказала. С трудом залезла на чердак. Нашла сверток с иконой. Развернула, ахнула: ой, как женщина на иконе похожа на ту, что ей приснилась… Не зная, как надо прикладываться, только прислонилась к иконе — и почувствовала удивительное тепло. Появилось чувство, что руки исцелены. Решила испытать — и сразу же с радостью подняла свои руки, не ощущая прежней боли.
Слезла с чердака, побежала к матери на кухню:
— Мамочка, смотри, смотри, а руки-то у меня поднимаются!
— Да быть не может! — не поверила мать своим глазам. Ведь врачи уже никакой надежды на исцеление не оставили. Никак не может мать поверить своей радости:
— Да как же это случилось, доченька?
Света и рассказала матери про свой сон. Радуется девочка, без конца поднимает руки:
— Смотри, смотри, мамочка!
— Беги за отцом, дочка!
Отец тут же прибежал из депо, где он работал. Достали спрятанную икону (56 лет она в пыли пролежала), вычистили, вымыли, вытерли — это был старинный Иверский образ Пресвятой Богородицы, 80 сантиметров в высоту, 65 — в ширину, написанный и освященный на Афоне в 1909 году. Поклонились родители Матери Божией, помолились, как умели, поплакали. Образ в красный угол повесили.
А на следующую ночь Царица Небесная снова явилась во сне Свете и говорит:
— Скажи, чтобы отнесли икону в Мои храм.
Света, когда проснулась, тут же об этом маме рассказала. Тогда отец Светы взял икону и пошел в ближайший храм святителя Николая, рассказал отцу Анатолию все, что случилось и ч го повелела его дочери в сонном видении Матерь Божия. Отец Анатолии глянул на икону и говорит:
— Невдалеке от нас, на станции Мочище, есть храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Тут же позвонили настоятелю этого храма отцу Геннадию, сказали: ждите, часа через три привезем к вам чудотворную Иверскую икону, которую Сама Богородица повелела отнести в Свой храм.
С молитвами, с песнопениями взяли икону на руки и повезли на электричке. Встречали ее на вокзале больше сотни прихожан со свечами в руках. Торжественно препроводили святыню в храм. И кто в тот день прикасался к этой иконе — не знаю, какая уж у них вера была, но все, по великой милости Божией, получили исцеление!
Случай этот стал широко известен во всей Новосибирской области. Приезжала съемочная группа с телевидения, рассказывали про исцеления больных. А после телепередачи сколько народу перебывало у иконы — не счесть! Несколько недель источалось миро от этой Иверской иконы, писанной на Афоне, которая пролежала на чердаке 56 лет невредимой в годы гонений на веру. Она была обретена, чтобы явить нам чудо и подкрепить нашу веру.
Я каждый год езжу в Мочище, где находится чудотворная икона, люди до сих пор получают от нее исцеления от различных недугов, в том числе и онкологических. И мы должны не забывать благодарить Господа за это. Это благодать Божия посещает нас.
Сейчас много подобных случаев — явлений мироточения, слезоточения, кровотечения икон. У нас в Новосибирске в Великий пост появлялись натуральные слезы на иконах Божией Матери и Спасителя. Их брали на анализ и убеждались: слезы, и ничто иное! Все гадают, что это может значить. А я так думаю: когда икона плачет — это проповедь для нас, чтобы мы позаботились о покаянии.
Автор: прот. Валентин Бирюков
На фото: написанная на Святой горе Афон икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», находящаяся ныне в красноярском Успенском монастыре
Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь
Статус: действующий
Год основания: Между 1857 и 1868. возрождён в 1995 году
Храмы: Казанской иконы Божией Матери, великомученицы Варвары, Казанской иконы Божией Матери (скит в селе Анзирка)
Адрес: 423605, Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Горького, д. 119
Тел.: 8 (85557) 7-58-68, 7-59-44
Расписание богослужений: начало вечернего богослужения в 16:00, утреннего — в 8:00.
Проезд: С автодороги М-7 со стороны Набережных Челнов повернуть налево на второй развязке (со стороны Казани — направо на четвертой), через 4 км — налево по Набережночелнинскому шоссе, еще через 1,8 км — налево на перекрестке с круговым движением, через 600 метров — направо на следующем перекрестке с круговым движением на улицу Горького. Через 300 метров ворота монастыря будут справа от дороги, метрах в 100. Со стороны центра города — на выезд в сторону Набережных Челнов, налево на первом перекрестке с круговым движением.
Настоятельница: игумения Вера (Шевченко)
Насельницы: монахиня Евпраксия (Крифохижина), монахиня Магдалина (Долотова), монахиня Магдалина (Лукоянова), монахиня Маргарита (Барсукова), монахиня Маргарита (Алексеева), монахиня Тавифа (Фадеева).
Клирики монастыря: иерей Илия Кривов, иерей Даниил Кривов, иерей Илия Павлов
История монастыря
Основан в 1856 году по инициативе горожан Елабуги. В 1850 году купец Григорий Стахеев обратился к епископу Вятскому Елпидифору (Бенедиктову) с предложением на предоставленной Елабужским градским обществом земле учредить женскую обитель. Место под строительство было выделено на выгонной земле к северу от города, «между дорогою в село Сарали и оврагом Безымянным, у Сарапульскаго тракта, за чертою земляного назначенного для города вала». В представлении, направленном в Святейший Синод, епископ Елпидифор писал, что основание Елабужского монастыря «представляется возможным, а по отдаленности города Елабуги и всего тамошнего края от двух существующих в Вятской епархии женских монастырей, признается полезным и нужным» Определением Синода от 31 октября 1855 года и указом императора Александра II от 15 июля 1856 года Елабужский монастырь был учрежден как нештатный общежительный, но торжественное открытие монастыря, в котором приняли участие архиепископ Вятский Аполлос (Беляев), благочинный монастырей архимандрит Иосиф, городской голова Д.М. Пупышев, состоялось лишь 9 сентября 1868 года. Благотворитель, купец первой гильдии, И.И. Стахеев (брат Г.И.Стахеева) истратил на строительство обители и последующее содержание монашествующих свыше 1 млн. руб. Жертвователями монастыря были также Д.И. Стахеев и П.К. Ушаков.
Храмы и другие постройки
В 1857-1868 гг. по проекту известного петербургского архитектора Г.А. Боссе в Елабужском монастыре был возведен пятиглавый трёхпрестольный каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери с четырёхъярусной надпапертной колокольней, освященный 9 сентября 1868 года архиепископом Вятским Аполлосом (Беляевым). Приделы были освящены в честь Иоанна Предтечи и великомученицы Параскевы Пятницы.
В монастыре также были выстроены два трехэтажных каменных сестринских корпуса — северный и восточный. В северном корпусе размещалась монастырская больница с домовой церковью во имя великомученицы Варвары (1872). К западу от собора находился 2-х этажный дом игуменьи; в одной линии с этим домом, к югу от восточного корпуса — полутораэтажный дом монастырских служителей. Имелись также каменные просфирня и гостиница, три деревянных флигеля. Территория монастыря обнесена каменной стеной, при вратах которой 18 августа 1869 года была освящена часовня.
На территории обители имелись также хозяйственный двор, огород, фруктовый и ягодный сад. Рядом с ним — кладбище для монахинь и благодетелей обители. Предположительно, за алтарем главного храма в 1926 году была похоронена почетная гражданка города, благотворительница обители Глафира Федоровна Стахеева, построившая в 1903 году Елабужское епархиальное женское училище.
Среди святынь монастыря почиталась принесенная в 1869 году икона Божией Матери «Достойно есть» — копия с чудотворной иконы, хранящейся на Святой Горе Афон.
Насельницы
К началу XX века обитель была крупнейшей в Вятской епархии. Елабужский монастырь возглавляли с 18 апреля 1868 года постриженица Кирсановского Тихвинского монастыря Тамбовской губернии игумения Анфия (1822-1890), с 1889 г. — игумения Елисавета (Симонова), затем игумения Ангелина (Багаева). Первый монашеский постриг шести сестер состоялся 27 и 28 июля 1869 года. В 1869 году в монастыре проживало 106 насельниц, в 1877 г. — 130, в 1884 г. — 159, 1893 г. — 255, в 1900 г. — 273 насельницы. Среди монахинь представители самой многочисленной социальной группы населения — крестьянства — составляли от 50 % в 1875 г. до 79 % в 1914 году. А среди рясофорных послушниц и ещё выше— от 52 % в 1869 г. до 81 % в 1914 г.
Подобная картина в конце XIX века наблюдалась в большинстве провинциальных монастырей. В их числе и Чистопольский Успенский женский монастырь Казанской Епархии. В отчете игумении обители Апполинарии за 1883 год среди восьми монахинь лишь одна из крестьянства, из восьми рясофорных послушниц — их уже пятеро, а среди 55 послушниц белиц уже 43 (78%).
Заметное место в пополнении Елабужского монастыря занимали представительницы мещанского сословия. Среди монахинь их было от 11% в 1914 году до 43% в 1875 году. Среди рясофорных послушниц — от 12% в 1905 году до 38% в 1869 году.
В Елабужском монастыре практически нет представителей купечества (за весь дореволюционный период существования обители — одна монахиня и две рясофорные послушницы), офицерских дочерей, выходцев из высших сословий российского общества, которые предпочитали больше столичные монастыри.
Отметим и незначительную долю пополнения монастыря из духовенства. Хотя среди рясофорных послушниц их число несколько больше нежели среди монахинь (до трёх среди монахинь и семи среди рясофорных послушниц).
За всю 50-тилетнюю дореволюционную историю монастыря среди рясофорных послушниц было всего семь дворянок и только две из них приняли монашеский постриг. Это монахиня Евпраксия (Софанеева Екатерина Федоровна) и монахиня Мареопила (Анферова Мария Спиридоновна).
Своеобразное «хождение» дворянок и разночинок в послушницы было примечательным явлением тех лет, оставшимся, к сожалению, почти незамеченным в нашей литературе. Думается, оно было связано с общим настроением «возвращения долга народу», которым жило молодое поколение 60-х годов. Юноши и девушки становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами, занимали другие должности в земстве. Многие молодые люди шли в революционные кружки.
Девушки, имевшие религиозное мировоззрение, предпочитали общины или монастыри с благотворительным уклоном. В этих общинах они работали бок о бок с мещанками и крестьянками. Некоторые из этих последних сознательно отказывались от замужества ради религиозного поприща, у других не сложилась личная жизнь, третьи (особенно рано овдовевшие бездетные женщины) бежали в общины от гнета большой патриархальной семьи, надеясь найти себе здесь приют и трудиться равными среди равных.
С самого начала монастырь формировался из числа прихожан православных общин Елабужского уезда. Так, в 1869 году из 21 рясофорной послушницы 17 чел., или 81% были из сёл и городов Вятской губернии (Елабуги, Сарапула, Слободского, Еранска), а из 80 белиц послушниц — 67 чел., или 84%.
Но были монашествующие и издалека: Перми, Рыбинска, Орловской, Смоленской, Оренбургской, Тобольской губерний.
Основная часть монашествующих в 1914 году прибыла из Вятской губернии (77 чел., 76%), из Казанской губернии (7 чел., 7%), остальные из Уфимской, Самарской губерний, Перми, Рыбинска.
Для обучения послушниц, не знавших грамоты, уже в сентябре 1869 года в монастыре была открыта школа. В 1870 году в ней обучались 31 насельница. Сестры работали на пасеке, в саду, а также в иконописной и златошвейной мастерских.
С 1870-х годов при монастырях, в том числе женских, стали создаваться иконописные школы академической ориентации. Отметим, что эта тема недостаточно ещё изучена и освещена в современной исторической литературе. Даже в «Православной энциклопедии», изданной к 2000-летию Рождества Христова в обширной статье «Живопись» И.Л.Бусевой-Давыдовой имеется лишь беглое упоминание о женщинах-иконописцах.
Иконописная деятельность монахинь Елабужского монастыря насчитывает более 40 лет. В отчете игуменьи обители матушки Анфии за 1877 год отмечалось, что послушание в живописных кельях несла монахиня Феофания Титова. Судя по всему, она и была одной из первых, кто начинал в монастыре иконописную деятельность.
Анализируя архивные данные, нами установлено, что за период с 1877 по 1918 год несли послушание в живописной мастерской одиннадцать монахинь и рясофорных послушниц.
Старшими в мастерской были — в 80-е годы XIX в. — монахиня Евпраксия (Анастасия Иванова Фирсова); в 90-е годы XIX в. — монахиня Аполлинария (Анна Димитриева Иконникова), а последние пятнадцать предреволюционных лет — монахиня Аглаида (Александра Петрова Тютикова).
Примечательно, что церковной живописью занималась целая семья Иконниковых выходцев из починка Удалово Елабужского уезда: сестры Анна и Евдокия, а также их племянница Ольга. Отметим, что ещё две их сестры Стефанида и Мария были тоже монахинями обители.
В первые годы XX столетия старшей в живописной мастерской становится монахиня Аглаида из семьи государственного крестьянина села Лекарево Елабужского уезда Тютикова Петра Ивановича. Под её началом было шесть сестёр-инокинь: Мария (31 год), Надежда (34 года), Ольга (35 лет), Елизавета (46 лет), Елена (47 лет) и Анастасия (49 лет).
Спустя девять лет, в 1914 году, — пять рясофорных послушниц. Состав тот же, отсутствует лишь Надежда, а послушница Елизавета 7 июля 1907 года была пострижена в монашество и стала монахиней Емилией. Особо отметим, что иконописцы монастыря в основном были родом из Елабужского уезда.
Для сравнения, в Казанско-Богородицком монастыре несли послушание в живописной мастерской больше монахинь и послушниц, нежели в Елабужской обители. По отчетам настоятельниц монастыря видно, что в 1873 году их было 14, а в 1910 году 20 человек и даже в 1927 году, накануне его закрытия, в иконописной мастерской трудилось 21 человек.
Жизнь обители после революции
В 1918 году монастырь был официально закрыт. В 1922 году монастырь был зарегистрирован как «Казанско-Богородицкое православно-христианское религиозное общество», в котором состояло 243 чел., в т.ч. 173 монахини и послушницы во главе с игуменией Ангелиной (Багаевой). Решением президиума Елабужского горсовета от 20 ноября 1928 года общество было ликвидировано. 17 декабря того же года в Елабужский горсовет безуспешно обращалась община Казанской церкви с просьбой вернуть помещение храма. Сестры переселились к родным, прихожанам, длительное время спустя подвергались репрессиям. Последний клирик, служивший в монастыре в 1920-х годах, священник Василий Головин, решением Кировского областного суда от 9 мая 1939 года был осужден к 8 годам лишения свободы (по статье 58-10).
В 1930-е гг. XX в. Казанский храм был разрушен. До настоящего времени сохранились лишь фрагменты стен с башенками-пинаклиями, 2 двухэтажных сестринских корпуса, одноэтажный флигель, основание колокольни и трапезной. До войны постройки монастыря использовались под детский городок Наркомата просвещения. В 1943 году в кельях бывшей обители разместили немецких военнопленных из дивизий Паулюса. После 1945 года в помещениях монастыря находился психоневрологический интернат, в иконописной мастерской — авторемонтная база.
Елабужский монастырь — единственный в республике среди бывших женских православных обителей, учрежденных в конце XIX столетия, в котором возродилась монашеская жизнь.
16 июля 1995 года святая обитель была открыта. К 2007 году в монастыре проживает около 20 сестер, настоятельница игумения Вера (Шевченко). Богослужения совершались в небольшом домовом храме во имя великомученицы Варвары (1872), находящемся в восстановленном 3-х этажном келейном корпусе. В 2012 году заново был отстроен храм Казанской иконы Божией Матери на средства директора банка «Заречье» Н.В. Девятых. 31 октября этого же года был освящен митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием. При монастыре имеется скит в селе Анзирка — с восстановленной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери (1847–1858). Храм 27 сентября 2003 года был торжественно освящен архиепископом Казанским Анастасием в сослужении священников из Елабужского и Набережночелнинского благочиний. В скиту ведется собственное хозяйство для нужд обители.