Ельцова основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте
Сайт воспитателя МБДОУ «Ласточка» Ирины Михайловны Няурене
Меню сайта
Авторизуйтесь с помощью социальных сетей:
Или авторизуйтесь с помощью формы сайта:
Breadcrumbs
Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте
В пособии на основе большого практического опыта работы анализа современных образовательных программ и методической литературы сделана попытка определить содержание и объем работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста без речевой патологии к обучению грамоте в ДОУ. Пособие состоит из трех частей: в первой дается теоретическое обоснование решения проблемы, раскрываются основные направления работы и содержатся методические рекомендации по организации педагогического процесса в ДОУ; во второй и третьей представлены система занятий по подготовке детей к обучению грамоте, рассчитанная на два года, а также литературный и дидактический материал. Издание предназначено педагогам ДОУ, студентам высших и средних педагогических заведений, а также родителям дошкольников.
В пособии на основе большого практического опыта работы анализа современных образовательных программ и методической литературы сделана попытка определить содержание и объем работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста без речевой патологии к обучению грамоте в ДОУ. Пособие состоит из трех частей: в первой дается теоретическое обоснование решения проблемы, раскрываются основные направления работы и содержатся методические рекомендации по организации педагогического процесса в ДОУ; во второй и третьей представлены система занятий по подготовке детей к обучению грамоте, рассчитанная на два года, а также литературный и дидактический материал. Издание предназначено педагогам ДОУ, студентам высших и средних педагогических заведений, а также родителям дошкольников.
Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте в детском саду
Елена Бабич
Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте в детском саду
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Методика обучения чтению, отмечает направлена на выяснение механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи.
Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова.
В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т. е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.
В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.
В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей чтению и письму. Основное внимание уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты.
При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:
— ознакомление детей со словом — вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
— ознакомление с предложением — выделение его как смысловой единицы из речи;
— ознакомление со словесным составом предложения — деление предложения на слова и составление из слов (2—4) предложений;
— ознакомление со слоговым строением слова — членение слов (из 2—3 слогов) на части и составление слов из слогов;
— ознакомление со звуковым строением слов,формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.
Основные направления взаимодействия с семьей (из опыта работы) Видео В соавторстве со Светланой Калининой Закон «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Звук [Д], буква Д» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Звук Д, буква Д» в подготовительной группе «Пчёлка» Подготовила воспитатель 1 квалификационной.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква [О]» Звук и буква О Цель: знакомство со звуком и буквой О. Задачи: характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам;.
НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Мы будущие первоклассники» НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Мы будущие первоклассники» (подготовительная группа) МАДОУ «Детский сад № 25» Воспитатель:.
Основные направления работы с родителями в образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС Основные направления работы с родителями в образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС Только союз семьи,.
Основные направления работы воспитателя ДОУ по профилактике школьных трудностей при обучении грамоте Основные направления реформы общеобразовательной школы предъявляют высокие требования к системе образования. Эффективность решения этой.
Презентация по подготовке к обучению грамоте Дидактические игровые приёмы, используемые на занятиях по обучению грамоте при формировании звуко-буквенного анализа и синтеза (из опыта.
Родительское собрание «Основные направления воспитательно-образовательной и оздоровительной работы с детьми» «Основные направления воспитательно-образоватльной и оздоровительной работы с детьми на 2017–2018 учебный год!» Форма проведения : круглый.
Перспективный план НОД по подготовке к обучению грамоте по программе О.М.Ельцовой
Подготовка к обучению грамоте
Введение понятия «слово».
Линейность и протяженность слов.
Знакомство с тетрадью в клетку.
дать детям знание о словесном составе речи, познакомить с термином «слово»;
дать знание о том, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью слов;
знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ).
Слова, как выражение наших мыслей.
Составление из слов предложений.
Введение понятия «предложение».
подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения; дать пример предложений из одного, двух, трех, слов;
воспитывать речевое внимание, фонематический слух;
поощрять речевую активность детей в словесных играх;
упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Составление предложений и деление их на части.
пробудить интерес к окружающему миру;
расширять запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень», проводить работу над антонимами;
уупражнять детей в составлении предложений и делении их на части (слова);
познакомить детей с графическим изображением предложения на доске;
учить детей правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники).
Составление рассказа из небольших предложений. Штриховка геометрических фигур.
развивать умение образовывать существительные с уменьшительными, ласкательными суффиксами;
упражнять детей в выделении предложений из текста и в составлении рассказа из небольших предложений;
воспитывать культуру речевого общения;
упражнять в штриховке геометрических фигур (круг, квадрат);
формировать быструю реакцию на слово.
Составление предложений по «живой модели».
закрепить знания о предложении, упражнять в умении находить короткие предложения в знакомом тексте;
учить детей составлять предложения по «живой модели;
дать знания о многозначности слов;
воспитывать речевое внимание;
развивать творческое воображение детей.
Деление слов на слоги.
Составление рассказа с использованием опорных слов.
учить детей делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов;
продолжать учить детей отгадывать загадки и давать аргументированный ответ-отгадку;
упражнять детей в придумывании рассказа на определенную тему. используя слова-опоры и графическую схему предложений;
развивать глазомер, мелкую моторику.
Введение термина «слоги».
Знакомство с односложными словами.
формировать умение слышать, четко и ясно произносить чистоговорку;
учить детей осознавать рифму и подбирать рифму (текст по рифме должен быть согласован со слогами);
упражнять в делении слов на части, познакомить с термином «слоги», познакомить с односложными словами;
развивать глазомер и мелкую моторику рук.
Деление слов на слоги и составление слов из слогов.
упражнять детей в делении слова на слоги;
закреплять умение в составлении слов из слогов;
развивать мелкую моторику.
Ознакомление со звучащим словом.
Введение термина «звук».
упражнять детей в повторении слогов и досказывании текста;
закреплять умение подбирать к существительному прилагательное;
обратить внимание детей на звуковую сторону слова, ввести термин «звук» в активный словарь;
закреплять правила штриховки.
Определение количества слогов в словах.
Нахождение в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука.
Упражнять детей в определении количества слогов в словах;
закреплять знания о предложении (количество и порядок слов);
учить детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук;
воспитывать речевое внимание и фонематический звук;
Нахождение местоположения звука в слове.
Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий.
формировать умение слышать, четко и ясно произносить, осознавать рифму;
закреплять знания детей о предложении в процессе игры;
упражнять в нахождении звука, чаще всего встречающегося в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук.
Деление слов на слоги.
Составление предложений из словосочетаний.
Выделение голосом определенного звука в слове.
упражнять детей в делении слов на слоги;
закреплять в словаре детей названия цветов;
учить детей составлять предложения по словосочетаниям;
закрепить у детей умение находить звук, чаще всего встречающейся в стихотворении. продолжать учить детей произносить слова с выделением звука и находить место звука в слове;
воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
Деление на слоги дву-, трехсложных слов.
Определение местоположения звука в словах.
Выделение из текста предложений.
помочь детям правильно употреблять термин «слово» при речевом общении со взрослыми и сверстниками;
продолжать учить детей делить на слоги дву-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;
упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах;
учить детей выделять на слух отдельные предложения в тексте, слышать паузу.
Определение заданного звука в любой части слова.
Составление предложений по заданию.
Обогащать словарный запас детей;
Продолжать учить детей делить слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова;
учить детей слышать и выделять определенные звуки в словах;
продолжать учить детей самостоятельно находить слова с заданными звуками, находящимися в любой части слова;
учить детей составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука.
Знакомство со схемой звукового состава слова.
Звуковой анализ слова «Ау»
познакомить детей со схемой звукового состава слова;
научить произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме;
учит детей произносить слово в соответствии с движением указки по схеме;
учить детей составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука.
Звуковой анализ слова «мак»
Учить детей составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ;
развивать творческое воображение, фантазию;
познакомить детей со звуковым составом слова «мак»;
учить произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме;
упражнять в «прочитывании» слова в соответствии с движением указки по схеме;
учить ориентироваться на листе бумаги.
Звуковой анализ слова «дом»
Сравнение слов по звуковому составу.
Составление предложений по заданию.
закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;
учить детей проводить последовательный звуковой анализ слова «дом»;
упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему;
закреплять представление о предложении;
развивать мелкую моторику.
Звуковой анализ слова «дым».
Составление предложений с соединительным союзом «и».
закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;
учить детей проводить последовательный звуковой анализ слова «дым»;
упражнять в нахождении слов с определенным звуком в заданном тексте;
развивать тонкую моторику, координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи;
Звуковой анализ слова «сыр».
Введение понятия «гласный звук».
учить детей произносить звуковой анализ слова «сыр»;
учить сравнивать по звуковому составу слова «сыр» и «дым»;
познакомить детей с понятием «гласный звук»;
продолжать учить составлять предложения из 3 слов с соединительным союзом «и».
Звуковой анализ слова «шар».
Составление предложений из 2, 3,4 слов.
учить детей слушать и слышать, давать обоснованные ответы на вопросы педагога;
развивать представление детей о зиме;
развивать фонематический слух детей;
закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;
учить детей самостоятельно производить звуковой анализ слова «шар»;
Звуковой анализ слова «дом»
Сравнение слов по звуковому составу.
Составление предложений по заданию.
Закреплять умение интонационно выделять звук в слове;
расширять представления детей о родном языке в игровых упражнениях на словоизменение;
продолжать учить детей производить звуковой анализ слов «жук» и «лук»;
учить детей находить сходство и различие слов по их звуковому составу.
Подбор определений к существительным.
Перессказ текста по графической схеме.
Составление графической схемы предложений с предлогами.
упражнять детей в подборе определений к существительным;
учить пересказывать небольшой текст, опираясь на его графическую схему;
упражнять в составлении графической схемы предложений с предлогами.
Развитие пространственной ориентировки.
Введение понятия «согласный звук».
упражнять детей в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям;
продолжать учить детей «записывать» предложение графически;
создавать положительный эмоциональный настрой, развивать воображение.
Звуковой анализ слов «нос» и «рот».
Закрепление понятия «согласный звук».
упражнять в подборе однокоренных слов;
учить производить звуковой анализ слов;
закреплять понятие «согласный звук»;
развивать мелкую моторику.
Введение понятия «мягкий согласный звук».
Звуковой анализ слов «кот» и «кит».
совершенствовать речевую активность детей, способствовать развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности;
формировать способность анализировать звуковой состав слов «кот» и «кит», обратить внимание детей на мягкость звука К в слове «кит», добиваться правильного произношения этого звука; учить сравнивать слова по звуковому составу.
Закрепление понятия «мягкий согласный звук».
Деление на слоги дву- и трехсложных слов.
упражнять в подборе существительного к исходному слову- прилагательному, ориентируясь на окончание последнего;
развивать фонематический слух, учить детей на слух различать мягкие и твердые звуки в целых словах, произносить эти звуки изолированно;
учить детей делить на слоги дву- или трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;
Звуковой анализ слова «осы».
активизировать словарь детей по теме «Человек и его тело», закреплять названия цветов;
познакомить детей со звуковой схемой слова «осы»;
учить произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме, произносить слова в соответствии с движением указки по схеме;
упражнять детей в делении слов на слоги;
развивать у детей умение удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, т.е. формировать щепоть.
Звуковой анализ слова «роза».
Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков.
активизировать речевую деятельность детей;
учить производить звуковой анализ слова, состоящего из четырех звуков;
познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков;
формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
«Весенние деньки». Звуковой анализ слова «луна».
учить детей отгадывать загадки, обратить их внимание на меткость и лаконичность языка загадки;
упражнять в подборе определений к существительным;
продолжать обучение звуковому анализу слов, состоящих из четырех звуков;
упражнять в подборе и назывании слов с определенным звуком;
продолжать учить детей делить на слоги дву-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;
развивать мелкую моторику.
Звуковой анализ слова «лиса».
Сравнительный анализ звуковой схемы слов «луна» и «лиса».
расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
учить детей узнавать объект по описанию, активизировать словарь;
упражнять в проведении звукового анализа слова «лиса»;
учить детей сравнивать слова по звуковому составу;
развивать мелкую моторику.
Звуковой анализ слова «муха».
Поисковая деятельность в области грамматики.
упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы;
учить детей составлять предложения с заданными словами;
упражнять в проведении звукового анализа слова «муха»;
активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать внимание к слову и его значению;
развивать мелкую моторику.
Звуковой анализ слова «сани».
Поисковая деятельность в области грамматики.
упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы;
учить детей составлять предложения с заданными словами;
упражнять в проведении звукового анализа слова «сани»;
активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать внимание к слову и его значению;
развивать мелкую моторику.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1351838
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: Ч.2
Издание содержит продолжение (вторую часть) методического пособия «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте». В первой части были раскрыты основные направления работы по подготовке к обучению грамоте детей 5—6 лет (первый год обучения); во второй определены содержание и объем работы по подготовке к обучению грамоте детей 6—7 лет (второй год обучения), даны конспекты системы занятий, нацеленной на комфортный перевод детей из дошкольной в школьную образовательную среду.
Методическое пособие адресовано в частности руководителям и воспитателям, педагогическим коллективам ДОО, а также учителям начальной школы,
педагогам дополнительного образования, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Содержание
Календарно-тематическое планирование (II год обучения)
Система занятий по подготовке детей к обучению грамоте
II год обучения — подготовительная к школе группа
Занятие 1. Азбука — к мудрости ступенька. Звук и буква А
Занятие 2. «Аз да буки, а потом и все науки». Звук и буква О
Занятие 3. «Ученье — путь к уменью». Звук и буква У
Занятие 4. Звук и буква И. Звуковой анализ слова «игла»
Занятие 5. Звук и буква Э. Звуковой анализ слова «лист»
Занятие 6. Звук и буква Ы. Беседа по содержанию сказки «Крыса Дылда и Пых-Пых»
Занятие 7. Слог. Слогообразующая роль гласных. Звуковой анализ слова «камыш»
Занятие 8. Согласные звуки (м), (м’), буква М. Звуковой анализ слова «малыш»
Занятие 9. Согласные звуки (н), (н’), буква Н. Звуковой анализ слова «насос»
Занятие 10. Согласные звуки (р), (р’), буква Р. Введение понятия «ударение»
Занятие 11. Согласные звуки (с), (с’), буква С. Ударение
Занятие 12. Согласные звуки (л), (л’), буква Л. Предложение. Звуковой анализ слова «лампа»
Занятие 13. Согласные звуки (х), (х’), буква Х. Предложение. Звуковой анализ слова «сахар»
Занятие 14. Согласный звук (ш), буква Ш. Работа со штампами
Занятие 15. Многозначные слова. Согласные звуки (к), (к’), буква К. Введение понятия «глухой согласный звук»
Занятие 16. Составление предложений с заданными словами. Согласные звуки (п), (п’), буква П. Закрепление понятия «глухой согласный звук»
Занятие 17. Согласные звуки (т), (т’), буква Т. Закрепление понятия «глухой согласный звук». Звуковой анализ слова «кошка»
Занятие 18. Согласные звуки (з), (з’), буква З. Введение понятия «звонкий согласный звук»
Занятие 19. Согласные звуки (в), (в’), буква В. Закрепление понятия «звонкий согласный звук». Звуковой анализ слова «веник»
Занятие 20. «Летит пулей» — что бы это значило? Согласный звук и буква Ж. Схемы предложений
Занятие 21. Согласные звуки (б), (б’), буква Б. Многозначные слова. Звуковой анализ слова «батон»
Занятие 22. Согласные звуки (г), (г’), буква Г. Звуковой анализ слова «голуби»
Занятие 23. Согласные звуки (д), (д’), буква Д
Занятие 24. Согласный звук (ц), буква Ц. Звуковой анализ слова «курица». Смысловая законченность предложения
Занятие 25. Согласный звук (ч), буква Ч. Звуковой анализ слова «часики»
Занятие 26. Согласный звук (щ) и буква Щ. Нахождение буквы в письменном тексте. Работа с текстом
Занятие 27. Согласные звуки (ф), (ф’), буква Ф. Звуковой анализ слова «фиалка»
Занятие 28. Согласный звук и буква Й. Звуковой анализ слова «чайник»
Занятие 29. Сочетание звуков (йэ), буква Е. Звуковой анализ слова «лента»
Занятие 30. Сочетание звуков (йа), буква Я. Звуковой анализ слова «няня»
Занятие 31. Сочетание звуков (йу), буква Ю. Звуковой анализ слова «клюшка»
Занятие 32. Сочетание звуков (йо), буква Ё. Звуковой анализ слова «звёзды»
Занятие 33. Буквы Ь и Ъ (мягкий и твердый знаки)
Занятие 34. Алфавит
Список использованной и рекомендуемой литературы
Автор: Ельцова Ольга Михайловна
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице «Электронные подписки»