Епифань достопримечательности никольский собор
Собор Николая Чудотворца (Епифань)
Собор Николая Чудотворца построен в 1850 году. Закрыт в 1932 году, возвращен верующим в 2003 году.
Содержание
История [ править ]
Первые сведения о Никольском соборе датируются еще XVII веком. Сначала это была деревянная церковь, на месте которой в первой половине XVIII века был построен каменный храм. Однако, в связи с начавшимся разрушением, здание было разобрано, на этом месте в 1810 году начали строительство Никольского собора, которое завершилось спустя сорок лет. В 1850 году был возведен величественный Свято-Никольский собор.
Богослужения в храме проводились вплоть до 1932 года, пока трапезную не превратили в электростанцию, в колокольне устроили водонапорную башню. После Великой Отечественной войны разрушенный собор долгое время оставался заброшенным.
Оживать храм начал лишь в конце 1980-х годов, когда было решено устроить вечер камерной музыки. Начался сбор пожертвований и в 1995 году удалось покрыть листовым железом соборный купол.
Решение о реставрации было принято в 1999 году.
Храм был освящен в 2003 году.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Тульская область, Кимовский район, с/п Епифанское, п. Епифань, Красная площадь.
Никольский собор в Епифани
Никольский собор наряду с другими храмами делает Епифань любопытным туристическим объектом, в этот поселок определенно стоит отправиться на экскурсию. Каменный храм возвели в первой половине 18 века, от него осталась только одна юго-западная башня из 4. Собор разобрали в начале 19 века из-за аварийного состояния, тогда же начали строить новый, сохранившийся до сих пор. Его закрыли в 1932 г., в трапезной разместили электростанцию, а в колокольне — водонапорную башню. Уже в начале Великой Отечественной войны храм сильно пострадал, трапезную взорвали. В таком состоянии он и стоял до недавней реставрации.
Что посмотреть
Никольский собор построен в классическом стиле, популярном в 19 веке. Основной объем в форме креста дополнен цилиндрическими вставками во внутренних углах. Со всех сторон храм украшен порталами с колоннами. На широком барабане с многочисленными окнами разной формы расположен полукруглый купол, на нем — еще один барабан, высокий и узкий, с небольшим куполом такой же формы и золотой маковкой с крестом. Барабаны богато декорированы лепниной, как и карнизы, колонны. К основному объему примыкает переход к одноэтажному приделу с ротондами над прямоугольными окнами. Здание покрашено в светло-желтый цвет, декор белый за исключением карнизов на порталах — они малахитово-зеленые.
Рядом с приделом стоит шатровая колокольня из красного кирпича с большими звоновыми окнами и маленьким куполом. Недалеко от нее — башня, оставшаяся от ограды старого храма 18 века: цилиндр на кубе с крышей конусовидной формы. Весь комплекс окружен кованой оградой. Внутри реставрационные работы еще продолжаются, но уже установлен иконостас, проводятся богослужения.
Практическая информация
Адрес: Тульская обл., Кимовский р-н, пос. Епифань, ул. Садовая. Координаты GPS: 53.8262, 38.5527.
Пос. Епифань находится в 70 км от Тулы, на машине дорога занимает около 1,5 часов. Прямые автобусы ходят сюда из Климовска, время в пути — 20 минут. В Климовск легко добраться на автобусах из Тулы, Москвы, Рязани и других городов. Церковь находится в 10 минутах ходьбы от автостанции.
Никольский собор Епифань
Возникновение Никольского собора в Епифани связывают с явлением иконы Святителя Николая Чудотворца.
По легенде, литовские войска, шедшие на подмогу Мамаю на Куликово поле, остановились на отдых в этом месте. В одной обозной телеге была кем-то припрятана икона Николая Чудотворца. Отдохнув, литвяне не смогли сдвинуть эту телегу с места, как ни старались. Осмотрев обоз, они нашли икону, но были ослеплены. Устрашившись, литовцы ретировались домой, а воз с иконой бросили.
События, описанные в легенде, теоретически могли происходить на самом деле: в 1380 году литовские войска под предводительством короля Ягайло шли в сторону Куликова поля вместе со своим проводником по имени Епифан Киреев. Похоже, что к 8 сентября, дню Куликовской битвы, они оказались как раз на территории современной Епифани, но, услышав о разгроме Мамая, бежали. А для хранения оставленной «литвой» иконы местные жители возвели часовню.
Писцовые книги конца XVI века упоминают уже церковь под Епифановым болотом. В Смутное время местечко было разграблено и пришло в запустение. Однако в 1640-е годы храм возродили и освятили. В 1645 году о Никольском храме Епифани говорят уже как о соборном.
В 1736 году соборную Никольскую церковь перестроили в камне, храм делился на холодный и теплый, был обнесен четырехметровой каменной оградой с зубцами, похожими на те, что украшают стену тульского кремля. Некоторые исследователи утверждали даже, что по ней могли передвигаться воины, а из угловых башен можно было вести огонь. Более того, говорили, что на единственной сохранившейся до наших дней башне еще в конце 30-х годов прошлого века находилась старинная пушка. Хотя реальных свидетельств «крепостного» характера соборной ограды все-таки нет.
Первый каменный храм простоял до 1810 года, когда из-за ветхости его разобрали, на возведение нового Никольского собора ушло сорок лет, все работы были завершены только в 1850 году.
После революции
Городское потребительское общество устроило в теперь уже бывшем соборе склад. В галерее между трапезной и колокольней оборудовали теплоэлектростанцию, а саму колокольню превратили в водонапорную башню.
В Великую Отечественную фашисты заняли Епифань без боя; оккупация длилась чуть больше месяца, и, отступая, немцы взорвали практически все постройки Епифани.
После войны полуразрушенный собор так и стоял заброшенным, но все равно оставался местной достопримечательностью. Многие туристы улавливали в нем сходство с Исаакиевским собором в Ленинграде.
Оживать храм начал лишь в конце 1980-х годов после того, как однажды в нем решено было устроить вечер камерной музыки. В старинном храме была великолепная акустика и такие концерты стали проходить регулярно. Также начался сбор средств на восстановление здания. В 2000 году начался ремонт Никольского собора Епифани, а в праздничные дни здесь стали проводиться службы.
Внутри Никольского храма
Внутреннее убранство Никольского собора сильно пострадало в XX веке. Очень мало что сохранилось от великолепных фресок, когда-то покрывавших стены храма. Сейчас стены большей частью забелены, однако фрагменты старых росписей видны на неокрашенных участках стен.
Восстановление интерьеров Никольского собора продолжается. Фронт работ, безусловно, колоссальный. Несмотря на то, что деньги на реставрацию ежегодно выделяет государство в лице министерства культуры (все-таки положение «Ворот Куликова поля» обязывало вложить в возрождение достойного облика Епифани государственные средства), денег, как известно, всегда не хватает.
Богослужения в соборе
Расписание служб в Свято-Никольском соборе необходимо уточнять на официальном сайте храма или в самом храме.
Контакты
Адрес: 301740, Тульская обл., Кимовский р-н, пос. Епифань, Красная площадь.
Как добраться самостоятельно
Епифань. Собор Николая Чудотворца.
Никольский собор
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895, с. 280; ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 459., л. 2
В число древних памятников архитектуры входит Никольский собор, который расположен в поселке Епифань Кимовского района. Согласно историческим летописям, сведения о Никольском соборе датируются еще XVII веком. Сначала это была деревянная церковь, на месте которой в первой половине XVIII века был построен каменный храм. Однако, в связи с начавшимся разрушением, обитель была разобрана, а на ее месте в 1810 году начали строительство Никольского собора, которое завершилось спустя сорок лет. В результате был возведен величественный и по своей красоте не уступающий столичным храмам Свято-Никольский собор.
Богослужения в храме проводились вплоть до 1932 года, пока трапезную не превратили в электростанцию. Колокольня обители в это время была превращена в водонапорную башню. После Великой Отечественной войны разрушенный собор долгое время оставался без внимания. Только в июле 1999 года губернатором Тульской области было принято решение о необходимости проведения реставрационных работ Никольского собора.
Несмотря на то, что восстановление уникального храма до настоящего времени не закончено и ремонтно-реставрационные работы продолжаются, в Никольском соборе, начиная с мая и до середины осени, проводятся богослужения.
Николаевская соборная церковь. Приход этой церкви состоит из городской части и деревень: Рогозинки, Фомина, Алешиной слободы, Вереникиной слободы, Рождественской слободы, Крутого, Грязновки, Полунина, Красного Осетрика и Табола. Городских прихожан числится 801 м. п. и 754 ж. п., деревенских 1737 м. п. и 1719 ж. п. По времени своего первоначального возникновения приход этой церкви один из древних. В письменных актах встречается указания на Николаевскую церковь во второй половине XVII ст. (1685 г.), но есть основания относить и основание этой церкви и возникновение при ней прихода к более раннему времени. Возникновение первоначального храма, во имя св. Николая, в г. Епифани в народном предании тесно связывается с иконою св. Николая Чудотворца, доселе хранящеюся в соборной Епифанской церкви. Эта икона, по устным рассказам, оставлена была Литвою на месте нынешней соборной церкви и одна ли не в первое время возникновения городя Епифани. Это предание гласит: „когда вся земля Русская горела войною и поле Куликово покрывалось телами умирающих татар, в это время спешила на войну Литва, и в рядах ея больших обозов скрытою в повозке везена была икона св. и Чудотворца Николая. Перешедши Дон, Литва остановилась для отдыха в Епифани, где ждал ее Епифан, и обозами своими раскинулась на выгоне; повозка же с скрытою в ней иконою остановилась на том месте, где ныне стоит соборная церковь и небольшая часовня. После, отдыха литвяне хотели было поспешить на Куликово поле, но повозка с иконою Чудотворца Николая стала неподвижна. Как ни били волов, повозка оставалась неподвижною: на место волов впрягли было лошадей, но и лошади не двигались с места, как бы вкопанныя в землю. Пробовали сдвинуть повозку сами, но не осилили. Наконец, к везшим повозку присоединились другие литвяне и, не зная о скрытии в ней иконы, стали осматривать воз: увидев в нем скрытую икону, надумали было посмеяться над нею, но поражены были слепотою. Литвяне принуждены были оставить икону Епифану с его людьми, а сами поспешно бежали тою дорогою, по которой пришли”.
Из поверки этого предания историей оказывается, во 1-х, что Литвою, оставившею икону Николая Чудотворца в Епифани в 1380 г. предводительствовал король ея Ягелло, который хотя сам не был еще крещен в это время, но терпел в своем ополчении христиан и даже покровительствовал им: во 2-х, что в начале сентября 1380 г. он шел от Одоева в Епифань, по указанию проводника Епифана Киреева, сносившегося с ним от лица князя Олега; в самый же день Куликовской битвы 8-го сент. был уже в самой Епифани, отстоящей от Куликова поля в 30 в., и здесь, услыхав о победе русских над Мамаем, поспешно бежал, так что наши легкие отряды не могли его настигнут. Таким образом предание об оставлении иконы литовцами в Епифани не стоит в противоречии и с фактами истории, и, видимо, событие это случи лось именно в 1380 году. Для хранения этой иконы построена была первоначально часовня, а потом церковь во имя Богоявления Господня.
Когда построена была Николаевская церковь, не имеется сведений; из письменных документов 1885 г. видно, что она существовала уже в это время, как соборная. Каменная или деревянная была эта церковь до 1728 г., определить трудно. В 1736 г., в царствование Анны Иоанновны, соборная церковь начата строиться каменным зданием и окончена в 1738 г. Она существовала до 1810 г., с приделами во имя прор. Илии и св. мчк. Иоанна Воина. Придельная церковь, во имя Иоанна Воина, построена была особняком над оградными воротами в 1766 г. каменным зданием. В этот период своего существования соборная церковь служила центром, около которого развивалась городская жизнь во всех своих важнейших функциях. Церковь обнесена была высокою каменною оградою с амбразурами и бойницами, на подобие Тульского кремля. Судя по амбразурам, можно думать, что ограда эта была построена с тою целью, чтобы иметь защиту г. Епифани от врагов, и ее правильно нужно назвать не оградою, но военною крепостью, построенною, по распоряжению правительства, во времена укрепления города для защиты его от набега татар. Внутри этой ограды было столько разных торговых лавок и помещений, что в ней производилась вся Епифанская торговля, как в обыкновенные дни, так и во время николаевской ярмарки. Кроме лавок, в церковной ограде помещалось духовное училище, открытое в 1805 г. и переведенное в Венев в 1837 г. Здесь же было Епифанское духовное правление, закрытое в 1851 г., а с 1763 г. по 1774 г. здесь помещалась городская ратуша.
В 1810 г. началась постройка ныне существующей соборной церкви, по желанию главным образом ц. старосты, купца П.М. Логвинова. В 1814 г. трапезная церковь была устроена с двумя приделами, во имя Божией Матери Троеручицы и во имя пр. Божия Илии. В 1850 г. была окончена совершенно и настоящая холодная церковь. *) Из предметов храма заслуживают внимания: 1) риза и епитрахиль старинной парчи, пожертвованная Императрицею Анною Иоанновной в 1740 г. и 2) колокол в 114 пуд. и 14 ф. с надписью: «Повелением Ея Императорского Величества, Всемилостивейшей Государыни Анны Иоанновны вылит сей колокол в Москве, на подаяние от Ея Императорского Величества Двора, к церкви Николая Чудотворца, что в Епифани, 1740 г. апреля 17-го дня, чрез отправление сенатского секретаря Семена Молчанова”.
Причт состоит из трех священников, диакона и трех псаломщиков. На содержание храма получаются % с церковного капитала, хранящегося в билетах, сумма которого составляет 6245 р. 45 к. В пользу причта получаются проценты с 7654 р. 15 к. (с 1892 г. в дер. Алешиной слободе открыта ц.-приходская школа.
*) Подробнее историю этой церкви см. въ очерке свящ. М. Сахарова въ Тульск. Епарх. Вед. 1873 №№ 13, 21 и 1874 № 10.
П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. г. Епифань, стр. 280
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №302, 2018 г.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам. Выпуск №302, 2018 г.
Церковь Никольская с колокольней и башней ограды XVIII в. расположена на Красной площади поселка Епифань Кимовского района в юго-восточной части Тульской области. В 1736 г. было начато строительство нового каменного пятиглавого Никольского собора, вместо пришедшего в ветхость более раннего деревянного храма. Строительство его было закончено в 1738 г.
В одном из первых упоминаний о каменной ограде вокруг пятиглавого Никольского собора, относящихся к 1763 г., содержатся сведения от утверждении епифанской ратуши, которая была размещена в пристройке к колокольне и ограде. Таким образом, можно сказать, что примыкающие одноэтажные с подклетом южная и северная пристройки к колокольне, появились во второй половине XVIII в. На генеральном плане Епифани 1779 г. справа и слева от надвратной отдельно стоящей колокольни уже существуют примыкающие с юга и севера объемы.
Колокольня выстроена в стилистических формах конца 30-х г.г. XVIII в. По архитектурным формам и декоративному убранству, она принадлежит XVII в., но регулярный характер размещения декора указывает на то, что памятник относится к XVIII в.
После революции, в 1920-е г.г. в паперти была размещена электростанция. В 1932 г. собор закрыли. В трапезной находилась местная электростанция, работавшая до войны. Весной 1937 г. колокольня храма была превращена в водонапорную башню. В 1941 г. храм пострадал довольно сильно, электростанция была взорвана, трапезная обрушилась.
В 2007-2016 г.г. были проведены работы по сохранению объекта. Завершены все работы по восстановлению кирпичной башни, кирпичного ограждения, крытой паперти храма и северной пристройки колокольни.
Епифанский Никольский собор
Первый храм на месте Никольского собора мог быть построен еще в 70-х годах XVI века, когда был основан Епифанский острог. Народное предание связывает постройку собора со временем Куликовской битвы.
В нем говорится: «Когда вся земля Русская горела войною, и поле Куликово покрывалось телами умирающих татар, в это время спешила на войну литва, и в рядах ее больших обозов в повозке везена была икона св. Николая Чудотворца.
Перешедши Дон, литва остановилась для отдыха в Епифани, где ждал ее Епифан, и обозами своими раскинулась на выгоне; повозка же с скрытою в ней иконою остановилась на том месте, где ныне стоят соборная церковь и небольшая часовня. После отдыха литвяне хотели поспешить на Куликово поле, но повозка с иконою Николая Чудотворца стала неподвижно, на место волов впрягали было лошадей, но и лошади не двигались с места, как бы вкопанные в землю. Пробовали сдвинуть повозку сами, но не осилили. Наконец к везшим повозку присоединились другие литвяне и, не зная о скрытии в ней иконы, стали осматривать воз: увидев в нем скрытую икону, вздумали было посмеяться над нею, но поражены были слепотою. Литвяне принуждены были оставить икону (священнику) Епифану с его людьми, а сами поспешно бежали тою дорогою, по которой пришли. Для хранения этой иконы построена была первоначально часовня, а потом и церковь».
В XVII веке документы упоминают соборную церковь в Епифани. Как и крепостные стены, она была деревянной. В 1736—1738 годах строился каменный храм. Собор был обнесен каменной стеной с бойницами и четырьмя угловыми башнями. В настоящее время сохранилась одна из башен. Над воротами располагалась надвратная церковь во имя святого Иоанна Воина. Внутри ограды располагались городская управа (до 1 774 г.), Епифанское училище (переведено в г. Венев в 1837 г.), торговые лавки. Среди быстро богатевшего епифанского купечества родилась идея создания монументального собора в классическом стиле по чертежам столичных архитекторов. В начале XIX века старый храм разобрали (кроме колокольни) и в 1810 году начали строить величественный Никольский собор. Первоначально в 1810—1814 годах строилась зимняя придельная церковь во имя иконы Божией Матери Троеручицы. По некоторым данным, ее архитектором был Т. Т. Тимофеев. В 1815 году начали строить сам Никольский собор. В связи со значительными объемами работ и нехваткой средств строительство растянулось на несколько десятилетий и было завершено в 1850 году. Собор имел несколько приделов. Помимо уже упоминавшегося придела иконы Божией Матери Троеручицы, здесь находились приделы пророка Ильи, архистратига Михаила, Иоанна Воина (в колокольне). Собор был освящен 20 июля 1850 года, а спустя полтора месяца состоялось торжественное открытие памятника Дмитрию Донскому на Красном холме.
В 1932 году собор был закрыт. В трапезной храма расположилась местная электростанция. В 1941 году храм сильно пострадал: электростанция была взорвана, трапезная обрушилась. Вплоть до начала XXI века уникальный памятник архитектуры был оставлен без внимания и медленно разрушался. Сегодня храм передан Русской Православной Церкви, в нем совершаются праздничные богослужения, установлен иконостас, начаты работы по консервации и реставрации.