Ересь ария и первый вселенский собор
Главная страница
Ирина Артеми
дипломированный богослов-филолог Афинского университета
Магистр богословия Афинского университета
Η ΑΙΡΕΣΗ ΤΟΥ ΑΡΕΙΟΥ ΚΑΙ Η Α΄ ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΚΗ ΣΥΝΟΔΟΣ
Ειρήνης Αρτέμη
Основание его учения о подчиненности Сына по отношении к Отцу базировалось на широко распространенном мнении о subordinatio. Последнее составляло основу и фундамент его злочестия. Очевидно, что Арий использует богословские понятие отцовство и сыновство лишь как метафоры и по аналогии к человеческой жизни, согласно которой отец по времени предшествует сыну. Итак, он предпринимает попытку дать объяснение на основании человеческих отношений отношениям между Лицами Святой Троицы.
В то время престол Римской империи занимал Константин (306-337), позже названный Великий, сын Констанция Хлора. Константин стал благосклонным к христианству. В течение многих лет он боролся с донатистами в Северной Африке и мелетианами в Египте. Но теперь он встал против ереси ради сплочения империи. Эта ересь родилась из догматических ошибок Ария.
Император справедливо стремился к воцарению религиозного мира в империи, не понимая, доктринальных различий арианства от православного учения, пытался умиротворить дух своих богословских противников. Константин Великий не мог вникнуть в глубинный смысл предвечного рождения Сына. По этой причине и призвал Ария и епископа Александра к мирно сосуществованию, несмотря на различия в их учении о Триедином Боге. Об огромной богословской опасности, которая тогда возникла, рассказал и объяснил императору свт. Осия Кордубский. Последний призвал Константина приступить к созыву собора для разрешения богословских споров.
Никея была вполне пригодна для проведения работы собора, так как она гарантировала епископам Египта и Запада более легкое прибытие в нее. Однако в то же время этот город позволил и самому Константину принять участие в работе собора. Собор начал работу 20 мая 325 [10] и завершил ее 25 августа того же года. Сам император открыл заседание Собора, продемонстрировав тем самым, насколько была важной эта встреча для него самого и для внутреннего мира империи. В нем приняли участие 318 отцов, число символическое, соответствующее числу мужчин, которые использовали Авраама для противостояния своим врагам[11]). Деяния Собора не сохранились. Это подтверждается и трудом свт. Афанасия Великого, в котором святитель обращается к своей памяти для того, чтобы описать происходившие на Соборе события, слова, которые были высказаны защитниками и критиками Ария. Председателем Собора считается Евстафий Антиохийский, но много раз утверждалось, что им был епископ Никомидийский Евсевий или Константин Великий, и т. д.
Собор осудил Ария, обучение, его учение, и три церковных раскола: новацианский, Павла Самосатского и мелетианский, которые в течение многих лет сотрясали внутренний церковный мир. Было принято 20 правил и Никейский Символ веры, в котором говорится, что Сын единосущен Отцу ( οὙιόςεἶναιὁμοούσιοςτοῦΠατρός ), то есть совечен Отцу и Он истинный Бог. Термин единосущный ( ὁμοούσιος ) используется сам Константин, чтобы описать отношения Сына с Отцом. Включение этого термина в предварительный Символ указывает в то же время и на осуждение арианства. Профессор К. Скутерис [12] относительно спорного термина единосущный замечает: «свт. Афанасий в своем труде о Никейском соборе отметил о работе собора, что на нем присутствовала всецелая скептичность и на общем пути следования Собора для принятия определения. Во-первых, нельзя отрицать, по словам свт. Афанасия, что термин этот выражает мысль Священного Писания, будучи в церковной традиции. Члены собора восприняли богословие, которое выражает определение «выше»ином «выше, несмотря что и подле них» ( άνωθενπαράτωνπροαυτών ). Вместе с тем, этот не записанный термин подтверждался из многих мест Священного Писания, которые были приняты во внимание и записаны Отцами Собора. «Посему поскольку Сын родился от Отца, но другое рождение по человеческой природе, и не только не подобное, но и неотделима суть от сущности Отца и Он есть суть одно со Отцом (Ин,10, 30), как Он и говорил, присно во отце суть слово и Отце в Слове (Ин 10,38; 14.20.), как сияние света света (Евр. 1,3) — это и означает слово, поэтому то Собор так правильно мыслил слово единосущный, его вписал, дабы отвергнуть и изгнать еретиков богоборных иначе мыслящих о рожденном Слове». Ариане вместо того, чтобы искать «смысл» Священного Писания, имели «растленный ум» и были неспособны постигнуть, что с помощью термина «единосущный» ( ὁμοούσιος» ) было выражено учение Священного Писания. В завершении Никейский Символ веры стал содержать семь первых членов (параграфов) Символа веры[13].
Важно отметить, что на Соборе в Никее было явлено много чудес святыми богоносными Отцами. Особенными были чудеса, совершенные свт. Спиридона, свт. Экумением и свт. Ахиллой. Стоит упомянуть и об инциденте между Св. Николаем Чудотворцем и Арием. Первый не в состоянии обуздать свое возмущение относительно того, что утверждал Арий, его ударил. Император Константин Великий наказал свт. Николая и заключил в тюрьму. Но в тюрьме произошло чудо, указывающее на святость свт. Николая и заблуждение Ария.
Сноски
[1] «Арий подвергся большому влиянию иудейского монотеизма, философского взгляда об абсолютном превосходстве и о неподвижности Бога, космологических дуалистических взглядов и прежде всего Филона Александрийского о тварности Логоса-Слова, через которое Бог создал мир», Σ. Παπαδοπούλου ,Πατρολογία Β´, Ἀθήνα, 1990, σ. 114.
[2] Ἀθανασίου Ἀλεξανδρείας, Κατά Ἀρειανῶν, I, E΄, 4, M. Tetz, Athanasius Werke , τ. 1, Ι, publ. De Gruyter, Berlin 1940, σ. 114 15-18 (=PG 26, 21ΑB): « « Ἦν γάρ » , φησί, « μόνος ὁ Θεὸς, καὶ οὔπω ἦν ὁ Λόγος καὶ ἡ σοφία. Εἶτα θελήσας ἡμᾶς δημιουργῆσαι, τότε δὴ πεποίηκεν ἕνα τινά, καὶ ὠνόμασεν αὐτὸν Λόγον, καὶ Σοφίαν καὶ Υἱὸν, ἵνα ἡμᾶς δι̉ αὐτοῦ δημιουργήσῃ » ». (ОДИН БЫЛ Бог, говорит Арий, и не было еще Слова и Премудрости. Потом, восхотев создать нас, сотворил Единаго некоего и наименовал Его Словом, Премудростию и Сыном, чтобы посредством Его создать нас).
[3] Αὐτόθι, M. Tetz, Athanasius Werke , τ. 1, Ι, σσ. 114 20-23 , 118 10-115 (=PG 26, 21B, 24Α).
[5] Τοῦ ἰδίου, Περί τῶν γενομένων ἐν τῇ Ἀριμινίῳ τῆς Ἰταλίας καί ἐν Σελευκείᾳ τῆς Ἰσαυρίας Συνόδων , 15, 3, H.G. Opitz, De synodis Arimini in Italia et Seleuciae in Isauria, Athanasius Werke, τ. 2, VII, σ, 242 16-18 (PG 26, 708Α).
[7] «эта фраза циркулировала со времени Дионисия Римского (259-268) (βλ. ἀπόσπασμα 2: PG 25, 461C)», Σ. Παπαδοπούλου, Πατρολογία Β´,Ἀθήνα 1990, σ. 115.
[8] Ἀθανασίου, Κατά Ἀρειανῶν , Ι, Ε΄ καί Ι, ΚΣΤ΄, M. Tetz, Athanasius Werke , τ. 1, Ι, σσ. 114 15-23 , 135 1-4 (=PG 26, 21Β, 65Α)
[9] Ἀθανασίου Ἀλεξανδρείας, Περί τῶν γενομένων ἐν τῇ Ἀριμινίῳ τῆς Ἰταλίας καί ἐν Σελευκείᾳ τῆς Ἰσαυρίας Συνόδων , 15, 3, H.G. Opitz, De synodis Arimini in Italia et Seleuciae in Isauria, Athanasius Werke vol. 2.1, 15.3 21-22 (=PG 26, 688B).
[10] Σωκράτους, Ἐκκλησιαστική Ἱστορία 1, 13: «Καὶ ὁ χρόνος δὲ τῆς Συνόδου, ὡς ἐν παρασημειώσεσιν εὕρομεν, ὑπατείας Παυλίνου καί Ἰουλιανοῦ, τῇ εἰκάδι τοῦ Μαΐου μηνὸς· τοῦτο δὲ ἦν ἑξακοσιοστόν τριακοστόν ἕκτον ἔτος, ἀπὸ τῆς Ἀλεξάνδρου τοῦ Μακεδόνος βασιλείας». (Что же касается до времени собора, то сама повестка его показывает, что он состоялся в консульство Павлина и Юлиана, в двадцатый день месяца мая; а это был 636 год от Александра Македонского.)
[12] Κ. Σκουτέρη, Ἱστορία Δογμάτων Β΄, Ἀθήνα 2004, σ 307.
Перевод “Православного Апологета”. 2011г.
Первый Вселенский Собор: за что Арию дали пощечину
I Вселенский Собор был созван в 325 г. в городе Никее при императоре Константине Великом. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение.
В. Суриков «Первый Вселенский Собор». Эскиз к росписи Храма Христа Спасителя (1876 г.) |
Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова, который составляет единственное основание всего упования нашего спасения. Если бы ересь Ария, отвергавшая Божество Сына Божия Иисуса Христа, потрясшая тогда всю Церковь и увлекшая за собою великое множество и пастырей и пасомых, одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующею, то давно уже не существовало бы само христианство, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия и суеверий.
Ария поддерживал епископ Никомидийский (Палестина) Евсевий, очень влиятельный при царском дворе, поэтому ересь получила очень широкое распространение в то время. И по сей день враги христианства, взяв за основу ересь Ария и дав ей другое название, смущают умы и вводят в соблазн многих людей.
Память Первого Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с древнейших времен. Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16, 18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа на Ее стороне. Святые мученики засвидетельствовали истинность слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание Имени Христова, и меч гонителей склонился перед победоносным знамением Креста Христова.
С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени.
Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов.
Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов-представителей христианских Церквей из разных стран.
Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви-святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (память 6 декабря и 9 мая), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (память 12 декабря), и другие, почитаемые Церковью святые отцы.
Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским (память 2 мая), названным Великим, как ревностный борец за чистоту Православия. Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: «Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией».
Арий, имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто и он отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово «Единосущный», которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение.
Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова, который составляет единственное основание всего упования нашего спасения. Если бы ересь Ария, отвергавшая Божество Сына Божия Иисуса Христа, потрясшая тогда всю Церковь и увлекшая за собою великое множество и пастырей и пасомых, одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующею, то давно уже не существовало бы само христианство, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия и суеверий.
Ария поддерживал епископ Никомидийский Евсевий, очень влиятельный при царском дворе, поэтому ересь получила очень широкое распространение в то время. И по сей день враги христианства (например секта «Свидетелей Иеговы»), взяв за основу ересь Ария и дав ей другое название, смущают умы и вводят в соблазн многих людей.
Тропарь свв. отцам Первого Вселенского Собора, глас 8:
Препрославен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истенней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе
СИМВОЛ ВЕРЫ трехсот осминадесяти святых отец Первого Вселенского Собора, Никейского.
Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша, яже на небеси и на земли; нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего, и воплотившася и вочеловечшася, страдавша и воскресшего в третий день, и восшедшего на небеса, и паки грядущего судити живым и мертвым. И во Святого Духа. Глаголющих же о Сыне Божием, яко бысть время, егда не бе, или яко преже неже родитися, не бе, или яко от не сущих бысть, или из иныя ипостаси или сущности глаголющих быти, или превратима или изменяема Сына Божия, сих анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь.
СИМВОЛ ВЕРЫ (употребляемый ныне в Православной Церкви) ста пятидесяти святых отец Второго Вселенского Собора, Константинопольского.
Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша; нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; и воскресшего в третий день по писанием; и восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца; и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.
Начальная стадия арианских движений и первый вселенский собор в Никее
Другую, столь же выдающуюся, богословскую группу среди участников собора составляли образованные защитники православия, хорошо понимавшие, в чем состоит сущность арианской ереси и какими средствами должно было бороться против нее. Эта группа слагалась из мужей весьма почтенных, стоявших на верху церковной жизни, глубоко религиозных и истинно просвещенных, наследовавших славу в истории церкви. В нее входили: Осий кордубский, Александр александрийский, Евстафий антиохийский, Макарий иерусалимский, Маркелл анкирский и др. 109 По своему историческому положению эта группа богословов являлась на соборе прямою противоположностью арианствующей партии и была самым энергичным и убежденным ее врагом. Неуклонно держась почвы церковного предания и вероучения, отцы этой группы не были, однако, слепыми консерваторами и не думали, что одних «древних мнений» достаточно для отвержения арианства. Философское образование давало им возможность ясно видеть недостаточность существовавших в церкви догматических формул, и они выступали на соборе с некоторого рода новшеством; они хотели создать такое изложение веры, которое не могло бы подвергаться никаким перетолкованиям, которое в совершенной точности выражало бы церковное учение и было обязательно для каждого христианина. При этом они не только не останавливались пред мыслью внести в проектируемое изложение новые, понятия» – такие, которые еще не пользовались правом гражданства в современном им богословском языке, а напротив, видели в них единственно пригодное средство для борьбы с Арием. Их лозунгом были термины ἐκ οὐσίας. (из сущности т. е. Отца) и ὀμοούσιος (единосущный), в корне подрывавшие арианскую доктрину. – В глазах прочих членов собора богословы этой фракции обладали великим нравственным авторитетом и отчасти держали в своих руках руководство общими заседаниями собора, но это их влияние умерялось другими сторонами дела. Их численность была невысока и едва ли многим превосходила численность арианствующих епископов; да и задача их была не легка. Их требования к собору оказывались выше и сложнее, чем требования арианствующих; они искали у собора не формального только оправдания, но стремились к положительному торжеству, ждали от него полного и безусловного утверждения своего учения. Это в значительной степени уравновешивало их шансы на успех с партией арианствующих.
Веруем во единого Бога Отца Вседержителя, творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа, Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, единородного, т. е. из сущности Отца, Бога от Бога, света от света, Бога истинного от Бога истинного, несотворенного, единосущного Отцу, чрез которого все произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сшедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа.
А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошел из несущих, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или субстанции, или создан, или преложим, или изменяем – таковых анафематствует кафолическая церковь.
4. В ряду этих поправок и дополнений, внесенных отцами первого вселенского собора в вероизложение Евсевия кесарийского и преобразовавших его из символа частнаго в символ вселенской церкви, центральное место занимают термины: ἐκ τῆς οὐσίας и ὀμοούσιος. В этих двух терминах дано завершение догматической деятельности собора, синтез его учения о втором Лице Св. Троицы. Эти же термины или, точнее, понятия, выражаемые ими, послужили толком и к дальнейшему после – Никейскому развитию догматических движений. Что же обозначают собой термины: ἐκ τῆς οὐσίας и ὀμοούσιος, и какой смысл соединяли с ними никейские деятели?
Из этого смешанного употребления слов сущность и ипостась хорошо уясняется та догматическая мысль, какую хотели высказать отцы, внося в символ выражение: «ἐκ οὐσίας τοῦ πατρός» – рожденного. из сущности Отца». Никейские отцы в учении о Триедином Боге, очевидно, следовали приемам доникейской школы богословов, у которых догмат о Троице раскрывался в не систематическом, а в генетическом порядке. Излагая учение о Троице, доникейские богословы выходили не из понятия о существе Божием, как это делается теперь, а из понятия о Боге Отце; в доникейской догматике, можно сказать, вполне отсутствовал тот трактат, который рассуждает о существе Божием и его свойствах. С точки зрения доникейских богословов, существо Божие и есть Сам Бог Отец; Отец вполне и всецело владеет этим существом, а затем отсюда, из этого существа Отца, рождается Сын, который также всецело обладает Божием существом, так что не все три Лица вместе имеют одно существо, но каждая из ипостасей есть весь Бог, и существо принадлежит каждой всецело. Вследствие этого, когда Никейские отцы говорили, что Сын рожден от Отца, то этим самым они и хотели сказать, что Он рожден из существа Отца, т. е. из существа Божия, которое и есть Отец. Вводя в символ нарочитое пояснение выражения «от Отца», т. е. из сущности Отца, – пояснение, которое разумелось само собой, они имели в виду исключительно полемические цели – желание предотвратить возможность произвольного перетолкования слов «от Отца». Их добавление: ἐκ οὐσίας τ. πατρός прямо направлялось против арианства и осуждало его учение о тварности Сына, о происхождении Его из несущего. Строго говоря, одного этого добавления и было достаточно для того, чтобы раз навсегда опровергнуть арианскую ересь. Но будучи весьма пригодным в видах борьбы с арианством, термин: ἐκ οὐσίας оказывался недостаточным для выражения положительного учения церкви о Сыне Божием. Взятый в отдельности, вне связи с другими атрибутами Сына Божия, он утверждал только то, что Сыну свойственно существо Отца, но еще ни слова не говорил о том, в какой мере это существо присуще Сыну. Рождаясь из существа Отца, Сын мог владеть не всецело, а только частью существа Отца и вследствие этого оказался бы неравен Отцу; так, напр., и учил Тертуллиан, называвший Сына portio aliquanda Dei – некоторая доля Отца. Устраняя арианскую идею тварности Сына, термин: ἐκ οὐσίας сам по себе не устранял субординациональных представлений о Сыне, весьма распространившихся на Востоке после Оригена и требовал для себя положительного дополнения. Таким необходимым дополнением и логическим завершением дела Никейских отцов и явилось слово: ὀμοούσιος, в положительном смысле определившее собой то, что отрицательно содержалось в ἐκ οὐσίας. Это показывает, что из двух центральных выражений, внесенных отцами в символ, слову: ὀμοούσιος принадлежит первенствующее догматическое значение. Афанасий александрийский считал это слово достаточным для опровержения не только арианства, но и всех ересей, когда-либо бывших или имеющих быть в церкви. И действительно, в церковной догматике оно навсегда сохранило за собой передовое место. Его подтвердил 2-й вселенский собор и внес в свой символ, принятый всею вселенскою церковью, между тем как: ἐκ οὐσίας τ. πατρός было отвергнуто константинопольскими отцами и исчезло с богословского языка.
Что же значит собой это слово ὀμοούσιος. Для выяснения значения слова: ὀμοούσιος собственно с филологической стороны имеется очень длинный ряд аналогий в других греческих прилагательных; начинающихся с частицы: ομο. Во всех подобного рода словах частица: ομο указывает на общность владения каким-либо предметом или качеством, свойственную нескольким субъектам; ὁμοπάτριος – человек, происходящий от одного и того же лица с другим каким-либо лицом; ὁμογενής – два или несколько лиц, принадлежащих одному и тому же роду и т. д. Отсюда слово ὀμοούσιος будет означать таких субъектов, которые обладают одинаковою сущностью и буквально может быть переведено по-русски словом – сосущный. Но так как в Боге, по самому понятию о Нем, мыслимо только конкретное единство существа, а не собирательное, разделенное между многими субъектами, то в приложении к лицам Божества слово ὀμοούσιος должно указывать не только одинаковость их существа, но и реальное его тожество. Так напр. все люди единосущны друг другу, однако, общность их существа не есть нечто данное конкретно; она постигается умозрительно посредством тожества определений. В Боге же, напротив, единое существо дано конкретно и составляет реальное, а не логически только усматриваемое состояние ипостасей. Значит, в применении к Божескому существу ὀμοούσιος свидетельствует о том, что тоже самое единое существо, которое есть в Отце, принадлежит и Сыну, то есть, необходимо ведет к мысли о реальном единстве Сына по существу с Отцом. Отожествляя Сына по существу с Отцом, слово: ὀμοούσιος вместе с тем содержит в себе указание и на различие между ними, предполагает в них двух самостоятельных субъектов, владеющих одною сущностью. В этом лежит значение частицы ομο и преимущество термины ὀμοούσιος пред другими, близко подходящими к нему терминами. Никейские отцы не назвали Сына ни: μονούσιος – единственносущный, ни ταυτούσιος – тождественно сущный, потому что μονούσιος исключало бы всякую возможность перехода от Сына к Отцу, представляло бы сущность Сына единственно Ему принадлежащей. Ταυτοίσιoς же, хотя бы и могло выражать ту же самую мысль, что и ὀμοούσιος, но не было бы пригодно, как слово недостаточно вразумительное, которое при отсутствии разграничения между понятиями сущности и ипостаси могло легко рождать мысль о безразличии Отца и Сына. Никейский собор назвал Сына единосущным – ὀμοούσιον и этим устранил возможность савеллианского слияния Лиц Св. Троицы, потому что всякий данный субъект может быть единосущным только кому-нибудь другому, а не самому себе. Таким образом, слово ὀμοούσιος в его идеальном понимании одновременно учило и о единстве Сына с Отцом по существу и о некотором различии между Ними, предполагающем личную самостоятельность каждого. Оно в совершенстве выражало собой догмат церкви о Втором Лице Св. Троицы, и в терминологическом отношении было тем ценнее, что оно не допускало никаких перетолкований; его можно было принять или отвергнуть; tertium non dabatur.
Болотов. Епархии древней церкви. Церковные Ведомости, 1906, № 3; «Приходские пресвитеры имели права motu proprio, не обращаясь за разрешением на это к своему епископу, лишать мирян церковного общения, и когда апелляция на такое отлучение – видимо, чрез посредство местного епископа, – подана была самому папе александрийскому Феофилу, он признал образ действий пресвитеров совершенно законным». Болотов сам сознается, что очерк его написан «по приему для него необычному и антипатичному – без цитат. – Не принадлежало ли александрийским пресвитерам и право рукополагать своих епископов? Есть свидетельство Евтихия, что Александр александрийский рукоположен был пресвитерами. В коллекции писем Севера, переведенных на сирский язык Антонием низибийским и хранящихся в британском музее (Ms..Add. 12, 181 and Add. 14. 609), 3-е письмо второй секции, адресованное к православным в Емессе, обсуждает случай с известным Исаией, отстаивающим свое право рукополагать посредством одного епископа ссылкой на канон, приписываемой Симону I Хананеянину. В ответ на это Север возражает, что неприлично ссылаться в опровержение принятой практики на забытый обычай, и затем продолжает: «и епископ города, известного своим православием, города Александрии, обыкновенно в прежнее время рукополагался пресвитерами, но в последние дни, согласно канонам, получившим господства, поставление епископа совершается рукою епископа». Север писал из Египта около 500 года и был хорошо знаком с преданиями александрийской церкви. С этим известием Севера любопытно сопоставить рассказ Лавсаика о Пимене: «некогда пришли к нему еретики и стали порицать архиепископа Александрии за то, что он получил хиротонию чрез пресвитеров; старец, помолчав, позвал брата своего и сказал; приготовь трапезу и пригласи их кушать, – и потом отпустил их с миром (Butler. Lausaical History of Palladius, Tex. and Stud VI, 1, 213)». Cp. Brock. Journ. of theol. studies. 1901, v. II, es. 612. 613. Отзвук этого обычая слышится в известии «History of the patriarchs oi the Coptic church of Alexandria (Patrologia orientalis 1, 4, Paris 1905, 401): когда Ахилла патриарх скончался, народ собрался и возложил свои руки на пресвитера Александра, и послe этого он воcсел на епископский престол.