Если причащаться на пасху когда последний раз можно есть и пить
Как причащаться на пасхальной неделе?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
На пасхальной неделе причащаться особенно радостно, ведь в нас ещё свежо ощущение долгожданной праздничной ночи. И службы на Светлой седмице особенные – почти целиком они поются, Царские врата не закрываются даже во время Причастия священнослужителей, после Литургии совершается крестный ход вокруг храма, а сам храм украшенный и нарядный.
Весь пост верующие ограничивают себя в угощениях и развлечениях, много молятся и каются, и пасхальная неделя – награда за эти труды: во все дни отменяется пост, и даже исповедь краткая, по необходимости.
И подготовка к причастию тоже необычная: вместо привычных канонов читается короткий и радостный Канон Пасхи, часы Пасхи и Последование ко Святому Причащению. Хорошо накануне побывать на вечернем богослужении, но и оно в эти дни очень короткое, наполненное ликованием.
Перед причастием надо постараться не ссориться с близкими, никого не обижать, а если же конфликт все же произошёл, то поскорее прийти к примирению. Ведь Господь всегда призывает нас к любви, а пасхальный период, когда весь мир радуется Воскресению Христову, тем более не должен омрачаться нашей злобой и раздражением.
Несмотря на то, что подготовка к Таинству упрощена, а соблюдение поста не требуется, далеко не всем верующим житейские дела и заботы дают возможность причащаться на пасхальной неделе ежедневно. Тем не менее, многие стараются хотя бы ещё один-два раза за этот период побывать на Литургии. Ведь Пасха как будто возвращает нас во времена первых христиан. «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах», говорится о них в Книге Деяний Святых Апостолов. То есть они приобщались Тела и Крови Христовых часто, в отличие от большинства современных верующих. На Светлой седмице радость частого Причастия доступна всем живущим церковной жизнью и открывающим своё сердце Христу.
Нужно ли поститься перед причастием на Пасхальной неделе?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Поститься перед Причастием на Светлой седмице не нужно, так как до этого уже было семь недель поста, подготавливающих к Пасхе, Празднику настолько большому, что целая неделя после него воспринимается как один день. Те, кто постился, молился и каялся на протяжении Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы, могут до Антипасхи, первого после Пасхи воскресенья, причащаться без какой-то особой подготовки.
Накануне можно есть мясо, яйца, молочные продукты, позволить себе выпить вина – но не забывать меру: куличи, крашенки и окорок – это лишь дополнение к настоящей пасхальной радости, и они не должны отодвигать на второй план главное. Центр Пасхи – это Воскресший Христос. И в этот период верующие могут чаще соприкасаться с Ним, не отвлекаясь на изучение содержимого своей тарелки – постно или нет.
Обязательным перед причастием на пасхальной неделе остаётся евхаристический пост, то есть отказ от пищи и питья с 00 часов – к Таинству можно подходить только натощак (исключения: младенцы, случаи, когда человеку жизненно необходимо выпить лекарство и т.п.).
Что же касается супружеской близости, то накануне Причастия на Светлой седмице стоит воздержаться, так как Церковь считает это период в первую очередь временем духовного торжества (и даже не совершает венчания), но решение об этом муж и жена должны принимать вместе.
Пасхальная неделя – это не время для ссор и конфликтов. Это время объединения в общей великой Радости. И в первую очередь именно об этом нужно помнить, собираясь приступить к Святому Таинству.
Как причаститься на Светлой седмице?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
Следует ли причащаться на Светлой седмице? Правда ли, что перед этим не нужно поститься? Как тогда готовиться к причастию на Светлой седмице? Нужно ли исповедоваться? В любом ли храме меня могут причастить?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Причащаться на Светлой неделе можно и даже нужно! Об этом нам говорит 66-е правило VI Вселенского Собора, которое предписывает всем христианам всю Светлую Седмицу ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн. Причащаться каждый день Светлой Седмице для большинства из нас, конечно, сейчас мало возможно. Но хоть раз за Светлую неделю побывать еще раз на пасхальной литургии и причаститься, было бы очень хорошо. Ведь истинная Пасха — это Христос, Который приносится в Жертву в Таинстве.
Если христианин провел в воздержании и молитве Великий пост, то на Светлой седмице он может приступать ко причащению натощак, но без поста накануне. Почему мы не должны поститься в Пасхальную седмицу? Потому что, как сказал Христос, «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» Пасха — самый главный праздник христианской Церкви. Весь Великий Пост является подготовкой к Пасхе.
Правило ко причащению составляет чтение пасхального канона (который и так читается на Утрене перед Литургией), часов Пасхи и Последования ко Причастию.
Что касается исповеди: если вы исповедовались последний раз не раньше Лазаревой субботы или одного из дней Страстной седмицы и не имеете на душе нераскаянных тяжких грехов, то по благословению священника вы можете причащаться на Светлой без предварительной исповеди. Эта церковная традиция опять же таки связана с тем, что перед Пасхой был Великий пост — время нашего сугубого покаяния. А Пасха — время радости о Христе Воскресшем, которую ничто не должно заслонять.
Конечно же, практика причащения не может быть полностью регламентирована. Общая концепция такова, как выше написано, но в некоторых пределах она может разниться от прихода к приходу. Поэтому лучше всего прислушиваться к тому, что говорит духовник или же священнослужители вашего прихода. Тогда Вам станет проще определиться с регулярностью причащения и днями, когда лучше приступать к этому Таинству.
«Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: „От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся“ (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».
На заставке: фрагмент фото spbpda
Когда причащаться?
В какой день лучше причаститься Святых Христовых Таин? На Страстной седмице многих верующих волнует этот отнюдь не праздный вопрос.
Действительно, Страстная седмица — неделя уникальная, насыщенная исключительными событиями, которые присутствуют в богослужебном круге всего один раз в году.
Церковный человек рассуждает: «Как не причаститься в Великий Четверг, когда на Тайной Вечере было установлено таинство Причастия? Хорошо бы приобщиться и в Великую Субботу — единственную благословенную субботу в году, с ее особенным богослужением. Как остаться непричастным Христу в этот день тишины и покоя, когда Он телом заключен во гробе, а душой сходит во ад? Наконец, как можно не приобщиться на Пасху, когда вся земля ликует, когда ангелы веселятся и прославляют Господа? Из алтаря вынесут Чашу Жизни — высший дар Божий человеку, и многие причастники подойдут к ней. Что же я? Так и останусь стоять в стороне от Трапезы Господней?»
Как ни странно, еще можно встретить священников, которые не благословляют причащаться на Пасху. Иные уклоняются от ответа и говорят: «Ну, если ты считаешь себя достойным, то причащайся». Это обыкновение не причащать верующих на Пасху сложилось в советское время. Оно было продиктовано благочестивыми соображениями и учитывало реальное положение людей того времени. Понимая, что человеку придется провести последнюю субботу перед Пасхой на работе (в советское время почти всегда суббота перед Пасхой была рабочей или в этот день объявлялся всесоюзный коммунистический субботник) или в домашней суете, священники благословляли верующих причащаться заранее – в Вербное воскресенье, или в Великий Четверг, или в Великую Субботу, а на пасхальной службе уже только молиться. В те времена в некоторых храмах за ночной Литургией даже Евхаристическую Чашу не выносили из алтаря. Но теперь другое время, и верующий человек может свободно в любое время причащаться Тела и Крови Христовых.
В Пасхальную ночь празднуется исключительное событие — Христово Воскресение. Это праздник праздников и торжество торжеств. Но таинство Причастия в эту ночь не меняется так, что приобщаться Господней Трапезе могут только «достойные». Таинство Евхаристии абсолютно одинаково, где бы и когда бы оно ни совершалось. В будний день в отдаленном сельском приходе или в великий праздник в многолюдном кафедральном соборе причастники причащаются истинного Тела и Крови Христовых и соединяются с Ним.
С другой стороны, само причащение не должно быть для нас самоцелью. Мы причащаемся, чтобы пребывать в единстве с Господом, чтобы Он мог войти в нас и попалить тернии всех наших прегрешений, чтобы мы могли наследовать вечную жизнь в Его Царстве. Поэтому мы готовим себя к этому таинству, а не просто, проходя мимо, заходим в храм, причащаемся и спешим дальше по своим делам. Для христианина Причастие — это значимое событие, мы за него благодарим Бога и стараемся этот день провести достойно.
Желая причаститься на Пасху, надо учесть, будет ли у нас возможность соответствующим образом подготовиться. Если мы Великую Субботу проведем в покое, в молитве, в размышлении об Искупительной Жертве, думаю, ничто не воспрепятствует исполнению нашего благочестивого желания. Однако многие в Великую Субботу полностью погружены в предпраздничные хлопоты: наводят дома чистоту, запасаются провизией на много дней вперед, готовят пасхальный стол. Им некогда вспомнить, что в это самое время «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным».
Церковь напоминает: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет». Если же «плоть человеча» весь день снует по магазинам, перебирая в уме, что еще надо докупить для праздничного стола, если человек только тем и занят, что жарит, парит и печет, разжигая свой аппетит, пробует, какой получилась пасха (творожное блюдо), то вполне может прийти в такое состояние, когда приобщение Таин Христовых не принесет ему пользы.
Но есть ситуации, когда человек погружен в хлопоты постоянно. Например, многодетная мать не может позволить себе даже в Великую Субботу побыть в тишине и молитвенном созерцании. Малые дети у нее на руках не только в преддверии Пасхи, но и каждый день. Это обстоятельство не должно служить препятствием к причащению Святых Таин, если она имеет желание причаститься на Пасху.
Наши постоянные обязанности (по работе, уходу за детьми, за больными и т. п.) у нас есть всегда. В Великую Субботу мы ограничиваем себя в такой деятельности, которой вполне можно избежать в этот день, или перенести на другое время, или сократить до минимума, или вообще от нее отказаться. Если, например, мы духовное празднование Пасхи ставим на первое место, то приготовление разнообразных блюд лучше отложить на последующие дни. Это поможет нам сохранить не только правильный внутренний настрой, но и физические силы.
Насыщаться после длительного поста вредно для здоровья. Тем более это не пойдет на пользу душе. В магазин можно сходить и раньше, не обязательно в субботу. Да и после ночной пасхальной службы устраивать пышное разговение неверно, так как можно утратить радость духовную, да и все домочадцы смысл Пасхи сведут к вкусным блюдам.
Когда говорят о достойном причащении на Пасху, речь идет не о том, что по праздникам причащаются более достойные, а в будние дни — менее достойные. Никогда и никого из людей, даже святых, нельзя назвать достойными соединиться с Богом, Который «есть огнь поядающий» (Евр. 12, 29). Все мы причащаемся по милости Божией и по заповеди Христовой (см. Лк. 22, 19). Многое зависит от обстоятельств жизни человека, но важнее всего его стремление принять Христа в свое сердце, соединиться с Ним в таинстве. При этом все должно быть по совести, а не в осуждение.
Таким образом, если человек может себе позволить всю Страстную седмицу прожить сосредоточенно, в молитве, в благоговении, стараясь быть на всех службах, то почему же ему нельзя приобщаться за каждой Божественной литургией? Если человек испытывает сильную жажду быть со Христом в эти особые святые дни и имеет для этого время и силы, ему надо готовиться и со страхом Божиим, благоговением и радостью приобщаться Распявшемуся ради нас и Воскресшему Спасителю.
«Я же уже причащался». Какого мифа стоит избегать на Пасху и на Светлой неделе
Не причащаться – это лишить себя полноты Праздника
Священник Владислав Мишин, и.о. настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Москве
Священник Владислав Мишин
В целом отношение к причащению – это серьезный показатель того, где христианин находится. Причащение Святых Христовых Таин – это исполнение заповеди Христа Спасителя, Который Себя заповедовал нам и оставил эту дивную заповедь: «Сие творите в память обо Мне». Христиане собираются вместе в память о Господе нашем Иисусе Христе, Литургия и Причащение – это неотъемлемая часть нашей духовной жизни. Причастие – это как бриллиант в оправе, ведь в этот момент Сам Господь нас изменяет, входит в нас и поддерживает.
Сам я начал свое воцерковление в 1989 году, оно было связано с Оптиной пустынью, там я крестился. Мое первое причастие было как раз на Праздник Пасхи, в 1989 году в этом монастыре. И никогда ни по отношению к паломникам, ни по отношению к братьям даже не вставал такой вопрос – причащаться ли на Пасху? Для тех людей, которые меня окружали, это было жизненно, это было тем, к чему люди стремились всей своей душой.
Пасхальная радость переполняла меня. Это была единственная в моей жизни Пасха, когда я молился во время трех пасхальных Литургий. Ранняя – во Введенском соборе, следующая – в скитском храме Иоанна Предтечи, поздняя Литургия – в Никольском приделе Введенского собора. Я ликовал, подпевал хору. Хотелось, чтобы служба никогда не кончалась.
Причастие на Пасху – это полнота Праздника, к которой мы приобщаемся, которую Господь дает человеку.
Не причащаться – означает сознательно себя в чем-то ограничить, приобщиться к Пасхе не до конца.
Можно только посочувствовать людям, которые приобщались к другой традиции, или, может быть, есть какие-то другие обстоятельства, которые не позволили им причаститься в этот Праздник.
Если немного углубиться в этот вопрос, то можно отметить, что есть благочестивая традиция причащаться на Праздник Святой Пасхи и есть традиция причащаться в течение Светлой недели. И у разных духовников есть разное отношение к тому, как это нужно делать. Одни говорят, что если человек причащается, он должен в любом случае готовиться к этому, поститься и только после этого причащаться, другие напоминают, что Пасха – праздников Праздник, Торжество из торжеств – церковный устав в это время не подразумевает поста. Поэтому спокойно можно, вкушая все умеренно, прочитывая положенные молитвы, причащаться Святых Христовых Таин.
На Светлой не грешите и причащайтесь хоть каждый день
Протоиерей Александр Авдюгин, настоятель храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров города Ровеньки Луганской области
Протоиерей Александр Авдюгин
Причащение на Пасху не только не возбраняется, но и приветствуется – особенно если человек достойно прошел Страстную седмицу и исповедовался в Великую Субботу или даже в Великий Четверг. Если, конечно, он не совершил за это время что-то, что возопиет об исповеди. Такой человек может спокойно приходить и причащаться не только на Пасху, но и в каждый день Светлой седмицы. Скажу даже, что на Светлой человек обязан причащаться – ибо Торжество из торжеств. Господь позволяет в это время причащаться любому верующему человеку. Любому!
Правило о том, что к каждому причащению нужно готовиться особым образом, на Светлой седмице не действует. Ходишь каждый день в эти дни на службу – каждый день и причащайся! Поститься перед причастием на Светлой седмице тоже не нужно. Нет поста в эти дни! Многие богословы и священники считают, что Светлая седмица исключает пост, а причастие в эти дни – в радость Воскрешения.
Вкушай все, что хочешь и можешь. Подготовка – только пасхальные часы.
У меня на приходе прихожане, которые исповедовались в субботу, все дни Светлой седмицы, если не нагрешили, причащаются без исповеди и подготовки. Ведь и мы, священники, когда ездим в эти дни по приходам, не постимся, а вкушаем любую пищу и потом причащаемся. Это единственный период в году, когда не нужно поститься перед причастием (если не считать другие дни, когда человека может благословить не поститься его духовник – и только он!).
Конечно, на сельских и небольших приходах проще – я, например, своих прихожан всех знаю. На городских, больших приходах священник тоже может допустить к причастию без исповеди только известных ему прихожан, а с другими – побеседовать. Это если на Светлой седмице, а на Пасху, напомню, не исповедуют.
Иногда на частое причащение смотрят с опаской из-за якобы «обесценивания» Таинства таким образом через какое-то «привыкание». Это досужее мнение – отголоски начала ХХ века, когда была распространенной практика говеть 4 раза в год, а то и еще реже. Оно не имеет под собой никаких оснований и не должно становиться препятствием для желающего причащаться на Светлой седмице каждый день.
Не нужно равняться на старые предания и мифы
Священник Максим Бражников, настоятель храма Казанской иконы Богородицы города Орска
Священник Максим Бражников
В каноническом сборнике, в одном из правил, написано, что от Пасхи до Вознесения все верующие должны участвовать в жизни Церкви и причащаться Святых Тайн. То есть прямо предписывается в это время часто находиться в храме и причащаться.
Наш церковный устав ставит такие дни, когда причащаться нельзя – если в этот день не совершается литургия, или если это, например, Великая Пятница или другие дни Великого поста, когда нет Литургии Преждеосвященных Даров. Соответственно, в обычное время всем причащаться – надо, и уж на Пасху тем более усердствовать в этом деле – надо. Нет никаких запретов и ограничений, если мы говорим о причастии на Пасху. На Светлой неделе причащаться тоже надо – нет поста, хотя лучше стараться не переедать, тем более что после Страстной седмицы «праздник живота» не так уж и полезен для здоровья. На Светлой неделе достаточно соблюдать евхаристический пост – от полуночи до самой Божественной литургии.
Если человек постился Великим постом, причащался на Страстной седмице, то ему полагается приступать к Святым Христовым Тайнам и на Пасху, и во время Светлой седмицы. Насколько я знаю, где-то еще сохранилась такая традиция, что на Пасху священники не причащают людей, но это было еще в СССР, и только в некоторых областях, где традиционно Пасху отмечали с размахом. Люди, предвкушая пир горой на всю деревню и зная, что на Пасху они будут объедаться, слушались своих духовников, которые им советовали причащаться как-нибудь заранее – например, в Великий Четверг или в Великую Субботу, а на Пасху, мол, не стоит.
Но я очень надеюсь, что подобные утверждения в прошлом, потому что уже и наша церковная власть несколько раз выпускала документы о подготовке христиан к Святому Причащению, в которых говорится о том, что нет запретов на причастие в праздник.
Более того, если священник выходит с Чашей – логично, что надо к ней подходить.
Правда, я изредка сталкиваюсь с ситуациями, что в некоторых храмах священники отказываются причащать людей по каким-то причинам, но мы знаем, что и сам Святейший Патриарх в своей проповеди призывал людей причащаться на Светлой неделе, поэтому нам, наверное, лучше равняться на него, чем на старые предания и мифы.
Если человек постился, на Пасху он чувствует в себе призвание перед Богом. Или обновление призвания. И тогда уже понимает, что не хочет расставаться с Богом. Пост закончился – а ему расставаться с Богом не хочется. И что же делать? Снова пойдем в церковь, будем слушать и внимать молитвам, будем читать Евангелие, будем и дальше в радости усиливать нашу молитву и научимся наконец радостно и нормально жить.
Записали Ирина Якушева, Артем Левченко, Ольга Лунина