Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны

Посмертная речь Сталина (34 стр.)

Следует сказать, что партия провела большую борьбу против троцкистов, правых, буржуазных националистов, идейно разгромила всех врагов ленинизма. Эта идейная борьба была проведена успешно, в ходе ее партия еще более окрепла и закалилась. И здесь Сталин сыграл свою положительную роль.

Партия провела большую идейную политическую борьбу против тех людей в своих рядах, которые выступали с антиленинскими положениями, с враждебной партии и делу социализма политической линией. Это была упорная, тяжелая, но необходимая борьба, потому что политическая линия и троцкистско-зиновьевского блока, и бухаринцев по существу вела к реставрации капитализма, к капитуляции перед мировой буржуазией. Представим себе на минуту, что бы получилось, если бы у нас в партии в 1928–1929 годах победила политическая линия правого уклона, ставка на «ситцевую индустриализацию», ставка на кулака и тому подобное. У нас не было бы тогда мощной тяжелой индустрии, не было бы колхозов, мы оказались бы обезоруженными и бессильными перед капиталистическим окружением.

Вот почему партия вела непримиримую борьбу с идейных позиций, разъясняла всем членам партии и беспартийным массам, в чем вред и опасность антиленинских выступлений троцкистской оппозиции и правых оппортунистов. И эта огромная работа по разъяснению линии партии дала свои плоды: и троцкисты, и правые оппортунисты были политически изолированы, подавляющее большинство партии поддержало ленинскую линию, и партия сумела вдохновить и организовать трудящихся на проведение в жизнь ленинской линии партии, на построение социализма.

Сталин ввел понятие «враг народа». Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведешь полемику: он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным, кто был только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной законности. Это понятие «враг народа» по существу уже снимало, исключало возможность какой-либо идейной борьбы или выражения своего мнения по тем или иным вопросам даже практического значения.

Основным и, по сути дела, единственным доказательством вины делалось, вопреки всем нормам современной юридической науки, «признание» самого обвиняемого, причем это «признание», как показала затем проверка, получалось путем физических мер воздействия на обвиняемого. Это привело к вопиющим нарушениям революционной законности, к тому, что пострадали многие совершенно ни в чем не виновные люди, которые в прошлом выступали за линию партии.

Следует сказать, что и в отношении людей, которые в свое время выступали против линии партии, часто не было достаточно серьезных оснований, чтобы их физически уничтожить. Для обоснования физического уничтожения таких людей и была введена формула «враг народа». Ведь многие лица, которых впоследствии уничтожили, объявив их врагами партии и народа, при жизни В. И. Ленина работали вместе с Лениным. Некоторые из них и при Ленине делали ошибки, но, несмотря на это, Ленин использовал их на работе, поправлял, стремился к тому, чтобы они оставались в рамках партийности, вел их за собой.

В этой связи следует ознакомить делегатов съезда партии с неопубликованной запиской В. И. Ленина в Политбюро ЦК в октябре 1920 года. Определяя задачи Контрольной Комиссии, Ленин писал, что эту Комиссию необходимо сделать настоящим «органом партийной и пролетарской совести». «Как особое задание Контрольной] К[омиссии], рекомендовать внимательно-индивидуализирующее отношение, часто даже прямое своего рода лечение по отношению к представителям т[ак] называемой] оппозиции, потерпевшим психологический] кризис в связи с неудачами в их советской или партийной карьере. Надо постараться успокоить их, объяснить им дело товарищески, подыскать им (без способа показывания) подходящую к их психологическим] особенностям работу, дать в этом пункте советы и указания Оргбюро цека и т. п.».

Всем хорошо известно, как непримирим был Ленин к идейным противникам марксизма, к тем, кто уклонялся от правильной партийной линии. В то же время Ленин, как это видно из зачитанного документа, из всей практики его руководства партией, требовал самого внимательного партийного подхода к людям, которые проявляли колебания, имели отступления от партийной линии, но которых можно было вернуть на путь партийности. Ленин советовал терпеливо воспитывать таких людей, не прибегая к крайним мерам. В этом проявлялась мудрость Ленина в подходе к людям, в работе с кадрами.

Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление.

Это, конечно, не способствовало сплочению рядов партии, всех слоев трудового народа, а, наоборот, приводило к уничтожению, отсечению от партии честных, но неугодных Сталину работников. Наша партия вела борьбу за претворение в жизнь ленинских планов построения социализма. Это была идейная борьба. Если бы в этой борьбе был проявлен ленинский подход, умелое сочетание партийной принципиальности с чутким и внимательным отношением к людям, желание не оттолкнуть, не потерять людей, а привлечь их на свою сторону, то мы, вероятно, не имели бы такого грубого нарушения революционной законности, применения методов террора в отношении многих тысяч людей. Исключительные меры были бы применены только к тем лицам, которые совершили действительные преступления против советского строя.

Источник

Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны

О культе личности и его последствиях

О КУЛЬТЕ ЛИЧНОСТИ и ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯХ

Доклад на XX съезде КПСС 25 февраля 1956 года

Товарищи! В Отчетном докладе Центрального Комитета партии XX съезду, в ряде выступлений делегатов съезда, а также и раньше, на пленумах ЦК КПСС, немало говорилось о культе личности и его вредных последствиях.

После смерти Сталина Центральный Комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения ее в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать, он непогрешим в своих поступках.

Такое понятие о человеке, и, говоря конкретно, о Сталине, культивировалось у нас много лет.

В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина еще при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно.

В связи с тем, что не все еще представляют себе, к чему на практике приводил культ личности, какой огромный ущерб был причинен нарушением принципа коллективного руководства в партии и сосредоточением необъятной, неограниченной власти в руках одного лица. Центральный Комитет партии считает необходимым доложить XX съезду Коммунистической партии Советского Союза материалы по этому вопросу.

Разрешите, прежде всего, напомнить вам, как сурово осуждали классики марксизма-ленинизма всякое проявление культа личности. В письме к немецкому политическому деятелю Вильгельму Блосу Маркс заявлял:

Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами (Лассаль впоследствии поступал как раз наоборот)»

(Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVI, изд. 1-е, стр. 487-488).

Несколько позже Энгельс писал:

«И Маркс, и я, мы всегда были против всяких публичных демонстраций по отношению к отдельным лицам, за исключением только тех случаев, когда это имело какую-либо значительную цель, а больше всего мы были против таких демонстраций, которые при нашей жизни касались бы лично нас» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVIII, стр. 385).

Известна величайшая скромность гения революции Владимира Ильича Ленина.

Ленин всегда подчеркивал роль народа как творца истории, руководящую и организующую роль партии как живого, самодеятельного организма, роль Центрального Комитета.

Марксизм не отрицает роли лидеров рабочего класса в руководстве революционно-освободительным движением.

Придавая большое значение роли вожаков и организаторов масс, Ленин вместе с тем беспощадно бичевал всякие проявления культа личности, вел непримиримую борьбу против чуждых марксизму эсеровских взглядов «героя» и «толпы», против попыток противопоставить «героя» массам, народу.

Ленин с гордостью говорил о большевистской, коммунистической партии как вожде и учителе народа, он призывал выносить на суд сознательных рабочих, на суд своей партии все важнейшие вопросы, он заявляла «ей мы верим, в ней мы видим ум, честь и совесть нашей эпохи» (Соч., т. 25, стр. 239).

Ленин решительно выступал против всяких попыток умалить или ослабить руководящую роль партии в системе Советского государства. Он выработал большевистские принципы партийного руководства и нормы партийной жизни, подчеркнув, что высшим принципом партийного руководства является его коллективность.

Подчеркивая роль Центрального Комитета партии, его авторитет, Владимир Ильич указывал: «Наш ЦК сложился в группу строго централизованную и высоко авторитетную. » (Соч., т. 33, стр. 443).

При жизни Ленина Центральный Комитет партии был подлинным выражением коллективного руководства партией и страной. Будучи воинствующим марксистом-революционером, всегда непримиримым в принципиальных вопросах, Ленин никогда не навязывал силой своих взглядов товарищам по работе. Он убеждал, терпеливо разъяснял свое мнение другим. Ленин всегда строго следил за тем, чтобы осуществлялись нормы партийной жизни, соблюдался Устав партии, своевременно созывались съезды партии, пленумы Центрального Комитета.

Помимо всего великого, что сделал В. И. Ленин для победы рабочего класса и трудового крестьянства, для победы нашей партии и претворения в жизнь идей научного коммунизма, его проницательность проявилась и в том, что он своевременно подметил в Сталине именно те отрицательные качества, которые привели позднее к тяжелым последствиям. Озабоченный дальнейшими судьбами партии и Советского государства, В. И. Ленин дал совершенно правильную характеристику Сталину, указав при этом, что надо рассмотреть вопрос о перемещении Сталина с должности генерального секретаря в связи с тем, что Сталин слишком груб, недостаточно внимателен к товарищам, капризен и злоупотребляет властью.

В декабре 1922 года в своем письме к очередному съезду партии Владимир Ильич писал:

«Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью».

«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека.

Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и.т. д.».

Этот ленинский документ был оглашен по делегациям XIII съезда партии, которые обсуждали вопрос о перемещении Сталина с поста генерального секретаря.

Делегации высказались за оставление Сталина на этом посту, имея в виду, что он учтет критические замечания Владимира Ильича и сумеет исправить свои недостатки, которые внушали серьезные опасения Ленину.

Источник

Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны

Посмертная речь Сталина

Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Смотреть фото Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Смотреть картинку Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Картинка про Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Фото Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны

Речь И. В. Сталина на XX съезде КПСС

…Никите Сергеевичу показалось, что в большом зале приглушили свет. Сидящие перед ним делегаты вдруг отчего-то стали плохо видны, будто все помещение подернулось серой вуалью. Он испуганно взглянул на лампу, освещавшую трибуну. Она тоже будто потемнела.

Однако в освещении оратор не сомневался. Он быстро понял, что это потемнело у него в глазах. Причиной этого была бумажка, лежавшая прямо перед ним поверх больших машинописных листов доклада. Ее, возможно, положил на трибуну дежурный секретарь, который совсем недавно подходил к ней.

Теперь он оторопело смотрел на маленький листочек. Было от чего потемнеть в глазах. На бумажке была выведена невероятная надпись:

«В президиуме сидит СТАЛИН. ».

Именно так. Слово «Сталин» было выведено большими… нет… огромными буквами. И три восклицательных знака.

У докладчика перехватило дыхание. Его взгляд испуганно забегал по сидящим в зале делегатам съезда. Увиденное повергло Первого секретаря в шок. Присутствующие смотрели не на него. Их взгляды были обращены к кому-то другому, кто находился за спиной Никиты Сергеевича.

Не защищенный волосами затылок словно почувствовал жар, веющий оттуда. Докладчик застыл на месте и некоторое время простоял в неудобной сгорбленной позе.

В зале царила гробовая тишина. Делегаты будто забыли о докладе, никак не реагируя на молчание лидера партии и государства.

Однако Никита Сергеевич не был бы Никитой Сергеевичем, если бы быстро не совладал с собой. Он не был мистиком, не верил ни в Бога, ни в потусторонние миры, ни в воскрешение.

Сталин уже три года как умер. Именно умер (к докладчику стало возвращаться самообладание), а не исчез, не спрятался, чтобы… (Пот все-таки покатился по лысине. Никита Сергеевич полез в карман за платком.)…Не спрятался, не скрылся, чтобы вдруг объявиться сейчас живым и здоровым. Никита Сергеевич сам много раз осматривал труп, сам хоронил, сам… (волнение все же сказывалось)…сам посещал его в мавзолее…

Что за дурацкий розыгрыш. — Никита Сергеевич неожиданно вспылил. Он сверкнул взглядом за кулисы, куда мог скрыться дежурный секретарь съезда.

Куда он, собака, делся?!

Возникло желание покрутить головой в поисках пропавшего шутника, однако Никита Сергеевич быстро осадил себя: «Не хватало еще! Подумают, что я оглядываюсь на президиум, потому что поверил…».

Он скомкал злосчастную бумажку и отшвырнул ее в сторону.

Зал будто вздохнул. Во всяком случае, так Никите Сергеевичу показалось.

Ну что ж! Сейчас он приведет всех в чувство.

На дворе стоял 1956 год. Проходило последнее заседание двадцатого съезда партии. Охрипший и вдруг взвинтившийся голос докладчика снова стал долбить сидящих в зале. Никита Сергеевич уже не поднимал взгляда от листов бумаги. Однако тон его выступления изменился. Если еще несколько минут назад он зорко следил за залом, взвешивая реакцию делегатов на свои слова, то теперь перешел почти на скороговорку. Неясный страх вдруг стал ощущаться в каждом его слове. Хрущев говорил о Сталине, о массовых репрессиях, о зверствах вождя, о культе личности.

Неожиданно докладчик сделал паузу. Он стал перебирать рассыпавшуюся по трибуне бумагу. И вот в его руках появился небольшой машинописный листок.

Взгляд Никиты Сергеевича застыл на этой бумажке. Видно было, что докладчик что-то напряженно и в то же время растерянно вспоминал.

Наконец его брови дернулись. Вспомнил!

Он торопливо выкинул руку с листком вперед.

Слушатели никак не отреагировали на его жест, с напряжением ожидая последующих слов.

— Когда волна массовых репрессий в 1939 году, — почти на крик перешел докладчик, — начала ослабевать, когда руководители местных партийных организаций начали ставить в вину работникам НКВД применение физического воздействия к арестованным, Сталин направил 10 января 1939 года шифрованную телеграмму секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий, наркомам внутренних дел, начальникам Управлений НКВД.

Хрущев многозначительно помахал бумажкой.

— Вот она! — выкрикнул он.

Пробежав взглядом по залу, словно предвкушая эффект от того, что он собирается сказать, докладчик наконец повернул листок к себе и стал его зачитывать:

— «ЦК ВКП(б) разъясняет, что применение физического воздействия в практике НКВД было допущено с 1937 года с разрешения ЦКВКП(б)… Известно, что все буржуазные разведки применяют физическое воздействие в отношении представителей социалистического пролетариата, и притом применяют его в самых безобразных формах. Спрашивается, почему социалистическая разведка должна быть более гуманна в отношении заядлых агентов буржуазии, заклятых врагов рабочего класса и колхозников. ЦКВКП(б) считает, что метод физического воздействия должен обязательно применяться и впредь, в виде исключения, в отношении явных и неразоружающихся врагов народа, как совершенно правильный и целесообразный метод…».

Всю эту фразу докладчик выпалил на одном дыхании.

В зале стояло гробовое молчание. Хрущев еще раз пробежался взглядом по слушателям и вдруг смешался. Что-то смутило его. Как-то не так молчали делегаты. Он покосился на бумажку и снова взмахнул ею.

— То есть… — начал было продолжать Хрущев и вдруг… осекся.

Сзади на его плечо легла чья-то тяжелая рука. Что за наглость. Кто это?! Хрущев стал медленно поворачивать голову на подошедшего, и… лицо докладчика окаменело в невероятной гримасе.

Рядом с ним стоял Сталин…

— Дай-ка, — негромко проговорил Сталин. — Дай познакомиться, — продолжил он и взял из рук Хрущева телеграмму. — М-да! — в голосе гостя с того света прозвучало разочарование. — Тоже копия. — Он всмотрелся в листок. — А где же все-таки оригинал? — Он покосился на неподвижного докладчика. — Сегодня мне показывали еще одну копию этой шифрограммы. — Гость хмыкнул. — И вот незадача. Оригинала никто не видел, а копии две. И самое странное — на разных писульках разные даты. Здесь написано «10 января», а на той стояло «27 июля 1939 года». — Сталин обратил пристальный взгляд на Хрущева. — Какой оригинал настоящий?

Хрущев вдруг смертельно побледнел.

— Тот, — продолжил Сталин, — на котором среди других подписей членов Политбюро должна была стоять подпись Хрущева, или этот, на котором подписи Хрущева быть не могло? Поскольку не был он 10 января еще членом Политбюро…

Сталин сделал паузу.

— Копию какого документа выгоднее преподнести съезду? — вновь спросил он.

Хрущев вдруг стал терять равновесие. Он судорожно уцепился за трибуну.

— Ну бог с ними — датами! — неожиданно смягчился гость. — Меня все-таки занимает оригинал. Где же все-таки он?

Докладчик, продолжая держаться за трибуну, сделал шаг назад.

— Ну куда же вы? — проговорил Сталин. — У вас сегодня эпохальный доклад. Сегодня вы творите историю. Зачем же убегать.

— Товарищи! — продолжал Сталин, обращаясь к депутатам. — Вы здесь все партийные работники. Кто-нибудь из вас видел документы Политбюро, которые начинались бы такой фразой: «Секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий, наркомам внутренних дел, начальникам Управлений НКВД»?

По залу прокатился легкий шум.

— Какие-то нелады с партийной субординацией. Сначала стоят секретари обкомов, а потом уже крайкомов и ЦК нацкомпартий. Кого мы пишем в таких документах первыми?

— Нацкомпартий, — выкрикнул кто-то из зала.

— Правильно, товарищ, — Сталин повел указательным пальцем в зал. — Я только уточню: после 36-го года на особо важных документах мы писали: не «секретарям нацкомпартий», а «секретарям ЦК компартий союзных республик».

Источник

Задания с кратким ответом

Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Смотреть фото Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Смотреть картинку Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Картинка про Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Фото Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороныЕсли проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Смотреть фото Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Смотреть картинку Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Картинка про Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Фото Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороныЕсли проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Смотреть фото Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Смотреть картинку Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Картинка про Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Фото Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороныЕсли проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Смотреть фото Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Смотреть картинку Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Картинка про Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Фото Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороныЕсли проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Смотреть фото Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Смотреть картинку Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Картинка про Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Фото Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороныЕсли проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Смотреть фото Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Смотреть картинку Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Картинка про Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Фото Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороныЕсли проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Смотреть фото Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Смотреть картинку Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Картинка про Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Фото Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороныЕсли проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Смотреть фото Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Смотреть картинку Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Картинка про Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны. Фото Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны

2) причина, например:

– польский король Сигизмунд III не отпустил сына и сам собирался править Россией;

– королевич Владислав был несовершеннолетним на момент подписания этого договора;

(Могут быть указаны другие причины.)

3) война – русско-польская (Смоленская) война 1632–1634 гг.

Правильно указаны год, причина, названа война2Правильно указаны любые два элемента ответа1Правильно указан любой один элемент ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

0Максимальный балл2

«Если проанализировать практику руководства партией и страной со стороны […], вдуматься во всё то, что было допущено […], убеждаешься

в справедливости опасений Ленина. Те отрицательные черты […], которые при Ленине проступали только в зародышевом виде, развились
в последние годы в тяжкие злоупотребления властью со стороны […], что причинило неисчислимый ущерб нашей партии.

но казалось ему, при его капризности и деспотичности, противоречащим его установкам. Он действовал не путём убеждения, разъяснения, кропотливой работы с людьми, а путём навязывания своих установок, путём требования безоговорочного подчинения его мнению.

Тот, кто сопротивлялся этому или старался доказывать свою точку зрения, свою правоту, был обречён на исключение из руководящего коллектива с последующим моральным и физическим уничтожением.

Это особенно проявилось в период после XVII съезда партии, когда жертвами деспотизма […] оказались многие честные, преданные делу коммунизма, выдающиеся деятели партии и рядовые работники партии…

[…] ввёл понятие «враг народа». Это понятие «враг народа»,

по существу, уже снимало, исключало возможность какой-либо идейной борьбы или выражения своего мнения по тем или иным вопросам даже практического значения. Основным и, по сути дела, единственным доказательством вины делалось, вопреки всем нормам современной юридической науки, «признание» самого обвиняемого, причём это «признание», как показала затем проверка, получалось путём физических мер воздействия на обвиняемого».

4
Укажите год, когда данный доклад был зачитан на партийном съезде. Укажите название периода, когда доклад был зачитан на съезде. Укажите фамилию политического деятеля, которая пропущена в тексте.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2) название периода – «оттепель»;

3) политический деятель – И.В. Сталин

Правильно указаны год, название периода, политический деятель2
Правильно указаны любые два элемента ответа1
Правильно указан один любой элемент ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл2

5
На какие неприемлемые черты руководства страной и партией обращено внимание в данном отрывке? Укажите любые три черты.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Могут быть указаны следующие черты:

1) злоупотребление властью;

2) нетерпимость к коллективности в руководстве;

4) навязывание своего мнения;

5) моральное и физическое устранение несогласных;

6) объявление несогласных «врагами народа»;

7) применение физических мер воздействия к обвиняемым в целях получения признаний

Правильно указаны три черты2
Правильно указаны две черты1
Правильно указана одна черта.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл2

Каковы были внешнеполитические последствия данного доклада для СССР? Укажите любые три последствия.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
В ответе могут быть указаны последствия:

1) раскол международного коммунистического движения;

2) введение советских войск в Венгрию, где развернулась борьба между сталинистами и сторонниками реформ, во многом спровоцированная критикой Сталина;

3) ослабление авторитаризма в отношениях с социалистическими странами Восточной Европы (возросла их самостоятельность

4) некоторое смягчение отношений со странами Запада;

5) ухудшение отношений с Китаем;

6) ухудшение отношений с Албанией.

Могут быть указаны другие последствия

Правильно указаны три последствия2
Правильно указаны два последствия1
Правильно указано одно последствие.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл2

Из воспоминаний учёного

«Расскажу о некоторых «проработках», где обвиняемым пришлось быть мне самому.

Весной 1952-го… в Институте было назначено специальное обсуждение «Посланий Ивана Грозного». Напомню, что книга представляет собою простое издание текстов Грозного, а завершалась моей статьёй
о Грозном как о писателе и комментариями Я.С. Лурье.

Перед обсуждением – примерно за неделю – произошло событие, которое должно было бы спутать карты всех моих недоброжелателей:

я получил… премию второй степени за участие в создании «Истории культуры Древней Руси». По всем партийным правилам это делало меня, во всяком случае, на некоторое время «неприкасаемым». Но в моём случае обсуждение книги с повестки дня снято не было…

Началось как обычно. Председательствующий, сделав несколько комплиментарных отзывов в мой адрес (Лурье не был упомянут), призвал присутствующих «не поддаваться на обаяние заслуг» и тем более критично выступить, чем более работы Лихачёва воздействуют на читателя. То есть всё – в интересах моих же работ! Гвоздём проработки было выступление М.О. Скрипиля. Вопреки своим привычкам он его читал, читал мягким

и вкрадчивым, даже ласковым голосом. Среди обвинений прозвучало
и такое, произнесённое скороговоркой: «Не случайно Дмитрий Сергеевич сочувствует изменнику Родины – князю Андрею Курбскому». Огласив свои обвинения, М.О. Скрипиль передал текст выступления стенографистке.
В тогдашней обстановке результатом такого выступления вполне мог стать арест. Я понял, что выступление было конспектом разговоров Скрипиля
с Воробьёвой-Смирновой в обкоме и что именно на нём мне необходимо сосредоточиться в ответе. Я так и сделал. Подробно изложил, как трактуется мною бегство Курбского, и заодно показал, что «уход в текстологию
от насущных политических задач современности» является чистейшей выдумкой, тем более странной, что вопросы текстологии глубоко интересуют самого М.О. Скрипиля. Обсуждение закончилось ничем, и даже Я.С. Лурье остался в тени и не был уволен из Института».

Укажите руководителя СССР в период, когда произошли описываемые события. Укажите век, когда были написаны «Послания», которым посвящена упомянутая в отрывке книга. Укажите фамилию автора воспоминаний.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) руководитель СССР – И.В. Сталин;

3) фамилия автора – Д.С. Лихачёв

Правильно указаны руководитель СССР, век и фамилия автора2
Правильно указаны любые два элемента ответа1
Правильно указан один любой элемент ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл2

Какое обстоятельство, по мнению автора воспоминаний, должно было препятствовать выдвижению обвинений против него? Какое обвинение против автора воспоминаний названо в отрывке? Какой результат обсуждения книги называет автор воспоминаний в данном отрывке?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) обстоятельство – за неделю до обсуждения автор получил премию второй степени за участие в создании «Истории культуры Древней Руси»;

2) обвинение – автор сочувствует изменнику Родины – князю Андрею Курбскому;

3) результат – обсуждение закончилось ничем, и даже Я.С. Лурье остался в тени и не был уволен из Института

Правильно указаны обстоятельство, обвинение и результат2
Правильно указаны любые два элемента ответа1
Правильно указан один любой элемент ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл2

Назовите любые три идеологические кампании (судебных процесса), проведённые (готовившиеся) в последние восемь лет руководства страной политического деятеля, при котором произошли описанные в отрывке события.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Могут быть указаны следующие идеологические кампании (судебные процессы):

2) «ленинградское дело»;

3) борьба с «космополитизмом»;

5) дело Еврейского антифашистского комитета.

Могут быть указаны другие идеологические кампании (судебные процессы)

Правильно указаны три идеологические кампании (судебных процесса)2
Правильно указаны две идеологические кампании (судебных процесса)1
Правильно указана одна идеологическая кампания (судебный процесс).

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл2

Из международного документа

«Государства-участники [Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе] будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга,

а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические
и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы
и административные правила.

В рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности. Они будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами согласно международному праву и в духе настоящей Декларации…

Государства-участники будут воздерживаться в их взаимных, как
и вообще в их международных, отношениях от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединённых наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к её применению в нарушение этого принципа…

Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы…

Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных

и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для её свободного
и полного развития.

В этих рамках государства-участники будут признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению своей совести…»

Назовите город, где был подписан данный документ. Укажите год, когда он был подписан. Укажите министра иностранных дел СССР, участвовавшего

в подготовке и церемонии подписания данного документа.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) город – Хельсинки;

3) министр иностранных дел СССР – А.А. Громыко

Правильно указаны город, год и министр иностранных дел СССР2
Правильно указаны любые два элемента ответа1
Правильно указан один любой элемент ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл2

Какой способ решения всех международных вопросов признаётся недопустимым в данном документе? Какой принцип, касающийся территории государств, отражён в данном документе? Какой принцип, касающийся религиозной принадлежности граждан, отражён в данном документе?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос – применение силы или угрозы силой для решения международных вопросов;

2) ответ на второй вопрос – принцип территориальной целостности (нерушимости границ);

3) ответ на третий вопрос – уважение свободы личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению своей совести (свобода совести)

Правильно даны ответы на три вопроса2
Правильно даны ответы на два вопроса1
Правильно дан ответ только на один вопрос.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл2

Используя знания по истории, укажите три других мероприятия, осуществлённых при непосредственном участии СССР в рамках десятилетия, к которому относится подписание данного международного документа,

в целях снижения уровня международной напряжённости.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Могут быть указаны следующие мероприятия:

1) принятие на XXIV съезде КПСС Программы мира;

2) заключение Московского договора 1970 г. между СССР и ФРГ;

3) подписание комплекса двусторонних соглашений с США в мае 1972 г.;

4) подписание в 1979 г. с США Соглашения об ограничении стратегических вооружений;

5) подписание в январе 1973 г. в Париже Соглашения о прекращении США войны во Вьетнаме.

Могут быть указаны другие мероприятия

Правильно указаны три мероприятия2
Правильно указаны два мероприятия1
Правильно указано одно мероприятие.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл2

Из воспоминаний современника

«Плачевная кончина императора не скоро могла примирить подданных с его памятью: они мстят ему забвением. После четырёх лет царствования покойного императора воскресает Екатерина от гроба

в прекрасном юноше. Чадо её сердца, милый внук её, возвещает манифестом, что возвратит нам её времена. Увидим после, как сдержал он сие обещание.

Но нет: даже и при ней не знали того чувства благосостояния, коим объята была вся Россия в первые шесть месяцев владычества нового монарха. Любовь ею управляла, и свобода вместе с порядком водворялись в ней.

Не знаю, как описать то, что происходило тогда; все чувствовали какой-то нравственный простор, взгляды сделались у всех благосклоннее, поступь – смелее, дыхание – свободнее.

Первое употребление, которое сделали молодые люди из данной им воли, была перемена костюма: не прошло двух дней после известия

о кончине круглые шляпы явились на улицах; дня через четыре стали показываться фраки, панталоны и жилеты, хотя запрещение с них не было снято. Траура в Москве под разными предлогами почти никто не носил.

В апреле всё пришло в движение. Несмотря на распутицу, на разлитие рек, на время, самое неблагоприятное для путешествий, все дороги покрылись путешественниками: изгнанники спешили возвращаться из мест заточения, отставные или выключенные потянулись толпами, чтобы проситься в службу, весьма многие поскакали затем только в Петербург, чтобы полюбоваться царём. Исключая действительно порочных и виновных, все желавшие вступить в службу были без затруднения в неё принимаемы.

Первые три месяца граф Пален царствовал в России, кажется, более, чем юный император. Он был душою заговора против своего благодетеля
и хотел быть главою государства; старый, преступный временщик был, однако же, обманут притворною скромностию молодого царя и в один миг
с высоты могущества низринут в ссылку. Сей первый пример искусства
и решимости нового государя, боготворимого и угрожаемого в одно время… Но Москва и Россия утопали тогда в веселии; сие важное происшествие едва было замечено людьми, ещё хмельными от радости».

Укажите десятилетие, когда происходили описываемые в тексте события. Назовите императора, о кончине которого упомянута в отрывке. Назовите императора, вступившего на престол.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) десятилетие – 1800-е гг.;

2) покойный император – Павел I;

3) новый император – Александр I

Правильно указано десятилетие и названы оба императора2
Правильно указаны два элемента1
Правильно указан один элемент.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл2

Какие изменения произошли в обществе в первые месяцы царствования нового императора? Укажите три любых изменения, названных в отрывке.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
В ответе могут быть указаны следующие изменения:

1) в обществе воцарилось чувство свободы;

2) все ощущали нравственный простор;

3) снова стали носить запрещённую одежду;

4) изгнанники возвращались из мест заточения;

5) восстанавливались на службе опальные чиновники;

6) наступила всеобщая радость по поводу воцарения нового монарха («многие поскакали затем только в Петербург, чтобы полюбоваться царём», «Москва и Россия утопали тогда в веселии»)

Правильно указаны три изменения2
Правильно указаны два изменения1
Правильно указано одно изменение.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл2

Привлекая исторические знания, укажите три не названных в тексте мероприятия, которые были проведены воцарившимся императором в первое десятилетие его правления.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Могут быть указаны следующие мероприятия:

1) издание указа «о вольных хлебопашцах»;

2) восстановление жалованной грамоты дворянству;

3) издание либерального цензурного устава;

4) реформы в сфере образования (формирование системы образования, создание привилегированных лицеев, открытие новых университетов);

5) учреждение министерств;

6) учреждение Государственного совета.

Могут быть указаны другие мероприятия

Правильно указаны три мероприятия2
Правильно указаны два мероприятия1
Правильно указано только одно мероприятие.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл2

Из литературного произведения

«Сильвестр, исцеляя душу царя от проказы, исправлял его развращённый ум, наставляя его на истинную стезю. Сильвестру содействовал в этом и благородный юноша Алексей Адашев. В то время он был любим и самим царём. Прежде всего они отдалили от него тех его приспешников, которые вместе с ним зло творили, а самого царя укротили страхом перед Богом.

Сильвестр и Адашев подобрали царю различных советников: одних – мужей разумных и добродетельных, умудрённых летами и благочестием украшенных… других – среднего возраста, добрых и храбрых. Те и другие были сведущи в военных и земских делах, и царь в дружбе и приязни с ними решал все дела с общего совета. Пока царь любит Совет и советников,
он сохраняет душу свою; если же не возлюбит сего, то может пропасть, так как управлять следует, не склоняясь к естественным бессловесным влечениям, а совместным советом и рассуждением. Всё великое
в государстве совершалось благодаря их советам: с их помощью вершился нелицеприятный и праведный суд, равный как для убогого, так
и для богатого, что бывает для государства наилучшим. Воеводами назначались искусные и храбрые мужи, и военные чины над конными
и пешими полками давались тем воинам, которые мужественно сражались
с врагами и в битвах руки окровавили во вражеской крови. Таких воинов награждали движимым и недвижимым имуществом, а некоторых самых искусных возводили в высшие чины. А тунеядцев, и всяких паразитов,
и прихлебателей, и товарищей по трапезам, которые только шутовством кормились да те обеды хаяли, не только не жаловали, но и прогоняли, вместе со скоморохами и другими им подобными. Только мужество и храбрость почитались и вознаграждались. За мужество и храбрость одаривали по достоинству каждого человека».

Назовите царя, о котором идёт речь. Какое название получил Совет, упомянутый в тексте? Укажите десятилетие, на которое пришлась бόльшая часть деятельности этого Совета.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) царь – Иван IV (Грозный);

2) Совет – Избранная рада;

3) десятилетие – 1550-е гг.

Правильно указаны царь, название Совета и десятилетие2
Правильно указаны любые два элемента1
Правильно указан один любой элемент.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл2

Каковы, по мнению автора, положительные результаты деятельности Совета, о котором идёт речь в отрывке? Укажите любые три результата.

Правильно указаны любые три результата2Правильно указаны любые два результата1Правильно указан только один результат.

ИЛИ Ответ неправильный

0Максимальный балл2

В чём ещё состояли итоги и значение преобразований, проведённых упомянутым в отрывке Советом? Приведите любые три положения, раскрывающих итоги (значение), не указанные в данном отрывке.

Правильно указаны три положения2Правильно указаны только два положения1Правильно указано только одно положение.

ИЛИ Ответ неправильный

0Максимальный балл2

19
В период правления Александра I в России были созданы военные поселения. Укажите одну любую цель, которую преследовали создатели военных поселений. Почему эта мера вызвала сопротивление у населения? (Укажите любые две причины.)

Правильно указаны цель и две причины3Правильно указаны цель и одна причина.

ИЛИ Правильно указаны только две причины

2Правильно указана только одна цель.

ИЛИ Правильно указана только одна причина

1Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованиям задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0Максимальный балл3

20
Осенью 1917 г. большевики добились лидирующего положения среди революционных партий России. Укажите любые три причины данного явления.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Могут быть приведены следующие причины:

1) большевики, сыгравшие ключевую роль в разгроме выступления Л.Г. Корнилова, сумели установить контроль за деятельностью Советов;

2) постепенная утрата представителями реформаторских сил
в составе Временного правительства способности регулировать развитие страны;

3) отстаивание большевиками популярных лозунгов защиты свободы и революции по мере их продвижения к власти;

4) нарастание революционных настроений среди рабочих, крестьян, солдат, матросов и представителей национальных меньшинств под влиянием политических лозунгов (общенациональный кризис).

Могут быть приведены другие причины

Приведены три причины3
Приведены две причины2
Приведена одна причина1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл3

В 1790 г. рассерженная Екатерина II, прочтя одну книгу, назвала её автора «бунтовщиком хуже Пугачёва». Укажите название этой книги. Укажите фамилию её автора. Чем содержание книги настолько не понравилось Екатерине II, что автора, мирного и образованного чиновника, императрица сочла более опасным, чем предводителя массового восстания против её правления?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) книга – «Путешествие из Петербурга в Москву»;

2) автор – А.Н. Радищев;

3) ответ на вопрос: назвавший себя императором Петром III Е.И. Пугачёв считал Екатерину II узурпаторшей престола; повстанцы казнили дворян и чиновников, но не имели целью ликвидацию самóй самодержавной монархии. Радищев же поставил в своей книге вопрос о свержении самодержавной монархии путём народного восстания и об установлении «вольности».

(Ответ на вопрос может быть сформулирован иначе.)

Правильно указаны книга, автор и дан ответ на вопрос3
Правильно указаны два элемента ответа2
Правильно указан только один элемент ответа1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл3

Князь Владимир Святославич принял христианство в его восточном варианте (православии). Укажите не менее двух причин, по которым, как считают историки, выбор был сделан в пользу восточного, а не западного варианта христианства (католичества). Объясните способ, с помощью которого княжеская власть материально обеспечивала церковную организацию на Руси.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) причины, например:

– восточная церковь отличалась зависимостью от императорской власти, в отличие от независимой от светских европейских государей западной церкви, что соответствовало идее укрепления власти киевского князя;

– восточная церковь допускала богослужения на родном языке,

а западная требовала проводить службу на латыни;

– Русь была связана с Византией более тесно, чем с другими странами Европы;

(Могут быть указаны другие причины.)

2) объяснение – церковь в X–XI вв. получала десятину – десятую часть отчислений от княжеских доходов: штрафов, пошлин

и натуральных даней

Правильно указаны две причины и приведено объяснение3
Правильно указана одна причина и приведено объяснение.

ИЛИ Правильно указаны две причины

2
Правильно указана только одна причина.

ИЛИ Правильно приведено только одно объяснение

1
Ответ неправильный0
Максимальный балл3

В 980 г. киевский князь провёл религиозную реформу, пытаясь создать единый пантеон языческих богов во главе с Перуном, однако уже через восемь лет этот же князь крестил Русь. Назовите князя, о котором идёт речь. Укажите любые две причины, заставившие князя обратиться к христианской религии.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) князь: Владимир Святославич;

2) причины, например:

– новая религия должна была объединить славянские племена, почитающие разных богов;

– необходимость укрепления связей Руси с соседними христианскими державами, в первую очередь с Византией;

– необходимость смягчения последствий складывания на Руси социального неравенства, чему способствовало принятие христианства;

– принятие христианской религии способствовало укреплению власти князя.

(Могут быть указаны другие причины.)

Правильно назван князь и указаны две причины3
Правильно назван князь и указана одна причина.

ИЛИ Правильно указаны только две причины

2
Правильно назван только князь.

ИЛИ Правильно указана только одна причина

1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл3

Первая российская революция привела к коренным качественным изменениям, оказавшим влияние на все сферы общественной жизни. Укажите не менее трёх причин, приведших к революционным событиям 1905–1907 гг.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
В правильном ответе должны быть указаны следующие причины:

1) нерешённость аграрного вопроса: господство помещичьего землевладения, малоземелье крестьян, сохранение выкупных платежей;

2) рост народного недовольства в связи с поражением русских войск в русско-японской войне;

3) отсутствие демократических свобод;

4) тяжёлое материальное положение рабочих: неудовлетворительные условия труда и быта, продолжительность рабочего дня 9–14 часов.

Могут быть указаны другие причины

Правильно указаны три причины3
Правильно указаны две любые причины2
Правильно указана одна любая причина1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл3

С конца 1960-х до конца 1970-х гг. в отношениях между СССР и странами Запада преобладала политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей. Какое образное название получила политика, о которой идёт речь? Укажите причину, заставившую СССР и страны Запада сделать данную политику основой отношений между ними. Приведите одно любое проявление данной политики на практике.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) политика – «разрядка», «разрядка международной напряжённости»;

2) причина, например: достижение стратегического паритета (равенства) между СССР и США в области ядерных вооружений;

(Могут быть приведены другие причины.)

3) проявление, например:

– подписание Московского договора между СССР и ФРГ 1972 г.;

– подписание договоров между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений;

– осуществление совместной программы «»Союз» – «Аполлон»»;

– подписание в Хельсинки Л.И. Брежневым Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, одной из важнейших частей которого был блок о соблюдении прав человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *