Евангелие господа и бога и спаса нашего иисуса христа

Глава 1

Зач. 1-е. Родословие Господа нашего Иисуса Христа

Читается в неделю перед Рождеством Христовым.

1. Кни́га родства̀ і҆и҃са хрⷭ҇та̀, сн҃а дв҃дова, сн҃а а҆враа́млѧ.Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

Книга родства – по-русски, родословие, т. е. перечисление предков в нисходящем или восходящем порядке. Родословие помещает в своем Евангелии и св. Лука (3 гл.), но у св. Матфея оно в восходящем, а у еванг. Луки в нисходящем порядке. У еврейских, как и вообще у восточных писателей вдревле было в обычае, при описании жизни какого-либо знаменитого лица, указывать и на родословную таблицу. Еванг. же Матфей поместил родословие и с особенною, важною целию, чтобы показать, что И. Христос произошел именно от тех лиц, коим древле было дано обещание о происхождении от них Мессии (Толк. Ев. еп. Мих.) Иисуса. Иисус значит «Спаситель». Это имя Сына Божия, нареченное, по повелению Божию, ангелом еще до рождения Спасителя на земле. (21ст. и Лк.1:31 ). Оно довольно обыкновенное у евреев и значит Бог Спаситель или просто Спаситель. Для спасения людей от вечной погибели за грехи, которые начались в роде человеческом с грехопадения прародителей в раю, по премудрым Божественным планам, долженствовал сойти с неба на землю, воплотиться и, приняв на себя грехи рода человеческого, пострадать за них Сын Божий, второе Лицо Пресвятой Троицы. И вот сей воплотившийся Сын Божий при рождении и был назван Иисусом, т. е. Спасителем и еще Христом. Относительно имени Иисус впадают в ошибку и много спорят так называемые наши раскольники, т. е. лица, самовольно отделившиеся от истинной церкви из-за некоторых церковных обрядов. Они учат, что нужно писать и говорить не Иисус, а Исус. Но именно Иисус – слово греческое, или Иешуа, сокращенное из Иегошуа, слово еврейское и значит Спаситель, а не Исус; такого слова в греческом языке нет. Если написано в некоторых древних книгах Исус, так это написано сокращенно, как древле писали нередко. Писали это имя и двумя буквами Ис. Христа. Христос с греческого «Помазанник». Помазанник на еврейском – Мессия (Машиах). У евреев царей и первосвященников, а иногда и пророков, помазывали елеем, почему они и назывались помазанниками. Посредством помазания совершалось посвящение сих лиц, каждого на свое служение, и чрез него обыкновенно сообщались помазуемым особенные дары Божии в помощь к достойному прохождению их служения. Так были помазаны Аарон первосвященник ( Исх.28:41 ), цари: Саул и Давид ( 1Цар.10:1; 16:13 ), пророк Елисей ( 3Цар.19:16 ). Сын Божий назван Мессиею, или Христом, т. е. помазанником, потому, что Его человечеству безмерно сообщены дары Св. Духа, как-то: святость первосвященника, могущество царя и ведение или знание пророка. Сына Давидова, Сына Авраамля. Св. Златоуст говорит, что еванг. Матфей писал Евангелие для христиан из иудеев, поэтому лишним считает начинать родословие с древнейших родов. Совсем другое мы видим в родословии Луки, которое писано для христиан из язычников. Это родословие хотя также идет чрез Авраама и Давида, но восходит гораздо выше и доходит даже до родоначальника всех людей, Адама. Господь Иисус Христос был потомок Давида, величайшего и благочестивейшего из еврейских царей, и Авраама, первого патриарха еврейского народа. У евреев слово сын употреблялось в смысле потомка ( Лк.19:9 ; Деян.2:17 и др.). Аврааму и Давиду было обещано Богом, что именно из их потомства произойдет Спаситель ( Быт.22:18 ; 2Цар.7:12–15 и др.). Св. Матфей назвал И. Христа сыном прежде Давидовым, а потом уже Авраамовым, как потому, что Давид особенно славился у евреев по знаменитости своих деяний, так и по времени жизни; ибо жил гораздо позднее Авраама (3 ст.).

2. А҆враа́мъ родѝ і҆саа́ка. І҆саа́къ же родѝ і҆а́кѡва. І҆а́кѡвъ же родѝ і҆ꙋ́дꙋ и҆ бра́тїю є҆гѡ̀.Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;

Авраам роди (родил) Исаака, Исаак же роди Иакова и пр. В родословии св. Матфей указывает только главы родов, от которых имел произойти Спаситель. Потому в нем не упоминаются другие дети Авраама, кроме Исаака, и т. д. Родословие начато св. Матфеем с Авраама, так как он есть отец верующих людей и первый патриарх еврейского народа, от которого произошел Спаситель. Когда после потопа люди забыли истинного Бога, а вместо Него начали покланяться ложным богам, и оставался только один чтитель Истинного Бога – Авраам; то Бог, для сохранения истинной веры, переселил его из той земли, где он жил, в другую. Авраам и происшедший от него еврейский народ сохранили истинную веру в Бога и обещанного Спасителя.

3. І҆ꙋ́да же родѝ фаре́са и҆ за́рꙋ ѿ ѳама́ры. Фаре́съ же родѝ є҆сро́ма. Є҆сро́мъ же родѝ а҆ра́ма.Иуда родил Фареса и Зару от Фамари. Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

Иуда роди Фареса и Зару от Фамары. Фамара была вдова, невестка Иуды. Объясняя это место в Евангелии, св. Златоуст говорит: «в родословии Господа, не то, что в родословии обыкновенного человека, не только не должно умолчать, но еще велегласно надлежит возвестить о сем: ибо Он пришел не для того, чтобы избежать позора нашего, но чтобы уничтожить оный. По этой же причине св. Матфей упоминает и о рождении Давидом Соломона от незаконной жены».

В родословии И. Христа, как увидим далее, встречаются имена не только Иуды и Соломона, согрешавших, но и нечестивых царей иудейских: Ахаза, Манассии и других (ст. 9–10), и даже женщин иностранок и иноплеменниц в отношении к евреям, каковы Раав, жительница г. Иерихона, скрывшая соглядатаев, которых посылал Иисус Навин, и Руфь Моавитянка (ст. 5). Вводя все такие лица в родословие Христово, св. евангелист дает понять, что Иисус Христос пришел не как судья, а как Спаситель призвать на покаяние грешников, и не в одном избранном, еврейском народе, но среди всех людей ( Гал. 3:28 ). С другой стороны этим показывается, что все, и самые праотцы и патриархи, не были свободны от грехов и имели нужду в Спасителе. Кроме того, жены иностранки помещены в родословии И. Христа для того, чтобы их примерами пристыдить иудеев и научить их не возноситься (Феофил.).

4. А҆ра́мъ же родѝ а҆мїнада́ва. А҆мїнада́въ же родѝ наассѡ́на. Наассѡ́нъ же родѝ салмѡ́на.Арам родил Аминадава; Аминадав родилъ Наассона; Наассон родил Салмона;
5. Салмѡ́нъ же родѝ воо́за ѿ раха́вы. Воо́зъ же родѝ ѡ҆ви́да ѿ рꙋ́ѳы. Ѡ҆ви́дъ же родѝ і҆ессе́а.Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6. І҆ессе́й же родѝ дв҃да царѧ̀. Дв҃дъ же ца́рь родѝ соломѡ́на ѿ ᲂу҆рі́ины.Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
7. Соломѡ́нъ же родѝ ровоа́ма. Ровоа́мъ же родѝ а҆ві́ю. А҆ві́а же родѝ а҆́сꙋ.Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8. А҆́са же родѝ і҆ѡсафа́та. І҆ѡсафа́тъ же родѝ і҆ѡра́ма. І҆ѡра́мъ же родѝ ѻ҆зі́ю.Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9. Ѻ҆зі́а же родѝ і҆ѡаѳа́ма. І҆ѡаѳа́мъ же родѝ а҆ха́за. А҆ха́зъ же родѝ є҆зекі́ю.Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10. Є҆зекі́а же родѝ манассі́ю. Манассі́а же родѝ а҆мѡ́на. А҆мѡ́нъ же родѝ і҆ѡсі́ю.Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11. І҆ѡсі́а же родѝ і҆ехо́нїю и҆ бра́тїю є҆гѡ̀, въ преселе́нїе вавѷлѡ́нское <Ст. 11 въ нѣ́кїихъ гре́ч.: і҆ѡсі́а же родѝ і҆ѡакі́ма и҆ бра́тїю є҆гѡ̀. І҆ѡакі́мъ же родѝ і҆ехо́нїю въ преселе́нїе вавѷлѡ́нское.>.Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

В преселение Вавилонское – перед переселением иудеев в Вавилон в плен. Это было за 588 лет до Р. Хр. ( 2Пар.36 ) при Вавилонском царе Новуходоносоре, который завоевал и разрушил иудейское царство. Вавилонское царство было могущественно и находилось на восток от Палестины к Месопотамии. Столицею сего царства был Вавилон, он стоял на реке Евфрате. Ныне расследуют развалины этого великолепного города. Вавилонский плен был предсказан прор. Иеремею (25, гл.) и продолжался 70 лет. Кир, царь Персидский, завоевавший Вавилонское царство, отпустил иудеев из плена в своё отечество.

12. По преселе́нїи же вавѷлѡ́нстѣмъ, і҆ехо́нїа родѝ салаѳі́илѧ. Салаѳі́иль же родѝ зорова́велѧ.По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13. Зорова́вель же родѝ а҆вїꙋ́да. А҆вїꙋ́дъ же родѝ є҆лїакі́ма. Є҆лїакі́мъ же родѝ а҆зѡ́ра.Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14. А҆зѡ́ръ же родѝ садѡ́ка. Садѡ́къ же родѝ а҆хі́ма. А҆хі́мъ же родѝ є҆лїꙋ́да.Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15. Є҆лїꙋ́дъ же родѝ є҆леаза́ра. Є҆леаза́ръ же родѝ матѳа́на. Матѳа́нъ же родѝ і҆а́кѡва.Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

Иехония роди Салафииля. Об Иехонии известно, что он не имел детей по плоти ( 4Цар. 24:15 ). Если говорится о его детях, то это были дети по усыновлению, по так называемому закону ужичества, т. е. родственности (ужик значит родственник). По этому закону ( Втор. 25:5 ; Мф. 22:24 и дал.) брат или ближний родственник умершего бездетным должен был вступить в брак с его вдовою, чтобы восстановить семя его, и рожденные от этого брака дети считались детьми умершего и имели, таким образом двух отцов, одного по плоти, другого (умершего) по закону. Таковы и были дети Иехонии, и при том восстановителем его семени был член не из потомства Соломонова, так как братья и ближайшие родственники его были умерщвлены, а из потомства его брата по матери Нафана, Нирия ( Лк.3:28 ; Мих.). Точно также у еванг. Луки вместо Иакова отцом Иосифа назван Илий, и родословие от Салафииля ведется не чрез Авиуда, а чрез Рисая. Причиною сему тот же закон ужичества или родственности. Илий умер бездетным, а жена его вышла за родственника его, Иакова, от которого и родился Иосиф.

16. І҆а́кѡвъ же родѝ і҆ѡ́сифа, мꙋ́жа мр҃і́ина, и҆з̾ неѧ́же роди́сѧ і҆и҃съ, глаго́лемый хрⷭ҇то́съ.Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

Евангелист Матфей поместил в своем Евангелии родословие не самой Богородицы, Девы Марии, а Иосифа, которому она была обручена. Это так объясняет св. Златоуст: «Иудеи не имели обыкновения вести родословие по женскому колену». Между тем из родословия Иосифа видно родословие и Пресвятой Богородицы, так как они были родственниками: по закону иудейскому не позволено было брать жену не только из другого колена, но и из другого рода вь том же колене. Кроме того, Евангелист не хотел, чтобы при самом начале известно было иудеям, что Христос родился от девы. Если бы тогда это сделалось известным им, то они, перетолковав в худую сторону, побили бы Св. Марию камнями (4 Бес. на Матф).

17. Всѣ́хъ же родѡ́въ ѿ а҆враа́ма до дв҃да ро́дове четырена́десѧте: и҆ ѿ дв҃да до преселе́нїѧ вавѷлѡ́нскагѡ ро́дове четырена́десѧте: и҆ ѿ преселе́нїѧ вавѷлѡ́нскагѡ до хрⷭ҇та̀ ро́дове четырена́десѧте.Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

Евангелист делит родословную на три периода: первый, от Авраама до Давида, за время управления еврейским народом патриархами или пророками, второй, от Давида до Вавилонского плена, за время управления парями, и третий, за последнее время, когда управляли евреями первосвященники. В этом обстоятельстве находится указание на то, что И. Христос долженствовал быть и пророком, и царем, и первосвященником (Богосл.). В каждом из этих трех периодов Св. Матфей называет 14 родов. В этих периодах, конечно, было более 14 родов; но излишние евангелистом опущены. По всей вероятности, это сделано для того, чтобы удобнее запомнить родословную таблицу (Мих.). Еванг. Матфей, начав свое Евангелие прямо с родословия И. Христа, опускает сказание о Предтече Его Иоанне, о Благовещении Пресв. Богородицы и о самом событии Рождества Христова. Об этом повествует св. Лука.

Зач. 2-е. Рождество Христово

Читается на 1-м часе, в навечерие, и на утрени праздника Рождества Христова.

18. І҆и҃съ хрⷭ҇то́во ржⷭ҇тво̀ си́це бѣ̀: ѡ҆брꙋче́ннѣй бо бы́вши мт҃ри є҆гѡ̀ мр҃і́и і҆ѡ́сифови, пре́жде да́же не сни́тисѧ и҆́ма, ѡ҆брѣ́тесѧ и҆мꙋ́щи во чре́вѣ ѿ дх҃а ст҃а.Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

Обручений бо бывши по-русски, по обручении, после обручения. В ветхозаветное время все еврейские девицы, побуждаемые надеждой рождения Спасителя, считали величайшим несчастием оставаться навсегда девицами (Троиц.); но Пресв. Мария, по своему глубокому смирению, не позволяла себе, и думать о такой надежде и, возлюбив Бога всею душою, дала обет всегдашнего девства. Между тем родители Её умерли и первосвященники, узнав об Её обете, были в затруднении: как поступить с Нею? Тогда по молитве Бог открыл им, чтобы они нашли достойного человека, который, под видом супружества, был бы хранителем Её девства. Избраны были 12 безженных мужей из рода Давидова, в числе коих находился и праведный Иосиф, восьмидесятилетний старец. Первосвященник по жезлу от каждого положил на ночь в храме на алтаре, и жезл Иосифа процвел; тогда св. Марию обручили с ним. Обручение у Иудеев состояло в том, что между отцом невесты и отцом жениха, или, за смертью отцов, между ближайшими родственниками их заключался договор, при чем давалась цена невесты, или подарки. Тогда был обычай за невесту давать известную, по соглашению, цену. Прежде даже не снитися има (прежде, нежели они сочетались, сошлись на житье вместе). У Евреев между днем обручения и днем брака проходило несколько времени, иногда и несколько месяцев, хотя невеста считалась уже женою обрученного и жила или в доме своих родственников, или даже в доме самого жениха (Злат.). Так Пресв. Богородица, по обручении, уже жила в доме Иосифа в Назарете ( Лк. 1:26–27 ). Спросит ли кто: каким образом Дух образовал младенца в деве? говорит св. Златоуст и отвечает: «если и при естественном действии нельзя сего объяснить, то как же можно объяснить, когда чудодействовал Дух Святый»?

19. І҆ѡ́сифъ же мꙋ́жъ є҆ѧ̀, првⷣнъ сы́й и҆ не хотѧ̀ є҆ѧ̀ ѡ҆бличи́ти, восхотѣ̀ та́й пꙋсти́ти ю҆̀.Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

По закону Моисееву, обрученную, нарушившую верность до времени брака, побивали камнями перед воротами города ( Втор. 22:23–24 ), т. е. подвергали самой позорной и мучительной смерти. Нарушившую же верность после брака, жену закон предоставлял мужу право отпустить от себя, дав ей разводное письмо ( Втор. 24:1 ), с обозначением причины развода, т. е. таким образом опозорить ее. Иосиф, по доброте своей (будучи праведен), не только не хотел подвергнуть обрученную ему Марию законной казни, но даже не хотел и опозорить (огласить) ее, дав ей разводное письмо, а думал просто без огласки, отпустить ее от себя (оставить её): так как он не знал о благовещении и бессеменном зачатии ею Младенца-Спасителя (Мих.).

20. Сїѧ̑ же є҆мꙋ̀ помы́слившꙋ, сѐ, а҆́гг҃лъ гдⷭ҇ень во снѣ̀ ꙗ҆ви́сѧ є҆мꙋ̀, глаго́лѧ: і҆ѡ́сифе, сы́не дв҃довъ, не ᲂу҆бо́йсѧ прїѧ́ти мр҃їа́мъ жены̀ твоеѧ̀: ро́ждшеебосѧ въ не́й, ѿ дх҃а є҆́сть ст҃а:Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;

Слово Ангел с греческого значит «вестник», потому что назначение Ангелов возвещать волю Божию людям. Ангелы это существа духовные или бестелесные, одаренные умом, волею и могуществом. Ангелы сотворены прежде видимого мира и человека. Из Ангелов некоторые согрешили и сделались злыми духами, называемыми диаволами. Слово диавол греческое и значит: «соблазнитель», так как диаволы соблазняют людей на зло. Когда Ангелы посылаются Богом для возвещения и исполнения Его воли, то они употребляют различные средства являются во сне, в видении и на яву, принимая человеческий образ. Не убойся прити Мариам, т. е. не думай, что ты преступишь закон и оскорбишь Бога, если удержишь у себя, нс отпустишь Марию непраздную свою обрученицу.

21. роди́тъ же сн҃а, и҆ нарече́ши и҆́мѧ є҆мꙋ̀ і҆и҃съ: то́й бо сп҃се́тъ лю́ди своѧ̑ ѿ грѣ̑хъ и҆́хъ.родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

«Не сказал Ангел Иосифу родит тебе сына, замечает св. Златоуст, а сказал только: родит сына, потому что Мария родила не от Иосифа, и не Иосифу, а целой вселенной. «И не удивляйся сему, как бы так продолжал ангел: это чудесное рождение предопределено Господом и давно предсказано пророком». Об имени Иисус чит. в объясн.

22. Сїе́ же всѐ бы́сть, да сбꙋ́детсѧ рече́нное ѿ гдⷭа прⷪ҇ро́комъ, глаго́лющимъ:А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23. сѐ, дв҃а во чре́вѣ прїи́метъ и҆ роди́тъ сн҃а, и҆ нарекꙋ́тъ и҆́мѧ є҆мꙋ̀ є҆мманꙋ́илъ, є҆́же є҆́сть сказа́емо: съ на́ми бг҃ъ.се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог ( Ис.7:14 )

24. Воста́въ же і҆ѡ́сифъ ѿ сна̀, сотворѝ ꙗ҆́коже повелѣ̀ є҆мꙋ̀ а҆́гг҃лъ гдⷭ҇ень, и҆ прїѧ́тъ женꙋ̀ свою̀,Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25. и҆ не зна́ѧше є҆ѧ̀, до́ндеже родѝ сн҃а своего̀ пе́рвенца, и҆ наречѐ и҆́мѧ є҆мꙋ̀ і҆и҃съ.и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Дондеже (до тех пор пока). Это слово не всегда означает, чтобы после известного времени переменялось обозначаемое им обстоятельство, а иногда означает неопределенное время. Так, напр., говорится о вороне, выпущенном Ноем из ковчега, что он не прилетал до тех пор, пока не иссякла вода; тогда как он совсем не прилетел ( Быт.8:7–14 ; Еще, Пс.109:1 ; Мф.18:84 ; Григ. Бог. и Злат.). Первенца (первородного). Это слово не показывает, что у Пресв. Богородицы были дети, рожденные после Иисуса, потому что первенцем назывался и единственный сын. В Евангелии хотя и упоминается о братьях И. Христа ( Мф.12:46–47 и в др. мест.), каковы Иаков, Иосия, Симон и Иуда, а также о сестрах Его; но то были не родные, а названные братья Его, т. е. дети Иосифа от первого брака (Григ. Дв., Кир. Алек, и др.), или даже двоюродные Его братья, дети Клеопы, брата Иосифа, обручника Пресв. Богородицы, и Марии сестры Её (Феод. и Авг.). О приснодевстве Пресв. Богородицы предречено св. пророком ( Иез.44:2–3 ). Ее приснодевою наименовали и св. отцы пятого и шестого Вселенских соборов.

Источник

Глава 10

1. И҆ призва̀ ѻ҆бана́десѧть ᲂу҆чн҃кѝ своѧ̑, дадѐ и҆̀мъ вла́сть на дꙋ́сѣхъ нечи́стыхъ, ꙗ҆́кѡ да и҆зго́нѧтъ и҆̀хъ, и҆ цѣли́ти всѧ́къ недꙋ́гъ и҆ всѧ́кꙋ болѣ́знь.И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь

Из учеников и последователей своих И. Христос сначала избрал двенадцать, по числу 12-ти колен народа Еврейского. Впоследствии Он избрал еще 70, или 72, по 6-ти на колено. Он послал сих избранных проповедывать Свое Евангелие, т. е. Свое учение о спасении (чит. объясн. слов евангелия царствия 23 ст. 4 гл.), почему и назвал их апостолами, т. е. с греческого языка, посланниками для проповедания Его учения. Даде (дал) им власть на дусех нечистых и проч. т. е. дал апостолам проповедникам силу творить чудеса. Как Сам Он соединял проповедь с чудотворениямн для того, чтобы лучше веровали в Него, как Божественного посланника, так для сей же цели Он дал чудотворную силу и апостолам «дабы удивляя чудесами, пишет блаженный Феофилакт, они приобретали внимательных своему учению слушателей» (чит. объясн. 23 ст., 4 гл.).

2. Двана́десѧтихъ же а҆пⷭ҇лѡвъ и҆мена̀ сꙋ́ть сїѧ̑: пе́рвый сі́мѡнъ, и҆́же нарица́етсѧ пе́тръ, и҆ а҆ндре́й бра́тъ є҆гѡ̀: і҆а́кѡвъ зеведе́евъ и҆ і҆ѡа́ннъ бра́тъ є҆гѡ̀:Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его
3. фїлі́ппъ и҆ варѳоломе́й: ѳѡма̀ и҆ матѳе́й мыта́рь: і҆а́кѡвъ а҆лфе́евъ и҆ левве́й, нарече́нный ѳадде́й:Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем

4. сі́мѡнъ канані́тъ и҆ і҆ꙋ́да і҆скарїѡ́тскїй, и҆́же и҆ предадѐ є҆го̀.Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его

5. Сїѧ̑ ѻ҆бана́десѧть посла̀ і҆и҃съ, заповѣ́да и҆̀мъ, гл҃ѧ: на пꙋ́ть ꙗ҆зы̑къ не и҆ди́те и҆ во гра́дъ самарѧ́нскїй не вни́дите:Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите
6. и҆ди́те же па́че ко ѻ҆вца́мъ поги́бшымъ до́мꙋ і҆и҃лева:а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева

На путь язык (к язычникам) не идите. Язычники, это люди, после столпотворения Вавилонского потерявшие веру в истинного Бога и признававшие за Бога разные, приносившие пользу или вред, твари, напр., солнце, огонь, воду, некоторых животных, прославившихся чем-либо людей, или какия выдуманные божества. Называются эти люди язычниками оттого, что идолопоклонство началось со времени смешения языков, а идолопоклонниками, конечно, от почитания идолов. Так как со времени Авраама народ еврейский был избран Богом для сохранения истинной веры на земле, сему народу был обещан Мессия Христос Спаситель, и от сего народа Он имел произойти и среди Него явиться; то прежде всех и должна начаться проповедь у Евреев ( Ин. 4:24 ) и затем уже после них у всех других народов (28:19; Мк. 16:15 ). Во град (ни в какой город) Самарянский не внидите (не входите). Самаряне – это был народ, живший в средине еврейской земли или Палестины, между областями Иудеею и Галлилею. Народ этот состоял из смеси Иудеев, которые остались здесь от пленения десяти колен израильского царства Ассирианами, и язычников, которые переселены были из разных областей Ассирийского царства на место отведенных в плен ( 4Цар. 17:23–24 ). Переселенцы эти, наученные священником, приняли еврейскую веру, но не оставляли служения и своим богам, и таким образом религия их состояла из смешения иудейской и языческой и называлась Самарянским расколом. Из священных книг Самаряне принимали только 5 книг Моисеевых, следовательно, не принимали писания пророков. Господь до времени не позволил апостолам ходить с евангельскою проповедью и к Самарянам, хотя Сам проповедывал у них ( Ин. 4 гл.). Идите же паче к овцам погибшим дому Израилева. Паче – наипаче, главным образом, т. е. прежде язычников и Самарян (чит. объясн. 5 ст.). Овцам погибшим, т. е. не имеющим истинных пастырей, а потому и истинной веры, и погибающим в заблуждении (чит. объясн. 36 ст. 9 гл.). Дома Израилева, т. е. народа еврейского ( Лев. 10:6 ; Исx. 19:3 и дал.). Господь запретил апостолам итти с проповедью к язычникам и Самарянам еще для того, чтобы иудеи не стали обвинять их, что они входят в общение с людьми недостойными, и чуждаться их; а также и жаловаться, что ходили к таким людям (Злат.).

7. ходѧ́ще же проповѣ́дꙋйте, глаго́люще, ꙗ҆́кѡ прибли́жисѧ црⷭ҇твїе нбⷭ҇ное:ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное
8. болѧ́щыѧ и҆сцѣлѧ́йте, прокажє́нныѧ ѡ҆чища́йте, мє́ртвыѧ воскреша́йте, бѣ́сы и҆згонѧ́йте: тꙋ́не прїѧ́сте, тꙋ́не дади́те.больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте

Приближися (приблизилось) царствие небесное (чнт. объясн. 4 гл. 17 ст.). Болящия исцеляйте и проч. Тут повторяет Господь то, что сказал ранее (чит. ст. 1). Туне приясте, туне дадите (даром получили, даром и давайте), т. е. апостолы должны проповедывать и творить чудеса не за плату, не из корысти. «Этим Господь смиряет их высокоумие (пишут Злат, и Феоф.), чтобы они не подумали, что производимые ими чудеса происходят от их добродетелей: сами получили не в награду, не за труды, это Моя благодать, так давайте и другим»; а также предостерегает и от сребролюбия. К страстям тщеславия и любостяжания особенно склонно грехолюбивое человеческое сердце. Этими же словами Господь учит апостолов и всех вообще щедрости: если мы получаем от Бога все даром, то и сами должны давать другим, делиться с другими, не для награды только, но и даром. Впрочем, сими словами Господь не запретил апостолам принимать добровольные приношения от верующих для вспомоществования им в необходимом в жизни при трудах проповедничества, ибо трудящийся, сказал Он, достоин награды за труды свои ( Лк. 10:7 ; 1Кор. 9:8–14 ).

Зач. 35-е. Наставление Иисуса Христа апостолам (продолжение) Читается во вторник 3-й недели по Пятидесятнице

9. Не стѧжи́те зла́та, ни сребра̀, ни мѣ́ди при поѧсѣ́хъ ва́шихъ,Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои
10. ни пи́ры въ пꙋ́ть, ни двою̀ ри̑зꙋ, ни сапѡ́гъ, ни жезла̀: досто́инъ бо є҆́сть дѣ́латель мзды̀ своеѧ̀.ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания

В этих словах Господь внушает апостолам, посылая их на проповедь, чтобы они не брали с собою ничего в запас, и указывает!, причину, почему не должно делать этого: достоин бо есть делатель мзды своея (ибо трудящийся достоин пропитания), т. е. те, которым апостолы будут проповедывать и благодетельствовать даром чудес, будут доставлять им все нужное для жизни (Феоф.). Господь внушал апостолам, что они не должны требовать вознаграждения за свои труды и благодеяния (8 ст.), но могут получать помощь не только как дар, но и как заслуженное трудом. Не берите денег в поясы. Тогда не имели кошельков для хранения денег, а носили деньги в поясах, которые делались пустыми внутри. Ни сумы, в которую можно было бы ноложить что-нибудь лишнее. Ни двух одежд – одну надетую, а другую в запас, на будущее время. Ни обуви, т. е. запасной, кроме той, которая есть на ногах ( Мк. 6:9 ). Ни посоха, т. е. запасного, кроме того, который имелся у путешественников (Мих.). Не стяжите злата и пр. Такою Своею заповедью апостолам Господь достигал, во-первых, того, что удалял от них всякое подозрение, во-вторых, освобождал их от всякой заботы, чтобы они занимались одною проповедью, и в-третьих, показывал им Свое могущество (Злат.).

11. Во́ньже а҆́ще (коли́ждо) гра́дъ и҆лѝ ве́сь вни́дете, и҆спыта́йте, кто̀ въ не́мъ досто́инъ є҆́сть, и҆ тꙋ̀ пребꙋ́дите, до́ндеже и҆зы́дете:В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете

Испытайте (наведывайтесь), кто достоин, т. е. достоин того, чтобы остановиться и жить у него, именно, кто добр, благочестив и расположен к принятию проповеди, «чтобы недоброю славою принявшего не унизить достоинства самой проповеди» (Иерон.). Ту пребывайте, Дóндеже изыдете, т. е. не переходите из одного дома в другой: потому что это перехождение могло отвлекать апостолов от главной цели или дела – проповеди и подавать повод говорить о них, как о чревоугодниках и людях легкомысленных (Злат.).

12. входѧ́ще же въ до́мъ цѣлꙋ́йте є҆го̀, глаго́люще: ми́ръ до́мꙋ семꙋ̀:а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему
13. и҆ а҆́ще ᲂу҆́бѡ бꙋ́детъ до́мъ досто́инъ, прїи́детъ ми́ръ ва́шъ на́нь: а҆́ще ли же не бꙋ́детъ досто́инъ, ми́ръ ва́шъ къ ва́мъ возврати́тсѧ.и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится

Входяще в дом, т. е. в семейство ( Ин. 4:53 ), целуйте (приветствуйте) его, глаюлюще (говоря): мир дому сему. Приветствуйте сами прежде, не ожидайте приветствия от других. Мир благожелание спокойствия или счастья. Мир тебе, или вам, это обычное приветствие у Евреев ( Быт. 30:23 ; Лк. 10:5 ). Приидет мир ваш нань (на него), т. е. ваши благожелания этому семейству исполнятся, при содействии вашей молитвы о них и вашей проповеди и наставлений. Мир ваш к вам возвратится, т. е. мир, которого вы пожелали бы сему семейству, не будет дан, ваши благожелания не исполнятся на нем ( Пс. 35:13 ).

14. И҆ и҆́же а҆́ще не прїи́метъ ва́съ, нижѐ послꙋ́шаетъ слове́съ ва́шихъ, и҆сходѧ́ще и҆з̾ до́мꙋ и҆лѝ и҆з̾ гра́да тогѡ̀, ѿтрѧси́те пра́хъ но́гъ ва́шихъ:А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших

Оттрясите прах (от) ног ваших. Бывали примеры, что апостолы действительно поступали так ( Деян. 13:51; 18:6 ): Евреи думали, что самая земля и пыль, по которой ходят язычники, не чиста, и надобно оттрясать ее. Посему повеление Господа: Оттрясите прах означает, что апостолы должны смотреть на непринимающих их самих и их проповеди, как на нечистых язычников, с которыми у них не должно быть ничего общего, даже и самого праха. Еще это значит: «не гневайтесь на них, забудьте о них» (Мих.).

15. а҆ми́нь гл҃ю ва́мъ: ѿра́днѣе бꙋ́детъ землѝ содо́мстѣй и҆ гомо́ррстѣй въ де́нь сꙋ́дный, не́же гра́дꙋ томꙋ̀.истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому

Города Содом и Гоморра вместе с двумя другими, во времена Авраамовы, были наказаны Господом за крайнее развращение жителей сожжением огнем и серою, и на месте их до сих пор стоит так называемое от сказанной казни Мертвое море (см. карту). В день судный (суда), т. е. в день всеобщего суда, который будет произведен Господом при кончине мира (25:31–46). Господь сравнивает наказание Содомлян и Гоморрян с наказанием, не принявших апостолов и их проповеди и говорит, что после всеобщего суда наказание первых будет легче последних; потому что их поступки менее преступны: так как они не имели положительного и откровенного закона Божия, а руководились только разумом и совестью, так называемым внутренним законом (сл. 11:20–24). Граду тому. Не принял один дом, а наказывается целый город. Это потому, что не удержали этого дома остальные, видя его поступок, так как не принимающие апостолов изгоняли их публично.

Зач. 36-е. Наставление Иисуса Христа апостолам (продолжение)

Читается в среду 3-й недели по Пятидесятнице и святым мученикам

16. Сѐ, а҆́зъ посыла́ю ва́съ ꙗ҆́кѡ ѻ҆́вцы посредѣ̀ волкѡ́въ: бꙋ́дите ᲂу҆̀бо мꙋ́дри ꙗ҆́кѡ ѕмїѧ̑, и҆ цѣ́ли ꙗ҆́кѡ го́лꙋбїе.Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

Господь, посылая апостолов на евангельскую проповедь, говорит, кто им придется быть в таком положении, в каком бывают овцы, окруженные волками, т. е. люди неверующие и развращенные будут и ненавидеть и преследовать их. Будите убо мудри, яко (как) змия, и цели (просты), яко (как) голуби. Известно, что змеи мудры и очень хитры (3 гл. 7 ст.); особенно много ловкости и хитрости обнаруживают они в виду опасности: напр., так как голова у них составляет самое чувствительное место в теле, от легкого удара в голову они умирают, то при опасности они прежде всего скрывают голову, для чего свертываются клубом. Голуби же отличаются простотою, потому служат образом чистоты, невинности и незлобия (3:16). «Мудр, как змия, тот, толкует слова Спасителя ев. Василий великий, кто предлагает учение с осмотрительностью и разумением, как успешнее привести слушателей к благопокорности. А цел (прост), как голубь тот, кто не держит и в мыслях, чтобы мстить злоумышляющему и оскорбляющему». Доложно повиноваться больше Богу, нежели человекам, мы не можем не говорить того, что видели и слышали, говорили Апостолы, когда начальники иудейские запрещали им проповедывать о Христе ( Деян. 4:20; 5:28–29 ). Вот образ и кротости голубиной и мудрости змииной в апостолах.

17. Внемли́те же ѿ человѣ̑къ: предадѧ́тъ бо вы̀ на со́нмы, и҆ на собо́рищихъ и҆́хъ бїю́тъ ва́съ,Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас

Внемлите от человек (остерегайтесь людей), иначе: будьте мудры в обращении с людьми, т. е. не подвергайте себя опасности без нужды, старайтесь не вызывать, без необходимости, вражды к себе и преследований и не жертвуйте без нужды и пользы своею жизнью, которая так нужна для проповеди (Мих.) Предадят вы на сонмы будут отдавать вас за проповедь христианской веры, которая не понравится евреям и язычникам, в судилища, т. е. в судебные места, низшие Синедриона, какие находились в городах и более значительных селениях (чит. объясн. 22 ст. 5 гл.). И на соборищах их бьют (и в синагогах своих будут бить) вас. У Евреев тогда наказывали в самых синагогах провинившихся чем-либо били розгами или палками, положив на землю или привязав к столбу. Так, били и судили апостолов в Иерусалиме в начале их проповедывания ( Деян. 4 и 5 гл.); так бил в синагогах христиан Савл (апост. Павел), когда еще не был призван Христом ( Деян. 22:19 ). Так били и его самого, когда он сделался христианином и апостолом ( 2Кор.11:24 ).

18. и҆ пред̾ влады̑ки же и҆ цари̑ веде́ни бꙋ́дете менє̀ ра́ди, во свидѣ́тельство и҆̀мъ и҆ ꙗ҆зы́кѡмъ.и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками

К правителям и царям, разумеется, языческим, потому что в то время не было у Евреев ни правителей, ни царей собственных. Это было предсказанием Господа, относившимся ко времени, когда апостолы после вознесения Его пойдут с проповедью к язычникам. Во свидетельство им и языком (для свидетельства пред ними и язычниками). То есть апостолы своею проповедию и жизнию должны будут свидетельствовать пред царями и народами о Христе, о жизни и учении Его, о благотворности евангелия и проч.; это свидетельство послужит и в обличение тех, которые не примут проповеди, не уверуют во Христа (Злат, и Зигаб.). Так все это и было с апостолами, напр., в Риме, Скифии, Индии и др. местах вселенной.

19. Є҆гда́ же предаю́тъ вы̀, не пецы́тесѧ, ка́кѡ и҆лѝ что̀ возглаго́лете: да́стбосѧ ва́мъ въ то́й ча́съ, что̀ возглаго́лете:Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать
20. не вы́ бо бꙋ́дете глаго́лющїи, но дх҃ъ ѻ҆ц҃а̀ ва́шегѡ гл҃ѧй въ ва́съ.ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас

Апостолы были из людей бедных и неученых рыбарей, посему, понятно, они могли беспокоиться, как и что будут говорить, когда предстанут пред правителями и образованными людьми. И Господь успокоивает их, говоря, чтобы они не заботились об этом, потому что дастся вам в той час, что возглаголете (в тот час дано будет вам, что сказать). Не вы бо будете глаголющий (не вы будете говорить), но Дух Отца вашего, т. е. Сам Бог, Дух Святый третье лицо Св. Троицы, глаголяй в вас – будет говорить в вас. Я дам вам уста и премудрость, говорил Господь апостолам подобно сему, по сказанию евангелиста Луки (21:15). Так Господь предсказал о боговдохновенности свв. апостолов, т. е. о том, что они будут проповедывать и устно, а также, конечно, и письменно не сами от себя, но по внутреннему внушению от Самого Бога от Св. Духа.

Зач. 37-е. Наставление Иисуса Христа апостолам (продолжение)

Читается в четверг 3-й недели по Пятидесятнице

23. Є҆гда́ же го́нѧтъ вы̀ во гра́дѣ се́мъ, бѣ́гайте въ дрꙋгі́й. А҆ми́нь бо гл҃ю ва́мъ: не и҆́мате сконча́ти гра́ды і҆и҃лєвы, до́ндеже прїи́детъ сн҃ъ чл҃вѣ́ческїй.Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий

Господь учит апостолов, чтобы они берегли свою жизнь и не подвергали себя опасности без нужды: потому что жизнь их нужна для спасения других. Он Сам, в младенчестве, для сохранения Своей жизни, скрывался от Ирода в Египте. Не имате скончати (не успеете обойти) грады Израилевы (городов Израилевых), т. е. не успеете кончить вашего теперешнего первого посланничества по земле еврейской, дондеже (как) приидет Сын Человеческий. Сын Человеческий, т. е. Иисус Христос. Чит. в объясн. 20 ст. 8 гл. Куда и для чего придет Христос? В подобном сему изречении, при другом случае, Господом прибавлено: приидет в царствии Своем (16:28). Это прибавление указывает, что придет не для суда над родом человеческим при конце мира (Злат, и Феоф.). Пришествие Иисуса Христа в царстве своем значит открытие царства Его с воскресением Его, после которого Он сказал, что дана Ему всякая власть на небе и на земле (28:18), и с ниспосланием Св. Духа на апостолов, когда они пошли с проповедью об открытии сего царства уже по всему миру (Мих.).

24. Нѣ́сть ᲂу҆чени́къ над̾ ᲂу҆чи́телѧ (своего̀), нижѐ ра́бъ над̾ господи́на своего̀:Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего

Это народная поговорка. Ею, равно как и дальнейшими словами (ст. 25), Господь говорит Своим апостолам, что при проповедании Его учения они не должны ожидать для себя участи, лучшей Его Самого им предстоят многия скорби, точно так же, как и Ему Самому.

25. довлѣ́етъ ᲂу҆ченикꙋ̀, да бꙋ́детъ ꙗ҆́кѡ ᲂу҆чи́тель є҆гѡ̀, и҆ ра́бъ ꙗ҆́кѡ госпо́дь є҆гѡ̀. А҆́ще господи́на до́мꙋ веельзевꙋ́ла нареко́ша, кольмѝ па́че дома̑шнїѧ є҆гѡ̀;довлеет ученику, да будет яко учитель его, и раб яко господь его. Аще господина дому веельзевула нарекоша, кольми паче домашния его?

Веельзевул, собственно, значит господин нечистот, хозяин дома. Веельзевулом называется сатана, как князь царства злых духов, царства зла, греха, ада (12:24; Лк. 11:15 ). И. Христос говорит, что если уже называли Его Самого хозяина (господина) дома, т. е. Главу царства, церкви Его, веельзевулом, князем бесовским; то чего же хорошего ждать домашним Его, т. е. ученикам Его, членам Его дома или царства? В Евангелии нигде не говорится, чтобы так называли Господа, но из слов Его Самого видно, что это было.

26. Не ᲂу҆бо́йтесѧ ᲂу҆̀бо и҆́хъ: ничто́же бо є҆́сть покрове́но, є҆́же не ѿкры́етсѧ, и҆ та́йно, є҆́же не ᲂу҆вѣ́дѣно бꙋ́детъ.Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано
27. Є҆́же гл҃ю ва́мъ во тьмѣ̀, рцы́те во свѣ́тѣ: и҆ є҆́же во ᲂу҆́шы слы́шите, проповѣ́дите на кро́вѣхъ.Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях

Этими словами Господь ободряет учеников Своих в виду тех бедствий и скорбей, которые предстоят им, ободряет тем, что со временем откроются их невинность и добродетели, равно и клевета и злоба их врагов – откроются и на земле и на небе; придет время, когда на земле их будут называть благодетелями вселенной (Злат, и Феоф.) Еже глаголю во тьме, рцыте во свете (что говорю вам в темноте, говорите при свете); и еже во уши слышите, проповедите на кровлех (что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях). Т. е. не бойтесь, не стесняйтесь проповедывать Мое учение всюду и открыто, всенародно при свете, на кровлях. На кровлях: известно, что на востоке, где жил И. Христос, устроивались и устроиваются крыши на домах плоские, где можно ходить и сидеть и откуда можно вести речь с народом (чит. объясн. 9 гл. об исцелении разслабленного). В темноте, на ухо, т. е. то учение, которое Господь преподавал апостолам одним только и втайне.

28. И҆ не ᲂу҆бо́йтесѧ ѿ ᲂу҆бива́ющихъ тѣ́ло, дꙋши́ же не могꙋ́щихъ ᲂу҆би́ти: ᲂу҆бо́йтесѧ же па́че могꙋ́щагѡ и҆ дꙋ́шꙋ и҆ тѣ́ло погꙋби́ти въ гее́ннѣ.И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне

29. Не двѣ́ ли пти̑цѣ цѣни́тѣсѧ є҆ди́номꙋ а҆сса́рїю; и҆ ни є҆ди́на ѿ ни́хъ паде́тъ на землѝ без̾ ѻ҆ц҃а̀ ва́шегѡ:Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
30. ва́мъ же и҆ вла́си главні́и всѝ и҆зочте́ни сꙋ́ть:у вас же и волосы на голове все сочтены
31. не ᲂу҆бо́йтесѧ ᲂу҆̀бо: мно́зѣхъ пти́цъ лꙋ́чши є҆стѐ вы̀.не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц

Этими словами Господь еще ободряет учеников, чтобы они не боялись своих врагов у казывает им на Промысл Божий, который, во-первых, хранит и малых птиц и, во вторых, даже волосы на голове человека, и этим Господь говорит, что люди, враждебные им и их проповеди, ничего не сделают им без воли Божией, и что Бог имеет особенное попечение о них. Малые птицы – малые по росту и малоценные по достоинству, вероятно, воробьи и горлицы. Ассарии – малая римская монета, около половины копейки на наш счет. Не упадет на землю, т. е. не может быть поймана или не упадет мертвою. Без воли Отца вашего, т. е. без ведьма Божия. У вас и волосы на голове сочтены, т. е. Господь до мелочи знает все, касающееся вас (Зигаб.).

Зач. 38-е. Наставление Иисуса Христа апостолам (продолжение)

Читается в неделю Всех святых и в пяток 3-й пед. по Пятидесятнице

32. Всѧ́къ ᲂу҆̀бо и҆́же и҆сповѣ́сть мѧ̀ пред̾ человѣ̑ки, и҆сповѣ́мъ є҆го̀ и҆ а҆́зъ пред̾ ѻ҆ц҃е́мъ мои́мъ, и҆́же на нб҃сѣ́хъ:Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным
33. а҆ и҆́же ѿве́ржетсѧ менє̀ пред̾ человѣ̑ки, ѿве́ргꙋсѧ є҆гѡ̀ и҆ а҆́зъ пред̾ ѻ҆ц҃е́мъ мои́мъ, и҆́же на нб҃сѣ́хъ.а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным

Исповедать что вообще значит объявить пред другими, во всеуслышание, то, что думаешь или чему веришь ( Рим.10:9 ). Исповедать Христа значит не только веровать в Него внутренно в душе, но и словом и делом показывать эту свою веру в Него, напр., своими беседами о Нем, преданностью Его церкви и своим поведением (Мих.). Так исповедывали Христа святые в первые времена христианства, так называемые исповедники, которые и пострадали за веру во Христа, но не до смерти, и мученики, которые положили самую жизнь за Христа. Исповем его и Аз (исповедаю и Я того), т. е. признаю и объявляю тех Моими верными последователями, достойными райской награды за, веру и исповедание. Пред Отцем Моим небесным, т. е. в то время, когда приду для суда над всем родом человеческим (25:31–40). А иже отвержется Мене(кто отречется от Меня) пред человеки. Отрекаться от Христа, значит не веровать в Него, как Спасителя, отвергать Его учение. Можно отрекаться от Христа и не прямо, напр., своим нехристианским поведением, небрежностью в исполнении христианских обязанностей, уклонением от церкви, – в ереси и расколы, т. е. в разные религиозные лжеучения и заблуждения, и, наконец, нерадением о своем спасении, коснением в грехах, неисполнением христианских обязанностей, напр., поста, молитвы из-за боязни насмешек со стороны других и т. п. Отрекусь от того и я (отвергуся его и Аз), т. е. не признаю его Своим учеником, не приму в Свое блаженное царство и накажу мучением в аду.

34. Не мни́те, ꙗ҆́кѡ прїидо́хъ воврещѝ ми́ръ на зе́млю: не прїидо́хъ воврещѝ ми́ръ, но ме́чь:Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч
35. прїидо́хъ бо разлꙋчи́ти человѣ́ка на ѻ҆тца̀ своего̀, и҆ дще́рь на ма́терь свою̀, и҆ невѣ́стꙋ на свекро́вь свою̀.ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее
36. И҆ вразѝ человѣ́кꙋ дома́шнїи є҆гѡ̀.И враги человеку – домашние его

Это значит не то, чтобы И. Христос, Который Сам мир наш ( Еф. 2:14–16 ), принес брань и разделение (меч или, как сказано у евангелиста Луки: огня приидох воврещи (12:49), но то, что несогласия и разделения среди людей необходимо должны произойти вследствие Его пришествия. Злоба людей, а не Он и Его евангелие будет причиною сего (Мих.). «Меч, это любовь к И. Христу, толкуют св. отцы, любовь, которая разделяет верующих от неверующих, которая своею непобедимою силою может легко разлучить людей, связанных самою дорогою земною любовью». Св. Златоуст пишет: «Христос хотел, чтобы все люди были еднномысленны в деле благочестия (религии); но как люди разделились, то и произошла брань. Не сказал: Я пришел принести брань, но, что гораздо ужаснее, меч. Он хотел приучить слух Своих учеников к жестким словам, чтобы они не колебались в трудных обстоятельствах. Теперь никто не скажет, что Он убеждал их лестью, скрывая от них трудности. Хотя не Христос был причиною сего, но злоба человеческая; впрочем, говорит, что Он Сам причиною сего. Такой образ выражения свойствен Писанию, ибо в другом месте Писания сказано: дал им Бог очи, чтобы они не видели ( Иез. 12:2 ). Так говорит и здесь». Разделит человека с отцем и дочь с матерью и проч., т. е. разделит верующих от неверующих, боголюбивых от миролюбивых, славолюбивых от смиренномудрых; а чрез это и произойдет само собою вообще разделение и вражда. Так мы и видим, читая историю первых времен христианства и жития святых; видим и среди самих себя, вследствие появления разных сект и раскола, а также и вследствие неверия, маловерия и нечестия.

Зач. 39-е. Наставление Иисуса Христа апостолам (окончание)

Читается в субботу 7-ю по Пятидесятнице и пред Воздвижением

37. И҆́же лю́битъ ѻ҆тца̀ и҆лѝ ма́терь па́че менє̀, нѣ́сть менє̀ досто́инъ: и҆ и҆́же лю́битъ сы́на и҆лѝ дще́рь па́че менє̀, нѣ́сть менє̀ досто́инъ:Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня

Этими словами Господь показывает, что Его, как Бога и Спасителя, Своею кровию даровавшего людям вечное спасение, должно любить больше всего на свете, больше самых родителей и детей; так что, если бы когда случилось, должно жертвовать любовью к родителям и детям для любви ко Христу. Так и поступали св. мученики и подвижники: первые принимали христианскую веру, не смотря на то, что родители их стояли на том, чтобы они оставались в язычестве; а вторые оставляли родной дом и удалялись в пустыню. «Если Бог законом супружеской любви повелевает человеку оставить отца своего и мать свою, то может ли Божественный жених наших душ, Христос Спаситель предлагать меньшия требования желающим духовного с Ним обручения?» замечает блаж. Феофилакт. Недостоин Меня, т. е. недостоин называться Моим учеником, не есть христианин.

38. и҆ и҆́же не прїи́метъ креста̀ своегѡ̀ и҆ в̾слѣ́дъ менє̀ грѧде́тъ, нѣ́сть менє̀ досто́инъ.и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня

39. Ѡ҆брѣты́й дꙋ́шꙋ свою̀ погꙋби́тъ ю҆̀: а҆ и҆́же погꙋби́тъ дꙋ́шꙋ свою̀ менє̀ ра́ди, ѡ҆брѧ́щетъ ю҆̀.Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее

Эти слова значат то, что кто сбережет (обретый) душу свою для сей временной жизни, напр., посредством отречения от Христа (33 ст.) или какой измены Ему, или, наконец, посредством жизни рассеянной, греховной, тот (погубит ю) потеряет ее для жизни вечной, т. е. лишится сей вечной жизни и подвергнется вечной смерти, погибели в аду. Так губили свои души отрекавшиеся от Христа во времена, гонений на христиан; так погубил душу свою богач в притче о богатом и Лазаре. Напротив, кто потеряет (погубит) душу свою для сей временной жизни, ради меня (Христа), напр., умрет за Христа, или будет жить в строгом исполнении заповедей Христовых, тот сбережет се (обрящет ю) для жизни вечной, т. е. наследует вечное райское блаженство. Так теряли свою душу для земной, но сберегали для вечной жизни свв. апостолы, мученики и подвижники.

40. И҆́же ва́съ прїе́млетъ, менѐ прїе́млетъ: и҆ и҆́же прїе́млетъ менѐ, прїе́млетъ посла́вшаго мѧ̀:Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня
41. прїе́млѧй прⷪ҇ро́ка во и҆́мѧ прⷪ҇ро́чо, мздꙋ̀ прⷪ҇ро́чꙋ прїи́метъ: и҆ прїе́млѧй првⷣника во и҆́мѧ првⷣничо, мздꙋ̀ првⷣничꙋ прїи́метъ:кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника

Здесь Господь говорит, какая великая награда тем, которые будут принимать апостолов и вообще будут поддерживать друг друга во время гонений и разных бедствий, так как они будут делать великое дело. Кто принимает вас, чтит вас, говорит Господь апостолам и вообще всем своим слушателям и ученикам, тот принимает, чтит Меня Самого, а принимающий, чтущий Меня, принимает, чтит пославшего Меня, т. е. Бога Отца. Приемляй (принимающий) пророка во имя пророче (пророка), мзду пророчу приимет (получит награду пророка). Приемляй праведника во имя праведника и проч. Принимать пророка во имя пророка значит принимать пророка ради того, что он пророк, т. е. ради его святого, божественного служения, ради той божественной истины, которую он изрекает по божественному вдохновению; принимать праведника во имя праведника значит принимать праведника ради того, что он праведник, т. е. ради той праведности, какую праведник имеет и обнаруживает в своей жизни. Принимающий пророка, праведника получит награду (мзду) пророка, праведника, т. е. получит награду, «или какую достоин получить принявший пророка или праведника, или какую получит сам пророк или праведник»(Злат.). Следовательно, кто принимает пророка и праведника не ради того, что он пророк и праведник, а по каким-нибудь другим побуждениям, напр., по мирскому гостеприимству или по другим каким светским расчетам; тот не получит награды пророка и праведника (Мих.). К пророкам и праведникам принадлежат и апостолы, потому что они были и пророками и праведниками пророками, потому что изрекали и изъясняли откровение Христово, праведниками, потому что жили праведно, по закону Христову.

42. и҆ и҆́же а҆́ще напои́тъ є҆ди́наго ѿ ма́лыхъ си́хъ ча́шею стꙋдены̀ воды̀ то́кмѡ, во и҆́мѧ ᲂу҆чн҃ка̀, а҆ми́нь гл҃ю ва́мъ, не погꙋби́тъ мзды̀ своеѧ̀.И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей

Под малыми разумеются ученики Христовы; это показывают дальнейшия слова: во имя ученика, по снесению со словами: во имя пророка и во имя праведника. Господь не раз называл малыми Своих учеников для означения их незнатности, бедности. Они малы в глазах мира, малы и в собственном мнении, как смиренно ведущие себя. Во имя ученика, это выражение подобно выражениям: во имя пророка, праведника. Напоивший чашею воды во имя ученика, значит оказавший ту или другую услугу ради того, что нуждающийся есть ученик Христов, а не по другим каким-либо побуждениям, напр., по естественному человеколюбию и состраданию, по своему мягкосердечию и т. п., потому что оказавший услугу только по этим последним побуждениям не свидетельствует о своей любви ко Христу, Учителю и Господу, и потому не заслуживает особенной награды. Заметимте, читатели, что вот еще по каким высоким побуждениям нам должно делать добро друг другу, во имя любви к Господу Спасителю, кроме того, что мы между собою братья! Напоит чашею студены воды токмо (только), т. е. сделает для ближнего самое малое, ничего не стоющее для самого сделавшего. И за такое дело Господь обещает награду. «И так, замечает один из св. отцов (Исид. Пелус.), Господь ценит не столько поданное, сколько усердие, произволение и любовь подающего; посему-то Он оценил и лепту вдовицы дороже богатых вкладов, какие делались богатыми, но без усердия». Господь человеколюбивый и милосердый и одни наши намерения целует (приветствует) и одни предложения (расположения) хвалит, говорит святой Златоуст в своем слове на Пасху.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *