гадание на буддийских четках
Б.Л. Митруев. Ойратский и тибетский тексты гадания на четках: сравнительно-сопоставительный анализ
Б.Л. Митруев
Калмыцкий научный центр РАН
Исследование проведено в рамках государственной субсидии – проект «Устное и письменное наследие монгольских народов России, Монголии и Китая: трансграничные традиции и взаимодействия» (регистрационный номер АААА-А19-119011490036-1).
Источник: Научный журнал «Вестник Калмыцкого университета», №3(47) 2020.
В статье рассматриваются ойратский и тибетский тексты гадания, совершаемого посредством Тары. Цель статьи – ввести в научный оборот ойратский и тибетский тексты этого гадания, имевшие хождение в Западной Монголии. Материалы для данного исследования были получены из двух источников: текст ойратского гадания на ясном письме был взят из коллекции Центра по изучению истории, языка и культуры ойратов «Свет „ясного письма‟» (Tod Nomin Gerel), хранящейся на сайте Цифровой библиотеки для международных исследований (Digital Library for International Research). Текст гадания на тибетском языке был взят на сайте Центра буддийских цифровых ресурсов (Buddhist Digital Resource Center), являющегося на сегодняшний день одним из самых богатых ресурсов буддийской литературы на разных языках. В исследовании использованы метод контекстуального анализа и сравнительно-сопоставительный метод. Результаты. Сопоставление ойратского и тибетского текстов указывает на то, что ойратский текст с высокой долей вероятности представляет собой перевод с тибетского текста, однако исходный текст, с которого был осуществлен перевод, нам не доступен. Данное исследование представляет собой интерес для сравнительного изучения гадательных традиций в Монголии и Тибете.
Ключевые слова: гадание на четках, тодо бичиг, ясное письмо, Тара.
Среди множества гаданий, существующих в Монголии и Тибете, одним из самых простых и популярных является гадание на четках посредством богини Тары (санскр. Tārā, тиб. sgrol ma). Об этом свидетельствует множество различных версий этого гадания на тибетском языке, которые имеют схожие названия, упоминающие Тару и индийского ученого Атишу Дипанакара Шри Джняну (санскр. Atiśa dīpaṃkara śrī jñāna, тиб. A ti sha mar me mdzad dpal ye shes, 982‒1054 гг.), но довольно сильно различающиеся в своем содержании [4, 5, 6, 7, 8].
Несмотря на то, что авторство текстов гаданий приписывается самому Атише, рассматриваемые здесь ойратский и тибетский тексты упоминают «Собрание дхарани» (тиб. gzungs bsdus/mdo sngags gsung rab rgya mtsho’i snying po bsdus pa) ‒ сборник религиозных текстов, составленный тибетским ученым Таранатхой (санскр. Tāranātha, 1575‒1634 гг.) в XVII в., что делает невозможным авторство Атиши.
Гадание на четках было распространено в разных буддийских регионах, в том числе и на территории Республики Калмыкия. Об этом свидетельствуют сведения, предоставленные нам Мантусовым Анатолием Бадмаевичем (1960 г.р.), из которых известно, что его бабушка, Мантусова Бау (Бааву) Степановна (1889‒1963 гг.), из хутора Барабанщики Зимовниковского района Ростовской области занималась гаданием на четках [1]. В личной беседе А.Б.Мантусов рассказал, что результаты гадания были трех видов: бүтү, хаалh, барм. Бүтү – ‘закрытый; глухой’ [12, с. 131], что значит, что дело не получится, прогноз отрицательный; хаалh ‒ ‘дорога’ [12, с. 560], то есть исход не определен; бəрм – ‘мера длины, равная расстоянию между крайними точками сжатых в кулак пальцев; большой палец прилегает к указательному пальцу’ [12, с. 91], предположительно от ойратского barim – ‘обхват, охапка’ [13, с. 123], что подразумевает положительный прогноз. В ойратском гадании, рассматриваемом здесь, эти три категории соответствуют «плохому», «среднему» и «хорошему» гаданиям соответственно.
Буддистское гадание на четках или бусах
Буддистское гадание на четках или бусах — отличный способ ответить на беспокоящий вас вопрос. Это очень простое гадание, которое поможет приоткрыть завесу тайны над будущим.
Многие слышали о некоторых философских истинах буддизма, но не только своими нравоучениями известно это восточное учение. Уже много тысяч лет буддисты применяют простое гадание, которое поможет получить точный ответ на правильно поставленный вопрос, идущий от самого сердца.
Подготовка к гаданию
Для гадания нужны четки или бусы. Желательно, чтобы бусины были двух видов или цветов, чередующихся друг с другом через одну.
Это необходимо для того, чтобы можно было различать «да» и «нет». Если ваши бусы или четки состоят из одинаковых элементов, гадание не получится. В таком случае можно нанести отличительные знаки на каждую вторую бусину, поцарапав ее или поставив на ней отметку маркером или штрихом.
И последний важный нюанс: для этого вида гадания больше подойдут бусы или четки, сделанные из какого-либо природного материала, а не из пластмассы.
Как гадать по четкам или бусам
В этом гадании находят свое отражение Инь и Ян — две противоположные сущности, которые переплетаются меж собой и дают ответы на вопросы.
Возьмите четки или бусы в руки, проведите по ним несколько раз подушечками пальцев и произнесите: «Да будет мудрым мой вопрос. Да будет мудрым твой ответ. Ответь мне, да или нет». После этого нужно вслух произнести вопрос.
Далее нужно, не глядя на бусы или четки, взяться за две любые бусины. Потом нужно посмотреть на то, какие они:
Точного ответа на вопрос о том, как часто можно проводить такое гадание, нет. Эксперты сайта dailyhoro.ru сходятся во мнении, что таким образом следует отвечать только на очень важные вопросы, от которых зависит многое. Буддистское гадание будет точным и полезным лишь тогда, когда человек встретился со сложной дилеммой на жизненном пути.
Это простейшее гадание, которое работает почти всегда. Самое главное — правильно настраиваться на него. Также полезно пользоваться буддистской медитацией «путь судьбы», которая поможет ответить на многие жизненные вопросы и посмотреть на происходящее под правильным углом.
Тибетское гадание «Мо»
От Индии до Китая раскинулось Тибетское нагорье. Здесь проживает великий народ, верой которого является буддизм. Величественная атмосфера, мистическая культура, великолепная архитектура, многочисленные монастыри, и духовные школы привлекают паломников со всего мира. Тибетцы мечтали создать «духовную академию» на планете. И у них это получилось. Миллионы жаждущих пробуждения, устремляются ежегодно в эту загадочную страну на поиски гармонии и знаний.
Тибет — кладезь древнейших практик и знаний. Тайная организация «Аненербе», лидером которой был сам Адольф Гитлер, испытывала огромный интерес к культуре и знаниям тибетцев.
Слившись с буддийской философией, способ прорицания «Мо» дает возможность гадающему получить ответ на любой вопрос. Грядущее или прошлое — не имеет значения, ответ исходит из глубин и находится вне времени и пространства.
«Прелестный голос» (मञ्जुघोष, Mañjughoṣa), который отвечает вопрошающему в гадании «Мо», принадлежит Божеству Манджушри. Именно его мантра состоит из слогов «ОМ АХ РА ПА ЦА НА ДХИ», которые наносятся на грани кубиков, чтобы при их помощи гадать. Этот священный текст произносят трижды перед началом процесса.
Подготовка к гаданию
Гадание «Мо» простое в выполнении, но требует концентрации и четкости формулировки вопроса. Вначале воспользуйтесь техникой медитации. Постарайтесь ни о чем не думать, очистив ум, наблюдая за своим дыханием, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Рекомендуем отключить сотовый, приглушить свет, зажечь свечи и ароматические палочки, запах которых умиротворяет и расслабляет. Забудьте об окружающем мире, останьтесь наедине с собой как физически, так и в мыслях. Важны только вы и ваши вопросы. Позвольте мыслям проходить сквозь вас, не препятствуйте их движению, а завлекайте в свою игру. Силой воли их не остановить, а безразличием — вполне возможно. Как только наступит успокоение, продумайте и сформулируйте свой вопрос.
Нельзя задавать вопросы о себе, начинающиеся со слов «Когда?» и «Почему?». Ответ будет правильным, если вопрос начнется со слова «Что». Если гадание на другого человека, вопрос корректируйте по ситуации.
Важно! Возьмите на себя ответственность за свою жизнь и будущее. Не все вам начертано и предписано. Всегда есть выбор. Воспользуйтесь этим правом. Победите в себе «карму» неизбежности будущего и провидение пойдет вам навстречу.
«Побеждающему дам вкушать от древа жизни» (2:7 Апокалипсис св. Ап. Иоанна Богослова).
Различные тибетские гадания «Мо»
Тибетское гадание «Мо» основано на семи слоговой мантре — «ОМ» «АХ» «РА» «ПА» «ЦА» «НА» «ДХИ» Божества Манджушри. Слог «Ом» используется в начале гадания, как умиротворяющий ум звук. Символа «Ом» на гранях кубиков (костей) нет.
Чтобы получить ответ, сформулируйте вопрос, озвучьте его и бросьте первый кубик. Запишите значение, задайте вопрос вновь и бросьте второй кубик, запишите результат. Можно бросать один кубик с начертанными символами. Бросьте дважды, чтобы выпало два слога. Например:«РА-НА»; «ДХИ-ЦА»; «ЦА-ПА». Правой или левой рукой бросать кубик неважно. Получив результаты, приступайте к расшифровке предсказания.
Для призыва Божественной мудрости и более полного понимания ответов, перед гаданием произнесите мантру-заклинание:
«ГАТЭ ГАТЭ ПАРА-ГАТЭ ПАРА-САМ-ГАТЭ БОДИ СВАХА»
Ее сила настроит ум на чистые вибрации и поможет получить четкий и не двусмысленный ответ.
Если нет возможности приобрести кубики «Мо», изготовьте сами карточки со слогами мантры Манджушри. Напишите божественное заклинание на 12 кусочках бумаги, перемешайте их, разложите в любом порядке, задайте вопрос и вытащите карточку. Еще раз озвучьте свою мысль и достаньте вторую.
Основные значения слогов (символов на кубиках):
Гадание МО на чётках
Жамгон Мифам. Тибетское гадание МО.
Это подробное руководство по практике гадания МО состав-лено знаменитым мастером школы Ньингма конца XIX века Жамгоном Мифамом. В нем описывается несколько иной вариант гадания МО, отлича-ющийся от рассмотренного в данной статье.
В тибетской культуре гадание всегда занимало важное место. Исторические источники сообщают, что древние цари Тибета обычно повелевали страной с помощью двух основных друнг (законов мудрости): дэу и бон. Все эти слова сложно переводимы на русский язык. Но примерно можно трактовать, что «Бон» – это религиозно-философское учение Тибета. От слова «Дэy», происходящего, вероятно, из древнего языка Шанг-Шунга, берет начало название древней системы гадания, ставшей источником того, что ныне называют «Мо».
Описанный в литературе метод гадания Мо основан на наставлениях, данных учителем Бон – Намкаем Норбу Ринпоче. Это один из известных вариантов Мо. Есть другие, но они гораздо более объемны по содержанию и требуют целой книги для воспроизведения толковательных текстов.
Для гадания Вам понадобятся буддийские четки, состоящие из 108 бусин. Вообще, гадание Мо опирается на глубокую медитацию, требует большой вдумчивости и сосредоточенности. Это гадание считается священным, потому что его практиковали в буддийский монастырях Тибета.
Четки для гадания могут быть практически из любого натурального материала – кость, дерево, камень. Если они будут привезены из Тибета, это прекрасно. Но можно использовать ненамоленные четки, и намолить их самостоятельно.
Чтобы сделать это и выполнить Мо, следует как можно больше начитать мантру йидама, т.е. духа-охранителя, например богини Тары (Ом Таре Туттааре Туре Сваха). Если есть время, можно сделать пуджу (пожертвование) с подношениями Таре.
Для наибольшей эффективности гадания нужно еще посвящение учителя и специальная мантра*. Но мы пойдем пока более простым путем.
Закончив начитывать один круг мантры, потрите четки между ладонями и «подуйте» на них мантрой.
Разделите четки на три части: зажмите их между основаниями указательного и среднего пальцев левой руки (1), а потом возьмите кончиками пальцев левой (2) и правой рук (3). Пересчитайте бусины в трех частях в обратном порядке, от (3) к (1), беря их по три, пока в каждой части не останется одна, две или три бусины. Запишите получившиеся три цифры. Подставьте эти три цифры в Ча, которое соответствует Вашему вопросу, и прочитайте ответ, соответствующий получившемуся сочетанию цифр.
Ча – это область интересов, или «семья» проблем. Существуют шесть Ча:
а. Придет человек или нет (дрон ча; mgron phywa).
б. Следует ли что-то покупать (цонг ча; tsong phywa).
в. Следует ли отправляться в дорогу (лам ча; lam phywa).
г. Полезно ли то или иное с духовной точки зрения (чо ча; chos phywa).
д. Пойдут ли семейные дела хорошо или нет (ким ча; khyim phywa).
е. Исполнится ли желание (тон ча; don phywa).
Толкование:
а. Человек придет.
б. Если совершаешь сделку, получишь хорошую прибыль.
в. Если отправляешься в дорогу, путь будет легким.
г. С духовной точки зрения все благоприятно.
д. Ситуация хорошая.
е. Желание частично исполнится.
а. Человек вскоре придет, но что-то здесь не так.
б. Дело завершится легко, но последуют ссоры и неприятности.
в. В данное время все в порядке, но могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, например, задержка.
г. Вроде бы ты практикуешь, но практика не приносит больших плодов.
д. Внешне все хорошо, но на самом деле есть какая-то неприятность, которую необходимо преодолеть.
е. Желание не исполнится.
а. Маловероятно, чтобы человек прибыл немедленно, но очень скоро получишь от него хорошие вести.
б. Достижение результатов несколько затруднено, но вскоре будешь удовлетворен.
в. Путешествие пройдет хорошо, но в конце может случиться какая-то задержка; причина для путешествия окажется неосновательной.
г. Больших высот не достигнешь, но будешь достаточно удовлетворен.
д. Ситуация благоприятная, а со временем будет еще улучшаться.
е. Плоды будут хорошими, но потребуется много времени.
а. Если человек не прибудет скоро, то не прибудет никогда.
б. Если довести дело до конца, то последуют неприятности.
в. Путешествие возможно, хотя ему могут сопутствовать помехи или потери, которые придется превозмогать.
г. Дело нехорошее.
д. Будут какие-то неприятности.
е. Ничего не получится.
а. Возможно, получишь какие-то вести, но человек не прибудет.
б. Хотя сделка может казаться выгодной, заключать ее не стоит.
в. Лучше не отправляться в дорогу, потому что причина поездки может тебя погубить.
г. Благоприятно для заучивания стихов, все остальное просто поверхностно.
д. Дела не хороши, требуется ритуал для исцеления.
е. Получишь приятную улыбку и больше ничего.
а. Самое большее, придет письмо.
б. Можешь это сделать, но проку будет мало: один дым и никакого огня.
в. Кажется, что все в порядке, но могут возникнуть трудности. Если это деловая поездка, то она не удастся.
г. Возможен небольшой успех.
д. В семье могут быть некоторые финансовые затруднения.
е. Ничего не получится, даже если кажется возможным.
а. Гость прибудет вовремя.
б. Превосходно для сделок.
в. Прекрасное и быстрое путешествие.
г. Очень хорошо.
д. Прекрасная ситуация.
е. Желание наверняка исполнятся.
а. Гость прибудет с подарками, но захочет получить что-то взамен, и это причинит хлопоты.
б. Если сделка завершится удачно, то это очень хорошо, если же нет, то это очень неблагоприятно.
в. Будет очень трудно совершить поездку, даже если все продумано заранее. Если же она все-таки состоится, то все будет в порядке.
г. Кто-то строит козни, но если их преодолеешь, то все будет хорошо.
д. Могут возникнуть некоторые препятствия, но они не будут серьезными.
е. Вскоре получишь желаемое, но не обращай внимания на то, что за этим кроется.
а. Очень маловероятно, чтобы гость прибыл, но если это произойдет, то принесет большое удовлетворение.
б. Будет трудно завершить сделку, но если она удастся, то принесет большое удовлетворение.
в. Если сможешь совершить путешествие, оно пройдет очень хорошо.
г. Постепенно все наладится.
д. В семье настанет благоденствие.
е. Желание постепенно исполнится.
а. Человек скоро прибудет, но есть некоторые препятствия.
б. Эта сделка осложняется препятствиями, но если ты ее совершишь, то она принесет небольшую прибыль.
в. Если отправишься в путь, то встретятся небольшие трудности.
г. Не очень хорошо.
д. Будут некоторые трудности.
е. Или это случится немедленно, или никогда.
а. Человек не сможет прибыть по независящим от него обстоятельствам.
б. Небольшая сделка не повредит, а большое предприятие лучше не затевать.
в. Не отправляйся в дорогу, даже если это сулит какую-то выгоду.
г. Плохо.
д. Многочисленные помехи здоровью и состоянию.
е. Это желание исполнить трудно, но даже если оно исполнится, то принесет мало пользы.
а. Гость опоздает, потому что его где-то задержат какие-то дела.
б. Вначале дело будет продвигаться с трудом и не будет приносить удовлетворения, но понемногу станет приносить прибыль.
в. Поначалу будут какие-то неприятности, но со временем все наладится.
г. Плохо и не принесет больших результатов.
д. У кого-то могут быть неприятности, но не серьезные.
е. Несмотря на кажущуюся безнадежность, что-то из этого выйдет.
а. Если гость не прибудет в течение получаса, то не появится и в следующие три дня.
б. Выполнить это нет никакой возможности, поэтому пытаться что-то делать бесполезно.
в. Лучше не отправляться в путь, поскольку есть опасность несчастного случая.
г. Дело трудное, но надежда есть.
д. Очень деликатная ситуация, с какой стороны ни посмотри.
е. Маловероятно, чтобы желание исполнилось, но если исполнится, то только частично и очень нескоро.
а. Если не видишь гостя из окна, он уже не придет.
б. Не покупай, если только нет предварительной договоренности.
в. Поездка не состоится.
г. Это просто фантазия.
д. Очень запутанная ситуация.
е. Это желание исполнится сразу или не исполнится никогда.
а. Человек не придет, но с ним все в порядке.
б. Не делай этого.
в. Поездка невозможна, а если отправишься в путь, то придется вернуться.
г. Не будет никакого успеха.
д. Из этой ситуации сложно выпутаться.
е. Сомнительно и безрезультатно.
а. Гость прибудет, но с некоторыми возражениями.
б. Принять решение нелегко, но исход будет благоприятным.
в. Благоприятно; некоторые трудности перед отправлением, которые легко преодолеть.
г. Поначалу это покажется трудным, но потом все будет очень хорошо.
д. Кто-то строит козни, но все это можно преодолеть.
е. Все будет в порядке, хотя есть некоторые трудности.
а. Гость наверняка не придет.
б. Завершить дело будет очень трудно, но довести его до конца очень полезно.
в. Ехать не стоит.
г. Нет никакого смысла.
д. С финансовой стороны все благоприятно, но никакого покоя не будет.
е. Большие трудности, которые удастся преодолеть только частично.
а. Гость прибудет, когда ты будешь расстроен ложными известиями.
б. Обманувшись ложными сведениями о приобретаемой вещи, сделаешь хорошую покупку.
в. Трудное путешествие, но хороший исход.
г. Если предстоит сделать что-то хорошее и важное (например, основать монастырь), то благоприятно, в противном случае – нет.
д. Тебя ждет большая неудача, но постепенно ее можно будет преодолеть.
е. Кажется, что осуществить это желание очень трудно, но ценой многих жертв дело можно довести до конца.
а. Гость прибудет не сразу, но когда всё же явится, будет счастлив.
б. Если можно довести дело до конца, будет хорошо.
в. Превосходное время для путешествия.
г. Есть возможность изменения к лучшему.
д. Все пойдет благополучно и гладко.
е. Кажется, что добиться желаемого трудно, но всё получится быстро и хорошо.
а. Возможно, гость находится в пути, но, вероятно, он повернет назад.
б. Если сделка небольшая, будут некоторые помехи.
в. Если путешествие недолгое, будут некоторые помехи.
г. Даже если нечего есть и т. д., все будет в порядке.
д. Если речь идет о солидной состоятельной семье, все будет в порядке.
е. Если речь идет о чем-то большом и важном, то это произойдет не сразу, но когда произойдет, принесет удовлетворение. Если же речь идет о чем-то незначительном, то будут некоторые помехи.
а. Гость прибудет не сразу, но когда придет, то принесет подарки.
б. Можно вести дело, как задумано.
в. Все прекрасно.
г. Великолепно.
д. Все хорошо; богатств не приобретешь; ситуация стабильная с некоторым улучшением.
е. Все разрешится почти немедленно.
а. Вероятно, человек прибудет, но с некоторым недовольством.
б. Доводить до конца неблагоприятно.
в. Этой поездке будут сопутствовать незначительные препятствия, которые ты преодолеешь.
г. Если ты предан делу, исход может быть очень благоприятным.
д. Могут быть ссоры, но несерьезные.
е. Кто-то строит козни, но они не вызовут больших последствий.
а. Гость вряд ли прибудет сразу, но когда придет, будет очень доволен.
б. Будет какая-то польза, но небольшая.
в. Хорошая поездка, но не с финансовой точки зрения.
г. Все должно пройти хорошо, даже если будут некоторые трудности.
д. В семье все здоровы, даже если есть финансовые затруднения и могут возникать какие-то споры.
е. Получишь не совсем то, что желаешь, но если удовольствуешься этим, все будет хорошо.
а. Человек не придет, а если придет, то что-то попросит, например, денег.
б. Не делай этого: если сделаешь, то пользы не будет.
в. Будут трудности, но если все-таки удастся совершить эту поездку, то все будет в порядке, хотя целей своих не достигнешь.
г. Благоприятно для настоящего практика, живущего в миру, но не для монаха или настоятеля монастыря.
д. Семью ожидает серьезный финансовый кризис.
е. Ничего не получится, но это не плохо, потому что, пытаясь добиться своего, приобретешь полезный опыт.
а. Человек прибудет без всяких помех.
б. Очень благоприятный момент для покупки.
в. Очень благоприятный момент, чтобы отправиться в путь.
г. Замечательно.
д. Благоприятно в финансовом отношении.
е. Если речь идет о чем-то важном, то все будет в порядке, в противном случае встретятся небольшие трудности.
а. Если речь идет не об очень важном лице, то гость не придет.
б. Сделку очень легко совершить, хотя последствия будут незначительны.
в. Поездка пройдет благополучно, но случатся небольшие неприятности в тех местах, откуда отправишься.
г. Очень хорошо, если речь идет о человеке, практикующем в миру, а если речь идет о монахе, то следует проявить осмотрительность.
д. Все здоровы, в семье удача; возможны какие-то нападки, но все легко разрешится.
е. Если желание связано с политикой или финансами, то все будет в порядке; если же оно касается сердечных дел, то ничего не получится.
а. Если речь идет не о царе или царице, или каком-то очень важном лице, то гость не прибудет.
б. Если сделка не очень крупная, и не связана с чем-то ценным, не заключай ее.
в. Если в поездке нет крайней необходимости, не совершай ее.
г. Если речь идет не о Махамудре или Дзогчене, то никаких результатов не будет.
д. Если речь идет не о высокопоставленной семье, то ничего хорошего не жди.
е. Если желаешь чего-то небольшого, ничего не выйдет.
Обучение гаданию МО
Кажется, что научиться гаданию Мо совсем не сложно. Каждый может сделать это самостоятельно. Однако обучение гаданию заключается не только в освоении техники и запоминании значений возможных комбинаций. Для того чтобы добиться по-настоящему хорошего результата, требуется кое-что еще: знание и живое следование Традиции, погружение в нее умом и сердцем. В данном случае – глубокой и древней Традиции буддизма.
Таким образом, для людей, практикующих ту или иную разновидность буддизма, обучение гаданию Мо – вовсе нетрудное дело. Но ведь может случиться и так, что человек, лишь поверхностно знакомый с учением и практикой буддизма, начав с обучения гаданию Мо – такому простому, незамысловатому, – будет поражен вдруг открывшейся глубиной и обретет в буддизме свой духовный Путь. Так пусть начало будет легким, – таким, например, как обучение гаданию Мо! И не лишенным, кстати, практической пользы.
* Неотъемлемой составной частью серьезного обучения гаданию Мо является посвящение от учителя и получение от него специальной мантры. Для этого вовсе не нужно предпринимать путешествие в Тибет. Вполне возможно получить требуемое посвящение здесь, в России, от приезжего буддийского монаха, в чем Курсы Практической Эзотерики окажут Вам необходимую помощь, завершив, таким образом, обучение гаданию Мо.