гадание в православии это грех почему
Почему гадание считается грехом – доводы священников, возможные последствия
В древних библейских писаниях к любым предсказаниям судьбы относились с резким негативом. Поэтому определить, насколько гадание различными способами это грех, а возможно, благодать или вовсе нет единого ответа – поможет детальное изучение вопроса. Следует знать, что даже невинное развлечение способно повлечь за собой серьезные последствия.
Последствия гадания
Негативный прогноз имеет свойство сбываться лишь по одной причине. Человек в подсознании настраивает себя на отрицательный сценарий и мысленно притягивает к себе суровую реальность. В перспективе гадание могло быть ошибочным, но люди умеют остановить движение собственной жизни обычным настроем.
Последствия гадания характерны психологическими сбоями. Человека легко заставить впасть в хандру или уныние, что считается ещё большими грехами, чем сама процедура анализа будущего. Перенастройка отнимает гораздо больше сил и времени, чем осознание малоприятного сценария судьбы.
Только сильные личности выбираются из данного состояния без потерь.
Атрибуты гадания, осложняющие его последствия:
Ослабление концентрации после удачного гадания приводит к ещё более плачевному исходу, чем неудачное предсказание. Человек теряет бдительность и волю к труду и благотворной деятельности, что не замечает, как упускает из рук то, что ему предвещала судьба или генетика.
Почему это грех
Высшая сила определяет истинный путь человека и выдаёт ему на этом отрезке необходимые испытания. Почему гадание считается грехом, если это невинная шалость? Потому что люди стараются заглянуть за ширму, которая по духовному статусу закрывает будущую реальность, а туда им смотреть запрещается.
В попытках на регулярной основе заниматься предсказаниями человеку будет подан знак – его это ремесло или греховное. Любительские предсказания могут быть тоже прощены. Иные гадания предписаны Священным Писанием как попустительство перед силой, стоящей против Бога.
Церковь категорически отвергает магию. Причём духовенству не так важен цвет мага. Она не даёт добро заниматься даже «белыми» заклинаниями и молитвами. Причина этому – потеря человека после «удачных» предсказаний божественной веры в силу иного сверхъестественного, но не Бога, проявление гордости. Гордыня − путь к отступничеству от религии.
Крещенские и карточные гадания
По определению понятно, что гадание − это грех в православии, но ведь на Рождество традиционно собираются колядовать и выбирать себе женихов. Оказывается, данная традиция пришла со времён язычества и к православию никакого отношения не имеет.
Шуточные игры приветствуются, но всерьёз этот процесс рассматривать не стоит.
Особенно осуждается церковью гадание на картах. Причин этому несколько:
Предсказания по Библии
Еще одним «страшным» грехом считается предсказания судьбы по Библии. Церковь запрещает гадание без рутинного духовного труда. А процесс познания Священного Писания занимает несколько десятков лет у служителей Богу.
Книга не предназначена для решения краткосрочных житейских проблем или личных амбиций, она направляет душу человека по истинному пути. После получения результата люди не понимают, что даже правильный вариант недостаточно оплатить материальными благами.
Отвечают за быстроту недуховного совета здоровьем любопытствующего и духовными муками, которые терзают его ещё долгие годы. Оккультизм, колдовство и магия подробно описываются в Библии как пособники тёмных сил. Православие остерегает от связей с мерзостью и нетривиальностью мира.
Просить о помощи можно, но только у самого Господа. Искать совета и поддержки реально прописанными в Писании молитвами. Ослушавшиеся жители обетованной земли погрязли в оккультных науках и колдовстве – в итоге их государство пало.
Обращение к гадалкам в Библии называется общим термином блудодеяние. Зачастую частые лживые пророчества приводили человечество к огромному числу исторических трагедий и катастроф. «Не щадите ворожеев» − сказано в Писании. Только Господь способен дать ответ, а шептунов и чародеев следует обходить стороной.
Варианты искупления греха
Чтобы очистить душу и быстрее искупить грехи после гадания, следует пойти в церковь и попросить Господа о прощении за неосознанные действия раба Всевышнего. И не столь важно, каким способом гадал человек, главное, что он искренне признаёт собственную ошибку.
Даже в исламе говорится, что только у Него ключи от тайного, и только Он знает судьбу человечества, всё остальное от лукавого. Поэтому рекомендуется знать способ искупления греха поэтапно:
Маг и человек, которые пытались погадать, обязаны умыться святой водой и прочитать молитвы во искупление грехов. Важен также ответ священника на Исповеди, ведь даже право на приобретение перспективы искупить грехи стоит получить официально во время службы. Только если он признает искренность в содеянном творении, священник позволит человеку не повторить данное злодеяние второй раз.
Ответом на вопрос, гадание − это грех или нет, нередко являются страшные последствия. В итоге человек получает епитимью. Своеобразное право на получение нескольких методов исцеления от грехов. Те, кто по неопытности связались с оккультными науками, смогут, благодаря искуплению ошибок, встать на путь более близкий Богу, чем даже те, которые праведно прожили весь свой век.
А тот, кто регулярно занимался предсказанием человеческих судеб, становится в один ряд с убийцами и другими смертными грешниками. Он не получит окончательного прощения никогда, но способен реально уменьшить силу наказания, благодаря поиску духовного внутри себя.
Мнение психологов
Психологи бьют тревогу. Ведь с каждым годом их хлеб отбирают маги и предсказатели. Человеку проще поверить в то, что он желает услышать. Тогда можно снизить требования к самому себе. Нет нужды повышать образованность, духовную составляющую, да и нарушать законы мирские проще. Но гадать – это не трудиться и развиваться как винтик социума.
Программирование судьбы − не только грех – это путь к болезням, неудачам, гордыни, самоуверенности и деградации. Неразрешённый конфликт внутри гражданина способен разрешить он сам, стоит только взять ответственность за личные деяния с полным осознанием происходящего вокруг. На сегодня церковь слегка уходит в сторону власти и это отдаляет от неё народ.
Поэтому люди идут к психологам или магам. Чародеи порождают в инфантильность – некий метод листочка, которого несёт течением. Психологи, по крайней мере, включают активное подсознание для самоанализа. «Прогадать» свою успешную судьбу − не грех, это падение пути на несколько поколений семьи вперед.
Подмена понятий легко встраивается в сознание, поэтому так опасно гадать людям с нарушениями нервной системы. Человек образованный, воспитанный и духовно сильный, готов вынести любое предсказание, перемолоть его и реализовать реальность во благо себе и обществу.
Мнение эзотериков
С эзотерикой разобраться не так просто. Есть гадание на таро – оно относится к греховным деяниям однозначно. При этом существуют эзотерические планы, близкие к Богу, они даже ближе, чем проповеди РПЦ. Когда человек пытается узнать своё будущее, то энергетически оголяется, и не факт, что оперативно вернёт и преумножит собственную энергию.
Поэтому эзотерики сами предупреждают клиентов о высоком риске. Но это профессионалы своего ремесла, в наше время мошенников в данных рядах значительно больше. Важно разобраться в предмете, методологии, а потом уже искать людей, чтобы не ошибиться в них.
В итоге эзотерики предупреждают, что можно потратить деньги, лишиться всей энергии, нагрешить и быть в числе низко духовных людей. А можно стать ближе к Богу, быть прощённым за участие в эзотерических процедурах и даже начать расти духовно и материально. Жизнь непредсказуема и в этом её прелесть. Смысла в её прогнозировании нет, как и нет логики.
Эзотерики считают, что автоматически, когда человек растёт духовно, то и судьба его улучшается. Он раскрывает больше талантов, перспектив развития, видит свой путь через Бога, который находится внутри нас. Пусть это немного иной взгляд на Библию, но он также имеет право на жизнь, если в нём нет примесей негатива и нарушения десяти заповедей.
Ворожить, гадать, совершать отворот и нагонять порчу − ещё более смертный грех, чем гадание. Поэтому критерий гаданию не наивысший, а, следовательно, исправлению быть. Предсказание судьбы – это грех или нет? Получается, что это протест самим себе и своему духовному пути, который Господь подбирал лично каждому при появлении того на свет.
Автор статьи:
Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
E-mail для связи с автором: nkostyuk@taynoeznanie.com
Почему нельзя гадать?
Приблизительное время чтения: 14 мин.
иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино г. Москва
У христиан необычные отношения со своим Богом. Мы родня Ему, а Он нам Отец.
Конечно, отцы бывают разные. Помните историю про диалог двух поколений:
— Сынок, мне сократили зарплату.
— Значит, ты будешь меньше пить?
— Нет сынок, ты будешь меньше есть…
Будем честны: за некоторыми из отцов дети должны и подсматривать и «досматривать» их. Но Отец христиан не такой. Мы знаем, что Он сделал ради своих детей (в том числе и историю Распятия). Поэтом мы убеждены, что можем просто довериться Ему и тому жизненному маршруту, по которому Он нас ведет.
Зачем гадать о Боге в третьем лице – «что Он задумал?», если можно спросить Его прямо. Личные и семейно-открытые отношения со Христом предполагают беседу, диалог с Богом лицом к лицу, а не гадание о Его воле.
— Тем не менее в народе существует традиция гадания на Рождество и святки, разве нет?
Часто гадания происходят в каких-то странных местах, лесах, подвалах, заброшенных домах, в темное время суток, в детстве кто-то накрывается одеялом и зажигает какие-то фонарики или выключает свет, то есть действие происходит в темноте. И мне это напоминает тот момент, который описывается в Библии, когда первые люди согрешили. Что сделали Адам с Евой? Они скрылись от Бога. В кустах. Бог искал их: И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: «Адам, где ты?». Он сказал: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». И сказал Господь Бог: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3 : 9-11).
— Не все так серьезно подходят к гаданию. Если человек не придает значение «духовной» стороне процесса, то почему нельзя гадать?
— Как в наше время встретить живого Христа?
— Вы часто говорите о личных отношениях со Христом, но разве их можно наладить, построить? Где и как этому научиться?
Мне близок образ архипастыря, который сидел у входа храма и разговаривал с каждым входящим. Так и Христос стоит при входе и ждет, когда же с Ним заговорят. А люди приходят и спрашивают в храме у прихожан и сотрудников, у священников, кому поставить свечку от зубной боли или об успешной торговле, какую записку написать или какой молебен заказать, какую «сильную» молитву вычитывать или сколько нужно «выстоять» на богослужении. Да не надо это все! Просто поговори со Христом. Апостол Павел говорит, что «в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1Кор. 14:19).
Поэтому христианам я бы пожелал в Святки прикоснуться к Евангелию, взглянуть на Христа, за которым мы следуем. Мы взяли это имя и должны ему соответствовать. Как маленький магазинчик, взявший франшизу известного бренда, начинает успешнее торговать, так и мы, взявши имя Христово, обязаны ему соответствовать. А если мы не хотим так жить, то должны честно в этом признаться. Потому что никакое «свое» представление о христианстве не является христианством по сути.
— Именно поэтому нельзя гадать?
Это слово «нельзя». Почему? Пожалуйста, гадайте себе, если хотите, только не на здоровье это будет. Церковь не может запретить, она только констатирует факт болезни. Но чтобы не заразить остальных и если вы не хотите лечиться, то не обманывайте себя, не считайте, будто ваше гадание есть проявление вашей христианской идентичности. Нельзя называть грешное святым. Можете записать себя в шииты. В шиитском исламе гадания являются религиозной нормой. А в христианстве религиозной нормой являются честные отношения с Богом, что и является молитвой.
— Но если большинство из нас крестили в детстве и мы не были воспитаны в вере, как понять, почувствовать эти страшные вещи, о которых вы говорите?
— Неужели так мало родителей, которые рассказывают детям о своей вере?
— Как быть нам, таким «отказникам», которым в детстве не объяснили про самое важное в Церкви и Кто здесь главный?
О «святочных гаданиях» и картах
Святки — время между Рождеством и Крещением, — по духу и смыслу Церковного устава должны быть посвящены молитве и литургии, сорадованию родившемуся Христу и ожиданию Его Богоявления. В эти дни не совершаются браки именно потому, что верующий человек каждый день должен быть на богослужении. К сожалению, в дореволюционной России в нецерковной и неблагочестивой среде святки становились временем разгула, пьянства, обжорства. А еще — гадания.
Раз в Крещенский вечерок
Девушки гадали…
А еще у Пушкина в «Онегине:
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
Может и бессознательно, но Александр Сергеевич уловил главное — лживую детскость гаданий. А образ старости, все потерявшей, но еще гадающей у гробовой своей доски, напоминает проигравшегося игрока у рулетки, который ставит последний золотой на «зеро», и, разумеется, проигрывает.
Почему нельзя гадать? Вопрос детский и смешной для верующего человека, но, увы, актуальный, для полуверующего или вообще неверующего. А вот почему. Многие, наверное, помнят рассказ М.А. Булгакова «Собачье сердце» и замечательную фразу профессора Преображенского: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей». То же и в жизни каждого человека, когда он, вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с Промыслом Божиим (или для не понимающих этого языка — со своею судьбой), приподымает завесу над будущим: тогда он получает своего человеко-пса, своего Анубиса в виде своей исковерканной, изуродованной судьбы — сбывшихся страхов и реализованных фантомов или напротив — обломков своих несбывшихся надежд.
Неслучайно вскоре карты стали подвергаться запретам и преследованию в силу их явной связи с кощунством и нечистой силой. Сами оккультисты признают как оккультный характер т. н. карт таро, или египетских карт, так и связь с ними карт обычных. Вот лишь некоторые красноречивые цитаты с оккультистских сайтов:
«Историю происхождения игральных карт часто рассматривают вместе с историей колоды Таро (или Тарот).
Таро представляет собой колоду из 78 карт с разнообразными рисунками на них. Колода разделена на 2 части, большая из которых состоит за 56 карт, называемых малыми картами, и другая часть – из 22 карт, называемых главными (или старшими) картами, а также – Арканами.
Малые карты в количестве 56 делятся на четыре масти, каждая из которых состоит из 14 карт, весьма похожих на современные игральные карты.
Четыре масти – Скипетры (палки, жезлы), Мечи, Чаши и Пентакли (Монеты, Динарии). Тарологи обычны приводят следующее соответствие этих мастей мастям игральных карт. Скипетры – крести, Мечи – пики, Чаши – черви, Монеты – бубны.
Каждая масть состоит из десяти карт от единицы (Туза) до десятки, а также четырех ролевых карт – Короля, Королевы, Рыцаря и Пажа.
“Масти игральных карт, а также ролевые карты можно найти в теориях Г.И.Гурджиева. Примечательно, что самый загадочный исследователь Востока (главным образом, суфийских традиций, религиозно-мистического течения ислама), принесший многие тайны восточной мудрости на Запад, использует игральные карты для описания своей системы, которую он назвал “Модель судьбы”. Согласно Г.И.Гурджиеву, человек состоит из трёх Центров. Это Интеллектуальный центр (ум, интеллект, мышление) – ему соответствует масть бубен, Эмоциональный центр (эмоции, настроение, сердце) – ему соответствует масть черви, Физический центр (тело) – ему соответствуют масть пики (движение тела) и масть треф (инстинкты, рефлексы тела).
Думаю, для читателя достаточно, чтобы понять: игральные карты неразрывно связаны с оккультизмом и всякой бесовщиной.
Из русских законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649 года, которое предписывает с игроками в карты поступать, «как писано о татях» (ворах), т.е. бить немилосердно, отсекать пальцы и руки. Указом 1696 года введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты, «и у кого карты вынут, бить кнутом». В 1717 году игра в карты воспрещается под угрозой денежного штрафа. В 1733 году для рецидивистов определена тюрьма или батоги. К сожалению, при Екатерине ΙΙ карты практически прижились в России. С соответственными последствиями — бесчисленными низостями помещиков по отношению к крепостным (проигрыши в карты живых людей и целых семей), разорениями и самоубийствами.
Поэтому, дорогие читатели, если вам предложат погадать в карты, остановитесь и подумайте: с кем Вы — со Христом или с сатаной.
[2] J. В. Thiers. Traité des jeux. Paris, 1686.
Святые отцы о ворожбе, гадании, заговорах, чародеях
Мнения святых отцов Церкви о ворожбе, гадании, заговорах и чародеях.
Преподобный Ефрем Сирин: «Остерегайтесь составлять зелия, ворожить, гадать, делать хранилища (талисманы) или носить сделанные другими: это не хранилища, но узы».
Святитель Иоанн Златоуст: «Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления».
Святитель Иоанн Златоуст: «Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещая вылечить болезнь, лишают человека спасения души».
Святитель Василий Великий: «Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами».
Святитель Григорий Нисский: «У плотолюбца в настоящей жизни есть желание заглянуть в будущее, чтобы избежать бед или достигнуть желаемого. Потому, чтобы люди не обращали взор к Богу, исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнать будущее: например, гадание, толкование знамений, прорицания, вызывание мертвых, исступления, наития божеств, вдохновения, карты и многое другое. И если какой-нибудь род предвидения, вследствие какого-либо обмана, признан истинным, демон представляет его обольщенному в оправдание лживого предложения. И на всякую ложную примету демонское ухищрение указывает обольщаемым, чтобы люди, отступив от Бога, обратились к служению демонам. Одним из видов обмана был и обман чревовещателей, в которых верили, что их чародейство может души умерших снова привлекать в здешнюю жизнь».
Святитель Иоанн Златоуст: «Добровольно не прибегайте к гадателям, но если вас привлекают к этому другие, и тогда не соглашайтесь. Человек всегда желает знать невидимое, особенно желает заранее знать о своих несчастьях, чтобы вследствие неожиданности не впасть в замешательство. Но если вы будете внимать гаданиям, будете недостойны расположения и милости Божией, и этим приготовите для себя многочисленные бедствия».
Лавсаик: «Один египтянин предался страсти к благородной женщине, которая была замужем. Не сумев обольстить ее, египтянин пришел к чародею и говорит ему: «Или заставь ее любить меня, или сделай так, чтобы муж ее бросил». Чародей взял с него хорошую плату и употребил все свои чары и заклинания. Но, не сумев возбудить любви в ее сердце, он сделал так, что всем, кто смотрел на нее, она казалась лошадью. Муж ее, придя домой, ужаснулся и повел жену к святому Макарию Египетскому. Авва Макарий благословил воду, облил ею женщину с головы до ног и чары тотчас разрушились. Святой Макарий сказал ей: «Никогда не уклоняйся от приобщения Христовых Таин. Несчастие случилось с тобой оттого, что ты уже пять недель не приступаешь к пречистым Тайнам Спасителя нашего»».
Пролог в поучениях: «Жил в Царьграде вельможа, имевший единственную дочь, которую хотел посвятить служению Богу. Диавол же возбудил в одном из слуг страсть к ней. Слуга, желая жениться на ней, пришел к чародею просить совета. Чародей свел его с сатаной, который спросил: «Веруешь ли в меня, отрекаешься ли от Господа Христа?» И получив положительный ответ, приказал юноше написать отречение на бумаге. Юноша исполнил повеление. А сатана возбудил в девице страсть к юноше. Девица вынудила отца выдать ее замуж за этого слугу. Когда же ей стала известна причина ее страсти, она ужаснулась и убедила мужа пойти к святому Василию Великому. Святой, получив полное признание от юноши, удалил его в одну из келлий и заповедовал ему молитву и пост. И сам стал молиться за юношу. Прошло несколько дней. Святой Василий спросил его, как он себя чувствует. «Нахожусь в великой беде, отче, ответил юноша, бесы совершенно не дают мне покоя!». Святой ободрил несчастного, перекрестил его и оставил одного. Прошло сорок дней, юноша сказал: «Слава Богу, отче, ныне я видел себя победившим диавола». После этого святой Василий собрал весь клир церковный и множество христиан и провел с ними всю ночь на молитве. На другой день юношу привели в церковь с пением псалмов. Тут диавол со страшной силой напал на него, и он стал кричать: «Святитель Христов, помоги мне!». Святитель сказал диаволу: «Неужели тебе недостаточно твоей погибели, еще и других мучаешь!». Диавол ответил: «Обижаешь меня, Василий! Не я пришел к нему, а он ко мне. И его отречение, которое у меня в руке, я покажу общему Судие!». Святой Василий сказал: «Благословен Господь мой! Не сведут к земле все эти люди простертых к небу рук до тех пор, пока не возвратишь мне рукописи юноши!». И, обратившись к народу, повелел поднять руки к небу и молить со слезами: «Господи, помилуй!». Народ исполнил повеление Святителя. И вдруг, к изумлению всех, из-под церковного купола слетело рукописание грехов юноши. Святой Василий взял его и спросил юношу, его ли это отречение. И, уверившись в этом, разорвал рукописание, ввел юношу в церковь и причастил его».