гадания в литературных произведениях
9. В каких произведениях русской литературы реализуется мотив гадания? (ЕГЭ по литературе)
В русской литературе многие писатели не раз затрагивали в своих произведениях тему гадания, потому что время святок — это особая пора, возможность заглянуть в будущее, погрузиться в мир мистики и узнать тайны потустороннего мира. Так героиня баллады Жуковского Светлана пытается разглядеть в зеркале свою судьбу и суженого. Автор особо акцентирует внимание на религиозности героини: она искренне верит в силу молитвы и милость Божью, когда встречает «мертвеца» в своем сне: «Спасу помолилась; / И с крестом своим в руке… /робко притаилась».
С. Пушкин использует мотив гадания в романе в стихах «Евгений Онегин»: «Настали святки. То-то радость!» Татьяна Ларина окрылена надеждой узнать о своем будущем возлюбленном, поэтому девушка, «сбираясь ночью ворожить/Тихонько приказала в бане/На два прибора стол накрыть». Так же как и Светлане, Татьяне снится страшный «чудный» сон, который ее тревожит.
Размышляя над данной темой, нельзя не упомянуть и Наташу Ростову — героиню романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого. Во время гадания девушка пыталась рассмотреть в зеркале своего суженого и боялась увидеть там «гроб», однако так же, как и Светлана, «ничего не видала».
Таким образом, в данных произведениях раскрывается мотив гадания. Но в отличие от Пушкина и Толстого, Жуковский рассматривал эту тему с религиозной точки зрения, особо уделяя внимание вере в Бога, потустороннему миру, в то время как другие авторы стремились изобразить в своих произведениях традиции и обычаи русского народа, обращаясь к фольклору.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В каких произведениях описаны святочные гадания:
Пушкин. «Евгений Онегин»
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно-вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!» Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев(29)[5]
.
Морозна ночь; всё небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно…
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна…
Чу… снег хрустит… прохожий; дева
К нему на цыпочках летит
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? (30)[6]Смотрит он
И отвечает: Агафон.
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне…
И я — при мысли о Светлане
Мне стало страшно — так и быть…
С Татьяной нам не ворожить.
Исследовательская работа «Святочные гадания в произведениях русских поэтов и писателей»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Научно-Исследовательская работа «Святки и святочные традиции в произведениях русских писателей» Подготовила ученица 6 «В» класса МБОУ СОШ «Горки-Х Стрельцова Яна Руководитель НИР учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ «Горки-Х» Алексеева Жанна Владимировна
Цели работы: Изучение традиций русского народа в праздновании Святок и художественное отражение этих традиций в произведениях русских поэтов и писателей.
Актуальность работы Познакомить школьников с традициями русского народа в целом, с празднованием Святок в частности, приобщить их к истокам русской культуры в рамках изучения произведений русских поэтов и писателей. Гипотеза: Я предположила, что в литературных произведениях многих русских поэтов и писателей не могли не отразиться святочные традиции. Объект исследования: Произведения русских поэтов и писателей. Предмет исследования: Святки и святочные традиции.
На Руси никогда не было недостатка в праздниках. Самые любимые начинались зимой. С 6 по 19 января (по Новому стилю) праздновались Святки. * 6января-Сочельник (вечер перед Рождеством) *7 января- Рождество Христово. *14 января- Васильев день (Старый Новый Год). *19 января- Крещение Господне.
Празднование на Святках представляло собой смешение древних языческих обрядов и христианских традиций. Люди верили, что в эти дни Мир становится живым…Но почему же Святки стали называть «Святками»? Эти дни христиане освещали благочестивыми делами.
Празднование Святок немного похоже на карнавал. В Святки приходила Коляда-языческий русский праздник. Ряженые обходили дома своих знакомых, друзей и соседей, пели колядные песни с поздравлениями и пожеланиями всего самого наилучшего в этом году: Шедрик,ведрик! Дайте вареник! Грудочку кашки! Кильце ковбаски!
Гадание-самое главное вечернее развлечение для девушек. Никто не знает точно, откуда появились гадания. Это-предание наших предков, передающие из рода в род. Женщины и девушки в эти дни гадали много и открыто. Хотя в Православии гадания-ГРЕХ. Способы гадания различны: на воде, на воске, на украшениях, на снегу, в бане, с зеркалами, картами…
Время для гадания-ночь. Считалось, что Нечистая сила проказничает только в это время суток. В эти праздничные дни люди не боялись Нечисти, даже ЧЕРТА. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»: «Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшая и нюхавшая все, что ни попадалось… Только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, можно было догадаться, что он …не стряпчий, а просто черт…»
Слова из гаданий завораживают своей мистикой, таинственностью и сердечными переживаниями… «Помню я старушка-няня Мне в рождественской ночи Про судьбу мою гадала При мерцании свечи, И на картах выходили Интересы и почет. …Няня добрая гадает, Грустно голову склоня; Свечка тихо нагорает, Сердце бьется у меня». А.А.Фет
Гадания бывают не только грустными, но и безудержно веселыми… Подблюдные гадания «Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали, кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны». (В.А.Жуковский «Светлана» 1812 год)
«Страшные» Гадания На них решалась не каждая девушка. Это гадания на зеркалах. В балладе «Светлана» В. А. Жуковского героиня Светлана садится гадать перед зеркалом только из-за лютой тоски по жениху: …Вот красавица одна; К зеркалу садится; С тайной робостью она В Зеркало глядится; Темно в зеркале; кругом Мертвое молчанье..
Вещие сны в святки Девушки верили, что сны в Святки, а особенно в Сочельник, вещие. Сны зазывали особыми заговорами. Так в «Светлане» В. А. Жуковского описан святочный сон героини: Что же твой, Светлана, сон, Прорицатель муки? Друг с тобой; все тот же он В опыте разлуки; Та ж любовь в его очах, Те ж приятны взоры… Те ж на сладостных устах Милы разговоры.
Рождество, Святки, Крещение- самые светлые праздники в жизни русского народа. После безудержного святочного веселья: «Настало утро. Вся церковь еще до света была полна народа…На всех лицах, куда ни взглянь, виден был праздник…» Н.В.Гоголь
А вы гадали на Святки?
Номер материала: ДБ-308427
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября
Время чтения: 2 минуты
В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Святочные гадания в литературе
Мы часто вспоминаем дни далёкие, когда
Катались у удачи на запятках,
Не знали слова «нет», хотели слышать только «да»
И верили гаданию на Святки.
Неужели это было, неужели это было,
Неужели это было так давно?
Сегодня Крещенский Сочельник, Крещенский вечер, канун Богоявления. Последний и главный день святочных гаданий:
«Наступили #святки — самое поэтическое время для русских людей. В деревне, во дворе и в барском доме все пришли в движение, все одушевились… Вечера, посвященные на переряженье и гаданье, пролетали незаметно…»
Раз в крещенский вечерок
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Один из вариантов этого гадания: Несколько девушек прятали в снегу кольцо, а затем искали его, пересыпая снег. Считалось, что та счастливица, которая нашла это колечко, в новом году выйдет замуж, о чем мечтала каждая девушка.
Счетным курицу зерном;
Гадание по расплавленному воску, который капали в воду, сопровождалось различными заговорами. Зачастую для этого брали освященную воду или воду, полученную из растаявшего снега с дороги, с крыши, из церковной ограды, иногда с погоста. Предугадать будущее пытались по форме застывших капелек воска. Естественно, что при этом гадании будущее зависело только от богатства воображения и фантазии гадающих.
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
В чашу с водой или под перевернутое блюдо участницы гаданий клали кольца, пуговицы, серьги и тому подобное. Затем все вместе начинали петь и поочередно наугад доставать то, что находилось в блюде, — содержание звучащей в этот момент подблюдной песни предсказывало судьбу той, чей предмет был извлечен.
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!» Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев.
Песня предвещает свадьбу.
Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно.
Татьяна на широкой двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна.
Выходят на перекресток и наводят зеркало на месяц, приговаривая: «Суженый, ряженый, приди ко мне и поговори». Через некоторое время месяц в зеркале исчезает, а вместо него появляется комната, в которой находится жених. Рассмотрев черты его и платье, опускают зеркало, произнося: «Чур сего места».
Становятся так, чтобы в зеркале отражался месяц и пристально смотрят на него. Через некоторое время в зеркале покажется несколько месяцев. Сколько их будет, столько и будет человек в доме будущего мужа.
Чу. снег хрустит. прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне.
И я — при мысли о Светлане
Мне стало страшно — так и быть.
С Татьяной нам не ворожить.
Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!» Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося: «Суженый, ряженый приди ко мне поужинать!»
©А. С. Пушкин. Роман в стихах
«Там прислужливая бригадирша предложила третие и самое верное гаданье: в Васильев вечер, то есть накануне Нового года, в княгининой теплой кладовой, в самом верхнем этаже, накрыть стол, поставить на нем два прибора, три большие восковые свечи и зеркало, а невесте, севши за ним, загадать: суженый-ряженый, приди со мной ужинать, и кто покажется в зеркале, за тем и быть. Хотя это гаданье и не пугало княжны, но ей казалось неприличным идти перед полночью почти на чердак: притом и кастелянша, у которой ключ от кладовой, может сказать матушке… Если суженый покажется в зеркале, стоит только промолвить три раза: «чур меня!», легонько ударить по стеклу и он мигом исчезнет»
©А. Шаховской «Нечаянная свадьба».
«При этом рассказывался обыкновенно анекдот, как одна деревенская барышня захотела увидеть в зеркале своего суженого и как все необходимое для гаданья приготовила тихонько от всех в бане; она отправилась туда в полночь одна, стала смотреть в зеркало и, вместо суженого, увидела себя в гробу, упала без чувств и утром найдена была мертвою. Кто передал о том, что видела барышня в зеркале, если она была найдена мертвою? Этот простой вопрос никому не приходил в голову, но в истине анекдота никто и не думал сомневаться»
©И.И. Панаев «Прошедшее и настоящее»
Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет – и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
Страшно припомнить душой оробелою:
Там, за спиной, нет огня.
Тяжкое что-то над шеею белою
Плавает, давит меня!
Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну как лохматый с глазами свинцовыми
Выглянет вдруг из-за плеч!
Ленты да радуги, ярче и жарче дня.
Дух захватило в груди.
Суженый! золото, серебро!. Чур меня,
Чур меня – сгинь, пропади!
«Все мы построились в шеренгу против ворот; я была в середине, итак, начинать было не мне; поочередно каждая снимала свой башмак, оборачивалась спиною к воротам и бросала башмак через голову и через ворота. Все мы бежали опрометью смотреть, как он лег, в которую сторону носком; девица надевала его, и мы опять становились во фрунт. Дошла очередь до меня; я скинула свой атласный светло-голубой башмак, оборотилась спиною к воротам… В это время послышался скрып полозьев; но мимо дома нашего проезжали так же, как и мимо всякого другого, итак, этот скрып не помешал мне сказать моему башмаку, что куда я поеду, чтоб туда он упал носком. С последним словом я бросила его через голову за ворота. Башмаки моих подруг падали тотчас подле ворот; но я была сильнее их, итак, башмак мой полетел выше и далее. В то самое время, как он взвился на воздух из руки моей, какой-то экипаж быстро подкатился, остановился и восклицание: «Что это!.» оледенило кровь мою; я окаменела от испуга: это была матушка!. Она приехала, и башмак мой упал к ней в повозку»
©Н. Дурова. Записки «Кавалерист-девицы».
Ночь крещенская морозна,
«Побегу: еще не поздно,
Да боюсь идти одна».
«Я, сестрица, за тобою
Ничего: пес рябый ходит,
Вот и серый у ворот.
И никак не наведет.
«Вижу, вижу! потянулись:
Раз, два, три, четыре, пять.
Стало только три опять.
Ну, захочет почудесить?
Со страстей рехнуся я.
Вот собаки лай и вой.
Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е
БІЛІМ-ҒЫЛЫМ ПОРТАЛЫ
Народные гадания и их отражение в художественно й литературе
ГУ «Средняя школа №8»
ТЕМА Народные гадания и их отражение в художественной литературе
(на примере произведений
В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А.С.Пушкина)
СЕКЦИЯ русская литература
АВТОРЫ:Сагийдолла Томирис, 10 класс
РУКОВОДИТЕЛЬ Кульгарашева Гульнар Жаманбаевна, учитель русского языка и литературы
Глава 1.Теоретическая часть______________________________5
1.1.Святки. Виды святочных гаданий_______________________5
1.2. Отражение гаданий в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» _______________________________8
1.3. Отражение гаданий в балладе В.А. Жуковского «Светлана»_____________________________________________9
Отражение гаданий в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»_______________________________________12
Глава 2. Практическая часть______________________________14
Введение
Тема проекта: «Народные гадания и их отражение в художественной литературе (на примере произведений В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А.С.Пушкина)».
Гадания появились еще на заре человечества, вероятно, тогда, когда человек впервые задумался о том, что его ждёт, что готовит ему грядущее, а вместе с тем, можно ли это будущее изменить. Стремясь обрести в будущем поддержку и разгадать его тайну, люди совершали паломничества к оракулам, вопрошали жрецов, шаманов, предсказывали будущее по полёту птиц, кофейной гуще, искали ответы в священных книгах и текстах.
Актуальность темы: приобщение к историческому и культурному наследию народа, способствует возрождению народных традиций, поддержанию интереса к национальной истории. Святочные гадания и традиции являются частью духовной культуры русского народа. Модест Петрович Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации».
Объект исследования: Святочные гадания и традиции на Руси.
Предмет исследования: — Виды святочных гаданий;
— Баллада В.А. Жуковского «Светлана»;
— Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»;
— Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Гипотеза исследования:
1. Святочные гадания – источник вдохновения для многих русских писателей. В свое время к теме святок обращались известные писатели и поэты. Святки – удивительный период времени: один год приходит на смену другому, и кажется, что возможно всё. Эта необычная атмосфера праздника вселяет веру в возможность чуда.
2.Святочные гадания популярны и в наше время, и сейчас люди знают различные виды гаданий, ждут с нетерпением святок, чтобы заглянуть в свое будущее.
— Проследить, как отразилась эта традиция в произведениях русских писателей.
— На основе анализа исторической и художественной литературы, определить и составить буклет со святочными гаданиями, адаптированными к реалиям сегодняшнего дня.
— Рассмотреть историю и истоки гаданий.
— Проанализировать балладу В. А. Жуковского «Светлана», повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
— Подобрать литературу (историческую и художественную) по проблеме и провести анализ содержания, на основе имеющихся знаний отобрать материал по теме и оформить результаты работы в виде буклета.
Методы исследования: Работа с разными источниками информации, наблюдение, опрос, анализ опроса.
Теоретическая значимость: типы гаданий и их отражение в русской литературе.
Практическая значимость: Данная работа имеет практическую направленность, её можно использовать при изучении произведений В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А.С. Пушкина в школе, при проведении внеурочных познавательных мероприятий.
Глава 1.Теоретическая часть
1.1.Святки. Виды святочных гаданий.
Святками называются две недели зимних праздников, от Рождественского сочельника, приходящегося на 6 января, до Крещения, празднуемого 19 января. Гадания на Рождество по праву считаются наиболее правдивыми. Своими корнями святочные гадания уходят во времена языческой Руси. Именно гаданиям во время зимнего солнцестояния (а это и есть период святок) придавалось особое значение в языческие времена. Считалось, что именно в эти дни потусторонние силы были наиболее активными, а границы между мирами более тонкими, что и способствовало более правдивому результату новогодних, рождественских и святочных гаданий. Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12 часов ночи.
Стоит отметить, что в году существовало два периода святочных гаданий – летний и зимний. Но именно зимним святкам отдавалось предпочтение, так как наступление нового года всегда было окружено неким ореолом таинственности и волшебства. К тому же, в долгие зимние вечера, когда работы в поле не было, да и по хозяйству особенно никто не перетруждался, заниматься было нечем. Именно в такие вечера девушки гадали на суженых, совершая магические таинственные ритуалы. Ну, а люди семейные гадали о более, с их точки зрения, насущных делах – будущем урожае, достатке, появлении потомства и так далее. И если летние гадания проходили всегда коллективно, весело, то зимние святки – это дело сугубо индивидуальное, для нескольких близких друг другу человек. Причем зимние гадания, как правило, происходили ночью, иногда с предметами, которые могли погрузить человека в транс, и, порой, в таких местах, которые и при свете дня многие люди обходят стороной! Как правило, гадание происходило в одиночестве в каком-то уединенном месте, причем, нечистом – например, баня, хлев, кладбище и так далее.
Приведем примеры наиболее распространенных святочных гаданий.
Гадающие девушки обыкновенно выходят за околицу деревни и бросают впереди себя башмачки (с левой ноги). Глядя на то, куда указывает носок башмака, можно судить о том, с какой стороны будет суженый.
По полу рассыпают считанные зерна и ровно в 12 часов ночи берут петуха с насеста (рекомендуется черного) и пускают его в комнату, где сообразно с поведением птицы расценивается будущее. Если все зерна склеваны, то в этом году будет удача, и тот, кто кормил, выйдет замуж. Если склевано некоторое количество зерен, то по этому можно определить, через сколько времени совершится событие или какая из девушек выйдет замуж. Предположим, петух склевал три зерна, значит, 3-я девушка выйдет замуж. Если петух вообще не клевал — это означает неудачу в этом году.
Гадание с лодочкой.
Для этого гадания берут таз с водой. По краям этого таза вешают или прикрепляют перегнутые полоски с именами гадающих или пишут на них возможные события: свадьба, увлечение, похищение, страстная любовь, неудачи, болезнь и т.д. Берут скорлупу грецкого ореха (его половинку) и в середине его устанавливают маленький огарочек свечи (можно елочной). Пускают кораблик на середину таза, и в зависимости того, к какому краю он подойдет и какую бумажку подожжет, такое событие и случится с тем, имя которого написано на бумажке или кто гадает.
Гадания с зеркалами.
Гадание проводится в пустой и тихой комнате. Не должно быть никого и никаких звуков. Гадающая девушка должна распустить волосы и полностью сосредоточиться. Она должна сидеть в темноте возле двух противоположно поставленных зеркал. В полночь девушка зажигает две свечи, расставленные по бокам от зеркал, и произносит: «Суженый мой, ряженый, покажись мне» и начинает вглядываться в галерею отражений, надеясь увидеть своего жениха.
Гадать на соломе интереснее всего, когда присутствует много людей. Ровно в полночь собравшиеся в одной комнате зажигают свечку. На стол кладут солому, сбитую в ком, ставят на этот ком сковородку, кладут камень, наливают немного воды. Затем каждая из девушек тихонько вытягивает по соломинке, и по звукам, производимым камнем при колебании на сковороде, она должна услышать имя суженого. Во время гадания в комнате должна быть абсолютная тишина.
Гадание на спичках.
По бокам спичечной коробки вставляются две спички и поджигаются. Если сгоревшие головки будут обращены друг к другу, то значит «загаданные» парень и девушка будут вместе. Если головки спичек смотрят в разные стороны или отвалились – то нет.
Гадание по лаю собак.
Если раздастся злобный, резкий лай, значит, будущий муж будет строгий и угрюмый. Хриплый лай сулит старого жениха. Визгливый лай – у жениха будет скверный характер. Звонкий лай – молодого. Если же собаки будут лаять весело и заливисто, то и муж будет весёлый и добрый. Очень плохо, если во время гадания послышится собачий вой. Это говорит о том, что замужество будет не долгим и очень быстро молодая жена овдовеет.
Гадания были очень популярны, с их помощью люди могли узнать самые сокровенные тайны. В наше время гадания так же пользуются спросом, потому что и сейчас люди хотят заглянуть в свое будущее.
1.2.Отражение гаданий в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Гоголь, хорошо знавший традиции украинского народа, очень достоверно, со всеми деталями, описывает празднование Рождества. С давних пор это событие сопровождалось различными народными обрядами, такими как гадания, колядование и другие: «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь весёлая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:
Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавые руки старух, которые одни только вместе со степенными отцами оставались в избах, высовывались из окошка с колбасой в руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпы девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были повеселиться.»
В повести мы видим молодых парней и девушек, которые ходят с колядками из дома в дом. Колядки представляют собой веселые песни, шутки, пожелания счастья и благополучия хозяевам дома. В награду из окон то и дело высовывается рука хозяйки с колбасою в руках или куском пирога. Еще до наступления утра все село собирается в церкви: здесь и пожилые женщины в белых суконных свитках, и дворянки в зеленых и желтых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами, и девчата, у которых на головах была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов, а впереди всех — дворяне и простые мужики с усами и чубами, в кобеняках, из-под которых выказывалась белая, а у иных и синяя свитка. И на лицах у всех — ощущение праздника. Вся повесть наполнена радостной, светлой атмосферой праздника. В повести Гоголь описывает не сами гадания, но распространённую святочную традицию – колядки. Это обряд хождения от дома к дому с поздравлениями и песнями про Рождество Христово. Хозяева благодарят колядующих угощениями. Обойдя дома, молодёжь чаще всего собиралась в заранее подготовленной избе на посиделки. Великий мастер слова, Н. В. Гоголь так ярко изобразил рождественские обычаи народа, что, читая его произведение, мы сами словно окунаемся в атмосферу народного праздника, становимся его участниками. Повесть Ночь перед Рождеством позволяет лучше узнать народные традиции, весь уклад жизни украинского крестьянства. Хотя автором не описаны конкретные святочные гадания, мы все равно чувствуем атмосферу святочного веселья и волшебства.
1.3. Отражение гаданий в балладе В. А. Жуковского «Светлана».
Раз в крещенский вечерок
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Счетным курицу зерном;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Действие баллады происходит в Крещенский сочельник — «крещенский вечерок», а девушки заняты одним из самых таинственных святочных обрядов — обрядом гадания. Главным образом, к гаданию прибегали незамужние девушки, стараясь предсказать, скоро ли им идти под венец, и каким будет их суженый. Для этого применяли различные виды гаданий, самые значительные из которых упомянул Жуковский, а именно:
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.
Смысл этого гадания мы уже объяснили в теоретической части.
В этом гадании участвовал не только снег, но и скатерть, которую девушки выносили на двор, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий — молодым, а густой — вдовцом.
Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный — зануду, нетрезвый — мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым.
Кормили счетным курицу зерном.
Данное гадание заключалось в следующем. Снимали с насеста курицу и давали ей поклевать зерно. Затем зерно пересчитывали. Если число оказывалось парным (чётным), это означало скорое замужество, в противном случае гадальщице предстояло сидеть в девках до следующего года.
Во время святочных вечеров одним из самых распространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой»), накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны»). После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились. В балладе Жуковский использовал одну из самых распространённых подблюдных песен-
«Идет кузнец из кузницы»:
Ты кузнец, ты кузнец!
И ты скуй мне венец!
Уж и тем-то мне венцом
Уж и тем мне кольцом
Уж и теми булавками
Уж кому же мы спели,
Но самым действенным было гадание с зеркалом и свечою. Не случайно героиня баллады Жуковского решается на него после года разлуки с милым другом, когда от него нет никаких вестей. Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый, покажись мне в зеркале!»
Иногда для этих целей применяли не одно, а два зеркала: стоящее на столе и стенное зеркало. Направленные друг на друга они образовывали нечто, напоминающее длинный коридор, освещенный огнями. Зеркала должны были быть безукоризненной чистоты, без пузырей и других изъянов. Затем из комнаты выгоняли кошек, собак и птиц, а также просили удалиться посторонних людей. Оставшиеся, соблюдая тишину и глубокое молчание, стояли в стороне. От них требовалось не смотреть в зеркало, не подходить к гадающему лицу и не разговаривать. Гадающая девушка должна была смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора.
Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося: «Суженый, ряженый, приди ко мне поужинать!».
Вот в светлице стол накрыт
И на том столе стоит
Два прибора на столе.
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Самое интересное начиналось в полночь, когда вызванный поневоле суженый приходил в гадательную комнату и смотрел в зеркало через плечо своей избранницы. При его приближении нередко завывал ветра, а иногда доносился и смрадный запах. Девушка рассматривала черты лица и одежду призрака и даже иногда спрашивала его имя.
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
Кто-то, чудилось, блестит
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Твой услышан ропот!»
Таким образом, хотя в основе баллады Жуковского лежит немецкая баллада, его произведение стало поистине национальным творением, близким к фольклору. Поэтом воссозданы удивительные святочные вечера, когда, по народным поверьям, нечистая сила имеет особую власть над людьми и способна приоткрыть смертным тайну их судьбы. Баллада основана на народных приметах, преданиях и гаданиях. Чувства героини соединяются с национальной историей, бытом, обычаями и преданиями русского народа. Живо и ярко воссоздает В. А. Жуковский наиболее известные святочные гадания, что свидетельствует о интересе поэта к народной жизни.
1.4. Отражение гаданий в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
«По старине торжествовали В их доме эти вечера» (V, IV, 9-10), т. е. святочные обряды выполнялись в доме Лариных во всей их полноте. Святочный цикл, в частности, включал посещение дома ряжеными, явные гадания девушек «на блюде», тайные гадания, связанные с вызыванием суженого и загадыванием сна.
Посещение дома ряжеными в пушкинском романе опущено, но следует отметить, что традиционной центральной фигурой святочного маскарада является медведь, что, возможно, оказало воздействие на характер сна Татьяны. Однако пропуск этой красочной детали святочного обряда, вероятно, связан с тем, что во всем цикле он выделяется наименее ясной выраженностью свадебных мотивов. Автор целенаправленно отобрал те обряды, которые были наиболее тесно связаны с душевными переживаниями влюбленной героини.
VIII, 1-14 — Татьяна любопытным взором… — «После всех увеселений вносили стол и ставили посреди комнаты. Являлась почетная сваха со скатертью и накрывала стол. Старшая нянюшка приносила блюдо с водою и ставила на стол. Красные девицы, молодушки, старушки, суженые снимали с себя кольца, перстни, серьги и клали на стол, загадывая над ними «свою судьбу». Хозяйка приносила скатерть-столечник, а сваха накрывала ею блюдо. Гости усаживались. В середине садилась сваха прямо против блюда. Нянюшки клали на столечник маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька. Сваха запевала первую песню: «хлеба да соли». Все сидящие гости пели под ее голос. С окончанием первой песни сваха поднимала столечник и опускала в блюдо хлеб, соль, угольки, а гости клали туда же вещи. Блюдо снова закрывалось. За этим начинали петь святочные подблюдные песни. Во время пения сваха разводила в блюде, а с окончанием песни трясла блюдом. Каждая песня имела свое значение.
Во время Святок различали «святые вечера» (25-31 декабря) и «страшные вечера» (1-6 января). Гадания Татьяны проходили именно в страшные вечера, в то же время, когда Ленский сообщил Онегину, что тот «на той неделе» зван на именины (IV, XLVIII). Подблюдные песня сулила Татьяне замужество на богатой стороне, следовательно, богатого мужа. Предсказание сбылось.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Опрос и анализ опроса по гаданиям
В ходе исследования я решила провести опрос среди своих одноклассников с целью выяснить, знают ли они и их родители, что такое Святочные гадание и гадают ли они. Перед опросом у меня была следующая гипотеза: мои одноклассники знают разные виды гаданий, неоднократно видели, как гадают их родители или сами участвовали в гаданиях, проявляют интерес к этой теме. Было составлено шесть вопросов:
1.Как вы относитесь к гаданиям?
2.Знаете ли вы, что такое Святочные гадания?
3.Гадали ли вы когда-нибудь?
4.Гадают ли ваши родители?
5.Какие гадания вам известны?
6.Зачем люди гадают?
В опросе приняло участие 20 человек.
На 1 вопрос «Как вы относитесь к гаданиям?» 50% опрошенных ответили «нейтрально», 36.5% ответили «плохо» и 13.5% ответили «хорошо».
На 2 вопрос «Знаете ли вы, что такое Святочные гадания?» 45% опрошенных ответили «нет, не знаю» и 55% ответили «да, знаю».
На 3 вопрос «Гадали ли вы когда-нибудь?» 65% учащихся ответили «нет, не гадал(а)», 35% ответили «да, я пробовал(а)».
На 4 вопрос «Гадают ли ваши родители?» 35% опрошенных ответили «нет, мои родители не гадают», 55% опрошенных ответили «да, мои родители гадают» и 10% людей ответили «я не знаю, гадают мои родители или нет».
На 5 вопрос «Какие гадания вам известны?» 60% опрошенных знают несколько видов гаданий, остальные 40% не знают ни одного вида гаданий.
На 6 вопрос «Зачем люди гадают?» 100% опрошенных ответили «чтобы узнать свою судьбу, будущее».
Таким образом, опрос подтвердил гипотезу. Большинство участников опроса имеют представление о гаданиях, но не знакомы с их видами и не интересуются ими. Я думаю, это свидетельствует о том, что люди стали забывать историю своих предков, хотя именно в этом заложено наше будущее. Ещё раз вспомним слова М.П. Мусоргского: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации.». Возможно, люди стали более прагматичны, они более полагаются на себя самих как на создателей своей судьбы
Святки – удивительный период времени: один год приходит на смену другому, и кажется, что возможно все: эта необычная атмосфера праздника вселяет веру в возможность чуда. Русская история богата святочными традициями и гаданиями, которые являлись для человека ключиком к замку на двери в будущее. И каждый хотел приоткрыть эту дверь с верой в исполнение своих желаний, в лучшую долю для себя и своих близких. Миропонимание народа неразрывно связано с его культурой, в том числе и с художественной литературой. К теме святок обращались в своем творчестве и В. А. Жуковский, и Н. В. Гоголь, и другие известные писатели и поэты, что подтверждает первую гипотезу.
Целью работы было расширение знаний о святочных гаданиях, народных традициях, анализ баллады В. А. Жуковского «Светлана» и повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и других произведений.
Информация о святках и святочных гаданиях отражена в реферативной, теоретической части.
В практической части приводится опрос одноклассников по теме «Святочные гадания» и анализ опроса, который опровергает вторую гипотезу.
Данная работа имеет практическую направленность: может использоваться на уроках литературы при изучении творчества В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А.С.Пушкина может применяться для проведения внеклассных познавательных мероприятий; что знакомство с произведениями этих классиков в старших классах даст богатый материал для исследования по этой теме.
Список используемой литературы
1. Гоголь Н.В. Ночь перед Рождеством. М., 1985.
2. Жуковский В. А. Баллады. Поэмы и сказки. М., 1982.
3. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990.
4. Сахаров И. П. Сказания русского народа. Т. I. С.-Петербург, 1885.