Гетеры что это означает слово
Искусство обольщения: чем на самом деле занимались гетеры в Древней Греции
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
О гетерах ходит столько же легенд, сколько об античных богах и героях. Их называют то содержанками и проститутками, то самыми образованными и прогрессивными женщинами своего времени. Оратор Демосфен, выступая на суде в защиту гетеры Нееры, утверждал: «Гетеры каждому нужны для радости!». Какие же радости приносили мужчинам гетеры и чем они занимались на самом деле?
В переводе с древнегреческого, гетера – это «подруга». Эти женщины вели свободный образ жизни, в отличие от жен, которые становились затворницами сразу после замужества и занимались исключительно детьми и домашним хозяйством. Гетеры хорошо разбирались в музыке, литературе, философии и искусстве. Они могли поддержать диалог на любую тему, их интеллектуальное развитие не уступало мужскому.
Они становились для мужчин настоящими музами. Эпикур всю жизнь хранил верность гетере Леонтии и говорил о ней: «Она живет со мной и во мне». Афинский полководец Перикл был женат на гетере Аспасии, часто советовался с ней в решении государственных проблем, она помогала ему готовить речи для выступлений. Византийская императрица Феодора до замужества была гетерой. Гетера Таис Афинская – подруга Александра Македонского – после его смерти стала женой египетского царя Птолемея І.
Фрина, которую называли самой известной и красивой гетерой Афин, стала моделью для Праксителя, ваявшего статую Афродиты, за что ее обвинили в кощунстве. Она предстала перед судом, но ее оправдали – она обнажилась перед вынесением приговора и покорила судей. Фрина сама назначала цену за свои услуги – царю Лидии из-за выплаченного «гонорара» пришлось поднять налоги в стране, чтоб восполнить бюджет, а Диогену это не стоило денег, поскольку Фрина восхищалась его умом.
Конечно, вряд ли можно судить обо всех гетерах только по самым известным и достойным представительницам этого рода занятий. В эпоху античности к идее продажной любви относились без предрассудков. При храмах Афродиты в Греции и Венеры в Риме служили сотни гетер, оказывающих интимные услуги.
Впрочем, и в эпоху античности у гетер были противники. Киники (философская школа) часто выступали против них. Кратет говорил, что статуя Фрины – это памятник греческой распущенности, высмеивал ее любовь к золоту и холодность. Диоген в диалоге с другим философом возмущался: «Как ты можешь быть близок со ш..хой? Или становись киником, или перестань ею пользоваться».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Значение слова «гетера»
1. В древней Греции: образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни.
2. Женщина легкого поведения.
[От греч. ‛εταίρα — подруга, любовница]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Гетера могла выходить замуж. Так, знаменитая гетера Аспасия, известная умом, образованностью и красотой, стала женой известного военачальника М. Перикла. Гетеру, как правило, воспитывала хозяйка из своей рабыни, она обучала её и отпускала на волю или отдавала достойному покровителю.
ГЕТЕ’РА, ы, ж. [греч. hetaira, букв. подруга]. 1. В древней Греции — незамужняя женщина, ведшая свободный образ жизни, привлекавшая мужчин своими артистическими способностями и образованием (истор.). 2. Женщина легкого поведения, кокотка (книжн., эвф.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
гете́ра
1. истор. в Древней Греции — незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни, привлекавшая мужчин своими артистическими способностями и образованием; позже храмовая женщина, жрица любви ◆ Когда нужно молиться о спасении Эллады, в храм Афродиты посылаются именно гетеры, и когда хотят получить победу на олимпийских играх, просят о молитве гетер. О. М. Фрейденберг, «Поэтика сюжета и жанра», 1935 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В Ниневии и Греции грим был особенно распространен среди гетер. Ю. Писаренко, «Хрестоматия актера», 1930 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. о женщине лёгкого поведения ◆ Он признавался сам, рассказывая кое-где потом, что только с этого разу постиг, как эта женщина «хороша собой», а прежде хоть и видывал её, но всегда считал чем-то вроде «уездной гетеры». Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы», 1880 г. ◆ Ты подобен той гетере, // Что на склоне блудных дней // Горько плачет о потере // Добродетели своей! Н. А. Некрасов, «Современники», 1875 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова кода (существительное):
О СЛАВНЫХ ГЕТЕРАХ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО…
Гетеры (от греч. hetaira — подруга, любовница), в Древней Греции свободные незамужние женщины, существовавшие за счет богатых покровителей. Ок. 343-340 до н.э. оратор Демосфен так определил их статус: «Гетер мы заводим ради наслаждения, наложниц — ради ежедневных телесных потребностей, тогда как жен мы берем ради того, чтобы иметь от них законных детей, а также для того, чтобы иметь в доме верного стража своего имущества». Поэт-лирик Архилох (VII в. до н.э.) и вовсе называл гетер “всеобщими подругами».
Положение гетер в обществе было достаточно неопределенным. Как правило, они готовились к своей профессии с раннего детства. Получали всестороннее образование, недоступное большинству женщин той эпохи. Обучались гимнастике, танцам, музыке, философии, поэзии, красноречию и др. Вместе с тем, социальные права гетер были заметно ограничены. По закону они обязаны были носить белокурые парики и не появляться днем в местах массового сбора людей. Как и все граждане, занятые ремеслом, гетеры платили налог. Однако, в отличие от обычных проституток, в выборе клиентов они могли руководствоваться собственными симпатиями, а не принуждением. Благодаря близости к выдающимся политическим деятелям, полководцам, художникам нередко вовлекались в общественную и культурную жизнь, пользовались широкой известностью.
Наиболее успешные гетеры извлекали из своего занятия значительный доход. Героиня комедии Менандра «Льстец» хвасталась, что зарабатывает больше, чем десять проституток. По утверждению писателя Авла Геллия (ок. 130-180), некоторые гетеры получали за одну ночь до десяти тысяч драхм. Сократ восхищался роскошью Феодотии, подруги Алкивиада («Memories». III, 11, 4). По сообщению Геродота, фракийская гетера Родопис, любовница брата легендарной поэтессы Сафо Харакса, из собственных средств оплачивала строительство пирамид в Египте.
Гетера со своим клиентом. Древне-греческая керамика.
Сохранились примеры и иного рода. Прекрасная гетера Архидика отличалась неумеренной жадностью. Исторический анекдот гласит, что когда она отказала богатому египтянину, тот попросил Афродиту ниспослать ему ласки гетеры хотя бы во сне. Богиня исполнила желание молодого человека. Прослышав об этом, Архидика через суд потребовала возместить услуги, оказанные во время сновидения. Однако, судьи справедливо решили, что это она сама еще должна заплатить богине, которая выполнила ее работу.
Имена многих гетер вошли в историю. Конечно, сегодня невозможно судить о том, какими они были в реальной жизни. Однако, они оставили заметный след в памяти потомков, отразившийся в сочинениях историков, творениях живописцев, писателей и поэтов.
Даты рождения и смерти древнегреческой гетеры Таис (Thaïs; греч. Θαΐς) неизвестны. Она сопровождала Александра III Македонского во время похода в Индию. По утверждению историка Клейтарха, в 330 до н.э. по собственной прихоти убедила Александра сжечь дотла столицу персидской империи Персеполис. Плутарх и Диодор Сицилийский объясняют сожжение Персеполиса возмездием персам за поджог храма Афины на Акрополе в 480 до н.э.: “Вслед за царем, все вскочили со своих мест, чтобы чествовать бога Диониса. Участники пиршества быстро разожгли много факелов. Царь повел процессию за собой под звуки флейт и труб. Женщин-музыканток возглавляла куртизанка Таис. Она первой, после царя, швырнула пылающий факел во дворец. Когда все другие сделали то же самое, весь дворец мгновенно охватило пламя, возникло целое пожарище”. (Diodorus Sicily, XVII.72).
Ж.Симони. Таис уговаривает Александра поджечь Персеполис.
Джошуа Рейнольдс. Портрет английской куртизанки Эмили Уоррен в облике гетеры Таис.
Примерно в одно время с Таис, получила известность гетера Фрина (Phryne; греч. Φρύνη) (ок. 390 до н.э. – ок. 330 до н.э.). Исторически достоверная информация о ней также отсутствует. Основные сведения о жизни Фрины рассеяны в сочинениях древнегреческих авторов (Тимокл, Амфис, Посейдипп, Афиней, Плутарх и др.). Историк Аполлодор в книге “О куртизанках” утверждал, что в древности было несколько гетер по имени Фрина. Наиболее известна среди них та, что родилась в маленьком городке Феспия в Беотии.
Горячим поклонником Фрины был скульптор Пракситель, создавший ее мраморное изваяние в образе Афродиты Книдской. До наших дней дошли лишь позднейшие копии этого произведения. Другой современник Фрины, художник Апеллес запечатлел ее на картине Афродита Анадиомена, предназначенной для храма Асклета.
Во время всенародных Элевсинских мистерий Фрина изображала саму богиню Деметру. Она появлялась в храме Посейдона обнаженной и с распущенными волосами. Через толпу неистовых фанатиков Фрина проходила по улицам города к морю.
Генрих Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889.
Ж.-Л.Жером. Фрина перед судом ареопага. 1861.
Ж.Фраппа. Фрина. 1904.
По легенде, лишь один мужчина смог устоять перед чарами Фрины. Глава Платоновской академии Ксенократ был известен, как философ, которому безразличны мирские соблазны. Фрина самонадеянно поспорила с друзьями, что сумеет обольстить сурового аскета. Она прикинулась жертвой грабителей и попросила Ксенократа впустить ее в дом. Философ предоставил Фрине кров и собственное ложе, а затем, как ни в чем ни бывало, вернулся к ученым занятиям. Фрина потерпела полное фиаско, однако не признала поражения: “Я говорила, что разбужу чувства в человеке, а не в статуе”.
Анжелика Кауфман. Фрина и Ксенократ. 1794.
Ремесло гетеры принесло Фрине солидное состояние. Она охотно помогала бедным и нуждающимся согражданам. Впрочем, ее благородные порывы нередко были замешаны на тщеславии. По сообщению историка Каллистрата, Фрина предложила за собственный счет восстановить разрушенные Фивы, но при одном условии. Она потребовала установить на воротах памятную доску с надписью “Фивы были разрушены Александром Великим, а восстановлены Фриной”. После недолгих колебаний горожане отказались принять сомнительный дар из рук куртизанки.
Имя Фрины стало нарицательным, а ее образ многократно запечатлен в различных произведениях искусства. Еще при жизни золотая статуя Фрины была установлена в Дельфах. Многие современники сильно возмущались по этому поводу. Философ-киник Кратес утверждал, что статуя является «памятником распущенности эллинов».
Образ Фрины отражен в живописи: Ангелика Кауфман («Пракситель дарит Фрине статую Эрота», «Фрина пытается соблазнить философа Ксенократа», 1794); Уильям Тёрнер («Фрина в образе Венеры направляется в публичные бани. Демосфен смеётся над Эсхином», 1838); Густав Буланже («Фрина», 1850); Жан-Леон Жером (“Фрина перед судом ареопага”, 1861); Генрик Семирадский («Фрина на празднике Посейдона в Элевсине”, 1889) и др. Скульптуры Огюста Клезенже, Жан-Жака Прадье, Франческо Барцаги, Персиваля Болла, Альберта Вайна и др. В музыке: опера Сен-Санса “Фрина“. В поэзии и драматургии: пьеса Чарльза Доннея “Фрина“ (1891); стихотворный сборник Митчелла Бака “The Songs of Phryne” (1917); поэма Димитриса Вароса “Phryne” (2000) и др. Фильмы: Алессандро Блазетти “Altri tempi” (1952) с Джиной Лоллобриджидой; “Frine cortigiana d’Oriente” (1953) с Еленой Клеус в роли Фрины.
Лаиса (Laïs; греч. Λαις; в русских изданиях иногда Лаида), имя, по крайней мере, двух древнегреческих гетер, сведения о которых в перепутанном виде дошли до наших дней.
Ганс Гольбейн. Лаиса Коринфская. 1526.
Особой симпатией Лаисы пользовался киник Диоген Синопский, который шокировал окружающих экстравагантным поведением: ночевал в глиняном сосуде для хранения зерна, испражнялся на пороге храма и публично занимался мастурбацией. По преданию, Лаиса погибла в Фессалии, куда направилась за своим возлюбленным Гиппостратом. Ревнивые местные женщины подстерегли ее возле храма Афродиты и забросали камнями.
Лаиса неоднократно упоминается в поэтических произведениях, например, в стихотворении Александра Пушкина «Лаиса Венере, посвящая ей свое зеркало» (1814).
2) Лаиса из Коринфа, по отношению к Лаисе из Гиккары называемая Старшей. Упоминания о ней относятся к периоду Пелопоннеской войны 431-404 до н.э. Среди ее многочисленных клиентов были скульптор Мирон, философ Аристипп, олимпийский чемпион Евботас и др. Согласно преданиям, умерла от чревоугодия и пьянства в Коринфе.
За пару с лишним тысячелетий тема гетеризма не утратила своей актуальности. Современных гетер можно лицезреть везде: на экранах телевизоров, за дымчатыми стеклами роскошных авто, на палубах белоснежных яхт и террасах пятизвездных отелей. Названия поменялись, природа человека – нет.
Женщины в истории: гетеры
Прежде всего следует разобраться, кто такие гетеры. Сейчас их часто приравнивают к проституткам, но это не совсем так, а иногда и совсем не так. Гетеры по своему функционалу всегда были ближе к гейшам. Они вовсе не обязаны были дарить мужчинам сексуальное наслаждение (а могли и подарить. но «покровителей» выбирали сами). Их главная задача была развлечь мужчин интеллектуально. Это вам не нынешние девочки, кадрящие олигархов ради замужества с баблом. Там был совсем другой уровень и другой подход.
Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Не стоит путать их с проститутками, те тоже существовали в Греции и назывались «порнайи». Социальный статус гетер был достаточно высок.
«Нам даны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством» — это высказывание Демосфена полностью определяло отношение свободного гражданина Эллады к женщинам того времени.
Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский, известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставил гетер как вульгарных блудниц, однако гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился.
В Афинах существовала специальная доска — Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания.
Но гетеры тоже знали себе цену и высоко несли своё звание, а потому покровителями их были только те мужчины, которые были им по душе. Взамен же возлюбленные получали щедрые подношения и дорогие подарки. Известен случай, когда гетера получила от одного из своих поклонников богатые земли с виноградниками.
Одной из выдающихся древнегреческих гетер была Аспазия (V в. до н. э.). Умна, красива и образованна – эта незаурядная женщина не только покоряла, но и подчиняла себе людей, занимавших первые места в государственной машине. В неё были влюблены скульптор Фидий и правитель Афин Перикл (он впоследствии женился на Аспазии).
Как и пристало супруге правителя, молодая жена была не только ангельски красива, но и умна настолько, что одна сумела заменить своему возлюбленному и правителю Афин целый арсенал советников и советчиков, составляя речи для его выступлений, помогая в принятии важных политических решений, сопровождая любимого даже в военных походах, как и положено советнику вождя. Это был исключительный случай за всю историю античной Греции, когда философы и политики следовали советам женщины.
По свидетельствам современников, Перикл страстно любил свою жену. Он целовал её и при уходе и по возвращении, и привязанность эта была искренней! Перикл и Аспазия прожили вместе двадцать лет, но когда на Афины обрушилась страшная эпидемия чумы, пришедшая с Востока, не обошла она и дом Перикла. Ушло из жизни множество родственников счастливой супружеской пары.
Потом заболел и умер сам правитель… Аспазия недолго была вдовой, вскоре после смерти мужа повторно выйдя замуж за народного вождя Лизикла, торговца скотом.
Своими познаниями в риторике и философии эта умнейшая женщина не уступала учёным мужам. Сам Сократ восхищался её умом, слушая ее рассуждения. Но, покоряя мужчин умом, Аспазия не забывала и об искусстве красоты. Она не только с успехоим использовала знания в косметологии и искусстве макияжа на практике, но и воплотила их в «Трактате о сохранении красоты» в двух частях, где привела множество рецептов масок для лица и волос, средств для омолаживания, и другие способы для ухода за лицом и телом.
У дам «из благородных» в Древней Греции краситься было не принято. В арсенале «порядочных» знатных (и не очень) женщин были массаж, уход за волосами, притирания редчайшими благовониями, привозимыми из Азии, но «боевая раскраска» лица не допускалась и считалась дурным тоном. И всё же не исключено, что и благородные женщины тайком почитывали косметические советы Аспазии.
Бюст Аспазии
Гетера и танцовщица Фрина (IV век до н.э.) была родом из греческого города Феспия. Настоящее её имя – Мнесарет («помнящая о добродетелях»).
Имя же Фрина означает в переводе с греческого «жаба». Но этим именем девушка была награждена вовсе не за какие-то провинности. Как утверждают историки, в Древней Элладе так называли женщин с оливковым – более светлым, по сравнению с привычным для смуглых греков, – оттенком кожи. Дочь состоятельного врача Эпикла, девушка получила хорошее образование.
Но основным её достоинством была необыкновенная красота. Фрина изумляла совершенством своего лица, и особенно фигуры, не только окружающих, но и собственных родителей.
Рано осознав себе цену, умная и честолюбивая красавица поняла, что благодаря внешности она сможет многого добиться. Её совершенно не привлекал удел обычной провинциальной домохозяйки, к чему сводилась судьба многих гречанок. Раннее замужество, куча детей, тяжёлая бесконечная домашняя работа пугали её и были ей отвратительны.
И, чтобы избежать серой участи своих соотечественниц, девушка отправилась в Афины, дабы приблизиться к столичной светской жизни и, в конечном счете, осуществить свою давнюю затаённую мечту – стать гетерой, ведь этим вольным светским львицам разрешалось многое из того, что для остальных женщин Эллады было под запретом.
В Афинах женщины обладали не большими политическими и гражданскими правами, чем рабы, в течение всей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола. Она не могла завести знакомства ни с одним посторонним мужчиной.
Особенностью Древней Греции было то, что вплоть до III века до н. є. греки считали всех женщин неразумными-поскольку их лишили образования, сексуально озабоченными, так как их мужья редко делили с ними ложе (настолько редко, что Солону пришлось в законодательном порядке обязать мужей делить семейное ложе не менее трех раз в месяц).
Главную задачу своего законодательства о нравственности Солон видел в защите и укреплении брака, причем во всех своих действиях придерживался точки зрения так называемой «двойственной» морали, то есть мужчине разрешал добрачные и внебрачные отношения, а женщине запрещал.
Свободная и насыщенная жизнь гетер влекла и манила. Эти женщины могли появляться на всех важных собраниях, даже на политических. Они могли, не стесняясь, демонстрировать свою исключительную красоту и подчёркивать её откровенными нарядами, могли позволить себе свободное обращение с мужчинами, даже и с незнакомыми, – разговаривать с ними, спорить, кокетничать.
В их арсенале были и косметика, и духи, и парики, и шиньоны. Они могли украшать себя, как только им вздумается, что было неприемлемо для благородных замужних дам. И Фрина не прогадала. В Афинах её прелести были оценены по достоинству: её поклонниками стали многие высокопоставленные и знаменитые мужи – как от политики, так и от искусства. В том числе Апеллес и Пракситель, оставившие нам в своих нетленных шедеврах-произведениях образ прекрасной куртизанки-гетеры.
Великий скульптор Пракситель, прославившийся ещё при жизни своим талантом, влюбился в неё с первого взгляда и робко просил её позировать ему для знаменитой впоследствии статуи – Афродиты Книдской. Апеллеса же, знаменитого художника, гетера вдохновила на изображение «Афродиты, выходящей из моря» (Афродиты Анадиомены)
По мере того, как росла слава прекрасной гетеры, росли и размеры её вознаграждений, и, соответственно, аппетиты самой красавицы. Ночь для жаждущих ее любви стоила целое состояние, и Фрина, ставшая уже настолько богатой и свободной, что вполне могла бы оставить свое ремесло, стала назначать цену своим клиентам только в зависимости от того, как она сама лично к ним относилась. Если поклонник ей не нравился, то не могло быть речи ни о каких отношениях.
Историки донесли до наших времён свидетельства того, что, будучи совершенно не расположенной к царю Лидии, она назвала ему абсурдную и баснословную сумму за свою любовь, надеясь, что это охладит его пыл. Но одержимый страстью влюблённый правитель, тем не менее, согласился и заплатил Фрине эту невообразимую сумму, что потом немалым образом отразилось на бюджете страны, для восстановления которого ему пришлось поднять налоги.
Противоположный пример, так же известный историкам, рассказывает, что, восхищаясь умом философа Диогена, Фрина снизошла к нему без всякой платы. Став «самой желанной женщиной Эллады», тщеславная гетера хотела как можно дольше сохранять за собой право так называться. И потому она продолжала вести бурную светскую жизнь, полную остроты и любовных приключений, не отвергая своих ставших уже постоянными высокопоставленных любовников.
К 25-ти годам у Фрины было уже изрядное состояние. Она обзавелась собственным домом, рабами и всем необходимым убранством с обстановкой, демонстрирующими её высокий статус. В богатом доме, полном роскоши, украшенном галереей из колонн, скульптурами и картинами, с садом и бассейном, знаменитая и обожаемая гетера Афин устраивала пиры, на которые приглашались исключительно только знаменитые и влиятельные личности.
«Афродита Книдская» (копия)
Несмотря на постоянное участие в пирах, на текущие потихоньку года, Фрина оставалась всегда неизменно свежей и молодой и выглядела идеально. Известно, что она была небезразлична к рецептам омолаживающих мазей и притираний, и у неё был специально обученный секретарь, который находил и записывал секреты чудодейственных и эффективных средств, выведанных разными путями то ли самой гетерой, то ли секретарём.
Прежде чем применять средства на себе, Фрина опробовала их на своих рабынях. Она также придумала собственный крем от морщин и, как гласит предание, до самого почтенного возраста отличалась гладкостью кожи и долго сохраняла привлекательность и стройность.
Конечно, жизнь такой женщины не могла обойтись без драматических событий. В гетеру влюбился оратор Евфий. За её любовь он был готов выложить все свое состояние. Чтобы помолодеть и понравиться возлюбленной, он даже сбрил бороду и домогался благосклонности изо всех сил. Но неблагодарная куртизанка высмеяла его.
И тогда Евфий подал на гетеру жалобу в афинский суд с обвинением в безбожии, что было серьёзным обвинением по тем временам и влекло к изгнанию или к смертной казни. Причиной всему стала статуя Афродиты Книдской – та, которую скульптор Пракситель изваял некогда по подобию тогда только начинавшей малоизвестной гетеры-чужестранки. Это изваяние впоследствии завоевало славу самой знаменитой статуи богини любви и, установленное в святилище города Книда, привлекало к себе толпы паломников. Тысячи паломников, молитвенно простирая руки к статуе богини, восклицали: «О, прекрасная Афродита, божественна твоя красота!»
За это-то и обвинил гетеру в безбожии и кощунстве оратор Евфий, отвергнутый ею. Якобы, позволяя поклоняться себе, как богине, куртизанка тем самым оскорбляла величие богов, а также постоянно развращала самых выдающихся граждан республики, «отвращая их от службы на благо отечества».
На суде Фрину защищал оратор Гиперид, давно добивавшийся ее благосклонности. За это она пообещала ему стать его любовницей. Но, несмотря на всё красноречие адвоката и показания свидетелей, судьи были настроены крайне сурово, и дело принимало всё худший оборот.
Тогда Гиперид произнёс свои знаменитые слова:
– Благородные судьи, посмотрите вы все, поклонники Афродиты, а потом, приговорите к смерти ту, которую сама богиня признала бы своею сестрой! – и резким движением сдернул с плеч стоявшей перед судом Фрины покрывала, обнажив подсудимую.
200 судей были восхищены красотой обнаженной Фрины, и все как один провозгласили ее невиновность
«Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить жрицу Афродиты», – писал историк Афиней, ведь по представлениям греков того времени, в таком совершенном теле не могла скрываться несовершенная душа. Гетеру оправдали, а Евфия суд наказал крупным штрафом.
Пракситель пережил Фрину. После смерти своей музы он чистым золотом заплатил ей за минуты вдохновения и блаженства, отлив ее золотую статую и поставив её в храме Дианы Эфесской. В постскриптуме хочется особо отметить, что Фрина была наиболее стыдливой из гетер. В отличие от своих товарок, она не носила прозрачные одежды, а всегда была закутана в хитон из плотной ткани, закрывая даже руки до кисти и волосы.
Став возлюбленной царя и военачальника, Таис сопровождала его даже в военных походах и однажды, когда Александр и его свита во главе с Таис праздновали очередную победу над персами, пируя в захваченном царском дворце в Персеполе, именно Таис пришла в голову мысль поджечь дворец, дабы отомстить «варварам».
Во многих исторических источниках того времени упоминается это событие. Особенно красочно описывают его Диодор Сицилийский и Плутарх, рассказывая о том, как во время пиршества в царском дворце гетера по имени Таис, уроженка Аттики, возлюбленная самого Александра Македонского, вела себя не только на редкость свободно и дерзко, но и очень умно и хитро…
Она то прославляла Александра, то мило подшучивала над ним, заражая своим безудержным весельем и его, и всю честную компанию. Когда же и гости, и сама Таис изрядно захмелели, то она во власти эмоций вдруг обратилась к Александру и всем пирующим с воззванием сжечь царский дворец. Сказав, что из всех дел, совершенных Александром в Азии, этот смелый поступок будет самым прекрасным – как месть Ксерксу, предавшему некогда губительному огню Афины.
Таис Афинская. Художник Артур Брагинский
Воскликнув, что хотела бы почувствовать и себя тоже вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии, она добавила, что не прочь сама, собственноручно, на глазах у всех поджечь дворец.
– И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота! – потрясая горящим факелом, закончила свою речь воинственная гетера. …И слова её потонули в громком гуле одобрения и рукоплесканий.
После царя Таис первой метнула во дворец горящий факел. Огромное строение, возведённое из кедра, сразу занялось, и бушующее пламя пожара быстро охватило его.
Впоследствии вторая жена египетского царя Птолемея I Сотера, от которого у неё были сын Леонтиск и дочь Ирана (Эйрена), вышедшая замуж за Эвноста, правителя кипрского города Солы.
Элефантида — греческая гетера, предположительно жившая в Александрии в III в. до н. э. Она была известна как автор эротических руководств самого откровенного содержания, которые во времена Римской империи уже слыли библиографической редкостью. По сообщению Светония, у Тиберия на Капри имелось полное собрание её сочинений. Упоминается в Приапее и эпиграммах Марциала. До наших дней не сохранилось, а жаль.
– Если одержишь победу, то все скажут, что ты победил женщину, а если ты потерпишь поражение, то все скажут, что тебя победила женщина! – сказала она, дав ему понять, что любой исход сражения станет для него позором.
Другие известные гетеры, о которых мало информации:
Археанасса — подруга философа Платона
Белистиха — гетера фараона Птолемея II, которой в Египте воздавались божественные почести
Вакхис — верная любовница оратора Гиперида, была известна своим бескорыстием и добротой
Герпилис — любовница философа Аристотеля и мать его сына
Гликерия — сожительница комедиографа Менандра
Гнатена — замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила
Клеонисса — написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас, работ по философии
Лагиска — возлюбленная ритора Исократа и оратора Демосфена
Лаиса Коринфская (Lais of Corinth) — объект страсти философа Аристиппа
Лаиса Сицилийская (Lais of Hyccara) — предполагаемая натурщица художника Апеллеса, убитая в храме Афродиты
Летала — любовница Ламалиона
Леэна (Leaina) — откусила себе язык, чтобы не выдать заговор Гармодия и Аристогитона, за это ей была воздвигнута статуя
Мания — её называли пчелкой за необыкновенно тонкую талию
Мегалострата — муза поэта Алкмана
Менатеира — подруга оратора Лисия
Мильто — которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью
Неэра (Neaira) — против которой выступал в суде Демосфен, его речь — важный источник сведений о сексуальной жизни в античной Греции
Никарета — основательница знаменитой школы гетер в Коринфе
Пигарета — была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой
Питиониса — знаменита царской роскошью, которой окружил её Гарпал, представитель Александра в Вавилоне
Сапфо — поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала
Таргелия — отказалась предать свою родину Ксерксу. Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и, как пишет Плутарх, стала благодаря своему уму и красоте королевой Фессалии
Теодетта — нежно любила блестящего Афинского полководца Алквиада и благоговейно воздала ему погребальные почести.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов